"Методы и приемы стимулирования мыслительной деятельности учащихся, испытывающих трудности в обучении физики."
статья по физике на тему
Статья из моего опыта работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metody_i_priemy_stimulirovaniya_myslitelnoy_deyatelnosti_uchashchihsya.doc | 179.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Методы и приемы стимулирования мыслительной деятельности учащихся, испытывающих трудности в обучении физики.
Каждый учитель в процессе своей педагогической деятельности встречает немало учащихся, которые испытывают трудности при усвоении учебного материала. Без выявления причин этих трудностей, носящих в значительном числе случаев психологический характер, невозможна эффективная работа и повышение школьной успеваемости. Психологические причины, вызывающие отставание в учении, многообразны и находятся в сложной взаимосвязи с внешними проявлениями школьных трудностей. В основе какой-либо трудности в учебной работе могут лежать психологические причины. Например, невнимательность ученика, на которую часто жалуются учителя и родители. Она может быть следствием разных причин несформированности собственно процессов произвольного внимания, результатом недостаточного развития мыслительной деятельности, отсутствия интереса к учению, наличия каких-либо личных проблем. Невнимательность ученика, особенно если она проявляется после некоторого периода напряженной умственной деятельности, может быть связана с индивидуально-психологическими особенностями школьника (слабость нервной системы). А в основе таких трудностей учащихся, как плохая память, неумение выделять в учебном материале существенное, непонимание смысла и значений важных понятий, малый объем пассивного и активного словарного запаса, низкий уровень интеллектуального развития, может лежать одна и та же психологическая причина – не сформированность мыслительной деятельности, анализа. Низкий уровень развития этих умственных действий настолько затрудняет процесс учебной деятельности, что может вызвать у детей значительное нервное напряжение, переутомление, привести к перегрузкам, способствовать деформации личности. Снижение успеваемости, неизбежное при недостаточном владении навыками мыслительной деятельности, приводит в свою очередь, к конфликтам с педагогами и родителями, формирует неуверенность к себе, ощущение своей неполноценности, заниженную самооценку. Сами учащиеся не могут разобраться в причинах своего неуспеха, и здесь на помощь должны прийти взрослые: педагоги, психологи, родители.
Глава 1
1.1Основные группы трудностей, влияющие на успешность обучения в школе.
Некоторые учащиеся (составляющие относительно небольшую группу) усваивают программу массовой школы с большим трудом. Эту группу составляют дети с задержкой мыслительной деятельности. Характерным для этих учащихся является недоразвитие мозга с типичным дефектом, в наиболее высокоорганизованных зонах мозговой коры, именно этим и объясняется тот факт, что уровень обучаемости таких детей ниже среднего.
Коррекционно-развивающая направленность обучения осуществляется набором базовых учебных предметов, которые составляют инвариантную часть учебного плана. Фронтальное коррекционно-развиваюшее обучение осуществляется на всех уроках и позволяет обеспечивать усвоение учебного материала на уровне требований к знаниям и умениям образовательного стандарта школы.
Основные направления коррекционно - развивающего обучения являются: развитие речи, владение техникой речи; совершенствование сенсорного развития; коррекция отдельных сторон психической деятельности, развитее зрительного восприятия и узнавания, развитие зрительной памяти и внимания; формирование обобщенных представлений об явлениях; развитие пространственных представлений и ориентаций; развитие представлений о времени; развитие слухового внимания и памяти;
1.2 Цели и задачи курса физики в классе VII вида.
Физика является пропедевтическим курсом, предваряющим систематическое изучение предмета при продолжении обучения учащихся. При изучении данного курса ставится задача формирования представлений о явлениях и законах окружавшего мира, с которыми учащиеся сталкиваются в повседневной жизни. Формируются первоначальные представления о научном методе познания, развиваются способности устанавливать причинные связи при наблюдении явлений природы. Основной задачей является необходимость пробуждения интереса к познанию природы, опираясь на естественное желание школьника разобраться в многообразии природных явлений. Затем необходимо научить школьника описывать явления окружающего мира, уметь их наблюдать, замечать во взаимосвязи с другими явлениями, обнаруживать закономерности в протекании явлений. Особенность интеллектуального познания детей с проблемами в развитии и обучении требует сместить акценты при изучении курса физики с формирования знаний о фактах, понятиях, законах, теориях на развитие умений приобретать знания и использовать их в повседневной жизни. Это требует развития внимания, всех видов памяти, воображения, умения формулировать свои мысли, описывать явления окружающего мира.
Выработка умений и навыков самостоятельной работы с материалом: текстом учебника, научно – популярной, различным оборудованием. Учащиеся должны уметь составлять планы, вести краткие записи в тетрадях, связно излагать материал, делать сообщения на основе дополнительной литературы, умение работать с приборами, лабораторным оборудованием. Формирование умений и навыков самостоятельной работы требует индивидуального подхода к учащемуся, поэтому все задания предлагаются учителем, исходя из возможностей каждого ученика.
В процессе изучения физики наряду с образовательными задачами, в неразрывном единстве с ними осуществляются и задачи воспитательные, важнейшими из которых считают: гражданское, нравственное, эстетическое, трудовое, экологическое, правовое воспитание, формирование мировоззрения учащихся и коррекционно - развивающие. Таким образом, реализация всех образовательных и воспитательных задач курса будет способствовать формированию мировоззрения учащихся.
Глава 2 Приемы коррекции и развития
2.1 Развитие и коррекция внимания
Внимание является обязательным компонентом учебно-познавательной деятельности. Учитывая неустойчивый характер внимания школьников с нарушением интеллекта, необходимо проводить работу по его развитию и коррекции. Формирование интереса к предмету, создание на уроке атмосферы доброжелательности и вместе с тем требовательности к выполнению заданий будут способствовать поддержанию внимания учащихся на уроках. Физический материал интересен и разнообразен по содержанию. На одном уроке часто чередуются демонстрации, фронтальные опыты сюжетные изложения и объяснения менее интересного материала, поэтому важно развивать такие качества произвольного внимания учащихся, как устойчивость, распределение, переключение. Для этого на уроках необходимо разнообразить источники знаний и приемы учебной работы, постепенно увеличивая продолжительность однородной деятельности. Цель упражнений этого блока – тренировка и развитие особенностей произвольного внимания: избирательности, концентрации, устойчивости, объема, переключения и распределения.
Задание 1. Найти слова, обозначающие физические термины, соответственно указанным ниже вопросам. Правило: слова могут ломаться, но не по диагонали.
Н | А | О | К | А | К | Т | А | В | Е |
Е | П | Н | О | З | Е | Р | Д | Л | И |
И | Р | Е | М | Э | Л | О | Н | Е | Н |
Н | Е | Ж | И | З | З | А | Т | И | Н |
Ц | И | О | К | Л | У | Р | Я | Д | Г |
К | Я | Т | А | Г | Ч | Е | Е | И | А |
Е | В | Ы | Ч | И | З | Н | И | Н | М |
О | Н | Р | А | К | И | Ф | Е | Е | Р |
К | А | В | Н | И | Т | Н | И | П | А |
П | Л | Л | ЕИ | Е | Р | Е | Е | С | И |
Вопросы:
- Единица измерения сопротивления.
- Переход вещества из твердого состояния в жидкое.
- Сила, всегда направленная против направления скорости движения.
- Перенос энергии струями жидкости или газа.
- Переход вещества из жидкого состояния в газообразное.
- Физическая величина, измеряемая в Паскалях.
- Отрицательно заряженная частица.
Задание 2. Среди буквенного текста имеются слова. Ваша задача заключается в том, чтобы как можно быстрее, просматривая текст, найти и подчеркнуть слова, связанные с физикой.
Методика применяется как в группе, так и индивидуально. Оценивается количество выделенных слов и количество ошибок (пропущенных и неправильно выделенные слова). БАНДРОНВТРГЩОЦЭПРОТОНЗГУЧКВАНТЪХЭЬТЧАРОТОРОПРЕХЬУЭДИФРАКЦИЯТРОНЯКЩШЩГЦКАПППРОТОННОННРСЕБЕТТОДЖЕБЬАНФАЗАТОДЖЕБЬАМАТОМОПТИКАУЙХАГТЛПЛАЗЕРБОПТЖЩЗФЬЮЛГДПЛЕПТОНЫАБВГРЫХКЛЗЪЕВПОСПДСИЛАЯЧСИННЬЮТОНБЮНБЮЕТОКВУФЦИЕЖЪЦДОРПМАССАМАЛДЫХЭПЦГИЕРНКУЫФИЙЩРЕНГЕН
. Задание 3.
а) воспроизведите увиденное на картинке (время просмотра −10 с);
б) найдите различия на двух похожих картинках;
в) называйте цифры от 1 до 20 и в то же время записывайте их в убывающем порядке;
г) прочтите текст и вычеркните карандашом все буквы «а» перед «н» и «о» после «м»;
д) рисование глазами различных объектов;
е) сортировка предметов, фигур, слов, чисел и т. д.;
ж) концентрация взгляда в течение указанного времени на одном предмете, в одной точке;
з) определение на взгляд количества букв, слов, размеров, объема и т. д..
2.2 Развитие и коррекция восприятия
Учащиеся на каждом уроке физики знакомятся с разнообразными явлениями, понятиями учёными, приборами и все это рассматривается в непрерывном движении (каждый урок – новая тема), поэтому физика относится к предметам, где очень важна полноценность восприятия происходившего. Учитывая имеющиеся у учащихся нарушения восприятия, прежде всего, необходимо сообщать конкретные, образные сведения, отделяя главное от второстепенного.
Задание 1. Подсчитать, сколько раз встречаются физические величины: a; p; S; t; F; m; v; N; R; V в таблице.
V | S | t | p | m | t | S | m |
S | V | S | S | m | p | S | S |
m | t | p | S | V | t | m | V |
V | t | V | S | S | S | V | S |
S | S | t | t | m | V | p | t |
При выполнении задания фиксируется время, за которое обучающийся подсчитывает, сколько раз встречается каждый знак. Возможна вариация данного упражнения с использованием фактора цветовой дифференциации физических величин.
Задание 2. Человек закрывает глаза, ему на ладонь кладут какой-нибудь предмет, и, не ощупывая предмет, испытуемый отвечает на вопрос: «Что вы можете сказать о предмете? Он холодный? Легкий?». Так выявляют отдельные ощущения. Затем с закрытыми глазами человек ощупывает предмет, формирует целостный образ предмета, отвечая на вопрос.
На уроках физики можно предложить ученику опознать любой прибор небольшого размера (ключ, катушка, амперметр, вольтметр, магнит дугообразный, реостат, дифракционная решетка, штангенциркуль, трапециевидная призма).
Задание 3. «Повторяем движения»
Ведущий показывает какие-либо движения, а участники должны их повторить, кроме одного или двух. Например, если ведущий поднимает правую руку, хлопать в ладоши, а при поднятии левой руки – топать ногами и т.д. Тот, кто ошибается, становится ведущим.
2.3 Развитие и коррекция воображения
Воображение обогащает деятельность других психологических процессов, неразрывно связано с мышлением, памятью и важно само по себе, поэтому его также необходимо развивать в процессе обучения физики. Приемы, способствующие к решению этой задачи, могут быть следующими:
Упражнение №1 «Не может быть»
Это упражнение можно проводить после изучения темы, главы. Любой из учеников называет что-нибудь неверное: вещь, явление природы, рассказывает случай, необычную машину, прибор…. Выигрывает тот, кто придумает пять таких сюжетов подряд, и никто ни разу ему не скажет: «Бывает!».
Упражнение №2 «Что было бы, если бы»
Кто-нибудь из учащихся придумывает самые фантастические ситуации, а другие должны найти наиболее возможные решения.
Например:
- «Если бы вдруг исчезла сила трения, то все вокруг нас бы двигалось…»
- «Если бы коэффициент полезного действия простых механизмов, машин был равен 100%, то….».
- Если бы исчезла сила трения на Земле, то все предметы и существа полностью потеряли свой вес, то…»
- Если бы изобрели сверхпроводник, т.е. вещество у которого бы не было сопротивления….»
Упражнение №3 «Перевоплощения»
Один из учащихся получает указание от учителя или от своего соседа превратиться в определенную вещь, механизм, предмет. Он должен вообразить себя этим, погрузиться в ее мир, ощупать, характер. От лица вещи, предмета он начинает рассказ о том, что ее окружает, как живет, что чувствует, о пристрастиях, о прошлом и будущим. Закончив рассказ, участник дает задание следующему.
2.4 Развитие и коррекция памяти
Учащиеся должны помнить изучаемые физические явления, величины, приборы, законы. события и воспроизводить имеющиеся знания. Учащихся с особенностями в психофизическом развитии отличаются слабой памятью, имеют тенденцию заучивать, механически запоминать материал без его осмысления. Поэтому не только нужно продумывать методику изложения материала, но и работу по его разбору, обобщению и закреплению непосредственно на уроке. Достигается это с помощью следующих приемов: изложение материала по плану, его эмоциональность, выделение главного в содержании, опора на наглядность; запись названий, имен, установка учащимся на то, что нужно прочно запомнить и для чего это нужно, хорошо проведенное закрепление материала на уроке, неоднократное возвращение к пройденному в связи с изучением нового материала, обязательное выполнение домашних заданий, систематизация знаний учащихся на повторно-обобщающем уроке по теме программы, опора на знакомые средства или на план при воспроизведении знаний учащимися; использование в этих целей памяток. Примером может служить памятка с планом рассказа о состоянии вещества
- Из каких частиц (молекул атомов ионов) состоит вещество.
- Расстояние между частицами.
- Расположение частиц.
- Характер движения частиц.
- Сохраняет ли вещество в данном состоянии свою форму и объем.
Упражнение на развитие мнемических способностей. Эти упражнения тренируют и развивают словесно-логическую, вербальную, зрительную, оперативную, долговременную память.
Задание 1. Необходимо за 10 секунд запомнить как можно больше физических символов. Через 10 секунд в таблицу нужно записать все запомнившиеся физические символы.
M | S | p | V |
F | Q | v | A |
G | t | u | v |
Задание 2. Игра «Слова». Условия игры: ведущий называет тему, на которую участникам предстоит подбирать существительные. Причем, первый называет слово, второй повторяет названное слово и приводит свое и т.д. Например, тема: «физические величины». Первый называет «масса», второй повторяет «массы» и называет «время». Третий участник повторяет «масса», «время» и называет свое «скорость» и т.д. Тот участник, кто забудет названные для него слова или не назовет свое, выбывает из игры. Побеждает тот, кто останется в игре последним.
Задание 3. « Пересказ по кругу». Условия игры: ведущий читает текст. Участники внимательно слушают. Пересказ начинают с любого из игроков. Далее по часовой стрелке. Каждый говорит по одному предложению. Далее все вместе еще раз слушают текст, дополняют рассказ и исправляют сделанные ошибки.
Задание 4. «Запоминаем текст». Условия игры: ведущий читает текст. Участники игры внимательно слушают, при этом на листе бумаге каждый должен зафиксировать как можно больше информации. Затем в парах, группах или командах восстанавливают тексты. Затем все обсуждают воспроизведенные тексты и сравнивают результаты.
Задание 5.. Назвать одним словом (обобщить несколько слов одним понятием)Пример:
а) блок, ворот, рычаг (простые механизмы)
б) жидкое, твердое, газообразное (агрегатные состояния вещества)
в) весы, термометр, манометр (приборы).
г) мощность, работа, давление (физические величины)
2.5 Развитие и коррекция мышления
Для развития и коррекции мышления учащимся необходимо ставить перед ними такие познавательные задачи, которые постоянно требовали бы известного интеллектуального напряжения, заставили бы думать ребенка. Почему нельзя перебегать перед близко идущим транспортом; почему выходя из воды, ощущается холод, при температуре тридцати градусной жаре; почему воду можно переливать из одного сосуда в другой, а лёд нельзя? Эти вопросы могут ставиться как при повторении старого материала, так и в процессе изложения учителем нового материала, а также при закреплении материала. Учащиеся с особенностями психофизического развития плохо осуществляют перенос усвоенных знаний на аналогичные факты и явления. Так, усвоив понятия, определения, приборы ученики не могут использовать эти знания при объяснении физического явления. То есть, усвоив теоретический материал, ученики не могут применить его на практике. Необходимо учитывать эту особенность, и помогать ученикам, устанавливать нужные связи. Велика роль повторительно-обобщающих уроков в коррекции мышлении учащихся, так как для того чтобы систематизировать и обобщить знания по большой программной теме необходимо развивать все мыслительные операции учащихся; учить понимать происшедшие изменения в стране за длительный период, объяснять причины этих перемен. Эти упражнения полезны для подростков, они испытывают трудности в понимании и осмыслении нового материала, его запоминании, установлении связей между понятиями, выражении собственных мыслей. Упражнения предназначены для развития способности к классификации, анализу, синтезу, обобщению, сравнению, абстрагированию, выработке нестандартных решений. Эти упражнения полезны для подростков, они испытывают трудности в понимании и осмыслении нового материала, его запоминании, установлении связей между понятиями, выражении собственных мыслей.
Задание 1. Обучающимся предлагается бланк с рядами слов. В каждом ряду 3 слова, объединенные общим родовым понятием, четвертое к ним не относится. За 3 минуты обследуемый должен найти лишние слова и вычеркнуть их.
1. Радиоактивность, радиосвязь, радон, радиолокация.
2. Фотоэффект, фотоны, фотография, ферриты.
3. Нейтрино, негатив, нейтрон, нуклон.
4. Антивещества, античастицы, антипротон, нуклон.
Задание 2. Составить из частей данных слов название прибора, используемого для изучения движения частиц. ОСА ЦИЛИНДР ЛОГИКА РАФИНАД
Задание 3. «Ошибающийся учитель»
Учитель делает умышленно ошибки при чтении, при доказательстве. Учащиеся должны находить и исправлять ошибки, обосновывая при этом свою точку зрения.
Задание 4. Способы применения предмета»
Называется какой-либо хорошо известный предмет, например, «ручка» надо перечислить как можно больше различных способов применения: ручки можно использовать для рыхления земли в кашпо цветов, как трубочку для надувания мыльных пузырей и т.д. Следует ввести запрет на название безнравственных, варварских способов применения предмета. Побеждает тот, кто укажет большее число различных функций предмета.
Задание 5. «Приплюсуем- вычтем» Слово, которое нужно угадать ученикам, есть физическое понятие. Оно является частью какого-либо слова или дополнением. Даётся слово, к нему прибавляется или вычитается одна буква, а в результате получается загаданное понятие.
- Алиса – А= Сила 9) Лапа + М = Лампа
- Топка + И = Оптика 10)Кузов – О = Звук
- Динар + А = Радиан 11)Лом – Л = Ом
- Ряд + О = Ядро 12)Пара – А = Пар
- Алмаз + П = Плазма 13) Га + З = Газ
- Метро + Е = Метеор 14)Давно – Н = Вода
- Колба – А = Блок 15)Угол – У = Гол
- Блок + А = Колба 16)Силач – Ч = Сила
Задание 6. «А и Б сидели на трубе» Угадайте физическое понятия, которое состоит из двух частей, являющихся определениями каких-либо слов.
1)Нота + нота = миля
2)Атмосферное явление + собачье лакомство = характеристика звука (громкость)
3)Дерево рода ильмовых + твёрдая разновидность соединительной ткани = внутреннее трение (вязкость)
4)Состояние воды + единица времени = единица длины (парсек)
2.6.Развитие и коррекция речи. На уроках физики ученикам с особенностями в психофизическом развитии бывает трудно выразить свою мысль, связно передать содержание рассказа. Нередко, зная материал, ученик, тем не менее, не может последовательно и связно изложить его. Поэтому работа над коррекцией речи учащихся должна занимать на уроках большое место. Для этого используются внешние опоры, облегчающие ученику рассказ ( иллюстрации учебника, демонстрационные установки, опорные конспекты). . Примером может служить памятка с планом рассказа о состоянии вещества
- Из каких частиц (молекул атомов ионов) состоит вещество.
-Расстояние между частицами.
-Расположение частиц.
-Характер движения частиц.
-Сохраняет ли вещество в данном состоянии свою форму и объем.
Учащиеся затрудняющиеся самостоятельно последовательно излагать свои мысли, справляются с этим значительно лучше, когда учитель задает им вопросы, можно использовать планы ответов. Отмечая у ребенка, который раньше совсем не мог отвечать без вопросов, известный сдвиг, можно сократить количество вопросов и формулировать их так, чтобы ответ на каждый вопрос представлял несколько развернутых предложений. Таким образом, ответы ученика постепенно приближаются к рассказу.
Задание 1.Работа с учебником
А) Внимательно прочтите текст параграфа.
Б) Какова главная мысль данного текста.
В) Запишите в тетрадь новые понятия, которые вы узнали в данном параграфе.
Задание 2. Пользуясь текстом учебника, устно ответьте на следующие вопросы:
1)Объясните, почему человек, идущий на лыжах не проваливается в снег? (устно)
2)От чего зависит результат действия силы? (устно)
3)Приведите примеры, показывающие, что действие силы зависит от площади опоры, на которую действует эта сила.(устно)
4)Выпишите, что называют давлением?
5)Как определить значение давления?
6)Запишите в тетради формулу, по которой можно определять давление.
7)В каких единицах измеряется давление?
Задание 3 Прочтите текст параграфа и заполните таблицу:
Название силы | Определение силы | Направление силы | Формула силы | Природа силы | Применение силы |
Задание 9. «Свернуть» информацию, но «со слуха», по рассказу учителя.
Памятка для учащегося по «сворачиванию» текстовой информации в таблицу.
1. Прочитайте текст.
2. Проанализируйте, что является главным «действующим лицом» в тексте: что именно описывается – процессы, величины, явления, приборы…
3. Если «героем» текста является процесс явления, то тогда столбцы можно назвать
Название процесса, явления | Условия протекания | Механизм процесса | Результаты процесса | Значение процесса (явления) |
4. Если «героем» текста являются приборы, то графы могут быть такими.
Название | Устройство | Назначение | Принцип действия | Применение |
5. Если речь идет об открытии, то графы могут быть такими:
ФИО ученого | Год открытия | Суть открытия | Применение | Примечание |
6. Если в тексте сравниваются два или несколько объектов или процессов, то достаточно трех столбцов
Название | Сходство | Различие |
Объект 1 | ||
Объект 2 |
Глава 3 Особенности урока для детей с особенностями в развитии.
3.1. Задачи урока.
Определяя цели обучения физики детей с особенностями психофизического развития, необходимо учитывать особенности их познавательной деятельности, эмоционально – волевой сферы и личностных качеств. Физика в таких классах рассматривается как учебный предмет. Формируются первоначальные представления о научном методе познания, развиваются способности устанавливать причинные связи при наблюдении явлений природы. Курс решает проблему непрерывности естественно - научного образования при изучении свойств пространства и времени. Формируются представления о физических величинах и способах их измерений. для формирования личностных качеств гражданина, подготовка подростка к жизни, овладение знаниями и умениями. Особенностью урока является коррекционная направленность. Наряду с образовательными, воспитательными задачами курса физики, необходимо планировать коррекционно-развивающие задачи. Коррекционная направленность присутствует на всех этапах урока Таким образом, реализация всех задач курса будет способствовать формированию мировоззрения учащихся. Формулировка задач на урок зависит от темы урока, подобранных заданий и типа урока. Например, на уроке изучения нового материала – дать понятия, познакомить, на уроке закрепления знаний – закрепить, повторить и т.п. Рассмотрим примерные формулировки задач.
Образовательные задачи:
- формировать (формирование) у учащихся представления о …;
- выявить (выявлять)…;
- знакомить, познакомить, продолжать знакомить…;
- уточнить…;
- расширить…;
- обобщить…;
- систематизировать…;
- дифференцировать…;
- учить применять на практике…;
- учить пользоваться…;
- тренировать…;
- проверить….
Коррекционно-развивающие задачи:
-корригировать внимание (произвольное, непроизвольное, устойчивое, переключение внимания, увеличение объема внимания) путем выполнения…;
- коррекция и развитие связной устной речи (регулирующая функция, планирующая функция, анализирующая функция, орфоэпически правильное произношение, пополнение и обогащение пассивного и активного словарного запаса, диалогическая и монологическая речь) через выполнение…;
- коррекция и развитие связной письменной речи (при работе над деформированными текстами, сочинением, изложением, творческим диктантом)…;
- коррекция и развитие памяти (кратковременной, долговременной) …;
- коррекция и развитие зрительных восприятий…;
- развитие слухового восприятия…;
- коррекция и развитие тактильного восприятия…;
- коррекция и развитие мелкой моторики кистей рук (формирование ручной умелости, развитие ритмичности, плавности движений, соразмерности движений)…;
- коррекция и развитие мыслительной деятельности (операций анализа и синтеза, выявление главной мысли, установление логических и причинно-следственных связей, планирующая функция мышления)…;
- коррекция и развитие личностных качеств учащихся, эмоционально-волевой сферы (навыков самоконтроля, усидчивости и выдержки, умение выражать свои чувства…;
Воспитательные задачи:
- воспитывать интерес к учебе, предмету;
- воспитывать умение работать в парах, в команде;
- воспитывать самостоятельность;
- воспитывать нравственные качества (любовь, бережное отношение к …, трудолюбие, умение сопереживать и т.п.)
- воспитывать гражданственность;
- воспитывать экологическую грамотность.
3.2. Этапы урока.
Каждый урок имеет свою структуру, которая определяется соотношением и последовательностью частей, моментов, этапов урока, способствующих решению поставленных задач. В теории и практике обучения для каждого типа урока сложилась определенная структура. Общими элементами урока являются:
- организация начала урока;
- проверка домашнего задания;
- подготовка учащихся к восприятию нового материала, выявление имеющихся знаний;
- постановка цели и задачи урока;
- объяснение нового материала;
- закрепление;
- повторение изученного;
- подведение итогов урока, оценка знаний;
- сообщение домашнего задания и подготовка учащихся к самостоятельной работе над ним.
Этапы урока:
1. Организационно-подготовительный этап
Цель – подготовка учащихся к работе на уроке. Содержание этапа (возможные варианты):
взаимное приветствие; настрой учащихся на работу, организация внимания; проверка готовности к уроку (рабочие место, рабочая поза, внешний вид); запись числа; сообщение темы и цели урока.
2.Основной этап
а) Проверка домашнего задания
Цель – установить правильность и осознанность выполнения домашнего задания, определить типичные недостатки, выявить уровень знаний учащихся, повторить пройденный материал, устранить в ходе проверки обнаруженные пробелы в знаниях. Возможные варианты проверки домашнего задания: фронтальный опрос; индивидуальный опрос с вызовом к доске; фронтальный письменный опрос (у доски, по карточкам); индивидуальный письменный опрос;
уплотненный опрос (сочетание фронтального и индивидуального, устного и письменного); практическая работа; программированный контроль; проверка тетрадей;
б) Пропедевтика учащихся к усвоению нового материала
Цель – организовать познавательную деятельность учащихся. Сообщить тему, цели и задачи изучения нового материала, показать практическую значимость изучения нового материала, привлечь внимание и вызвать интерес к изучению новой темы. Ввод нового понятия возможен разными способами: загадка; ребус; кроссворд; игра "Четвертый лишний"; словарная работа (связь с новым материалом); проблемный вопрос.
в) Сообщение нового материала
Цель – дать учащимся конкретное представление об изучаемом вопросе, правиле, явлении и т.п. Сообщение нового материала возможно: в виде рассказа учителя (научный, доступный, в меру эмоциональный, последовательный, с опорой на наглядность, с проведением словарной работы, с выводами); самостоятельное знакомство с новым материалом путем наблюдения и использования учебника; вводной беседы (если у учащихся есть запас сведений по данной теме); чередование беседы и рассказа.
г) Закрепление полученных знаний
Цель – закрепить знаний и умений, необходимые для самостоятельной работы учащихся по новому материалу, учить применять знания в сходной ситуации.
3. Заключительный этап.
Сделать вывод и подвести итог, как работал класс на уроке, отметить работу учащихся, выяснить, что нового узнали учащиеся на уроке, разбор и запись домашнего задания;
Наличие того или иного этапа урока зависит от его типа. На одном и том же уроке педагог повторяет пройденное, объясняет новый материал, проверяет выполнение самостоятельной работы, проводит наблюдения, делает вместе с детьми выводы и т.п. Все же необходимо выделить основные типы уроков. Любой урок имеет особенности, отличающие его от другого, исходя из конкретных задач и содержания. Дидактическая задача урока является основанием для выделения следующих основных типов уроков:
- вводный урок-подготовка учащихся к восприятию нового материала. На этом уроке устанавливаются, актуализируются и систематизируются имеющиеся у школьников опорные знания по изучаемой теме и сообщаются некоторые сведения общего характера, необходимые для осмысленного восприятия нового материала, с которым предстоит познакомиться на последующих уроках;
- урок формирования (сообщения) новых знаний, на котором основное внимание уделяется изучению нового материала;
- урок формирования и закрепления умений и навыков, где основное внимание уделяется практической деятельности;
- обобщающий (повторительно-обобщающий) урок, на котором систематизируется материал, изученный по определенным темам и разделам;
- контрольный урок, на котором учащиеся выполняют различного рода проверочные и контрольные работы (устно или письменно);
- комбинированный урок, на котором сочетаются различные виды работы: объяснение, закрепление, проверка, практическая работа, подведение итогов.
3.3. Методы урока.
Урок тогда будет эффективен, если будет учительско - ученическая деятельность. Это достигается методами. В основе всех наук в природе лежит наблюдение. Наблюдение пробуждает воображение, рождает мысль, учит "задавать вопросы природе на языке науки". Поэтому при изучении курса физики особое внимание уделяется экспериментальным заданиям для работы в классе, дома, а также лабораторным работам. Учащиеся учатся делать самостоятельные выводы о необходимости использования в повседневной жизни измерительных приборов, осваивают приемы получения и обработки информации.
Основной источник познания – деятельность учащихся. Она хорошо раскрывается практическими методами: практические и лабораторные работы. Они повышают прочность знаний. Они помогают развить навыки самостоятельной работы и наблюдательность. Первые лабораторные работы должны проводиться как работы-наблюдения, в процессе которых постепенно накапливается фактический материал. На основании этого материала школьники могут сделать обоснованный вывод. И еще один вид лабораторных работ применяется в обучении детей с особенностями в развитии — работы-подтверждения сформулированных педагогом правил, выводов, законов, явлений.
Словесные методы: рассказ, объяснение, беседа. Рассказ должен быть небольшим по объему и эмоционально насыщенным. Этот метод используют при изложение учебного материала. Для лучшей доступности рекомендуется применять прием образнос ти в рассказе. Композиция рассказа состоит из завязки, нарастания и развязки. Беседа - это вопросно-ответ ный способ изучения учебного материала. Она побуждает к активной мыс лительной деятельности учащегося. Беседа являет ся мощным средством в коррекции неточности речи, наращивании словарного запаса ученика, требует от детей полных, выразительных отве тов. Благодаря беседе можно выявить пробелы в знаниях учащихся, недос татки их развития. Рекомен дуется повторность прослушивания или прочитанного материала разными приемами или методами, такими как краткий рассказ, чтение текста, эмо циональная беседа, вопросы на сравнение, обобщение и на установление причинно-следственных связей.
Наглядные методы: показ, иллюстрации. Это такие способы обучения, когда прием информации и осознание учебного материала происходит на чувственных восприятиях предмета. Эти методы имеют хорошую коррекционную направленность из-за соответствия их наглядно-образному мышлению детей с ОВЗ. Применение наглядных методов в обучении детей создает условия для более полного усвоения ими учебного материала.
Метод демонстрации позволяет развивать элементарные представления учащихся, учит детей наблюдать предмет, явление, выделять в них основные черты, сравнивать и пр. Экскурсия тоже является методом обучения. Экскурсии могут быть общеобразовательной направленности или иметь специальное учебное назначение. В процессе экскурсий дети учатся наблюдать объекты в реальных условиях.
Заключение
Построение коррекционно-развивающего педагогического процесса необходимо для преодоления, профилактики негативных проявлений в развитии, основывается на комплексных подходах, включающих лечебные и лечебно-профилактические мероприятия, укрепление физического здоровья ребенка, общую коррекционную направленность фронтального учебно-воспитательного процесса (на уроках, внеклассных занятиях, во время самоподготовки), индивидуально-групповую коррекционную работу в зависимости от специфических недостатков в развитии (кинезитерапию, логопедию, лечебно-физкультурную коррекцию, зрительно-пространственную координацию, психокоррекцию и т .п.)
При выборе оптимальных педагогических условий для учащихся важно учитывать как индивидуально типологические особенности, так и возрастные этапы развития. В связи с этим необходимо предусмотреть коррекцию и компенсацию недостатков развития на основе ведущего вида деятельности (игровая деятельность в дошкольный период, учебно – познавательная – в школьном возрасте, познавательно – трудовая – в подростковом).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сопровождение учащихся, испытывающих трудности в обучении.
Освоить приёмы и техники взаимодействия с "трудными" учащимися. классифицировать причины неуспеваемости. разработать стили взаимодействия учителя и учащихся....
Работа с учащимися, испытывающими трудности при обучении чтению.
Выступление на методическом оъединении учителей начальных классов школы 8 вида: "Работа с учащимися, испытывающими трудности при обучении чтению" ....
Метод театрализации как метод исследования и активизации мыслительной деятельности учащихся на уроках литературы в рамках реализации программы ФГООС
Разговор о современном учителе, о технологии развития критического мышления на уроке и в системе подготовки учителя в сфере образования Первостепенная обязанность учителя – организовать и увлечь...
Приемы развития мыслительной деятельности учащихся 5–7-х классов на уроках истории
Статья посвящена приемам развития мыслительной деятельности учащихся младших классов на уроках истории. С помощью этих приемов, можно не только развивать мыслительные операции, но и улучшать качество ...
Приемы активизации мыслительной деятельности учащихся на уроке
Статья содержит практические приёмы активизации мыслительной деятельности учащихся на уроке....
Программа работы с учащимися, испытывающими трудности в обучении
Программа работы с учащимися, испытывающими трудности в обучении...
«Методы и приемы активизации познавательной деятельности учащихся на уроках физики» выступление на педсовете
Вопросы активизации познавательной деятельности учащихся относятся к числу наиболее актуальных проблем современной педагогической науки и практики. Реализация принципа активности в обучении имеет боль...