Виды влияния
материал по психологии (10, 11 класс)
Человек, находясь в обществе, постоянно испытывает чье-либо влияние,а также сам влияет на окружающих. Влияние может быть как позитивным, так и негативным/ деструктивным. Помочь разобраться с признаками того или иного вида влияния поможет данная таблица.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vidy_vliyaniya.doc | 45 КБ |
Предварительный просмотр:
Виды влияния
Вид влияния | Определение | Средства виляния |
Убеждение | Сознательное, аргументированное воздействие на человека или группу людей с целью изменения их суждения, отношения, намерения или решение | Предъявление ясных, четко сформированных аргументов в приемлемом темпе и в понятных терминах. Открытое признание как сильных, так и слабых сторон предлагаемого решения |
Самопрезентация | Открытое предъявление свидетельств своей компетентности и квалификации для того, чтобы быть оцененным по достоинству | Реальная демонстрация своих возможностей. Предъявление сертификатов, дипломов, отзывов, печатных работ и т.д. формулирование своих запросов и условий |
Просьба | Обращение к человеку с призывом удовлетворить потребности или желания | Ясные и вежливые формулировки. Проявление уважения к праву человека отказать в просьбе, если ее выполнение неудобно или противоречит целям другого человека |
Принуждение | Требование выполнить распоряжение, подкрепленное открытыми или подразумеваемыми угрозами. Принуждение переживается как давление со стороны другого человека или обстоятельств | Объявление жестко определенных сроков или способов выполнения работы без каких-либо объяснений или обоснований. Наложение не подлежащих обсуждению запретов и ограничений. Запугивание возможными последствиями. Угроза наказания, физической расправы |
Деструктивная критика | Высказывание пренебрежительных или оскорбительных суждений о личности человека и/ или грубое агрессивное осуждение, осмеяние его дел и поступков. Разрушительность критики состоит в том, что она не позволяет человеку «сохранить лицо», отнимает у него веру в себя | Принижение личности другого человека. Высмеивание того, что критикуемый не в состоянии изменить (внешность, социальное или национальное происхождение, тембр голоса и пр.). Высказывание справедливых критических замечаний человеку, которые находится в состоянии ошеломленности и подавленности неудачей |
Игнорирование | Умышленное невнимание по отношению к другому человеку, его высказываниям, действиям. Воспринимается как признак пренебрежения и неуважения. Иногда выступает как тактическая форма прощения бестактности или неловкости | Демонстративное пропускание слов другого человека мимо ушей. Невыполнение обещаний или опоздание с отсутствием попыток что-либо объяснить. Молчание и отсутствующий взгляд на вопрос, упрек или другое высказывание. Внезапная смена темы разговора |
Манипулирование | Скрытое от другого человека побуждение к переживанию определенных состояний, изменению отношения к чему-либо, принятию решений и выполнению действий, необходимых для достижения целей манипулятора. При этом для него важно, чтобы другой человек считал эти чувства, решения и действия своими собственными, а не «навязанными» извне и признавал ответственность за них | Нарушение личного пространства другого человека. Резкое ускорение или замедление темпа беседы. Поддразнивающие высказывания. («Тебя что, так легко расстроить?») Подзадоривающие высказывания. («Вряд ли ты сможешь…») «Невинный» обман, введение в заблуждение. («У нас в классе уже у всех есть компьютер») Преувеличенная демонстрация своей слабости, «глупости» для того, чтобы заставить другого человека помочь, сделать за манипулятора его работу. «Невинный» шантаж («дружеские»намеки на ошибки, промахи, допущенные другим человеком в прошлом и пр.) |
Виды влияния
Вид влияния | Определение | Средства виляния |
Убеждение | Сознательное, аргументированное воздействие на человека или группу людей с целью изменения их суждения, отношения, намерения или решение | Предъявление ясных, четко сформированных аргументов в приемлемом темпе и в понятных терминах. Открытое признание как сильных, так и слабых сторон предлагаемого решения |
Самопрезентация | Открытое предъявление свидетельств своей компетентности и квалификации для того, чтобы быть оцененным по достоинству | Реальная демонстрация своих возможностей. Предъявление сертификатов, дипломов, отзывов, печатных работ и т.д. формулирование своих запросов и условий |
Просьба | Обращение к человеку с призывом удовлетворить потребности или желания | Ясные и вежливые формулировки. Проявление уважения к праву человека отказать в просьбе, если ее выполнение неудобно или противоречит целям другого человека |
Принуждение | Требование выполнить распоряжение, подкрепленное открытыми или подразумеваемыми угрозами. Принуждение переживается как давление со стороны другого человека или обстоятельств | Объявление жестко определенных сроков или способов выполнения работы без каких-либо объяснений или обоснований. Наложение не подлежащих обсуждению запретов и ограничений. Запугивание возможными последствиями. Угроза наказания, физической расправы |
Деструктивная критика | Высказывание пренебрежительных или оскорбительных суждений о личности человека и/ или грубое агрессивное осуждение, осмеяние его дел и поступков. Разрушительность критики состоит в том, что она не позволяет человеку «сохранить лицо», отнимает у него веру в себя | Принижение личности другого человека. Высмеивание того, что критикуемый не в состоянии изменить (внешность, социальное или национальное происхождение, тембр голоса и пр.). Высказывание справедливых критических замечаний человеку, которые находится в состоянии ошеломленности и подавленности неудачей |
Игнорирование | Умышленное невнимание по отношению к другому человеку, его высказываниям, действиям. Воспринимается как признак пренебрежения и неуважения. Иногда выступает как тактическая форма прощения бестактности или неловкости | Демонстративное пропускание слов другого человека мимо ушей. Невыполнение обещаний или опоздание с отсутствием попыток что-либо объяснить. Молчание и отсутствующий взгляд на вопрос, упрек или другое высказывание. Внезапная смена темы разговора |
Манипулирование | Скрытое от другого человека побуждение к переживанию определенных состояний, изменению отношения к чему-либо, принятию решений и выполнению действий, необходимых для достижения целей манипулятора. При этом для него важно, чтобы другой человек считал эти чувства, решения и действия своими собственными, а не «навязанными» извне и признавал ответственность за них | Нарушение личного пространства другого человека. Резкое ускорение или замедление темпа беседы. Поддразнивающие высказывания. («Тебя что, так легко расстроить?») Подзадоривающие высказывания. («Вряд ли ты сможешь…») «Невинный» обман, введение в заблуждение. («У нас в классе уже у всех есть компьютер») Преувеличенная демонстрация своей слабости, «глупости» для того, чтобы заставить другого человека помочь, сделать за манипулятора его работу. «Невинный» шантаж («дружеские»намеки на ошибки, промахи, допущенные другим человеком в прошлом и пр.) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час для учащихся 9 класса школы 8 вида " Вредное влияние курения на организм человека"
МОУ Специальная (коррекционная) школа 7,8 видов № 2г.Электрогорск Моск.область. Классный час для учащихся 9 класса школы 8 вида на тему :«О вредном влиянии кур...
Влияние смены видов деятельности учащихся на уровень работоспособности на уроках английского языка в начальной школе
Поддержание высокого уровня работоспособности учащихся является одной из ключевых проблем для педагогов в современной образовательной школе. В начальных классах ...
Виды семейного неблагополучия и их влияние на психологическое развитие ребёнка
Материал для выступления психолога на методическом объединении классных руководителей...
Влияние критериальной системы оценивания презентаций на качество обучения продуктивным видам речи. Английский язык".
Цель работы - представить технологию проектной деятельности учащихся на уроках английского языка, которые дают возможность испо...
Опыт работы учителя по теме «Формы и виды уроков обобщения ,их влияние на развитие творческой самостоятельности, культуры мышления учащихся»
Опыт работы учителя по теме «Формы и виды уроков обобщения ,их влияние на развитие творческой самостоятельности, культуры ...
«Положительное влияние использования разнообразных графических материалов на создание условий для развития творческих способностей обучающихся в классах VII вида».
Освоение художественных материалов и техник в процессе обучения изобразительному искусству...
Изучение влияния игровых видов спорта на динамику внутригруппового взаимодействия школьников
Влияние группы на развитие ребенка велико. Человек - существо социальное, и поэтому зависим от окружающих его людей, ребенок - существо формирующееся и развивающееся, и поэтому зависим в...