Психологический тренинг для педагогов "Мир наших эмоций"
материал по психологии
Цель: раскрыть значение эмоций для психоэмоционального здоровья и самочувствия человека, актуализация знаний о приемах управления своими негативными эмоциями.
Задачи:
1. Осознание и принятие своих негативных эмоций;
2. Анализ собственных источников негативных переживаний, выявление ресурсов, направлений роста;
3. Освоение способов управления эмоциями;
4. Снятие психоэмоционального напряжения, мышечных зажимов;
5. Повышение самооценки, уверенности в себе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
trening_dlya_pedagogov_mir_nashih_emotsiy.docx | 22.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Тренинг для педагогов на тему:
«Мир наших эмоций»
Цель: раскрыть значение эмоций для психоэмоционального здоровья и самочувствия человека, актуализация знаний о приемах управления своими негативными эмоциями.
Задачи:
- осознание и принятие своих негативных эмоций;
- анализ собственных источников негативных переживаний, выявление ресурсов, направлений роста;
- освоение способов управления эмоциями;
- снятие психоэмоционального напряжения, мышечных зажимов;
- повышение самооценки, уверенности в себе.
Ход занятия:
- Приветствие «4 вида приветствия» и выбор смайликов-эмоций.
- Информационное сообщение.
Для чего нам эмоции?
Вы никогда не задумывались, для чего нам нужны эмоции и чувства? Эмоции – это язык нашей души. Именно через них душа сообщает нам, что в ней происходит. Ощущения – для понимания происходящего в теле, а эмоции – в душе.
Все мы точно знаем, какие эмоции «хорошие», а какие «плохие». Эмоции появляются как сообщение, которое необходимо понять. Кроме того, часто эмоции требуют от нас самовыражения, то есть какого-то действия, каких-то изменений в мыслях, поведении. Иногда эмоции страшат нас, и тогда мы бессознательно отказываемся их переживать, то есть блокируем. Однако, отказываясь от неприятных чувств, мы одновременно перекрываем путь и для приятных, таких как радость или удовольствие. Итак, эмоции – это информация о том, что мы должны обратить внимание на свое состояние. Для этого как минимум необходимо понимать, что же мы чувствуем. Сначала нам надо уточнить, что мы будем иметь в виду, говоря об эмоциях и чувствах.
Если представить внутренний мир человека то он может выглядеть в виде вулкана. Уровень эмоций – это фильтр. Эмоции работают как фильтр между потребностями и реальностью. Если мы не реагируем на их сигналы, давление внутри увеличивается, рано или поздно фильтр ломается, и они вырываются наружу. Впоследствии человек либо постоянно выплескивает свои эмоции на окружающих, либо, наоборот, замыкается в себе, теряет интерес к окружающему миру.
Особенности эмоций:
- эмоции являются энергетическим процессом, то есть они потребляют на себя огромное количество энергии;
- эмоции «включаются» нашими мыслями и затем, «окрашивая» мир в нашем восприятии в определенные тона, вновь влияют на мысли;
- эмоции воздействуют на наши решения и поступки;
- эмоции выполняют социальную функцию, то есть оказывают сильнейшее влияние на взаимоотношения человека;
- эмоции влияют на наше тело («мышечный зажим»).
Влияние эмоций на педагогическую деятельность.
Зачастую негативные эмоции, полученные на работе, переносятся в личную жизнь. Бывает и наоборот. Накапливается напряжение. Это ведет к неудовлетворению профессией, а иногда и жизнью в целом. Возникает угроза психическому здоровью.
Обсуждение педагогов: какие негативные состояния, эмоции им наиболее неприятны, для чего нужны негативные эмоции, как они борются с негативными эмоциями (передавая друг другу мячик высказывается каждый участник или методом мозгового штурма). «Я злюсь… я грущу… я радуюсь…»
Все негативные эмоции, такие как ненависть к себе, гнев, беспокойство и стыд, истощают нашу энергию, забирают силы. С детства нас учат подавлять свои негативные эмоции. И действительно, не все люди показывают все свои чувства.
Управление эмоциями.
Ведущий объясняет, что жизнь человека невозможно представить без эмоций, они сопровождают каждую ситуацию, в которую мы попадаем, отражая наше к ней отношение. Однако слишком сильные негативные эмоции могут служить источником проблем как для нас самих, так и для окружающих. Чтобы избежать разочарований и конфликтов, следует освоить управление эмоциями. Важно, чтобы участники поняли, что управление эмоциями ни в коем случае нельзя путать с их подавлением. Подавлять эмоции вредно для психического и физического здоровья: если постоянно держать все в себе, можно со временем обнаружить у себя целый набор психосоматических заболеваний. Управление эмоциями позволяет направить их в конструктивное русло, обрести душевное равновесие и достичь взаимопонимания с собеседником. Управление эмоциями состоит из нескольких шагов.
1 — осознание. Важно объяснить, что мы не всегда можем правильно идентифицировать ту или иную эмоцию. Тем более, под одними эмоциями могут скрываться другие. Поэтому, прежде всего нужно научиться осознавать свою эмоцию в данный момент времени.
2 — это определение уместности эмоции. Есть несколько случаев, в которых может понадобиться управление эмоциями. Иногда испытываемая эмоция совершенно неуместна в конкретной ситуации. Случается и так, что эмоция вполне уместна, но выражается слишком интенсивно.
Как только вы определитесь с уместностью эмоции, можно приступать к собственно управлению. На этом этапе вам нужно либо уменьшить интенсивность проявления эмоции, либо трансформировать испытываемую эмоцию в более уместную для данной ситуации.
- Видео-ролик «Сколько длятся эмоции».
- Упражнение «Ведро мусора».
Основная цель данного упражнения: осознание и освобождение от своих негативных эмоций и чувств. Ведущий показывает мусорное ведро и предлагает обсудить для чего оно нужно, почему его необходимо постоянно освобождать. Психолог предлагает педагогам представить жизнь без такого ведра. Важно дать понять, что тоже происходит с негативными чувствами годами «засевшими» в нашей душе и необходимость от них избавляться. Предлагается вспомнить все негативные ситуации, произошедшие с ними за этот год, представить их, попытаться испытать эти эмоции снова, а затем на листах бумаги записать эти чувства и выбросить в мусорное ведро старые и ненужные обиды, страхи.
- Физкульт- минутка «Лимфо-дренаж».
Цель данного упражнения: снятие эмоционального напряжения и мышечных зажимов, а также лимфо-дренаж улучшает кровообращение, избавляет от застоя жидкости в организме, улучшается цвет кожи, поднимается настроение.
- Раскрашивание "Мандалы"
Материал: у каждого должны быть цветные карандаши. (Для практической работы рекомендуется увеличить размер предложенных вариантов мандал примерно в четверть листа). Педагог-психолог:
Само слово "Мандала" в переводе с санскрита означает: круг, диск, колесо, кольцо, сфера, шар, орбита, страна, территория, область, общество, совокупность, собрание. В Мандале есть тайна, поскольку Мир есть тайна для человека, и постижение ее возможно только через постижение своей внутренней тайны. Рисунок Мандалы - это индивидуальный символ каждого из нас, в котором, проявляется текущее внутреннее состояние, своих стремлений, желаний, своих сил и своего духа. Человек, постигая себя через мандалу, открывает себя, изменяет себя, осознает себя, и таким образом оказывает на себя самого воздействие. Поэтому во время раскрашивания Мандалы происходит разрешение внутренних конфликтов и снятие напряжения. Возможно, это происходит потому, что форма круга напоминает яйцо - начало жизни. А это имеет психологическую значимость, мы как бы создаем наше священное защищенное место в мире, в котором сконцентрированы все наши силы и энергии. И именно поэтому Мандала представляет собой уникальный инструмент самопознания и саморазвития, с помощью которого можно разрешать многие вполне насущные проблемы. Начните с себя, и вы увидите, как начнёт меняться ваша жизнь. Мандала действительно работает, и она обязательно приведёт вас к вашей заветной цели. Это с успехом использует Мандала-терапия.
Инструкция: Перед вами цветные карандаши можете приступать к творчеству. (Можно включить спокойную музыку). При раскрашивании Мандалы нет ничего правильного или неправильного. Единственно, что требуется от вас, - это уважение к заданной форме, ее нельзя нарушать.
Вывод: раскрашивая Мандалу, мы решали, какие цвета будем использовать в одних частях рисунка, не беспокоились о том, что мы хотим изобразить и достаточно ли у нас художественных способностей для реализации наших намерений. Работа одновременно увлекла и успокоила. Повседневные заботы и тревожности отошли на задний план. Может быть, кто-то ответил на трудные вопросы.
С самого рождения мы окружены цветом. Он сопровождает нас повсюду и всегда. Он также многогранен, как сама жизнь. Цветовая гамма всегда влияет на наше сознание и физическое самочувствие, на эмоции, хотим мы этого или нет.
Цвет – это инструмент, с помощью которого мы можем получить необходимые нам энергии. Но постоянное воздействие на наш организм одного и того же цвета приводит к дисбалансу жизненных энергий.
Цветотерапия – это немедикаментозный метод лечения, основанный на том, что каждая из биологически активных зон организма реагирует на один из цветов: воздействие цветом происходит на орган зрения, а через него и через зрительный анализатор - на нервную систему. Воздействие определенного цвета снимает энергетическую блокаду, являющуюся причиной функционального расстройства.
Релаксация «Внутренний ребенок»
В стрессовой ситуации очень часто взрослые начинают вести себя, как дети – обижаются, кричат, плачут, пытаются убежать или спрятаться. В этом случае психологи говорят, что включается «внутренний ребенок», поведение которого зависит от того, насколько спокойным, любимым и защищенным он себя чувствует. Медитация со словами любви и защиты, обращенными к своему внутреннему ребенку, помогает успокоиться и снять напряжение.
Для проведения медитации на расслабление потребуется такой текст:
- представить себя пятилетним малышом, присмотреться к своей одежде, внешности, выражению лица;
- подойти к себе маленькому, угостить сладостями, погладить по голове;
- взять малыша на руки, обратиться к нему по имени и сказать: «Я люблю тебя и всегда буду защищать»;
- обратить внимание на то, как изменился малыш, успокоился и начал улыбаться;
- сжать образ ребенка до размера маленького светящегося шарика и поместить его в свое сердце.
Почувствовать, как тело наполняется энергией любви, а на душе становится тепло, уютно и спокойно.
Психолог: Спасибо всем за активное участие в тренинге! Любите и цените себя, свой труд, свою жизнь! Верьте в себя, свои силы и возможности!
Рефлексия.
Подготовила педагог-психолог: Е. М. Карпова
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тренинг на развитие позитивных эмоций для уч-ся 11-х классов
Набор упражнений направленных на развитие позитивных эмоций....
Тренинг на развитие устойчивости эмоций для уч-ся 11-х классов
Тренинг направленный на развитие устойчивости эмоций....
Психологический тренинг для первоклассников "Наша дружба"
Обучение детей индивидуальным приемам межличностного взаимодействия; коррекция эмоционально-волевой сферы; формирование адекватной самооценки; создание условий для самоанализа....
Конспект психологического тренинга "В мире положительных эмоций"
Психологический тренинг, направленный на снижение психоэмоционального напряжения школьников. На безоговорочное авторство не претендую,т.к. упражнения "Океан чувств","Радуга эмоций...
Статья "Психологические тренинги. Тренинг на сплочение"
Цель:сплочение коллектива и построение эффективного командного взаимодействия.Задачи:Образовательные.· формировать общий командный дух путем спло...
Методическая разработка: Психологический тренинг: «Эмоции и чувства»
Цель занятия - проверить, насколько мы понимаем друг друга, насколько мы эмпатичны. В этом занятии много игровых моментов. Так в легкой непринужденной обстановке мы можем рассмотреть серьез...
Методические рекомендации по проведению практического занятия - психологический тренинг невербальных навыков «Угадай эмоцию».
Мной разработаны методические рекомендации по проведению практической работы - тренинга "Угадай эмоцию" - в рамках практических занятий по дисциплине "Психология общения"....