Статья:"Использование игр и игровых упражнений для развития познавательных процессов в обучении учащихся с интеллектуальной недостаточностью"
статья
В данной статье рассматривается значение и применение игр и игровых упражнений в обучении детей с интеллектуальной недостаточностью.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_igra._doc.doc | 35 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование игр и игровых упражнений для развития познавательных процессов в обучении учащихся с интеллектуальной недостаточностью.
Ключевые слова: игры и игровые упражнения; познавательные процессы; учащиеся с интеллектуальной недостаточностью.
В данной статье рассматривается значение и применение игр и игровых упражнений в обучении детей с интеллектуальной недостаточностью.
В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей и обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности.
В школе обучаются дети с интеллектуальной недостаточностью и дети-инвалиды с различными заболеваниями.У учащихся разный уровень развития и возможности усвоения учебного материала. Уроки проводятся при соблюдении принципов индивидуального и дифференцированного подходов в обучении. Условно предполагается деление учащихся на три группы. К первой группе относят учащихся наиболее успешно овладевающих программным материалом. Во вторую группу входят дети, которые достаточно успешно обучаются в классе, но без помощи учителя, обобщения и выводы сделать не в состоянии.К третьей группе относят учащихся, которые с трудом усваивают программный материал и нуждаются в разнообразных видах помощи(стимулирующей, нап-равляющей и обучающей).
Для детей с интеллектуальной недостаточностью наиболее характерными чертами являются: общее недоразвитие всей психики; инертность мышления, замедленность, трудности переключения, использование стереотипов. Мышление конкретное, ограниченное непосредственным опытом и необходимостью обеспечения своих сиюминутных потребностей; неустойчивость, отвлекаемость внимания, недостаточность процессов синтеза и анализа. Слабость мышления резко снижает качество памяти. Наиболее неразвитым оказывается логическое запоминание. В то же время механическая память может оказаться сохранной. Учащиеся с интеллектуальной недостаточностью обычно запоминают то, что привлекает их внимание, кажется интересным. Наблюдается достаточно низкий уровень учебной мотивации.
Учитывая своеобразие умственного развития детей с нарушением интеллекта перед учителем стоят сложные задачи: с одной стороны – обеспечить усвоение знаний, умений и навыков, заложенных в программах, с другой – обеспечить развитие познавательных процессов.
Использование дидактических игр на уроках помогает снять ряд трудностей, вести изучение и закрепление материала на уровне эмоционального осознания, что способствует в дальнейшем формированию познавательного интереса к учебной деятельности. Дидактическая игра – это средство обучения, потому что она является источником получения знаний, формирования умений. Игра позволяет пробуждать и поддерживать познавательные интересы учащихся, улучшает наглядность учебного материала. Каждая дидактическая игра имеет правила, которые определяют порядок действий и поведение учащихся в процессе игры, способствуют созданию на уроке рабочей обстановки. Правила игры воспитывают умение управлять своим поведением, подчиняться требованиям коллектива.
Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые должны выступать как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности. Включение в урок игр и игровых моментов делает процесс обучения интересным и занимательным, создает у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении материала. Многие игры и упражнения строятся на материале различной трудности, это дает возможность осуществлять индивидуальный подход, обеспечивать участие в одной игре учащихся с разным уровнем знаний.
Существуют общие требования к подбору игр и игровых упражнений в коррекционной школе: игры должны соответствовать определенным программным требованиям и требованиям стандарта; игры должны соответствовать не только изучаемому материалу, но и строиться с учетом подготовленности учащихся и их психологических особенностей.
Игра активизирует психические процессы, вызывает у учащихся живой интерес к процессу познания. В играх, особенно коллективных, формируются нравственные качества ребенка. В ходе игры дети учатся оказывать помощь товарищам, считаться с мнением и интересами других, сдерживать свои желания. У детей развивается чувство ответственности, коллективизма, воспитывается дисциплина, воля, характер. В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно. Увлекшись игрой, учащиеся не замечают, что учатся: познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений, понятий, развивают фантазию.
Можно выделить несколько типов дидактических игр, сгруппированных по виду деятельности учащихся:
1.Игры - путешествия.
2.Игры - поручения.
3.Игры - предположения.
4.Игры - беседы (игры-диалоги).
Игры - путешествия имеют сходство со сказкой, её развитием, чудесами. Игра - путешествие отражает реальные факты или события. Обычное раскрывает через необычное, простое - через загадочное, трудное - через преодолимое, необходимое - через интересное. Всё это происходит в игре, в игровых действиях, становится близким ребенку, радует его.
Игры - поручения имеют те же структурные элементы, что и игры-путешествия, но по содержанию они проще и по продолжительности короче. В основе их лежат действия с предметами, игрушками, словесные поручения.
Игры - предположения “Что было бы..?” или “Что бы я сделал...”, “Кем бы хотел быть и почему?”, “Кого бы выбрал в друзья?” и др. Иногда началом такой игры может послужить картинка или создается ситуация, которая требует осмысления последующего действия, при этом активизируется мыслительная деятельность детей, они учатся слушать друг друга.
Игры – беседы. В основе их лежит проверка знаний, находчивости. Разгадывание загадок развивает способность анализировать, обобщать, формируется умение рассуждать, делать выводы.
Учитывая особенности детей с интеллектуальной недостаточностью, учитель вводит в урок игры и игровые моменты: кроссворды, шарады, ребусы, скороговорки, загадки, математические цепочки. Интересным игровым упражнением для ребят являются магические квадраты, игровое упражнение «Примеры с зашифрованным словом». На доске находятся таблицы с цифрами и буквами. Ученик решает примеры, а рядом с ответом записывает букву, ему соответствующую. Работу можно провести со всем классом, группой учащихся, индивидуально. Игра « Кто больше?» Учащимся предлагается из данного слова составить как можно больше слов. Игра «Не ошибись», в которой необходимо расставить скобки, чтобы равенства были верными. Игра «Математическая грамматика» позволяет запомнить математическую терминологию. Для повторения и закрепления таблицы умножения используется игра «Лотерея Спринт». Учащиеся слушают задания, делают устные вычисления и вычеркивают в таблице-заготовке ответы. В результате из вычеркнутых чисел в таблице получается цифра, например, «5». Игра «Танграм» закрепляет знания учащихся о геометрических фигурах, размерах, развивается элемент творческого воображения при составлении новых фигур. Занимательные задачи в стихах тренируют память, развивают логическое мышление и поднимают настроение. В ходе игры учащиеся незаметно для себя выполняют различные упражнения, где они сравнивают выполняют арифметические действия, тренируются в устном счете, решают задачи.
С помощью игры можно сформировать у учащихся качества, необходимые для становления учебной деятельности: положительное отношение к учебному предмету; постоянное развитие способностей; осознание способов учебной деятельности, в том числе способов самоконтроля и самооценки.
В работе с учащимися используются игровые задания и упражнения, которые способствуют развитию и уточнению пространственно-временных представлений: «Чего не хватает на рисунках?», «Какие предметы спрятаны на рисунках?», «Лабиринты», «Корректор», «Установи последовательность», «Чья тень?», «Найти осколок», «Весёлый мим», «Из каких чисел состоит человечек».
Упражнения, которые способствуют развитию памяти: «Заучивание 10 слов», «Ряд знаков, предметов», «Что изменилось?».
Упражнения, направленные на развитие мыслительных процессов: «Разрезные картинки», «Исключение лишнего», «Найди сходство и различия», «Четвёртое лишнее», «Назови противоположные признаки», «Какая буква спряталась в рисунках», «Сравнение предметов», «Сравнение сюжетных картинок», «Определение ошибок художника», «Формирование умозаключений» (какой фигуры не хватает в ряду).
Упражнения, которые способствуют развитию внимания: «Найди 10 различий», «Найди фрагмент рисунка», «Разгадай послание», «Найти одинаковые предметы», «Выделить изображения предметов среди геометрических фигур», «Определить, чей силуэт», «Найти аналогичное изображение», «Разложить предметы по своим местам».
Интерес у детей вызывают задания, требующие активной мыслительной деятельности и длительного сосредоточения внимания. Например, раскрасить рисунок с предварительным решением примеров, раскрасить рисунок в соответствии с цветовым обозначением, сложить картинку из фрагментов, выполнить рисунок из геометрических фигур с опорой на образец. Такие задания учащиеся выполняют с желанием и интересом.
Использование на уроках игр и игровых упражнений для каждого ученика ежедневно создает ситуацию успеха. Опираясь на индивидуальный уровень развития ребенка, отмечается каждое его достижение.
Дидактическая игра и игровые упражнения - это эффективные формы проведения уроков, поскольку наиболее прочны те знания, которые приобретаются с заинтересованностью. Благодаря использованию игр и коррекционно-развивающих упражнений повышается мотивация к обучению, наблюдается положительная динамика обучаемости детей, улучшается память, речь, мышление.
Литература
1. Аникеева Н.П. Воспитание игрой: кн.для учителя. - М.:Просвещение,1987.44 с.
2.АндрущенкоТ.Ю., Карабекова Н.В. Коррекционные и развивающие игры для млаших школьников: учеб.-метод. Пособие для школьных психологв. Волгоград: Перемена, 1993. 60с.
3.Газман О. С., Харитонова Н.Е. В школу - с игрой. В помощь родителям. М.:Просвещение, 1991. 96с.
4.Карпова Е.В. Дидактические игры в начальный период обучения: популяр. Пособие для родителей и педагогов. Ярославль: Академия развития,1997. 237с.
5.Минскин Е.М. От игры к знаниям: Развивающие и познавательные игры младших школьников. - М.: Просвещение, 1982. 192с.
6.Степанова О.А., Рыдзе О.А. Дидактические игры на уроках в начальной школе: метод. пособие. - М.: Сфера,2005. 96с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад «Технология дифференцированного (разноуровневого) подхода в обучении учащихся с интеллектуальной недостаточностью»
Доклад «Технология дифференцированного (разноуровневого) подхода в обучении учащихся с интеллектуальной недостаточностью»...
ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ (ВНИМАНИЯ, ПАМЯТИ, МЫШЛЕНИЯ, ВОСПРИЯТИЯ) И САМООЦЕНКИ В ГРУППАХ НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ.
методические рекомендации по правилам обучения плаванию....
Использование технологий игровой деятельности в развитии познавательных интересов слепых и слабовидящих учащихся
Использование технологий игровой деятельности в развитии познавательных интересов слепых и слабовидящих учащихся...
Играем вместе "Игры, игровые упражнения для развития речи детей дошкольников в домашних условиях"
игры, игровые упражнения на развитие мелкой моторики и закрепление различных речевых навыков...
Игровые упражнения в развитии познавательных процессов у детей с ОВЗ
Игровые упражнения в развитиипознавательных процессов у детей с ОВЗ...
Коррекционно-развивающие игры и упражнения способствующие развитию познавательной деятельности учащихся младших классов
В помощь родителям...
Коррекционно – развивающие игры и упражнения на развитие познавательных процессов
Необходимо принимать и использовать отдельные психолого-педагогические приемы, повышающие эффективность коррекции и развития познавательных процессов как по отдельности, так и вместе. Так же коррекцио...