10 класс. Обломов, его тип. Диалектика характера Обломова. Смысл его жизни и смерти
план-конспект урока по литературе (10 класс) на тему

Хмелёва Оксана Михайловна

Конспект урока литературы с использованием технологии  развивающего обучения (технология «педагогической мастерской») и элементов здоровьесберегающей технологии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 10_kl._oblomov.docx50.56 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока литературы с использованием технологии

 развивающего обучения (технология «педагогической мастерской»)

и элементов здоровьесберегающей технологии

Класс  10

Дата    - 20.11.2013 г.

Разработала: Хмелёва О.М,  учитель  русского языка и литературы МБОУ СОШ №2 имени Луначарского муниципального образования Тимашевский район

УМК: под редакцией Т.Ф.Курдюмовой « Литература. 10 класс».

Тема:         «Обломов, его тип. Диалектика характера Обломова.  Смысл его жизни и смерти».

Тип урока:  урок комплексного применения УУД при выполнении  компетентностно-ориентированных заданий с элементами групповой и проектно-исследовательской деятельности.

Цель:                

                       Образовательная (Предметная)

Сформировать начальное представление о концепции романа И.А. Гончарова «Обломов»;  

выявить основные этапы жизни главного героя, определить его тип;

продемонстрировать диалектику характера Ильи Ильича Обломова;

определить смысл его жизни и смерти.

Развивающая (Коммуникативная)

1. Развивать информационную компетенцию: навыки работы с различными источниками информации (художественный текст, словарная статья, монологическая речь учителя, учащихся, окружающий мир).

2.Развивать предметную компетенцию: навыки выразительного чтения, устной и письменной монологической речи, навык  анализа художественного текста, определения способов выражения концепции произведения.

3.Развивать коммуникативную компетенцию: навыки группового взаимодействия, работы в парах.

4.Развивать учебно – познавательные компетенции: исследовательские навыки познания, умение действовать самостоятельно, добывание знаний непосредственно из реальности.

6. Развивать творческие способности учащихся.

Воспитательная (Личностная)

1. Формировать социокультурную компетентность: приобретение социокультурного опыта через знакомство с классическим произведением  русской литературы второй половины 19 века, воспитание чувства патриотизма на основе устоев русского быта.

Формируемые УУД

Личностные

Коммуникативные

Познавательные

Регулятивные

  • устойчивый познавательный интерес к русской литературе,
  • патриотизм
  • формулирование собственного мнения,
  • осуществление речевого взаимодействия в разных ситуациях  общения
  • работа в группе, паре
  • владение различными

видами аудирования,

  • осуществление информационной переработки текста (ключевые слова, аппликация)
  • выразительное чтение, построение устного и письменного высказывания,
  • осуществление исследовательской деятельности под руководством учителя,
  • планирование самостоятельного выполнения заданий,
  • развитие ассоциативного мышления, творческих способностей
  •  выбор темпа работы,
  • умение действовать самостоятельно
  • умение рефлексировать

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

  • работать с этимологическим словарем,
  •  осуществлять подбор ассоциаций,
  • генерировать текст,
  • производить анализ художественного текста,
  • видеть концепцию произведения,
  • интерпретировать словесные образы через аппликацию,
  • осуществлять рефлексию
  • проводить наблюдение под руководством учителя;

• осуществлять поиск информации с использованием различных ресурсов

• давать определение понятиям;

• устанавливать причинно-следственные связи

  • подбирать ассоциации
  • генерировать текст

  • формирование устойчивого познавательного интереса к литературе,
  • воспитание патриотизма

Оборудование:           

- ЭОР «Тест «Теория литературы», «Входной тест «Роман И.А. Гончарова «Обломов»

- «Этимологический словарь русского языка» под редакцией  М. Фасмера

- главы романа И.А. Гончарова «Обломов».


Этап урока

Форма работы

Содержание

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

I. Актуализация деятельности. Вызов интереса к уроку. Определение целей урока

Проблемная беседа, проблемное задание – индуктор (толчок), запускающий урок

Прослушивание стихотворения В. Ходасевича «Путем зерна», запись ключевых слов, характеризующих жизнь зерна.

Работа с текстом стиха, поиск ответа на проблемное задание: «Что и кого сравнивает автор с зерном, в чем их сходство?»

В. Ф. ХОДАСЕВИЧ
Путем зерна
Проходит сеятель по ровным бороздам.
Отец его и дед по тем же шли путям.
Сверкает золотом в его руке зерно,
Но в землю черную оно упасть должно.

И там, где червь слепой прокладывает ход,
Оно в заветный срок умрет и прорастет.
Так и душа моя идет путем зерна:
Сойдя во мрак, умрет — и оживет она.

И ты, моя страна, и ты, ее народ,
Умрешь и оживешь, пройдя сквозь этот год, —
Затем, что мудрость нам единая дана:
Всему живущему идти путем зерна.
1917

Ответ на проблемный вопрос: «Что, на ваш взгляд, в контексте данного стиха значит «умереть»?

Определение целей урока.

Работа в парах. ЭОР Тест «Теория литературы» (термины «тема», «идея», «сюжет», «конфликт», «литературный тип»).

http://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2013/06/03/test-po-teorii-literatury-teoreticheskaya-podlozhka 

Работа в парах со словарной статьей «Этимологического словаря русского языка», М. Фасмер:
«Зерно- происходит от праслав. формы *zьrno, от которой в числе прочего произошли: др.-русск. зьрно, ст.-слав. зрьно (kokkos; Супр.), русск. зерно, зернь ж. "хлеб в зерне", укр. зерно, болг. зърно, сербохорв. зрно, словенск. zrno, чешск., словацк. zrno, польск. ziarno, в.-луж. zorno, н.-луж. zerno. Родственно лит. zirnis "горошина", латышск. zirns, др.-прусск. syrne "зерно", готск. kaurn, нов.-в.-нем. Korn, лат. granum "зерно, ядро", др.-ирл. gran "зернышко", первонач. "растертое", ср. др.-инд. jirnas "трухлявый, растертый, сморщенный, старый". С др. ступенью чередования: др.-в.-нем. kerno "ядро, косточка", др.-исл. kjarni – то же. Ввиду фонетического и акцентологического соответствия отграничение др.-инд. слова от перечисленных выше неоправданно. Праслав. форма восходит к праиндоевр. *ger- «истираться». 

Организует уч-ся к уроку через проблемное задание:

-Прослушайте стихотворение В. Ходасевича «Путём зерна», выпишите ключевые слова, характеризующие жизнь зерна.

- Что  и кого автор стихотворения сравнивает с зерном, в чем их сходство?

-  Что, на ваш взгляд, в контексте данного стиха значит «умереть»?

- Верно, оставить добрую память о себе в людях, оставить добрый след о себе в истории – в этом смысл, идея человеческой жизни. На прошлом занятии мы рассматривали роман И.А. Гончарова «Обломов» в системе творчества автора.  Подумайте, основываясь на эпиграфе урока, с какой целью сегодня мы обращаемся к этому произведению?

- Действительно, сегодня у нас  сложится первое впечатление от  произведения, мы рассмотрим его сюжет,  начнем характеризовать образы главных героев, но главное - определим тему  и идею (концепцию)  произведения.

Тест «Теория литературы» поможет нам вспомнить основные понятия, которыми мы будем оперировать сегодня». Итак, решая тест вы пришли к единому мнению, что «идея произведения» - главная мысль произведения, в которой выражается оценочно-эмоциональное отношение писателя к изображаемому. Идея – главная мысль – зерно произведения. О пути зерна и всего живого мы говорили в начале урока. Давайте обратимся к этимологии слова «зерно».

- Каково происхождение слова «зерно», какими новыми смыслами вы поделитесь друг с другом?

-Как эти смыслы перекликаются со значением слова «зерно» в стихе Ходасевича?

Настраиваются на плодотворную работу.

Выписывают ключевые слова: упасть в землю, умрёт и прорастёт – это путь, жизнь зерна.

Находят: душа («сойдя во мрак  - умрёт и оживёт она»); страна и её народ («умрёшь и оживёшь, пройдя сквозь этот год»). Сходство: «мудрость нам единая дана:
Всему живущему идти путем зерна
»

- Прорасти, дать жизнь другим, создать что-то важное, оставить след в истории.

Рассмотреть сюжет, определить, что является зерном романа (тема, идея), рассмотреть образы героев, узнать, почему так называется роман.

Решают тест, советуясь в парах

Зерно- значит «растертое», значение слова  восходит к «истираться», «трухлявый, растертый, старый»

Зерно зреет, становится старым, затем трухлявым, то есть  умирает, чтобы дать жизнь новым зернам.

Самоопределение (Л).

Умение слушать текст, находить ключевые слова, размышлять на заданную тему (П)

Умение работать в парах, формулирование собственного мнения, осуществление речевого взаимодействия (К)

Умение работать со словарной статьёй (П)

Выбор темпа работы (Р)

II. Этап актуализации знаний и фиксации затруднений в деятельности

 Словарная работа, межпредметные связи

Работа в группах малого состава. Межпредметные связи. Размышление о жизни зерна.

Биология. Зерна или семена растений обладают способностью к прорастанию (всхожестью),  попав в благоприятные условия (вода, тепло), они прорастают и дают жизнь новому растению, т.е.  ПРОИЗВОДЯТ ПОТОМСТВО.  Созревание - процесс ПРОРАСТАНИЯ зерна (семени) до конечного этапа,  до образования нового семени (плода с зернами), естественный физиологический процесс любого организма; в обыденной жизни под ним понимают созревание плодов, иносказательно – вЗРОсление человека.

 

Определение последовательности в жизни зерна: зерно (семя) – воздействие на зерно благоприятных условий - прорастание - созревание (образование плода с зернами) – зерно.  

Лексическая работа. Работа с рядом однокоренных слов.

Применение новых знаний. Выстраивание нового семантического ряда со значением «жизнь зерна»

Формулирование проблемного вопроса. Работа над созданием текста.

- Мы продолжаем рассуждать о жизни зерна. Вот что говорит наука биология. Разбейте текст на абзацы, выделив в них микротемы, которые будут обозначать этапы «жизни» зерна.

- Определите последовательность этапов  жизни зерна.

-Как вы уже заметили, слова зерно, зреть, взросление – исторически однокоренные слова. Порассуждайте в данном направлении, подберите к ним  однокоренные слова так, чтобы образовался  семантический ряд со значением «жизнь зерна».

 

- В чём смысл жизни и смерти зерна?

- В чём смысл жизни и смерти всего живого?

- Напишите текст на тему «Путем зерна» (3-4 предложения).

Дети знакомятся с текстом. Выделяют этапы:

1. Зерна или семена растений обладают способностью к прорастанию (всхожестью), 

2.попав в благоприятные условия (вода, тепло),

3.они прорастают и дают жизнь новому растению, т.е.  ПРОИЗВОДЯТ ПОТОМСТВО. 

4.Созревание - процесс ПРОРАСТАНИЯ зерна (семени) до конечного этапа, 

5. до образования нового семени (плода с зернами), естественный физиологический процесс любого организма, в обыденной жизни под ним понимают созревание плодов, иносказательно – вЗРОсление человека.

 Последовательность: зерно (семя) – воздействие на зерно благоприятных условий - прорастание - созревание (образование плода с зернами) – зерно. 

 Получается  цикл, круг.

Подбирают однокоренные слова: созревание, созерцание, прозрение, зреть, зрение.

Выстраивают семантический ряд:  зерно-созерцание-прозрение-созревание-зерно.

Зерно падает в землю, некоторое время покоится в ней, впитывая  в себя энергию солнца, ветра, воды, земли (созерцает). Затем, набравшись сил, прорастает сквозь толщу земли (прозревает). Далее идёт процесс созревания, появления новых зёрен.

Дать жизнь другим зернам.

Предназначение  всего живого - дать жизнь потомству.

Генерируют текст.

Умение работать в группах, формулирование собственного мнения, осуществление речевого взаимодействия (К)

Умение выделять смысловые части.

Анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация– построение логической цепи рассуждений, вы-

ведение следствий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности;

 доказательство) (П)

Выбор темпа работы (Р)

Планирование самостоятельного выполнения задания, умение действовать самостоятельно (Р)

Актуализация знаний из области русского языка, умение подбирать однокоренные слова (П)

Умение формулировать собственное мнение, строить устное высказывание (К)

Умение формулировать собственное мнение, строить устное высказывание (К)

III.  Физминутка

Созерцание

Прозрение

Созревание

Зерно

Я вижу, вы немного устали, проведем разминку в соответствии с этапами, которые проживает зерно. Музыка на этапах будет различной. Ваша задача  перестроиться с релаксирующей музыки на быстрые ритмы и наоборот.

Выполняют физминутку

Регулятивные

Познавательные

IV. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала

Компетентностно-ориентированное задание.  Работа с текстом

Афиширование (обсуждение) этапов работы

Афоризм Белинского служит переходом к работе с текстом художественного произведения: «Гибнет в потоке времени только то, что лишено крепкого зерна жизни и что, следовательно, не стоит жизни».

Белинский В.Г.

Класс делится на 4 группы по 5-6 человек.

Задания группам:

1 – работа с частью I, гл. I

 («Знакомство с  Обломовым»),

2 – работа с частью II,  отрывки гл.V, VI, VII (Обломов и Ольга Ильинская),

3 – работа с частью IV,  гл. IX (Обломов и Агафья Пшеницына),

4 – работа с частью IV, гл. IX (рождение сына, Андрюши Обломова, смерть Ильи Ильича).

Подведение итогов работы на данном этапе урока

Педагог зачитывает афоризм Белинского, просит ребят найти метафору.

Работа с метафорой:

- Ребята, в начале урока мы говорили о жизни зерна, о его пути в природе, говорили, что путём зерна идёт каждое живое существо.

А как вы понимаете метафору «зерно жизни»?

- Мне бы хотелось вместе с вами узнать, что в жизни главного героя романа Гончарова -  Ильи Ильича Обломова - являлось самым главным, какой путь он продела, к чему пришёл в конце. Для работы вам предлагается разделиться на группы и проанализировать главы романа И.А. Гончарова «Обломов»

Организует беседу, консультирует группы учащихся

Следит за временем выполнения работы, является организатором подведения итогов работы с художественным текстом

- Соотнесите этапы жизни Обломова с построенным нами ранее лексическим рядом: зерно-созерцание-прозрение-созревание-зерно

Находят метафору: зерно жизни.

Зерно жизни – основа жизни, самое главное в ней, добрые дела человека.

Выполняют задания к тексту художественного произведения, заполняют таблицу в рабочих листах (действия Обломова, этапы в его жизни), выписывая ключевые слова

1. Этап в жизни Обломова – этап покоя. Процесс сопровождается словами: лежал, покой, думал, мягкость, нежность в движениях, лень, апатия, дремота, только проснулся, думать лёжа.

2.Этап в жизни Обломова - влюблённость в Ольгу Ильинскую

Ильинскую. Ильинская пытается изменить Обломова, а он снимает с себя старую оболочку, прозревает на многие вещи (ключевые слова из текста: пробужденное счастье, устремлен, внутренний огонь, любовь как восхождение на гору).

3.Этап в жизни Обломова – знакомство с Агафьей Пшеницыной. Период зрелости, размышления и философского восприятия жизни: мир и тишина, покой, лёжа на диване, существование, осуществление, философия, обломовский Платон, тихая, размеренная жизнь.

4 Этап рождения сына, Андрюши Обломова, и смерти Ильи Ильича Обломова: Андрюша, ребенок, шалун, нежно лаская ребенка; ты погиб, Илья, друг умер, как обнимаются перед смертью, пропал).

Учащиеся афишируют результаты работы: называют этапы в жизни Обломова, подтверждают ключевыми словами

Этап созерцания – работа первой группы (период покоя в жизни Обломова).

Этап прозрения – работа второй группы (период влюбленности в Ольгу Ильинскую).

Этап созревания – работа третьей группы (период отношений с Агафьей Пшеницыной).

Этап зерно – работа четвертой группы (рождение сына Андрюши и смерть Обломова).

Познавательные (понимание текстов, извлечение необходимой информации;

подведение под понятие)

Коммуникативные

Проектное задание

Мини-проект «Путём зерна»

Работа в 4 группах. Создание аппликации на тему «Путем зерна». Каждая группа словесные образы облекает в образы художественные. Ребятам предлагается выбрать основу для аппликации (порядка 10 цветов бумаги) и из десяти разных по форме и цвету фигур изобразить на данной  основе этапы жизни Обломова.

1 группа работает с этапом  «Созерцание»

2 группа - с этапом «Прозрение».

3 группа – с этапом «Созревание»

4 группа – с этапом «Зерно».

Написание текста. Обсуждение.

Сопровождает и контролирует мини-проект.

В конце проекта учитель подводит итог: «В чем смысл жизни и смерти Ильи Обломова?».

- Но только ли в этом смысл человеческой жизни? Запишите свои рассуждения 3-4 предложениями.

Обсуждают в группе, предлагают свои варианты изображений.

Защищают проект.

Рассуждают о том,  что смысл тихой, доброй жизни и тихой смерти Обломова в продолжении рода.

Записывают текст.

Коммуникативные

Познавательные

Личностные

V. Подведение итогов,

 рефлексия

 Продолжите предложение:

Сегодня я открыл(а) для себя, (что?)

Сегодня я научился(лась)….

Я не совсем понял(а)…    

Как я оцениваю свою работу на уроке?

Организует работу

Делают вывод о том, как  они прожили этапы урока, что удалось, что не удалось.

Регулятивные

– выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью

– формулирование и аргументация своего мнения, учет разных

 Личностные

– адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности

– следование в поведении моральным нормам и

этическим требованиям

VI. Домашнее задание

Задание на «3»: Сравнительный анализ образов Штольца и Обломова, ч. 1 гл. IX, ч. 2 гл. I-II

Задание на «4»: Кроме предложенного задания,  поразмышлять: «Что значат слова Штольца? Как вы понимаете слово «обломовщина»?»

Задание на «5»: Кроме предложенных заданий,  выполните входной тест «Роман И.А. Гончарова «Обломов», отметьте те задания, на которые вы затрудняетесь ответить. http://www.samsdam.net/rusliter/00037.php

Друг Обломова, Андрей Штольц, увидев Илью Ильича незадолго до смерти с горечью воскликнул: «А был не глупее других, душа чиста и ясна, как стекло; благороден, нежен, и - пропал! Причина... какая причина! Обломовщина!»



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса "Жизнь и смерть пророка"

Данная программа посвящена жизненному пути и творчеству Ф.М.Достоевского и предназначена для учащихся 9 класса в качестве подготовительного курса перед изучением творчества писателя в 10 классе....

Наркотики! Жизнь или смерть?

Предлагаю классный час для сташеклассников. Проблема наркотиков очень важная тема для разговора с учениками....

"Героями становятся или рождаются? Жизнь и смерть Андрея Жданова"

Разработка внеклассного мероприятия, посвящённого Герою России, погибшему в Чеченской республике, выпускнику нашей школы - Жданову А.П.Цель – формирование чувства патриотизма, долга и ответственности ...

Презентация к уроку литературы в 8 классе "В чем смысл человеческой жизни? Противопоставление Ужа и Сокола. Идейное своеобразие "Песни о Соколе" М.Горького"

Презентация к уроку литературы в 8 классе содержит вопросы для беседы, иллюстрации к произведению М.Горького "Песня о Соколе"...

НАУЧНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА ТЕМА: «ТАЙНЫ РОЖДЕНИЯ, ЖИЗНИ И СМЕРТИ ЖАННЫ д\'АРК»

Эта работа помогает нам глубже заглянуть в  историю Жанны д"Арк и попытаться разгадать истинные причины событий....

Методическая разработка урока истории в 6 классе по теме: "Борьба французского народа против захватчиков. Жизнь и смерть Жанны д.Арк"

Разработка урока по истории Средних веков в 6 классе по теме: "борьба французского народа против захватчиков".Цель урока: 1. На основе  самостоятельного анализа исторических документов продо...

Урок литературы в 11 классе с использованием ЭОР по теме: "Поиски смысла жизни в рассказе М. Горького "Старуха Изергиль"

Урок носит обучающий, развивающий и воспитывающий характер, сопровождается мультимедийной презентацией, созданной специально для иллюстрации урока. Проза М. Горького изучается после прозы И. А. Бунина...