Программа Ип ППс помощи обучающимся, испытывающим трудности в обучении, воспитании, развитии
рабочая программа по биологии (5 класс) на тему
Программа Ип ППс помощи обучающимся, испытывающим трудности в обучении, воспитании, развитии. Программа по естесствознанию 5 класс. по биологии 6 класс и 7 класс включают основные требования к знаниям и умениям учащихся. Учебно – тематическое планирование составлено на основе авторской программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5 – 9 кл.:В 2 сб. / Под ред. В.В. Воронковой. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2011.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
5_6_7_8_kl_programmy_8_vid.doc | 393 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Тюменцевская средняя общеобразовательная школа
Тюменцевского района Алтайского края
ПРИНЯТА: Педагогическим советом школы Протокол №1 от 31.08.2015г. | УТВЕРЖДАЮ: Директор школы______Т.Ф.Калужина Приказ № _______ от _________2015г. |
Рабочая программа
по учебному предмету
естествознание (биология)
7 класс для учащихся VIII вида
на 2015-2016учебный год
Учебно – тематическое планирование составлено на основе авторской программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5 – 9 кл.:В 2 сб. / Под ред. В.В. Воронковой. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2011. – Сб. 1
Составитель: учитель Фишер Елена Андреевна
высшая квалификационная категория
Тюменцево 2015 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным базисным учебным планом специального коррекционного образовательного учреждения VI вида Министерства образования РФ на основе авторской учебной программы «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 5-9 классы» под редакцией В.В. Воронковой. – М.: «Просвещение», 2000г. и учебника Биология. Растения, бактерии, грибы для 7 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида автора З.А. Клепининой. – М.: «Просвещение», 2011.
Основными задачами изучения естествознания в 7 классе являются: сообщение учащимся знаний о многообразии растений, грибов и бактерий, о строении и значении органов цветкового растения, об основных группах растений, о биологических особенностях выращивании и использовании наиболее распространенных полевых, овощных, плодовых, ягодных, а также декоративных растениях.
Преподавание естествознания должно быть направлено на коррекцию недостатков умственного развития учащихся. В процессе знакомства с живой природой необходимо развивать у учащихся наблюдательность, речь, мышление, учить устанавливать причинно-следственные отношения и взаимозависимость живых организмов между собой и с неживой природой, взаимосвязи с человеком.
Рабочая программа рассчитана на 66 часов (2 час в неделю). Рабочая программа составлена на основании изложения материала в учебнике. Программа состоит из 5 разделов: « Растения вокруг нас», « Общее знакомство с цветковыми растениями», « Многообразие растительного мира», «Бактерии» и «Грибы».
Основные требования к знаниям и умениям учащихся.
Учащиеся должны уметь:
- узнавать изучаемые растения по внешнему виду;
- различать органы растений, а также распознавать все изучаемые растения по стеблям и листьям, по цветкам, плодам и семенам;
- устанавливать взаимосвязь между средой произрастания растений и их внешним видом (изменения органов растений);
- осуществлять уход за некоторыми цветочно-декоративными, комнатными растениями и овощными культурами;
- работать с ручным сельскохозяйственным инвентарем.
Учащиеся должны знать:
- внешнее строение и элементарную биологическую и хозяйственную характеристику основных растений огорода, поля, леса и сада;
- общие признаки, характерные для каждой изучаемой группы растений;
- признаки сходства и различия между растениями;
- особенности выращивания культурных растений: о сроках и способах посева и посадки культур, о некоторых приемах ухода за ними.
Перечень учебно-методического обеспечения
Учебник:
- Клепинина З. А. Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Учебник для 7 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – М.: Просвещение, 2011.
Методическое пособие учителя:
- Королева Т.В. Королева 7 класс Биология Растения, грибы, бактерии. – М.: Владос, 2009.
- Бгажнокова И. М. Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 5-9 классы.– М.: Просвещение, 2010.
Используются ТСО: видеофрагменты фильмов(DVD), компьютерные презентации, музыкальные композиции (ПК, магнитофон)
Тематическое планирование
№ | Содержание | Количество часов |
Что такое естествознание. | 1 | |
2 | Многообразие живой природы | 1 |
3 | Значение растений. Практическая работа Работа с гербарием. Охрана растений. | 1 |
4 | Общее знакомство с цветковыми растениями. Строение растения. Лабораторная работа « Строение цветкового растения». | 1 |
5 | Цветок. Строение цветка. Лабораторная работа «Строение цветка». | 1 |
6 | Виды соцветий. | 1 |
7 | Опыление цветков | 1 |
8 | Плод. Разнообразие плодов; | 1 |
9 | Размножение растений семенами. Распространение плодов и семян. | 1 |
10 | Семя. Внешний вид и строение семени фасоли. Лабораторная работа «Внешний вид семени фасоли», «Строение семени фасоли» | 1 |
11 | Строение семени пшеницы. Лабораторная работа «Строение зерновки пшеницы | 1 |
12 | Условия прорастания семян; Лабораторная работа «Условия, необходимы для прорастания семян». | 1 |
13 | Определение всхожести семян. Правила заделки семян в почву; Лабораторная работа «Определение всхожести семя» | 1 |
14 | Корень. Виды корней. | 1 |
15 | Корневые системы. | 1 |
16 | Значение корня. | 1 |
17 | Видоизменения корней. | 1 |
18 | Лист. Внешнее строение листа. | 1 |
19 | Из каких веществ состоит растение. Образование органических веществ в растении. Лабораторная работа: Демонстрация опытов «Образование крахмала в листьях растения на свету». | 1 |
20 | Испарение воды листьями. Лабораторная работа: Демонстрация опытов: «Испарение воды листьями» | 1 |
21 | Дыхание растений. Лабораторная работа: Демонстрация опытов: «Дыхание растений». | 1 |
22 | Стебель. Строение стебля. | 1 |
23 | Значение стебля в жизни растения. Лабораторная работа: Демонстрация опытов: «передвижение питательных веществ» | 1 |
24 | Разнообразие стеблей. | 1 |
25 | Растение - целостный организм. Взаимосвязь частей растения. Связь растения со средой обитания. | 1 |
26 | Итоговое занятие « Что мы узнали о цветковом растении». | 1 |
27 | Многообразие цветковых растений | 1 |
28 | Деление растений на группы. | 1 |
29 | Мхи. Практическая работа: Демонстрация опыта как мох впитывает влагу. | 1 |
30 | Папоротники. | 1 |
31 | Голосеменные. Хвойные растения. | 1 |
32 | Покрытосеменные или цветковые. Деление цветковых на классы. | 1 |
33 | Однодольные покрытосеменные растения. Злаковые. Общие признаки злаковых. | 1 |
34 | Хлебные злаковые культуры. Практическая работа: Изучение гербария злаковых культур. | 1 |
35 | Выращивание зерновых. | 1 |
36 | Использование злаков в народном хозяйстве. | 1 |
37 | Лилейные. Общие признаки лилейных. | 1 |
38 | Цветочно-декоративные лилейные. | 1 |
39 | Овощные лилейные. Лук Лабораторная работа: «Строение луковицы». | 1 |
40 | Дикорастущие лилейные. Ландыш. | 1 |
41 | Двудольные покрытосеменные растения. Пасленовые. Общие признаки пасленовых. | 1 |
42 | Дикорастущие пасленовые. Паслен. | 1 |
43 | Овощные и технические пасленовые. Картофель. Выращивание картофеля. Лабораторная работа: «Строение клубня картофеля» | 1 |
44 | Овощные пасленовые. Томат. | 1 |
45 | Овощные пасленовые. Баклажан и перец. | 1 |
46 | Цветочно-декоративные пасленовые. Петуния. Душистый табак. Ядовитые пасленовые. Белена. | 1 |
47 | Бобовые. Общие признаки бобовых. | 1 |
48 | Пищевые бобовые растения. | 1 |
49 | Фасоль и соя – южные бобовые культуры. | 1 |
50 | Кормовые бобовые растения. Клевер, Люпин. | 1 |
51 | Розоцветные. Общие признаки розоцветных. Шиповник. | 1 |
52 | Плодово-ягодные розоцветные. Яблоня. | 1 |
53 | Груша | 1 |
54 | Вишня. | 1 |
55 | Малина. | 1 |
56 | Земляника. | 1 |
58 | Персик и абрикос – южные плодовые розоцветные культуры. | 1 |
59 | Сложноцветные. Общие признаки сложноцветных. Подсолнечник. | 1 |
60 | Однолетние цветочно-декоративные сложноцветные. Календула и бархатцы. | 1 |
61 | Многолетние цветочно-декоративные сложноцветные. Маргаритка, георгин. | 1 |
62 | Перевалка и пересадка комнатных растений. Лабораторная работа: «Перевалка и пересадка комнатных растений». | 1 |
63 | Осенняя перекопка почвы. Значение. Весенняя перекопка почвы. Значение. Практическая работа: «Осенняя перекопка почвы», «Весенняя перекопка почвы» | 1 |
64 | Итоговое занятие «Растение – живой организм» | 1 |
65 | Бактерии. Группы бактерий. | 1 |
66 | Строение грибов. | 1 |
67 | Съедобные и несъедобные грибы. | 1 |
68 | Ядовитые грибы. Отличительные признаки грибов- Двойников. | 1 |
69 | Итоговое занятие « Что мы узнали о растениях». | 1 |
70 | Экскурсия: « Весенняя работа в саду» | 1 |
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Тюменцевская средняя общеобразовательная школа
Тюменцевского района Алтайского края
ПРИНЯТА: Педагогическим советом школы Протокол №1 от 31.08.2015г. | УТВЕРЖДАЮ: Директор школы______Т.Ф.Калужина Приказ № _______ от _________2015г. |
Рабочая программа
по учебному предмету
естествознание (биология)
неживая природа
6 класс для учащихся VIII вида
Учебно – тематическое планирование составлено на основе авторской программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5 – 9 кл.:В 2 сб. / Под ред. В.В. Воронковой. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2011. – Сб. 1
Составитель: учитель Фишер Елена Андреевна
высшая квалификационная категория
Тюменцево 2013 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе государственной программы и в соответствии с требованиями минимума содержания образования.
Основными задачами изучения естествознания в 6 классе являются: сообщение учащимся знаний об основных элементах неживой природы (воздуха, воде, полезных ископаемых, почве), формирования правильного понимания таких природных явлений, как дождь, снег, туман.
В процессе знакомства с неживой природой у учащихся развивается наблюдательность, речь и мышление, учащиеся устанавливают простейшие причинно-следственные отношения.
Учащиеся получают знания по неживой природе; у них формируется представление о мире, который окружает человека.
В 6 классе учащиеся узнают: чем живая природа отличается от неживой, из чего состоят живые и неживые тела, получают новые знания об элементарных физических и химических свойствах и использовании воды, воздуха, полезных ископаемых и почвы, о некоторых явлениях неживой природы.
Программа 6 класса состоит из 4-х разделов: «Вода», «Воздух», «Полезные ископаемые» и «Почва».
Учащиеся должны знать:
1 Отличительные признаки твердых тел, жидкостей и газов;
2. Отличительные признаки основных полезных ископаемых, песчаной и глинистой почвы;
3. Некоторые свойства твердых, жидких и газообразных тел на примере воды, воздуха, металлов: расширение при нагревании и сжатие при охлаждении, способность хорошо или плохо проводить тепло.
Учащиеся должны уметь:
- Обращаться с простым лабораторным оборудованием;
- Определять температуру воздуха, воды;
- Проводить несложную обработку почвы на пришкольном участке.
Список УМК:
1. Никишов А.И. Естествознание. Неживая природа. 6 класс/ А.И. Никишов, Н.И. Арсиневич. – М: Просвещение, 2009.
- Королева Н.В. Естествознание. Неживая природа. 6 класс/ Н.В. Королева, Е.В. Макаревич. – М: Владос 2005.
- Прокашев А.М. Почвы Вятского края. – Киров 1992.
Тематическое планирование
№ | Тема урока | Количество часов |
1 | Природа живая и неживая 9 часов Твердые тела, жидкости и газы | 1 |
2 | Для чего необходимо изучать неживую природу Вода в природе Лабораторная работа Демонстрация опыта по изменению формы воды. | 1 |
3 | Вода – жидкость, непостоянство форм и текучесть воды. Лабораторная работа Демонстрация опытов по выявлению свойств воды. Температура воды и ее измерение Лабораторная работа Демонстрация опытов. | 1 |
4 | Изменение уровня воды при нагревании; Лабораторная работа Демонстрация опытов. Изменение состояния воды при замерзании. Практическая работа Температура теплой и холодной воды. | 1 |
5 | Лед – твердое тело. Лабораторная работа Демонстрация опытов. Превращение воды в пар при нагревании. Кипение воды. Лабораторная работа Демонстрация опыты (нагревание воды до кипения). | 1 |
6 | Три состояния воды. Вода - растворитель Лабораторная работа Демонстрация опытов. | 1 |
7 | Водные растворы и их использование. Водные растворы в природе. Лабораторная работа Демонстрация опытов. Нерастворимые в воде вещества. Лабораторная работа Демонстрация опытов. | |
1 | ||
8 | Вода прозрачная и мутная. Лабораторная работа Демонстрация опытов. Питьевая вода | 1 |
9 | Использование воды в быту, промышленности и с/х. Охрана воды. Что мы узнали о воде. Урок - обобщение | 1 |
Воздух в природе. Практическая работа Демонстрация опытов. | 1 | |
10 | Воздух занимает место.Лабораторная работа Демонстрация опытов. Воздух сжимаем и упруг. Лабораторная работа Демонстрация опытов. (с воздушным шариком, с резиновым мячиком) | 1 |
11 | Воздух – плохой проводник тепла. Лабораторная работа Демонстрация опытов. Расширение воздуха при нагревании и сжатие при охлаждении. Лабораторная работа Демонстрация опытов. | 1 |
12 | Теплый воздух легче холодного. Лабораторная работа Демонстрация опыта: «Движение теплого и холодного воздуха» Движение воздуха в природе. | 1 |
1 | ||
13 | Состав воздуха Кислород и его значение в жизни растений, животных и человека. Лабораторная работа Демонстрация опыта | 1 |
14 | Углекислый газ и его свойства. Применение углекислого газа. Значение воздуха. | 1 |
15 | Чистый и загрязненный воздух. Значение воздуха и борьба за его чистоту. | |
Что мы узнали о воздухе. Урок-обобщение. | 1 | |
Что такое полезные ископаемые. | ||
16 | Полезные ископаемые, применяемые в строительстве. Гранит. Известняки Практическая работа Рассматривание коллекции известняков. | 1 |
17 | Песок и глина Горючие полезные ископаемые. | 1 |
18 | Торф Каменный уголь Лабораторная работа «Влагоемкость торфа и хрупкость каменного угля». | 1 |
19 | Нефть Природный газ | 1 |
20 | Полезные ископаемые, используемые для получения минеральных удобрений. Калийная соль. Лабораторная работа «Определение растворимости калийной соли» | 1 |
21 | Фосфориты и получаемые из них фосфорные удобрения. | 1 |
22 | Полезные ископаемые, используемые для получения металлов. Практическая работа: Рассмотрение коллекции полезных ископаемых. Железные руды | 1 |
23 | Черные металлы. Чугун. Сталь | 1 |
24 | Медная и алюминиевая руда. Алюминий. | 1 |
25 | Медь и олово. Практическая работа «Распознавание черных и цветных металлов» | 1 |
26 | Что мы узнали о металлах. Урок обобщение. | 1 |
Что называют почвой? | ||
27 | Состав почвы. Лабораторная работа «Выделение составных частей почвы» | 1 |
28 | Перегной – органическая часть почвы. Лабораторная работа «Выделение органического вещества из почвы». | 1 |
29 | Минеральная часть почвы - песок и глина. | 1 |
30 | Минеральные соли в почве. Лабораторная работа «Выпаривание минеральных веществ из водной вытяжки». | 1 |
31 | Различие почв по их составу. Как проходит вода в разные почвы. | 1 |
32 | Испарение воды из почвы. Лабораторная работа «Определение способности песчаных и глинистых почв впитывать воду и пропускать ее». | 1 |
33 | Весенняя (предпосевная) обработка почвы Практическая работа «Различие песчаных и глинистых почв» Осенняя (основная) обработка почвы. Значение почвы для н/х. Охрана почвы. | 1 |
34 | Почвы родного края. Экскурсия на крутой берег реки. | 1 |
35 | Практическая работа на учебно-опытном участке Урок-обобщение «Неживая природа» | 1 |
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Тюменцевская средняя общеобразовательная школа
Тюменцевского района Алтайского края
ПРИНЯТА: Педагогическим советом школы Протокол №1 от 31.08.2015г. | УТВЕРЖДАЮ: Директор школы______Т.Ф.Калужина Приказ № _______ от _________2015г. |
Рабочая программа
по учебному предмету
естествознание (биология)
животные
8 класс для учащихся VIII вида
Учебно – тематическое планирование составлено на основе авторской программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5 – 9 кл.:В 2 сб. / Под ред. В.В. Воронковой. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2011. – Сб. 1
Составитель: учитель Фишер Елена Андреевна
высшая квалификационная категория
Тюменцево 2015 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основе государственной программы и в соответствии с требованиями минимума содержания образования.
Основными задачами изучения естествознания в 8 классе являются: сообщение учащимся знаний об основных признаках беспозвоночных ( черви, насекомые) и позвоночных ( рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие) животных, их внешнем и внутреннем строении, размножении.
В процессе знакомства с живой природой у учащихся развивается наблюдательность, речь и мышление, учащиеся устанавливают простейшие причинно-следственные отношения и взаимозависимость живых организмов между собой и с неживой природой, взаимосвязи с человеком.
В 8 классе учащиеся знакомятся с многообразием животного мира и образом жизни некоторых животных. Получают сведения о внешнем и внутреннем строении их организма и приспособленности животных к условиям жизни. Так же через весь курс проводится экологическое воспитание (рассмотрение окружающей природы как комплекса условий, необходимых для жизни всех растений, животных и людей), а так же бережное отношение к природе.
Программа 8 класса состоит из 2-х разделов: «Беспозвоночные животные» и «Позвоночные животные».
В разделе «Беспозвоночные животные» рассматриваются: многообразие беспозвоночных, общие признаки беспозвоночных. Даются сведения о внешнем и внутреннем строении дождевого червя, его роли в почвообразовании, а так же многообразии насекомых их внешнем и внутреннем строении, о пользе и вреде насекомых. Проводится экскурсия в природу для наблюдения за насекомыми.
Раздел «Позвоночные животные» охватывает сведения об общих признаках рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц и млекопитающих их внешнем и внутреннем строении, размножении, образа жизни, поведении, а так же значение в хозяйственной деятельности человека. В этом разделе изложены основные требования ухода за домашними и некоторыми сельскохозяйственными животными. Проводится экскурсия в питомник для наблюдения за поведением животных.
Учащиеся должны знать:
1 Основные отличия животных от растений;
2 Признаки сходства и различия между изученными группами животных;
3 Общие признаки, характерные для каждой из этих групп животных;
4 Места обитания, образ жизни и поведение тех животных, которые знакомы учащимся;
5 Названия некоторых наиболее типичных представителей изученных групп животных, особенно тех, которые широко распространены в местных условиях; значение изучаемых животных в природе, а так же в хозяйственной деятельности человека;
6 Основные требования ухода за домашними и некоторыми сельскохозяйственными животными.
Учащиеся должны уметь:
- Узнавать изученных животных ( иллюстрациях, кинофрагментах, чучелах, живых объектах;
- Кратко рассказывать об основных чертах строения и образа жизни изученных животных;
- Устанавливать взаимосвязи между животными и их средой обитания: приспособления к ней, особенности строения организма и поведения животных;
- Проводить несложный уход за некоторыми домашними животными, рассказывать о своих питомцах.
Перечень учебно-методического обеспечения
Учебник:
- Клепинина З. А. Биология. Животные. Учебник для 8 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – М.: Просвещение, 2011.
Методическое пособие учителя:
- Королева Т.В. Королева 7 класс Биология.Животные. – М.: Владос, 2009.
- Бгажнокова И. М. Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 5-9 классы.– М.: Просвещение, 2010.
Используются ТСО: видеофрагменты фильмов(DVD), компьютерные презентации, музыкальные композиции (ПК, магнитофон)
Тематическое планирование
Тема урока | Количество часов |
1.Многообразие животного мира | 1 |
2. Беспозвоночные животные. Дождевой червь. Лабораторная работа Демонстрация влажного препарата дождевого червя. | 1 |
3. Роль дождевого червя. Черви – санитары. | 1 |
4. Круглые черви. Черви – паразиты. | 1 |
5.Насекомые.Экскурсия:«Наблюдение за насекомыми» | 1 |
6. Бабочка – капустница. | 1 |
7. Яблонная плодожорка | 1 |
8.Майский жук 9. Комнатная муха | 1 |
10. Медоносная пчела Практическая работа Зарисовка в тетради «Развитие пчелы» | 1 |
11.Тутовый шелкопряд | 1 |
12. Колорадский жук | 1 |
13. Что мы узнали о беспозвоночных животных. | 1 |
14. Значение одомашненных насекомых | 1 |
15. Общие признаки позвоночных животных | 1 |
16. Общие признаки рыб. Среда обитания | 1 |
17. Внешнее строение и скелет рыбы. | 1 |
18. Внутреннее строение рыбы | 1 |
19. Размножение и развитие рыб. | 1 |
20. Речные рыбы 21. Морские рыбы Практическая работа Зарисовка морских и речных рыб. | 1 |
22. Рыбный промысел и охрана рыб. | 1 |
23.Земноводные. Среда обитания, внешнее строение. | 1 |
24. Внутреннее строение земноводных. Практическая работа Зарисовка сердца в тетради. | 1 |
25. Размножение и развитие лягушки. | 1 |
26.Пресмыкающиеся. Внешнее строение. Практическая работа Зарисовка в тетради пресмыкающихся. | 1 |
27.Внутреннее строение пресмыкающихся. | 1 |
28.Размножение и развитие пресмыкающихся. | 1 |
29.Птицы. Внешнее строение. Экскурсия: «Наблюдение за поведением птиц». | 1 |
30. Скелет и внутренние органы птицы. | 1 |
31.Размножение и развитие птиц. | 1 |
32. Птицы, кормящиеся в воздухе (ласточка, стриж). Практическая работа«Зарисовка ласточки». | 1 |
33. Птицы леса Практическая работа «Зарисовка птиц леса» Демонстрация: Презентация «Птицы леса» | 1 |
34. Хищные птицы. Практическая работа «Зарисовка хищных птиц». | 1 |
35. Птицы водоемов и болот. | 1 |
36. Птицы, обитающие вблизи жилья человека. | 1 |
37. Нелетающие птицы Демонстрация: Презентация « Пингвины». | 1 |
38. Домашние утки и гуси. Куры. Птицеводство. | 1 |
39. Млекопитающие. Внешнее строение. | 1 |
40. Скелет и нервная система млекопитающих. | 1 |
41. Внутренние органы млекопитающих. | 1 |
42. Грызуны. Демонстрация: Презентация «Грызуны» Практическая работа «зарисовка грызунов» | 1 |
43. Значение грызунов в природе. | 1 |
44. Зайцеобразные. Практическая работа «Зарисовка зайцеобразных» | 1 |
45. Разведение домашних кроликов. | 1 |
46. Хищные звери. Практическая работа «Зарисовка хищников» Демонстрация: Просмотр видеофильма «Хищники». | 1 |
47. Дикие пушные хищные звери. | 1 |
48. Разведение норки на зверофермах. | 1 |
49. Ластоногие. Демонстрация: Презентация «Ластоногие». | 1 |
50. Китообразные Демонстрация: Презентация «Китообразные» | 1 |
51. Парнокопытные | 1 |
52. Непарнокопытные | 1 |
53. Приматы. Демонстрация: Презентация «Человекообразные обезьяны» | 1 |
54. Урок-обобщение по теме: Млекопитающие» | 1 |
55. Сельскохозяйственные млекопитающие. Корова. | 1 |
56. Породы коров. | 1 |
57. Содержание коров на фермах. | 1 |
58. Выращивание телят. | 1 |
59. Овцы. | 1 |
60.Породы овец | 1 |
61.Содержание овец и выращивание ягнят. | 1 |
62.Верблюды Практическая работа: Зарисовка в тетрадь верблюда. | 1 |
63. Северные олени. | 1 |
64. Домашние свиньи. | 1 |
65. Содержание свиней. | 1 |
66. Выращивание поросят. | 1 |
67.Домашние лошади. | 1 |
68.Содержание лошадей и выращивание жеребят. | 1 |
69. Урок-зачет «Домашние животные» | 1 |
70. Повторение по теме « Млекопитающие» | 1 |
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Тюменцевская средняя общеобразовательная школа
Тюменцевского района Алтайского края
ПРИНЯТА: Педагогическим советом школы Протокол №1 от 31.08.2015г. | УТВЕРЖДАЮ: Директор школы______Т.Ф.Калужина Приказ № _______ от _________2015г. |
Рабочая программа
по учебному предмету
природоведение (биология)
5 класс для учащихся VIII вида
Учебно – тематическое планирование составлено на основе авторской программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5 – 9 кл.:В 2 сб. / Под ред. В.В. Воронковой. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2011. – Сб. 1
Составитель: учитель Фишер Елена Андреевна
высшая квалификационная категория
Тюменцево 2015 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по природоведению в 5 классе составлена на основе учебной программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В.Воронковой, «Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида 5-9 классы, сборник 1 «Владос», Москва, 2000г. и допущена Министерством образования Российской Федерации..
Основной целью курса природоведения в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида является усвоение и обобщение знаний обучающихся об окружающем мире, полученных при ознакомлении с предметами и явлениями, встречающимися в окружающей действительности, способствующих в дальнейшем лучшему усвоению элементарных естествоведческих, биологических, географических и исторических знаний.
Для достижения поставленных целей изучения природоведения в коррекционной школе необходимо решение следующих практических задач:
- формирование элементарных сведений об окружающем мире: о живой и неживой природе, о сезонных изменениях, о жизни растений и животных, о здоровье человека
- установление несложных причинно-следственных связей в природе и взаимозависимость природных явлений
- экологическое воспитание (рассмотрение окружающей природы как комплекса условий, необходимых для жизни всех растений), бережного отношения к природе.
- привитие навыков, способствующих сохранению и укреплению здоровья человека.
- воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к живой природе, чувства сопричастности к сохранению её уникальности и чистоты.
Природоведение как учебный предмет в 5 классе состоит из следующих разделов:
- Окружающий нас мир;
- Наша страна;
- Природа нашей Родины (неживая природа и живая природа);
- Охрана здоровья человека;
- Охрана природы и экология;
- Труд на пришкольном участке;
- Экскурсии и практические работы.
Пятиклассники должны учиться наблюдать, видеть и слышать, сравнивать и обобщать, устанавливать несложные причинно-следственные связи в природе и взаимозависимость природных явлений. Такая деятельность обучающихся имеет большое значение для коррекции недостатков психофизического развития школьников с ОВЗ, их познавательных возможностей и интересов Природоведческие знания помогут учащимся лучше понимать отношение человека к природе, эстетически воспринимать и любить ее, по возможности уметь беречь и стремиться охранять. Это обусловит значительную воспитательную роль природоведения.
Практика взаимодействия с окружающим миром
- Овладение основными знаниями по природоведению и развитие представлений об окружающем мире;
- Развитие способности использовать знания по природоведению и сформированные представления о мире для осмысленной и самостоятельной организации безопасной жизни в конкретных природных и климатических условиях. Понимание преимуществ, выгоды и трудностей, определяемых собственным местом проживания;
- Развитие вкуса к познанию и способности к творческому взаимодействию с миром живой и неживой природы;
Обучающиеся должны уметь:
- называть конкретные предметы и явления в окружающей действительности, давать им обобщенные названия; устанавливать простейшие связи между обитателями природы (растениями и животными, растениями и человеком, животными и человеком) и природными явлениями;
- связно пояснять проведенные наблюдения, самостоятельно делать выводы на основании наблюдений и результатов труда;
- выполнять рекомендуемые практические работы;
- соблюдать правила личной гигиены, правильной осанки, безопасности труда;
- соблюдать правила поведения в природе (на экскурсиях): не шуметь, не беспокоить птиц и других животных, не ловить их и не губить растения.
Обучающиеся должны знать:
- обобщенные и конкретные названия предметов и явлений
природы, их основные свойства; что общего и в чем различие неживой и живой природы; - расположение Российской Федерации на географической карте (ее столицы); каковы ее особенности; чем занимается население страны (хозяйство); каковы ее природа и природные богатства (леса, луга, реки, моря, полезные ископаемые);
- основные правила охраны природы и необходимость бережного отношения к ней; основные отделы тела человека
Ресурсное обеспечение рабочей программы:
- Программа специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида, 5-9 классы, допущенная Министерством образования РФ, Москва «ВЛАДОС» 2001, под редакцией В. В. Воронковой
- Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития:(Олигофренопедагогика) /Под ред. Б.П.Пузанова. – М.: Академия,2000. – С152-172.
- Худенко Е.Д. Естествознание во вспомогательной школе//Коррекционно-развивающая направленность обучения и воспитания умственно отсталых школьников. – М.: МГПИ, 1987. – С. 65-69.
- Худенко Е.Д. Использование словесных методов на уроках естествознания //Дефектология. – 1989. - №1. – С. 30-35.
Тематическое планирование
№ | Тема урока | Количество часов |
1 | Земля- планета солнечной системы | 1 |
2 | Небесные тела. Солнце- раскаленное небесное тело | 1 |
3 | Планеты солнечной системы. | 1 |
4 | Освоение космоса людьми. | 1 |
5 | Сезонные изменения в природе. Погода. Явления природы. | 1 |
6 | Высота Солнца и продолжительность дня в разные времена года. Смена времён года | 1 |
7 | Осень (ранняя, золотая, поздняя). Экскурсия в природу с целью наблюдения сезонных изменений в природе. Признаки осени. | 1 |
8 | Осенние изменения в жизни растений и животных. | 1 |
9 | Человек и природа осенью. Подготовка к зиме. | 1 |
10 | Зима (снежная, малоснежная, теплая, холодная, морозная)Признаки зимы. | 1 |
11 | Зимние изменения в жизни растений и животных. Подкормка животных зимой. | 1 |
12 | Человек и природа зимой. Зимние праздники и развлечения. | 1 |
13 | Весна (ранняя, поздняя) Признаки весны. | 1 |
14 | Весенние изменения в жизни растений и животных. | 1 |
15 | Человек и природа весной. Весенние заботы и праздники человека. | 1 |
16 | Лето (жаркое, сухое, теплое, холодное, дождливое)Признаки лета. | 1 |
17 | Растения и животные летом. | 1 |
18 | Уход человека за растениями летом. Летние праздники. | 1 |
19 | Времена года в жизни человека. | 1 |
20 | Российская Федерация (расположение на географической карте). Многонациональное население. | 1 |
21 | Москва – столица нашей Родины. Достопримечательности Москвы (музеи, театры, площади, исторические и культурные памятники, парки, улицы) | 1 |
22 | Транспорт в Москве (метро, автобусы, троллейбусы, трамваи, такси) | 1 |
23 | Города нашей Родины. Золотое кольцо России. | 1 |
24 | Город Киров -наш областной центр. | 1 |
25 | Средства сообщения между городами (транспорт железнодорожный, воздушный, водный) | 1 |
26 | Неживая природа. Разнообразие поверхности (рельеф): равнины, горы, овраги, холмы. | 1 |
27 | Почвы: песчаная, глинистая, плодородная, неплодородная | 1 |
28 | Вода в природе: реки, озера, болота, ручьи, родники; моря, океаны. | 1 |
29 | Свойства воды.Значение воды для человека. | 1 |
30 | Воздух вокруг нас. Значение воздуха.Ветер-движение воздуха. | 1 |
31 | Температура воздуха. Знакомство с термометрами. | 1 |
32 | Полезные ископаемые: песок, глина, торф, каменный уголь, мрамор, нефть, газ, каменная соль. | 1 |
33 | Неживая природа в жизни человека. | 1 |
34 | Живая природа. Растения леса. Лиственные и хвойные деревья. | 1 |
35 | Кустарники: калина, шиповник, можжевельник, малина. Кустарнички: брусника, черника. | 1 |
36 | Травы: ландыши, земляника, ветреница, кислица, мать -и -мачеха, мох. | 1 |
37 | Грибы леса: съедобные и несъедобные. | 1 |
38 | Животные леса. Звери (медведь, волк, лиса, заяц, белка, лось, барсук, кабан) | 1 |
39 | Птицы леса: кукушка, дятел, синица, соловей. | 1 |
40 | Насекомые леса (жуки, бабочки, муравьи, комары, мухи) | 1 |
41 | Растения сада. Плодовые деревья: яблоня, груша, вишня, слива, черешня. | 1 |
42 | Ягодные кустарники: крыжовник, смородина, малина садовая земляника – клубника. | 1 |
43 | Животные сада: птицы, насекомые, земноводные-лягушки, жабы. | 1 |
44 | Растения огорода: овощи (картофель, капуста, морковь, свекла, помидор, огурец, кабачок, горох). Зеленые культуры: лук, чеснок, укроп, петрушка, салат. | 1 |
45 | Друзья и враги огородных растений. Уход за культурными растениями. | 1 |
46 | Растения поля: зерновые культуры (рожь, пшеница, ячмень, овес, кукуруза) | 1 |
47 | Вредители полей: суслик, полевая мышь. Хомяк, насекомые и их личинки. | 1 |
48 | Растения луга – травы: клевер, колокольчик, мятлик, тимофеевка. использование лугов человеком. | 1 |
49 | Животные луга: насекомые (бабочки, жуки.), птицы, звери (крот, полевка, кузнечик) | 1 |
50 | Растения болота: травы, мхи, кустарничек багульник, ягодные растения (клюква, морошка) | 1 |
51 | Животные болота: птицы, лягушки, насекомые. | 1 |
52 | Растения водоёмов(водоросли и цветковые):кувшинка, кубышка, рогоз и др. | 1 |
53 | Животные пресных водоемов (рек, озер, ручьев): рыбы, раки, улитки, жуки. | 1 |
54 | Животные морей и океанов: рыбы, киты, крабы, креветки, тюлени, моржи. | 1 |
55 | Растительный и животный мир Вятского края. | 1 |
56 | Многообразие живой природы. | 1 |
57 | Растения и животные в жизни человека. | 1 |
58 | Организм человека. Строение тела человека: туловище, верхние и нижние конечности, голова. | 1 |
59 | Внутренние органы: головной и спинной мозг, сердце, легкие, желудок, кишечник, печень, почки, мышцы, скелет (позвоночник, череп, конечности) | 1 |
60 | Органы чувств. | 1 |
61 | Значение правильной осанки для здоровья человека | 1 |
62 | Правильные питание и дыхание. Предупреждение заболеваний (желудочно-кишечных, простудных, инфекционных) | 1 |
63 | Уход за своим организмом. Соблюдение гигиены. Вред курения и употребления алкоголя. | 1 |
64 | Здоровье человека. | 1 |
65 | Охрана природы. Чистота воздуха, почвы, водоемов. Охрана лесов, лугов, растительного и животного мира. | 1 |
66 | Пересадка комнатных растений. | 1 |
67 | Весенняя обработка почвы на клумбах. | 1 |
68 | Посев и посадка растений на школьные клумбы. | 1 |
70 | Обобщающий урок «Стань природе другом» | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа коррекционной работы с детьми, испытывающими трудности в обучении
Приводится программа корекционной работы для детей с трудностями в обучении...
Система мер своевременной помощи детям, испытывающим трудности обучения и индивидуальной адаптации.
Делюсь опытом работы с ребенком с глубокой умственной отсталостью при индивидуальном обучении....
Рекомендации для педагогов по профилактике школьной неуспеваемости и взаимодействию с обучающимися, испытывающими трудности в обучении
Учителя говорят: «Ленивый», «Невнимательный», «Медлительный», «Витает в облаках», «Ничего не понимает», «Играет под партой во время об...
Программа психолого-педагогическое сопровождение обучающихся имеющих трудности в обучении
Программапсихолого-педагогическое сопровождение обучающихся имеющих трудности в обучении...
Положение о действии педагогического коллектива с обучающимися испытывающими трудности в обучении
положение...
План работы с обучающимися испытывающими трудности в обучении математики
Главный смысл деятельности учителя естественно-математического цикла состоит в том, чтобы создать каждому ученику ситуацию успеха. Успех в учении...
Адаптация образовательной программы для детей с ОВЗ и трудностями в обучении. Модуль 1. Дети, испытывающие трудности в обучении, и дети с ОВЗ: в чем разница
Модуль 1. Дети, испытывающие трудности в обучении, и дети с ОВЗ: в чем разница ...