Судьба человека и смысл его жизни в мироощущении Л.Н. Толстого
статья по литературе (10 класс) на тему
Роман "Война и мир", образ князя Андеря, Пьера Безухова и Наташи Ростовой
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sudba_cheloveka_i_smysl_ego_zhizni_po_l.docx | 19.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Судьба человека и смысл его жизни по Л.Н. Толстому
Лев Николаевич Толстой родился 28 августа 1828 года в имении Ясная Поляна Крапивенского уезда Тульской губернии в аристократической дворянской семье. Род Толстых существовал в России 600 лет. По преданию фамилию они получили от великого князя Василия Васильевича Темного, давшего одному из предков писателя Андрею Харитонову прозвище Толстой. Прадед Льва Толстого Андрей Иванович был внуком Петра Андреевича Толстого, одного из главных зачинщиков стрелецкого бунта при царевне Софье. Падение Софьи заставило перейти его на сторону Петра. П.А. Толстой в 1701 году был назначен Петром Первым на пост посланника в Константинополе в период резких обострений русско-турецких отношений. Ему дважды пришлось сидеть в Семибашенном замке, изображенном на гербе фамильном Толстых в честь особых дипломатических заслуг знатного пращура. Толстого наградили поместьями и поставили во главе тайной правительственной канцелярии за то, что он способствовал возвращению в Россию из Неаполя царевича Алексея. В день коронации Екатерины 1 он получил титул графа. Но при Петре 3 П.А. Толстой был в опале. В возрасте 82 лет его сослали в Соловецкий монастырь, где он скончался. Лишь в 1760 году при Елизавете Петровне потомству Петра Андреевича было возвращено графское достоинство. Дед писателя, Илья Андреевич Толстой, был человеком веселым, но безалаберным. Он промотал все свое состояние. И выхлопотал себе должность губернатора в Казани. В 1822 году Ясная Поляна ожила, в ней поселился Николай Ильич Толстой. У Толстого было три брата и одна сестра. Но мать после родов скончалась. Семья Толстых осиротела. Левушке было 2 года и о матери у него остались смутные воспоминания. Мать детям заменила тетушка Татьяна Александровна Ергольская. До пяти лет Льва воспитывали с девочками – сестрой Машей и приемной дочерью Толстых Дунечкой. Детство Толстого овеяно воспоминаниями об Отечественной войне 1812 года, об изгнании Наполеона, о восстании декабристов. Отец писателя был человеком либеральных убеждений. С детских лет Лев Толстой чувствовал родственную причастность к историческим судьбам России, к мечтам ее лучших сынов. Неспроста талантливый и чуткий брат его Николенька придумал игру в «муравейных братьев». Нравились Толстому святочные забавы. Толстой показал, что историческая жизнь – лишь часть огромного материка, который мы называем жизнью человеческой. Писатель смотрел на частную жизнь снизу вверх, полагая, что мирная повседневная жизнь людей шире и богаче жизни исторической, она первооснова, из которой историческая жизнь вырастает и которой она питается. Так семейное чувство, которое в мирной жизни свято берегут близкие к народу Ростовы, окажется исторически значимым в ходе Отечественной войны 1812 года. Толстой спорит о культе выдающейся исторической личности. Призвание великого человека заключается в умении прислушиваться к воле большинства. Общая жизнь людей не однородна. Народ как целостное единство, скрепленное нравственными традициями жизни «миром», и людская толпа, наполовину утратившая человеческий облик, одержимая агрессивными, животными инстинктами. Такой толпой в романе «Война и мир» является светская чернь. Князь Курагин. Народ, по Толстому, превращается в толпу и теряет чувство «простоты, добра и правды», когда он лишается исторической памяти, а значит, и всех культурных, нравственных традиций. Толстой поэтизирует в романе народ как целостное духовное единство людей, основанное на прочных, вековых культурных традициях, и обличает толпу, единство которой держится на индивидуалистических инстинктах. Величие исторического деятеля определяется глубиной его связей с органической жизнью народа. «Война» и «мир», «толпа» и «народ» у Толстого – это два универсальных состояния человеческого бытия. В ситуации «войны» люди теряют историческую память и общую цель, живут сегодняшним днем. Общество распадается на атомы, и жизнью правит эгоистический произвол. Такова Наполеоновская Франция, но такова и Россия придворных кругов в светских гостиных. В 1805 году именно эта Россия определяет во многом жизнь всей страны. Великосветская чернь – это царство интриг, где идет борьба за личные блага. Суть ее олицетворяет князь Курагин. Пьер Безухов оказывается игрушкой в руках ловких светских хищников, женится на Элен, втягивается в дуэль с Долоховым. И все его попытки решить вопрос о смысле жизни приводят в тупик. В ситуации «мира» жизнь обнаруживает скрытый смысл и разумную целесообразность. Это общая жизнь людей, согретая теплом нравственной истины, приводящей личный интерес в гармоническое согласие с общими интересами всех людей. Именно такой «мир» в войне 1812 года. Ядро народной жизни, с которой сольются лучшие люди из господ. Жизненный путь главных героев «Войны и мира» Андрея Болконского и Пьера Безухова – это мучительный поиск вместе с Россией выхода из личного и общественного разлада к «миру», к разумной и гармоничной общей жизни людей. Андрей и Пьер относятся к жизни серьезно: их не удовлетворяют мелкие эгоистичные инстинкты, светские интриги, пустое словоизвержение в салоне Анны Павловны Шерер. Но между героями есть различие. Андрей умирает, а Пьер переживает его. Наташа Ростова для Андрея останется невестой, а для Пьера станет женой. В разговоре с Пьером накануне Бородинского сражения князь Андрей глубоко осознает народный характер этой войны. В роковую минуту князь Андрей испытывает последний порыв к жизни земной. Под Аустерлицем ему открылось небо, а под Бородином – земля. В умирающем князе небо и земля, смерть и жизнь борются друг с другом. Эта борьба в двух формах любви: любовь к Наташе и любовь ко всем. Борьба завершается победой идеальной любви. Пьер понимает и принимает в себя законность народного мироощущения. Роднится душою с простыми солдатами. Пьер пытается разгадать тайну солдатского характера. В чем их мужество и стойкость? Постепенно Пьер понимает, что это простота. Довершает духовное перерождение Пьера плен и встреча с Платоном Каратаевым. Каратаев – воплощение мирных свойств коренного крестьянского характера. Этот человек может выдержать любое испытание и не сломаться. В нем жизнелюбивая крестьянская религиозность, основанная на бескорыстной и всепоглощающей любви к земному миру, не требующая никаких наград. Пьеру это общение открывает смысл жизни и после плена тайна народной религиозности. Повествование идет от описания последних дней князя Андрея, духовных исканий Пьера и переплетается с жизнелюбивой сущностью Каратаева. В Пьере зарождается новое миросозерцание, призванное не отрицать земную жизнь, а одухотворить ее. Христианские чувства в минуту смерти Андрея представлены Толстым слишком надменными и аристократичными по отношению ко всему мирскому, интимному и сокровенному, чем живет человек. Христианство Пьера и Каратаева нисходит в мир, освещает радостные улыбки жизни, цветы земной любви, поэзию семейных чувств. Писатель призывает любить жизнь. В чем секрет Наташи Ростовой? Почему общение с ней и даже воспоминание о ней, делают ненужными размышления о смысле жизни: она сама и есть этот смысл? Она непосредственна. Она не анализирует живую жизнь. В ней гармония духовного и телесного. Она обладает высшим даром женской интуиции: прямым, нерассудочным ощущением правды. Она живет свободно и раскованно. Все это она впитала из русской атмосферы ростовского дома. Пример из романа: русская пляска Наташи. В мирной жизни Наташа Ростова пробуждает нравственные ценности, которые спасут Россию. Наташа следует законам простоты, добра и правды. На молитве в домовой церкви Разумовских Наташа ищет выход из душевного одиночества, ищет сближения с людьми. Общенациональная беда заставляет Наташу забыть о своем несчастье. Живущее в ней русское начало проявляется в патриотическом порыве при отъезде из Москвы. В эти трудные для России дни ее любовь к людям достигает вершины – полного забвения своего «я» для других. После смерти князя Андрея эта же любовь к ближним выводит Наташу еще раз из кризиса. Ее самопожертвование бескорыстно. В этом и есть сила любви. В материнстве Толстой видит высшее призвание и назначение женщины. И его Наташа – идеальное воплощение женственности – в зрелом возрасте остается верной сама себе. Все природные богатства ее натуры уходят в материнство и семью. Одухотворенная чувственность Наташи торжествует в семейной жизни с Пьером. Отношения между ними глубоко человечны и чисты. В эпилоге романа под крышей лысогорского дома собирается новая семья, соединяющая в прошлом разнородные ростовские, болконские, а через Пьера еще и каратаевские начала. Это новое семейство возникло не случайно. Оно явилось результатом общенационального единения русских людей, рожденного Отечественной войной 1812 года. Так в эпилоге утверждается связь общего хода истории с индивидуальными, интимными отношениями между людьми. В конце 4 –го тома Пьер обретает душевное спокойствие, пройдя через испытания, приняв каратаевский взгляд. Однако политические увлечения Пьера – это чувствует Наташа и Марья – ставят под сомнение спокойствие вновь возникшей семьи. Возникает спор между Николаем Ростовым и Пьером.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к Конспекту урока литературы. Тема: « М.А.Шолохов. Слово о писателе. «Судьба человека».Образ главного героя. Судьба человека и судьба Родины»
Презентация к Конспекту урока литературы. Тема: « М.А.Шолохов. Слово о писателе. «Судьба человека».Образ главного героя. Судьба человека и судьба Родины»...
Открытый урок по литературе в 9 классе «Знакомство с рассказом М.А. Шолохова «Судьба человека» и с одноимённым фильмом режиссёра С. Бондарчука». «Судьба человека» - история страны, судьба всего народа».
Урок литературы по рассказу «Судьба человека» знакомит школьников с произведением М. Шолохова и с одноимённым фильмом, снятым известным кинорежиссёром Сергеем Бондарчуком.Предложенный мате...
УРОК-презентация на тему "Судьба человека в годы войны"(По стихотворению М.В Исаковского "Враги сожгли родную хату" и по рассказу М.А.Шолохова "Судьба человека")
УРОК-презентация на тему "Судьба человека в годы войны"(По стихотворению М.В Исаковского "Враги сожгли родную хату" и по рассказу М.А.Шолохова "Судьба человека")...
Урок на тему «Судьба человека во время войны» (по стихотворению М.В. Исаковского «Враги сожгли родную хату» и рассказу М.А. Шолохова «Судьба человека»)
Сравнительная характеристика судеб героев.Осуждение войны, калечащей судьбы людей....
Михаил Александрович Шолохов: страницы жизни. «Судьба человека»
Личный сайт Мавриной О.Г. «Литература» по ссылке: https://nsportal.ru/mavrinaolga14Просмотреть видеоурок «Шолохов «Судьба человека»: https://www.youtube.com/watch?v...
Русский характер в изображении М.А. Шолохова Рассказ «Судьба человека»: образы, роль сюжета и композиции в раскрытии художественной идеи. Проблема человека на войне. Творческая работа № 10. Сочинение по рассказу «Судьба человека»
Маршрутный лист дистанционного урока...
разработка урока 9 класс литература «М.А. Шолохов: страницы жизни. Рассказ «Судьба человека».
в конспекте раскрывается значение рассказа и смысл его названия...