Статья на тему: «Развивающая среда как обязательное условие реализации образовательной программы».
статья на тему

Статья посвящена значению, созданию и оснащению грамотно организованной развивающей среды в классе, которая помогает раскрытию потенциальных возможностей личности учащегося, содействует его развитию в личностном и познавательном плане, создает условия для охраны и укрепления здоровья, учета способностей и коррекции недостатков развития.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word_13.docx23.16 КБ
Файл dokument_microsoft_office_word_13.docx23.16 КБ

Предварительный просмотр:

Статья на тему: «Развивающая среда как обязательное условие реализации образовательной программы».

Кутуева Юлия Анатольевна

Учитель: Государственное бюджетное образовательное учреждение  школа №565 Кировского района,  г.  Санкт- Петербурга

Тугунова Галина Евгеньевна

Учитель: Государственное бюджетное образовательное учреждение  школа №565 Кировского района,  г.  Санкт- Петербурга 

 «Нет такой стороны воспитания, на которую

обстановка не оказывала бы влияния,

нет способности, которая не находилась бы

в прямой зависимости от непосредственно

окружающего ребенка конкретного мира»

Е.И. Тихеева

При обучении детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью следует учитывать, что они могут воспринимать и помнить окружающий мир, однако не в состоянии делать это теми способами, которыми пользуются их сверстники с нормальным развитием. В образовании таких детей  в значительной степени оказывает влияние среда.

Согласно токовому словарю Ушакова: среда – это социально – бытовая обстановка, в которой живет человек; окружающие условия; совокупность людей, связанных общностью условий обстановки. Именно среда может тормозить (враждебная в эмоциональном и физическом планах) или стимулировать развитие ребенка (благоприятная развивающая среда). Возможен и третий вариант влияния среды, когда она не тормозит, но и не стимулирует развитие ребенка.Специальным образом организованная среда, способна оказывать положительное влияние на формирование способностей ребенка к самообучению, утверждая чувства уверенности в себе.

На основании ряда документов: закона «Об образовании», СанПиНа, программы, которая реализуется в учебном учреждении, каждый учитель создает детям условия пребывания в классе. Но развивающая предметно – пространственная среда не окончательна, так как необходимо поэтапно изменять, дополнять и реорганизовывать ее. Созданию и оснащению предметно – пространственной среды в классе необходимо уделять значительное внимание.

Система начального образования в школах для детей с ОВЗ основана на личностно-ориентированной модели обучения. На данном этапе это по-настоящему эффективная система, отвечающая проблемам современного школьника, которая сможет обеспечить учебную деятельность каждому ребенку, позволив ему наиболее полно реализовать собственные возможности. Мы считаем, что личностно-ориентированная модель имеет следующие плюсы в обучении детей:

  1. Содействует становлению ребенка как личности.
  2. Формирует базис личностной культуры.
  3. Развивает индивидуальности ребенка, развивает доверия ребенка к миру, чувства радости существования.
  4. Позиция педагога исходит из интересов ребенка и перспектив его дальнейшего развития как полноценного члена общества.
  5. Большое значение придается предметно-практической, игровой деятельности, позволяющей ребенку проявить собственную активность, наиболее полно реализовать себя.

В центре развивающей среды стоит ребенок с его запросами и интересами, а образовательное учреждение должно помочь развить самобытность, уникальность и индивидуальность каждой личности. Сразу же хочется обратить внимание на деление класса в коррекционной школе, которое заключает в себе три зоны:

-зона для спокойной деятельности

-зона для активной деятельности

-учебная зона

Здесь мы видим возможность свободного выбора учащимся той или иной зоны в зависимости он состояния, настроения или же образовательной необходимости. Все части пространства обладают возможностью изменяться по объему, имеют подвижные, трансформируемые границы, что позволяет детям и учителям строить и менять развивающую среду, трансформируя ее в соответствии с видами детской деятельности, ее содержанием и перспективами развития. Бездеятельность, отсутствие возможности чем-то заняться ведет к депривации личности, ограниченности ее возможностей, чего необходимо избегать, организуя богатую среду для занятий по интересам.

Классификация материалов и оборудования по типам для каждого вида деятельности представляет собой следующее:

  • Игровая зона:

для сюжетной игры (предметы оперирования, игрушки-персонажи, маркеры игрового пространства);

для игры с правилами (на физическое развитие, на удачу, на умственное развитие).

  • Продуктивная зона:

оборудование для изобразительной деятельности и конструирования и оборудованием общего назначения.

  • Познавательно-исследовательская зона:

объекты для исследования в реальном действии, образно-символический материал.

  • Двигательная зона:

оборудование для ходьбы, бега и равновесия; для прыжков; для катания, бросания и ловли; для ползания и лазания; для общеразвивающих упражнений.

Каждая зона располагает детей к нескольким видам деятельности (продуктивная тяготеет к рабочей зоне и к зоне активной деятельности; чтение и рассматривание книг к спокойной и рабочей зоне; игра-все зоны; познавательно-исследовательская - все зоны).

Развивающее образование сложное многоаспектное понятие. На современном этапе перед учебными учреждениями стоит важная задача наряду с когнитивным развитием ребенка-школьника целенаправленно осуществлять развитие эмоциональной сферы.

Среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства класса, участка и материалов, оборудования и инвентаря для развития детей с ОВЗ, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития. Пространство класса является содержательно насыщенным, трансформируемым, полифункциональным, вариативным, доступным и безопасным, чему и соответствует система обучения в школах для детей с ОВЗ.

Среда должна быть организована так, чтобы она побуждала детей взаимодействовать с её различными элементами, повышая тем самым функциональную активность ребенка. Окружение должно давать детям разнообразные и меняющиеся впечатления.

При этом надо учитывать и интересы взрослых, взаимодействующих с детьми.

Для развития познавательной активности детей важно, чтобы их окружение содержало стимулы, способствующие знакомству детей со средствами и способами познания, развитию их интеллекта и представлений об окружающем, экологических представлений, знакомству с разными «языками» (музыки, движений, красок и т. п.)

Грамотно организованная среда, поможет решить поставленные перед педагогическим работником задачи.

Необходимо отметить требования к предметно – пространственной среде, способствующей гармоничному развитию детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью:

- содержательная насыщенность, необходимые и достаточные материалы для всех видов обучающей деятельности;

- предметы, объекты окружающего мира должны стимулировать игровую, двигательную, познавательную и другую активность детей;

- гибкость игрового пространства;

- полифункциональность среды и игровых материалов (наличие предметов - заместителей);

- вариативность материалов и оборудования, для свободного выбора детей; периодическая сменяемость игрового материала;

- доступность игровых материалов, возможность использовать все элементы среды.

Для достижения эффекта в работе с детьми следует опираться на внутреннюю активность ребенка, интересы детей, стремление к познанию нового, желание постоянного праздника, на подражание как врожденного механизма развития и на желание быть единственным и неповторимым.

Мощный обогащающий фактор детского развития, как мы уже указывали, -социокультурное окружение и предметная среда. Каждый ребенок в своем развитии испытывает несомненное влияние семьи, ее быта, культурных предпочтений, содержания семейных досугов.

Логика организации современного образования заключается в том, что в процессе взаимодействия с учителем дети должны располагать необходимыми степенями свободы как в проявлении уже сложившихся у них духовно-практических потенций, так и в освоении новых возможностей и горизонтов развития. Это убеждает нас в том, что развитие детей необходимо рассматривать не как фон или фактор образовательной работы, а в качестве главной задачи и интегративной характеристики результатов образования.

Коррекционная школа для детей с ОВЗ, как образовательный центр всегда несет в себе не только заряд "запрограммированной" культуры, но и испытывает влияние культурной среды (село, город, микрорайон). Все это может стать источником обогащения опыта детской деятельности, психики, личности. Вместе с тем, нельзя забывать, что каждый возраст берет извне для себя то, что нужно именно ему в его развитии, чему в полной мере отвечает образовательный стандарт. Важнейшим механизмом полноценного развития личности, начиная с раннего детства, является деятельность ребенка, ее разнообразные виды: игра, общение, труд, конструирование, учебная, художественная, двигательная и др. На разных этапах воспитания те или иные виды деятельности выступают в качестве ведущих. Общеизвестно, что беспредметной деятельности не существует, и что предмет может быть реальным или умозрительным, именно это должно обязательно учитываться при организации пространства. Для обеспечения подлинно творческого развития ребенка необходимо единство развивающей предметной среды и содержательного общения взрослых с детьми.

Предметная среда, отвечая закономерностям развития деятельности и педагогическим задачам воспитания детей различных возрастов, в диапазоне от рождения представляет собой систему предметных сред, насыщенных играми, игрушками, пособиями и оборудованием, материалами для организации процесса обучения и самостоятельной творческой деятельности детей. Комплексное научно обоснованное проектирование, наличие образовательного стандарта, обеспечит необходимые условия для обогащения всех сторон развития ребенка и образовательного процесса, обеспечивающего это развитие.

Таким образом, организация предметно - пространственной среды в обучении детей  с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, должна строиться так, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности. 

 

Список используемой литературы:

  1. Артамонова, О. Предметно-пространственная среда: ее роль в развитии личности: Дошкольное воспитание. — 1995. — № 4
  2. Кирьянова, Р.А. Принципы построения предметно-развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении: Детство-Пресс. – 2010. – С. 5-12.2.
  3. Министерство Образования РФ, Постановление от 16 июня 1989 года N 7/1 Программно-методическое обеспечение дошкольного образования/ Концепция дошкольного воспитания
  4. Марецкая, Н.И. Предметно-пространственная среда в ДОУ как стимул интеллектуального, художественного и творческого развития дошкольника: Детство-Пресс. – 2010. – С. 13-40.
  5. Нищева, Н.В. Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения, советы, рекомендации: Детство-Пресс. – 2010. – С. 128.
  6. Новоселова С. Развивающая предметно-игровая среда детства: мир «Квадро», - Дошкольное воспитание. — 1998. — № 4.

 

 



Предварительный просмотр:

Статья на тему: «Развивающая среда как обязательное условие реализации образовательной программы».

Кутуева Юлия Анатольевна

Учитель: Государственное бюджетное образовательное учреждение  школа №565 Кировского района,  г.  Санкт- Петербурга

Тугунова Галина Евгеньевна

Учитель: Государственное бюджетное образовательное учреждение  школа №565 Кировского района,  г.  Санкт- Петербурга 

 «Нет такой стороны воспитания, на которую

обстановка не оказывала бы влияния,

нет способности, которая не находилась бы

в прямой зависимости от непосредственно

окружающего ребенка конкретного мира»

Е.И. Тихеева

При обучении детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью следует учитывать, что они могут воспринимать и помнить окружающий мир, однако не в состоянии делать это теми способами, которыми пользуются их сверстники с нормальным развитием. В образовании таких детей  в значительной степени оказывает влияние среда.

Согласно токовому словарю Ушакова: среда – это социально – бытовая обстановка, в которой живет человек; окружающие условия; совокупность людей, связанных общностью условий обстановки. Именно среда может тормозить (враждебная в эмоциональном и физическом планах) или стимулировать развитие ребенка (благоприятная развивающая среда). Возможен и третий вариант влияния среды, когда она не тормозит, но и не стимулирует развитие ребенка.Специальным образом организованная среда, способна оказывать положительное влияние на формирование способностей ребенка к самообучению, утверждая чувства уверенности в себе.

На основании ряда документов: закона «Об образовании», СанПиНа, программы, которая реализуется в учебном учреждении, каждый учитель создает детям условия пребывания в классе. Но развивающая предметно – пространственная среда не окончательна, так как необходимо поэтапно изменять, дополнять и реорганизовывать ее. Созданию и оснащению предметно – пространственной среды в классе необходимо уделять значительное внимание.

Система начального образования в школах для детей с ОВЗ основана на личностно-ориентированной модели обучения. На данном этапе это по-настоящему эффективная система, отвечающая проблемам современного школьника, которая сможет обеспечить учебную деятельность каждому ребенку, позволив ему наиболее полно реализовать собственные возможности. Мы считаем, что личностно-ориентированная модель имеет следующие плюсы в обучении детей:

  1. Содействует становлению ребенка как личности.
  2. Формирует базис личностной культуры.
  3. Развивает индивидуальности ребенка, развивает доверия ребенка к миру, чувства радости существования.
  4. Позиция педагога исходит из интересов ребенка и перспектив его дальнейшего развития как полноценного члена общества.
  5. Большое значение придается предметно-практической, игровой деятельности, позволяющей ребенку проявить собственную активность, наиболее полно реализовать себя.

В центре развивающей среды стоит ребенок с его запросами и интересами, а образовательное учреждение должно помочь развить самобытность, уникальность и индивидуальность каждой личности. Сразу же хочется обратить внимание на деление класса в коррекционной школе, которое заключает в себе три зоны:

-зона для спокойной деятельности

-зона для активной деятельности

-учебная зона

Здесь мы видим возможность свободного выбора учащимся той или иной зоны в зависимости он состояния, настроения или же образовательной необходимости. Все части пространства обладают возможностью изменяться по объему, имеют подвижные, трансформируемые границы, что позволяет детям и учителям строить и менять развивающую среду, трансформируя ее в соответствии с видами детской деятельности, ее содержанием и перспективами развития. Бездеятельность, отсутствие возможности чем-то заняться ведет к депривации личности, ограниченности ее возможностей, чего необходимо избегать, организуя богатую среду для занятий по интересам.

Классификация материалов и оборудования по типам для каждого вида деятельности представляет собой следующее:

  • Игровая зона:

для сюжетной игры (предметы оперирования, игрушки-персонажи, маркеры игрового пространства);

для игры с правилами (на физическое развитие, на удачу, на умственное развитие).

  • Продуктивная зона:

оборудование для изобразительной деятельности и конструирования и оборудованием общего назначения.

  • Познавательно-исследовательская зона:

объекты для исследования в реальном действии, образно-символический материал.

  • Двигательная зона:

оборудование для ходьбы, бега и равновесия; для прыжков; для катания, бросания и ловли; для ползания и лазания; для общеразвивающих упражнений.

Каждая зона располагает детей к нескольким видам деятельности (продуктивная тяготеет к рабочей зоне и к зоне активной деятельности; чтение и рассматривание книг к спокойной и рабочей зоне; игра-все зоны; познавательно-исследовательская - все зоны).

Развивающее образование сложное многоаспектное понятие. На современном этапе перед учебными учреждениями стоит важная задача наряду с когнитивным развитием ребенка-школьника целенаправленно осуществлять развитие эмоциональной сферы.

Среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства класса, участка и материалов, оборудования и инвентаря для развития детей с ОВЗ, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития. Пространство класса является содержательно насыщенным, трансформируемым, полифункциональным, вариативным, доступным и безопасным, чему и соответствует система обучения в школах для детей с ОВЗ.

Среда должна быть организована так, чтобы она побуждала детей взаимодействовать с её различными элементами, повышая тем самым функциональную активность ребенка. Окружение должно давать детям разнообразные и меняющиеся впечатления.

При этом надо учитывать и интересы взрослых, взаимодействующих с детьми.

Для развития познавательной активности детей важно, чтобы их окружение содержало стимулы, способствующие знакомству детей со средствами и способами познания, развитию их интеллекта и представлений об окружающем, экологических представлений, знакомству с разными «языками» (музыки, движений, красок и т. п.)

Грамотно организованная среда, поможет решить поставленные перед педагогическим работником задачи.

Необходимо отметить требования к предметно – пространственной среде, способствующей гармоничному развитию детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью:

- содержательная насыщенность, необходимые и достаточные материалы для всех видов обучающей деятельности;

- предметы, объекты окружающего мира должны стимулировать игровую, двигательную, познавательную и другую активность детей;

- гибкость игрового пространства;

- полифункциональность среды и игровых материалов (наличие предметов - заместителей);

- вариативность материалов и оборудования, для свободного выбора детей; периодическая сменяемость игрового материала;

- доступность игровых материалов, возможность использовать все элементы среды.

Для достижения эффекта в работе с детьми следует опираться на внутреннюю активность ребенка, интересы детей, стремление к познанию нового, желание постоянного праздника, на подражание как врожденного механизма развития и на желание быть единственным и неповторимым.

Мощный обогащающий фактор детского развития, как мы уже указывали, -социокультурное окружение и предметная среда. Каждый ребенок в своем развитии испытывает несомненное влияние семьи, ее быта, культурных предпочтений, содержания семейных досугов.

Логика организации современного образования заключается в том, что в процессе взаимодействия с учителем дети должны располагать необходимыми степенями свободы как в проявлении уже сложившихся у них духовно-практических потенций, так и в освоении новых возможностей и горизонтов развития. Это убеждает нас в том, что развитие детей необходимо рассматривать не как фон или фактор образовательной работы, а в качестве главной задачи и интегративной характеристики результатов образования.

Коррекционная школа для детей с ОВЗ, как образовательный центр всегда несет в себе не только заряд "запрограммированной" культуры, но и испытывает влияние культурной среды (село, город, микрорайон). Все это может стать источником обогащения опыта детской деятельности, психики, личности. Вместе с тем, нельзя забывать, что каждый возраст берет извне для себя то, что нужно именно ему в его развитии, чему в полной мере отвечает образовательный стандарт. Важнейшим механизмом полноценного развития личности, начиная с раннего детства, является деятельность ребенка, ее разнообразные виды: игра, общение, труд, конструирование, учебная, художественная, двигательная и др. На разных этапах воспитания те или иные виды деятельности выступают в качестве ведущих. Общеизвестно, что беспредметной деятельности не существует, и что предмет может быть реальным или умозрительным, именно это должно обязательно учитываться при организации пространства. Для обеспечения подлинно творческого развития ребенка необходимо единство развивающей предметной среды и содержательного общения взрослых с детьми.

Предметная среда, отвечая закономерностям развития деятельности и педагогическим задачам воспитания детей различных возрастов, в диапазоне от рождения представляет собой систему предметных сред, насыщенных играми, игрушками, пособиями и оборудованием, материалами для организации процесса обучения и самостоятельной творческой деятельности детей. Комплексное научно обоснованное проектирование, наличие образовательного стандарта, обеспечит необходимые условия для обогащения всех сторон развития ребенка и образовательного процесса, обеспечивающего это развитие.

Таким образом, организация предметно - пространственной среды в обучении детей  с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, должна строиться так, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности. 

 

Список используемой литературы:

  1. Артамонова, О. Предметно-пространственная среда: ее роль в развитии личности: Дошкольное воспитание. — 1995. — № 4
  2. Кирьянова, Р.А. Принципы построения предметно-развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении: Детство-Пресс. – 2010. – С. 5-12.2.
  3. Министерство Образования РФ, Постановление от 16 июня 1989 года N 7/1 Программно-методическое обеспечение дошкольного образования/ Концепция дошкольного воспитания
  4. Марецкая, Н.И. Предметно-пространственная среда в ДОУ как стимул интеллектуального, художественного и творческого развития дошкольника: Детство-Пресс. – 2010. – С. 13-40.
  5. Нищева, Н.В. Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения, советы, рекомендации: Детство-Пресс. – 2010. – С. 128.
  6. Новоселова С. Развивающая предметно-игровая среда детства: мир «Квадро», - Дошкольное воспитание. — 1998. — № 4.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья «Создание коррекционно-развивающей среды в условиях специального образовательного учреждения II вида»

В статье кратко представлены основные аспекты по созданию коррекционно-развивающей среды в условиях специального образовательного учреждения для слабослышащих учащихся.  Статья со...

Современная электронная образовательная среда школы как условие оптимизации образовательного процесса в условиях реализации ФГОС ООО

Одной из особенностей ФГОС второго поколения является их деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Система образования отказывается от традиционного представления ре...

Современная электронная образовательная среда школы как условие оптимизации образовательного процесса в условиях реализации ФГОС ООО

Одной из особенностей ФГОС второго поколения является их деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Система образования отказывается от традиционного представления ре...

Статья на тему "Информационно-коммуникационные технологии в условиях реализации ФГОС"

Информационно-коммуникационные технологии в условиях реализации ФГОС (федерального государственного образовательного стандарта)...

ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД К ОБУЧАЮЩИМСЯ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ

           В последние годы личностно ориентированный подход стремительно завоевывает образовательное пространство России. А это стало возможным благодаря обществе...

Развивающая среда как обязательное условие реализации образовательной программы.

При обучении детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью следует учитывать, что они могут воспринимать и помнить окружающий мир, однако не в состоянии делать это теми способами, которыми пользу...