В чем смысл человеческой жизни? Идейное своеобразие «Песни о Соколе» М. Горького.
план-конспект урока (литература, 8 класс) по теме
В чем смысл человеческой жизни? Идейное своеобразие «Песни о Соколе» М. Горького.Урок литературы для 8 класса включает работу по группам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
8a_klass.doc | 55 КБ |
Предварительный просмотр:
8а класс. Литература.
Тема: В чем смысл человеческой жизни? Идейное своеобразие «Песни о Соколе» М. Горького.
Цели: Определить, в чем смысл человеческой жизни, выявить авторскую поэзию и способы её выражения; учить коллективной работе; делать обобщения и выводы.
Словарная работа:
Антитеза – это резкое противопоставление сравниваемых понятий.
Патетика – страстность, откровенное выражение чувств.
Афоризм – краткое выразительное изречение.
Аллегория – иносказательное изображение отвлеченного понятия или явления действительности.
Безумство храбрых – вот мудрость жизни.
М. Горький «Песня о Соколе».
1.Сообщение темы и цели урока.
- Сегодня на уроке мы продолжим работу над произведением М.Горького «Песня о соколе». Постараемся выяснить, в чем смысл человеческой жизни.
Нам предстоит работа в группах.
Итак, начнем с проверки домашнего задания
11. Проверка домашнего задания
На прошлом уроке мы говорили с вами о роли пейзажа в произведении.
Автор использует пейзажное обрамление.
- Что это? (В начале и в конце произведения помещает пейзаж летней ночи на берегу моря)
1.
Пейзажное обрамление его роль - Что это? - Для чего? Пейзаж летней ночи на берегу моря, на фоне которого идет беседа старого Рагима с повествователем. Обрамление подготовит читателя к пониманию мудрости песни Рагима .Оно показывает как прекрасна жизнь ,как загадочна, значительна. | Сопоставление начала и финала пейзажей - Какими чертами наделен пейзаж у Горького? 1часть пейзажа? 11часть? Пейзаж одухотворен. Море, горы, небо – все живет, дышит, говорит. 1 часть – ожидание чего-то важного 11 часть – говорит о мудрости |
2. Назвать средства художественной выразительности, использованные в пейзажном обрамлении.
1 группа отвечает (2 дополняет), 2 отвечает (1 дополняет)
1) Олицетворение – вид метафоры, основанный на перенесении человеческих черт (живого существа) на неодушевленный предмет. - «море огромное, лениво вздыхающее у берега, уснуло». - волны шепчутся - горы задумчивы - море ластится - волны просят пустить погреться - волна подползла | 1) Эпитеты – поэтическое, художественное определение. - тайная тишина, печальный камень, ласковая мгла - море мягкое, серебристое - ласковая южная ночь 2) метафоры – перенос свойств одного предмета или явления на другие. - горы подняли свои вершины в синюю пустыню - прозрачная тень облаков - волны звучат ласково - луна задумчиво льет свой свет на море, тихо вздыхающее ей навстречу |
Итак, сделаем вывод:
- Какую роль играет пейзаж в произведении
1) фон, на котором разворачивается сказочный сюжет
2) природа является героем произведения (море слушает грозную песню волн)
3) отражает эмоциональное состояние рассказчика
4) связывает сказку с окружающей действительностью
5) побуждает задуматься над вопросом о сущности жизни, о предназначении человека на земле, о смерти и бессмертии
111.Чтение второго пейзажного описания.
С. 59 «Блестело море… Безумство храбрых – вот мудрость «жизни»
Эпиграф
- Прочитать эпиграф
- Как вы понимаете это высказывание?
3.
1 группа | 2 группа |
Описание пейзажа, - преддверие появления Сокола - как описание пейзажа характеризует Сокола (зачитать) с. 57 Величественный, грозный. На фоне гремящего моря является Сокол, сраженный в бою | - Описание пейзажа (ущелье) места обитания Ужа - Как характеризует Ужа? С.58 «Сквозь серый камень вода сочилась, и было душно в ущелье темном и пахло гнилью» |
4. Чтение по ролям диалога Сокола и Ужа с.58
Уж –
Сокол –
Автор –
5.
1 группа | 2 группа |
- Какие чувства испытывал Сокол? (Зачитать) «Я славно пожил! Я знаю счастье! Я храбро бился!» Чувство гнева и жажды борьбы. | - Что поразило вас в Соколе, и считаете ли вы в чем-то правым Ужа? |
6. Произведение богато афоризмами (определение)
- В произведении какого писателя прозвучал афоризм:
«Человек создан для счастья как птица для полета»? Как понимаете?
(очерк В.Т. Короленко «Парадокс»; человек должен быть счастлив. Как птице свойственно летать, так человеку – быть счастливым)
Какое содержание в понятие «счастье» вкладывает герой Горького «Песни о Соколе» Уж? (противоположность Сокола – темное сырое ущелье) Для Ужа небо – «пустое место», «пустыня без дна и края» | Какое содержание в понятие «счастье» вкладывает герой Горького «Песни о Соколе» Сокол? (Счастье в битве с врагом, его любимая стихия – небо простор.) Для Сокола небо – символ счастья, борьбы за свободу |
7.
Нарисовать символ – смысл жизни для Сокола. | Нарисовать символ – смысл жизни для Ужа. |
- Распределить афоризмы, кому принадлежат?
Физ.-ка. Прежде составить их. (по 2 части к столу учителя)
8.
Сокол | Уж |
1. «Я знаю счастье… Я храбро бился!.. Я видел небо!» 2. «О, если б в небо хоть раз подняться! О, счастье битвы…» 3. «Безумству храбрых поем мы песню» 4. «Безумство храбрых - вот мудрость жизни» (Идея предисловия: Горький прославляет героев, людей, предпочитающих битву спокойному и сытому обывательскому житью) | 1. «Ну что ж небо - пустое место» 2. «Летай иль ползай, конец известен; все в землю лягут, все прахом будет». О конечности земной жизни позиция Ужа и автора не совпадает: Уж считает, что все прахом будет», а Горький утверждает, что бессмертие человека в памяти, которого он себя оставит. 3. «Рожденный ползать – летать не может!» ( «не в свои сани не садись» - русская пословица) 4. Земли творенье – землей живу я. (прямое и переносное значение: 1) отношения к Ужу 2) философия людей, которую олицетворяет Уж) |
9.
- Кого автор подразумевает под образом Сокола? Людей – борцов, для которых идеалом жизни являются действие и борьба. | - Кого автор подразумевает под образом Ужа? Обыватели, для которых идеалом жизни является покой. |
10. – Какой художественный прием использует писатель? Почему применил?
Аллегория – иносказательное изображение
(Изображая птиц, подразумевает людей, человеческие характеры, взаимоотношения.)
Аллегория замаскировала политическое содержание «Песни о Соколе», глубоко революционное, будучи высказано прямо, не было бы пропущено цензурой.
- Почему произведение, в котором большое место отводится Ужу, называется «Песня о Соколе»? (Сокол – любимый герой устной поэзии русских и других народов, олицетворение смелости, удали, страсти к свободе. В исторических песнях ясными соколами называли вольных людей. Уж в русском фольклоре – носитель равнодушия, лени, самодовольства, трусости.
1V. Итог.
- – Прочитайте заключительные строчки М. Горького из «Легенды о Марко» (на доске)
Как они соотносятся с содержанием «Песни о Соколе»
А вы на земле проживете, Как черви слепые живут,
Ни сказок о вас не расскажут,
Ни песен о вас не споют.
- Кому бы вы адресовали эти строки?
(Эти строки соотносятся с жизненной позицией людей, похожих на Ужа. Писатель осуждает их слепоту. Ему по душе герой, которые заслуживают памяти людей, о которых складывают песни и сказки.)
- В чем для каждого из нас смысл жизни?
- Есть в нашем обществе «Соколы» и «Ужи»? (Примеры)
- Чтение стихотворения Ю. Николаева о Семене Гудзенко, прошедшего войну с белофиннами и Великую Отечественную войну и умершего от старых ран уже в мирное время. (Стих напечатан в «Правде» в 1965г)
Жизнь, борьба и любовь – все со словом «когда-то…»
Утром был, как обычно, врачебный обход.
И профессор сказал за дверями палаты:
«М-да, коллеги, здесь явно летальный исход».
Человек умирал на большой постели.
В тишине. Почему в тишине, почему?
Дождик стих, даже птицы и те улетели…
Чтоб ничто умирать не мешало ему.
Снова боль.
Но и боль эта кончится скоро.
Так что даже и думать о ней ни к чему.
Даже солнце заботливо спрятали шторы…
Чтоб ничто умирать не мешало ему.
Нет же, черт побери!
Стоит только подняться.
Стоит только добраться,
Окно распахнуть,
С этим городом
Чистым, как детство,
Обняться
И весеннего свежего ветра вдохнуть.
К солнцу, к жизни стремиться душа беспокойно,
Шаг…
Темнеет в глазах…
Шаг…
Конец. Тишина.
Человека, прошедшего с честью сквозь войны,
Старой раной добила,
убила война.
Но пока его дело на свете живет,
И пока его слово звенит и поет,
Вы не верьте тому, что он умер,
Не верьте!
Словно горьковский Сокол в последний полет,
Настоящие люди уходят в бессмертье.
Вывод: оценки
Д/з выучить отрывок из «Песни о Соколе». Мини-сочинение «В чем я вижу смысл жизни?»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие по литературе "Песня о Соколе" (М.Горький и Н.И.Кузнецов)
Методическая разработка внеклассного мероприятия по литературе может быть использована также для проведения урока внеклассного чтения по произведениям М.Горького (6-7 классы) и темат...
Презентация к уроку литературы в 8 классе "В чем смысл человеческой жизни? Противопоставление Ужа и Сокола. Идейное своеобразие "Песни о Соколе" М.Горького"
Презентация к уроку литературы в 8 классе содержит вопросы для беседы, иллюстрации к произведению М.Горького "Песня о Соколе"...
Разработка урока по литературе в 8 классе "М.Горький. Знакомство с "Песней о Соколе"
Разработка урока литературы в 8 классе по теме: "М.Горький. Знакомство с Песней о Соколе". Программа В.Я. Коровина...
Изучение «Песни о Соколе» М. Горького на уроке литературы в 8 классе
Конспект урока, составленный в логике ФГОС ООО...
М. Горький о смысле жизни в «Песне о Соколе»
План урока и презентация к уроку литературы в 8 классе на тему "М. Горький о смысле жизни в «Песне о Соколе»...
М. Горький о смысле жизни в «Песне о Соколе»
методическая разработка урока по литературе (8 класс)...
«Песня о Соколе» - произведение о … Идейное своеобразие.
Урок открытия нового знания....