Психологический тренинг для педагогов "Мир наших эмоций"
материал по психологии
Цель: раскрыть значение эмоций для психоэмоционального здоровья и самочувствия человека, актуализация знаний о приемах управления своими негативными эмоциями.
Задачи:
1. Осознание и принятие своих негативных эмоций;
2. Анализ собственных источников негативных переживаний, выявление ресурсов, направлений роста;
3. Освоение способов управления эмоциями;
4. Снятие психоэмоционального напряжения, мышечных зажимов;
5. Повышение самооценки, уверенности в себе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
trening_dlya_pedagogov_mir_nashih_emotsiy.docx | 22.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Тренинг для педагогов на тему:
«Мир наших эмоций»
Цель: раскрыть значение эмоций для психоэмоционального здоровья и самочувствия человека, актуализация знаний о приемах управления своими негативными эмоциями.
Задачи:
- осознание и принятие своих негативных эмоций;
- анализ собственных источников негативных переживаний, выявление ресурсов, направлений роста;
- освоение способов управления эмоциями;
- снятие психоэмоционального напряжения, мышечных зажимов;
- повышение самооценки, уверенности в себе.
Ход занятия:
- Приветствие «4 вида приветствия» и выбор смайликов-эмоций.
- Информационное сообщение.
Для чего нам эмоции?
Вы никогда не задумывались, для чего нам нужны эмоции и чувства? Эмоции – это язык нашей души. Именно через них душа сообщает нам, что в ней происходит. Ощущения – для понимания происходящего в теле, а эмоции – в душе.
Все мы точно знаем, какие эмоции «хорошие», а какие «плохие». Эмоции появляются как сообщение, которое необходимо понять. Кроме того, часто эмоции требуют от нас самовыражения, то есть какого-то действия, каких-то изменений в мыслях, поведении. Иногда эмоции страшат нас, и тогда мы бессознательно отказываемся их переживать, то есть блокируем. Однако, отказываясь от неприятных чувств, мы одновременно перекрываем путь и для приятных, таких как радость или удовольствие. Итак, эмоции – это информация о том, что мы должны обратить внимание на свое состояние. Для этого как минимум необходимо понимать, что же мы чувствуем. Сначала нам надо уточнить, что мы будем иметь в виду, говоря об эмоциях и чувствах.
Если представить внутренний мир человека то он может выглядеть в виде вулкана. Уровень эмоций – это фильтр. Эмоции работают как фильтр между потребностями и реальностью. Если мы не реагируем на их сигналы, давление внутри увеличивается, рано или поздно фильтр ломается, и они вырываются наружу. Впоследствии человек либо постоянно выплескивает свои эмоции на окружающих, либо, наоборот, замыкается в себе, теряет интерес к окружающему миру.
Особенности эмоций:
- эмоции являются энергетическим процессом, то есть они потребляют на себя огромное количество энергии;
- эмоции «включаются» нашими мыслями и затем, «окрашивая» мир в нашем восприятии в определенные тона, вновь влияют на мысли;
- эмоции воздействуют на наши решения и поступки;
- эмоции выполняют социальную функцию, то есть оказывают сильнейшее влияние на взаимоотношения человека;
- эмоции влияют на наше тело («мышечный зажим»).
Влияние эмоций на педагогическую деятельность.
Зачастую негативные эмоции, полученные на работе, переносятся в личную жизнь. Бывает и наоборот. Накапливается напряжение. Это ведет к неудовлетворению профессией, а иногда и жизнью в целом. Возникает угроза психическому здоровью.
Обсуждение педагогов: какие негативные состояния, эмоции им наиболее неприятны, для чего нужны негативные эмоции, как они борются с негативными эмоциями (передавая друг другу мячик высказывается каждый участник или методом мозгового штурма). «Я злюсь… я грущу… я радуюсь…»
Все негативные эмоции, такие как ненависть к себе, гнев, беспокойство и стыд, истощают нашу энергию, забирают силы. С детства нас учат подавлять свои негативные эмоции. И действительно, не все люди показывают все свои чувства.
Управление эмоциями.
Ведущий объясняет, что жизнь человека невозможно представить без эмоций, они сопровождают каждую ситуацию, в которую мы попадаем, отражая наше к ней отношение. Однако слишком сильные негативные эмоции могут служить источником проблем как для нас самих, так и для окружающих. Чтобы избежать разочарований и конфликтов, следует освоить управление эмоциями. Важно, чтобы участники поняли, что управление эмоциями ни в коем случае нельзя путать с их подавлением. Подавлять эмоции вредно для психического и физического здоровья: если постоянно держать все в себе, можно со временем обнаружить у себя целый набор психосоматических заболеваний. Управление эмоциями позволяет направить их в конструктивное русло, обрести душевное равновесие и достичь взаимопонимания с собеседником. Управление эмоциями состоит из нескольких шагов.
1 — осознание. Важно объяснить, что мы не всегда можем правильно идентифицировать ту или иную эмоцию. Тем более, под одними эмоциями могут скрываться другие. Поэтому, прежде всего нужно научиться осознавать свою эмоцию в данный момент времени.
2 — это определение уместности эмоции. Есть несколько случаев, в которых может понадобиться управление эмоциями. Иногда испытываемая эмоция совершенно неуместна в конкретной ситуации. Случается и так, что эмоция вполне уместна, но выражается слишком интенсивно.
Как только вы определитесь с уместностью эмоции, можно приступать к собственно управлению. На этом этапе вам нужно либо уменьшить интенсивность проявления эмоции, либо трансформировать испытываемую эмоцию в более уместную для данной ситуации.
- Видео-ролик «Сколько длятся эмоции».
- Упражнение «Ведро мусора».
Основная цель данного упражнения: осознание и освобождение от своих негативных эмоций и чувств. Ведущий показывает мусорное ведро и предлагает обсудить для чего оно нужно, почему его необходимо постоянно освобождать. Психолог предлагает педагогам представить жизнь без такого ведра. Важно дать понять, что тоже происходит с негативными чувствами годами «засевшими» в нашей душе и необходимость от них избавляться. Предлагается вспомнить все негативные ситуации, произошедшие с ними за этот год, представить их, попытаться испытать эти эмоции снова, а затем на листах бумаги записать эти чувства и выбросить в мусорное ведро старые и ненужные обиды, страхи.
- Физкульт- минутка «Лимфо-дренаж».
Цель данного упражнения: снятие эмоционального напряжения и мышечных зажимов, а также лимфо-дренаж улучшает кровообращение, избавляет от застоя жидкости в организме, улучшается цвет кожи, поднимается настроение.
- Раскрашивание "Мандалы"
Материал: у каждого должны быть цветные карандаши. (Для практической работы рекомендуется увеличить размер предложенных вариантов мандал примерно в четверть листа). Педагог-психолог:
Само слово "Мандала" в переводе с санскрита означает: круг, диск, колесо, кольцо, сфера, шар, орбита, страна, территория, область, общество, совокупность, собрание. В Мандале есть тайна, поскольку Мир есть тайна для человека, и постижение ее возможно только через постижение своей внутренней тайны. Рисунок Мандалы - это индивидуальный символ каждого из нас, в котором, проявляется текущее внутреннее состояние, своих стремлений, желаний, своих сил и своего духа. Человек, постигая себя через мандалу, открывает себя, изменяет себя, осознает себя, и таким образом оказывает на себя самого воздействие. Поэтому во время раскрашивания Мандалы происходит разрешение внутренних конфликтов и снятие напряжения. Возможно, это происходит потому, что форма круга напоминает яйцо - начало жизни. А это имеет психологическую значимость, мы как бы создаем наше священное защищенное место в мире, в котором сконцентрированы все наши силы и энергии. И именно поэтому Мандала представляет собой уникальный инструмент самопознания и саморазвития, с помощью которого можно разрешать многие вполне насущные проблемы. Начните с себя, и вы увидите, как начнёт меняться ваша жизнь. Мандала действительно работает, и она обязательно приведёт вас к вашей заветной цели. Это с успехом использует Мандала-терапия.
Инструкция: Перед вами цветные карандаши можете приступать к творчеству. (Можно включить спокойную музыку). При раскрашивании Мандалы нет ничего правильного или неправильного. Единственно, что требуется от вас, - это уважение к заданной форме, ее нельзя нарушать.
Вывод: раскрашивая Мандалу, мы решали, какие цвета будем использовать в одних частях рисунка, не беспокоились о том, что мы хотим изобразить и достаточно ли у нас художественных способностей для реализации наших намерений. Работа одновременно увлекла и успокоила. Повседневные заботы и тревожности отошли на задний план. Может быть, кто-то ответил на трудные вопросы.
С самого рождения мы окружены цветом. Он сопровождает нас повсюду и всегда. Он также многогранен, как сама жизнь. Цветовая гамма всегда влияет на наше сознание и физическое самочувствие, на эмоции, хотим мы этого или нет.
Цвет – это инструмент, с помощью которого мы можем получить необходимые нам энергии. Но постоянное воздействие на наш организм одного и того же цвета приводит к дисбалансу жизненных энергий.
Цветотерапия – это немедикаментозный метод лечения, основанный на том, что каждая из биологически активных зон организма реагирует на один из цветов: воздействие цветом происходит на орган зрения, а через него и через зрительный анализатор - на нервную систему. Воздействие определенного цвета снимает энергетическую блокаду, являющуюся причиной функционального расстройства.
Релаксация «Внутренний ребенок»
В стрессовой ситуации очень часто взрослые начинают вести себя, как дети – обижаются, кричат, плачут, пытаются убежать или спрятаться. В этом случае психологи говорят, что включается «внутренний ребенок», поведение которого зависит от того, насколько спокойным, любимым и защищенным он себя чувствует. Медитация со словами любви и защиты, обращенными к своему внутреннему ребенку, помогает успокоиться и снять напряжение.
Для проведения медитации на расслабление потребуется такой текст:
- представить себя пятилетним малышом, присмотреться к своей одежде, внешности, выражению лица;
- подойти к себе маленькому, угостить сладостями, погладить по голове;
- взять малыша на руки, обратиться к нему по имени и сказать: «Я люблю тебя и всегда буду защищать»;
- обратить внимание на то, как изменился малыш, успокоился и начал улыбаться;
- сжать образ ребенка до размера маленького светящегося шарика и поместить его в свое сердце.
Почувствовать, как тело наполняется энергией любви, а на душе становится тепло, уютно и спокойно.
Психолог: Спасибо всем за активное участие в тренинге! Любите и цените себя, свой труд, свою жизнь! Верьте в себя, свои силы и возможности!
Рефлексия.
Подготовила педагог-психолог: Е. М. Карпова
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тренинг на развитие позитивных эмоций для уч-ся 11-х классов
Набор упражнений направленных на развитие позитивных эмоций....
Тренинг на развитие устойчивости эмоций для уч-ся 11-х классов
Тренинг направленный на развитие устойчивости эмоций....
Психологический тренинг для учителей "Роль психологической установки в жизни человека".
Психологический тренинг для учителей "Роль психологической установки в жизни человека"Цель занятия: Ознакомить учителей с возможностью изменения жизненного сценария, объяснить значимость различны...
Психологический тренинг для первоклассников "Наша дружба"
Обучение детей индивидуальным приемам межличностного взаимодействия; коррекция эмоционально-волевой сферы; формирование адекватной самооценки; создание условий для самоанализа....
Конспект психологического тренинга "В мире положительных эмоций"
Психологический тренинг, направленный на снижение психоэмоционального напряжения школьников. На безоговорочное авторство не претендую,т.к. упражнения "Океан чувств","Радуга эмоций...
Методическая разработка: Психологический тренинг: «Эмоции и чувства»
Цель занятия - проверить, насколько мы понимаем друг друга, насколько мы эмпатичны. В этом занятии много игровых моментов. Так в легкой непринужденной обстановке мы можем рассмотреть серьез...
Методические рекомендации по проведению практического занятия - психологический тренинг невербальных навыков «Угадай эмоцию».
Мной разработаны методические рекомендации по проведению практической работы - тренинга "Угадай эмоцию" - в рамках практических занятий по дисциплине "Психология общения"....