КАРТОЧКИ PECS КАК ОДИН ИЗ ЭФФЕКТИВНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ ДЛЯ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ С РАС
статья
В статье раскрывается значение и методика использования карточек альтернативной системы коммуникации PECS с целью социальной адаптации и развития коммуникативных навыков детей с расстройствами аутистического спектра.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nk-518-rr_samofalova_statya.docx | 20.67 КБ |
Предварительный просмотр:
УДК 376.4
Самофалова О.А.
Учитель-дефектолог
ОКОУ «Курская школа для детей с ограниченными возможностями здоровья»,
г. Курск, РФ
КАРТОЧКИ PECS КАК ОДИН ИЗ ЭФФЕКТИВНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ ДЛЯ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ С РАС
Аннотация:
В статье раскрывается значение и методика использования карточек альтернативной системы коммуникации PECS с целью социальной адаптации и развития коммуникативных навыков детей с расстройствами аутистического спектра.
Ключевые слова:
Аутизм, расстройства аутистического спектра (РАС), альтернативная система коммуникации, коммуникационная система, коррекция.
Расстройства аутистического спектра (РАС) – это группа психических расстройств, которые характеризуются нарушениями в социальном взаимодействии и коммуникации – процессе общения и передачи информации другим людям [2, с. 149].
Обучающиеся с расстройствами аутистического спектра нуждаются в постоянном сопровождении для эффективной социальной адаптации. Основная проблема ребенка с РАС состоит в том, что ему очень сложно общаться с окружающими, делиться впечатлениями и доступным языком излагать свои просьбы и потребности. Если родители со временем научились понимать, чего хочет их ребенок, то при общении с другими людьми у детей с аутизмом возникают трудности, поэтому он начинает нервничать, вести себя расторможено, проявлять агрессию. Для нивелирования таких последствий и развития коммуникационных навыков детей с аутизмом необходимо использовать специальные методики [1].
Одной из эффективных методик является альтернативная система коммуникации и развития речи с помощью карточек (PECS).
Целью методики PECS является стимулирование коммуникационного взаимодействия ребенка с окружающими. В основе метода лежит тот факт, что фактической речевой деятельности предшествует мотив для общения.
Карточки значительно облегчают понимание речи детям, у них снижается уровень тревожности, агрессивности, дети становятся более самостоятельными. Система альтернативной коммуникации с помощью карточек PECS решает приоритетную проблему «запуска» речи неговорящего ребенка с расстройствами аутистического спектра.
Базисные необходимые навыки для начала освоения PECS: отработка устойчивого зрительного контакта, слов или жестовых обозначений «да», «нет», «дай»; устойчивый учебный навык; имитация действий «сделай, как я». Ребёнок должен уметь повторить серию из простых 2-3 действий, когда действия не называются.
С целью успешного овладения альтернативной коммуникативной системой обмена изображениями последовательно проводят шесть этапов обучения:
1. Осуществление физического обмена картинки на предмет.
2. Обмен картинки на предмет без участия взрослого (спонтанные действия со стороны ребенка).
3. Обучение распознаванию, что изображено на картинке на примере двух-трех карточек.
4. Составление предложений из карточек.
5. Обучение отвечать на простые вопросы при помощи карточек.
6. Обучение делать комментарии при помощи карточек.
Использование карточек РЕСS ускоряет развитие разговорной речи ребенка с РАС благодаря комбинированию словесного и визуального стимула [3, с. 64-67].
С помощью карточек РЕСS процесс обучения ребенка проявлять инициативу и спонтанно произносить слова идет намного быстрее, чем с помощью обучения наименований предметов, вокальной имитации или усиления взгляда. Общение обучающегося с окружающими людьми становится более доступным, а также более доступным становится обобщение приобретенных вербальных навыков [4, с. 57].
В работе с детьми с РАС с использованием карточек PECS выявлена положительная динамика в понимании инструкций взрослого и в построении предложений. Кроме того, отмечается прогресс в развитии когнитивных функций детей: зрительное и слуховое внимание стали более устойчивыми, улучшилось качество памяти и состояние эмоционально-волевой сферы. Отзывы родителей, использовавших карточки PECS, говорят о том, что с помощью этих карточек происходит качественная стимуляция коммуникации, при которой ребёнок сам хочет общаться и начинает строить предложения, а карточки мотивируют его к возникновению речи.
Список использованной литературы:
1. Карточки PECS - система альтернативной коммуникации для аутистов // Дефектология Проф. – URL: https://www.defectologiya.pro/zhurnal/kartochki_pecs_sistema_alternativnoj_kommunikaczii_dlya_autistov/ (дата обращения: 28.10.2023).
2. Колесникова Г.И. Основы специальной педагогики и специальной психологии: учеб.пособие для СПО. – М.: Юрайт, 2019. – 176 с.
3. Нуриева Л.Г. Развитие речи у аутичных детей: метод.разраб. – М., 2006. – 112 с.
4. Шипицина Л.М. Социальная реабилитация детей с аутизмом. С-Пб., 1997. – 86 с.
© Самофалова О.А., 2023
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка на тему: "Развитие коммуникативных навыков детей раннего возраста через организацию разнообразных форм совместной деятельности".
Федеральными государственными требованиями к организацииобразовательного процесса в ДОУ определили 10 образовательных областей Каждая образовательная область основана на какой-либо детской...
Социальный проект по сопровождению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей ориентированный на развитие коммуникативных навыков
Анализ многочисленных исследований выявил, что социальная адаптация, где адаптация является одной из задач социального сопровождение, детей–сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также и...
Система карточек PECS как один из методов альтернативной коммуникации
Альтернативные способы коммуникации. Этапы работы с карточками PECS....
Методическая разработка по развитию коммуникативных навыков детей и подростков с интеллектуальной недостаточностью в условиях школы-интерната
Программа бесед и упражнений, направленных на развитие коммуникативных навыков детей-сирот с ОВЗ. В данном материале описан цикл занятий для повышения коммуникативного уровня детей, находящихся в сиро...
Театрализация как один из элементов развития коммуникативных навыков у детей с умеренной умственной отсталостью»
Цель:Развитие коммуникативных навыков у детей с умеренной умственной отсталостью при помощи театрализованной деятельности.Задачи: - побуждать детей к театральной игре, создавая ус...
Конспекты занятий к программе развития коммуникативных навыков детей с ограниченными возможностями посредством игровой деятельности «Волшебный мир общения»
Конспекты занятийк программе развития коммуникативных навыков детей с ограниченными возможностями посредством игровой деятельности«Волшебный мир общения»...
Игры на развитие коммуникативных навыков детей с ОВЗ
Игровой практикум...