Статья на тему : "ИКТ- компетентность учителя как условие реализации федеральных государственных образовательных стандартов по предмету "Музыка".
статья на тему
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Доклад
учителя музыки МБОУ «СОШ №31» Ракчеевой Л.В.
ИКТ-компетентность учителя как условие реализации федеральных государственных образовательных стандартов по предмету “Музыка»
Современный учитель музыки, согласно федеральному государственному образовательному стандарту, а также требованиям руководителей учебных заведений, должен иметь пользовательские навыки работы с современными техническими средствами.
Учителям необходимо знать: основные типы имеющихся компьютерных программ и возможности использования их в учебном процессе; необходимо уметь: практически работать с программами разного типа и уровня, использовать их для самообразования, подключать к работе учащихся; необходимо иметь навыки: ориентации в программах, отбора материала, составления и распечатывания необходимой для урока информации.
Система образования постоянно совершенствуется, отвечая запросам социума. В рамках модернизации общего образования развивается и музыкальное образование, сохраняя специфику преподавания своей предметной области. В настоящее время в нем происходят значительные изменения: неотъемлемым компонентом обучения становятся ИКТ, в том числе музыкально-компьютерные, ядром модели развивающей учебной среды становятся инновационно -педагогические системы преподавания музыки. ИКТ рассматриваются, как универсальная информационная система, способная соединиться с различными направлениями образовательного процесса.
По сравнению с традиционными формами обучения новые компьютерные технологии обладают рядом преимуществ: предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес к деятельности; ИКТ несет в себе образный тип информации, понятный детям; движение, звук, мультипликации и т.д.
Практически в каждой школе есть возможность использования Интернет-ресурсов как учащимися так и педагогами. Не стала исключением и школа, в которой я работаю.
В МБОУ «СОШ№31» я работаю 25 лет. Всегда стараюсь проводить уроки так, чтобы ученикам было интересно, чтобы они были не просто слушателями, а равноправными участниками учебного процесса. А это возможно только тогда, когда между учеником и учителем достигнуто взаимопонимание, когда есть доверие друг к другу, когда каждый ученик воспринимается педагогом как личность со своим внутренним миром. Инновационные процессы в российском образовании потребовали от меня осмысления новой миссии учителя. Современные подходы к модернизации российского образования, внедрение стандартов нового поколения определяют приоритетные цели и задачи, решение которых требует высокого уровня качества образования. Без новых информационных технологий уже невозможно представить себе современную школу
Современные дети подчас оказываются более осведомлены, нежели взрослые, о новинках и достижениях в области компьютерной техники и возможности сети Интернет. Обращение детей к образовательным возможностям информационных технологий является весьма эффективным и целесообразным, но учитель всегда должен «идти в ногу со временем». В связи с происходящими изменениями в российском образовании у меня, как учителя, появилась проблема необходимости повышения качества образования, приведение его в соответствие с компетентностно-ориентированным подходом в современном образовании.
Новым образовательным стандартом предусмотрено формирование универсальных учебных действий. Использование современных цифровых ресурсов указывается, как наиболее естественный способ формирования этих действий.
В процессе применения ИКТ происходит:
-развитие наглядно-образного, наглядно-действенного, теоретического, интуитивного, творческого видов мышления;
-эстетическое воспитание за счёт использования возможностей компьютерной графики, технологии мультимедиа;
-развитие коммуникативных способностей.
-повышение качества изучения предмета музыки.
-повышение качества информационной культуры всех участников образовательного процесса (учителя, учащихся, родителей).
Я использую информационные технологии практически на всех уроках, при контроле знаний, при проведении олимпиад, внеклассных занятий и т.д. Ребёнок становится ищущим, жаждущим знаний, творческим, настойчивым и трудолюбивым. Уроки с использованием информационных технологий не только расширяют и закрепляют полученные знания, но и в значительной степени повышают творческий и интеллектуальный потенциал учащихся. Использование ИКТ даёт возможность проявить себя любому из учащихся, при этом формы работы выбирает сам ученик.
При подготовке урока я продумываю и определяю на каких этапах данного урока необходима компьютерная поддержка: какие этапы стоит «поддерживать» компьютерными заданиями; какие программные средства целесообразно использовать для создания и выполнения компьютерных заданий; как организовать компьютерные занятия. При всех положительных аспектах ИКТ я стараюсь безмерно не увлекаться цифровыми ресурсами. Ведь непродуманное применение компьютера влияет на здоровье детей.
В начале урока с помощью вопросов, создавая проблемную ситуацию, можно использовать презентации, рисунки, видеофрагменты. Процесс становится не скучным, однообразным, а творческим. А эмоциональный фон урока становится более благоприятным, что очень важно для учебной деятельности ребёнка.
Английская пословица гласит: «Я услышал – и забыл, я увидел – и запомнил». По данным учёных человек запоминает 20% услышанного и 30% увиденного, и более 50% того, что он видит и слышит одновременно. Но при этом нужно помнить, что уроки, на которых презентация не средство обучения, а сама цель, так же малоэффективны.
При подготовке к занятиям по внеурочной деятельности я задумываюсь над тем, как сделать эти занятия более интересными и познавательными. Информационно - компьютерные технологии становятся и здесь незаменимыми помощниками. Использование ресурсов Интернет позволяет найти нужную интересную информацию, изучить справочную литературу. Иногда, при двухголосном пении, бывает трудно разобраться в партии, тогда мы с детьми смотрим видеоролик и решение проблемы приводит к положительному результату. Почти каждое итоговое занятие темы заканчивается концертным выступлением, как отчет о продуктивной деятельности по изученной теме. Каждое выступление коллективов «Веселые нотки», «До-ми-сольки» дополняют красочные видеоролики или презентации, что делает выступление более ярким и запоминающимся.
В своей работе я широко применяю проектный метод. Средства ИКТ являются наиболее перспективным средством реализации проектных методов обучения. Для проведения школьных праздников создаю тематические презентации и фонограммы песен. Уже традиционными в нашей школе стали музыкальные проекты- «Две звезды», «Благотворительный концерт» С помощью программы « Sound Forge » записаны диски с фонограммами для хорового и вокального пения, которые исполняются на праздниках и конкурсах.
Таким образом, использование ИКТ во внеурочной деятельности позволяет учителю сделать свои занятия интересными и увлекательными, современными и эффективными.
Также я считаю одной из форм работы современного учителя создание и использование личного интернет-сайта.
Учителю необходимо обмениваться опытом своей работы, знать мнения своих коллег, заниматься самообразованием. Используя ресурсы своего сайта, я публикую свои методические разработки, творческие работы своих учеников. Я считаю, что современный учитель должен стремиться к пропаганде собственного педагогического опыта, а использование личного интернет-сайта учителя повышает эффективность обучения.
Урок музыки как урок искусства совершенно особенный. Необходимые музыкальные, педагогические и другого рода знания, умения и навыки здесь конечно нужны, без них не обойтись. Но этого недостаточно. Нужно еще и значительно большее, что делает учителя Личностью, способной увлечь учеников музыкой, вызвать желание с удовольствием слушать и исполнять ее, стремиться к общению с высоким искусством, самостоятельно его познавать.
Каждый педагог в наше время должен владеть специальной подготовкой в области ИКТ и опытом работы с персональным компьютером. Но учителю музыки недостаточно «уметь работать с компьютером», необходимо работать с определенным классом программ. Возможности музыкально-компьютерных программ обширны и многообразны. Например, с помощью офисной программы Microsoft Office можно формировать различные отчеты, планы уроков, график работ, вести успеваемость и прочую стандартную учебную документацию. С помощью таких программ как Sony Sound Forge, AdobeAudition можно редактировать и использовать звуковые файлы, записи звука и голоса на цифровой носитель и последовательное его преобразование, обработки звука записанного посредством подключенного к персональному компьютеру музыкального оборудования. Используя Sonar, Cubaseи прочие программы-секвенсоры основы сведения аудио и MIDI-данных.
Использование мультимедийных обучающих программ способствует получению новых знаний и повышению квалификации самого учителя музыки. Интерактивные обучающие программы с игровым сценарием, ориентированные на школьников, вызывают интерес к предмету, развивают творческие и интеллектуальные способности обучающихся. ИКТ позволяют педагогам и учащимся получать знания в новой, необычной и поэтому увлекательной форме, добиваясь при этом наилучших показателей. Следовательно, в современном образовательном учреждении необходим учитель музыки, владеющий всеми возможностями современного компьютерного звукового «полотна» так же, как клавиатурой фортепиано.
В связи с этим самообразование учителей музыки должно быть направлено на ознакомление с медиаресурсами, освоение ими практических приемов и методов использования их на уроке и в организации внеучебной деятельности.
Повышение ИКТ-компетентности является неотъемлемой частью процесса самообразования учителей музыки, повышения их профессионального уровня готовности к обновлению музыкального воспитания школьников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на августовской секции школьных библиотекарей в 2012 году на тему:"Школьная библиотека как условие реализации Федерального государственного образовательного стандарта".
Муниципальное общеобразовательное учреждение«Средняя общеобразовательная школа №1» Школьная библиотекакак условие реализации Федеральногогосударственного образовательного станда...
Проект по формированию духовно-нравственных ценностей в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования "Душа России"
1. Паспорт проекта Наименование проекта: Проект по духовно-нравственному воспитанию учащихся муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средня...
Создание целостной системы работы с одарёнными детьми в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов
Современное общество ставит перед школой задачу подготовки самостоятельных, способных к самообучению, ответственных, обладающих коммуникативными навыками граждан. Школа не может дать знани...
Исследовательская и проектная деятельность обучающихся –основа формирования ключевых компетенций в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования
Главное изменение в обществе, влияющее на ситуацию в сфере образования, - ускорение темпов развития общества. В результате школа должна готовить своих учеников к жизни, к переменам, развивать у них та...
Гражданское и патриотическое воспитание во внеурочной ( внеучебной) деятельности учащихся в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов
В статье на примере ШМ "Память" МБОУ "СОШ №97" показана роль гражданского и патриотического воспитания учащихся в условиях реализации ФГОС....
Доклад по теме : "ИКТ-компетентность учителя как условие реализации федеральных государственных образовательных стандартов по предмету “Музыка»
Современный учитель музыки, согласно федеральному государственному образовательному стандарту, а также требованиям руководителей учебных заведений, должен иметь пользовательские навыки работы с соврем...
Сборник методических материалов "ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РОСТА УЧИТЕЛЯ ЧЕРЕЗ МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПЕДАГОГА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ"
Современные требования к личности и содержанию профессиональной деятельности педагога предполагают наличие у него умений эффективно работать в постоянно меняющихся социально-педагогических условиях, б...