Виды семейного неблагополучия и их влияние на психологическое развитие ребёнка
методическая разработка по психологии по теме
Материал для выступления психолога на методическом объединении классных руководителей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
material_dlya_moego_vystupleniya.doc | 117.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Материал для выступления
на методическом объединении классных руководителей
Тема:
«Различные виды семейного неблагополучия и
их влияние на психологическое развитие ребёнка».
Своеобразным индикатором семейного благополучия или неблагополучия оказывается поведение ребенка. Корни неблагополучия в поведении детей разглядеть легко, если дети вырастают в семьях явно неблагополучных. Гораздо труднее сделать это применительно к тем «трудным» детям и подросткам, которые воспитывались в семьях вполне благополучных. И только пристальное внимание к анализу семейной атмосферы, в которой проходила жизнь ребенка, попавшего в «группу риска», позволяет выяснить, что благополучие было относительным. Внешне урегулированные отношения в семьях зачастую являются своеобразным прикрытием царящего в них эмоционального отчуждения как на уровне супружеских, так и детско – родительских отношений.
Виды неблагополучных семей в современном обществе
Под неблагополучной мы склонны понимать такую семью, в которой нарушена структура, «размыты» внутренние границы, обесцениваются или игнорируются основные семейные функции, имеются явные или скрытые дефекты воспитания, вследствие чего нарушается психологический климат в ней и появляются «трудные» дети.
С учетом доминирующих факторов, оказывающих негативное влияние на развитие личности ребенка, неблагополучные семьи условно разделили на две большие группы, каждая из которых включает несколько разновидностей.
Первую группу составляют семьи с явной (открытой) формой неблагополучия: это так называемые конфликтные, проблемные семьи, асоциальные, аморально-криминальные и семьи с недостатком воспитательных ресурсов (в частности неполные).
Вторую группу представляют внешне респектабельные семьи, образ жизни которых не вызывает беспокойства и нареканий со стороны общественности. Однако ценностные установки и поведение родителей резко расходятся с общечеловеческими моральными ценностями, что не может не сказаться на нравственном облике воспитывающихся в таких семьях детей. Отличительной особенностью этих семей является то, что взаимоотношения их членов на внешнем, социальном уровне производят благоприятное впечатление, а последствия неправильного воспитания на первый взгляд незаметны, что иногда вводит окружающих в заблуждение. Тем не менее, они оказывают деструктивное влияние на личностное формирование детей. Эти семьи отнесены нами к категории внутренне неблагополучных (со скрытой формой неблагополучия). Разновидности таких семей довольно многообразны.
Отличительной особенностью семей с явной (внешней) формой неблагополучия является то, что формы этого типа семей имеют ярко выраженный характер, проявляющийся одновременно в нескольких сферах жизнедеятельности семьи (например, на социальном и материальном уровне), или же исключительно на уровне межличностных отношений. Обычно в семье с явной формой неблагополучия ребенок испытывает физическую и эмоциональную отверженность со стороны родителей (недостаточная забота о нем, неправильный уход и питание, различные формы семейного насилия, игнорирование его душевного мира переживаний). Вследствие у ребенка появляются чувство неадекватности, стыд за себя и родителей перед окружающими, страх и боль за свое настоящее и будущее.
Среди внешне неблагополучных семей наиболее распространенными являются те, в которых один или несколько членов зависимы от употребления психоактивных веществ (алкоголя). Человек, страдающий от алкоголизма и наркотиков, вовлекает в свое заболевание всех близких людей. Поэтому неслучайно специалисты стали обращать внимание не только на самого больного, но и на его семью, так как это семейное заболевание, семейная проблема. Алкоголизм может отрицательно влиять не только в момент зачатья и во время беременности, но и на протяжении всей жизни ребенка. Взрослые в такой семье, забыв о родительских обязанностях, целиком и полностью погружаются в «алкогольную субкультуру», что сопровождается потерей общественных и нравственных ценностей и ведет к социальной и духовной деградации. Жизнь детей в подобной семейной атмосфере становится невыносимой, превращает их в социальных сирот при живых родителях. Совместная жизнь с больным алкоголизмом приводит к серьезным психическим нарушениям у других членов семьи, комплекс которых обозначается специалистами таким термином, как созависимость.
Созависимость возникает в ответ на затянувшуюся стрессовую ситуацию в семье и приводит к страданиям всех членов семейной группы. Особенно в этом плане уязвимыми являются дети. Отсутствие необходимого жизненного опыта, неокрепшая психика – все это приводит к тому, что царящая в доме дисгармония, ссоры и скандалы, непредсказуемость и отсутствие безопасности, а так же отчужденное поведение родителей глубоко травмирует детскую душу, и последствия этого морально – психологического травмирования зачастую накладывают глубокий отпечаток на всю дальнейшую жизнь.
Важнейшие особенности процесса взросления детей из «алкогольных» семей заключаются в том, что:
- дети вырастают с убеждением, что мир – это небезопасное место и доверять людям нельзя;
- дети вынуждены скрывать свои истинные чувства и переживания, чтобы быть принятыми взрослыми; не осознают своих чувств, не знают, в чем их причина и что делать с этим, но именно сообразно с ними они строят свою жизнь, отношения с другими людьми, с алкоголем и наркотиками;
- дети переносят свои душевные раны и опыт во взрослую жизнь, часто становясь химически зависимыми. И вновь появляются те же проблемы, что были в доме их пьющих родителей;
- дети чувствуют эмоциональное отвержение взрослых, когда по неосмотрительности допускают ошибки, когда не оправдывают ожидания взрослых, когда открыто, проявляют свои чувства и заявляют о своих потребностях;
- дети, особенно старшие в семье, вынужденно берут на себя ответственность за поведение их родителей;
- родители могут не воспринимать ребенка как отдельное существо, обладающее собственной ценностью, считают, что ребенок должен чувствовать, выглядеть и делать то же, что и они;
- самооценка родителей может зависеть от ребенка. Родители могут относиться к нему, как к равному не давая ему возможности быть ребенком;
- семья с алкоголезависемыми родителями опасна своим десоциализирующим влиянием не только на собственных детей, но и распространением разрушительное воздействия на личностное становление детей из других семей. Как правило, вокруг таких домов возникают целые компании соседских ребят, благодаря взрослым они приобщаются к алкоголю и криминально – аморальной субкультуре, которая царит в среде пьющих людей.
Среди явно неблагополучных семей большую группу составляют семьи с нарушением детско – родительских отношений. В них десоциализируются влияние на детей проявляются не прямо через образцы аморального поведения родителей, как в «алкогольных» семьях, а косвенно, вследствие хронических осложненных, фактически нездоровых отношений между супругами, которые характеризуются отсутствием взаимопонимания и взаимоуважения, нарастанием эмоционального отчуждения и преобладанием конфликтного взаимодействия.
Конфликтными супружескими союзами называются такие семьи, в которых постоянно имеются сферы, где сталкиваются интересы, намерения, желания всех или нескольких членов семьи (супругов, детей, других родственников, проживающих совместно), порождая сильные и продолжительные отрицательные эмоциональные состояния, непрекращающуюся неприязнь супругов друг к другу.
Конфликт – хроническое состояние такой семьи. Независимо от того является ли конфликтная семья шумной, скандальными, где повышенные тона, раздраженность становятся нормой взаимоотношений супругов, или тихая, где супружеские отношения отмечены полным отчуждение, стремление избегать всякого взаимодействия, она отрицательно влияет на формирование личности ребенка и может стать причиной различных асоциальных проявлений в виде отклоняющегося поведения.
В конфликтных семьях часто отсутствует моральная, психологическая поддержка. Характерной особенностью конфликтных семей является так же нарушение общения между ее членами. Как правило, за затяжными, неразрешенным конфликтом или ссорой скрывается неумение общаться.
Конфликтные семьи более «молчаливы», чем бесконфликтные, в них супруги реже обмениваются информацией, избегают лишних разговоров. В таких семьях практически никогда не говорят «мы», предпочитая говорить только «я», что свидетельствует о психологической изолированности брачных партнеров, их эмоциональной разобщенности. И, наконец, в проблемных, вечно ссорящихся семьях общение друг с другом строится в режиме монолога, напоминая разговор глухих: каждый говорит свое, самое важное, наболевшее, но никто его не слышит; в ответ звучит такой же монолог.
Дети, пережившие ссоры между родителями, получают неблагоприятный опыт в жизни. Негативные образы детства очень вредны, они обуславливают мышление, чувства и поступки уже в зрелом возрасте.
Дети нередко испытывают острый дефицит родительской любви, ласки и внимания из – за служебной или личной занятости супругов. Следствием такого семейного воспитания детей довольно часто становится ярко выраженный эгоизм, заносчивость, нетерпимость, трудности общения со сверстниками и взрослыми.
В. В. Юстицкис в своей классификации выделяет семью «недоверчивую», «легкомысленную», «хитрую» - этими метафоричными названиями он обозначает определенные формы скрытого семейного неблагополучия.
«Недоверчивая» семья. Характерная черта - повышен ная недоверчивость к окружающим (соседям, знакомым, товарищам по работе, работникам учреждений, с которы ми представителям семьи приходится общаться). Члены семьи заведомо считают всех недоброжелательными или просто равнодушными, а их намерения по отношению к семье враждебными.
Такая позиция родителей формирует и у самого ребенка недовер чиво-враждебное отношение к другим. У него развиваются подозрительность, агрессивность, ему все труднее вступать в дружеские контакты со сверстниками. Дети из подобных семей наиболее уязвимы для влияния антиобщественных групп, так как им близка психология этих трупп: враждебность к окружающим, агрес сивность. Поэтому с ними нелегко установить душевный контакт и завоевать их доверие, так как они заранее не верят в искренность и ждут подвоха.
«Легкомысленная» семья. Отличается беззаботным от ношением к будущему, стремлением жить одним днем, не заботясь о том, какие последствия сегодняшние поступ ки будут иметь завтра. Члены такой семьи тяготеют к сиюминутным удовольствиям, планы на будущее, как пра вило, неопределенны. Если кто-то и выражает неудовлет воренность настоящим и желание жить иначе, он не задумывается об этом всерьез.
Дети в таких семьях вырастают слабовольными, неорганизованными, их тя нет к примитивным развлечениям. Проступки они совер шают чаще всего по причине бездумного отношения к жизни, отсутствия твердых принципов и несформированности волевых качеств.
В «хитрой» семье, прежде всего, ценят предприимчи вость, удачливость и ловкость в достижении жизненных целей. Главным считается умение добиваться успеха крат чайшим путем, при минимальной затрате труда и времени. При этом члены такой семьи порой легко переходят границы дозволенного. Законы и нравственные нормы. К таким качествам, как трудолюбие, терпение, на стойчивость, отношение в подобной семье скептичес кое, даже пренебрежительное. В результате тако го «воспитания» формируется установка: главное - не попадаться.
Рассмотрим ещё некоторые виды семей, относящихся к скрытым формам семейного неблагополучия:
Семьи, ориентированные на успех ребенка.
Возможная разновидность внутренне неблагополучной семьи — кажущиеся совершенно нормальными типичные семьи, где родители вроде бы уделяют детям достаточно внимания и придают им значение. Весь диапазон семей ных взаимоотношений разворачивается в пространстве между возрастными и индивидуальными особенностями детей и предъявляемыми им со стороны родителей ожи даниями, которые, в конечном счете, формируют отно шение ребенка к себе и к своему окружению. Родители внушают детям стремление к достижениям, что часто сопровождается чрезмерной боязнью неудачи. Ребенок чув ствует, что все его положительные связи с родителями за висят от его успехов, боится, что его будут любить, лишь пока он все делает хорошо. Эта установка даже не требу ет специальных формулировок: она так ясно выражается через повседневные действия, что ребенок постоянно находится в состоянии повышенного эмоционального напряжения только по причине ожидания вопроса о том, как обстоят его школьные (спортивные, музыкальные и т.п.) дела. Он заранее уверен, что его ждут «справедливые» упреки, назидания, а то и более серьезные наказания, если ему не удалось добиться ожидаемых успехов.
Псевдовзаимные и псевдовраждебные семьи.
Для описания нездоровых семейных отношений, ко торые носят скрытый, завуалированный характер, неко торые исследователи используют понятие гомеостаза, подразумевая под этим семейные узы, которые являются сдерживающими, обедненными, стереотипными и почти неразрушимыми. Наиболее известными являются две формы таких отношений - псевдовзаимность и псевдо враждебность. В обоих случаях речь идет о семьях, чле ны которых связаны между собой бесконечно повторяю щимися стереотипами эмоциональных взаимореагирова ний и находятся в фиксированных позициях в отношении друг к другу, препятствующих личностному и психологи ческому отделению членов семьи. Псевдовзаимные семьи поощряют выражение только теплых, любящих, поддер живающих чувств, а враждебность, гнев, раздражение и другие негативные чувства всячески скрывают и подавля ют. В псевдовраждебных семьях, наоборот, принято выра жать лишь враждебные чувства, а нежные -отвергать.
Подобная форма супружеского взаимодействия мо жет быть перенесена и в сферу детско-родительских отно шений, что не может не отразиться на формировании личности ребенка. Он не столько учится чувствовать, сколько «играть в чувства», причем ориентируясь исклю чительно на положительную сторону их проявления, ос таваясь при этом эмоционально холодным и отчужден ным. Став взрослым, ребенок из такой семьи, несмотря на наличие внутренней потребности в заботе и любви, будет предпочитать невмешательство в личные дела чело века, пусть даже самого близкого, а эмоциональное от странение вплоть до полного отчуждения возведет в свой главный жизненный принцип.
Исследователи, занимающиеся изучением психологии семей, выделяют так же три конкретных формы неблагополучия семьи: соперничество, мнимое сотрудничество и изоляция.
Соперничество проявляется в виде стремления двух или более членов семьи обеспечить себе главенствующее положение в доме. На первый взгляд, это - главенство в принятии решений: финансовых, хозяйственных, пе дагогических (касающихся воспитания детей), органи зационных и т.п. Известно, что проблема лидерства в се мье особенно остро стоит в первые годы брака: муж и жена нередко ссорятся из-за того, кому из них быть гла вой семьи. Соперничество является свидетельством того, что на стоящего главы в семье нет. Ребенок в такой семье растет с отсутствием традиционного разделения ролей в семье, для него является нормой выяснение кто в «семье главный» при каждом удобном случае. У ребенка формируется мнение, что конфликты это норма.
Мнимое сотрудничество. Такая форма семейного неблагополучия тоже довольно распространена, хотя на внешнем, социальном, уровне «прикрыта» кажущимися гармоничными отношениями супругов и других членов семьи. Конфликтов между мужем и женой или супруга ми и их родителями на поверхности не видно. Но это временное затишье продолжается лишь до того момента, пока кто-то из членов семьи не меняет своей жизненной позиции. Мнимое сотрудничество может отчетливо проявить ся и в ситуации, когда, наоборот, кто-то из членов семьи-(чаще жена) после длительного периода занятий только домашними делами решает включиться в профессио нальную деятельность. Карьера требует мно го сил и времени, поэтому, естественно, домашние дела, которые выполняла только жена, приходится перераспределять между другими членами семьи и чему они не готовы. В такой семье у ребенка не формируется установка на сотрудничество с членами своей семьи, находить компромисс. Наоборот, он считает, что каждый должен поддерживать другого, пока это не идет вразрез его личным интересам.
Изоляция - довольно распространенная форма семейной неблагополучия. Относительно простой вариант подобной трудности в семье -психологическая изолированность кого-то одного в семье от других, чаще всего это овдовевший родитель одного из супругов. Несмотря на то, что он живет в доме своих детей непосредственного участия в жизни семьи он не принимает. Никто не интересуется его мнением по тем или иным вопросам, его не привлекают к обсуждению важных семейных проблем и даже о самочувствии не спрашивают, так, как всем известно, что «он всегда хворает». К нему просто привыкли, как к предмету интерьера и считают своим долгом только позаботиться о том, чтобы он был своевременно накормлен.
Возможен вариант взаимной изоляции двух или более членов семьи. Например, эмоциональное отчуждение супругов может привести к тому, что каждый из них пред почитает большую часть времени проводить за предела ми семьи, имея свой круг знакомых, дел и развлечений. Оставаясь супругами чисто формально, оба скорее отбы вают, чем проводят время дома. Семья держится либо на необходимости воспитывать детей, либо из престижных, финансовых и других подобных соображений.
Взаимоизолированными могут стать молодая и роди тельская семьи, проживающие под одной крышей. Под час они и домашнее хозяйство ведут отдельно, как две семьи в коммунальной квартире. Разговоры вращаются, главным образом, вокруг бытовых проблем: чья очередь убирать в местах общего пользования, кому и сколько платить за коммунальные услуги и т.п.
В такой семье ребенок наблюдает ситуацию эмоционального, психологического, а под час и физической изолированности членов семьи. У такого ребенка нет чувства привязанности к семье, он не знает что такое переживание за другого члена семьи, если тот старый или больной.
Данную типологию можно дополнить еще одной разновидностью, которую мы условно назвали семьей «пограничного» характера, так как переход ее из категории благополучных в свой антипод происходит незаметно, а резкое изменение психологического климата обнаруживается только тогда, когда отношения в семье оказываются совершенно разлаженными и эмоциональная разобщенность супругов часто завершается разводом.
Семьи с недееспособными членами. Особую категорию в этой группе составляют семьи с недееспособными членами. Среди них, в свою очередь, можно выделить семьи с родителями-инвалидами или хронически больными взрослыми членами семейной группы. Семейная обстановка в таких случаях становится стрессогенной, дестабилизирует межличностные отношения супругов и создает вокруг ребенка специфический социальный и психологический фон, который не может не отразиться на формировании его личности.
Семьи с детьми-инвалидами и хронически больными детьми. Своеобразный психологический климат складывается в таких семьях, что обусловливает отнесение их к категории неблагополучных. Пребывание подобных детей в семье создает много сложностей, которые условно могут быть разделены на две группы: первая - как семья влияет на состояние больного ребенка; вторая - каким образом состояние хронически больного ребенка меняет психологический климат в семье.
Семьи с нарушением структуры семейных ролей - одна из разновидностей «пограничных» семей. В них нарушается структура семейных ролей, и они становятся патологизирующими.
В случае возникновения патологизирующих ролей, связанных, в основном, с нарушением взаимоотношений семьи и ее социального окружения, изменяются отношения с соседями, с другими семьями, родственниками, государственными учреждениями и т.д. Появляются такие разновидности семейных групп, как «семья-крепость», «семья с антисексуальной идеологией», «семья-санаторий», «семья-театр», где граница между благополучием и неблагополучием едва уловима в первоначальный период функционирования семьи. Однако со временем семейное неблагополучие становится настолько очевидным, что ни у самих членов семьи, ни у ее социального окружения не возникает на этот счет никаких сомнений. В центре «семьи-крепости» находится индивид с нервно-психическими расстройствами, которые выражаются в склонности к паранойяльным реакциям. Он использует свое влияние в семье для того, чтобы побудить других членов семейной группы принять его представление о том, что «все против нас», «на нас нападают – мы защищаемся». Это неизбежно приводит к перестройке отношений в семье: возникают межличностные роли «вождя» и его «соратников по борьбе».
Семья с «антисексуальной идеологией» чаще всего появляется под преимущественным влиянием индивида с нарушениями потенции. После принятия семьей той точки зрения, что в окружающем мире царит разврат и что долг людей – бороться с ним, особенности поведения члена семьи с нарушениями сексуальной потенции начинают выглядеть похвальной сдержанностью.
Подобным образом ситуация может развиваться и в «семье-театре», которая посвящает всю свою жизнь борьбе за демонстративный престиж в ближайшем окружении. Обычно семьи подобного типа возникают под влиянием индивида, имеющего определенные психологические проблемы в реализации самооценки.
Перечисленные формами не исчерпыва ются разновидности семейного неблагополучия. При этом каждый из взрослых сознательно или неосознанно стремится использовать детей в выгодной для себя функ ции. Дети, по мере взросления и осознания семейной ситуации, начинают играть со взрослыми в игры, прави ла которых им были навязаны. Особенно отчетливо не простое положение детей в семьях с теми или иными формами психологического неблагополучия проявляется в ролях, которые они вынуждены принимать на себя по инициативе взрослых. Какая бы ни была роль - положи тельная или отрицательная - она в равной степени нега тивно сказывается на формировании личности ребенка, что не замедлит отразиться на его самоощущении и на взаимоотношениях с окружающими не только в детском возрасте, но и во взрослом состоянии.
Кроме того, семейное благополучие явление относительное и может носить временный характер. Часто вполне благополучная семья переходит в категорию либо явно, либо скрыто неблагополучных семей. Поэтому необходимо постоянно проводить работу по профилактике семейного неблагополучия. Это постоянная забота психолога и социального педагога.
Но даже в благополучных семьях дети могут испытывать психологический дискомфорт. Это может быть связано с особенностями семейного воспитания, форм взаимоотношений родителей с детьми, методов и средств педагогического воздействия, вариантов родительского поведения. Вам они хорошо знакомы, я лишь напомню.
Варианты родительского поведения.
1. Строгий – родитель
2. Объяснительный – родитель.
3. Автономный – родитель
4. Компромиссный
5.Содествующий – родитель
6. Сочувствующий – родитель
7. Потакающий – родитель
8. Ситуативный – родитель
9. Зависимый – родитель
Внутренняя педагогическая позиция родителей, их взгляды на воспитание детей в семье всегда находят отражение в манере родительского поведения, характере общения и особенностях взаимоотношений с детьми.
Выделяются следующие стили родительского поведения:
«Командир-генерал».
«Родитель-психолог».
«Судья».
«Священник».
«Циник».
Стили воспитания, которые специалисты относят к неблагополучным семьям, дети из которых чаще всего оказываются в «группах риска»:
Попустительско-снисходительный стиль
Демонстративный стиль.
Педантично-подозрительный стиль.
Жестко-авторитарный стиль
Увещевательный стиль
Отстраненно-равнодушный
Воспитание по типу «кумир семьи».
Непоследовательный стиль.
Психологический комфорт ребенка зависит от того, насколько семья удовлетворяет его основные психологические потребности. Именно семья должна обеспечить ребенку чувство защищенности, бескорыстной любви, условия для личностного развития.
семьи с явной (открытой) формой неблагополучия | конфликтные | |||
проблемные | ||||
асоциальные | ||||
аморально-криминальные | ||||
с недостатком воспитательных ресурсов (в частности неполные) | ||||
в которых один или несколько членов зависимы от употребления психоактивных веществ, в том числе алкоголя. | ||||
семьи с нарушением детско – родительских отношений | конфликтные семьи | |||
аморальное поведение родителей | ||||
отсутствием взаимопонимания и взаимоуважения между родителями | ||||
нарушение общения между членами семьи | ||||
часто конфликтующие семьи | ||||
Высокая служебная или семейная занятость родителей | ||||
«Недоверчивая» семья | ||||
«Легкомысленная» семья | ||||
«хитрая» семья | ||||
внешне респектабельные семьи | ориентированные на успех ребенка | |||
Псевдовзаимные и псевдовраждебные семьи | ||||
соперничество | ||||
мнимое сотрудничество | ||||
изоляция | ||||
семьей «пограничного» характера | семьи с недееспособными членами | |||
семьи с детьми-инвалидами и хронически больными детьми | ||||
Семьи с нарушением структуры семейных ролей | «семья-крепость» | |||
«семья с антисексуальной идеологией» | ||||
«семья-санаторий» | ||||
«семья-театр» | ||||
Благополучные семьи |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Проблема семейного неблагополучия и его влияния на развитие личности подростка в трудах отечественных и зарубежных исследователей»
Данная работа затрагивает проблемы семейного неблагополучия и его влияния на развитие личности подростка, рассматривает виды и типы неблагополучных семей, особенности подростков, воспитывающихся в неб...
Буклет для родителей "Влияние семейного воспитания на развитие ребёнка"
В своей работе с родителями, использую информирование родителей через буклеты...
Методические рекомендации для родителей - "Влияние музыки на развитие ребёнка"
Часто родители задают вопрос: «Каждого ли ребёнка нужно учить музыке?». На этот счёт у современной музыкальной педагогики нет разногласий. Учить музыке надо всех детей без исключения....
«Стиль семейного воспитания и его влияние на развитие ребёнка»
В данной разработке представлен конспект родительского собрания на тему «Стиль семейного воспитания и его влияние на развитие ребёнка»....
Занятие с элементами тренинга «Конфликты в семейных отношениях и их влияние на развитие и воспитание ребёнка»
Цель: осознание родительской роли, определение истинных ценностей в своей жизни и реализация своих возможностей в воспитании ребенка.Задачи: - Научиться разрешать конфликты мирным путем, не ...
Влияние музыки на развитие ребёнка
Влияние музыки на развитие ребенкаОсобенность детей в том, что они способны впитывать новые знания и навыки, как губка. Формирование их характера, личности, жизненных приоритетов и...