Программа коррекционной работы с детьми, испытывающими трудности в обучении
рабочая программа на тему

Приводится  программа  корекционной  работы  для  детей с трудностями в обучении

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2016_programma_korrektsionnoy_raboty.odt49.43 КБ

Предварительный просмотр:

Принято                                                                                                                                  Утверждаю

Педагогическим советом                                                      Директор МБОУ Школы-интерната № 1

Протокол от 15.01.2016 г.№ 1                                                                                                г.о. Самара

                                                                                     _______________Н.И. Миронова                          

                                                                                             Приказ от 17.01.2016 г.№ 08/1-од

 ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННЫЙ РАБОТЫ

Пояснительная записка

Одной из важнейших задач образования в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального и основного   общего образования является обеспечение «условий для индивидуального развития всех обучающихся, в особенности тех, кто в наибольшей степени нуждается в специальных условиях обучения – детей с ограниченными возможностями здоровья».

Реализация личностно-ориентированного подхода через психолого-педагогическое сопровождение ребенка является актуальной задачей, решение которой способствует достижению учащимся планируемых результатов (личностных, метапредметных, предметных) Стандарта образования.

Программы направлена на создание комплекса условий для повышения эффективности обучения и воспитания детей с трудностями в обучении. К числу основных условий относятся:

- введение системы регулярного, углубленного, комплексного и разностороннего изучения детей в процессе различных видов деятельности на уроке, во внеурочное время, в семье;

- совершенствование образовательных технологий и технологий в охране здоровья обучающихся;

- интеграция полученных в ходе психологического и педагогического изучения ребенка данных, объединяемых в симптомокомплексы;

 - разработка и реализация педагогических технологий (диагностико-информационных, развивающих, обучающе-образовательных, коррекционных, реабилитационных);

- объединение усилий педагогов, психолога и социального педагога в оказании всесторонней помощи и поддержки детям с трудностями в обучении;

- расширение перечня педагогических, психологических, социальных и правовых услуг детям и родителям;

- развитие системы отношений в направлении педагог-ребенок-родитель-психолог и другие специалисты.

Цель программы коррекционной работы:

создание условий для успешного освоения образовательной программы всеми обучающимися.

Задачи:

  1.  Диагностировать  трудности обучения, межличностных взаимодействий, отдельных индивидуальных психофизиологических особенностей школьников (мышление, пространственная ориентировка, психомоторная координация), обучающихся  в образовательном учреждении;
  2. Оказать помощь в освоении основной  образовательной программы общего образования детям с трудностями  обучения;
  3.   Определить особенности организации образовательной деятельности для детей в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребёнка;
  4.  Осуществлять индивидуально ориентированную психолого-педагогическую помощь детям с учётом особенностей их психофизиологического развития, индивидуальных возможностей;
  5.  Оказать консультативную и методическую помощь родителям (законным представителям) детей по педагогическим, социальным, правовым вопросам;
  6.  Повысить уровень психолого-педагогической компетентности педагогов в сфере работы с детьми с трудностями в обучении.

Содержание программы коррекционной работы определяют следующие принципы:

Соблюдение интересов ребёнка. Принцип определяет позицию специалиста, который призван решать проблему ребёнка с максимальной пользой и в интересах ребёнка.

 Системность. Принцип обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, т. е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений детей с ограниченными возможностями здоровья, а также всесторонний многоуровневый подход специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий  в решении проблем ребёнка; участие в данном процессе всех участников образовательной деятельности.

Непрерывность. Принцип гарантирует ребёнку и его родителям (законным представителям) непрерывность помощи до полного решения проблемы или определения подхода к её решению.

 Вариативность. Принцип предполагает создание вариативных условий для получения образования детьми, имеющими различные недостатки в физическом и (или) психическом развитии.

Рекомендательный характер оказания помощи. Принцип обеспечивает соблюдение гарантированных законодательством прав родителей (законных представителей) детей с ограниченными возможностями здоровья выбирать формы получения детьми образования, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы детей, включая обязательное согласование с родителями (законными представителями) вопроса о направлении (переводе) детей с ограниченными возможностями здоровья в специальные (коррекционные) образовательные учреждения (классы, группы).

Ожидаемые конечные результаты реализации программы

  1. оОсвоение основной образовательной программы;
  2. пПовышение учебной мотивации младших школьников;
  3. уУспешная адаптация к школьному обучению;
  4. пПовышение активности учащихся при взаимодействии с участниками образовательной деятельности;
  5. рРазвитие когнитивной и эмоционально-личностной сфер обучающихся
  6. сСнижение уровня общей тревожности учащихся.

Требования к условиям реализации программы

Коррекционная работа реализуется поэтапно. Последовательность этапов и их адресность создают необходимые предпосылки для устранения дезорганизующих факторов.

Этап сбора и анализа информации (информационно-аналитическая деятельность). Результатом данного этапа является оценка контингента обучающихся для учёта особенностей развития детей, определения специфики и их особых образовательных потребностей; оценка образовательной среды с целью соответствия требованиям программно-методического обеспечения, материально-технической и кадровой базы учреждения.

Этап планирования, организации, координации (организационно-исполнительская деятельность). Результатом работы является особым образом организованный образовательный процесс, имеющий коррекционно-развивающую направленность и процесс специального сопровождения  детей с трудностями в обучении.  

Этап диагностики коррекционно-развивающей образовательной среды (контрольно-диагностическая деятельность). Результатом является констатация соответствия созданных условий и выбранных коррекционно-развивающих и образовательных программ особым образовательным потребностям ребёнка.

Этап регуляции и корректировки (регулятивно-корректировочная деятельность). Результатом является внесение необходимых изменений в образовательную деятельность и процесс сопровождения детей с трудностями в обучении, корректировка условий и форм обучения, методов и приёмов работы.

Обеспечение.

Психолого-педагогическое обеспечение:

— обеспечение дифференцированных условий (оптимальный режим учебных нагрузок);

— обеспечение психолого-педагогических условий (учёт индивидуальных особенностей ребёнка; соблюдение комфортного психоэмоционального режима; использование современных педагогических технологий, в том числе информационных, компьютерных для оптимизации образовательной деятельности, повышения его эффективности, доступности);

— обеспечение специализированных условий  (выдвижение комплекса специальных задач обучения, ориентированных на образовательные потребности обучающихся; использование специальных методов, приёмов, средств обучения, специализированных образовательных и коррекционных программ, ориентированных на особые образовательные потребности детей);

— обеспечение здоровьесберегающих условий (оздоровительный и охранительный режим, укрепление физического и психического здоровья, профилактика физических, умственных и психологических перегрузок обучающихся, соблюдение санитарно-гигиенических правил и норм);

Программно-методическое обеспечение:

В процессе реализации программы коррекционной работы могут быть использованы коррекционно-развивающие программы, диагностический и коррекционно-развивающий инструментарий, необходимый для осуществления профессиональной деятельности учителя, педагога-психолога, социального педагога, учителя др.

Кадровое обеспечение

Коррекционная работа должна осуществляться специалистами соответствующей квалификации, имеющими специализированное образование, и педагогами, прошедшими обязательную курсовую или другие виды профессиональной подготовки в рамках обозначенной темы.

Информационное обеспечение

Необходимым условием реализации программы является создание информационной образовательной среды с использованием современных информационно-коммуникационных технологий.

Обязательным является создание системы широкого доступа детей, родителей (законных представителей), педагогов к сетевым источникам информации, к информационно-методическим фондам.

Структура программы представлена следующими направлениями:

- диагностическое – обеспечивает своевременное выявление  трудностей у детей;

- коррекционно-развивающее – содержит перечень и план коррекционно-развивающих мероприятий, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей учащихся;

- информационно-просветительское – осуществляет разъяснительную деятельность по вопросам реализации и осуществления образовательной деятельности.

Диагностическое направление

Цель: своевременное выявление детей с трудностями в обучении, учащихся «группы риска»; проведение комплексного обследования и подготовка рекомендаций по оказанию им коррекционно-развивающей, психолого-медико-педагогической помощи в условиях МБОУ Школы-интерната № 1 г.о. Самара.

Учащихся "группы риска" можно распределить по четырем категориям:

   Категории

Критерии, по которым определяются учащиеся "группы риска"

1. Медицинская

Имеют хронические заболевания внутренних органов.

Часто и длительно болеют (пропуски по болезни более 40 учебных дней     в году).

Стоят на учете у психоневролога.

Перенесли сложную медицинскую операцию.

2. Социальная

Живут в асоциальной семье.

Живут в малообеспеченной семье; окружающие относятся пренебрежительно или агрессивно.

Живут в семье беженцев или переселенцев (проблемы языковые или адаптивные).

Перешли в новую школу, класс, сменили место жительства (проблемы адаптивные)

3. Учебно-педагогическая

Имеют стойкую неуспеваемость.

Прогуливают, пропускают занятия без уважительной причины

4. Поведенческая

Имеют стойкие нарушения поведения.

Испытывают трудности во взаимоотношениях со сверстниками, учителями, родителями.

Имеют повышенную тревожность

Алгоритм действий по реализации направления

Задачи

(направления деятельности)

Планируемые результаты

Виды и формы деятельности,

мероприятия

Сроки

Ответственные

Медицинская диагностика

Определить состояние физического и психического здоровья детей.

Выявление состояния физического и психического здоровья детей.

Изучение истории развития ребенка, беседа с родителями,

наблюдение классного руководителя,

анализ работ обучающихся

сентябрь

Классный руководитель,

медицинский работник

Психолого-педагогическая диагностика

Первичная диагностика для выявления группы «риска»

Создание банка данных обучающихся, нуждающихся в специализированной помощи.

Формирование характеристики образовательной ситуации в ОУ

Наблюдение, психологическое обследование;

анкетирование родителей, беседы с педагогами

Сентябрь- октябрь

Классный руководитель,

педагог-психолог

Углубленная диагностика детей с ОВЗ.

Получение объективных сведений об обучающемся на основании диагностической информации специалистов разного профиля, создание диагностических "портретов" детей

Диагностирование.

Заполнение диагностических документов специалистами.

Сентябрь-октябрь

Педагог-психолог

Проанализировать причины возникновения трудностей в обучении.

Выявить резервные возможности.

Индивидуальная коррекционная программа, соответствующая выявленному уровню развития обучающегося

Разработка коррекционной программы

Сентябрь-октябрь

Педагог-психолог

Социально – педагогическая диагностика

Определить уровень организованности ребенка, особенности эмоционально-волевой и личностной сферы; уровень знаний по предметам.

Получение объективной информации об организованности ребенка, умении учиться, особенности личности, уровню знаний по предметам.

Выявление нарушений в поведении.

Анкетирование, наблюдение во время занятий, беседа с родителями, посещение семьи. Составление характеристики.

Классный руководитель,

педагог-психолог

Консультативная работа включает:

— выработку совместных обоснованных рекомендаций по основным направлениям работы с обучающимся с трудностями в обучении, единых для всех участников образовательной деятельности;

— консультирование специалистами педагогов по выбору индивидуально-ориентированных методов и приёмов работы с обучающимся с трудностями в обучении;

— консультативную помощь семье в вопросах выбора стратегии воспитания и приёмов коррекционного обучения ребёнка с трудностями в обучении.

Коррекционно-развивающее направление

Цель: развитие способностей детей и коррекция трудностей в усвоении программы обучения.

Значимое место в реализации данного направления занимает организация дополнительных групповых и индивидуальных занятий,  которые направлены на преодоление специфических трудностей и недостатков, характерных для учащихся с трудностями в обучении.

Программы коррекционной работы:

Начальная школа

Основная школа

Программы адаптации

Учащихся 1 классов ( адаптация к обучению в школе)

Учащихся 5 классов ( преемственность)

Программа подготовки к ГИА.

Программа профессиональной ориентации .

Программа подготовки к участию в творческих конкурсах и олимпиадах.

Программа «Здоровье».

Программа поддержки часто болеющих детей, пропускающих уроки по болезни.

Программа работы с учащимися группы ОВЗ.

Программа работы с учащимися «группы риска».

План работы социального педагога по преодолению любых видов зависимостей, агрессивности подростков,

План воспитательной работы школы.

План работы психологической службы.

Алгоритм деятельности организации коррекционно-развивающей работы

Задачи (направления) деятельности

Планируемые результаты

Виды и формы деятельности, мероприятия

Сроки (периодичность в течение года)

Ответственные

Психолого-педагогическая работа

Обеспечить педагогическое сопровождение детей с трудностями в обучении.

Планы, программы

Разработка индивидуальной программы по предмету.

Разработка воспитательной программы работы с классом и индивидуальной воспитательной программы. Разработка плана работы с родителями по формированию толерантных отношений между участниками инклюзивного образовательного процесса.

Осуществление педагогического мониторинга достижений школьника.

Сентябрь

Зам.директора по УВР, классный руководитель

Обеспечить психологическое сопровождение детей с трудностями в обучении.

Позитивная динамика развиваемых параметров

1.Формирование групп для коррекциионной работы.

2.Составление расписания занятий.

3. Проведение коррекционных занятий.

4.  Отслеживание динамики развития ребенка

Октябрь

Зам.директора по УВР,

педагог-психолог

Лечебно – профилактическая работа

Создание условий для сохранения и укрепления здоровья обучающихся.

Разработка рекомендаций для педагогов, учителя, и родителей по работе с детьми с детей с трудностями в обучении.

Внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательную деятельность. Организация и проведение мероприятий, направленных на сохранение, профилактику здоровья и формирование навыков здорового и безопасного образа жизни.

В течение года

Зам.директораУВР, педагог-психолог, медицинский работник

Профилактическое направление

Цель: обеспечить системное сопровождение детей с трудностями в обучении  специалистами разного профиля в образовательном процессе.

Одним из основных механизмов реализации коррекционной работы является оптимально выстроенное взаимодействие специалистов образовательного учреждения. Такое взаимодействие включает:

— комплексность в определении и решении проблем ребёнка, предоставлении ему квалифицированной помощи специалистов разного профиля;

— многоаспектный анализ личностного и познавательного развития ребёнка;

— составление комплексных индивидуальных программ общего развития и коррекции отдельных сторон учебно-познавательной, речевой, эмоционально-волевой и личностной сфер ребёнка.

- организованное взаимодействие специалистов школьного консилиума и других служб сопровождения.

В качестве ещё одного механизма реализации коррекционной работы следует обозначить социальное партнёрство, которое предполагает профессиональное взаимодействие МБОУ Школы-интерната № 1 г.о. Самара с внешними ресурсами (организациями различных ведомств, общественными организациями и другими институтами общества). Социальное партнёрство включает:

— сотрудничество с учреждениями образования и другими ведомствами по вопросам преемственности обучения, развития и адаптации, социализации, здоровьесбережения детей с ограниченными возможностями здоровья;

— сотрудничество с родительской общественностью.

Для обеспечения системного сопровождения детей с ОВЗ планируется проведение профилактических мероприятий

Профилактическое мероприятие

Кем выполняется

работа

Сроки

Контроль за осуществлением санитарно-гигиенических норм, режимом дня и питания.

Медицинский работник, социальный педагог, педагог.

Ежедневно

Коррекционно-развивающие занятия (с привлечением ресурса комнаты психологической разгрузки).

Педагог-психолог.

В течение года по плану работы.

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках и во внеурочной деятельности

Педагог, педагог-организатор, социальный педагог

Ежедневно.

В течение года по плану работы.

Информационно – просветительское направление

Цель:

- организация информационно-просветительской деятельности по вопросам развивающего, инклюзивного образования со всеми участниками образовательной деятельности.

Задачи:

- повысить уровень профессиональной компетентности педагогов по вопросам, связанными с особенностями образовательной деятельности для  детей с трудностями обучения;

- провести необходимую разъяснительную работу со всеми участниками образовательной деятельности для формирования толерантности (терпимости) по отношению к детям с ОВЗ;

- оказывать необходимую социальную, психологическую, педагогическую помощь детям и их родителям.

Информационно-просветительская деятельность

Задачи (направления) деятельности

Планируемые результаты

Виды и формы деятельности, мероприятия

Сроки (периодичность в течение года)

Ответственные

Информирование родителей (законных представителей) по медицинским, социальным, правовым и другим вопросам.

Организация работы семинаров, тренингов, клуба и др. по вопросам развивающего и инклюзивного образования

Информационные мероприятия

По отдельному плану-графику

Педагог – психолог.

Зам. директора по УВР.

Психолого-педагогическое просвещение педагогических работников по вопросам развития, обучения и воспитания данной категории детей.

Организация методических мероприятий по вопросам развивающего и инклюзивного образования

Информационные мероприятия

По отдельному плану-графику

Педагог – психолог.

Зам.директора по УВР.

 Программа повышения профессиональной компетентности педагогов.

Дата

Тема

Количество часов

Ответственный

02.11.2015 г. – 13.11.2015 г.

Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российского образования

72 часа

Зам. директора по УВР

25.01.2016 г. – 29.01.2016 г.

ИКТ в образовании детей с ограниченными возможностями здоровья

36 часов

Зам. директора по УВР

29.02.2016 г. – 04.03.2016 г.

Проектирование учебного занятия на основе современных образовательных технологий

36 часов

Зам. директора по УВР

Повышения уровня родительской компетентности и активизация роли родителей в воспитании и обучении ребенка.

Проводится на индивидуальных консультациях психологом, на родительских собраниях (согласно воспитательному плану педагога), через использование ресурса школьного сайта.

Программа коррекционной работы с учащимися группы ОВЗ  

содержит следующие разделы:

1). Характеристика контингента учащихся с ограниченными возможностями здоровья и особыми потребностями.

2). Система комплексного психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях образовательной деятельности.

3). Формы обучения, содержание и план реализации индивидуально ориентированных коррекционных мероприятий, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья, их интеграцию в образовательном учреждении и освоение ими основной образовательной программы начального общего образования.

4). Мониторинг динамики развития детей, их успешности в освоении основной образовательной программы начального общего образования, корректировку коррекционных мероприятий.

5). Описание специальных условий обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья.

6). Механизм взаимодействия в разработке и реализации коррекционных мероприятий учителей, специалистов в области коррекционной педагогики, медицинских работников образовательного учреждения и других организаций, специализирующихся в области семьи и других институтов общества, который должен обеспечиваться в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности.

7). Показатели результативности и эффективности коррекционной работы.


 1. Характеристика контингента учащихся с ограниченными возможностями здоровья и особыми потребностями
— дети-инвалиды, дети не признанные в установленном порядке детьми-инвалидами, но имеющие временные или постоянные отклонения в физическом и (или) психологическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий обучения и воспитания;
— дети с ЗПР;
— дети с особыми потребностями (проблемы с речью, нуждающиеся в ЛФК).
2. Система комплексного психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях образовательной деятельности.

В школе создана служба, осуществляющая психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья, которая ведет ребенка на протяжении всего периода его обучения. В службу сопровождения входят специалисты: логопед, педагог-психолог, социальный педагог, педагоги и медицинский работник. Комплексное изучение ребенка, выбор наиболее адекватных проблеме ребенка методов работы, отбор содержания обучения с учетом индивидуально-психологических особенностей детей осуществляется на школьном психолого-педагогическом консилиуме.
 Целью психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ, обучающегося в общеобразовательном учреждении, является обеспечение условий для оптимального развития ребенка, успешной интеграции его в социум.
Задачи сопровождения:
- предупреждение возникновения проблем развития ребенка;
-помощь (содействие) ребенку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации: учебные трудности, нарушения эмоционально-волевой сферы, и т.д.;
-психологическое обеспечение образовательных программ;
Психолого-педагогическое сопровождение учащихся включает:

  • диагностику когнитивно-познавательной сферы личности, педагогические наблюдения;
  • создание благоприятных социально-педагогических условий для развития личности, успешности обучения;
  • конкретную психолого-педагогическую помощь ребенку.

Прием в школу детей с ограниченными возможностями здоровья осуществляется на основе заключения медико-психологической и педагогической комиссии, в котором указано, что ребенок может учиться в общеобразовательной школе и по какой программе. На каждого учащегося заполняется и ведется в течение всего времени обучения психолого-педагогическая карта, в которой фиксируются психолого-педагогические особенности развития личности учащегося; результаты педагогической и психологической диагностики; рекомендации по сопровождающей работе.
Переход детей из дошкольных образовательных учреждений в начальную школу является кризисным. Поэтому приоритетным направлением деятельности службы сопровождения является профилактическая работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) по предупреждению проблем адаптационного периода: социально-психологических (проблемы социальной дезадаптации), личностных (неуверенность в себе, высокая тревожность, неадекватная самооценка, низкая учебная мотивация и т.д.), познавательных (проблемы восприятия, внимания, памяти, мышления, трудностей в обучении).
Психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) можно рассматривать как комплексную технологию психолого-педагогической поддержки и помощи ребенку и родителям в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации со стороны специалистов разного профиля, действующих координировано.
Основными направлениями работы
 службы сопровождения в течение всего периода обучения являются:
Направления работы

Диагностическая работа

обеспечивает своевременное выявление детей с ограниченными возможностями здоровья, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи в условиях образовательного учреждения

— своевременное выявление детей, нуждающихся в специализированной помощи;
— раннюю (с первых дней пребывания ребёнка в образовательном учреждении) диагностику отклонений в развитии и анализ причин трудностей адаптации;
— комплексный сбор сведений о ребёнке на основании диагностической информации от специалистов разного профиля;
— определение уровня актуального и зоны ближайшего развития обучающегося с ограниченными возможностями здоровья, выявление его резервных возможностей;
— изучение развития эмоционально-волевой сферы и личностных особенностей обучающихся;
— изучение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания ребёнка;
— изучение адаптивных возможностей и уровня социализации ребёнка с ограниченными возможностями здоровья;
— системный разносторонний контроль специалистов за уровнем и динамикой развития ребёнка;
— анализ успешности коррекционно-развивающей работы

Коррекционно-развивающая работа

обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания образования и коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательного учреждения; способствует формированию универсальных учебных действий у обучающихся (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных)

— выбор оптимальных для развития ребёнка с ограниченными возможностями здоровья коррекционных программ/методик, методов и приёмов обучения в соответствии с его особыми образовательными потребностями;
— организацию и проведение специалистами индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий, необходимых для преодоления нарушений развития и трудностей обучения;

— системное воздействие на учебно-познавательную деятельность ребёнка в динамике образовательного процесса, направленное на формирование универсальных учебных действий и коррекцию отклонений в развитии;
— коррекцию и развитие высших психических функций;
— развитие эмоционально-волевой и личностной сфер ребёнка и психокоррекцию его поведения;
— социальную защиту ребёнка в случаях неблагоприятных условий жизни при психотравмирующих обстоятельствах.

Консультативная работа

обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся

— выработку совместных обоснованных рекомендаций по основным направлениям работы с обучающимся с ограниченными возможностями здоровья, единых для всех участников образовательной деятельности;
— консультирование специалистами педагогов по выбору индивидуально-ориентированных методов и приёмов работы с обучающимся с ограниченными возможностями здоровья;
— консультативную помощь семье в вопросах выбора стратегии воспитания и приёмов коррекционного обучения ребёнка с ограниченными возможностями здоровья.

Информационно-просветительская работа

направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса обучающимися (как имеющими, так и не имеющими недостатки в развитии), их родителями (законными представителями), педагогическими работниками

— различные формы просветительской деятельности (лекции, беседы, информационные стенды, печатные материалы), направленные на разъяснение участникам образовательного процесса – обучающимся (как имеющим, так и не имеющим недостатки в развитии), их родителям (законным представителям), педагогическим работникам, — вопросов, связанных с особенностями образовательного процесса и сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья;
— проведение тематических выступлений для педагогов и родителей по разъяснению индивидуально-типологических особенностей различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья

3. Формы обучения, содержание мероприятий обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья, их интеграцию в образовательном учреждении и освоение ими основной образовательной программы начального общего образования 
Вопрос о выборе образовательного и реабилитационного маршрута ребенка с ограниченными возможностями здоровья, в том числе об определении формы и степени его интеграции в образовательную среду, решается на школьном психолого-педагогическом консилиуме, исходя из потребностей, особенностей развития и возможностей ребенка, с непосредственным участием его родителей (законных представителей). Для детей выстраивается корреционно-развивающая работа, направленная на постепенное увеличение меры самостоятельности, подчинение своей деятельности поставленной цели при организующей, стимулирующей помощи взрослого; переключение учащихся на практическую деятельность с предметами или на другие облегченные задания, подкрепляющие их веру в собственные силы и т.д.

 3.1. Индивидуальная и групповая коррекционная работа с учащимися
 3.1.1. Работа логопедических групп

  1. Коррекционная логопедическая работа проводится с учащимися (указывается количество учащихся). Сформировано … логопедических групп (указываются списки групп), индивидуальные занятия проводятся для … человек (указываются фамилии учащихся).
  2. Расписание занятий (указываются дни и часы занятий).
  3. Программы обучения (указываются специализированные или авторские программы).

3.1.2. Работа спецгрупп по физической культуре

  1. Коррекционная работа по физической культуре рекомендована … учащимся указываются списки групп. Сформировано … спецгрупп (указываются списки групп и основания зачисления в спецгруппу по справке о заболевании или выписке из медкарты). Для реабилитации детей с ограниченными возможностями в вариативной части учебного плана выделены часы для занятия групп ЛФК, которые ведет специально подготовленный учитель физической культуры.
  1. Программы обучения (указываются специализированные или авторские программы).

3.1.3.  Индивидуальные занятия с педагогами
Индивидуальные занятия с педагогами это поддержка детей, испытывающих особые трудности при обучении, и детей, которые отстали от программы обучения по объективным причинам (болезнь и т.д ).
УМК « Школа России» предоставляет  возможности для организации этой работы:
— материалы учебников;
— дидактические карточки.
3.1.4. Инклюзивное образование
Школа имеет опыт инклюзивного образования.  
Детям с ограниченными возможностями здоровья такое обучение дает необходимый опыт коллективной работы, поражений и побед, учит общаться, дружить. Присутствие в детских коллективах инвалидов, нуждающихся в помощи, становится фактором нравственного воспитания здоровых детей при соответствующем педагогическом сопровождении.
 
 3.1.5. Внеурочная деятельность
Организация школьных мероприятий предполагает возможность участия в них детей с ограниченными возможностями здоровья наравне со своими сверстниками из других классов. Вне зависимости от степени выраженности нарушений развития детей с ограниченными возможностями здоровья они включаются в проведении воспитательных, культурно-развлекательных, спортивно-оздоровительных и иных досуговых мероприятий вместе с другими детьми.

4. Мониторинг динамики развития детей, их успешности в освоении основной образовательной программы начального общего образования, корректировка коррекционных мероприятий.
Мониторинг динамики развития детей, их успешности в освоении основной образовательной программы начального общего образования, корректировку коррекционных мероприятий осуществляет школьный психолого-педагогический консилиум.
Мониторинговая деятельность предполагает:

  • отслеживание динамики развития учащихся с ОВЗ и эффективности  коррекционно-развивающих программ;
  • перспективное планирование коррекционно-развивающей работы.

Психолого-педагогический консилиум анализирует выполнение индивидуального плана коррекционно-развивающей работы с конкретными учащимися, даёт рекомендации для следующего этапа обучения. Другая задача школьного консилиума — выбор дифференцированных педагогических условий, необходимых для обеспечения общей коррекционной направленности образовательной деятельности, включающей активизацию познавательной деятельности детей, повышение уровня их умственного и речевого здоровья, сохранение и поддержание здоровья, нормализацию учебной деятельности, профилактику и коррекцию негативных тенденций эмоционально-личностного развития.

Коррекционная работа ведётся в тесном сотрудничестве с семьей ученика. 

5. Описание специальных условий обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья.
5.1. Психолого-педагогическое обеспечение:
— обеспечение дифференцированных условий (оптимальный режим учебных нагрузок, вариативные формы получения образования и специализированной помощи) в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии;
— обеспечение психолого-педагогических условий (коррекционная направленность образовательной деятельности; учёт индивидуальных особенностей ребёнка; соблюдение комфортного психоэмоционального режима; использование современных педагогических технологий, в том числе информационных, компьютерных для оптимизации образовательного процесса, повышения его эффективности, доступности);
— обеспечение специализированных условий (выдвижение комплекса специальных задач обучения, ориентированных на особые образовательные потребности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья; введение в содержание обучения специальных разделов, направленных на решение задач развития ребёнка, отсутствующих в содержании образования нормально развивающегося сверстника; использование специальных методов, приёмов, средств обучения, специализированных образовательных и коррекционных программ, ориентированных на особые образовательные потребности детей; дифференцированное и индивидуализированное обучение с учётом специфики нарушения развития ребёнка; комплексное воздействие на обучающегося, осуществляемое на индивидуальных и групповых коррекционных занятиях);
— обеспечение здоровьесберегающих условий (оздоровительный и охранительный режим, укрепление физического и психического здоровья, профилактика физических, умственных и психологических перегрузок обучающихся, соблюдение санитарно-гигиенических правил и норм);
— обеспечение участия всех детей с ограниченными возможностями здоровья, независимо от степени выраженности нарушений их развития, вместе с нормально развивающимися детьми в проведении воспитательных, культурно-развлекательных, спортивно-оздоровительных и иных досуговых мероприятий.
 5.2.  Программно-методическое обеспечение
В процессе реализации программы коррекционной работы использованы коррекционно-развивающие программы, диагностический и коррекционно-развивающий инструментарий, необходимый для осуществления профессиональной деятельности учителя, педагога-психолога, социального педагога, учителя--логопеда, учителя физической культуры и др.
В случаях обучения детей с выраженными нарушениями психического и (или) физического развития по индивидуальному учебному плану целесообразным является использование специальных (коррекционных) образовательных программ, учебников и учебных пособий для специальных (коррекционных) образовательных учреждений (7 вида), в том числе цифровых образовательных ресурсов.

 5.3. Кадровое обеспечение
Важным моментом реализации программы коррекционной работы является кадровое обеспечение. Коррекционная работа должна осуществляться специалистами соответствующей квалификации, имеющими специализированное образование, и педагогами, прошедшими обязательную курсовую или другие виды профессиональной подготовки в рамках обозначенной темы.

Уровень квалификации работников ОУ для каждой занимаемой должности соответствует квалификационным характеристикам по соответствующей должности.
Специфика организации образовательной и коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения развития, обусловливает необходимость специальной подготовки педагогического коллектива общеобразовательного учреждения. Педагогические работники образовательного учреждения имеют чёткое представление об особенностях психического и (или) физического развития детей с ограниченными возможностями здоровья, о методиках и технологиях организации образовательного и реабилитационного процесса.
5.4. Материально-техническое обеспечение
   В школе создана хорошая материально-техническая база: 4 кабинета начальных классов, 2 кабинета русского языка и литературы, 2 кабинета математики и физики, 2 кабинета иностранного языка, кабинет биологии, химии, географии, кабинет технологии, кабинет истории, спортивный зал, библиотека, читальный зал, книгохранилище, 5 кабинетов самоподготовки, кабинет педагога-психолога, кабинет учителя-логопеда, кабинет для занятий танцами, кабинет информатики, выставочный зал, спортивный зал для занятий СУМО. Общежитие, столовая, 46 спален, 9 игровых комнат, медицинский кабинет, тренажёрный зал, кабинет для игр в шахматы и шашки, 9 бытовых комнат.

Всего используется в образовательной деятельности 65 компьютеров, 2 интерактивных досок, 7 кабинетов, оснащенных мультимедийными проекторами. В кабинетах начальной школы размещено спортивно-игровое оборудование. Количество кабинетов позволяет выделять площади для реализации целей и задач.

 5.5.  Информационное обеспечение
Обязательным является создание системы широкого доступа детей с ограниченными возможностями здоровья, родителей (законных представителей), педагогов к сетевым источникам информации, к информационно-методическим фондам, предполагающим наличие методических пособий и рекомендаций по всем направлениям и видам деятельности, наглядных пособий, мультимедийных, аудио- и видеоматериалов.

6. Механизм взаимодействия в разработке и реализации коррекционных мероприятий учителей, специалистов в области коррекционной педагогики, медицинских работников образовательного учреждения и других организаций, специализирующихся в области семьи и других институтов общества, который должен обеспечиваться в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности.
Одним из основных механизмов реализации коррекционной работы является оптимально выстроенное
взаимодействие специалистов образовательного учреждения, обеспечивающее системное сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья специалистами различного профиля в образовательном процессе. Такое взаимодействие включает:
— комплексность в определении и решении проблем ребёнка, предоставлении ему квалифицированной помощи специалистов разного профиля;
— многоаспектный анализ личностного и познавательного развития ребёнка;
— составление комплексных индивидуальных программ общего развития и коррекции отдельных сторон учебно-познавательной, речевой, эмоциональной-волевой и личностной сфер ребёнка.
Внутренний механизм взаимодействия:
В качестве ещё одного механизма реализации коррекционной работы следует обозначить
социальное партнёрство, которое предполагает профессиональное взаимодействие образовательного учреждения с внешними ресурсами (организациями различных ведомств, общественными организациями и другими институтами общества). Социальное партнёрство включает:
— сотрудничество с учреждениями образования и другими ведомствами по вопросам преемственности обучения, развития и адаптации, социализации, здоровьесбережения детей с ограниченными возможностями здоровья.
 7. Показатели результативности и эффективности коррекционной работы.
В качестве показателей результативности и эффективности коррекционной работы рассматривается:
— динамика
индивидуальных достижений учащихся с ОВЗ по освоению предметных программ;
— создание необходимых условий для обеспечения доступности качественного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (формы обучения, оптимизирующие коррекционную работу, и наличие соответствующих материально-технических условий);
— увеличение доли педагогических работников образовательного учреждения, прошедших специальную подготовку и обладающих необходимой квалификацией для организации работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья;
— сравнительная характеристика данных медико-психологической и педагогической диагностики учащихся с ОВЗ на разных этапах обучения;
— количество специалистов, привлекаемых к индивидуальной и групповой работе с детьми с ОВЗ;
— другие соответствующие показатели.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа работы с детьми, испытывающими трудности в освоении образовательной программы по математике

Программа работы с детьми, испытывающими трудности в освоении образовательной программы по математике...

Программа работы с учащимися, испытывающими трудности в обучении

Программа работы с учащимися, испытывающими трудности в обучении...

Программа работы с детьми, испытывающими трудности в освоении образовательной программы по математике

Программа работы с детьми, испытывающими   трудности  в освоении образовательной                             ...

Конспект индивидуального урока на тему: «Красная книга. Развитие ВПФ и математических навыков» во 2-ом классе с детьми, испытывающими трудности в обучении (ЗПР)

Конспект выстроен в соответствии с программой математики и окружающего мира во 2 классе обучающихся по ООП. Занятие можно проводить как в индивиудальной, так и подгрупповой форме. Цель: развитие высши...