Опыт работы учителя по теме «Формы и виды уроков обобщения ,их влияние на развитие творческой самостоятельности, культуры мышления учащихся»
статья по английскому языку на тему

Пушкашу Ольга Федоровна

 

Опыт работы  учителя  по  теме «Формы  и виды  уроков  обобщения ,их  влияние  на  развитие  творческой  самостоятельности, культуры  мышления  учащихся»

дает представление  о  различных видах  и формах  работы  по активизации  изученного  материала, закрепления приобретенных умений и  навыков. Изложенные формы обобщения  могут  использоваться как  цельно,  так  и фрагментально  по  различным  темам. Формы  работы, приведенные  учителем,    развивают  все  виды речевой  деятельности. Ценным  является возможность задействовать  всех  детей с  разным  уровнем  подготовки,  каждому проявить  инициативу, самостоятельность, творчество, оценить  себя  и своих  одноклассников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формы  и виды   уроков  обобщения   английского  языка, их  влияние на  развитии  творческой  самостоятельности , культуры  мышления учащихся.

 (Из  опыта  работы-ПУШКАШУ  О.Ф.-

учителя  английского  языка  МБОУ  СОШ №19г.Ставрополь)

В  современной методике  преподавания иностранного языка осуществляется  много  форм  и методов  ведения  уроков  направленных  на  выявление  конечного  результата  обучения. Все  методические журналы , метод пособия  изобилуют  наличием  рекомендаций  по  использованию проектной  методики в  работе  над изучаемыми  темами. Но , на  мой  взгляд, часто использование  проектов не  совсем  правомерно, т.к. дети  привыкают  к  такому  виду  работы, теряется ощущение  новизны  и  интереса  изучаемой  работы Поэтому  с  целью  разнообразия  форм урока, направленных  на  обобщение  изучаемого  материала, я  использую  такие  формы  систематизации знаний  учащихся ,которые помогают  мне  активизировать повторение   ранее изученного  материала, закрепить  приобретенные  учащимися умения  и навыки,  сделать изучение  материала  более привлекательным, повысить уровень  самостоятельной  работы  или  ответственность  каждого  за  конечный  результат  работы  в группе.

Одной  из  форм  обобщения  знаний  является  викторина, которая может   служить  для  углубления  знаний  учащихся по  изучаемой  теме. Разнообразные  по  содержанию и  форме  викторины открывают  простор  для  творчества  школьников. Хорошо  подготовленные  они  становятся настоящим  праздником для    учащихся.

По  содержанию я выделяю следующие  викторины:

1.Тематические    викторины

а ) страны  изучаемого  языка

б) литературные  викторины

г)  викторины о  различных  областях  знаний

Чаще  всего  я  использую  викторины  по  странам изучаемого языка, которые  позволяют  зафиксировать  уровень самостоятельной  работы  учащихся  в  работе  с  дополнительной  литературой, а также  знание  фактического  материала  изучаемой  страны. Проведение   викторины  является  уместной   даже после  презентации проектов  по  изучаемым  странам,  так  как  дает  возможность  проверить  уровень понимания  прослушанного  материала.

2. Развлекательно –тематические  викторины

способствуют  развитию  сообразительности, находчивости, гибкости мышления, логики . Я часто использую  кроссворды , вопросы- картинки    (приложение №1).

3. Лингво- страноведческие  викторины

способствуют  самостоятельной  работе  учащихся  над  языковым  материалом, учат приемам   самостоятельной  работы  со  словом, более  внимательному  отношению к  различным языковым  явлениям. Как  правило, это  небольшие  викторины по  объему. Примером  может служить вопрос  лингвистической  викторины - какое  слово  соответствует  данным  дефинициям- a polite title for a man (sir)? Someone who  works in a  restaurant  (a waiter)/

4.Межтематические  викторины

выявляют  разносторонние  знания  детей, учат  их  общаться  друг  с другом, способствуют  взаимообогащению  в процессе  обучения. В  конце  учебного  года  в  9  классе, обычно  провожу  межтематические  викторины  для  того, чтобы суммировать  знания учащихся, полученных  на  основе  изученных текстов страноведческого  характера

Who invented  the  camera?

Where  does  Shwarznegger   come  from?

Викторину  готовлю  до  изучаемой  темы, в  момент  изучения  тех  или  иных  реалий  акцентирую  внимание   учащихся  на них. При  подготовке  учащихся  к  викторине я  составляю или  специально  подбираю  вопросы  по  изучаемой теме  для  самостоятельной  работы.  Во  время  подготовительного  этапа  все  учащиеся  самостоятельно  повторяют, ищут  или  изучают  материал,  дополняют  информацию, найденную  другими. В  процессе  тесного  общения  с другими  ученик  получает  возможность показать свою  полезность, проявляет  инициативу  и  творческий  подход. Виды  деятельности  команды  таковы

а) одинаковые  задания  для  всех команд,

в) задания  могут  быть  разными,

г)  команды  могут  меняться  заданиями или  работать  одновременно.

Например, в 10 классе (учебник  В.П. Кузовлева)  при  изучении  темы «Different Landscapes-different  Countries»  одной  команде  было  предложена  группа  вопросов  по  природе, другой  по  растительному и  животному  миру,  третьей  по  географическим  особенностям разных  стран -Англии, Америки, России.

Использование  викторин  как  одной  из  форм   коллективной  работы  очень  актуально  т.к. ученическому  коллективу  предлагается вид  деятельности, который  является  личностно- значимым, имеет  общественную  ценность, сплачивая коллектив  и  обеспечивая  его  влияние  на личность.

5.Урок- соревнование

наиболее  интересная  форма  проверки  знаний  учащихся  т.к. дает  учителю  возможность варьировать   в подборе  заданий, а  так же  проводить    в  виде соревнования двух  групп, или  же  когда  каждый  играет  сам  за  себя. Урок обычно  состоит  из  4-х  частей

  1. «Внимание  на  экран»-  я показываю  в  быстром  темпе  слайды или иллюстрации, связанные  с  тематикой зачета- портреты  писателей, достопримечательности, условные  изображения  праздников и т.д.).Играющие  должны  сказать  ,чт о  они  видели. На обдумывание  15   секунд.

2 «Темная лошадка»- вниманию  участников  предлагаются  строчки  из  стихотворения или  музыкальные отрывки (1-2  строчки). Необходимо  назвать автора  или  произведение.

3. «Ты -мне , я- тебе».( домашнее задание)

-каждый   ученик  дома  готовит  вопрос  по  литературе  или  страноведению. Оценивается  самый интересный  вопрос.

5 «Счастливый  случай».

Для  игры  нужен  лист  картона  на  поле  которого  помечены  разными  цветами название  тем

Синий- история

Желтый- литература

Зеленый-культура

Красный- ЖЗЛ

Клетки  поля  пронумерованы. Если кубик  попадет  на  поле с  изображением  треугольника, то  это  и  есть « счастливый  случай». Учащимся  дается  возможность  ответить  на  3 вопроса  и  заработать  больше баллов.

Вопросы  некоторые  даю заранее, т.к.  они  направлены  на  поиск  дополнительной  информации, которой  нет  в  учебниках,  но  можно  найти  в  учебных  пособиях по  литературе,  истории.  Если  приведенный  выше  урок -  соревнование  проходит  с  элементами  игры  и  количество  участников  ограниченно,  то  другой  не  менее  интересной  формой  проверки  знаний  является  урок-зачет.

6. Урок-зачет 

включает в себя несколько  заданий, которые  объявляются  заранее, т. к.  требуют  подготовки  учащихся. Примером  такого  урока –зачета  может  быть зачет  по  теме «Russian  and  America –two  different  countries» в  10  классе.

1. Прослушать  историческую  справку о стране , догадаться  о  какой  стране идет  речь.

2.Ролевая  игра-ситуация дается  заранее : вы  в  кафе  в Америке, сделайте  заказ.

3. Викторина : могут  быть вопросы  или  беглый  просмотр  некоторых достопримечательностей . Назвать  их, кратко описать.

4 .Проблемное  задание – на  каком  языке  говорят  американцы? Есть  ли разница  между  языками  в Англии  и  Америке? Приведите  примеры  .

5.Диалог – расспрос

Какую  территорию  занимает  Россия? Какая  погода  в  вашем  регионе? И т.д.

6.Экскурсия - заочное  путешествие по  Москве, Вашингтону, Лондону.

7.Исполнение  песни  на  английском  языке.

Для   того, чтобы  урок-зачет  прошел успешно, я контролирую  подготовку  к  нему  на  каждом  уроке,  подбираю  задания  , которые  будут  служить основной  информацией  для  зачета. При  такой  подготовке  развиваются  внимание  учащихся,  умение  слышать  и  слушать.

Находит  свое  признание  среди  учащихся

7 .Урок -  реклама .

Я  использую его  в 7 классе («My  own  business»), в  8 –м (“Fashion”),  в  9-м ( «My future  profession»). Понимая , что  экономическое  образование  является  необходимым  в  современной  жизни, я  в  своей  работе  стараюсь формировать  экономическое  мышление  ,учащихся  , подбирая    формы  заданий  ,  которые  дают  возможность  обогатить  и  расширить  понятийно- лексический  аппарат  мыслительной  деятельности учащихся. В  самом  начале   изучения  темы  я дополнительно  знакомлю  детей  со  словарем  рекламы Advertising  Vocabulary.  

Особый  акцент  делаю  на  употребление  слов  без которых  невозможна  реклама

media-mix        illuminated signals

marketing        spot

own brand        teaser

Кроме  того,  в  процессе  работы  учащиеся  усваивают  слова  , которыми  они  будут  пользоваться  на  заключительном  этапе-защите

to  be  in  bisiness        equipment

to  run  bisiness        to  flourish

to  be at the  heard of        income

to  be  in  demand        profit

Предварительно  все  слова  отрабатываются  в  тренировочных  упражнениях .Задание  для  всех  одно -создать  свое  дело и  при  защите  осветить  следующие  вопросы:

 1 name  of  the  business

2 who  is the  heard

3 what  makes you  think  your business will be  success

4 how  large will be  the  staff

5 is  your  business a  profitable  one

Вот  так  , например  проходила презентация  “My  own  business”

 Our  company staff is not  big at present 8-10 people. But if it flourishes, we’ll  recruit  more  workers. As it is  a family business, my father, Vladimir  is the  heard of it. My brother and  I are managers,  mother is responsible for the accounts  departments .All of  us  are  fond of cars. We found different   rinds of cars, repaid them, and now we are ready to see you at our shop-museum. You  can see not only old fashioned  cycles and cars, but also to get a lot of information about them. We  have pattners  all over our country. We want to prevent cars from destroying. We  advertise our business on TV, have some spots, also use media mix to attract  people’s attention to  our business. On   Sundays we demonstrate our cars in work, we let  not only go by them, but also take photos in  clothes of those far remarkable  days, it must    attract  visitors.

Последнее  время большое  внимание  уделяется воспитанию толерантности  .И  я  считаю ,что есть  необходимость  уделить  этому  вопросу  самое  пристальное  внимание.

8 Урок  толерантности  ‘Traditions  and  manners”

включает  в себя  несколько  аспектов: познавательный- познакомить  учащихся  с традициями мусульманского  праздника «Курбан-байрам» ; учебный-провести  практику  аудирования, активизировать  коммуникативно-речевые  навыки учащихся, развивающий-  учить  сравнивать, анализировать, обобщать и выделять главную идею  в различных явлениях  социальной  жизни, воспитательный  -воспитание уважения  и  терпимости к другой  нации,её  культуре, традициям и обычаям, осознание  общечеловеческих ценностей  христианской и мусульманской  религий.

Урок  проводился  до  рождества, которое не  празднуется  в  мусульманских  семьях. Учащиеся  представители  мусульманский религии рассказали об  истоках  зарождения  праздника, девушки  угостили  одноклассников   национальными  блюдами. Для  аудирования  был  подобран  текст с записью  легенды  праздника. Итог  урока: религии  христиан  и  мусульман проповедуют  добро, любовь и ничего  общего  не  имеют  с терроризмом   Подобные  уроки  необходимы  в  старших  классах т.к. имеют  не  только  воспитательное  значение, но  и развивают  коммуникативную  направленность речи.

9 Урок –встреча  за  круглым  столом 

проходит  наиболее  интересно с  приглашением  гостей, которые  владеют  английским  языком .При  проведении урока’I  LOVE  YOU” учащиеся  сами  выбрали в  качестве  гостей учителей  английского  языка, географии( привлекла  неординарность, творческая  направленность   личности),выпускников, родителей В  течении  встречи  разрешалось  пользоваться  услугами  переводчика-ученика  в  случае  возникновения затруднений. Были   заранее  даны  задания  для  проведения  беседы

1 Why is  love a popular topic with young people ?

2 What  is  your  answer  to  the  question ‘What  is  love?’’

3 How would  you  describe ‘‘the  best age’’ for  falling in love?

4 What is love  for  you? Is it  in  your  life  now ? Is it  possible  to live  without  love?

Урок  завершал   изучение  темы ‘Is  it  easy  to  be  young?” и завершился  вот  такой  встречей разных  поколений ,которых  объединила   тема  любви.

10. Урок –презентация

 молодёжных  программ телевидения  по  теме «   The  young  generation»  проводится  мною  в 11- м  классе с  целью  раскрытия  творческого  потенциала  учащихся.Они готовят три  передачи, каждая  из  которых  имеет свою  музыкальную и фотозаставку. При  подготовке  такой презентации, учащиеся  выполняют роли  дизайнеров, визажистов, стилистов, психологов, ведущих  программ, политических  деятелей, врачей  ,учителей. Каждая группа старается  максимально отобразить  реалии телевизионной  передачи и  во  всех  деталях  обсудить  проблемы  молодежи. .Темы  они выбирают  сами  Иногда  проводится  предварительное  анкетирование  или опрос для  большей убедительности реальности  обсуждаемых вопросов.

1 1.Музыкальный  урок

проводится  как  , правило  в 9-м  классе  при изучении   темы”Music” Главное  на  таких  уроках –» выразить личностное отношение к звучащей  музыке, суметь  объяснить ,чем она  привлекает внимание, познакомиться  с новыми исполнителями, группами .Такие  уроки  я  называю «‘English  for  pleasure».Основное  правило- получать  удовольствие от звучащей  музыки, но  не забывать  делать  комментарии  на  английском  языке,  сформулировать основные принципы  своего  музыкального вкуса.

Подводя  итог  сказанному, можно  сделать  следующие  выводы:

Уроки  обобщения  в  старших  классах в  любой форме  направлены  на  практику  речевой  активности, активизацию  лексики  по  изучаемым  темам, развитию  самостоятельности, творческой  фантазии, развития  познавательного  интереса, воспитания уважения  к  культуре  английского  языка. Такие уроки  направлены  на  личностное  развитие  учащихся  т.к.  по  мнении ю  психологов

10%  материала  усваивается  на  слух,

50%- визуально,

и 80%-  в  процессе индивидуальной  работы,  что  свидетельствует  о  роли  саморазвития  личности ,  необходимости повышения  её  конкурентноспособности  на  III  ступени   обучения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эссе «Если б снова начать, я бы выбрала опять бесконечные хлопоты эти…»

Моя учительница была не только самой умной, но и самой красивой, самой доброй, самой замечательной. А потом открылся передо мной многообразный и удивительный мир школы....

Опыт работы

Долгое время я занимался вопросом использования интеллект-карт. Убедился, что для запоминания,воспроизведения и понимания такой метод обучения может использоваться не только в биологии....

Опять война, опять блокада

Сценарий внеклассного мерооприятия,посвященного Дню снятия блокады Ленинграда...

классный час "Опять война. опять блокада"

: Светлой памяти жителей  блокадного  Города Ленинграда мы посвящаем наше выступлениеЦель и задачи:   Показать на конкретных фактах    истории  мужество русских...