Статья на тему: «Реабилитация старших воспитанников в условиях проживания социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних"
статья по психологии

Николаева Ирина Сергеевна

В статье описывается практический опыт работы педагога-психолога со сташими подростками в условиях проживания  Социально-реабилитационного Центра.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_.docx20.51 КБ

Предварительный просмотр:

«Реабилитация старших воспитанников в условиях проживания социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних «Воспитательный дом»

Воспитательный дом - является Центром социальной реабилитации несовершеннолетних, лишенных опеки и попечительства, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. В доме живут и воспитываются дети и подростки от З до 18 лет, лишенные родительской опеки, жилья, средств к существованию, имеющие опыт бродяжничества, испытавшие жестокость и насилие. Основная деятельность Центра направлена на обеспечение социальной, правовой, медико-психологической и педагогической реабилитации несовершеннолетних и оказания помощи и поддержки семьям, способным к социальному выздоровлению.

Учреждение находится в ведении администрации Кировского района Санкт-Петербурга, осуществляющей координацию его деятельности.  

Основная цель   работы – социальная реабилитация:

  • -  несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей;
  • - несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении;
  • - лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от 3 до 18 лет, находящихся в трудной жизненной ситуации;
  • - семей, принявших на воспитание в семью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
  • - семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, с несовершеннолетними детьми.

В статье подробно остановлюсь на реабилитации старших подростков 13-17 лет.

В квартирах старших воспитанников юноши и девушки придерживаются определенных правил и принципов. Важно, чтобы эти правила были понятны, и логичны для подростка, он понимал их необходимость, едины для всех и поддерживались всеми сотрудниками Центра.

Не буду подробно рассказывать о правилах внутреннего распорядка воспитанника, и заострю ваше внимание только на самых важных моментах.

В   квартирах старших воспитанников  есть ежедневные должности: это дежурный командир и главный по кухне. Дежурный командир отвечает за чистоту квартиры: ребята самостоятельно поддерживают чистоту квартиры, содержат в порядке свои вещи и комнату, в которой живут, выполняют ежедневные гигиенические процедуры, командир распределяет обязанности и следит за их выполнением.   Эти должности ежедневно меняются, каждый воспитанник в свою очередь становится командиром квартиры. Конечно же это всё происходит с помощью и под контролем воспитателей. Эта часть реабилитационной программы обучает подростков навыкам самообслуживания, самостоятельности. Жить в чистоте и уюте на много приятнее, который создан твоими руками.    

По началу, некоторые подростки тяжело воспринимают эти ежедневные обязанности, но в скором времени быстро адаптируются и у них уже не встает вопрос: зачем это нужно, они сами видят результат.

Метод, который помогает подросткам ориентироваться в правилах и принципах реабилитационной квартиры «Экран жизни». В каждой квартире старших воспитанников есть наглядная таблица с именами всех воспитанников, на которой подросток может ежедневно получить зелёный, красный или оранжевый квадрат. Красный квадрат выставляется за грубое нарушение правил: нецензурная брань, драки, пропуски учебных занятий; зеленый квадрат выставляется за особые заслуги: помощь в выполнении обязанностей, активное участие в жизни квартиры, успех в какой-либо деятельности; оранжевый квадрат – предупреждение за не грубое нарушение. Этот метод создан для саморегуляции подростков. Получение красного квадрата не несет за собой санкций, которые ограничат права обычного воспитанника, он ставит под сомнение статус «быть взрослым». Нарушитель получит в полной мере всё то, что ему полагается, как любому обычному воспитаннику, но он на неделю лишиться привилегий: например, прогулки на выходных с родственниками или запрет мобильного телефона. Зеленые квадраты подразумевают различные поощрения, увеличение к тебе доверия, а значит и увеличения уровня свободы и самостоятельности. Этот метод иногда вызывает негодование у уже взрослых подростков, которые привыкли к бесконтрольному времяпрепровождению: я что, в детском саду, чтобы мне ставили какие-то квадратики. Но на самом деле подростки быстро понимают, что это упрощает их жизнь, благодаря экрану жизни они учатся саморегуляции, у них формируются четкие представления о том, какие поступки плохие, а какие социально одобряемые. Главное, чтобы правила выставления квадратов были справедливы, логичны и едины.

 Наши воспитанники живут не в группе, они живут в коллективе. И важнейший принцип их жизни– коллективная ответственность. Все ребята попадают в Воспитательный дом по разным причинам и не от хорошей жизни, у каждого из них своё горе и все они разные. Ты не обязан дружить со всеми, но ты обязан уважать людей, с которыми вместе живешь. У коллектива есть общие цели и принципы, члены коллектива имеют межличностные взаимодействия, в коллективе есть свой лидер или несколько лидеров. Чем крепче будут связи внутри коллектива реабилитационной квартиры, тем меньше шансов, что подросток уйдет во внешнюю асоциальную среду. Принцип «коллективной ответственности» подразумевает, что за очень грубые нарушения (самовольные уходы, алкогольное опьянение, курение, парение) ответственность несет не только провинившейся, но и вся квартира. На неделю ставится под сомненье статус всех воспитанников, потому что в совершении такого поступка, есть и вина всего коллектива, что был совершен такой поступок. Это принцип способствует формированию у ребят чувства ответственности. Специалисты Центра не допускают в этом случае обострения конфликтных отношений между подростками, до наступления коллективной ответственности обязательно проходит общее собрание, на котором разбирается ситуация. Ребят подводят к тому, что безразличие к проблемам и поступкам живущего с ними несет за собой последствия, а провинившейся понимает, что он несет ответственность не только за себя, но и за других.

Поговорим об особенностях работы педагога-психолога. Помимо реализации индивидуальных программ психологической реабилитации каждого воспитанника, которая подразумевает психологическую диагностику, комплекс развивающих и коррекционных занятий и т.д., педагог-психолог отвечает за микроклимат вверенной ему реабилитационной квартиры. В первую очередь работа психолога должна быть в тандеме с воспитателями квартиры и не в коем случае в разрез. Воспитатели выполняют родительскую функцию, они живут вместе с детьми 24 часа в сутки и часто обращают внимание психолога на те моменты и особенности, которые вызывают у них опасения или вопросы. В свою очередь, психолог дает воспитателям рекомендации по работе с каждым ребенком. Психолог выполняет роль медиатора: он является связующим звеном между детьми и воспитателем, помогает ребенку понять правила проживания на квартире, получает от него обратную связь относительно его взаимоотношений с воспитателем, в свою очередь воспитателю объясняет причины тех или иных поступков подростка, дает оценку его психологического состояния.

 Так же психолог медиатор между воспитателями и различными службами Центра. Так как воспитатели работают посменно, а психолог ежедневно по будням, он вводит воспитателя, пришедшего на смену в курс текущих дел психолого-педагогического состояния подростков, рассматривает динамику реабилитационного процесса.  Работа всех специалистов реабилитационной квартиры должна быть едина. При принятии важных педагогических решений в отношении каждого ребенка воспитатели всегда консультируются с психологом и друг с другом. Система поощрения и наказания едина и поддерживается всеми. Если психолог не согласен с каким-либо воспитательным моментом он не говорит об этом ребенку, а воспитателю, с которым не согласен. Вырабатывается единая система реабилитационного процесса.

Работа с семьей важнейшая задача педагога-психолога Воспитательного дома. У подростков, которые поступили в Центр разный социальный статус: кто-то имеет статус сироты, кто-то поступил из-за конфликтных отношений с родителями, жестокого обращения, кто-то из-за трудной жизненной ситуации, некоторые подростки обращаются за помощью в Центр самостоятельно. В последние годы особо обострилась проблема социального сиротства: очень много подростков поступаю к нам из внешне благополучных семей. Родители этих детей не являются алкоголиками или наркоманами, они социально благополучны, иногда даже успешны. Они просто не могут найти общий язык со своими детьми, в их внешне благополучной семье отсутствуют семейные ценности, любовь и понимание. Цель нашего учреждения сохранить семью, специалисты реабилитационной квартиры работают не только с родителями, но и с другими близкими родственниками ребенка. Психологическая работа ведется не только с ребенком, но и с его семьей и ближайшем окружением. В нашем учреждении существует такая форма работы как «семейный совет», на котором собираются все члены семьи, сам ребенок и специалисты Центра – для выработки путей решения семейных проблем, подведения итогов, принятия важных решений. Как правило, психолог готовит членов семьи к конструктивному проведению семейного совета. К сожалению, работать можно только с теми родителями, которые сами этого хотят. Иногда ребенок в нашем учреждении получает статус сироты, либо уже приходит с ним (как правило, при снятии опеки). В его жизни нет семьи, и тогда задача реабилитационной квартиры сформировать для этого ребенка понятия о модели семьи, семейных ценностях, гармоничных семейных взаимоотношениях, сформировать установку на создание в будущем собственной счастливой семьи. Мы не осуждаем, и не идеализируем биологических родителей ребенка. Он в праве их любить и считать своими родителями несмотря ни на что. Если подросток-сирота сумел принять свою жизненную ситуацию такой, какая она есть, принять и не озлобиться на своих родителей, не смотря на их особенности – это очень хороший знак для его дальнейшего развития, и формирования положительных установок на будущее.

                                                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему "ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ И УСЛОВИЯ ИХ ФОРМИРОВАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ"

В статье  рассмотрен теоретический аспект вопроса формирования  ценностных ориентаций и краткий анализ практической деятельности по их выявлению...

Статья по теме: "Работа над понятиями в условиях системно -деятельностного подхода при обучении истории".

Работа над понятиями в условиях системно-деятельностного подхода при обучении истории....

Статья на тему "Информационно-коммуникационные технологии в условиях реализации ФГОС"

Информационно-коммуникационные технологии в условиях реализации ФГОС (федерального государственного образовательного стандарта)...

Статья на тему: «Развивающая среда как обязательное условие реализации образовательной программы».

Статья посвящена значению, созданию и оснащению грамотно организованной развивающей среды в классе, которая помогает раскрытию потенциальных возможностей личности учащегося, содействует его развитию в...

Статья на тему: «Мотивация старших школьников с ОВЗ на уроках математики как средство эффективности учебного процесса»

Материал предназначен для учителей, работающих в старших классах коррекционных школ 8 вида....

Организация жизнедеятельности воспитанников в условиях проживания в группе школы-интерната. Из опыта работы.

Опыт работы по организации жизнедеятельности воспитанников в условиях проживания в группе школы-интерната....