Игры на развитие коммуникативных навыков детей с ОВЗ
методическая разработка

Сорокина Майя Николаевна

Игровой практикум 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игры на развитие коммуникативных навыков детей с ОВЗ

(игровой практикум)

Социально - коммуникативное развитие ребенка важное условие для личностного развития. Умение общаться, помогает положительному взаимодействию с людьми, эмоциональному благополучию.


            С переходом к старшему дошкольному возрасту у детей с ОВЗ могут наблюдаться такие особенности общения, как: снижение потребности в общении, не желание вступать в контакт со сверстниками и взрослыми; не умение организовывать общение и слушать собеседника; боязнь тактильных прикосновений, визуального контакта с детьми и взрослыми.

Дети могут использовать вместо речи невербальное общение: жесты рукой, пальцем или односложные ответы.

            У таких детей наблюдается стеснительность, не уверенность в себе из-за проблем с речевым развитием, нарушением звукопроизношения. Дискомфорт, связанный с физическими недостатками, такими как, нарушения зрения, слуха.

           И, наоборот, дети могут быть импульсивные, эмоционально возбудимы, невнимательны к словам собеседника, не развита произвольная сфера.


           Основным условием преодоления трудностей в общении является включение ребенка в различные виды совместной деятельности с взрослыми и детьми.


           Все эти качества должны развиваться комплексно, чтобы ребенок мог комфортно чувствовать себя в любом коллектив и являться полноправным членам общества.


          Решать эту задачу необходимо кропотливым коррекционным воздействием, в том числе с помощью игровой деятельности.

Для развития коммуникативных навыков, можно рекомендовать следующие   игры.  Эти игры направлены на развитие навыков конструктивного общения, умения получать радость от общения, умение слушать и слышать другого человека, формирование навыков коллективной деятельности.

  1. Подвижные игры
  2. Дидактические игры
  3. Творческие игры
  4. Игра-инсценировка
  5. Игры-упражнения
  6. Сюжетно-ролевые игры
  7. Пальчиковые игры и самомассаж

           Картотеки со всеми перечисленными играми я сброшу в общий чат, и вы сможете использовать их в своей работе. А сейчас мы с вами рассмотрим каждый вид игры и поиграем.

Подвижные игры способствуют, двигательному развитию, снятию психодинамического напряжения, а также умению договариваться.

 «Передай мяч»

В кругу, сидя на стульях или стоя, играющие стараются как можно быстрее передать соседу мяч, не уронив его. Можно в максимально быстром темпе бросать мяч или передавать его, повернувшись спиной в круг и убрав руки за спину. Усложнить упражнение можно, предложив детям играть с закрытыми глазами или одновременно с несколькими мячами.

 «Сороконожка»

Участники группы встают друг за другом, держась за талию впереди стоящего. По команде взрослого «сороконожка» начинает двигаться вперед, затем приседает, прыгает на одной ножке, проползает между препятствиями и т.д. Главная задача участников – не разорвать цепочку и сохранить «сороконожку».

Дидактические игры, настольные и подвижные также способствуют умению договариваться, а также развивают познавательную сферу.

 «Магазин игрушек"

Цель. Игра учит детей описывать предмет, находить его существенные признаки, узнавать предмет по описанию, закрепляет навыки общения в общественных местах.

Ход игры. Дети садятся полукругом перед столом и полочкой с игрушками. Педагог, обращаясь к ним, говорит:

У нас открылся магазин! Посмотрите, сколько в нём красивых игрушек! Вы сможете их купить, но чтобы купить игрушку, нужно выполнить одно условие: не называть её, а описывать, при этом смотреть на игрушку нельзя. По вашему описанию продавец узнает её и продаст вам.

Короткой считалочкой выбирают продавца. Первым покупает игрушку педагог, показывая, как надо выполнять правила игры:

«Здравствуйте! Я хочу купить у вас игрушку. Она круглая, резиновая, умеет прыгать, с ней любят играть дети»

«Продавец» подаёт покупателю мяч.

«Спасибо, какой красивый мяч!» - говорит педагог и садится на стул, держа в руках мяч. «Продавец» называет имя любого из играющих. Тот подходит и описывает игрушку, которую он выбрал для покупки: «А мне продайте, пожалуйста, такую игрушку: она пушистая, оранжевая, у неё длинный красивый хвост, узенькая мордочка и хитренькие глазки». «Продавец» подаёт игрушку-лису. «Покупатель» благодарит и садится на место. Игра продолжается до тех пор, пока все дети не купят игрушки. Роль продавца могут выполнять несколько ребят по очереди.

Творческие игры воспитывают умение взаимодействовать друг с другом.

«Рукавичка»

Ход игры: Для игры нужны вырезанные из бумаги рукавички. Количество пар должно соответствовать количеству пар детей. Разложите по разным местам комнаты рукавички с одинаковым (но не раскрашенным) орнаментом. Дети должны отыскать свою пару, и при помощи трех карандашей разных цветов раскрасить одинаковые рукавички. Понаблюдайте, как пары организуют совместную работу, как делят карандаши, как договариваются между собой.

Игры-инсценировки воспитывают у детей чувство взаимопомощи, развивают у них выразительность интонации, мимики, движений.

«Репка»

Ход игры: Педагог рассказывает сказку, дети-артисты, включаются в игру по ходу сказки. В конце игры, можно предложить детям поводить хоровод, устроить праздник урожая.

Игры-упражнения вырабатывают конкретные навыки, а также навык договариваться друг с другом

«Пожалуйста»

Ход игры: Всё становятся в круг. Педагог показывает разные движения, а играющие должны их повторять лишь в том случае, если он добавит слово «пожалуйста». Кто ошибается – выбывает из игры.

 «Приветствие»

Ход игры: Дети разбиваются на пары и по команде педагога быстро здороваются друг с другом разными частями тела: правая рука с правой рукой, нос с носом, пятка с пяткой, спина со спиной, ухо с ухом и т. д. Дети могут поменять несколько партнеров.

 «Я рад тебя видеть»

Ход игры: Педагог предлагает детям поздороваться друг с другом. Поворачивается к ребенку, что сидит справа от нее, называет по имени и говорит: что рада его видеть. Затем, предлагает повернуться к соседу справа, и сделать то же самое, и так до тех пор, пока каждый не поприветствует своего соседа.

Сюжетно-ролевые игры являются источником формирования социального сознания ребёнка и возможности развития коммуникативных навыков. В игре воспитывается умение жить и действовать сообща, оказывать помощь друг другу, развивается чувство коллективизма, ответственности за свои действия.

Здесь важно отметить, что с детьми с особенностями в развитии обучение сюжетно-ролевой игре необходимо начинать с отдельных однотипных фрагментов («Одеть или раздеть куклу», «Уложить куклу спать», «Выкатить и закатить машинку в гараж», «Покатать игрушку в машинке») и только потом соединять эти фрагменты в игру сначала со взрослым, а потом уже привлекая другого ребенка.


         Пальчиковые игры, двигательные игровые упражнения в паре со взрослым, затем со сверстником дает детям положительные эмоции, радость общения, учит совместной деятельности, взаимодействию в паре, налаживанию коммуникативных отношений на уровне соприкосновений, эмоциональных переживаний, визуального контакта развитию вербальных и невербальных средств общения (движений, жестов, мимики: радоваться, удивляться.) не бояться тактильных прикосновений, визуальных контактов, развивают интонационную выразительность речи, память, внимание, речь, снимают тревожность, повышает настроение, дает уверенность в себе.

К тому же в игре дети приобретают умение регулировать своё поведение.


«Смешные человечки»
(дети делятся на пары)


1. Бежали мимо речки смешные человечки («человечки-пальчики бегут по «дорожкам»-

    рукам детей, стоящих напротив друг друга).
2. Прыгали-скакали (пальчиками «попрыгать» по плечам друг друга).
3. Солнышко встречали (ласково положить руки на щеки друга).
4. Забрались на мостик (сложить мостик из рук).
5. И забили гвоздик (постучать кулачками).
6. Потом - бултых в речку (наклониться и свободно покачать руками).

7. Где же человечки? (Спрятать пальчики подмышки друг друга?)

Технология самомассажа и массажа другому ребенку

(спины ребенка-партнера)

Стимулирует обменные процессы в мышечной ткани, усиливает кровообращение в мышцах, улучшает питание тканей, снабжая их кислородом. Стимулирует развитие речи и увеличивает словарный запас.

«Хорошенькие свинки»
(Подушечками пальцев тихонечко постукивать,

поглаживать спину соседа, стоя по кругу)


Как на пишущей машинке, туки –туки – туки – тук,
Две хорошенькие свинки туки –туки – туки – тук,
И постукивают, туки –туки – туки – тук,
И похрюкивают, хрюки –хрюки – хрюки – хрюк.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Игры на развитие коммуникативных навыков детей с ОВЗ Учитель-дефектолог Сорокина М. Н.

Слайд 2

Подвижные игры Дидактические игры Творческие игры Игры-инсценировки Игры-упражнения Сюжетно-ролевые игры Пальчиковые игры Самомассаж

Слайд 3

Подвижные игры «Передай мяч» «Гусеница» «Раздувайся, пузырь»

Слайд 4

Дидактические игры «Магазин» «Закончи предложение»

Слайд 5

Творческие игры «Сделай подарок» «Рукавички»

Слайд 6

Игры-инсценировки «Репка» «Теремок»

Слайд 7

Игры-упражнения «Ладонь в ладонь» «Мост дружбы»

Слайд 8

Сюжетно-ролевые игры

Слайд 9

Пальчиковые игры «Смешные человечки»

Слайд 10

Самомассаж «Хорошенькие свинки» Как на пишущей машинке, туки –туки – туки – тук, Две хорошенькие свинки туки –туки – туки – тук, И постукивают, туки –туки – туки – тук, И похрюкивают, хрюки –хрюки – хрюки – хрюк.

Слайд 11

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы по теме "Роль игры в развитии коммуникативных навыков учащихся с ограниченными возможностями здоровья"

В настоящее время образовательные учреждения для детей с ограниченными возможностями здоровья нуждаются  в такой организации своей деятельности, которая обеспечила бы развитие индивидуальных спос...

Методическая разработка на тему: "Развитие коммуникативных навыков детей раннего возраста через организацию разнообразных форм совместной деятельности".

Федеральными государственными требованиями к организацииобразовательного процесса в ДОУ определили 10 образовательных областей   Каждая образовательная область основана на какой-либо детской...

Методическая разработка по развитию коммуникативных навыков детей и подростков с интеллектуальной недостаточностью в условиях школы-интерната

Программа бесед и упражнений, направленных на развитие коммуникативных навыков детей-сирот с ОВЗ. В данном материале описан цикл занятий для повышения коммуникативного уровня детей, находящихся в сиро...

Игра-практикум «Развитие коммуникативных навыков»

Практикум формирует у учащихся умения взаимодействовать в группе....

Конспекты занятий к программе развития коммуникативных навыков детей с ограниченными возможностями посредством игровой деятельности «Волшебный мир общения»

Конспекты занятийк программе развития коммуникативных навыков детей с ограниченными возможностями посредством игровой деятельности«Волшебный мир общения»...

КАРТОЧКИ PECS КАК ОДИН ИЗ ЭФФЕКТИВНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ ДЛЯ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ С РАС

В статье раскрывается значение и методика использования карточек альтернативной системы коммуникации PECS с целью социальной адаптации и развития коммуникативных навыков детей с расстройствами аутисти...