Программа работы с учащимися, испытывающими трудности в обучении
методическая разработка по физике
Программа работы с учащимися, испытывающими трудности в обучении
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_raboty_s_uchashchimisya_ispytyvayushchimi_trudnosti_v_obuchenii.docx | 44.16 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ШКОЛА №12 »
Программа
работы с учащимися, испытывающими трудности в обучении
Учитель физики:
Петухова Л.К.
г. Сургут
Пояснительная записка
Одной из главных проблем, которую приходится решать педагогам школ - это работа с учащимися, испытывающими трудности в обучении.
Как показывает педагогический опыт, в каждой школе, в каждом классе всегда имеются дети, испытывающие трудности в обучении. Задача педагога - помочь таким ученикам не только освоить учебный материал, но и, используя современные педагогические системы и технологии, способствовать развитию личности каждого ученика, научить его мыслить, действовать, заставить поверить в себя и свои силы.
Проблема неуспеваемости беспокоит всех: и взрослых, и детей. Очевидно, что на свете нет ни одного психически здорового ребенка, который хотел бы плохо учиться. Когда же мечты об успешных школьных годах разбиваются о первые «двойки», у ребенка сначала пропадает желание учиться, а потом он просто прогуливает уроки или становится «трудным» учеником, что чаще всего приводит к новым негативным проявлениям и в поведении.
Неуспеваемость – это отставание в учении, при котором за отведенное время учащийся не овладевает на удовлетворительном уровне знаниями, предусмотренными учебной программой, а также весь комплекс проблем, который может сложиться у ребенка в связи с систематическим обучением (как в группе, так и индивидуально). Чтобы найти средство для преодоления неуспеваемости, надо знать причины, порождающие ее.
Преодоление неуспеваемости встаѐт важнейшей задачей школы. Под неуспеваемостью понимается несоответствие подготовки учащихся требованиям содержания образования, фиксируемое по истечении какого-либо значительного отрезка процесса обучения - цепочки уроков, посвященных изучению одной темы или раздела курса, учебной четверти, полугодия, года
Слабоуспевающие учащиеся – это учащиеся, имеющих низкую учебную мотивацию, или те, которые имеют слабые учебные умения и навыки, низкий уровень памяти. Чтобы данная категория учащихся не перешла в разряд неуспевающих, необходима систематизированная работа со слабоуспевающими учащимися всех служб образовательного учреждения. Поэтому необходима специальная работа помогающая детям, испытывающим трудности в обучении, успешно осваивать учебный материал. Необходимы дополнительные упражнения, в которые заключена продуманная система помощи ребенку, заключающая в серии подсказок, в основе которых лежит последовательность операций, необходимых для успешного обучения. Кроме того, этим детям необходимо большее количество времени на отработку навыка.
Одной из актуальных проблем в школе остается проблема повышения качества обучения и эффективности учебно-воспитательного процесса. Ее решение предполагает совершенствование методов и форм организации обучения, поиск новых, более эффективных путей формирования знаний у учащихся, которые учитывали бы их реальные возможности.
Происходящие социально-экономические изменения в жизни нашего общества, постоянное повышение требований к уровню общего образования обострили проблему школьной неуспеваемости. Количество учащихся, которые по различным причинам оказываются не в состоянии за отведенное время и в необходимом объеме усвоить учебную программу, постоянно увеличивается.
Неуспеваемость, возникающая на начальном этапе обучения, создает трудности для нормального развития ребенка, так как, не овладев основными умственными операциями, учащиеся не справляются с возрастающим объемом знаний в средних классах и на последующих этапах “выпадают” из процесса обучения.
ЦЕЛЬ: Создание условий для развития личностного потенциала учащихся в условиях взаимодействия школы, семьи, внешнего социума, создание благоприятного микроклимата в школе.
ЗАДАЧИ:
- Создание системы внеурочной работы, дополнительного образования учащихся.
- Развитие групповых, индивидуальных форм внеурочной деятельности.
- Удовлетворение потребности в новой информации (широкая информированность).
- Формирование глубокого, устойчивого интереса к предмету.
- Расширение кругозора учащихся, их любознательности.
- Развитие внимания, логического мышления, аккуратности, навыков самопроверки учащихся.
- Активизация слабых учащихся
Планируемые результаты программы
- Создание благоприятных условий для развития интеллектуальных способностей учащихся, личностного роста слабоуспевающих и неуспевающих детей.
- Внедрение новых образовательных технологий, которые помогут слабоуспевающим усвоить программу.
- Предоставление возможности для участия слабоуспевающих и неуспевающих школьников в творческих конкурсах, выставках и других мероприятиях.
- Формирование ответственного отношения учащихся к учебному труду.
Педагогические технологии, используемые при работе:
- индивидуализация образовательного процесса;
- обучение навыкам самообразовательной и поисковой деятельности;
- диалоговая форма обучения;
- игровые формы;
- памятки, карточки, творческие задания.
Формы контроля:
- устные и письменные опросы;
- самостоятельные и проверочные работы;
- предметные тесты;
- собеседования;
- контрольные работы.
Формы организации работы с родителями слабоуспевающих и неуспевающими учащихся.
- Самой распространенной формы работы с такими родителями является индивидуальная беседа. Организация индивидуальной беседы родителей и учителя в присутствии ученика.
- Выполнение индивидуальных заданий во внеурочное время по учебным пособиям, карточкам, где учитываются дифференцированные задания для создания ситуации успеха.
- Родительское собрание.
- Встреча подкрепляется методическими рекомендациями и практикумом.
- Рекомендация методической литературы по отдельным предметам.
Программа деятельности учителя (с учеником).
- Проводить диагностику учащегося в начале учебного года с целью выявления уровня обучаемости, учитывая тип темперамента ребенка.
- Использовать на уроке различные виды опроса (устный, индивидуальный, письменный и т.д.) для объективности результата.
- Регулярно и систематически опрашивать, не допуская скопления оценок в конце четверти, когда ученик уже не имеет возможности их исправить.
- Комментировать оценку ученика (необходимо отмечать недостатки ответа, чтобы учащийся мог их устранять в дальнейшем).
- Учитель-предметник после первичного контроля ЗУН должен отрабатывать тему на уроке с учащимися, показавшими низкий результат, после чего можно проводить повторный контроль.
- Учитель-предметник не должен опрашивать ученика или давать ему контрольную работу в первый день занятий (после отсутствия в школе по болезни или уважительной причине).
- Учитель-предметник должен определить время, за которое учащийся должен освоить пропущенную тему, и в случае затруднения дать ему консультации.
- Учитель-предметник должен выставлять полученные учащимися неудовлетворительные оценки в дневник с целью своевременного контроля со стороны родителей.
- Учитель-предметник должен дать возможность учащимся сдать пройденный материал в виде проверочной работы или собеседования не менее чем за неделю до окончания четверти.
- Учитель-предметник должен поставит в известность классного руководителя или непосредственно родителей ученика о понижении успеваемости учащегося.
- Учитель-предметник не должен снижать оценку ученику за плохое поведение на уроке, в этом случае он должен использовать другие методы воздействия на ученика
Требование к работе со слабоуспевающими учащимися
- Учителю необходимо выяснить причины отставания по предмету.
- Учителю необходимо вести тетрадь по ликвидации пробелов в знаниях учащихся, где он учитывает ошибки учащихся и отражает работу по их исправлению.
- Закрепить за слабым учеником сильного, контролировать их работу.
- Учитель сам проводит индивидуальную работу со слабоуспевающими учащимися на уроке и вне его.
- Учитель учит учащихся, как готовить домашнее задание по своему предмету.
- Учитель должен предвидеть возможные затруднения по своему предмету и обучать способам их преодоления.
План работы со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися
График
индивидуальной работы со слабоуспевающими учащимися
____ «___» класса по физике на 2018-2019 учебный год
№ п/п | Список учащихся | Дни недели | ||||
Понедельн. | Вторник | Среда | Четверг | Пятница | ||
Возможные причины неуспеваемости:
- Пропуск уроков
- Недостаточная работа дома
- Слабые способности
- Нежелание учить предмет
- Недостаточная работа на уроке
- Большой объем домашнего задания
- Недостаточное внимание учителя
- Высокий уровень сложности материала
Программа деятельности ученика.
- Ученик обязан выполнять домашние задания, письменные задания своевременно представлять учителю на проверку.
- Ученик обязан работать в течение урока и выполнять все виды упражнений и заданий на уроке.
- Ученик, пропустивший урок без уважительной причины, обязан самостоятельно изучить учебный материал, но в случае затруднения может обратиться к учителю за консультацией.
Программа деятельности родителей.
- Родители обязаны контролировать выполнение домашнего задания учеником, его посещаемость.
- Родители обязаны помогать ребенку в случае его длительного отсутствия по болезни или другим уважительным причинам в освоении пропущенного учебного материала путем самостоятельных занятий или консультаций с учителем- предметником.
- Родители ученика имеют право посещать уроки, по которым ученик показывает низкий результат
- Родители ученика в случае затруднения имеют право обращаться за помощью к классному руководителю, администрации школы.
Планируемый результат
- Ликвидация неуспеваемости.
- Повышение уровня ЗУН учащихся.
- Повышение качества знаний учащихся.
- Повышение мотивации к учению.
План индивидуальной работы со слабоуспевающими учащимися.
ФИО учителя _________________________________
Фамилия ученика (класс)________________________
Предмет _____________________________________
Планируемые мероприятия. Сроки их реализации.
1.Индивидуальные дополнительные занятия. | Тематика занятий. |
2.Дифференцированные задания. | Указать методическое пособие. |
3.Дифференцированный контроль знаний. | Сроки. Темы. |
4.Работа с дневником и тетрадью. | Дата |
5.Консультации для родителей. | Дата. Тема. |
6.Создание ситуации успеха на уроке | |
Учитель ________________________ Подпись___________________
Индивидуальная карта слабоуспевающего учащегося класса
Ф И учащегося _____________________________________________
Класс ______________________________________________________
Предмет ____________________________________________________
Причина неуспеваемости ______________________________________
_____________________________________________________________
Учитель ______________________________________________________
Пробелы в знаниях по теме | Даты прове дения индиви дуальных занятий | Формы ликвидации пробелов | Что задано | % выпол нения | Отмет ка | Подпись учащегося, родителя |
Учитель ________________________ Подпись___________________
Выполнение учащимся домашних заданий.
Ф.И. учащегося____________________________________________ Класс ___
Предмет _________________________ Учитель ____________________________________
Сроки контроля: с «____»______________ 20___ г. по «____»_____________ 20___ г.
Цель контроля: отслеживание систематичности выполнения домашних заданий
«трудными» учащимися.
Дата урока | Выполнение домашнего задания | Примечание | ||
выполнено полностью | выполнено частично | не выполнено | ||
Работа учителя за период контроля:
с учащимся ____________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
с классным руководителем _______________________________________________________
________________________________________________________________________________
с родителями ___________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
Учитель ________________________ Подпись___________________
Промежуточный контроль успеваемости и посещаемости занятий учащимся.
Фамилия, имя учащегося ______________________________________________ Класс_____________
Классный руководитель __________________________________________
Период, за который проводится контроль:
с «_____»___________по «_____»_______________ 200 __г.
Предметы | Количество уроков за период контроля | Количество пропущенных уроков | Оценки за период контроля (включая к/р) | Оценки за контрольные работы |
Подпись классного руководителя _________________
ОТЧЕТ
учителя -предметника о работе со слабоуспевающими учащимися
по состоянию на __________________
Ф.И.О. ученика | Причины неуспеваемости (учитель указывает самостоятельно выявленные причины) | Использованы виды опроса | Формы ликвидации пробелов | Результат работы |
Учитель _________________________Подпись___________________
Анкета
(анализ причин неуспеваемости учащихся)
- Ученик____________________________ класс______
- Состояние здоровья:
- Слабое
- Удовлетворительное
- Хорошее
- Предметы, по которым возникла неуспеваемость:___________________________________
________________________________________________________________________________
- Причины неуспеваемости по мнению учителя______________________________________
________________________________________________________________________________
- Причины неуспеваемости по мнению ученика_____________________________________
________________________________________________________________________________
- Знание учеником критериев оценивания__________________________________________
- Понимание изучаемого материала на уроках
- Умение концентрировать внимание___________________________________________
- Оперативное (быстрое) запоминание__________________________________________
- Умение повторить изложенное_______________________________________________
- Умение самостоятельно выполнять задания на уроках
- Уровень развития учебных умений:
- Чтение___________________________________________________________________
- Письмо___________________________________________________________________
- Счет_____________________________________________________________________
- Речь_____________________________________________________________________
- Понимание прочитанного___________________________________________________
- Умение преобразовать учебную информацию (выделение главного, систематизация, составление моделей информации)_________________
- Владение приемами развития памяти__________________________________________
- Уровень ответов без конспектов______________________________________________
- Владение методами выполнения творческих заданий (сравнение, определение причин и следствий, взаимосвязь, планирование деятельности)
- Посещение дополнительных занятий:
- По предметам______________________________________________________________
- Виды учебной деятельности на занятиях_______________________________________
- Самостоятельные дополнительные занятия_____________________________________
- Выполнение домашних заданий:
- Частота выполнения домашних занятий________________________________________
- Причин отсутствия домашних занятий_________________________________________
- Последовательность выполнения домашних заданий_____________________________
_____________________________________________________________________________
- виды учебной деятельности, которые вызывают затруднения______________________
_____________________________________________________________________________
- виды помощи при выполнении домашнего задания_______________________________
_____________________________________________________________________________
- Дополнительные занятия в каникулярное время:
- Предметы_________________________________________________________________
- Виды занятий______________________________________________________________
Учитель ________________________ Подпись___________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Методы и приемы стимулирования мыслительной деятельности учащихся, испытывающих трудности в обучении физики."
Статья из моего опыта работы....
Работа с учащимися, испытывающими трудности в усвоении учебного материала
Чтобы найти средство для преодоления неуспеваемости, надо знать причины, порождающие ее. Это может быть низкое качество мыслительной деятельности ребенка, отсутствие у него мотивации к учению, несовер...
Сопровождение учащихся, испытывающих трудности в обучении.
Освоить приёмы и техники взаимодействия с "трудными" учащимися. классифицировать причины неуспеваемости. разработать стили взаимодействия учителя и учащихся....
Работа с учащимися, испытывающими трудности при обучении чтению.
Выступление на методическом оъединении учителей начальных классов школы 8 вида: "Работа с учащимися, испытывающими трудности при обучении чтению" ....
Программа коррекционной работы с детьми, испытывающими трудности в обучении
Приводится программа корекционной работы для детей с трудностями в обучении...
Организация работы с учащимися, испытывающими трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации
Чтобы найти средство для преодоления неуспеваемости, надо знать причины, порождающие ее. Это может быть низкое качество мыслительной деятельности ребенка, отсутствие у него мотивации к учению, несовер...
План работы с обучающимися испытывающими трудности в обучении математики
Главный смысл деятельности учителя естественно-математического цикла состоит в том, чтобы создать каждому ученику ситуацию успеха. Успех в учении...