Программа коррекционно - развевающей работы по развитию познавательных процессов
рабочая программа по психологии
Предлагаемая программа развития познавательных процессов используется для учащихся начальных классов по результатам диагностики, показавшими недостаточный уровень развития познавательных процессов или для детей с ОВЗ, в ПМПК которых рекомендовано развитие познавательных процессов. В программе предусмотрено развитие временных понятий, формирование и развитии способности классифицировать, используя логические операции (анализ, синтез), в развитие способности к аналогическому и логическому мышлению, в развитие мелкой моторики рук и т.д.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Групповая
коррекционно — развивающая работа
педагог- психолог: Непомнящих
Татьяна Анатольевна
2019 - 2020 учебный год
Коррекционно - развивающая работа с учащимися начальных классов осуществляется во внеурочное время в объеме 1 часа в неделю, всего 34 часа. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 30 минут.
Содержание программы направлено на развитие познавательных процессов и коррекцию эмоционально – волевой сферы.
Содержание:
Тема 1. Изучение личности ребенка. (2 ч.)
Индивидуальная диагностика: познавательных процессов, коммуникативной и эмоционально- волевой сферы.
Тема 1. Давайте познакомимся (1 ч.)
Создание благоприятного эмоционального фона, снижение эмоционального напряжения. Рассказ — беседа «Лето для меня было…», рисование рассказа. Повторение правилами дальнейшей работы, рассказ о целях и задачах занятия на текущий учебный год. Упражнение на расслабление «Сотвори в себе солнце».
Тема 3. Я и окружающие люди (2 ч.)
Развитие коммуникативных навыков: общение без слов. Распознание эмоциональных состояний по схематическим изображениям мимики, жестам. Игры на невербальное взаимодействие (по Е.О. Смирновой, В.М. Холмогоровой): «Жизнь в лесу», «Птенцы», «Ожившие игрушки». Жесты одобрения, поддержки, дружбы, прощания, угрозы. Прочтение смайликов. Самостоятельное изображение символов эмоциональных состояний. Упражнение «Покажи чувства руками».
Тема 4. Активизация познавательной сферы (2 ч.)
Развиваем логическое мышление. Психогимнастика: «Ручеек», «Развитие мелкой моторики», «Ленивые восьмерки», «Перекрестные движения», «Шапка для размышлений», «Точки равновесия». Задание «Назови предметы», «Найди и вычеркни», «Выполни по образцу», «Копирование точек». Использование методов сказкатерапии: сказки «Кто летает?».
Тема 5. Классификация (1 ч.)
Развитие умения классифицировать предметы и слова. Упражнения «Найди общее название», «Соедини половинки слов», «Нарисуй по точкам», «Замени одним словом», «Найди лишнее слово», «Раздели на группы».
Тема 6. Анализ и синтез (1 ч.)
Упражнение «Соедини половинки слов». «Найди лишнее слово», «Найди слова в таблице букв», «Допиши наоборот», «Найди слово в слове».
Тема 7. Оперирование понятиями (1 ч.)
Развитие умения устанавливать связь между понятиями. Упражнения «Вставь числа», «Допиши по аналогии», «Преврати одно слово в другое», «Вставь слово», «Подбери картинки», «Составь слово», «Найди пару», «Поиск закономерностей».
Тема 8. Классификация (1 ч.)
Упражнения «Найди общее название», «Соедини половинки слов», «Нарисуй по точкам», «Замени одним словом», «Найди лишнее слово», «Раздели на группы».
Тема 9. Сходства и различия (1 ч.)
Задания «Выбор» (вычеркивание, осуществляется на индивидуальных таблицах), «Что изменилось?» (определение 1 – 2 недостающих, перемещенных предметов). Выделение частных и общих признаков сходства: ряды картинок с изображениями, относящимися к одному классу (4 картинки в ряду). Определение различий: 2 картинки для сравнения из каждого ранее проанализированного ряда.
Тема 10. Обобщение (1 ч.)
Развитие понятийного мышления. Упражнение «Найди слово в слове», «Шифровальщик», «Повтори фигуру», «Найди общее название», «Найди правильный ответ», «Пять предметов». Закрепление пройденного материала.
Тема 11. Новогодняя открытка (1 ч.)
Коррекция эмоционально волевой сферы: формирование произвольной регуляции и снятие эмоционального напряжения. Совместное с педагогом составление пошагового плана создания открытки (выполнения задания): выбор элементов, размещение в рамочке, наклеивание. Реализация плана. Проверка результата.
Тема 12. Оперирование понятиями (1 ч.)
Упражнение «Продолжи ряд слов», «Допиши по аналогии», «Преврати одно слово в другое», «Вставь слово», «Найди пару», «Поиск закономерностей».
Тема 13. Классификация (2 ч.)
Развитие умения классифицировать предметы и слова. Упражнения «Найди общее название», «Замени одним словом», «Найди лишнее слово», «Раздели на группы». Закрепление пройденного материала.
Тема 14. Осведомленность (1 ч.)
Использование методов сказкатерапии: сказки «Путешествие в морской мир», «Звезда и жаба», «Самый добрый человек». Проведение игры – импровизации “Угадай, о ком я рассказала”.
Тема 15. Внимание (2 ч.)
Игра «Будь внимателен», «Что пропало из комнаты», «Недопустимые слова». Упражнения: «Что произошло, когда убежал котенок», «Отыщи слово», «Запомни и повтори», «Китайская грамота»
Тема 16. Память (1 ч.)
Упражнения на развитие памяти: «Сколько предметов», «Запомни сочетание фигур», «Повтори за мной», «Повтори цифры», «Цветная сказка», «За окном я вижу...».
Тема 17. Зрительно - моторная координация (1 ч.)
Упражнение «Восстанови порядок», «Выбери правильный ответ», «Найди слова», «Нарисуй по образцу». Закрепление пройденного материала.
Тема 18. Временные представления (1 ч.)
Развитие временных представлений: дни недели (независимость числа и дня недели), месяцы (названия месяцев по сезонам года, начиная с осенних). Упражнение «Лента времени», «Времена года», «Сезонные отличия». Домашнее задание «Наши дни рождения» (презентация личных фотографий, сделанных в разное время года).
Тема 19. Анализ и синтез (1 ч.)
Упражнение «Выбери правильный ответ», «Найди закономерность в узоре»
Тема 20. Память (2 ч.)
Заучивание стихов. Закрепление материала.
Тема 21. Осведомленность (1 ч.)
Закрепление материала: игра “Расскажем сказку вместе”. Домашнее задание: нарисуй сказку.
Тема 22. Сходства и различия (1 ч.)
Упражнения «Назови противоположности», «Разноцветные ряды», «Измени форму и цвет», «Сравни», «Соедини», «Найди сходство и различия».
Тема 23. Внимание (1 ч.)
Игра «Будь внимателен», «Следопыт», «Магическое слово». Упражнения «Отыщи слово», «Собери слова», «Сосчитай правильно», «Не пропусти цифру», «Найди одинаковые», «Шифровальщик».
Тема 24. Тревожность, обида, агрессия, страх (2 ч.)
Коррекция эмоциональная сфера. Упражнение «Зеркало», «Театр», «Посмеемся над страхами». Рисунки «Оживи кружочки», «Мой страх», «Моя радость» - мини рассказ. Игра «Грустная Темнота», «Моя улыбка похожа на …», «Угадай-ка», «Однажды…».
Тема 25. Изучение личности ребенка (2 ч.)
Итоговая диагностика, для контроля за результатами коррекционно - развивающей работ.
Тема 26. подведение итогов (1 ч.)
Анализ, планирование дальнейшей работы.
Календарно – тематическое планирование:
№ п/п | Тема | Характеристика учебной деятельности | Дата | |
по плану | фактически | |||
1-2 | Изучение личности ребенка. | Первичная диагностика: - познавательных процессов - коммуникативной сферы - эмоционально-волевая сферы. | ||
3 | Давайте познакомимся. | Вспоминает правила работы на коррекционных занятиях. Знакомятся с другими членами группы. | ||
4-5 | Я и окружающие люди. | Учится выражать своё позитивное отношение к другим. Формирует навыки проявления доброжелательности по отношению к другим детям. | ||
6-7 | Активизация познавательной сферы. | Развивает гибкость и ассоциативность мышления. Учится выделять предметы в группу (сказку), опираясь на зрительный образ, владеть техниками конструктивного общения. | ||
8 | Классификация. | Упражнение на развитие умения классифицировать предметы и слова. | ||
9 | Анализ и синтез. | Упражнение на развитие умения владеть операциями анализа и синтеза. | ||
10 | Оперирование понятиями. | Учится выделять главное, отображающее общие признаки понятий и явлений. | ||
11 | Классификация. | Упражнение на развитие способности к классификации, абстрагированию. | ||
12 | Сходства и различия. | Упражнения на развитие умения анализировать, сопоставлять понятия | ||
13 | Обобщение. | Упражнение на развитие понятийного мышления. | ||
14 | Новогодняя открытка. | Формирует умения вести контроль своей деятельностью. Развивает творческое воображение. | ||
15 | Оперирование понятиями. | Учится определять содержание (сущность) понятий. Развивает логическое мышление. | ||
16-17 | Классификация. | Упражнение на классифицирование предметов. | ||
18 | Осведомленность. | Расширяет представления об окружающем мире. | ||
19-20 | Внимание. | Упражнения на развитие внимания | ||
21 | Память. | Упражнения на развитие памяти | ||
22 | Зрительно-моторная координация. | Учится ориентироваться в пространстве тетради (на листе). Развивает мелкую моторику рук. | ||
23 | Временные представления. | Развивает временные понятия, упражнение для оперирования ими в реальной жизни. | ||
24 | Анализ и синтез. | Упражнение на развитие умения владеть операциями анализа и синтеза. | ||
25-26 | Память. | Заучивание стихов | ||
27 | Осведомленность. | Развитие представлений об окружающем мире и развитие творческого потенциала. | ||
28 | Сходства и различия. | Упражнения на развитие умения анализировать, сопоставлять понятия | ||
29 | Внимание. | Упражнения на развитие наблюдательности. | ||
30-31 | Тревожность, обида, агрессия, страх. | Учится преодолевать свои страхи, заменять их, на что то, смешное и нестрашное; изменять ролевое поведение в соответствии с заданием. | ||
32-33 | Изучение личности ребенка. | Итоговая диагностика | ||
34 | Подведение итогов. | Анализирует (с помощью педагога) проделанную работу. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа коррекционно-развивающих занятий (для развития психических процессов)
К Программе прилагается пояснительная записка, где рассказывается для чего и почему создавала эту Программу. В самой программе содержатся занятия на весь год для развития у детей памяти, в...
Программа коррекционно-развивающих занятий по развитию познавательных процессов у детей младшего школьного возраста
Цели программы- Развитие и коррекция познавательных процессов учащихся (внимания, восприятия, воображения, мышления, памяти);- формирование коммуникативных навыков и навыков саморегуляции...
Коррекционное занятие по теме: «Развитие познавательных процессов на материале сказки «Колобок».
Развитие познавательной активности, целенаправленности мыслительного процесса....
Городская педагогическая конференция (секция специалистов по психологии, социологии, логопедии) Тема выступления: Использование коррекционно-развивающих занятий по развитию познавательных процессов у младших школьников «Путешествие в страну Размышляндию»
Большую роль в процессе учебной деятельности школьников начальных классов, как отмечают психологи, играет уровень развития познавательных процессов: внимание, восприятие, воображение, память, мышление...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционной деятельности учителя-дефектолога «РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ) «ДУМАЕМ, ПРОБУЕМ, ДЕЙСТВУЕМ»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАкоррекционной деятельности учителя-дефектолога«РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ) «ДУМАЕ...
Конспект занятия коррекционного курса «Коррекция и развитие познавательных процессов»
Конспект занятия...
Использование песочной терапии в работе по развитию познавательных процессов у дошкольников
Работа с песком, решает большое количество педагогических задач. С помощью песка развиваем:мелкую моторику;внимание, память, мышление;тактильное восприятие;речь;воображение;глазомер;коммуникативные на...