Использование песочной терапии в работе учителя - дефектолога
статья
Данный материал будет интересен педагогам и специалистам с целью внедрения и активного использования «песочного опыта» с младшими школьниками с ОВЗ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПЕСОЧНОЙ ТЕРАПИИ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ – ДЕФЕКТОЛОГА | 23.12 КБ |
Предварительный просмотр:
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПЕСОЧНОЙ ТЕРАПИИ В РАБОТЕ
УЧИТЕЛЯ – ДЕФЕКТОЛОГА
И.С. Грицына,
учитель – дефектолог
МБОУ СШ № 88
г. Красноярск
Инклюзивное обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья – реалия современной педагогической практики. Введение ФГОС дает возможность всем детям проявить свою индивидуальность, каждый ребенок развивается тем темпом, который характерен именно для него, в том числе и ребенок с ОВЗ. Включенный в инклюзивное пространство учреждения, учащейся с ограниченными возможностями здоровья нуждается в психолого – педагогическом сопровождении, одной из задач которой является создание адекватных условий воспитания и обучения.
Дети с ограниченными возможностями здоровья являются особой категорией, в работе с которыми очень важно использовать гибкие формы коррекционно-развивающей работы. Поэтому в моей коррекционно-педагогической деятельности особое место занимает специальная техника – песочная терапия (sand-play). При этом решалась поставленная цель - создание специальных условий и подходов в коррекционной работе с детьми с ОВЗ, для эффективного способа подачи материала и обеспечения успешного освоения коррекционно-образовательных задач детьми, посредством технологии песочная терапия.
Метод песочной терапии обладает мощным ресурсом для коррекционной работы с детьми данной категории. Основные преимущества этого метода:
- во-первых, усиливается желание ребенка узнавать новое, экспериментировать и работать самостоятельно.
- во-вторых, в песочнице развивается тактильная чувствительность, как основа "ручного интеллекта".
- в-третьих, в играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции, а главное – речь и моторика.
Для организации игр на песке необходимы следующие принципы:
1. Создание естественной стимулирующей среды, в которой ребенок чувствует себя комфортно и защищено, проявляя творческую активность.
2. «Оживление» абстрактных символов: букв, цифр, геометрических фигур.
3. Реальное «проживание», проигрывание всевозможных ситуаций вместе с героями. На основе этого принципа осуществляется взаимный переход воображаемого в реальное, и наоборот.
Занятия с песком многофункциональны, может решать сразу несколько задач, таких как:
1) стабилизация эмоционального состояния детей;
2) развитие познавательных способностей детей;
3) развитие сенсорного восприятия;
4) развитие мелкой моторики руки и тактильно-кинестетической чувствительности;
5) развитие навыков ориентировки в малом пространстве;
6) развитие речи, фонематического слуха;
7) обучение навыкам письма и чтения;
8) повышение представлений о собственной значимости и повышение самооценки;
9) развитие коммуникативных навыков (умение понимать себя и других);
10) создание условий для исследования собственной эмоциональной жизни.
Занятия можно проводить как самостоятельные, так и как часть коррекционного занятия. В зависимости от проблематики, занятия проводятся индивидуально или коллективно. В работе используются, как круглые, так и прямоугольные песочницы.
На своих занятия я часто использую следующие упражнения и игры:
- Развитие зрительного восприятия.
- Узнать по нарисованному на песке контуру изображение предмета.
- Соотнести нарисованный на песке контур предмета с изображением на картинке.
- Найти из разложенных на песке предметов одинаковые.
- Написание на песке букв и цифр, их элементов по образцу, а затем на слух.
- Узнать и дорисовать предмет по неполному изображению.
- Предложить выполнить такое задание: проложи дорожку к домику для зайчика между камешками и т.д.
- Развитие пространственной ориентации
Расположи игрушки в нужной последовательности: вверху, внизу, слева, справа, в нижнем левом углу, в нижнем правом углу, в верхнем левом углу, в верхнем правом углу, между камешком и кубиком положи палочку, перед треугольником положи квадрат, за квадратом – круг и т.д. В данных упражнениях отрабатывается ориентировка на листе бумаги, происходит развитие мелкой моторики, концентрации и распределения внимания, формируется контроль собственного поведения.
- Развитие внимания.
Таких свойств внимания, как распределение, переключение, а также координации движений рук и работы обоих полушарий головного мозга, предлагаю детям рисовать на песке сразу обеими руками (рисуем как одинаковые изображения, так и разные: одной рукой круг, другой - квадрат, симметричные изображения каждой рукой в разные стороны, «восьмёрки» в различных направлениях, синхронно и несинхронно обеими руками).
- Актуализация знаний элементарных математических представлений:
- Повторение цифр и счет. Здесь ребенок может под диктовку учителя написать цифры; дополнить числовой ряд, самостоятельно вписав нужное число в нужное место; пересчитать определенные предметы в песочнице или поместить туда нужное количество счетного материала.
- Закрепление знаний изученных геометрических форм.
- При изучении новой геометрической формы для более прочного усвоения знаний можно попросить ребенка обвести нужную фигуру на песке пальчиком по трафарету.
- Изучение и актуализация знаний мер длины: длинный-короткий, высокий-низкий, маленький-большой и т.д. Здесь можно попросить ребенка выложить в песочницу соответствующие пары предметов или изобразить их на песке. Например, нарисуй длинную веревочку, а под ней короткую.
- Обучение ребенка умению решать задачи, особенно при мини театрализации условий задачи в песочнице, также происходит быстрее и легче.
- Развитие различных видов памяти
- Перед ребенком раскладывается несколько предметов на парте, затем они убираются. После этого дефектолог просит разложить предметы по памяти в песочнице.
- В песочнице перед ребенком разложены предметы. После того, как ученик отворачивается, дефектолог меняет предметы местами, а затем просит разложить их в предыдущей последовательности.
- В песочнице разложены несколько предметов, затем один из них закапывается в песок в том месте, где он находился в то время, как ученик отворачивается. Задача ребенка – вспомнить, какой предмет исчез и в каком месте он находился, а затем извлечь его из песка.
- Развитие мыслительных процессов
Интереснее для ребенка будет выполнение группировки предметов, их классификация, нахождение лишнего предмета и т.д. также при использовании игровых моментов в песочнице.
- Формирование слоговой структуры слова.
1. «Полоски» - ребенок чертит на песке заданное количество полосок, а затем по их количеству придумывает слово.
2. «Исправь ошибку» - педагог чертит на песке ошибочное количество полосок и показывает картинку. Ребенок анализирует количество слогов в слове, изображённом на картинке, и исправляет ошибку, добавляя или убирая лишнюю полоску.
3. «Раздели слово на слоги» - ребенок печатает буквами магнитной азбуки на песке заданное (или самостоятельно подобранное слово) и вертикальными полосками делит его на слоги.
4. «Художник» - педагог произносит слово, а ребенок рисует на песке столько кругов, (квадратов, треугольников и т.д.), сколько слогов в слове.
5. «Построй ступеньки» - педагог на песке располагает домики с одним, двумя и тремя окнами. Далее педагог предлагает детям разложить картинки по следующему принципу: возле домика с одним окном выкладываются односложные слова; с двумя – двухсложные; с тремя окнами – трёхсложные.
- Совершенствование грамматического строя речи.
1. «Чего не стало» - игровое упражнение для закрепления использования существительных в родительном падеже как единственного, так и множественного числа. Педагог просит ребенка запомнить картинки, расположенные на песке, а затем прячет часть картинок в песок и просит ребенка рассказать, что изменилось в песочной картине.
2. «Подбери слово» - ребенок обнаруживает спрятанные в песке различные предметы или игрушки и подбирает к их названиям прилагательные, согласовывая их в роде с существительными (рыбка – полосатая, кораблик – легкий, блюдце – пластмассовое).
- Обучение грамоте.
1. «Напиши на песке» – ребенок лепит из песка заданные буквы, слоги и слова, и их читает. Допускается и другой вариант: педагог лепит, а ребенок читает.
2. «Буква потерялась». Можно предложить слепить из песка слово (с одним слогом, с двумя и т.д.), пропустив первую, последнюю букву или букву в середине слова. Педагог угадывает задуманное и написанное ребенком слово.
Опыт работы показал, что использование песочной терапии даёт положительные результаты:
- значительно возрастает интерес к коррекционным занятиям;
- развивается мелкая моторика рук;
- развивается мышление, память, внимание, восприятие;
- развивается фонематический слух и восприятие;
- развиваются коммуникативные навыки;
- расширяется словарный запас;
- развивается связная речь, лексико-грамматические представления;
- происходит освоение навыков чтения и письма;
- сохраняется работоспособность на протяжении всего занятия.
Проведение ролевых игр в песочнице способствует развитию коммуникативных навыков, пополнению словарного запаса, расширению знаний об окружающем мире.
Таким образом игры с песком считаю очень эффективным и современным решением в коррекционно-образовательной работе дефектолога. Они вызывают положительные эмоции у детей, помогают раскрывать каждого ребёнка индивидуально. Удачно сочетаясь с другими видами коррекционной деятельности, такие игры позволяют осуществлять интеграцию в процессе обучения и развития.
Использованная литература
- Алехина, С.В. Создание и апробация модели психолого-педагогического сопровождения инклюзивной практики: методическое пособие. Серия «Инклюзивное образование» / под общ. ред. С.В. Алехиной, М.М. Семаго. – М.: МГППУ, 2012.
- Баряева Л. Б., Кондратьева С.Ю. Игры-занятия с песком и водой: Пособие для педагогов и родителей. - СПб.: 2008.
- Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Коррекционные, развивающие и адаптирующие игры. — СПб.: Детство-Пресс, 2002.
- Зинкевич-Евстегнеева Т.Д., Грабенко Т.М. Чудеса на песке: практикум по песочной терапии. Спб.: Речь, 2010.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Использование элементов песочной терапии в работе учителя-дефектолога"
В статье рассматривается практическое применение элементов песочной терапии в работе учителя-дефектолога...
«Использование песочной терапии в работе педагога - психолога.
Песочная терапия — один из удивительных методов терапии, который дает ребенку возможность восстановить свою психическую целостность, собрать свой уникальный образ, картину мира, прикоснутьс...
«Использование песочной терапии в работе педагога - психолога».
Песочная терапия — один из удивительных методов терапии, который дает ребенку возможность восстановить свою психическую целостность, собрать свой уникальный образ, картину мира, прикоснутьс...
ИЗО-терапия в работе учителя дефектолога и учителя-логопеда с использованием элементов техники «Фроттаж»
Фрагмент этапа коррекционного занятия по лексической теме: "Осень" с использованием техники рисования "Фроттаж"....
Выступление на методическом объединении учителей начальных классов на тему "Использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя -дефектолога"
В настоящее время учителя – дефектологи школьных образовательных учреждений интенсивно внедряют в работу инновационные технологии. Поэтому основная задача учите...
Использование арт-терапии в работе учителя
Использование арт-терапии в работе учителя...
Опыт работы "Использование макросреды ДОУ в работе учителя-дефектолога"
Использование макросреды ДОУ в работе учителя-дефектолога (из опыта работы)...