Час общения "Я вижу смысл своей жизни"
классный час по психологии (7, 8, 9 класс)

Тема классного часа :«Профилактика буллинга среди подростков»

Обоснование выбора: Среди подростков широко распространенны различные формы конфликтов. Одной из форм деструктивного конфликтного взаимодействия является буллинг. В настоящее время проблеме исследования и профилактике буллинга уделяется большое внимание. И потому вопрос предупреждения ситуаций насилия в системе образования очень актуален. Ученикам необходимо приобрести умения выходить из конфликтных ситуаций, которые они могут использовать в своей повседневной жизни.


 

Целевая аудитория: 7-9 класс, 14-16 лет


 

Цель и задачи мероприятия :

Повышение толерантности и профилактика конфликтов в межличностных отношениях учащихся.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ya_vizhu_smysl_svoey_zhizni_profilaktika_bullinga.odt225.51 КБ

Предварительный просмотр:

Час общения

«Я вижу смысл своей жизни»

Тема классного часа :«Профилактика буллинга среди подростков»

Обоснование выбора: Среди подростков широко распространенны различные формы конфликтов. Одной из форм деструктивного конфликтного взаимодействия является буллинг. В настоящее время проблеме исследования и профилактике буллинга уделяется большое внимание. И потому вопрос предупреждения ситуаций насилия в системе образования очень актуален. Ученикам необходимо приобрести умения выходить из конфликтных ситуаций, которые они могут использовать в своей повседневной жизни.

Целевая аудитория: 7-9 класс, 14-16 лет

Цель и задачи мероприятия :

Повышение толерантности и профилактика конфликтов в межличностных отношениях учащихся.

Образовательные:

1. Познакомить учащихся с определением «Буллинга» и его характерными признаками;

2. Научить учащихся отличать «буллинг» от конфликтов.

Развивающие:

1. Развить чувство уважения учащихся друг к другу;

2. Сформировать доброжелательное отношение к окружающим;

3. Усовершенствовать навыки межличностного взаимодействия.

Воспитательные:

1. Сформировать чувство толерантности и эмпатии;

2. Закрепить умение выходить из конфликтной ситуации.

Планируемые результаты:

Личностные:

  • Создание в классе безопасного психологического пространства.
  • Ориентирование на осознание своих удач и неудач, трудностей, стремление преодолевать возникающие затруднения;
  • Готовность понимать и принимать оценки, советы учителя, одноклассников, родителей, стремление к адекватной самооценке;
  • Осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества (член классного коллектива), умение ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях, способность к самооценке своих действий, поступков.

Коммуникативные:

  • Формирование устойчивых доброжелательных отношений в группе подростков.
  • Приобретение навыка конструктивного реагирования в конфликте, снижение агрессии, изменение представления о самом себе.

Познавательные:

  • Выделение проблемы (совместно с педагогом и учениками), при изучении новой темы, решении новой задачи;

Регуляционные:

  • Планирование своих действий в соответствии с решаемой задачей;
  • Оценивание своих достижений, осознание трудностей, поиск их причин и путей преодоления

Форма проведения: презентация, беседа. Данный выбор обосновывается тем, что эти формы позволяют ребенку познакомиться с новыми понятиями и, кроме этого, выразить свое мнение, взгляд и оценку, а также услышать аргументы других участников и даже отказаться от своей точки зрения или существенно изменить ее.


Используемые приемы, методы, технологии обучения: технология деятельностного обучения, ИКТ, проблемно-поисковый метод, объяснительно - иллюстративный (работа с раздаточным материалом), проблемно-диалоговая технология

Этапы подготовки и проведения мероприятия

1. Изучение и постановка воспитательных задач: изучение с помощью наблюдения индивидуальных и коллективных особенностей учеников, проведение социометрии (популярные и непопулярные учащиеся, взаимоотношения между ними) и выделение аспектов, которые нуждаются в корректировке

2. Подготовка и моделирование предстоящего классного часа, создание методической разработки, осмысление формы и подбор методов проведения

3. Проведение классного часа

Организационный момент: переключить учащихся на внеклассную деятельность, вызвать интерес к ней, положительные эмоции через создание проблемной ситуации.

Вводная часть активизировать учащихся, расположить их к воспитательному воздействию. Познакомить с основным понятием классного часа: буллинг, выделение ключевых слов в данном определении

Основная часть. цель: реализация основной идеи мероприятия. Определение разницы между понятиями буллинг и конфликт, знакомство с мотивами буллинга и участниками своего участия в данных процессах (с помощью цветового показателя). использование игрового момента. для доказательства необязательного применения силы

Заключительная часть. Применить для сравнения натуральные объекты (яблоки) и настроить учащихся на практическое применение приобретенного опыта в их школьной и внешкольной жизни

Оборудование и ресурсы мероприятия : компьютер, телевизор, презентация, раздаточный материал.

Рекомендации по использованию методической разработки в практике работы классных руководителей: данная разработка может быть использована как часть треннингового занятия для учащихся 10-11 классов, для проведения на заседании МО классных руководителей

Ход мероприятия:

  1. Организационный момент. (перед тем как занять места, предложить детям взять квадратики цветной бумаги желтого, синего и красного цвета)

На слайд выводится или на доску помещается картинка

Учитель: Что вы видите на этой картинке, о чем может идти разговор, какие чувства она у вас вызывает?

Ученики: предполагаемые ответы- это друзья, что-то обсуждают

Открываем слайд на котором находится другая картинка

Учитель: Что вы видите на этой картинке, какие чувства она у вас вызывает?

Ученики: предполагаемые ответы- человек расстроен чем-то

Учитель: А если теперь соединить обе картинки?


Поменяется ли смысл изображения? Что происходит в данной группе детей?

2. Вводная часть. Очень часто в коллективе мы сталкиваемся со случаями, когда кого-то унижают, обзывают и даже причиняют физическую боль. При вопросе каковы причины такого поведения, чаще всего выдается ответ, что это шутка, игра.

Однако, не всем известно, что у такого поведения есть такое определение как "буллинг". И сегодня мы поговорим об этой проблеме... проблеме буллинга среди подростков

Учитель: Попробуйте сами определить ключевые слова в этом определении....

Ученики: предполагаемые ответы- травля. унижение, издевательство, агрессия...

Учитель: Буллинг - это запугивание, унижение, травля, физический или психологический террор, направленный на то, чтобы вызвать страх и тем самым поставить человека в подчиненное положение.


3. Основная часть.

Учитель: Чем же будут отличаться шутка, игра и буллинг?

Предполагаемые ответы: никому не обидно, всем весело, принимают участие все.

Но буллинг также отличается от конфликта и я предлагаю поработать в группах и заполнить таблицу фразами из раздаточного материала

Конфликт

Буллинг

(фразы: процесс непреднамеренный, спонтанный; действия намеренные и осознанные; желание разрешить проблему испытывают обе стороны; групповой процесс; процесс системный, не заканчивается после выяснения отношений; процесс конечный -либо помирились, либо не общаются; одна из сторон испытывает удовольствие; происходит время от времени; виноваты обе стороны; есть предводитель)

После заполнения проверяется и обсуждается заполнение таблицы.

Учитель: теперь вы четко видите разницу между этими действиями.

Не глядя друг на друга положите в коробку, которая будет пущена по классу, квадратики цветной бумаги, которые вы взяли в начале мероприятия. Цвет бумаги будет зависеть от следующих показателей:

желтый - если вы участвовали в конфликтах

синий - если вы иногда присоединялись к буллингу

красный - если вы участвуете в буллинге постоянно

Рассмотреть после сбора цветовую гамму, акцентировать на ней внимание учеников, обсудить полученный результат.


Мотивы буллинга - борьба за власть, месть, зависть, чувство неприязни, стремление быть в центре, выглядеть "круто", желание унизить, продемонстрировать преимущества, самоутвердиться. Жертвой может стать любой ребенок. Но обычно выбирают того, кто слабее или чем-либо отличается от других. Чаще всего жертвами насилия становятся дети, для которых характерны: физические недостатки, особенности поведения, особенности внешности, плохие социальные навыки,  страх перед школой, отсутствие опыта жизни в коллективе, болезни, низкий интеллект и трудности в обучении.

В ситуации травли всегда есть:

"Агрессор" – человек, который преследует и запугивает жертву.

"Жертва" – человек, который подвергается агрессии.

"Защитник" – человек, находящийся на стороне жертвы и пытающийся оградить её от агрессии.

«Агрессята» - люди, участвующие в травле, начатой агрессором.

"Сторонники" – люди, находящиеся на стороне агрессора, непосредственно не участвующий в издевательствах, но и не препятствующий им.

"Наблюдатель" – человек, знающий о деталях агрессивного взаимодействия, издевательств, но соблюдающий нейтралитет.

Учитель: Как вы думаете. можно ли унижением других добиться лидерства?

(ответы учеников)

Учитель: Давайте немного поиграем в парах, одному из вас предлагается зажать руку в кулак, а другому разжать кулак товарища, любым способом, но не причиняя боли

Обсуждаются несиловые методы: уговоры, хитрость.....

Учитель: вы видите, что не всегда всего можно добиваться силой. Надо уметь договариваться и принимать людей такими, какие они есть.

Учитель: На месте жертвы может оказаться любой из вас. Поэтому давайте попробуем с вами освоить то, что поможет нам противостоять обидчику.

1. 0 эмоций. Если вы демонстрируете спокойствие и не включаете эмоциональных реакций, а разумно отвечаете, то это обезоруживает.

2. Взгляд. Смотрите прямо в глаза. Спокойный взгляд в течение продолжительного времени заставит успокоится любого.

3. Прямая спина, хозяйские жесты. Демонстрируйте уверенность в себе. Даже если вы ее не чувствуете.

Каждый из вас должен осознавать всю ответственность за проступки, которые совершаете в своей жизни.  Применение физического насилия над детьми также уголовно наказуемо, как и над взрослыми. И необходимо помнить, что уголовная ответственность наступает с 14 лет.

3. Подведение итогов. Взять два яблока одинаковых внешне (одно из яблок перед мероприятием побить так, чтобы не изменить внешнего вида). Попросить учеников в адрес одного из яблок ("побитого") говорить негативные слова, а затем в адрес другого яблока позитивные. Поставить оба яблока рядом, убедиться, что внешне они одинаковы, после разрезать оба яблока, побитое будет некрасивым внутри. Акцентировать внимание, что тоже происходит и с детьми, которых травят сверстники. С виду они обычные, но внутри переживают боль. Но мы можем это остановить и показать. что к другим надо относиться с уважением.

4. Рефлексия. Предложить продолжить фразу: Сегодня на занятии я понял, что……


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку литературы в 8 классе "В чем смысл человеческой жизни? Противопоставление Ужа и Сокола. Идейное своеобразие "Песни о Соколе" М.Горького"

Презентация к уроку литературы в 8 классе содержит вопросы для беседы, иллюстрации к произведению М.Горького "Песня о Соколе"...

В чем смысл человеческой жизни? Идейное своеобразие «Песни о Соколе» М. Горького.

В чем смысл человеческой жизни? Идейное своеобразие «Песни о Соколе» М. Горького.Урок литературы для 8 класса включает работу по группам....

10 класс. Обломов, его тип. Диалектика характера Обломова. Смысл его жизни и смерти

Конспект урока литературы с использованием технологии  развивающего обучения (технология «педагогической мастерской») и элементов здоровьесберегающей технологии...

Судьба человека и смысл его жизни в мироощущении Л.Н. Толстого

Роман "Война и мир", образ князя Андеря, Пьера Безухова и Наташи Ростовой...

Анкета для старшеклассников "Я и смысл моей жизни".

Анкета раскрывает выбор жизненных ценностей и приоритетов старшеклассников....

Проект "Как я вижу развитие своего города"

Проектная исследовательская работа....

Поразмышляйте о своей жизни и своих целях: Что для меня бесконечно ценно? Что я хочу делать бесконечно долго? Что я хочу достичь в масштабах бесконечности?

Международный день бесконечности (International Infinity Day). г. Москва, Восточный округ.АНО ОО "Русская Международная Школа" ....