Статья по теме: "Работа над понятиями в условиях системно -деятельностного подхода при обучении истории".
статья по истории на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_nad_ponyatiyami_v_usloviyah_sistemno_-deyatelnostnogo_podhoda_pri_obuchenii_istorii.docx | 203.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Работа над понятиями в условиях
системно-деятельностного подхода.
Учитель ГБОУ СОШ №539 Князева Г.Г.
Системно-деятельностный подход
Понятие введено А.Г. Асмоловым и др. (1985).
Цель введения понятия: снять оппозицию между системным (Б.Г. Анафьев, Б.Ф. Ломов и др.) и деятельностным подходами (С.Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский, А.Н. Леоньтев, Л.В. Занков, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов и др.)
Некоторые положения системно-деятельностного подхода
1. Совместные действия ребёнка со взрослым и сверстниками порождают образ мира, обеспечивающий решение широкого круга жизненных задач.
2. На каждом этапе развития личности ребёнка выделяется ведущая деятельность, определяющая индивидуальные особенности личности в конкретном возрасте.
3. Процесс социализации, осуществляемый посредством включения ребёнка в систему целенаправленных деятельностей, приводит к усвоению социальных норм, ценностей, способов поведения человека.
Основные принципы:
- с самого начала выделятся результат деятельности;
- результат – системообразующий фактор деятельности;
-результат может быть достигнут только в том случае, если есть обратная связь
4 плана анализа в системно-деятельностном подходе
В каждом из 4 планов анализа деятельности предполагается ответ на определённый вопрос (см. табл.):
План анализа | Вопрос |
Мотивационно-ценностный | Ради чего осуществляется деятельность? |
Целевой | На что направлена деятельность? |
Операциональный | Как осуществляются действия? |
Ресурсный | За счёт каких ресурсов осуществляется деятельность |
В системно-деятельностном подходе формирование компетентностей личности осуществляется по схеме «компетенция – деятельность – компетентность». Она проявляется в способности применять усвоенные знания и навыки для достижения эффективного результата деятельности.
Работа с понятийным аппаратом является важной частью преподавания общественных дисциплин. Очень важно добиться единого понимания встречающихся терминов всеми учащимися. Кроме того, школьники могут научиться работе со словарями, а так же иметь представление о наличии разных определений (дефиниций) одного понятия.
Работа над понятиями на уроках истории
Формирования умений при работе над понятиями:
- Выделять понятия из письменного текста или устной речи;
- Определять понятия;
- Квалифицировать понятия по степени их значимости и по тематике;
- Находить общие черты и различия в разных определениях одного и того же понятия;
- Сравнивать различные понятия;
- Подбирать к одному понятию одноуровневые термины;
- Составлять небольшие тексты с использованием данного понятия;
- Рассказывать о той или иной проблеме с использованием понятия.
Этапы:
- Раскрытие основной сути понятия
- Определения существенных признаков понятия
- Включение в содержание понятия новых элементов
- Умение устанавливать место понятия в общей системе знаний
Система работы – первый этап:
- Введение термина на уроке (этимология, перевод слова, обращаем внимание на правописание)
- Системно-деятельностный подход (ученики сами ищут определяющие системные признаки, сами выстраивают логический ряд для запоминания)
Второй этап: отработка понятия
- Карточки, лото
- Задания на составление словосочетаний, составить предложения с этим понятием, обязательно приводить примеры
Третий этап: контроль
- Словарный диктант
- Найти лишнее слово
- Вставить пропущенное слово
- Решить кроссворд, ребус
Варианты работы с понятиями:
- Определить понятие по рисунку или символу
- Какие признаки выражают слово «община»
- Таблица
Понятие | Родовой признак | Видовые признаки | Родственные понятия |
Вотчина | Земельное владение | Передающееся по наследству | Феодализм, князь, бояре |
- «Понятийное колесо» по усвоению исторических понятий
- Самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов
- В каком значении мы употребляем выражения?
- «Лаконичная речь»
- «Со щитом или на щите» («С ним или на нем»)
- «перейти Рубикон»
- Синквейн:
- Впишите недостающие слова и буквы.
- Объясните исторический смысл эпитетов
- По какому признаку образованы ряды. Дайте краткий ответ.
- Историк должен грамотно писать исторические понятия и термины. Впишите правильны буквы.
- Используя все приведенные слова и словосочетания составьте определения двух исторических понятий. Назовите эти понятия (лингвистический конструктор).
- день, запрещались, когда, крестьянские, годы, переходы, Юрьев (заповедные годы).
- Разночинная, идеология, путь, и, интеллигенция, за, свержение, самодержавие, революционный, движения, выступавшие (народничество).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Системно - деятельностный подход в обучении истории
Школа должна готовить своих учеников к той жизни, о которой сама еще не знает. Поэтому сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личн...
Системно - деятельностный подход в обучении истории.
В системно-деятельностном подходе формирование компетентностей личности осуществляется по схеме «компетенция – деятельность – компетентность», а компетентность определяется как «знание в действии», пр...
Системно - деятельностный подход в обучениии истории
Целью современного образования,задачей государства является воспитание высоконравственного, ответственного, творческого,инициативного, компетентного гражданина России. Задача учителя - организовать ур...
Свидетельство об участии доклада "Системно - деятельностный подход в обучении истории"
Доклад принял участие в конкурсе докладов в рамках 14 - го Всероссийского интернет- педсовета...
«Кометентностный и системно-деятельностный подход к обучению истории.
Систематизация современных методов используемых на уроках истории....
Мастер-класс "Системно-деятельностный подход в обучении истории"
Системно-деятельностный подход в обучении истории даёт возможность создать на уроке атмосферу поиска , творчества,формирует у обучающихся универсальные учебные действия....
Системно - деятельностный подход в обучении истории и обществознания
Выступление на школьном методическом объединении....