Психологический тренинг для первоклассников "Наша дружба"
план-конспект урока по психологии на тему

Обучение детей индивидуальным приемам межличностного взаимодействия; коррекция эмоционально-волевой сферы; формирование адекватной самооценки; создание условий для самоанализа.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dokument.doc67.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого занятия

на тему:

«Наша дружба»

Цели: 

  •  Создание атмосферы взаимопомощи, доверия;
  •  Помощь учащимся в самораскрытии.
  •  Предоставление учащимся рекомендации для установления, сохранения и поддержания дружеских взаимоотношений.
  • Осмысление понятия «друг», «дружба», совершенствование навыков общения. Помочь детям осознать, какие качества важны в дружбе
  • Определение дружелюбия и доброжелательности как неотъемлемой составляющей нравственного развития личности
  • Задачи:
  • - научить индивидуальным приемам межличностного взаимодействия;
  • - корректировать развитие эмоционально-волевой сферы;
  • - формировать адекватную самооценку учащихся;
  • - создавать условия для самоанализа учащихся

Оборудование:

- учительская доска, мел,

- цветная бумага,

- магнитофон.

- напечатанные на отдельных листах бумаги пословицы,

- ватман с изображением солнечного диска

- открытки с тезисами

I. Организационный момент.

Эмоциональный настрой, сообщение темы занятия. Звучит песенка о дружбе.

Психолог: О чем эта песенка?

Дети: О дружбе

Психолог: Верно! И тема сегодняшнего занятия звучит так: «Наша дружба Дружба утверждает в человеке добро, гуманность, вселяет силу духа, дает радость жизни.

II часть основная - работа с понятиями.

Психолог: Ребята, дружба основана на общении. Дружба бывает разной. Когда дружат между собой два человека – такую дружбу мы можем назвать - личная дружба.

Читает ученик:

Настоящий друг везде
Верен в счастье и в беде
Грусть твоя его тревожит
Ты не спишь – он спать не может,
и во всем без дальних слов
Он помочь тебе готов.

Упражнение «Дружба в лучах солнца»

Психолог:  У нас есть солнце дружбы, но ему не хватает лучиков, Сейчас на  желтых листочках напишите или нарисуете, что для вас означает настоящий друг, какой он? И свои картинки поместите на «Солнце дружбы».

(На заготовленных заранее листах дети пишут, что для них означает дружба, друг, и оформленный листок крепится к доске на «Солнце дружбы»).

Рефлексия

  •   Какие чувства вы испытывали когда рисовали?
  •   С какими трудностями вы столкнулись?

Читает ученица. Стихотворение Друзья

Как начну конфеты есть, у меня друзей не счесть.
А закончились конфеты, и друзей в помине нету.
За конфету каждый друг, так и рвет ее из рук.
Ну, зачем мне дружба эта? Я сама люблю конфеты.

Дети ученице: Жадиной быть плохо!

Психолог: Коллективная дружба - она основана на общем деле. А у нашего класса есть общее дело или дела?

Ответы детей: Занятия в кружках, учеба, совместный отдых, экскурсии, игры, увлечения…

Психолог : Значит дружбу нашего класса можно назвать коллективной? И это все вы делаете дружно? Или не всегда? А хотели быть самыми дружными ребятами?

- Как же добиться, чтобы вы всегда дружили и никогда не ссорились? Что для этого необходимо?

Ответы детей: Надо стремиться лучше узнать друг друга, знать и понимать характер и привычки друзей.

Упражнение «Лабиринты»

Психолог: «Сейчас мы будем проходить лабиринты. На ваших столах есть уже заготовленные карты.. Для этого вы в паре должны определить, кто будет закрывать глаза и карандашом прочерчивать путь, а кто будет ему помогать в этом, смотря на сам лабиринт и сообщая товарищу с помощью слов «влево», «вправо», «вверх», «вниз» и т. д. правильный путь». Психолог выдаёт изображение лабиринтов.

Рефлексия

  • Какие чувства вы испытывали когда рисовали?
  • С какими трудностями вы столкнулись?

Психолог : А сейчас давайте посмотрим на нашу доску, здесь перемешались все пословицы, давайте это исправим

Игра «Составьте пословицу о дружбе»

Пословицы, поговорки и мысли мудрых людей о дружбе предложены детям в презентации

Пословицы и поговорки

1. Не имей сто рублей,

а имей сто друзей.

2. Крепкую дружбу,

и топором не разрубишь.

3. Друзья познаются

в беде.

4. Дружба как стекло:

5. Нет друга – ищи,

разобьешь – не сложишь.

а нашёл, береги.

Молодцы, вы замечательно справились с заданием!

Психолог: А теперь давайте с вами подумаем, что же важно для дружбы, давайте с вами расставим в порядке значимости высказывания, которые вы видите на слайде

Упражнение “Что Важно для дружбы?”

Расставить в порядке значимости следующие высказывания, какие важны для дружбы:

  • Давать другу списывать домашнее задание.
  • Защищать друг друга от обидчиков.
  • Придумывать вместе интересные игры.
  • Уметь уступать друг другу.
  • Помогать друг другу.
  • Угощать друг друга сладостями.
  • Уметь слушать друг друга и понимать.
  • Искренне радоваться успехам друг друга.
  • Не ссориться друг с другом по пустякам.
  • Уметь уступать друг другу.
  • Помогать друг другу.
  • Уметь слушать друг друга и понимать.
  • Не ссориться друг с другом по пустякам
  • Искренне радоваться успехам друг друга
  • Защищать друг друга от обидчиков
  • Придумывать вместе интересные игры.
  • Угощать друг друга сладостями
  • Давать другу списывать домашнее задание.

Послушайте стихотворение …. (имя ребенка) о том как он дружит с детьми и как вы поступите с таким другом?

Такая дружба. Виктория Можная

Я свою соседку Олю за косичку дернул в школе,
Эта Оля мне опять не дала ответ списать.
Ручкой больно ткнул я в спину одноклассницу Марину,
Нужно с ней вообще по строже, чтоб не строила мне рожи.
Я стиралкой кинул в Лену, ей же как горох об стену, 
А веселую Катюшку обозвал я хохотушкой.
В сумку ябеды Ларисы я с утра подкинул крысу,
Та устроит в сумке норку,
- Вот потеха будет скоро!
На весь класс одну Иришку уважаю, как мальчишку,
С Ирой я давно дружу - ей лишь кнопку подложу…

Психолог: Есть ребята, которые закрывают глаза на самые нехорошие поступки только потому, что их совершает его друг.

Ответы детей: Его друг должен объяснить о том, что так не дружат с девочками и что их надо наоборот защищать и помогать им.

Известно, что друзья могут быть постоянные или временные. Временных друзей мы называем приятелями.

Приятель – это человек, с которым вы просто учитесь в одном классе, занимаетесь в кружке, здороваетесь во дворе.

Приятель – это человек, с которым вы время от времени обсуждаете какие-либо события.

Вопрос: Чем приятели отличаются от друзей?

Вопрос: Сколько у человека может быть настоящих друзей?

(Учащиеся отвечают).

Проведённые социологические исследования показали, что люди, которые утверждали, что имеют много друзей, в сложной, критической ситуации оставались либо сами с собой, либо с близкими родственниками. А люди, которые утверждали, что друзей у них мало (1-3 человека) всегда находили у них поддержку и понимание. Таким образом, можно сказать, что настоящих друзей всегда не так много. Но у любого человека обязательно должны быть не только друзья, но и приятели.

Психолог: А чтобы ещё лучше понимать друг друга мы должны хорошо знать сами себя и я хочу предложить вам ещё одно задание

 инструкция к методике «Лесенка»

Ребята, возьмите карандаш и послушайте задание. Вот лесенка. Если на ней расположить всех ребят, то здесь (показать первую ступеньку, не называя ее номер) будут стоять самые хорошие ребята, тут (показать вторую и третью) – хорошие, здесь (показать четвертую) – ни хорошие, ни плохие ребята, тут (показать пятую и шестую ступеньки) – плохие, а здесь (показать седьмую ступеньку) – самые плохие. На какую ступеньку ты поставишь себя? Нарисуй на ней кружок». Затем повторить инструкцию еще раз.

Психолог: Сегодня мы с вами много говорили о дружбе. Я хочу озвучить и после каждому вручить правила дружбы и товарищества.

Правила дружбы и товарищества (Приложения 3)

  • всегда говорить правду друг другу;
  • не сердиться на друга за ошибки и ненамеренно причиненные неприятности;
  • выручать друг друга в трудные минуты;
  • вставать на защиту друга;
  • делиться дорогим для тебя;
  • ничего не жалеть для друга;
  • не требовать от друга взамен какой-то услуги.
  •  Будь вежлив со своими товарищами.
  • Не забывай им говорить “волшебные” слова.
  • Не зазнавайся.
  • Не перекладывай свою вину на другого.
  • Будь с другом не только в радости, но и в горе

Ученик раздает памятки-открытки с законами дружбы детям.

Ученик зачитывает стихотворение:

Мы ссорились, мирились и спорили порой,
Мы очень подружились за нашею игрой.
Игра игрой сменяется, кончается игра,
А дружба не кончается. Ура! Ура! Ура!

Рефлексия.

 Давайте вспомним о чем мы говорили на занятии, и что нового узнали?

Дети: О том, что такое дружба, о личной и коллективной дружбе, о качествах характера, которыми должен обладать человек, который хочет найти настоящего друга, и о законах коллективной дружбы.

III часть. Заключение.

Психолог: Так давайте будем стремиться дружбой дорожить!

Нежно и заботливо относится к друзьям и товарищам. Внимательно, заботливо, с нежностью беречь ваши отношения с детства.

Психолог: Если вы внимательно присмотритесь друг к другу, то вы увидите, сколько много хороших, добрых и внимательных окружает вас людей, какие у них красивые глаза когда они улыбаются…

Психолог: Улыбнитесь им в ответ и скажите теплое и доброе слово другу и оно вернется к вам очень быстро и обязательно принесет с собой много добра и счастья в общении с другом

Да, вы действительно хорошие и дружные ребята. И у нас для вас есть сюрприз.

Педагог искусственный апельсин кладёт в коробку, поворачивает её по кругу, затем открывает коробку и показывает детям настоящие апельсины.

Психолог: Ребята, возьмите каждый по одному апельсину, на каждом из них прикреплена буква. Посмотрите на буквы и постарайтесь составить заключительную фразу нашего занятия, ответив на вопрос: Так какой мы можем сделать вывод – «Дружба – это….!»

Дети составляют фразу по теме: «Дружба это здорово!»

Подведение итогов урока, составление фразы из букв, прикреплённых к апельсинам- «Дружба- это здорово!».

Психолог: Давайте все вместе скажем эту фразу…: «Дружба - это здорово!». Апельсин похож на солнышко, вызывает у нас чувство радости, чувство хорошего праздничного настроения. Оставим же кусочек дружбы как солнышко у себя. И пусть эти апельсины как дольки солнышка, теплоты и дружбы вы возьмёте с собой.

(аплодисменты и улыбки друг другу). 

Используемая литература:        

Осипова А.А. и др. Диагностика и коррекция внимания. Стимульный материал. М.: ТЦ Сфера, 2004г.

Селевко Г.К. Познай себя. М.: Народное образование, НИИ школьных технологий 2006. – с. 96.

Селевко Г.К., Тихомирова Н.К., Левина О.Г. Сделай себя сам. – М.: Народное образование, 2000.

Селевко Г.К., Бабурина Н.И., Левина О.Г. Найди себя. – М.: Народное образование, 2000


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологический тренинг для учителей "Роль психологической установки в жизни человека".

Психологический тренинг для учителей "Роль психологической установки в жизни человека"Цель занятия: Ознакомить учителей с возможностью изменения жизненного сценария, объяснить значимость различны...

Конспект психологического тренинга для детей подросткового возраста на тему «ДРУЖБА»

Формирование понятия «дружба», умение находить друзей, формировать представления о качествах необходимых в дружбе...

Классный час-психологический тренинг "Дружба - это шаг к толерантности"

Проблема создания коллектива, причём коллектива самостоятельного, ответственного во всём, что касается класса и его положения в школе - это для меня всегда первоочередная задача, когда я начинаю работ...

Конспект психологического тренинга для подростков 7-9 классов тема: «ДРУЖБА»

Цель: Формирование понятия «дружба», умение находить друзей, формировать представления о качествах необходимых в дружбе.Задачи:1. Развитие навыков социальной перцепции;2. Развитие уверенности в с...

Статья "Психологические тренинги. Тренинг на сплочение"

Цель:сплочение коллектива и построение эффективного командного взаимодействия.Задачи:Образовательные.·         формировать общий командный дух путем спло...

Психологический тренинг с педагогами «Формирование благоприятного психологического климата в коллективе»

Психологический тренинг с педагогами «Формирование благоприятного психологического климата в коллективе»...

Статья "Роль обратной связи в психологическом тренинге для подростков: программа «Тренинг общения»"

Аннотация:В данной статье рассматривается важность обратной связи в рамках программы дополнительного образования «Тренинг общения» для подростков от 13 до 16 лет. Обратная связь играет клю...