Доклад по итогам анализа уровня адаптации учащихся 5-х классов к условиям обучения в среднем звене в 2023-2024 учебном году
методическая разработка по психологии (5 класс)

ЦЫГАНКОВА ЕЛЕНА ВАСИЛЬЕВНА

     

Доклад

по итогам анализа уровня адаптации учащихся 5-х классов

к условиям обучения в среднем звене

в 2023-2024 учебном году

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_adaptatsiya_5_klassa_2023.doc53.5 КБ

Предварительный просмотр:

МКОУ «Михайловская средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза В.Ф. Нестерова» Черемисиновского района Курской области

        

Доклад

по итогам анализа уровня адаптации учащихся 5-х классов

к условиям обучения в среднем звене

в 2023-2024 учебном году

        

Цель: Выявить уровень адаптации учащихся 5-х классов к условиям обучения в среднем звене школы.

Время проверки: С_____________ по ___________________________

Всего: 6. Участвовали 6

Метод проверки: Психологческая диагностика, наблюдение, анкетирование, консультация, коррекция.

        Согласно плана работы педагога- психолога в течении сентября 2023 года проводился анализ уровня адаптации обучающихся 5-х классов к условиям обучения в среднем звене.

Для анализа уровня адаптации учащихся была проведена следующая работа:

- Посещение уроков.

- Психологическая диагностика.

-Изучение мотивации обучения (анкета М.И.Лукьянова, Н.В.Калинина)

-Изучение уровня и характера тревожности связанной со школой у детей (методика Филлипса)

- опросник Учебная мотивация

-Определение доминирующих эмоциональных состояний у пятиклассников и выявление превалирующих чувств в школе, определяющих уровень адаптированности учащихся методика «цветные письма»

-Экспресс методика «выявление тревожности у обучающихся в период адаптации»

-Карта наблюдения за процессом адаптации учащихся 5-х классов

-Карта психологического изучения ребёнка

-Карта наблюдения за учащимся класса

    Переход учащихся из начальной школы в основную считается кризисным периодом. Учащимся, привыкшим к определенным порядкам начальной школы, необходимо время, чтобы приспособиться к новому темпу и стилю жизни.

    Период адаптации к новым правилам и требованиям может занимать у ребенка от одного месяца до целого года. Критерием успешности адаптации выступает, прежде всего, степень сохранности психологического и физического здоровья учащихся.

     Важно обратить внимание на позитивную сторону такого рассогласования. Ребёнок впервые оказывается в ситуации множественности требований и, если он научится учитывать эти требования, соотносить их, преодолевать связанные с этим трудности, то овладеет умением, необходимым для взрослой жизни.  Поэтому ребёнку необходимо объяснить, с чем связаны эти различия, помочь справиться с возникающими трудностями.

      Трудности пятиклассников могут быть вызваны и необходимостью на каждом уроке приспосабливаться к своеобразному темпу, особенностям речи, стилю преподавания каждого учителя.

Очень значимо сохранить положительное отношение пятиклассника к обучению, помочь отыскать ему личный интерес к изучаемому предмету, сориентировать его на пути самосовершенствования и самореализации.

 Один из факторов, приводящих к формированию и закреплению тревожности школьника, – завышенные ожидания со стороны родителей к успехам своего ребенка. В свою очередь ребенку необходимо чувствовать безусловное принятие родителей, которые верят в него, поддержат и помогут преодолеть возникающие трудности. Ученику важен интерес родителей к школе, классу, в котором он учится, к его школьной жизни, победам и неудачам.                                                                                                                                                                
   Ещё одно важное изменение в личности ребёнка касается мотивационной сферы. Рубеж 4—5 классов характеризуется значительным снижением учебной мотивации. На фоне формирующегося нового познавательного отношения к действительности наблюдается отрицательное отношение к школе в целом, конфликты с учителями, снижение успеваемости.

Новые условия обучения и воспитания:

-Новое здание и разные кабинеты

-Новый классный руководитель и учителя – предметники

-Разные требования, стиль и методика обучения на уроках

-Большой поток информации

-Чувство одиночества из-за отсутствия первой учительницы.

-Новый коллектив сверстников

-Новые правила и нормы поведения

Успешно адаптируются те ребята, которые ко времени поступления в среднее звено:

-Имеют достаточный уровень интеллектуального развития;

-Умеет работать самостоятельно;

-Умеет планировать свои действия;

-Умеет контролировать свои действия и оценивать результат своей работы;

-Умеет строить взаимоотношения со сверстниками и взрослыми;

-Способны выдерживать эмоциональные нагрузки, обладают эмоциональной устойчивостью;

-Кто не делает трагедии из школьной оценки;

Основные задачи в период адаптации к 5 классу:

-Формирование представления о себе, как об умелом человеке с большими возможностями развития;

-Формирование умения учиться в новых условиях;

-Развитие учебной мотивации, познавательной активности и формирование интересов;

-Формирование умения добиваться успехов и правильно относиться к успехам и неудачам, развитие уверенности в себе;

-Развитие навыков сотрудничества со сверстниками, умения соревноваться с другими, правильно и разносторонне сравнивать свои результаты с успешностью других;

-Развитие ответственности и самостоятельности.

-Развитие умения регулировать и контролировать эмоции и чувства.

-Развитие эмпатии.

-Адаптационный период

Желания детей: хорошо учиться, радовать своими успехами взрослых, ждут в новых условиях более интересной школьной жизни и новых положительных впечатлений.

Новые условия влияют на изменения в поведении и психике ребёнка (в первое время):

-Возрастает тревожность;

-Снижается работоспособность;

-Повышается робость или напортив «развязность»;

-Проявление неорганизованности и забывчивости;

-Заболевания носят психосоматический характер;

-Появляется чувство страха и неуверенности в ситуации несоответствия прежним достижениям или ожиданиям родителей;

1.В процессе наблюдения за процессом адаптации в пятом классе велось наблюдение за поведением учащихся на переменах и внеклассных мероприятиях, проводились беседы с классным руководителем и учителями- предметниками.

Результаты проделанной работы показали: Учащиеся пятого класса – успешные, дисциплина нормальная, грубых нарушений правил нет, отношение между учащимися – доброжелательные.

2.Психологическая диагностика: 

       Изучение мотивации обучения (анкета М.И.Лукьянова, Н.В.Калинина)

Выявили:

- 3 учащихся Второй уровень. 20-24 балла – хорошая школьная мотивация.

Подобные показатели имеют большинство учащихся начальных классов, успешно справляющихся с учебной деятельностью. В рисунках на школьную тему они также изображают учебные ситуации, а при ответах на вопросы проявляют меньшую зависимость от жестких требований и норм. Подобный уровень мотивации является средней нормой.

- 1 учащийся третий уровень мотивации. 15-19 баллов – положительное отношение к школе, но школа привлекает таких детей внеучебной деятельностью.

Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем. Им нравится ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает. В рисунках на школьную тему такие ученики изображают, как правило, школьные, но не учебные ситуации.

2 учащихся Четвертый уровень. 10-14 баллов – низкая школьная мотивация.

Эти дети посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в состоянии неустойчивой адаптации к школе. В рисунках на школьную тему такие дети изображают игровые сюжеты, хотя косвенно они связаны со школой.

           Выявление тревожности с помощью методики школьной тревожности  (Филлипса.)

-низкую школьную тревожность.

       Определение доминирующих эмоциональных состояний у пятиклассников и выявление превалирующих чувств в школе, определяющих уровень адаптированности учащихся методика «цветные письма»

Не вызывают дискомфорт психологического состояния обучающихся следующие уроки:

Математика, русский язык, музыка.

На остальных уроках в школе так же обучающиеся не испытывают состояние психологического дискомфорта.

Тревожность  обучающихся в пределах нормы. На уроках учащийся не испытывает страх и тревогу.

Определение учебной мотивации обучающихся 5 класса показало преобладание познавательных мотивов. Так же имеют место мотивы саморазвития, мотивы достижения успеха и мотивы одобрения. Перечисленные мотивы умеют у большинства учащихся одинаковое количество баллов.

Экспресс методика «Выявление тревожности у обучающихся в период адаптации» предлагается  оценить  изменения  в  своем  самочувствии,  произошедшие в последнее время. Положительное утверждение принимается только в том случае, если произошло изменение. Например, ребенок быстро уставал и так же быстро или меньше устает сейчас, в этом случае ответ будет отрицательным. Каждое из предложенных утверждений следует начинать с фразы «В последнее время...» - I-4 балла - низкий уровень тревожности – 5 учащихся, 5-7 баллов -  средний уровень тревожности – 1 учащийся.

Общий вывод:

Таким образом, анализируя все данные психологического исследования можно сделать вывод, что адаптация у пятиклассников проходит благополучно.

Дети чувствуют себя в школе комфортно, но испытывают школьную тревожность.

Хорошая школьная мотивация. Положительное отношение к школе, но школа привлекает таких детей внеучебной деятельностью.

Не вызывают дискомфорт психологического состояния обучающихся следующие уроки:

Математика, русский язык, музыка.

На остальных уроках в школе так же обучающиеся не испытывают состояние психологического дискомфорта.

Преобладают познавательных мотивов. Так же имеют место мотивы саморазвития, мотивы достижения успеха и мотивы одобрения. Перечисленные мотивы умеют у большинства учащихся одинаковое количество баллов.

 В течении учебного года будет продолжаться работа с учениками испытывающие трудности в учебе.

Провести повторное обследование обучающихся 5 класса с целью повторного изучения мотивации обучения.

Рекомендации:

Классному руководителю:

-Обратить внимание на детей, которые имеют повышенный уровень тревожности и оказывать им психологическую поддержку;

-Чаще разговаривать с ребенком, проявляя искреннюю заинтересованность в нем. Но не допрашивать ребенка, если он в данный момент не желает общаться.

-Организовать совместную деятельность с ребенком.

Учителям:

-Создать благоприятные психологические условия, способствующие личностному и интеллектуальному росту ребенка.

- На уроках создавать ситуацию успеха, используя индивидуальный и личностный подход к каждому ученику.

- Организовать дополнительные занятия для детей, особо нуждающихся в методической помощи.

Родителям:

-Помочь ребенку в преодолении тревоги и сомнений в собственных силах – значит создать условия, в которых он будет чувствовать себя спокойно и уверенно. Причем это касается не только проблем адаптации. Важно, чтобы ребенок чувствовал безопасность, поддержку и понимание дома, что близкие люди принимают его таким, какой он есть.

-В случае необходимости помогать ребенку в выполнении задания, но не делать вместо него.

-Быть самим более оптимистичными. Следить за выражением своего лица. Улыбаться чаще. Убеждать ребенка, что все будет хорошо.

-Помнить, что школа и семья существуют для ребенка, а не ребенок для школы.

03.11.2023 г.        

Психолог  __________  Цыганкова Е.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание Адаптация учащихся 5 классов к условиям обучения в средней школе

Презентация для проведения первого родительского собрания в 5 классе знакомит с условиями, влияющими на обучение пятиклассников, с возможными трудностями и дает методические советы родителям пятикласс...

Программа психологического сопровождения процесса адаптации учащихся 5 класса к условиям обучения в средней школе «Я – пятиклассник».

Программа психологического сопровождения процесса адаптации учащихся 5 класса к условиям обучения в средней школе...

Выступление педагога-психолога на классных родительских собраниях по теме «Адаптация учащихся 5-х классов к обучению в среднем звене школы»

Начало 5-го класса - сложный этап, и не только для ребенка, но и для учителей, и для родителей. Проблем много, и они не ограничиваются рамками учебного процесса, а связаны также с организацией жизни в...

СПРАВКА по результатам адаптации учащихся 1 классов к условиям обучения в начальном звене школы 2018-2019 учебном году

СПРАВКАпо результатам адаптации учащихся 1 классовк условиям обучения в начальном звене школы2018-2019 учебном году...

Программа психологического сопровождения процесса адаптации учащихся 5 класса к условиям обучения в средней школе «Я – пятиклассник».

В ходе социально-экономических реформ проблема адаптации человека к изменяющимся условиям стала одной из самых актуальных. Особенно остро она стоит перед подрастающим поколением. Нынешним школьникам п...

Адаптация учащихся 5-х классов к обучению в среднем звене школы.

Адаптация-зачастую сложный и продолжительный процесс. он зависит как от индивидуальных свойств личности, так и от помощи окружающих....