Использование песочной терапии в работе по развитию познавательных процессов у дошкольников
материал по психологии

Мокрова Анастасия Валерьевна

Работа с песком, решает большое количество педагогических задач. С помощью песка развиваем:

  • мелкую моторику;
  • внимание, память, мышление;
  • тактильное восприятие;
  • речь;
  • воображение;
  • глазомер;
  • коммуникативные навыки;
  • гармоничные отношения между взрослым и ребенком;
  • пространственное восприятие.

С помощью песка можно снимать напряжение, отреагировать актуальные эмоции и чувства, позволяет уменьшить внутреннюю тревогу, преодолеть негативизм, снизить страхи и проводить коррекционно-развивающую работу, направленную на взаимодействие детей друг с другом.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование песочной терапии в работе по развитию познавательных процессов у дошкольников.

Прежде чем говорить о песке, хочется уделить особое внимание на противопоказание, которые есть при его применении. Это:

  • Аллергия на мелкие частицы и пыль.
  • Кожные заболевания (порезы и заусенцы).
  • Эпилепсия.
  • Заболевания лёгких.

Для предотвращения возможных проблем, связанных со здоровьем ребёнка, необходимо предварительно получить информацию от родителей о наличии у ребенка аллергических реакций и возможных заболеваний. Что касается травм на руках, то их наличие можно определить визуально, поэтому перед каждым занятием необходимо проводить осмотр рук ребёнка. Если у ребёнка нет противопоказаний, мы переходим к работе с песком.

Для работы с песком нам понадобится:

  • Ёмкость для песка. Это может быть традиционная юнгианская песочница, пластмассовые контейнеры, подносы.
  • Песок. Он может быть разный. Это может быть кварцевый, кинетический, морской песок.
  • Различные фигурки должны быть в наборе. Это фигурки людей, животных, рыб, домики, камушки, ракушки, елки, домики, трава, цветы. Для работы с песком обязательно нужны формочки, лопатки не большого размера.

Песок удивительный материал. Вызывает огромный интерес у детей. В кабинете песок стоит в доступном месте, поэтому дети, которые заходят в кабинет, стремятся с ним поиграть. Стараюсь на каждом занятии его применять. Есть много игр, в которые можно играть как с песком, так и без него. Поэтому занятие можно всегда подкорректировать. Если занятие планировали проводить не в песке, а ребёнок изъявил желание в него поиграть. Однако важно помнить, что использование песка в образовательном процессе требует соблюдения санитарных норм и правил безопасности.

Работая с песком, решает большое количество задач. С помощью песка развиваем:

  • мелкую моторику;
  • внимание, память, мышление;
  • тактильное восприятие;
  • речь;
  • воображение;
  • глазомер;
  • коммуникативные навыки;
  • гармоничные отношения между взрослым и ребенком;
  • пространственное восприятие.

С помощью песка можно снимать напряжение, отреагировать актуальные эмоции и чувства, позволяет уменьшить внутреннюю тревогу, преодолеть негативизм, снизить страхи и проводить коррекционно-развивающую работу, направленную на взаимодействие детей друг с другом.

Сейчас предлагаю перейти к презентации игр и упражнений для работы с детьми на развитие познавательных процессов.

Хочу сказать, что любая работа с ребёнком начинается с объяснения правил игр с песком. Первое и важное правило – не трогать лицо руками. Второе правило – не обсыпать песком других и третье правило – стараться не разбрасывать песок. Правила необходимо повторять с ребёнком каждый раз. Со временем он их запомнит и будет сам вам их рассказывать.

Песочная терапия

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Начало занятия с ребёнком целесообразно начинать со знакомства с песком. Для этого существуют специальные игры.

  • Игра «Здравствуй песок».
  • Игра «Песочный дождик».
  • Игра «Песочные прятки».

Игры описаны в книге Кузуб Н. В. «В гостях у песочной феи». Сейчас предлагаю подойти к столу с песком и вместе познакомиться и поздороваться с ним. При этом делать это можно, используя разный песок. (Все подходят к столу, где стоит песок, и психолог проводит с ними игры).

Игра «Здравствуй песок»

Педагог-психолог: Поздороваемся с песочком. Сначала дотронемся до песочка кончиками пальцев, затем всей ладонью — внутренней и тыльной стороной, теперь перетрём песок между пальцами. Детям дошкольного возраста можно предложить описывать и сравнивать свои ощущения: «тепло - холодно» и т.д. Потом можно предложить ребёнку выбрать свой способ приветствия с песком. С этой игры необходимо начинать любое занятие с песком. При этом каждый раз ребёнок может выбирать разный способ приветствия.

Дальше ребёнку можно предложить чуть-чуть поиграть с песком. Использовать игру «Песочные прятки», «Песочный дождик». Давайте с вами тоже поиграем.

Игра «Песочный дождик»

Педагог-психолог: Предлагаю набрать, в руку песок и сильно зажать в кулаке, а затем медленно расслабить, постепенно высыпая песок из кулака. Тут можно предложить ребёнку высыпать песок себе на другую ладонь. Затем руки меняются.

Игра «Песочные прятки»

Педагог-психолог: Теперь давайте закапаем одну руку в песок, потом поменяем другую руку. Если у вас не индивидуальное занятие, то можно предложить детям выполнять это упражнение в паре.

Это игры на приветствие и знакомство с песком. Дальше переходим непосредственно к коррекционно-развивающей работе.

На слайде видите небольшой перечень игр, которые можете использовать с детьми. Также на слайде для вас представила книгу Андриенко Т.А. «Использование кинетического песка в работе с детьми дошкольного возраста». В этой книги есть описание игр и конспекты занятий. Игры, которые там описаны можно, использовать не только с кинетическим песком, но и с обычным песком. А сейчас предлагаю на практике опробовать игры.

Педагог-психолог: Давайте, поиграем в игру, которая называется «Кладоискатели». До начала занятия прячу в песке разные предметы, и мы сделаем это сами. Предлагаю разбиться на пары. Один будет прятать предметы, а другой искать предметы. Кто ищет должен закрыть глаза, а тот, кто прячет должен спрятать в песке игрушки из киндера сюрприза. Давайте попробуем поиграть. С детьми тоже использовать можно такой вариант. Потом поменяемся ролями. Есть ещё один вариант этой игры, когда вы в песок прячете картинки и просите ребёнка с помощью кисточки откапать эту картинку.

Педагог-психолог: Есть ряд игр, который связан с отпечатка на песке. Обычно для этого использую кинетический песок или мокрый песок. Сейчас с вами попробуем поиграть с кинетическим песком. Давайте перейдём к контейнерам с песком. Перед вами контейнер с формочками, который обычно использую для этой работы (обращаю внимание на этот контейнер, можно предложить участникам рассмотреть предметы, которые там находятся). Можно предложить ребёнку закрыть глаза и оставить отпечатки на песке, затем попросить ребёнка оставить точно такие же отпечатки рядом. (Всё это демонтируется и предлагается попробовать). Часто использую для работы в песке палочки от суши. На песке можно нарисовать две ёлочки. Одну из них украсить с помощью точек. Задача ребёнка украсить точно также вторую ёлочку. Попробуем сейчас с вами это сделать. С помощью отпечатков можем развивать пространственные представления у ребёнка. Прошу ребёнка оставить формочкой любой отпечаток в верхнем левом углу. После предлагаю оставить отпечаток другой формочкой в центре. Можно предлагать оставлять следы под определённым следом. Можно также оставлять следы, затем стирать один след и просить ребёнка вспомнить, чей след пропал. Вариантов игр может быть много. Главное проявить фантазию.

Песочная терапия для детей или для взрослых? - KP.RU Песочная терапия для детей или для взрослых? - KP.RU


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование активных игровых форм работы по развитию фонематических процессов у учащихся коррекционной школы VIII вида на воспитательском часу»

Игры, способствующие развитию фонематического  и звукового  восприятия, анализа и синтеза, фонематических представлений, а также развитию моторной координации, ловкости, точности движений, к...

«Использование песочной терапии в работе педагога - психолога. 

Песочная терапия — один из удивительных методов терапии, который дает ребенку  возможность восстановить свою психическую целостность, собрать свой уникальный образ, картину мира, прикоснутьс...

«Использование песочной терапии в работе педагога - психолога». 

Песочная терапия — один из удивительных методов терапии, который дает ребенку  возможность восстановить свою психическую целостность, собрать свой уникальный образ, картину мира, прикоснутьс...

Использование элементов песочной терапии в работе по развитию речи детей с интеллектуальной недостаточностью

В данной статье предложена система занятий, построенных на основе элементов песочной терапии, которые позволяют вести целенаправленную работу по формированию и развитию связной речи школьников...

Использование песочной терапии в работе учителя - дефектолога

Данный материал будет интересен педагогам и специалистам с целью внедрения и активного использования «песочного опыта» с младшими школьниками с ОВЗ....

Статья:"Использование игр и игровых упражнений для развития познавательных процессов в обучении учащихся с интеллектуальной недостаточностью"

@page { margin: 2cm } p { margin-bottom: 0.25cm; direction: ltr; color: #00000a; line-height: 120%; text-align: left; orphans: 2; widows: 2 } p.western { font-family: "Calibri", serif...

Программа коррекционно - развевающей работы по развитию познавательных процессов

Предлагаемая программа развития познавательных процессов  используется для учащихся начальных классов по результатам диагностики, показавшими недостаточный уровень развития познавательных процесс...