Доклад по итогам анализа уровня адаптации учащихся 5-х классов к условиям обучения в среднем звене в 2023-2024 учебном году
методическая разработка по психологии (5 класс)
Доклад
по итогам анализа уровня адаптации учащихся 5-х классов
к условиям обучения в среднем звене
в 2023-2024 учебном году
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_adaptatsiya_5_klassa_2023.doc | 53.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МКОУ «Михайловская средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза В.Ф. Нестерова» Черемисиновского района Курской области
Доклад
по итогам анализа уровня адаптации учащихся 5-х классов
к условиям обучения в среднем звене
в 2023-2024 учебном году
Цель: Выявить уровень адаптации учащихся 5-х классов к условиям обучения в среднем звене школы.
Время проверки: С_____________ по ___________________________
Всего: 6. Участвовали 6
Метод проверки: Психологческая диагностика, наблюдение, анкетирование, консультация, коррекция.
Согласно плана работы педагога- психолога в течении сентября 2023 года проводился анализ уровня адаптации обучающихся 5-х классов к условиям обучения в среднем звене.
Для анализа уровня адаптации учащихся была проведена следующая работа:
- Посещение уроков.
- Психологическая диагностика.
-Изучение мотивации обучения (анкета М.И.Лукьянова, Н.В.Калинина)
-Изучение уровня и характера тревожности связанной со школой у детей (методика Филлипса)
- опросник Учебная мотивация
-Определение доминирующих эмоциональных состояний у пятиклассников и выявление превалирующих чувств в школе, определяющих уровень адаптированности учащихся методика «цветные письма»
-Экспресс методика «выявление тревожности у обучающихся в период адаптации»
-Карта наблюдения за процессом адаптации учащихся 5-х классов
-Карта психологического изучения ребёнка
-Карта наблюдения за учащимся класса
Переход учащихся из начальной школы в основную считается кризисным периодом. Учащимся, привыкшим к определенным порядкам начальной школы, необходимо время, чтобы приспособиться к новому темпу и стилю жизни.
Период адаптации к новым правилам и требованиям может занимать у ребенка от одного месяца до целого года. Критерием успешности адаптации выступает, прежде всего, степень сохранности психологического и физического здоровья учащихся.
Важно обратить внимание на позитивную сторону такого рассогласования. Ребёнок впервые оказывается в ситуации множественности требований и, если он научится учитывать эти требования, соотносить их, преодолевать связанные с этим трудности, то овладеет умением, необходимым для взрослой жизни. Поэтому ребёнку необходимо объяснить, с чем связаны эти различия, помочь справиться с возникающими трудностями.
Трудности пятиклассников могут быть вызваны и необходимостью на каждом уроке приспосабливаться к своеобразному темпу, особенностям речи, стилю преподавания каждого учителя.
Очень значимо сохранить положительное отношение пятиклассника к обучению, помочь отыскать ему личный интерес к изучаемому предмету, сориентировать его на пути самосовершенствования и самореализации.
Один из факторов, приводящих к формированию и закреплению тревожности школьника, – завышенные ожидания со стороны родителей к успехам своего ребенка. В свою очередь ребенку необходимо чувствовать безусловное принятие родителей, которые верят в него, поддержат и помогут преодолеть возникающие трудности. Ученику важен интерес родителей к школе, классу, в котором он учится, к его школьной жизни, победам и неудачам.
Ещё одно важное изменение в личности ребёнка касается мотивационной сферы. Рубеж 4—5 классов характеризуется значительным снижением учебной мотивации. На фоне формирующегося нового познавательного отношения к действительности наблюдается отрицательное отношение к школе в целом, конфликты с учителями, снижение успеваемости.
Новые условия обучения и воспитания:
-Новое здание и разные кабинеты
-Новый классный руководитель и учителя – предметники
-Разные требования, стиль и методика обучения на уроках
-Большой поток информации
-Чувство одиночества из-за отсутствия первой учительницы.
-Новый коллектив сверстников
-Новые правила и нормы поведения
Успешно адаптируются те ребята, которые ко времени поступления в среднее звено:
-Имеют достаточный уровень интеллектуального развития;
-Умеет работать самостоятельно;
-Умеет планировать свои действия;
-Умеет контролировать свои действия и оценивать результат своей работы;
-Умеет строить взаимоотношения со сверстниками и взрослыми;
-Способны выдерживать эмоциональные нагрузки, обладают эмоциональной устойчивостью;
-Кто не делает трагедии из школьной оценки;
Основные задачи в период адаптации к 5 классу:
-Формирование представления о себе, как об умелом человеке с большими возможностями развития;
-Формирование умения учиться в новых условиях;
-Развитие учебной мотивации, познавательной активности и формирование интересов;
-Формирование умения добиваться успехов и правильно относиться к успехам и неудачам, развитие уверенности в себе;
-Развитие навыков сотрудничества со сверстниками, умения соревноваться с другими, правильно и разносторонне сравнивать свои результаты с успешностью других;
-Развитие ответственности и самостоятельности.
-Развитие умения регулировать и контролировать эмоции и чувства.
-Развитие эмпатии.
-Адаптационный период
Желания детей: хорошо учиться, радовать своими успехами взрослых, ждут в новых условиях более интересной школьной жизни и новых положительных впечатлений.
Новые условия влияют на изменения в поведении и психике ребёнка (в первое время):
-Возрастает тревожность;
-Снижается работоспособность;
-Повышается робость или напортив «развязность»;
-Проявление неорганизованности и забывчивости;
-Заболевания носят психосоматический характер;
-Появляется чувство страха и неуверенности в ситуации несоответствия прежним достижениям или ожиданиям родителей;
1.В процессе наблюдения за процессом адаптации в пятом классе велось наблюдение за поведением учащихся на переменах и внеклассных мероприятиях, проводились беседы с классным руководителем и учителями- предметниками.
Результаты проделанной работы показали: Учащиеся пятого класса – успешные, дисциплина нормальная, грубых нарушений правил нет, отношение между учащимися – доброжелательные.
2.Психологическая диагностика:
Изучение мотивации обучения (анкета М.И.Лукьянова, Н.В.Калинина)
Выявили:
- 3 учащихся Второй уровень. 20-24 балла – хорошая школьная мотивация.
Подобные показатели имеют большинство учащихся начальных классов, успешно справляющихся с учебной деятельностью. В рисунках на школьную тему они также изображают учебные ситуации, а при ответах на вопросы проявляют меньшую зависимость от жестких требований и норм. Подобный уровень мотивации является средней нормой.
- 1 учащийся третий уровень мотивации. 15-19 баллов – положительное отношение к школе, но школа привлекает таких детей внеучебной деятельностью.
Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем. Им нравится ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает. В рисунках на школьную тему такие ученики изображают, как правило, школьные, но не учебные ситуации.
2 учащихся Четвертый уровень. 10-14 баллов – низкая школьная мотивация.
Эти дети посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в состоянии неустойчивой адаптации к школе. В рисунках на школьную тему такие дети изображают игровые сюжеты, хотя косвенно они связаны со школой.
Выявление тревожности с помощью методики школьной тревожности (Филлипса.)
-низкую школьную тревожность.
Определение доминирующих эмоциональных состояний у пятиклассников и выявление превалирующих чувств в школе, определяющих уровень адаптированности учащихся методика «цветные письма»
Не вызывают дискомфорт психологического состояния обучающихся следующие уроки:
Математика, русский язык, музыка.
На остальных уроках в школе так же обучающиеся не испытывают состояние психологического дискомфорта.
Тревожность обучающихся в пределах нормы. На уроках учащийся не испытывает страх и тревогу.
Определение учебной мотивации обучающихся 5 класса показало преобладание познавательных мотивов. Так же имеют место мотивы саморазвития, мотивы достижения успеха и мотивы одобрения. Перечисленные мотивы умеют у большинства учащихся одинаковое количество баллов.
Экспресс методика «Выявление тревожности у обучающихся в период адаптации» предлагается оценить изменения в своем самочувствии, произошедшие в последнее время. Положительное утверждение принимается только в том случае, если произошло изменение. Например, ребенок быстро уставал и так же быстро или меньше устает сейчас, в этом случае ответ будет отрицательным. Каждое из предложенных утверждений следует начинать с фразы «В последнее время...» - I-4 балла - низкий уровень тревожности – 5 учащихся, 5-7 баллов - средний уровень тревожности – 1 учащийся.
Общий вывод:
Таким образом, анализируя все данные психологического исследования можно сделать вывод, что адаптация у пятиклассников проходит благополучно.
Дети чувствуют себя в школе комфортно, но испытывают школьную тревожность.
Хорошая школьная мотивация. Положительное отношение к школе, но школа привлекает таких детей внеучебной деятельностью.
Не вызывают дискомфорт психологического состояния обучающихся следующие уроки:
Математика, русский язык, музыка.
На остальных уроках в школе так же обучающиеся не испытывают состояние психологического дискомфорта.
Преобладают познавательных мотивов. Так же имеют место мотивы саморазвития, мотивы достижения успеха и мотивы одобрения. Перечисленные мотивы умеют у большинства учащихся одинаковое количество баллов.
В течении учебного года будет продолжаться работа с учениками испытывающие трудности в учебе.
Провести повторное обследование обучающихся 5 класса с целью повторного изучения мотивации обучения.
Рекомендации:
Классному руководителю:
-Обратить внимание на детей, которые имеют повышенный уровень тревожности и оказывать им психологическую поддержку;
-Чаще разговаривать с ребенком, проявляя искреннюю заинтересованность в нем. Но не допрашивать ребенка, если он в данный момент не желает общаться.
-Организовать совместную деятельность с ребенком.
Учителям:
-Создать благоприятные психологические условия, способствующие личностному и интеллектуальному росту ребенка.
- На уроках создавать ситуацию успеха, используя индивидуальный и личностный подход к каждому ученику.
- Организовать дополнительные занятия для детей, особо нуждающихся в методической помощи.
Родителям:
-Помочь ребенку в преодолении тревоги и сомнений в собственных силах – значит создать условия, в которых он будет чувствовать себя спокойно и уверенно. Причем это касается не только проблем адаптации. Важно, чтобы ребенок чувствовал безопасность, поддержку и понимание дома, что близкие люди принимают его таким, какой он есть.
-В случае необходимости помогать ребенку в выполнении задания, но не делать вместо него.
-Быть самим более оптимистичными. Следить за выражением своего лица. Улыбаться чаще. Убеждать ребенка, что все будет хорошо.
-Помнить, что школа и семья существуют для ребенка, а не ребенок для школы.
03.11.2023 г.
Психолог __________ Цыганкова Е.В.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание Адаптация учащихся 5 классов к условиям обучения в средней школе
Презентация для проведения первого родительского собрания в 5 классе знакомит с условиями, влияющими на обучение пятиклассников, с возможными трудностями и дает методические советы родителям пятикласс...
Программа психологического сопровождения процесса адаптации учащихся 5 класса к условиям обучения в средней школе «Я – пятиклассник».
Программа психологического сопровождения процесса адаптации учащихся 5 класса к условиям обучения в средней школе...
Выступление педагога-психолога на классных родительских собраниях по теме «Адаптация учащихся 5-х классов к обучению в среднем звене школы»
Начало 5-го класса - сложный этап, и не только для ребенка, но и для учителей, и для родителей. Проблем много, и они не ограничиваются рамками учебного процесса, а связаны также с организацией жизни в...
СПРАВКА по результатам адаптации учащихся 1 классов к условиям обучения в начальном звене школы 2018-2019 учебном году
СПРАВКАпо результатам адаптации учащихся 1 классовк условиям обучения в начальном звене школы2018-2019 учебном году...
Программа психологического сопровождения процесса адаптации учащихся 5 класса к условиям обучения в средней школе «Я – пятиклассник».
В ходе социально-экономических реформ проблема адаптации человека к изменяющимся условиям стала одной из самых актуальных. Особенно остро она стоит перед подрастающим поколением. Нынешним школьникам п...
Адаптация учащихся 5-х классов к обучению в среднем звене школы.
Адаптация-зачастую сложный и продолжительный процесс. он зависит как от индивидуальных свойств личности, так и от помощи окружающих....