Тренинг на развитие устойчивости эмоций для уч-ся 11-х классов
материал по психологии (11 класс) по теме
Тренинг направленный на развитие устойчивости эмоций.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
trening_na_ustojchivost_ehmocij.doc | 45.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тренинг на развитие устойчивости эмоций
для уч-ся 11-х классов
Знакомство.
Знакомство начинается с того, что первый участник группы встаёт в центр круга и называет то качество в характере, которое он ценит в себе и которое ему во многом помогло. Далее, он подходит к любому из участников, в котором как он считает, это качество тоже очень сильно развито. И выводит этого участника на своё место, а сам садиться. И так продолжается до тех пор, пока все участники не побывают в кругу, и он не замкнётся.
Упражнение "Рассказ "
Ведущий придумывает тему, актуальную для группы, и говорит о том, что к этой теме нужно придумать рассказ. Но сложность заключается в том, что каждый из участников будет говорить по одному предложению по цепочке, проследят за тем, что говорил предыдущий участник.
Например: если группа состоит из одних девочек, то можно предложить тему о том, что через час у девушки свидание с любимым человеком, она его давно не видела и очень переживает, Ий необходимо придумать речь, которую она будет говорить при встрече, чтобы произвести на него впечатление.
“Здравствуй дорогой, знаешь….” продолжить.
Упражнение "Умеем вести дискуссию "
Вся группа разделяется на 3-4 подгруппы (апельсин, яблоко, круша). Затем каждой группе даётся индивидуальное задание на листочке, в котором написано утверждение. Группе необходимо прийти к общему мнению и ответить, согласны ли они с этим утверждением или нет. И аргументировано объяснить, почему они считают именно так. На каждой карточке написаны слова, которые необходимо произнести в своём объяснении. После того как группа высказала своё мнение, все участники могут вступать в дискуссию, а ведущему необходимо задавать компрометирующие вопросы, и направлять дискуссию, подводя проблемную ситуацию к тому, что можно посмотреть на неё под другим углом.
Задание №1.
“Деньги – портят человека”
Слова:
Ценность
Свобода
Дружба
Жадность
Высокомерие
Задание №2.
“Женской дружбы не бывает”
Слова:
Зависть
Доверие
Соперничество
Совет
Временность
Задание №3.
“Измену простить нельзя”
Слова:
Семья
Доверие
Ошибка
Предательство
Одиночество
Задание №4.
“Смертная казнь должна быть разрешена”
Слова:
Право
Ответственность
Жизнь
Ошибка
Близкий
Задание №5.
“Наркоман – отбросок общества”
Слова:
Зависимость
Помощь
Друг
Эйфория
Безнравственность
Упражнение "Стиль общения"
Цель: выявление особенностей межличностного общения, демонстрация определённых стилей общения.
Преподаватель предлагает группе из 5-6 человек совместно обсудить и определить теми общей групповой дискуссии. Сами участники определяют необходимое им для этого время. Все остальные члены группы наблюдают, как идёт процесс обсуждения, фиксируют для себя характерные особенности общения. После того как тема избрана, оценивается по 10-бальной системе:
а) удовлетворённость темой
б) удовлетворённость тем, как шло обсуждение, т.е. что помогло и что мешало общению.
Члены группы обмениваются своими наблюдениями.
Во время общей дискуссии на заданную тему, каждый участник должен выполнить индивидуальное задание, которое в конверте получает от преподавателя. Окружающие не должны знать его содержание. В ходе дискуссии надо стремиться как можно точнее выполнить инструкцию и в то же время, стараться определить , какое задание получили остальные. Через 15-20 минут начинают обсуждать, как они поняли роли друг друга, насколько эта роль соответствовала их внутренней позиции или полстью противоречила ей, как они переживали свою роль.
Каждый вслух зачитывает то задание, которое он старался выполнить. Группа оценивает, как это получилось. В завершение можно предложить группе определить условия эффективного общения и ответить на два вопроса:
Как научиться понимать друг друга?
Что значит для человека общение?
Набор заданий для участников дискуссии:
1. Ты должен внимательно слушать других, выступить не менее 2-3 раз,, каждую свою реплику начинать с той, что говорил предыдущий оратор. При этом ты должен спрашивать: "Правильно ли я тебя понял?"- и вносить небольшие поправки в свои слова.
2. Ты должен как минимум 2 раза высказаться во время дискуссии. Будешь слушать других только за тем, чтобы найти предлог для смены направления разговора и подменяя его обсуждением твоего вопроса.
3. Ты будишь активно участвовать в разговоре, выступишь не менее 3 раз, чтобы у других создалось впечатление, что ты очень много знаешь по этому вопросу и очень много пережил.
4. Ты - яркий спорщик. Ни в чём, ни с кем и не когда не соглашаешься! Упорно отстаиваешь свою позицию во время дискуссии.
5. Тебе не дается никакого задания. Веди себя во время дискуссии так, как обычно ведёшь себя во время групповых обсуждений.
6. Ты должен во всём со всеми соглашаться, очень просто и быстро меняя своё мнение.
7. Ты должен как минимум 3 раза высказаться, всякий раз ты будешь говорить что-то, но твои слова должны быть абсолютно не связаны с тем, что говорили другие. Будешь вести себя так, словно совершенно не слышал того, что говорили до тебя...
8. Твоё участие в разговоре должно быть направленно на то, чтобы помогать другим как можно полнее выражать свои мысли, а после выступления каждого участника делать небольшое резюме.
9. Твоё участие в разговоре должно быть направленно на то, чтобы сплотить группу, способствовать взаимопониманию между её членами.
10. Как минимум 3 раза постараешься вступить в разговор. Будешь слушать других для того, чтобы вынести какие-то оценки и суждения, конкретным участникам дискуссии, т.е. всех должен оценит.
11. Ты - очень деловой человек. Весь разговор тебе кажется бесполезным, поэтому ты периодически предлагаешь "подвести черту" и "сделать выводы".
12. Тебе очень скучно при этом разговоре, так как тема тебя совершенно не волнует.
13. Ты очень сильный спорщик, не любишь когда кто – либо высказывает своё мнение, при разговоре пытаешься говорить громче других.
14. Твоя реплика должна начинаться со слов: “я счастлив, что всё так хорошо…”, и должен выступить не менее 3 раз.
15. В своей реплики ты должен всегда сводить разговор к тому, что необходимо сделать застолье по этому поводу. И выступить с этим предложением не менее 3 раз.
16. Ты должен всегда удивляться, даже по элементарным вопросом, как будто ты слышишь это в первый раз, всегда высказываться что это гениально, лучше и не придумаешь.
17. Во время беседы ты делаешь очень грустный вид и хочешь всё время поговорить совершенно на другую тему, которая касается твоих личных вопросов, спросить совета у собравшихся.
Упражнение " КРУГ АССОЦИАЦИЙ ".
ЦЕЛЬ: организация активной обратной связи каждому участнику от группы в форме ассоциаций.
ВРЕМЯ: 1 час.
ВЕДУЩИЙ: Неоднократно в своей жизни мы сталкиваемся с тем, что человек, с которым мы общаемся, вызывает у нас различные ассоциации: или он напоминает нам какое-то животное, или его образ связан для нас с какой-то песней, или с известной личностью. Более того, и каждый из нас порой сравнивает себя с чем-то, исходя из своей внешности или особенностей характера. Давайте попробуем сейчас для каждого из нас составить целый список подобных ассоциаций, и делать мы это будем так: прошу каждого приготовить 2 листа и ручку. Один лист подпишите своим именем и на протяжении всего упражнения оставляйте его у себя, а второй лист подпишите именем вашего соседа слева.
Теперь я буду зачитывать различные вопросы, на которые вы отвечаете письменно, совещаться друг с другом до конца упражнения не нужно. Итак, начинаем:
“ Если бы этот человек был музыкальным инструментом, то чем бы он был? Прошу написать каждого про себя (на листке со своим именем) и про человека, именем которого подписан второй лист.
Участники пишут – на своем листе про себя, на втором листе про другого участника.
Ведущий: Готовы? Теперь прошу всех свой лист оставить у себя, а лист с именем другого участника передать по кругу соседу справа. Таким образом, у каждого из вас по-прежнему 2 листа – ваш и другого участника. Теперь будьте внимательны, другой участник – это уже не сосед слева. Продолжаем:
“ Если бы этот человек был цветом, то каким бы цветом он был?”
Участники пишут, процедура передачи листа по кругу повторяется.
Если бы этот человек был животным, то кем бы он был?
Если бы этот человек был деревом…?
Если бы этот человек был предметом одежды?
Если бы этот человек был цветком…?
Если бы этот человек был предметом мебели…?
Если бы этот человек был птицей…?
Если бы этот человек был напитком…?
Если бы этот человек был явлением природы…?
Если бы этот человек был музыкальным жанром…?
Если бы этот человек был государством…?
Если бы этот человек был столовым или кухонным прибором…?
Если бы этот человек был временем года…?
Если бы этот человек был печатным изданием…? …Если кто-то написал книгой, укажите, пожалуйста, какого жанра?
Если бы этот человек был геометрической фигурой…?
Если бы этот человек был медицинским препаратом…?
Если бы этот человек был телеведущим, то программу какого рода он бы вел? ( можно указать жанр или конкретную телепередачу)
Если бы этот человек был транспортным средством…?
Если бы этот человек был чем-то съедобным…?
Все участники получили по кругу листы со своим именем и заполнили такой же лист о себе сами. Изучите эти списки.
Участники читают списки. При обсуждении ведущий задает вопросы:
У кого какие впечатления?
Совпадали, / не совпадали ли собственные ассоциации с чужими?
Что удивило приятно / неприятно?
Что-нибудь разочаровало?
Кто хочет спросить что-либо у участников? И пр.
Упражнение "Попросить прощение "
Каждому участнику раздаются листочки и ручки, и даётся задание, чтобы они написали на них то, что им не нравится в себе, что доставляет дискомфорт людям которые и окружают, или то, от чело они хотели бы избавиться. Затем по кругу каждый участник зачитывает то, что написано у него на листочке начиная свои слова так: “Я хочу попросить прощение за то, что я….”. Данное упражнение возможно провести в виде свечки, где эти листочки сжигаются, а в самом конце группа загадывает желание и совместно задувает свечку.
Рефлексия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию устойчивого интереса к театрализованной игровой и продуктивной деятельности
Данное мероприятие проводилось в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР (заикание)....
Упражнение на развитие устойчивости и концентрации внимания
Упражнение на развитие внимания младших школьников...
Развитие устойчивого интереса к исследовательской деятельности в процессе разработки учебного проекта
Увеличение объема информации (в том числе учебной), обрушивающейся на современных детей и подростков,- хорошо известное явление. Вступая в школьную жизнь, ученик радуется новому, ему интересно. Но про...
РЕАЛИЗАЦИЯ КОМПЛЕКСА УСЛОВИЙ, обеспечивающих развитие устойчивого интереса учащихся к математике
Обобщение опыта работы по реализации различных условий для формирования интереса к математике...
«Формирование гигиенических навыков и развитие устойчивой мотивации школьников к здоровому образу жизни »
Только здоровый человек способен успешно овладеть потоком учебной информации. Поэтому ведущим направлением моей педагогической деятельности по охране здоровья учащихся я считаю фо...
Презентация "Формирование гигиенических навыков и развитие устойчивой мотивации к здоровому образу жизни у школьников".
Презентация к вступлению на тему "Формирование гигиенических навыков и развитие устойчивой мотивации к здоровому образу жизни у школьников"....
План работы учителя технологии по выявлению способностей обучающихся 5-8 класса и развитию устойчивого познавательного интереса. Жанков В.И.
Методика разработана для создании системы выявления способностей обучающихся для формирования устойчивого познавательного интереса к изучения технологии....