Доклад по итогам анализа уровня адаптации вновь прибывших учащихся 5,9-х классов к условиям обучения в 2023-2024 учебном году
методическая разработка по психологии
Доклад
по итогам анализа уровня адаптации вновь прибывших учащихся 5,9-х классов к условиям обучения в МКОУ «Михайловская средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза В.Ф. Нестерова» в 2023-2024 учебном году
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_adaptatsiya_pribyvshie_2023_spravka_1.doc | 174.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МКОУ «Михайловская средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза В.Ф. Нестерова» Черемисиновского района Курской области
Доклад
по итогам анализа уровня адаптации вновь прибывших учащихся 5,9-х классов к условиям обучения в МКОУ «Михайловская средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза В.Ф. Нестерова» в 2023-2024 учебном году
Цель: Выявить уровень адаптации вновь прибывших учащихся 5,9-х классов к условиям обучения в МКОУ «Михайловская средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза В.Ф. Нестерова» в 2023-2024 учебном году
Время проверки: Сентябрь
Всего: 3. Участвовали 3
Психологческая диагностика, наблюдение, анкетирование, консультация, коррекция.
Адаптация – динамический процесс приспособления человека к изменяющимся условиям окружающей среды. Обычно необходимость адаптации возникает в связи с кардинальной сменой деятельности человека и его социального окружения.
Адаптационный стресс как совокупность адаптационных реакций организма человека, носящих общий защитный характер, испытывают в той или иной мере все участники образовательного процесса в начале учебного года. Особенно остро этот стресс испытывают те учащиеся, которые попали в новую для себя среду, т.е. ученики первых, пятых и десятых классов.
У учащихся изменяется социальное окружение и система деятельности (учебная ситуация новой ступени образования, изменение режима и нагрузки). Юноши и девушки переживают эмоциональный дискомфорт, прежде всего из-за неопределенности представлений о требованиях учителей, об особенностях и условиях обучения, о ценностях и нормах поведения в коллективе класса и пр. Это состояние можно назвать состоянием внутренней напряженности, настороженности. Такое психологическое напряжение, будучи достаточно длительным, может привести к школьной дезадаптации: учащийся становится недисциплинированным, невнимательным, безответственным, отстает в учебе, быстро утомляется и просто не хочет идти в школу. Эти факторы во много раз усиливаются в образовательных учреждениях повышенного статуса (с углубленным изучением отдельных предметов, гимназиях, лицеях). Поэтому профилактика школьной дезадаптации – одна из важнейших задач, объединяющих учителей.
Вышесказанное определяет актуальность проведения диагностических методик по выявлению адаптации учащихся.
Предмет диагностики: эмоционально-волевая и мотивационная сфера.
Объект диагностики: учащиеся 5,9-го класса
Методики:
- Шкала личностной тревожности (А.М.Прихожан). Диагностика социально-ситуационного страха, тревоги
- Анкета «Как определить состояние психологического климата в классе» Федоренко Л.Г. Изучения психологического климата в классе
- Тест школьной тревожности Филлипса. Изучение уровня и характера тревожности, связанной со школой у детей младшего и среднего школьного возраста.
- МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ МОТИВАЦИИ УЧЕНИЯ
И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К УЧЕНИЮ
В СРЕДНИХ И СТАРШИХ КЛАССАХ ШКОЛЫ
Диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению
- Методика изучения мотивации обучения обучающихся 5-11 класса.
[ М.И. Лукьянова, Н.В. Калинина.М]
изучения мотивации обучения школьников при переходе из начальных классов в средние
- Экспресс методика
«Выявление тревожности у обучающихся в период адаптации».
Методы сбора информации:
- психологическая диагностика;
- статистическая обработка результатов исследования (программа Exсel);
Социально – демографическая характеристика:
В диагностике приняли участие 3 учащихся.2 девочка и 1 мальчик.
Результаты исследования.
В рамках данного исследования рассматривались следующие критерии:
- познавательная активность учащихся;
- тревожность, связанная с различными формами включения учащихся в жизнь школы;
- способность учащихся контролировать свое поведение.
В связи с этим рассмотрим полученные результаты по каждому из критериев.
Проведенное исследование показало, что по критерию «познавательная активность» среди учащихся преобладает средний уровень познавательной активности. Рассматривая тревожность, как один из критериев адаптации, можно сказать, что, преобладает средний уровень школьной тревожности. Данный факт свидетельствует, о том, что больше половины учащихся не испытывают неуверенность в себе, достаточно спокойно переживают трудности, связанные с обучением.
Как видно из диаграммы приведенной выше, среди учащихся общая тревожность в школе - низкий уровень тревожности. Страх не соответствовать ожиданиям окружающих – 1 учащийся – высокая тревожность, Переживания социального стресса -1, проблемы и страхи в общении с учителем -1 . Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу – 1 учащийся.
Следующим критерием адаптации является способность контролировать своё поведение. Полученные результаты позволяют говорить об эмоциональной устойчивости половины учащихся.
Из диаграмм приведенных выше, видно, что учащиеся всегда могут в полной мере контролировать свое поведение, сдерживать свои негативные эмоции. Для этих учащихся не характерны вспыльчивость, раздражительность, резкие перепады настроения.
Уровень Мотивации обучения (Анкета Лукьянова Н.В., Калинина М)– нормальный – 2, высокий уровень -1.
Изучения психологического климата в классе Федоренко Л.Г.
учащиеся высоко оценивают психологический климат в классе. Им нравятся люди, с которыми они учится
Шкала личностной тревожности (А. М. Прихожан):
- все учащиеся имеют средний уровень тревожности Общая школьная тревожность так же на низком уровне.
Методика диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению в средних и старших классах школы:
Все учащиеся имеют 2й уровень – продуктивная мотивация, позитивное отношение к учению, соответствие социальному нормативу.
Выводы и рекомендации:
Суммируя результаты по всей выборке учащихся можно сказать следующее:
Можно говорить о преобладании среднего уровня эмоциональной устойчивости.
Общая тревожность в школе низкий уровень. Страх не соответствовать ожиданиям окружающих – 1 учащийся – высокая тревожность, Переживания социального стресса -1, проблемы и страхи в общении с учителем -1. Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу – 1 учащийся.
Полученные результаты позволяют говорить об эмоциональной устойчивости половины учащихся.
Учащиеся всегда могут в полной мере контролировать свое поведение, сдерживать свои негативные эмоции. Для этих учащихся не характерны вспыльчивость, раздражительность, резкие перепады настроения.
Уровень Мотивации обучения (Анкета Лукьянова Н.В., Калинина М)– нормальный – 2, высокий уровень -1
Учащиеся высоко оценивают психологический климат в классе. Им нравятся люди, с которыми они учится
Шкала личностной тревожности (А. М. Прихожан):
- все учащиеся имеют средний уровень тревожности Общая школьная тревожность так же на низком уровне.
Диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению в средних и старших классах школы 2й уровень – продуктивная мотивация, позитивное отношение к учению, соответствие социальному нормативу.
Таким образом, адаптационный период учащимися проходит, в целом, удовлетворительно. Однако необходимо помочь нуждающимся учащимся преодолеть возникшие трудности.
Рекомендации
- Классному руководителю:
1. Донести информацию до родителей и учителей.
2. Учащимся с повышенным уровнем тревожности, оказать психологическую и педагогическую поддержку.
3. Классным руководителям обоих классов продолжить работу по формированию классного коллектива с учетом данных психологической диагностики.
4. Обратить внимание на структуру мотивов обучения учащихся.
5.Способствовать принятию позиции ученик-старшеклассник, принятию требований учителей-предметников.
03.11.2023 г.
Психолог __________ Цыганкова Е.В.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Анализ работы с одарёнными учащимися по математике и информатике за I четверть 2013 – 2014 учебного года
Математика и информатика объективно являются наиболее сложными школьными предметами, требующими более интенсивной мыслительной работы, более высокого уровня обобщений и абстрагирующей деятельности. По...
Анализ работы со слабоуспевающими учащимися по математике и информатике за I четверть 2013 – 2014 учебного года
Одним из главных направлений моей педагогической деятельности как учителя предметника в 2013-2014 учебном году является организация целенаправленной работы со слабоуспевающими детьми....
Итоги мониторинга уровня адаптации первоклассников школ г. Улан-Удэ
Тезисы доклада к Августовской конференции учителей 2014года, презентация "Итоги мониторинга уровня адаптации первоклассников школ г. Улан-Удэ", в которых представле...
Социально-психолого-педагогическое сопровождение интеграции вновь прибывших учащихся в образовательную среду
Интеграция вновь прибывших...
Пакет контрольно-измерительных материалов для измерения уровня адаптации при переходе учащихся из начальных классов в средние (5 класс)
Переход учащихся из начального в среднее звено школы – одна из педагогически наиболее сложных проблем, а период адаптации в 5-м классе – один из труднейших периодов школьного обучения. Это...
Доклад по итогам анализа уровня адаптации учащихся 5-х классов к условиям обучения в среднем звене в 2023-2024 учебном году
Докладпо итогам анализа уровня адаптации учащихся 5-х классов к условиям обучения в среднем звене в 2023-2024 учебном году...
Анализ мониторинга сформированности УУД обучающихся 7-х классов за первое полугодие 2023-2024
Анализ мониторинга сформированности УУД обучающихся 7-х классов 1 полугодие 2023-2024...