«Использование активных игровых форм работы по развитию фонематических процессов у учащихся коррекционной школы VIII вида на воспитательском часу»
материал на тему
Игры, способствующие развитию фонематического и звукового восприятия, анализа и синтеза, фонематических представлений, а также развитию моторной координации, ловкости, точности движений, которые может использовать воспитатель в работе с обучающимися с ОВЗ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2.docx | 29.83 КБ |
Предварительный просмотр:
«Использование активных игровых форм работы по развитию фонематических процессов у учащихся коррекционной школы VIII вида на воспитательском часу»
Различение звуков речи – фонематический слух - является основой для понимания смысла сказанного. При несформированности речевого звукоразличения ребенок воспринимает (запоминает, повторяет, пишет) не то, что ему сказали, а то, что он услышал – что-то точно, а что-то очень приблизительно. «Игла» превращается в «мглу», «лес» в «лист» или в «лису», «Мишина машина» в «мыши на машине».
Интегративная работа всех участников коррекционно-воспитательного процесса, использование разнообразных методов, специальных игровых приемов на занятиях – все это слагаемые успеха в становлении фонематических процессов у школьников с интеллектуальными нарушениями.
Большинство обучающихся коррекционной школы VIII вида соматически ослаблены, у них неправильная осанка, имеются нарушения со стороны вегетативной и центральной нервной системы, отмечается недостаточность психических процессов, эмоциональная неустойчивость. На воспитательских занятиях, на прогулке рекомендуется соединять дидактические игры с движением, что снимает у детей нагрузку, связанную с сидением, повышает работоспособность детей, улучшает качество усвоения знаний. Предложенные мною игры способствуют развитию фонематического и звукового восприятия, анализа и синтеза, фонематических представлений, а также развитию моторной координации, ловкости, точности движений.
Активные игры для развития фонематического и слогового восприятия, анализа и синтеза, фонематических представлений
УГАДАЙ, ЧЕЙ ГОЛОСОК
Цель: Развитие речевого слуха. Определить товарища по голосу. Развитие координации движений.
Ход игры: Играющие сидят (стоят). Один из игроков становится (по назначению педагога) в центре круга и закрывает глаза. Педагог, не называя имени, указывает рукой на кого-нибудь из играющих. тот произносит имя стоящего в центре. Последний должен угадать, кто позвал его. Если стоящий в центре отгадал, он открывает глаза и меняется местами с тем, кто назвал его по имени. Если же он ошибся, педагог предлагает ему снова закрыть глаза, и игра продолжается. Педагог предлагает детям разбежаться по площадке. По сигналу «Бегите в круг» дети занимают места в кругу. Один ребенок остается в центре круга.
Дети идут по кругу и говорят:
Мы немножко порезвились,
По местам все разместились.
Ты загадку отгадай, Кто позвал тебя, узнай
ЭХО
Цель: развитие фонематического слуха и точности слухового восприятия
Ход игры: Перед игрой взрослый обращается к детям: ”Вы слышали когда-нибудь эхо? Когда вы путешествуете в горах или по лесу, проходите через арку или находитесь в большом пустом зале, вы можете повстречать эхо. То есть увидеть-то его вам, конечно, не удастся, а вот услышать — можно. Если вы скажете: ”Эхо, привет!”, то и оно вам ответит: ”Эхо, привет!”, потому что всегда в точности повторяет то, что вы ему скажете. А теперь давайте поиграем в эхо”.
Затем назначают водящего — ”Эхо”, который и должен повторять то, что ему скажут.
Начать лучше с простых слов, затем перейти к трудным и длинным (например, ”ау”, ”скорее”, ”бурелом”). кроме того, можно попробовать предложить для повторения стихотворные и прозаические фразы (”Я пришел к тебе с приветом рассказать, что солнце встало!”).
УГАДАЙ, КТО ЭТО
Цель: Развитие слухового внимания.
Ход игры: Дети стоят по кругу. Водящий выходит в середину круга, закрывает глаза и идет в любом направлении, пока не натолкнется на одного из детей, который должен подать голос заранее условленным образом: «ку-ка-ре-ку», «ав – ав – ав», «мяу –мяу» и т.п.Водящий должен угадать, кто из детей кричал. Если угадает, то становится в круг. Тот, кого узнали, будет водящим. Если не угадал, то остается водить.
УЛАВЛИВАЙ ШЕПОТ
Цель: Развитие слухового внимания. Развивать остроту слуха.
Ход игры: Все дети сидят по кругу. Ведущий голосом обычной громкости просит выполнить какое-нибудь движение, а затем едва уловимым шепотом произносит имя ( фамилию) того, кто должен выполнить. Если ребенок не расслышал свое имя, ведущий называет другого ребенка. В конце игры педагог объявляет, кто был самым внимательным.
ПЕРЕБЕГИ ДОРОГУ
Цель: развитие слухового внимания, фонематического восприятия
Ход игры. Детям предлагается встать в шеренгу. Педагог произносит слова, близкие по звучанию (лягушка, подушка, кукушка, хлопушка, ватрушка; дочка, кочка, точка, бочка, ночка и т.п.). При произнесении определенного слова педагогом (например, слова подушка; точка) дети должны перебежать «дорогу» (ковер). Игра повторяется несколько раз. При этом можно использовать разные наборы слов. (том, дом, ком, сом, лом; речка, печка, аптечка, уздечка, овечка и т.п)
ПЕРЕБЕГИ ДОРОГУ
Цель: развитие фонематического восприятия, дифференциация слов, близких по звучанию.
Оборудование: мяч.
Ход игры: дети встают полукругом, педагог предлагает им ловить мяч и при этом внимательно слушать, какие слова он произносит. Если он произнесет слово «мяч», то дотрагиваться до мяча нельзя. Возможный набор слов: врач, мяч, грач, печь, мяч, лечь, прячь, мать, мяч...
ЗВУКОВАЯ ЦЕПОЧКА
Цель: Развитие фонематических представлений, активизация словаря, развитие мелких мышцы рук, глазомера, координации, ловкости, точности движений.
Ход игры. Педагог говорит: «Свяжем мы из слов цепочку. Мяч не даст поставить точку». Педагог называет первое слово и передает мяч ребенку. Далее мяч передается от ребенка к ребенку. Конечный звук предыдущего слова – это начальный звук следующего. Например: весна-автобус-слон-сова….
МЯЧ В ВОЗДУХЕ
Цель: упражнять детей в определении первого и последнего звука в словах, развивать мелкие мышцы рук, глазомер, координацию, ловкость, точность движений.
Оборудование: мяч.
Все играющие становятся в круг. Один встает в центре круга, высоко над собой бросает мяч, называя любое слово (мяч может удариться об пол только один раз). Другой ребенок ловит мяч, бросает его вверх и говорит при этом слово, начинающееся на последний звук предыдущего слова. Дети бросают и ловят мяч по очереди, по часовой стрелке. Кто ошибается — выходит из игры. Игра продолжается до тех пор, пока каждый ребенок не скажет 2—3 слова. Оставшиеся в кругу считаются выигравшими, выбывшие — проигравшими
МЯЧ В КРУГЕ
Цель: упражнять детей в дифференциации сходных по звучанию и смешиваемых звуков, развивать мелкие мышцы рук, глазомер, учить бросать мяч точно в руки и правильно ловить его, не прижимая к груди, развивать ловкость.
Оборудование: мяч.
Ход игры. Все играющие становятся в круг. Дети бросают мяч друг другу (по желанию), одновременно говоря слова. Например, один ребенок говорит слово со звуком с, а другой со звуком ш, следующий — со звуком с и т. д. Затем задание можно изменить: подбирать слова попеременно со звуками з — ж, ш — ж, р — л, с — з, с — ц и т.д. Кто ошибается, выходит из игры.
ТЕЛЕГРАФ
Цель: Развитие навыков слогового анализа.
Ход игры. Педагог говорит: «Дети, сейчас мы с вами поиграем в телеграф. Я буду называть слова, а вы будете их передавать по телеграфу в другой город». Первые слова педагог произносит по слогам сам и сопровождает их хлопками.
СЛОГ ДА СЛОГ - И БУДЕТ СЛОВО, МЫ В ИГРУ СЫГРАЕМ СНОВА,
Цель: Развитие навыков слогового синтеза.
Ход игры: Педагог говорит детям: - Я произнесу первую часть слова, а вы вторую: СА-хар, СА-ни.
ЧТО ДАЕТ ДЕТЯМ ИГРА В МЯЧ?
- Игра дает свободу. Игра не задача, не долг, не закон. По приказу играть нельзя, только добровольно.
- Игра дает порядок. Система правил в игре абсолютна и несомненна. Невозможно нарушать правила и быть в игре.
- Игра создает гармонию. Формирует стремление к совершенству.
- Игра дает увлеченность. Она интенсивно вовлекает всего человека, активизирует его способности.
- Игра дает элемент неопределенности, который возбуждает, активизирует ум, настраивает на поиск оптимальных решений.
- Игра дает компенсацию, нейтрализацию недостатков
- Игра дает физическое совершенствование, поскольку в активных своих формах она предполагает обучение.
- Игра дает возможность проявить или совершенствовать свои творческие навыки.
- Игра дает развитие воображения.
- Игра дает возможность развить свой ум.
- Игра дает радость общения.
- Игра дает умение ориентироваться в реальных жизненных ситуациях, дает психологическую устойчивость. Снимает уровень тревожности, который так высок сейчас у родителей и передается детям. Вырабатывает активное отношение к жизни и целеустремленность в выполнении поставленной цели.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система работы "Формирование экономико бытовых умений учащихся коррекционной школы VIII вида
Система работы раскрывает особенности и принципы планирования работы по формированию экономико–бытовых умений и навыков, системно– деятельностный подход в обучении на уроках социально–бытовой ориенти...
Коррекционно-педагогическая работа с учащимися коррекционной школы VIII вида
В статье содержится материал о причинах умсвенной отсталости, о задачах коррекционной педагогической работы, а также об организации педагогической помощи детям с умственной отсталостью....
Использование игровых технологий на уроках русского языка для развития познавательной деятельности учащихся коррекционной школы VIII вида при работе над словарными словами в 5 классе
Выполнение программы по русскому языку в специальной (коррекционной) школе, прочность и глубина знаний, получаемых на уроке, во многом зависит от интереса к предмету, желания изучать его. У учащихся...
Формы и методы психологического просвещения участников образовательного процесса в специальной (коррекционной) школе VIII вида (из опыта работы)
В данной статье рассматривается психологическое сопровождение учащихся, педагогов и родителей СКШ 8 вида...
Индивидуальный план логопедической работы с обучающимся 5 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида Ф. Романом по преодолению фонематической дислексии на фоне нарушения языкового анализа и синтеза
В работе по данному плану используются слоговые таблицы, а также «Дидактический материал для развития техники чтения в начальной школе» Г.Г. Мисаренко, рекомендации А.Н. Корнева и других авт...
Формы и методы работы с учебником географии в специальной (коррекционной) школе VIII вида.
Статья по формированию у учащихся умений и навыков работы с учебником...
Обмен опытом. Интеграция – одна из форм познавательной деятельности учащихся коррекционной школы VIII вида в условиях надомного обучения.
Дети с отклонениями в умственном развитии, в отличие от нормально развитых детей, трудно усваивают учебный материал, у них низкая работоспособность, неустойчивое внимание, они быстро утомляемые, ...