Статья "Психологические тренинги. Тренинг на сплочение"
классный час по психологии (8 класс)
Цель:
сплочение коллектива и построение эффективного командного взаимодействия.
Задачи:
Образовательные.
· формировать общий командный дух путем сплочения группы;
· выявить степени сплоченности / разобщенности группы;
Развивающие.
· актуализировать навыки работы в команде;
· организовать эффективное взаимодействие с окружающими;
· развивать умение действовать сообща;
Воспитывающие
· формировать культуру общения;
· способствовать формированию личностных качеств, необходимых для решения общих задач.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Тренинг на сплочение | 54.84 КБ |
Предварительный просмотр:
«Утверждаю» «Согласовано»
Заведующий учебным отделом СПБ СВУ Начальник 4 учебного курса
________________ С. А. Щербаков ________________С. В. Ерохин
«__» __________ 2019 г. «__» _____________2019г.
Психологический практикум «Сплочение коллектива»
Цель:
сплочение коллектива и построение эффективного командного взаимодействия.
Задачи:
Образовательные.
- формировать общий командный дух путем сплочения группы;
- выявить степени сплоченности / разобщенности группы;
Развивающие.
- актуализировать навыки работы в команде;
- организовать эффективное взаимодействие с окружающими;
- развивать умение действовать сообща;
Воспитывающие
- формировать культуру общения;
- способствовать формированию личностных качеств, необходимых для решения общих задач.
Планируемые результаты:
Предметные: овладение алгоритмом проектной деятельности в процессе работы в группе; овладение алгоритмом работы в команде;
Личностные: готовность к взаимодействию с группой;
овладение навыками эффективного взаимодействия;
актуализация навыков работы в команде;
снятие внутреннего напряжения
Метапредметные: использование приемов анализа в повседневной деятельности,
учение слушать и выражать свои мысли, уважительно относиться к позиции своих товарищей.
Основные понятия: коллектив, благоприятный психологический климат, эффективное командное взаимодействие.
Ресурсы: листы формат А3, цветные карандаши, фломастеры.
Применяемые технологии: творческая мастерская, технология личностно-ориентированного обучения.
Межпредметные связи: история, обществознание, русский язык, изобразительное искусство.
Ход занятия
I. Организационный этап
Упражнение «Поза Наполеона»
Участникам показывается три движения: руки скрещены на груди, руки вытянуты вперед с раскрытыми ладонями и руки сжаты в кулаки. По команде ведущего: «Раз, два, три!», каждый участник одновременно с другими должен показать одно из трех движений (какое понравится). Задача в том, чтобы вся группа или большинство участников показали одинаковое движение.
Комментарий ведущего:
Это упражнение показывает, насколько вы готовы к работе. Если большинство показали ладони, значит, они готовы к работе и достаточно открыты. Кулаки показывают агрессивность, поза Наполеона – некоторую закрытость или нежелание работать.
II. Мотивационный этап (индуктор)
Сегодня мы поговорим с Вами о психологическом климате вашей группы, а также о её сплочённости.
Психологический климат - это межличностные отношения, типичные для коллектива, которые определяют его основное настроение. В одном климате растение может расцвести, в другом — зачахнуть. То же самое можно сказать и о психологическом климате: в одних условиях люди чувствуют себя некомфортно, стремятся покинуть коллектив, их личностный рост замедляется, в других — коллектив функционирует оптимально и его члены получают возможность максимально полно реализовать свой потенциал и решить поставленные задачи.
Климат называют благоприятным, если в группе царит атмосфера доброжелательности, взаимовыручки, доверия и требовательности. Если климат в группе благоприятный, то все поставленные задачи решить легко!
Игра-тест "Альпинист". В ней происходит наглядное определение степени сплоченности / разобщенности группы.
На доске делается рисунок (рис.1) и поясняется: "Итак, представьте себе, что каждый из вас альпинист. Альпинист - это человек, покоряющий горные вершины. Да, кстати, а какая гора самая высокая в мире (ответы детей) - Эверест! Его высота почти 10 тысяч метров - 10 километров! Теперь представьте, что пик - это вершина горы - это по-настоящему дружная группа, это коллектив, где все помогают друг другу, не сплетничают и не обзываются... Какой высоты достигли вы? Группа альпинистов - это ваш взвод... (от 1 до 10), подумайте и ответьте".
Психолог подходит к ребятам, узнает их мнение и суммирует баллы. После этого сумма делится на количество опрошенных. Получаем средний балл. Этот балл озвучивается и на доске делается соответствующая отметка. Как правило, это 6-7 баллов (проводится анализ результата).
III. Практический этап
Упражнение «Мы с тобой похожи тем, что…»
Инструкция: по кругу, обращаясь к соседу, называем его по имени и говорим: «Мы с тобой похожи тем, что…». (Например: что живем на планете Земля, учимся в одном коллективе и т.д.)
Обсуждение:
Какие эмоции испытывали во время упражнения? Что нового узнали о других? Что интересное узнали?
Упражнение «Кто быстрее?»
Инструкция: Ваша задача сейчас, как можно быстрее, построить ту геометрическую фигуру, которую я назову, причём строитесь вы молчком, ничего не объясняя.
Возможные фигуры: треугольник; ромб; круг; квадрат.
Упражнение «Липучки»
Инструкция: «Сейчас я дам знак, и вы начнете двигаться произвольно. На счет стоп, по двое руками, вы должны остановиться и объединиться с кем-то руками. Давайте попробуем».
Процедура проведения: в открытом пространстве группа двигается. По команде участники объединяются определенным образом по его заданию. затем по трое ногами, по 4 – головами.
В конце игры тренер просит стать плечами по количеству человек во взводе и говорит, что надо вот так, вместе держаться. Недаром есть выражение Плечом к плечу! Звучит песня.
Упражнение «Веселый счет»
Инструкция: Я называю какое-либо число, не превышающее количество человек в группе. Названное количество участников встает. В выполнении упражнения необходимо добиться синхронности, участники не должны совещаться.
Обсуждение: почему сначала не получалось выполнить задание? Что помогло в выполнении задания?
IV. Педагогическая мастерская
Как вы думаете, что такое герб? (варианты ответов).
Герб – это главный отличительный знак различных структур, стран и даже людей. Герб – это композиционное изображение, которое может включать в себя несколько фигур, имеющих символическое значение для его владельца.
Группе предлагается нарисовать герб, который бы отразил представление о команде участников игры «Морской бой». Герб может быть любой геометрической формы, а внизу девиз - так называемый краткий слоган. Время на выполнение задания - 5 минут. После выполнения задания рисунок презентуется участниками занятия.
V. Рефлексивный этап
Воспитанникам предлагается облако "тегов", которые необходимо дополнить.
сегодня я узнал...
было трудно…
я понял, что…
я научился…
я смог…
было интересно узнать, что…
Сегодня вы хорошо работали, молодцы. Спасибо за активность, всем успехов, спасибо!
Педагог-психолог Евтехова И.В.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОП – 10 класс. Тема: « Социальный проект» (тренинг на сплочение команды и умение работать в команде
Тренинг «Город Мастеров»Цель: • эмоциональное сплочение учащихся в процессе решения нестандартных задач во время проведения мероприятия; • создание по...
Детский тренинг на сплочение класса: "Мы - единая сплоченная команда"
Тренинг на сплочение классного коллектива....
Психологическое занятие с элементами тренинга на тему "Сплочение коллектива"
Интересное занятие с увлекательными упражнениями......
ТРЕНИНГ ПОВЫШЕНИЯ ГРУППОВОЙ СПЛОЧЕННОСТИ
Цель тренинга: развитие групповой сплоченности, группового взаимодействия, создание благоприятной обстановки.Задачи тренинга:-Повышение уровня командного взаимодействия, сотрудничества.-Способствовать...
Детский тренинг на сплочение класса: "Мы - единая сплоченная команда"
В сплоченном коллективе взаимопомощь – это залог успеха, без поддержки будут достигнута только маленькая цель, которую поставил каждый, но цель коллектива останется на нулевом уровне....
План-конспект тренинга на групповое сплочение учащихся 9–13 лет «Нет конфликтам – да дружбе!»
Данная разработка направлена на повышение уровня групповой сплоченности, профилактику конфликтов в детском коллективе....
ТРЕНИНГ КОМАНДООБРАЗОВАНИЯ И СПЛОЧЕННИЯ (ДЛЯ ПОДРОСТКОВ.)
В современном мире способность действовать в команде, несомненно, является одним из наиболее востребованных личных качеств наряду с надежностью, готовностью помочь, чуткостью, широтой взглядов, терпен...