Влияние смены видов деятельности учащихся на уровень работоспособности на уроках английского языка в начальной школе
статья по теме
Поддержание высокого уровня работоспособности учащихся является одной из ключевых проблем для педагогов в современной образовательной школе. В начальных классах на уроках английского языка большое внимание уделяется обучению различным видам деятельности: аудированию, говорению, чтению и письму. Встает вопрос, как запланировать урок, чтобы использовать различные виды деятельности и уровень работоспособности оставался высоким.
Для ответа на данный вопрос было проведено исследование по теме: «Влияния смены видов деятельности учащихся на их работоспособность на примере 2 «А» класса по предмету «английский язык».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya__bondarenko.doc | 85.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Бондаренко О.Н.
Влияние смены видов деятельности учащихся на уровень работоспособности на уроках английского языка в начальной школе
Поддержание высокого уровня работоспособности учащихся является одной из ключевых проблем для педагогов в современной образовательной школе. В начальных классах на уроках английского языка большое внимание уделяется обучению различным видам деятельности: аудированию, говорению, чтению и письму. Встает вопрос, как запланировать урок, чтобы использовать различные виды деятельности и уровень работоспособности оставался высоким.
Для ответа на данный вопрос было проведено исследование по теме: «Влияния смены видов деятельности учащихся на их работоспособность на примере 2 «А» класса по предмету «английский язык».
Цель исследования – выявление влияния смены деятельности учащихся на уровень работоспособности.
Исходя из цели, поставлены следующие задачи:
- Выявить влияние применения различных видов деятельности учащихся на уровень работоспособности.
- Определить наиболее оптимальное число видов деятельности учащихся для поддержания высокого уровня работоспособности.
- Составить методические рекомендации для педагогов.
Гипотеза:
Использование различных видов деятельности на уроках английского языка влияет на уровень работоспособности учащихся.
Исследование проводилось поэтапно:
- Подготовительный этап: изучение психолого-педагогической литературы по теме исследования, знакомство с классом, консультации с психологом младшего звена по особенностям учащихся класса (внимание, память, мышление, мотивация, тревожность). Разработка конспектов уроков с учетом полученных рекомендаций.
- Формирующий этап: проведение трех экспериментальных уроков: первый – с использованием пяти видов деятельности учащихся, второй - с одним, третий - с тремя.
- Заключительный этап: систематизация результатов исследования, выводы, методические рекомендации.
Подготовительный этап
Прежде всего, хотелось бы дать понятие работоспособности. Работоспособность – это потенциальная возможность человека выполнять целесообразную деятельность на заданном уровне эффективности в течение определенного времени.
При изучении психолого-педагогической литературы мы пришли к выводу, что в качестве контрольного показателя необходимо рассматривать не только работоспособность, но и утомление.
Утомление - временное состояние организма, характеризующееся снижением его работоспособности в результате длительной или чрезмерной нагрузки.
Стремясь к высоким показателям работоспособности, не стоит забывать о признаках утомления:
- снижение работоспособности;
- снижение памяти;
- ослабление внимания;
- двигательные беспокойства;
- отвлечения;
- учащение или замедление пульса;
- повышение или понижение АД;
- частоте дыхания;
- покраснение или побледнение кожного покрова;
- влажности ладоней;
- усиление слюноотделения или сухости во рту.
Диагностика работоспособности и утомления проводилась в начале и конце каждого урока с помощью методик корректурных проб.
Формирующий этап
Занятия проводятся по программе Биболетовой М.З., Денисенко О.А, Трубанева Н.Н. Учебник английского языка для 2 класса общеобразовательных учреждений - Английский с удовольствием (Enjoy English), часть 2. Время между каждым экспериментальным уроком – не менее двух недель.
Первый экспериментальный урок.
Тема: Описание животных.
Урок с пятью видами деятельности: аудирование, говорение, письмо, чтение и перевод. Время стандартного урока — 40 минут. Около 5 минут уходит на такие этапы урока, как организацию начала урока, физкультурную паузу, подведение итогов и формулирование домашнего задания. Соответственно, на каждый вид деятельности в среднем приходилось 7 минут.
Второй экспериментальный урок.
Тема: Отрицательные предложения.
Урок с одним видом деятельности - самостоятельным выполнением упражнений по рабочей тетради. Остальные этапы урока по-прежнему сохранялись, но были предусмотрены две физкультурные паузы по мере необходимости.
Третий экспериментальный урок.
Тема: Повторение по теме «Еда».
Урок с тремя видами деятельности - говорение, чтение и письмо. Этапы урока сохраняются по-прежнему.
Заключительный этап
Полученные данные по уровню работоспособности учеников представлены в виде сводной таблицы 1.
Таблица 1
Сравнительная характеристика работоспособности учащихся
Уровень работоспособности | Урок с 5 видами деятельности, (% учеников) | Урок с 1 видом деятельности, (% учеников) | Урок с 3 видами деятельности, (% учеников) |
Низкий | 22,2 | 62,5 | 50 |
Средний | 77,8 | 37,5 | 30 |
Высокий | 0 | 0 | 20 |
Согласно таблице 1, на уроке с пятью видами деятельности не наблюдался высокий уровень работоспособности, но оказался высоким показатель среднего уровня - 77,8 %. Низкий уровень составил 22,2 %.
Урок с одним видом деятельности также не продемонстрировал высокий уровень работоспособности, но показатели среднего уровня резко сократились - до 37,5 %, а низкого уровня еще более резко возросли - до 62,5 %.
Урок с тремя видами деятельности показал 20 % высокого уровня работоспособности и среднего - 30 %. Но при этом у 50 % учеников отмечен низкий уровень работоспособности.
Таким образом, наибольший процент низкого уровня работоспособности показал урок с одним видом деятельности, наибольший процент среднего уровня — урок с пятью видами деятельности, а высокий уровень работоспособности - только урок с тремя видами деятельности.
Данные по видам утомления представлены в таблице 2.
Таблица 2
Сравнительная характеристика по видам утомления
Вид утомления | Урок с 5 видами деятельности, (% учеников) | Урок с 1 видом деятельности, (% учеников) | Урок с 3 видами деятельности, (%учеников) |
Без изменения | 44,4 | 0 | 10 |
Врабатывание | 11,1 | 12,5 | 30 |
Первые признаки утомления | 0 | 0 | 20 |
Утомление | 44,4 | 50 | 20 |
Выраженное утомление | 0 | 37,5 | 20 |
Согласно таблице 2, наибольшее число учащихся, состояние которых не изменилось на уроке с пятью видами деятельности - 44,4 %, на уроке с тремя видами деятельности — 10 %. Врабатывание на уроке с пятью видами — 11,1%, с одним — 12,5%, с тремя — 30%. Первые признаки утомления наблюдались только на уроке с тремя видами деятельности — 20 %. Показатель утомления на уроке с пятью видами деятельности — 44,4 %, с одним — 50 %, а с тремя — 20 %. Выраженное утомление на уроке с одним видом деятельности составило 37,5 %, с тремя — 20%.
Заключительные выводы
Исходя из полученных результатов, можно сделать следующие выводы:
- Смена деятельности учащихся на уроках английского языка влияет на уровень работоспособности.
- В ходе эксперимента выяснилось, что
- При пяти различных видах деятельности на уроке высокие показатели среднего уровня работоспособности и процент утомления ниже по сравнению с другими экспериментальными уроками, а показатели врабатывания и состояния без изменений в целом - выше.
- Применение одного вида деятельности на уроке дает самые низкие показатели работоспособности и самую высокую утомляемость.
- Урок с использованием трех видов деятельности — единственный, на котором уровень работоспособности высокий, но в то же время и показатель низкого уровня работоспособности возрос до 50%. Общее утомление после такого урока составляет 60 %.
На основе полученных выводов составлены следующие методические рекомендации:
- Для достижения высокого уровня работоспособности на уроках английского языка в данном экспериментальном классе следует использовать три вида деятельности. На каждый вид деятельности должно уходить не более 10 минут. При этом уделять внимание профилактике утомляемости, например, включить в занятие больше динамических пауз.
- Не использовать на уроке только один вид деятельности, поскольку это дает низкий уровень работоспособности и высокий уровень утомляемости учащихся.
- Наиболее оптимальный для учащихся урок с использованием пяти видов деятельности. Время на каждый вид деятельности должно составлять в среднем 7 минут. При такой организации урока средняя работоспособность учащихся выше, а утомляемость — ниже.
Таким образом, использование различных видов деятельности на уроках английского языка влияет на уровень работоспособности учащихся, что подтверждает нашу гипотезу.
Список литературы
- Биболетова М.З., Денисенко О.А, Трубанева Н.Н.
Английский язык: Английский с удовольствием (Enjoy English). Ч. 2: Учебник англ. яз. для 2 кл. общеобраз. учрежд. - Обнинск: Титул, 2006.
- Биболетова М.З., Денисенко О.А, Трубанева Н.Н.
Английский язык: Книга для учителя к учебнику английского языка. Английский с удовольствием (Enjoy English). Ч. 2: Учебник англ. яз. для 2 кл. общеобраз. учрежд. - Обнинск: Титул, 2006.
- Биболетова М.З., Денисенко О.А, Трубанева Н.Н.
Английский язык: Рабочая тетрадь к учебнику английского языка. Английский с удовольствием (Enjoy English). Ч. 2: Учебник англ. яз. для 2 кл. общеобраз. учрежд. - Обнинск: Титул, 2006.
- Лубовский Д.В. Психодиагностические методы в работе с учащимися 1-2 классов: Рабочая тетрадь. - М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж; Издательство НПО «МОДЭК», 2002.
- Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. – М.Инфра-М. 2006.
- Родина Н.М. Закономерности усвоения элементов коммуникаций в различных видах деятельности.// Детский сад от А до Я, №1, 2004.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
статья "ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ УСТНЫХ ФОРМ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ"
В данной статье предоставлены материалы, отражающие важность использования устных форм контроля знаний на уроках иностранного языка....
Использование игр как ведущего вида деятельности при раннем обучении на уроках английского языка во 2 классе начальной школы ( по УМК под редакцией В.П.Кузовлева и др.)
Современные условия жизни требуют от педагога создать такие условия для обучения, чтобы каждый учащийся стал личностью, ответственным и знающим гражданином, способным решать новые, не встречающи...
Игровая деятельность на уроках английского языка в начальной школе
Тема моего самообразования...
Игровая деятельность на уроках английского языка в начальной школе
Источник: http://festival.1september.ru/articles/570623/...
Статья "Использование технологии развития критического мышления для формирования коммуникативной компетенции учащихся на уроке английского языка в начальной школе."
В статье представлен опыт работы по применению ТРКМ в начальной школе....
ВИДЫ ТРУДНОСТЕЙ В ПРОЦЕССЕ ПОРОЖДЕНИЯ СВЯЗНОГО ВЫСКАЗЫВАНИЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ И СПОСОБЫ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ СРЕДСТВ ОБРАЗНОЙ НАГЛЯДНОСТИ
Рассмотрены основные трудности, возникающие у младших школьников на этапе порождения связного монологического высказывания и способы их преодоления с помощью средств образной наглядности....
Модульная технология как средство самостоятельной деятельности учащихся на уроках английского языка в начальной школе
Модульная технология как средство самостоятельной деятельности учащихся на уроках английского языка в начальной школе...
Комментарии
Каждый класс нуждается в