Статья на тему: «Мотивация старших школьников с ОВЗ на уроках математики как средство эффективности учебного процесса»
статья на тему
Материал предназначен для учителей, работающих в старших классах коррекционных школ 8 вида.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ГБОУ (школа (VIII) №46 Калининского района Санкт-Петербурга
«Центр Реабилитации и Милосердия»
Статья на тему: «Мотивация старших школьников с ОВЗ на уроках математики как средство эффективности учебного процесса»
Учитель математики Аристархова М. А.
Санкт – Петербург
2017 год
В настоящее время, как никогда ранее, на первый план в мире вышла проблема развития интеллектуального потенциала нации вообще и отдельной личности в частности. Сегодняшнее поколение называют цифровым. И действительно, оно первое, которое будет жить в цифровой среде. Это заставляет нас, учителей математики, задуматься о том, как учить и чему учить. Мой девиз в работе: “Каждый ребенок успешен!” Главный для меня вопрос: как развить интерес к обучению, как научить ребенка мыслить и самостоятельно делать выводы. Формирование мотивации учения в школьном возрасте без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем современной школы, делом общественной важности.
Мотив - это внутреннее побуждение личности к тому или иному виду активности (деятельность, общение, поведение), связанной с удовлетворением определенной потребности. Мотивация - это общее название для процессов, методов, средств побуждения учащихся к продуктивной познавательной деятельности, к активному освоению содержания образования. Еще Сократ разработал свой процесс мотивации, а Аристотель выделил четыре различных вида причин, побуждающих человека к действию. Проблема мотивации учебной деятельности традиционна и для педагогической психологии. Изучением ее роли, содержания, видов мотивов, их развития и целенаправленного формирования занимались в разные годы Эльконин Д.Б., Давыдов В.В., Божович Л.И., Маркова А.К., Абрамова Г.С., Матюхина М.В., Щукина Г.И., Якобсон П.М. и другие ученые. Учебная мотивация определяется ими как частный вид мотивации, включенный в определенную деятельность, - в данном случае деятельность учения, учебную деятельность. Как и любой другой вид, учебная мотивация определяется рядом специфических факторов. Во-первых, самой образовательной системой, образовательным учреждением; во-вторых, - организацией образовательного процесса; в-третьих, - субъектными особенностями обучающегося; в-четвертых, - субъективными особенностями педагога и прежде всего системы его отношений к ученику, к делу; в-пятых - спецификой учебного предмета.
Выделяют 3 типа отношения к учению – положительное, безразличное и отрицательное.
Положительное отношение характеризуется активностью учеников в учебном процессе, умением ставить перспективные цели, предвидеть результат своей учебной деятельности, преодолевать трудности на пути достижения цели.
Процесс формирования положительного отношения к учению считаю для себя значимым и основополагающим. Свою работу я начала с изучения мотивации учащихся. Результаты показали, что у учащихся 5-6 классов уровень положительной мотивации к изучению математики намного выше, чем у учащихся 7-8 классов. Этим объясняется снижение результативности учебной деятельности в этих классах.
Принимая во внимание падение интереса к математике, я считаю формирование и развитие мотивации к предмету первостепенной задачей.
Для формирования мотивации и развития учащихся использую следующие инновационные образовательные технологии:
- Проблемный метод обучения
- Личностно-ориентированный подход
- Информационно-коммуникационные технологии
При изучении нового материала я использую проблемный метод обучения создании особого вида мотивации – проблемной. Например, при изучении в 8 классе темы “Сложение дробей с разными знаменателями” в устный счёт, состоящий из примеров на сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями (“ситуация успеха”) включаю задание, где знаменатели разные. Происходит “заминка” (проблема), и начинаем думать: “Почему не получилось?” Приходим к выводу, что нужно привести дроби к общему знаменателю. Изучение нового материала начинается с создания проблемной ситуации. Разрешив ситуацию, учащиеся самостоятельно приходят к выводу, дают определение. При изучении и закреплении нового материала я предлагаю учащимся задачи, связанные с конкретными жизненными ситуациями. Я стараюсь, как можно раньше приучать детей к самостоятельной деятельности. Перед изучением новой темы я даю отдельным учащимся задания подготовить сообщения из истории математики. Дети с удовольствием используют возможности Интернета, отбирают нужную информацию, делают небольшие презентации. Приучать детей к самостоятельности помогают творческие задания. В каждом классе всегда найдутся дети, которые будут выполнять эти задания с интересом и удовольствием. На этапе закрепления нового материала сначала к доске выходят сильные учащиеся, те, кто хорошо понял новую тему. Затем вызываю к доске несколько человек, даю им один и тот же пример. Тот, кто решит раньше, может помочь соседу, слабый ученик может пока просто посмотреть у товарища. Очень важно не пассивно ждать, а самому проявить активность в получении знаний. Не каждый ребенок способен попросить помощи. К этому детей нужно приучать. Ребенок не должен бояться выходить к доске, психологически должен быть готов попросить помощи. Дети быстро привыкают к такой форме работы. Получают чувство удовлетворения от решенного примера, психологическое напряжение снимается. Получается математический тренинг, что дает возможность увидеть каждого ученика. У детей появляется чувство уверенности. При этом я оценки не ставлю. Такая форма эффективна в большом классе.
В своей работе я использую личностно-ориентированный подход, который помогает поддерживать интерес учащихся к предмету.
В личностно-ориентированном образовании ученик - главное действующее лицо всего образовательного процесса. Педагог становится не столько “источником информации” и “контролером”, сколько диагностом и помощником в развитии личности ученика. Организация такого учебного процесса предполагает наличие руководства, формула которого вполне может быть взята у М. Монтессори – “помоги мне сделать это самому”. Личностно-ориентированное образование подразумевает ориентацию на обучение, воспитание и развитие всех учащихся с учетом их индивидуальных особенностей:
- возрастных, физиологических, психологических, интеллектуальных образовательных потребностей, ориентацию на разный уровень сложности программного материала, доступного ученику;
- выделение групп учащихся по знаниям, способностям;
- распределение учащихся по однородным группам: способностям, профессиональной направленности;
- отношение к каждому ребёнку как к уникальной индивидуальности.
В настоящее время очень актуален вопрос объективной оценки знаний. Пятибалльная система оценки не всегда объективно отражает реальные знания учащихся. В 5-ом классе я практиковала мотивационные наклейки, которые прибавляли баллы к оценке. В конце четверти подводились итоги, распределялись места. Такая оценка знаний стимулирует ученика, приучает к самостоятельности в учебном труде, заставляет учиться лучше, побуждает к творчеству.
Организационная деятельность помогает привить интерес к внеурочным занятиям математикой, привлечь к участию в массовых мероприятиях, состязаниях. Дидактическая роль состоит в том, чтобы поддержать возникший интерес.
С моей точки зрения, универсального метода преподавания не существует, одни вещи следует преподавать одним методом, а другие - другим, более подходящим. Но нельзя представить себе современный урок без использования компьютерных технологий. Я выделяю несколько способов использования ИКТ на уроке, приводящих к формированию положительной мотивации учения:
- иллюстративный – для демонстрации опытов, схем, видеофрагментов различных технологий, в том числе для самоконтроля;
- как инструмент исследования, позволяющий обучающимся самостоятельно делать выводы;
- контролирующий – для проведения тестирования с применением самопроверки
Все они являются действенным средством формирования положительной мотивации учения. На уроках математики я использую мультимедийные презентации, интерактивные слайды и др.
В своей работе использую авторские презентации учителей-новаторов и создаю свои ресурсы для уроков математики.
Таким образом, формирование мотивации к изучению математики способствует развитию таких важных качеств, как:
- самостоятельность: не учитель отвечает за ученика, а ученик, анализируя, осознает свои возможности, сам делает свой выбор, определяет меру активности и ответственности в своей деятельности.
- предприимчивость: ученик осознает, что он может предпринять здесь и сейчас, чтобы стало лучше. В случае ошибки или неудачи не отчаивается, а оценивает ситуацию и, исходя из новых условий, ставит перед собой новые цели и задачи и успешно решает их.
- конкурентноспособность: умеет делать что-то лучше других, действует в любых ситуациях более эффективно.
Моя работа по формированию и развитию учебной мотивации позволяет обеспечивать устойчивые положительные результаты образовательного и воспитательного процесса.
Я уверена, что если учитель уделяет внимание каждому ученику, одобряет каждый новый, пусть даже незначительный результат ребенка, то у такого учителя каждый ребенок будет успешным.
:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуально-групповая работа на уроках информатики как средство активизации учебного процесса
Урок – основная форма организации учебно-воспитательного процесса, и в создании творческой атмосферы его важное значение имеет эмоциональное восприятие обучающимися учебного материала....
Из опыта работы по теме "Деловая игра на уроке математики как средство повышения учебной и познавательной мотиваций"
Выступление на МО учителей физико-математического цикла учителя математики МОУ Сергеихинская СОШ Секушенко А.Е....
Использование модульной технологии на уроках географии как средство оптимизации учебного процесса
Использование модульной технологии на уроках географии как средство оптимизации учебного процесса...
Групповая работа учащихся на уроках математики, как средство повышения учебной мотивации и качества образования
Образовательный проект...
Применение дифференцированных заданий на уроках математики как средство повышения учебной мотивации школьников
выступление на МО...
Представление собственного педагогического опыта. «Групповая работа учащихся на уроках математики, как средство повышения учебной мотивации и качества образования».
Групповая форма деятельности является актуальной и перспективной, ведь современное образование требует сохранить психическое и физическое здоровье детей, поддержать их инициативность, само...
Дифференцированный подход к учащимся при планировании содержания и объема самостоятельной работы на уроках математики как средство повышения учебной мотивации
Учет индивидуальных особенностей учащихся в обучении, являясь общим дидактическим принципом, распространяется на работу по подготовке учащихся к самообразованию. Одним из эффективных путей учета в обу...