Психологический тренинг для первоклассников "Наша дружба"
план-конспект урока по психологии на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument.doc | 67.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект открытого занятия
на тему:
«Наша дружба»
Цели:
- Создание атмосферы взаимопомощи, доверия;
- Помощь учащимся в самораскрытии.
- Предоставление учащимся рекомендации для установления, сохранения и поддержания дружеских взаимоотношений.
- Осмысление понятия «друг», «дружба», совершенствование навыков общения. Помочь детям осознать, какие качества важны в дружбе
- Определение дружелюбия и доброжелательности как неотъемлемой составляющей нравственного развития личности
- Задачи:
- - научить индивидуальным приемам межличностного взаимодействия;
- - корректировать развитие эмоционально-волевой сферы;
- - формировать адекватную самооценку учащихся;
- - создавать условия для самоанализа учащихся
Оборудование:
- учительская доска, мел,
- цветная бумага,
- магнитофон.
- напечатанные на отдельных листах бумаги пословицы,
- ватман с изображением солнечного диска
- открытки с тезисами
I. Организационный момент.
Эмоциональный настрой, сообщение темы занятия. Звучит песенка о дружбе.
Психолог: О чем эта песенка?
Дети: О дружбе
Психолог: Верно! И тема сегодняшнего занятия звучит так: «Наша дружба!» Дружба утверждает в человеке добро, гуманность, вселяет силу духа, дает радость жизни.
II часть основная - работа с понятиями.
Психолог: Ребята, дружба основана на общении. Дружба бывает разной. Когда дружат между собой два человека – такую дружбу мы можем назвать - личная дружба.
Читает ученик:
Настоящий друг везде
Верен в счастье и в беде
Грусть твоя его тревожит
Ты не спишь – он спать не может,
и во всем без дальних слов
Он помочь тебе готов.
Упражнение «Дружба в лучах солнца»
Психолог: У нас есть солнце дружбы, но ему не хватает лучиков, Сейчас на желтых листочках напишите или нарисуете, что для вас означает настоящий друг, какой он? И свои картинки поместите на «Солнце дружбы».
(На заготовленных заранее листах дети пишут, что для них означает дружба, друг, и оформленный листок крепится к доске на «Солнце дружбы»).
Рефлексия
- Какие чувства вы испытывали когда рисовали?
- С какими трудностями вы столкнулись?
Читает ученица. Стихотворение Друзья
Как начну конфеты есть, у меня друзей не счесть.
А закончились конфеты, и друзей в помине нету.
За конфету каждый друг, так и рвет ее из рук.
Ну, зачем мне дружба эта? Я сама люблю конфеты.
Дети ученице: Жадиной быть плохо!
Психолог: Коллективная дружба - она основана на общем деле. А у нашего класса есть общее дело или дела?
Ответы детей: Занятия в кружках, учеба, совместный отдых, экскурсии, игры, увлечения…
Психолог : Значит дружбу нашего класса можно назвать коллективной? И это все вы делаете дружно? Или не всегда? А хотели быть самыми дружными ребятами?
- Как же добиться, чтобы вы всегда дружили и никогда не ссорились? Что для этого необходимо?
Ответы детей: Надо стремиться лучше узнать друг друга, знать и понимать характер и привычки друзей.
Упражнение «Лабиринты»
Психолог: «Сейчас мы будем проходить лабиринты. На ваших столах есть уже заготовленные карты.. Для этого вы в паре должны определить, кто будет закрывать глаза и карандашом прочерчивать путь, а кто будет ему помогать в этом, смотря на сам лабиринт и сообщая товарищу с помощью слов «влево», «вправо», «вверх», «вниз» и т. д. правильный путь». Психолог выдаёт изображение лабиринтов.
Рефлексия
- Какие чувства вы испытывали когда рисовали?
- С какими трудностями вы столкнулись?
Психолог : А сейчас давайте посмотрим на нашу доску, здесь перемешались все пословицы, давайте это исправим
Игра «Составьте пословицу о дружбе»
Пословицы, поговорки и мысли мудрых людей о дружбе предложены детям в презентации
Пословицы и поговорки
1. Не имей сто рублей, | а имей сто друзей. |
2. Крепкую дружбу, | и топором не разрубишь. |
3. Друзья познаются | в беде. |
4. Дружба как стекло: 5. Нет друга – ищи, | разобьешь – не сложишь. а нашёл, береги. |
Молодцы, вы замечательно справились с заданием!
Психолог: А теперь давайте с вами подумаем, что же важно для дружбы, давайте с вами расставим в порядке значимости высказывания, которые вы видите на слайде
Упражнение “Что Важно для дружбы?”
Расставить в порядке значимости следующие высказывания, какие важны для дружбы:
- Давать другу списывать домашнее задание.
- Защищать друг друга от обидчиков.
- Придумывать вместе интересные игры.
- Уметь уступать друг другу.
- Помогать друг другу.
- Угощать друг друга сладостями.
- Уметь слушать друг друга и понимать.
- Искренне радоваться успехам друг друга.
- Не ссориться друг с другом по пустякам.
- Уметь уступать друг другу.
- Помогать друг другу.
- Уметь слушать друг друга и понимать.
- Не ссориться друг с другом по пустякам
- Искренне радоваться успехам друг друга
- Защищать друг друга от обидчиков
- Придумывать вместе интересные игры.
- Угощать друг друга сладостями
- Давать другу списывать домашнее задание.
Послушайте стихотворение …. (имя ребенка) о том как он дружит с детьми и как вы поступите с таким другом?
Такая дружба. Виктория Можная
Я свою соседку Олю за косичку дернул в школе,
Эта Оля мне опять не дала ответ списать.
Ручкой больно ткнул я в спину одноклассницу Марину,
Нужно с ней вообще по строже, чтоб не строила мне рожи.
Я стиралкой кинул в Лену, ей же как горох об стену,
А веселую Катюшку обозвал я хохотушкой.
В сумку ябеды Ларисы я с утра подкинул крысу,
Та устроит в сумке норку,
- Вот потеха будет скоро!
На весь класс одну Иришку уважаю, как мальчишку,
С Ирой я давно дружу - ей лишь кнопку подложу…
Психолог: Есть ребята, которые закрывают глаза на самые нехорошие поступки только потому, что их совершает его друг.
Ответы детей: Его друг должен объяснить о том, что так не дружат с девочками и что их надо наоборот защищать и помогать им.
Известно, что друзья могут быть постоянные или временные. Временных друзей мы называем приятелями.
Приятель – это человек, с которым вы просто учитесь в одном классе, занимаетесь в кружке, здороваетесь во дворе.
Приятель – это человек, с которым вы время от времени обсуждаете какие-либо события.
Вопрос: Чем приятели отличаются от друзей?
Вопрос: Сколько у человека может быть настоящих друзей?
(Учащиеся отвечают).
Проведённые социологические исследования показали, что люди, которые утверждали, что имеют много друзей, в сложной, критической ситуации оставались либо сами с собой, либо с близкими родственниками. А люди, которые утверждали, что друзей у них мало (1-3 человека) всегда находили у них поддержку и понимание. Таким образом, можно сказать, что настоящих друзей всегда не так много. Но у любого человека обязательно должны быть не только друзья, но и приятели.
Психолог: А чтобы ещё лучше понимать друг друга мы должны хорошо знать сами себя и я хочу предложить вам ещё одно задание
инструкция к методике «Лесенка»
Ребята, возьмите карандаш и послушайте задание. Вот лесенка. Если на ней расположить всех ребят, то здесь (показать первую ступеньку, не называя ее номер) будут стоять самые хорошие ребята, тут (показать вторую и третью) – хорошие, здесь (показать четвертую) – ни хорошие, ни плохие ребята, тут (показать пятую и шестую ступеньки) – плохие, а здесь (показать седьмую ступеньку) – самые плохие. На какую ступеньку ты поставишь себя? Нарисуй на ней кружок». Затем повторить инструкцию еще раз.
Психолог: Сегодня мы с вами много говорили о дружбе. Я хочу озвучить и после каждому вручить правила дружбы и товарищества.
Правила дружбы и товарищества (Приложения 3)
- всегда говорить правду друг другу;
- не сердиться на друга за ошибки и ненамеренно причиненные неприятности;
- выручать друг друга в трудные минуты;
- вставать на защиту друга;
- делиться дорогим для тебя;
- ничего не жалеть для друга;
- не требовать от друга взамен какой-то услуги.
- Будь вежлив со своими товарищами.
- Не забывай им говорить “волшебные” слова.
- Не зазнавайся.
- Не перекладывай свою вину на другого.
- Будь с другом не только в радости, но и в горе
Ученик раздает памятки-открытки с законами дружбы детям.
Ученик зачитывает стихотворение:
Мы ссорились, мирились и спорили порой,
Мы очень подружились за нашею игрой.
Игра игрой сменяется, кончается игра,
А дружба не кончается. Ура! Ура! Ура!
Рефлексия.
Давайте вспомним о чем мы говорили на занятии, и что нового узнали?
Дети: О том, что такое дружба, о личной и коллективной дружбе, о качествах характера, которыми должен обладать человек, который хочет найти настоящего друга, и о законах коллективной дружбы.
III часть. Заключение.
Психолог: Так давайте будем стремиться дружбой дорожить!
Нежно и заботливо относится к друзьям и товарищам. Внимательно, заботливо, с нежностью беречь ваши отношения с детства.
Психолог: Если вы внимательно присмотритесь друг к другу, то вы увидите, сколько много хороших, добрых и внимательных окружает вас людей, какие у них красивые глаза когда они улыбаются…
Психолог: Улыбнитесь им в ответ и скажите теплое и доброе слово другу и оно вернется к вам очень быстро и обязательно принесет с собой много добра и счастья в общении с другом
Да, вы действительно хорошие и дружные ребята. И у нас для вас есть сюрприз.
Педагог искусственный апельсин кладёт в коробку, поворачивает её по кругу, затем открывает коробку и показывает детям настоящие апельсины.
Психолог: Ребята, возьмите каждый по одному апельсину, на каждом из них прикреплена буква. Посмотрите на буквы и постарайтесь составить заключительную фразу нашего занятия, ответив на вопрос: Так какой мы можем сделать вывод – «Дружба – это….!»
Дети составляют фразу по теме: «Дружба это здорово!»
Подведение итогов урока, составление фразы из букв, прикреплённых к апельсинам- «Дружба- это здорово!».
Психолог: Давайте все вместе скажем эту фразу…: «Дружба - это здорово!». Апельсин похож на солнышко, вызывает у нас чувство радости, чувство хорошего праздничного настроения. Оставим же кусочек дружбы как солнышко у себя. И пусть эти апельсины как дольки солнышка, теплоты и дружбы вы возьмёте с собой.
(аплодисменты и улыбки друг другу).
Используемая литература:
Осипова А.А. и др. Диагностика и коррекция внимания. Стимульный материал. М.: ТЦ Сфера, 2004г.
Селевко Г.К. Познай себя. М.: Народное образование, НИИ школьных технологий 2006. – с. 96.
Селевко Г.К., Тихомирова Н.К., Левина О.Г. Сделай себя сам. – М.: Народное образование, 2000.
Селевко Г.К., Бабурина Н.И., Левина О.Г. Найди себя. – М.: Народное образование, 2000
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психологический тренинг для учителей "Роль психологической установки в жизни человека".
Психологический тренинг для учителей "Роль психологической установки в жизни человека"Цель занятия: Ознакомить учителей с возможностью изменения жизненного сценария, объяснить значимость различны...
Конспект психологического тренинга для детей подросткового возраста на тему «ДРУЖБА»
Формирование понятия «дружба», умение находить друзей, формировать представления о качествах необходимых в дружбе...
Классный час-психологический тренинг "Дружба - это шаг к толерантности"
Проблема создания коллектива, причём коллектива самостоятельного, ответственного во всём, что касается класса и его положения в школе - это для меня всегда первоочередная задача, когда я начинаю работ...
Конспект психологического тренинга для подростков 7-9 классов тема: «ДРУЖБА»
Цель: Формирование понятия «дружба», умение находить друзей, формировать представления о качествах необходимых в дружбе.Задачи:1. Развитие навыков социальной перцепции;2. Развитие уверенности в с...
Статья "Психологические тренинги. Тренинг на сплочение"
Цель:сплочение коллектива и построение эффективного командного взаимодействия.Задачи:Образовательные.· формировать общий командный дух путем спло...
Психологический тренинг с педагогами «Формирование благоприятного психологического климата в коллективе»
Психологический тренинг с педагогами «Формирование благоприятного психологического климата в коллективе»...
Статья "Роль обратной связи в психологическом тренинге для подростков: программа «Тренинг общения»"
Аннотация:В данной статье рассматривается важность обратной связи в рамках программы дополнительного образования «Тренинг общения» для подростков от 13 до 16 лет. Обратная связь играет клю...