Программа коррекционной работы с детьми, испытывающими трудности в обучении
рабочая программа на тему
Приводится программа корекционной работы для детей с трудностями в обучении
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2016_programma_korrektsionnoy_raboty.odt | 49.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Принято Утверждаю
Педагогическим советом Директор МБОУ Школы-интерната № 1
Протокол от 15.01.2016 г.№ 1 г.о. Самара
_______________Н.И. Миронова
Приказ от 17.01.2016 г.№ 08/1-од
ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННЫЙ РАБОТЫ
Пояснительная записка
Одной из важнейших задач образования в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального и основного общего образования является обеспечение «условий для индивидуального развития всех обучающихся, в особенности тех, кто в наибольшей степени нуждается в специальных условиях обучения – детей с ограниченными возможностями здоровья».
Реализация личностно-ориентированного подхода через психолого-педагогическое сопровождение ребенка является актуальной задачей, решение которой способствует достижению учащимся планируемых результатов (личностных, метапредметных, предметных) Стандарта образования.
Программы направлена на создание комплекса условий для повышения эффективности обучения и воспитания детей с трудностями в обучении. К числу основных условий относятся:
- введение системы регулярного, углубленного, комплексного и разностороннего изучения детей в процессе различных видов деятельности на уроке, во внеурочное время, в семье;
- совершенствование образовательных технологий и технологий в охране здоровья обучающихся;
- интеграция полученных в ходе психологического и педагогического изучения ребенка данных, объединяемых в симптомокомплексы;
- разработка и реализация педагогических технологий (диагностико-информационных, развивающих, обучающе-образовательных, коррекционных, реабилитационных);
- объединение усилий педагогов, психолога и социального педагога в оказании всесторонней помощи и поддержки детям с трудностями в обучении;
- расширение перечня педагогических, психологических, социальных и правовых услуг детям и родителям;
- развитие системы отношений в направлении педагог-ребенок-родитель-психолог и другие специалисты.
Цель программы коррекционной работы:
создание условий для успешного освоения образовательной программы всеми обучающимися.
Задачи:
- Диагностировать трудности обучения, межличностных взаимодействий, отдельных индивидуальных психофизиологических особенностей школьников (мышление, пространственная ориентировка, психомоторная координация), обучающихся в образовательном учреждении;
- Оказать помощь в освоении основной образовательной программы общего образования детям с трудностями обучения;
- Определить особенности организации образовательной деятельности для детей в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребёнка;
- Осуществлять индивидуально ориентированную психолого-педагогическую помощь детям с учётом особенностей их психофизиологического развития, индивидуальных возможностей;
- Оказать консультативную и методическую помощь родителям (законным представителям) детей по педагогическим, социальным, правовым вопросам;
- Повысить уровень психолого-педагогической компетентности педагогов в сфере работы с детьми с трудностями в обучении.
Содержание программы коррекционной работы определяют следующие принципы:
— Соблюдение интересов ребёнка. Принцип определяет позицию специалиста, который призван решать проблему ребёнка с максимальной пользой и в интересах ребёнка.
— Системность. Принцип обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, т. е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений детей с ограниченными возможностями здоровья, а также всесторонний многоуровневый подход специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребёнка; участие в данном процессе всех участников образовательной деятельности.
— Непрерывность. Принцип гарантирует ребёнку и его родителям (законным представителям) непрерывность помощи до полного решения проблемы или определения подхода к её решению.
— Вариативность. Принцип предполагает создание вариативных условий для получения образования детьми, имеющими различные недостатки в физическом и (или) психическом развитии.
—Рекомендательный характер оказания помощи. Принцип обеспечивает соблюдение гарантированных законодательством прав родителей (законных представителей) детей с ограниченными возможностями здоровья выбирать формы получения детьми образования, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы детей, включая обязательное согласование с родителями (законными представителями) вопроса о направлении (переводе) детей с ограниченными возможностями здоровья в специальные (коррекционные) образовательные учреждения (классы, группы).
Ожидаемые конечные результаты реализации программы
- оОсвоение основной образовательной программы;
- пПовышение учебной мотивации младших школьников;
- уУспешная адаптация к школьному обучению;
- пПовышение активности учащихся при взаимодействии с участниками образовательной деятельности;
- рРазвитие когнитивной и эмоционально-личностной сфер обучающихся
- сСнижение уровня общей тревожности учащихся.
Требования к условиям реализации программы
Коррекционная работа реализуется поэтапно. Последовательность этапов и их адресность создают необходимые предпосылки для устранения дезорганизующих факторов.
Этап сбора и анализа информации (информационно-аналитическая деятельность). Результатом данного этапа является оценка контингента обучающихся для учёта особенностей развития детей, определения специфики и их особых образовательных потребностей; оценка образовательной среды с целью соответствия требованиям программно-методического обеспечения, материально-технической и кадровой базы учреждения.
Этап планирования, организации, координации (организационно-исполнительская деятельность). Результатом работы является особым образом организованный образовательный процесс, имеющий коррекционно-развивающую направленность и процесс специального сопровождения детей с трудностями в обучении.
Этап диагностики коррекционно-развивающей образовательной среды (контрольно-диагностическая деятельность). Результатом является констатация соответствия созданных условий и выбранных коррекционно-развивающих и образовательных программ особым образовательным потребностям ребёнка.
Этап регуляции и корректировки (регулятивно-корректировочная деятельность). Результатом является внесение необходимых изменений в образовательную деятельность и процесс сопровождения детей с трудностями в обучении, корректировка условий и форм обучения, методов и приёмов работы.
Обеспечение.
Психолого-педагогическое обеспечение:
— обеспечение дифференцированных условий (оптимальный режим учебных нагрузок);
— обеспечение психолого-педагогических условий (учёт индивидуальных особенностей ребёнка; соблюдение комфортного психоэмоционального режима; использование современных педагогических технологий, в том числе информационных, компьютерных для оптимизации образовательной деятельности, повышения его эффективности, доступности);
— обеспечение специализированных условий (выдвижение комплекса специальных задач обучения, ориентированных на образовательные потребности обучающихся; использование специальных методов, приёмов, средств обучения, специализированных образовательных и коррекционных программ, ориентированных на особые образовательные потребности детей);
— обеспечение здоровьесберегающих условий (оздоровительный и охранительный режим, укрепление физического и психического здоровья, профилактика физических, умственных и психологических перегрузок обучающихся, соблюдение санитарно-гигиенических правил и норм);
Программно-методическое обеспечение:
В процессе реализации программы коррекционной работы могут быть использованы коррекционно-развивающие программы, диагностический и коррекционно-развивающий инструментарий, необходимый для осуществления профессиональной деятельности учителя, педагога-психолога, социального педагога, учителя др.
Кадровое обеспечение
Коррекционная работа должна осуществляться специалистами соответствующей квалификации, имеющими специализированное образование, и педагогами, прошедшими обязательную курсовую или другие виды профессиональной подготовки в рамках обозначенной темы.
Информационное обеспечение
Необходимым условием реализации программы является создание информационной образовательной среды с использованием современных информационно-коммуникационных технологий.
Обязательным является создание системы широкого доступа детей, родителей (законных представителей), педагогов к сетевым источникам информации, к информационно-методическим фондам.
Структура программы представлена следующими направлениями:
- диагностическое – обеспечивает своевременное выявление трудностей у детей;
- коррекционно-развивающее – содержит перечень и план коррекционно-развивающих мероприятий, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей учащихся;
- информационно-просветительское – осуществляет разъяснительную деятельность по вопросам реализации и осуществления образовательной деятельности.
Диагностическое направление
Цель: своевременное выявление детей с трудностями в обучении, учащихся «группы риска»; проведение комплексного обследования и подготовка рекомендаций по оказанию им коррекционно-развивающей, психолого-медико-педагогической помощи в условиях МБОУ Школы-интерната № 1 г.о. Самара.
Учащихся "группы риска" можно распределить по четырем категориям:
Категории | Критерии, по которым определяются учащиеся "группы риска" |
1. Медицинская | Имеют хронические заболевания внутренних органов. Часто и длительно болеют (пропуски по болезни более 40 учебных дней в году). Стоят на учете у психоневролога. Перенесли сложную медицинскую операцию. |
2. Социальная | Живут в асоциальной семье. Живут в малообеспеченной семье; окружающие относятся пренебрежительно или агрессивно. Живут в семье беженцев или переселенцев (проблемы языковые или адаптивные). Перешли в новую школу, класс, сменили место жительства (проблемы адаптивные) |
3. Учебно-педагогическая | Имеют стойкую неуспеваемость. Прогуливают, пропускают занятия без уважительной причины |
4. Поведенческая | Имеют стойкие нарушения поведения. Испытывают трудности во взаимоотношениях со сверстниками, учителями, родителями. Имеют повышенную тревожность |
Алгоритм действий по реализации направления
Задачи (направления деятельности) | Планируемые результаты | Виды и формы деятельности, мероприятия | Сроки | Ответственные |
Медицинская диагностика | ||||
Определить состояние физического и психического здоровья детей. | Выявление состояния физического и психического здоровья детей. | Изучение истории развития ребенка, беседа с родителями, наблюдение классного руководителя, анализ работ обучающихся | сентябрь | Классный руководитель, медицинский работник |
Психолого-педагогическая диагностика | ||||
Первичная диагностика для выявления группы «риска» | Создание банка данных обучающихся, нуждающихся в специализированной помощи. Формирование характеристики образовательной ситуации в ОУ | Наблюдение, психологическое обследование; анкетирование родителей, беседы с педагогами | Сентябрь- октябрь | Классный руководитель, педагог-психолог |
Углубленная диагностика детей с ОВЗ. | Получение объективных сведений об обучающемся на основании диагностической информации специалистов разного профиля, создание диагностических "портретов" детей | Диагностирование. Заполнение диагностических документов специалистами. | Сентябрь-октябрь | Педагог-психолог |
Проанализировать причины возникновения трудностей в обучении. Выявить резервные возможности. | Индивидуальная коррекционная программа, соответствующая выявленному уровню развития обучающегося | Разработка коррекционной программы | Сентябрь-октябрь | Педагог-психолог |
Социально – педагогическая диагностика | ||||
Определить уровень организованности ребенка, особенности эмоционально-волевой и личностной сферы; уровень знаний по предметам. | Получение объективной информации об организованности ребенка, умении учиться, особенности личности, уровню знаний по предметам. Выявление нарушений в поведении. | Анкетирование, наблюдение во время занятий, беседа с родителями, посещение семьи. Составление характеристики. | Классный руководитель, педагог-психолог |
Консультативная работа включает:
— выработку совместных обоснованных рекомендаций по основным направлениям работы с обучающимся с трудностями в обучении, единых для всех участников образовательной деятельности;
— консультирование специалистами педагогов по выбору индивидуально-ориентированных методов и приёмов работы с обучающимся с трудностями в обучении;
— консультативную помощь семье в вопросах выбора стратегии воспитания и приёмов коррекционного обучения ребёнка с трудностями в обучении.
Коррекционно-развивающее направление
Цель: развитие способностей детей и коррекция трудностей в усвоении программы обучения.
Значимое место в реализации данного направления занимает организация дополнительных групповых и индивидуальных занятий, которые направлены на преодоление специфических трудностей и недостатков, характерных для учащихся с трудностями в обучении.
Программы коррекционной работы:
Начальная школа | Основная школа | |
Программы адаптации | Учащихся 1 классов ( адаптация к обучению в школе) | Учащихся 5 классов ( преемственность) |
Программа подготовки к ГИА. | ||
Программа профессиональной ориентации . | ||
Программа подготовки к участию в творческих конкурсах и олимпиадах. | ||
Программа «Здоровье». Программа поддержки часто болеющих детей, пропускающих уроки по болезни. | ||
Программа работы с учащимися группы ОВЗ. | ||
Программа работы с учащимися «группы риска». | ||
План работы социального педагога по преодолению любых видов зависимостей, агрессивности подростков, | ||
План воспитательной работы школы. | ||
План работы психологической службы. |
Алгоритм деятельности организации коррекционно-развивающей работы
Задачи (направления) деятельности | Планируемые результаты | Виды и формы деятельности, мероприятия | Сроки (периодичность в течение года) | Ответственные | |||
Психолого-педагогическая работа | |||||||
Обеспечить педагогическое сопровождение детей с трудностями в обучении. | Планы, программы | Разработка индивидуальной программы по предмету. Разработка воспитательной программы работы с классом и индивидуальной воспитательной программы. Разработка плана работы с родителями по формированию толерантных отношений между участниками инклюзивного образовательного процесса. Осуществление педагогического мониторинга достижений школьника. | Сентябрь | Зам.директора по УВР, классный руководитель | |||
Обеспечить психологическое сопровождение детей с трудностями в обучении. | Позитивная динамика развиваемых параметров | 1.Формирование групп для коррекциионной работы. 2.Составление расписания занятий. 3. Проведение коррекционных занятий. 4. Отслеживание динамики развития ребенка | Октябрь | Зам.директора по УВР, педагог-психолог | |||
Лечебно – профилактическая работа | |||||||
Создание условий для сохранения и укрепления здоровья обучающихся. | Разработка рекомендаций для педагогов, учителя, и родителей по работе с детьми с детей с трудностями в обучении. Внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательную деятельность. Организация и проведение мероприятий, направленных на сохранение, профилактику здоровья и формирование навыков здорового и безопасного образа жизни. | В течение года | Зам.директораУВР, педагог-психолог, медицинский работник |
Профилактическое направление
Цель: обеспечить системное сопровождение детей с трудностями в обучении специалистами разного профиля в образовательном процессе.
Одним из основных механизмов реализации коррекционной работы является оптимально выстроенное взаимодействие специалистов образовательного учреждения. Такое взаимодействие включает:
— комплексность в определении и решении проблем ребёнка, предоставлении ему квалифицированной помощи специалистов разного профиля;
— многоаспектный анализ личностного и познавательного развития ребёнка;
— составление комплексных индивидуальных программ общего развития и коррекции отдельных сторон учебно-познавательной, речевой, эмоционально-волевой и личностной сфер ребёнка.
- организованное взаимодействие специалистов школьного консилиума и других служб сопровождения.
В качестве ещё одного механизма реализации коррекционной работы следует обозначить социальное партнёрство, которое предполагает профессиональное взаимодействие МБОУ Школы-интерната № 1 г.о. Самара с внешними ресурсами (организациями различных ведомств, общественными организациями и другими институтами общества). Социальное партнёрство включает:
— сотрудничество с учреждениями образования и другими ведомствами по вопросам преемственности обучения, развития и адаптации, социализации, здоровьесбережения детей с ограниченными возможностями здоровья;
— сотрудничество с родительской общественностью.
Для обеспечения системного сопровождения детей с ОВЗ планируется проведение профилактических мероприятий
Профилактическое мероприятие | Кем выполняется работа | Сроки |
Контроль за осуществлением санитарно-гигиенических норм, режимом дня и питания. | Медицинский работник, социальный педагог, педагог. | Ежедневно |
Коррекционно-развивающие занятия (с привлечением ресурса комнаты психологической разгрузки). | Педагог-психолог. | В течение года по плану работы. |
Использование здоровьесберегающих технологий на уроках и во внеурочной деятельности | Педагог, педагог-организатор, социальный педагог | Ежедневно. В течение года по плану работы. |
Информационно – просветительское направление
Цель:
- организация информационно-просветительской деятельности по вопросам развивающего, инклюзивного образования со всеми участниками образовательной деятельности.
Задачи:
- повысить уровень профессиональной компетентности педагогов по вопросам, связанными с особенностями образовательной деятельности для детей с трудностями обучения;
- провести необходимую разъяснительную работу со всеми участниками образовательной деятельности для формирования толерантности (терпимости) по отношению к детям с ОВЗ;
- оказывать необходимую социальную, психологическую, педагогическую помощь детям и их родителям.
Информационно-просветительская деятельность
Задачи (направления) деятельности | Планируемые результаты | Виды и формы деятельности, мероприятия | Сроки (периодичность в течение года) | Ответственные |
Информирование родителей (законных представителей) по медицинским, социальным, правовым и другим вопросам. | Организация работы семинаров, тренингов, клуба и др. по вопросам развивающего и инклюзивного образования | Информационные мероприятия | По отдельному плану-графику | Педагог – психолог. Зам. директора по УВР. |
Психолого-педагогическое просвещение педагогических работников по вопросам развития, обучения и воспитания данной категории детей. | Организация методических мероприятий по вопросам развивающего и инклюзивного образования | Информационные мероприятия | По отдельному плану-графику | Педагог – психолог. Зам.директора по УВР. |
Программа повышения профессиональной компетентности педагогов.
Дата | Тема | Количество часов | Ответственный |
02.11.2015 г. – 13.11.2015 г. | Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российского образования | 72 часа | Зам. директора по УВР |
25.01.2016 г. – 29.01.2016 г. | ИКТ в образовании детей с ограниченными возможностями здоровья | 36 часов | Зам. директора по УВР |
29.02.2016 г. – 04.03.2016 г. | Проектирование учебного занятия на основе современных образовательных технологий | 36 часов | Зам. директора по УВР |
Повышения уровня родительской компетентности и активизация роли родителей в воспитании и обучении ребенка.
Проводится на индивидуальных консультациях психологом, на родительских собраниях (согласно воспитательному плану педагога), через использование ресурса школьного сайта.
Программа коррекционной работы с учащимися группы ОВЗ
содержит следующие разделы:
1). Характеристика контингента учащихся с ограниченными возможностями здоровья и особыми потребностями.
2). Система комплексного психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях образовательной деятельности.
3). Формы обучения, содержание и план реализации индивидуально ориентированных коррекционных мероприятий, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья, их интеграцию в образовательном учреждении и освоение ими основной образовательной программы начального общего образования.
4). Мониторинг динамики развития детей, их успешности в освоении основной образовательной программы начального общего образования, корректировку коррекционных мероприятий.
5). Описание специальных условий обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья.
6). Механизм взаимодействия в разработке и реализации коррекционных мероприятий учителей, специалистов в области коррекционной педагогики, медицинских работников образовательного учреждения и других организаций, специализирующихся в области семьи и других институтов общества, который должен обеспечиваться в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности.
7). Показатели результативности и эффективности коррекционной работы.
1. Характеристика контингента учащихся с ограниченными возможностями здоровья и особыми потребностями
— дети-инвалиды, дети не признанные в установленном порядке детьми-инвалидами, но имеющие временные или постоянные отклонения в физическом и (или) психологическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий обучения и воспитания;
— дети с ЗПР;
— дети с особыми потребностями (проблемы с речью, нуждающиеся в ЛФК).
2. Система комплексного психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях образовательной деятельности.
В школе создана служба, осуществляющая психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья, которая ведет ребенка на протяжении всего периода его обучения. В службу сопровождения входят специалисты: логопед, педагог-психолог, социальный педагог, педагоги и медицинский работник. Комплексное изучение ребенка, выбор наиболее адекватных проблеме ребенка методов работы, отбор содержания обучения с учетом индивидуально-психологических особенностей детей осуществляется на школьном психолого-педагогическом консилиуме.
Целью психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ, обучающегося в общеобразовательном учреждении, является обеспечение условий для оптимального развития ребенка, успешной интеграции его в социум.
Задачи сопровождения:
- предупреждение возникновения проблем развития ребенка;
-помощь (содействие) ребенку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации: учебные трудности, нарушения эмоционально-волевой сферы, и т.д.;
-психологическое обеспечение образовательных программ;
Психолого-педагогическое сопровождение учащихся включает:
- диагностику когнитивно-познавательной сферы личности, педагогические наблюдения;
- создание благоприятных социально-педагогических условий для развития личности, успешности обучения;
- конкретную психолого-педагогическую помощь ребенку.
Прием в школу детей с ограниченными возможностями здоровья осуществляется на основе заключения медико-психологической и педагогической комиссии, в котором указано, что ребенок может учиться в общеобразовательной школе и по какой программе. На каждого учащегося заполняется и ведется в течение всего времени обучения психолого-педагогическая карта, в которой фиксируются психолого-педагогические особенности развития личности учащегося; результаты педагогической и психологической диагностики; рекомендации по сопровождающей работе.
Переход детей из дошкольных образовательных учреждений в начальную школу является кризисным. Поэтому приоритетным направлением деятельности службы сопровождения является профилактическая работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) по предупреждению проблем адаптационного периода: социально-психологических (проблемы социальной дезадаптации), личностных (неуверенность в себе, высокая тревожность, неадекватная самооценка, низкая учебная мотивация и т.д.), познавательных (проблемы восприятия, внимания, памяти, мышления, трудностей в обучении).
Психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) можно рассматривать как комплексную технологию психолого-педагогической поддержки и помощи ребенку и родителям в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации со стороны специалистов разного профиля, действующих координировано.
Основными направлениями работы службы сопровождения в течение всего периода обучения являются:
Направления работы
Диагностическая работа | обеспечивает своевременное выявление детей с ограниченными возможностями здоровья, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи в условиях образовательного учреждения | — своевременное выявление детей, нуждающихся в специализированной помощи; |
Коррекционно-развивающая работа | обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания образования и коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательного учреждения; способствует формированию универсальных учебных действий у обучающихся (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных) | — выбор оптимальных для развития ребёнка с ограниченными возможностями здоровья коррекционных программ/методик, методов и приёмов обучения в соответствии с его особыми образовательными потребностями; |
Консультативная работа | обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся | — выработку совместных обоснованных рекомендаций по основным направлениям работы с обучающимся с ограниченными возможностями здоровья, единых для всех участников образовательной деятельности; |
Информационно-просветительская работа | направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса обучающимися (как имеющими, так и не имеющими недостатки в развитии), их родителями (законными представителями), педагогическими работниками | — различные формы просветительской деятельности (лекции, беседы, информационные стенды, печатные материалы), направленные на разъяснение участникам образовательного процесса – обучающимся (как имеющим, так и не имеющим недостатки в развитии), их родителям (законным представителям), педагогическим работникам, — вопросов, связанных с особенностями образовательного процесса и сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья; |
3. Формы обучения, содержание мероприятий обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья, их интеграцию в образовательном учреждении и освоение ими основной образовательной программы начального общего образования
Вопрос о выборе образовательного и реабилитационного маршрута ребенка с ограниченными возможностями здоровья, в том числе об определении формы и степени его интеграции в образовательную среду, решается на школьном психолого-педагогическом консилиуме, исходя из потребностей, особенностей развития и возможностей ребенка, с непосредственным участием его родителей (законных представителей). Для детей выстраивается корреционно-развивающая работа, направленная на постепенное увеличение меры самостоятельности, подчинение своей деятельности поставленной цели при организующей, стимулирующей помощи взрослого; переключение учащихся на практическую деятельность с предметами или на другие облегченные задания, подкрепляющие их веру в собственные силы и т.д.
3.1. Индивидуальная и групповая коррекционная работа с учащимися
3.1.1. Работа логопедических групп
- Коррекционная логопедическая работа проводится с учащимися (указывается количество учащихся). Сформировано … логопедических групп (указываются списки групп), индивидуальные занятия проводятся для … человек (указываются фамилии учащихся).
- Расписание занятий (указываются дни и часы занятий).
- Программы обучения (указываются специализированные или авторские программы).
3.1.2. Работа спецгрупп по физической культуре
- Коррекционная работа по физической культуре рекомендована … учащимся указываются списки групп. Сформировано … спецгрупп (указываются списки групп и основания зачисления в спецгруппу по справке о заболевании или выписке из медкарты). Для реабилитации детей с ограниченными возможностями в вариативной части учебного плана выделены часы для занятия групп ЛФК, которые ведет специально подготовленный учитель физической культуры.
- Программы обучения (указываются специализированные или авторские программы).
3.1.3. Индивидуальные занятия с педагогами
Индивидуальные занятия с педагогами это поддержка детей, испытывающих особые трудности при обучении, и детей, которые отстали от программы обучения по объективным причинам (болезнь и т.д ).
УМК « Школа России» предоставляет возможности для организации этой работы:
— материалы учебников;
— дидактические карточки.
3.1.4. Инклюзивное образование
Школа имеет опыт инклюзивного образования.
Детям с ограниченными возможностями здоровья такое обучение дает необходимый опыт коллективной работы, поражений и побед, учит общаться, дружить. Присутствие в детских коллективах инвалидов, нуждающихся в помощи, становится фактором нравственного воспитания здоровых детей при соответствующем педагогическом сопровождении.
3.1.5. Внеурочная деятельность
Организация школьных мероприятий предполагает возможность участия в них детей с ограниченными возможностями здоровья наравне со своими сверстниками из других классов. Вне зависимости от степени выраженности нарушений развития детей с ограниченными возможностями здоровья они включаются в проведении воспитательных, культурно-развлекательных, спортивно-оздоровительных и иных досуговых мероприятий вместе с другими детьми.
4. Мониторинг динамики развития детей, их успешности в освоении основной образовательной программы начального общего образования, корректировка коррекционных мероприятий.
Мониторинг динамики развития детей, их успешности в освоении основной образовательной программы начального общего образования, корректировку коррекционных мероприятий осуществляет школьный психолого-педагогический консилиум.
Мониторинговая деятельность предполагает:
- отслеживание динамики развития учащихся с ОВЗ и эффективности коррекционно-развивающих программ;
- перспективное планирование коррекционно-развивающей работы.
Психолого-педагогический консилиум анализирует выполнение индивидуального плана коррекционно-развивающей работы с конкретными учащимися, даёт рекомендации для следующего этапа обучения. Другая задача школьного консилиума — выбор дифференцированных педагогических условий, необходимых для обеспечения общей коррекционной направленности образовательной деятельности, включающей активизацию познавательной деятельности детей, повышение уровня их умственного и речевого здоровья, сохранение и поддержание здоровья, нормализацию учебной деятельности, профилактику и коррекцию негативных тенденций эмоционально-личностного развития.
Коррекционная работа ведётся в тесном сотрудничестве с семьей ученика.
5. Описание специальных условий обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья.
5.1. Психолого-педагогическое обеспечение:
— обеспечение дифференцированных условий (оптимальный режим учебных нагрузок, вариативные формы получения образования и специализированной помощи) в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии;
— обеспечение психолого-педагогических условий (коррекционная направленность образовательной деятельности; учёт индивидуальных особенностей ребёнка; соблюдение комфортного психоэмоционального режима; использование современных педагогических технологий, в том числе информационных, компьютерных для оптимизации образовательного процесса, повышения его эффективности, доступности);
— обеспечение специализированных условий (выдвижение комплекса специальных задач обучения, ориентированных на особые образовательные потребности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья; введение в содержание обучения специальных разделов, направленных на решение задач развития ребёнка, отсутствующих в содержании образования нормально развивающегося сверстника; использование специальных методов, приёмов, средств обучения, специализированных образовательных и коррекционных программ, ориентированных на особые образовательные потребности детей; дифференцированное и индивидуализированное обучение с учётом специфики нарушения развития ребёнка; комплексное воздействие на обучающегося, осуществляемое на индивидуальных и групповых коррекционных занятиях);
— обеспечение здоровьесберегающих условий (оздоровительный и охранительный режим, укрепление физического и психического здоровья, профилактика физических, умственных и психологических перегрузок обучающихся, соблюдение санитарно-гигиенических правил и норм);
— обеспечение участия всех детей с ограниченными возможностями здоровья, независимо от степени выраженности нарушений их развития, вместе с нормально развивающимися детьми в проведении воспитательных, культурно-развлекательных, спортивно-оздоровительных и иных досуговых мероприятий.
5.2. Программно-методическое обеспечение
В процессе реализации программы коррекционной работы использованы коррекционно-развивающие программы, диагностический и коррекционно-развивающий инструментарий, необходимый для осуществления профессиональной деятельности учителя, педагога-психолога, социального педагога, учителя--логопеда, учителя физической культуры и др.
В случаях обучения детей с выраженными нарушениями психического и (или) физического развития по индивидуальному учебному плану целесообразным является использование специальных (коррекционных) образовательных программ, учебников и учебных пособий для специальных (коррекционных) образовательных учреждений (7 вида), в том числе цифровых образовательных ресурсов.
5.3. Кадровое обеспечение
Важным моментом реализации программы коррекционной работы является кадровое обеспечение. Коррекционная работа должна осуществляться специалистами соответствующей квалификации, имеющими специализированное образование, и педагогами, прошедшими обязательную курсовую или другие виды профессиональной подготовки в рамках обозначенной темы.
Уровень квалификации работников ОУ для каждой занимаемой должности соответствует квалификационным характеристикам по соответствующей должности.
Специфика организации образовательной и коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения развития, обусловливает необходимость специальной подготовки педагогического коллектива общеобразовательного учреждения. Педагогические работники образовательного учреждения имеют чёткое представление об особенностях психического и (или) физического развития детей с ограниченными возможностями здоровья, о методиках и технологиях организации образовательного и реабилитационного процесса.
5.4. Материально-техническое обеспечение
В школе создана хорошая материально-техническая база: 4 кабинета начальных классов, 2 кабинета русского языка и литературы, 2 кабинета математики и физики, 2 кабинета иностранного языка, кабинет биологии, химии, географии, кабинет технологии, кабинет истории, спортивный зал, библиотека, читальный зал, книгохранилище, 5 кабинетов самоподготовки, кабинет педагога-психолога, кабинет учителя-логопеда, кабинет для занятий танцами, кабинет информатики, выставочный зал, спортивный зал для занятий СУМО. Общежитие, столовая, 46 спален, 9 игровых комнат, медицинский кабинет, тренажёрный зал, кабинет для игр в шахматы и шашки, 9 бытовых комнат.
Всего используется в образовательной деятельности 65 компьютеров, 2 интерактивных досок, 7 кабинетов, оснащенных мультимедийными проекторами. В кабинетах начальной школы размещено спортивно-игровое оборудование. Количество кабинетов позволяет выделять площади для реализации целей и задач.
5.5. Информационное обеспечение
Обязательным является создание системы широкого доступа детей с ограниченными возможностями здоровья, родителей (законных представителей), педагогов к сетевым источникам информации, к информационно-методическим фондам, предполагающим наличие методических пособий и рекомендаций по всем направлениям и видам деятельности, наглядных пособий, мультимедийных, аудио- и видеоматериалов.
6. Механизм взаимодействия в разработке и реализации коррекционных мероприятий учителей, специалистов в области коррекционной педагогики, медицинских работников образовательного учреждения и других организаций, специализирующихся в области семьи и других институтов общества, который должен обеспечиваться в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности.
Одним из основных механизмов реализации коррекционной работы является оптимально выстроенное взаимодействие специалистов образовательного учреждения, обеспечивающее системное сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья специалистами различного профиля в образовательном процессе. Такое взаимодействие включает:
— комплексность в определении и решении проблем ребёнка, предоставлении ему квалифицированной помощи специалистов разного профиля;
— многоаспектный анализ личностного и познавательного развития ребёнка;
— составление комплексных индивидуальных программ общего развития и коррекции отдельных сторон учебно-познавательной, речевой, эмоциональной-волевой и личностной сфер ребёнка.
Внутренний механизм взаимодействия:
В качестве ещё одного механизма реализации коррекционной работы следует обозначить социальное партнёрство, которое предполагает профессиональное взаимодействие образовательного учреждения с внешними ресурсами (организациями различных ведомств, общественными организациями и другими институтами общества). Социальное партнёрство включает:
— сотрудничество с учреждениями образования и другими ведомствами по вопросам преемственности обучения, развития и адаптации, социализации, здоровьесбережения детей с ограниченными возможностями здоровья.
7. Показатели результативности и эффективности коррекционной работы.
В качестве показателей результативности и эффективности коррекционной работы рассматривается:
— динамика индивидуальных достижений учащихся с ОВЗ по освоению предметных программ;
— создание необходимых условий для обеспечения доступности качественного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (формы обучения, оптимизирующие коррекционную работу, и наличие соответствующих материально-технических условий);
— увеличение доли педагогических работников образовательного учреждения, прошедших специальную подготовку и обладающих необходимой квалификацией для организации работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья;
— сравнительная характеристика данных медико-психологической и педагогической диагностики учащихся с ОВЗ на разных этапах обучения;
— количество специалистов, привлекаемых к индивидуальной и групповой работе с детьми с ОВЗ;
— другие соответствующие показатели.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа работы с детьми, испытывающими трудности в освоении образовательной программы по математике
Программа работы с детьми, испытывающими трудности в освоении образовательной программы по математике...
Программа работы с учащимися, испытывающими трудности в обучении
Программа работы с учащимися, испытывающими трудности в обучении...
Программа работы с детьми, испытывающими трудности в освоении образовательной программы по математике
Программа работы с детьми, испытывающими трудности в освоении образовательной ...
Конспект индивидуального урока на тему: «Красная книга. Развитие ВПФ и математических навыков» во 2-ом классе с детьми, испытывающими трудности в обучении (ЗПР)
Конспект выстроен в соответствии с программой математики и окружающего мира во 2 классе обучающихся по ООП. Занятие можно проводить как в индивиудальной, так и подгрупповой форме. Цель: развитие высши...
Практические пособия для логопедических занятий с детьми 5-6 классов, испытывающих трудности в обучении
Практические пособия для работы логопеда...
Адаптация образовательной программы для детей с ОВЗ и трудностями в обучении. Модуль 1. Дети, испытывающие трудности в обучении, и дети с ОВЗ: в чем разница
Модуль 1. Дети, испытывающие трудности в обучении, и дети с ОВЗ: в чем разница ...