М-К «Профилактика антивитальности обучающихся»
методическая разработка по психологии
Тема самоповреждения, а тем более суицида сложна и не теряет своей актуальности.
Подсказка как действовать, что могут чувствовать обучающиеся и как не потеряться самим. Именно на это направлен мастер-класс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
23-24_5_zanyatie_m-k_profilaktika_antivitalnosti.docx | 520.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс «Профилактика антивитальности обучающихся»
Цель м-к: информирование педагогов о способах профилактики антивитального и самоповреждающего поведения, апробация решения кейсов и упражнений.
Задачи тренинга:
- актуализация знаний по теме;
- развитие навыков по снижению риска антивитального поведения;
- разбор кейсов с последующим выведением чек-листа поведения в ситуации антивитального поведения обучающегося;
- актуализация и закрепление правил здорового образа жизни;
- формирование и развитие навыков по использованию упражнений, направленных на позитивизацию жизненной ситуации.
Целевая группа: молодые специалисты
Количество участников: 10-25 человек.
Ожидаемые результаты:
- актуализация знаний по теме;
- формирование базовых умений и навыков психолого-педагогической профилактики суицидального поведения через призму практических навыков;
- овладение основными приёмами и способами мотивации обучающихся к ЗОЖ и позитивизации повседневной жизни;
- активизация личностных ресурсов.
Материалы: Ватман с надписью «жизнь».
Ход ЗАНЯТИЯ
I. Вступительное слово
Добрый день, коллеги! Тема, вызывающая эмоции тревоги и страха, удивления, чувство растерянности. И, да, надеюсь, что озвученные сегодня знания и упражнения никогда не понадобятся на практике, но, «предупреждён…»
II. Теоретическая часть
- Мини-лекция
С данной темой без кусочка теории не могу обойтись (опирая на статью «Несуицидальное самоповреждающее поведение при психических расстройствах непсихотического уровня: эпидемиология, социальные и клинические факторы риска» М.С. ЗИНЧУК, А.С. АВЕДИСОВА, А.Б. ГЕХТ).
Выявление НССП предполагает наличие следующих диагностических критериев:
А. В течение последнего года было 5 дней или более, когда индивидом намеренно совершались акты самоповреждения поверхности тела, способные привести к кровотечению, синякам или вызывать боль (т.е. нанесение порезов, прижигание, уколы, удары, сильное трение), при этом ожидаемый физический вред оценивается как незначительный или умеренный (т.е. нет суицидальной цели).
Б. Индивид, совершая акт самоповреждения, ожидает один или несколько из следующих эффектов:
1. Получить облегчение от негативных чувств или мыслей.
2. Разрешить межличностные трудности.
3. Вызвать положительные чувства.
С. Намеренное самоповреждение сочетается как минимум с одним из следующих феноменов:
1. Межличностные трудности, негативные чувства или мысли, такие как подавленность, тревога, напряжение, гнев, общий дистресс или самокритика, возникающие в период непосредственно перед совершением акта самоповреждения.
2. Перед нанесением самоповреждения есть период, когда мысли индивида поглощены желанием его осуществить и это трудно контролировать.
3. Мысли о самоповреждении возникают часто и не всегда реализуются.
D. Данное поведение не является социально санкционированным (например, пирсинг, татуировки, часть религиозного или культурного ритуала) и не ограничивается сковыриванием болячек или обкусыванием ногтей.
E. Поведение или его последствия вызывают клинически значимый дистресс или препятствуют нормальному функционированию в межличностной, учебной или других важных сферах.
F. Данное поведение присутствует не только во время психотических эпизодов, делирия, интоксикации или отмены психоактивных веществ. У индивидов с нарушениями психического развития самоповреждения не являются частью паттерна стереотипий. Это поведение не может быть более точно объяснено другим психическим расстройством или медицинским состоянием (например, психотическое расстройство, расстройство аутистического спектра, умственная отсталость, синдром Леша—Нихена, расстройство стереотипных движений с самоповреждениями, трихотилломания, эскориации).
Кроме того, дополнительно выделено 2 подтипа неутонченного НССП (nonsuicidal self-injury, not otherwise specified), к которым могут быть отнесены случаи с меньшей чем 5 раз за последний год частотой самоповреждений (тип 1, sub-threshold), и случаи, когда при нанесении самоповреждений наравне с желанием избавиться от неприятных чувств, решить межличностные трудности либо получить приятные переживания, имело место, хотя бы отчасти, еще и желание совершить суицид (тип 2, intent uncertain).
История может трактоваться двумя форматами: аж от Ветхого завета, или с 19 века (самоистязатели).
2. Основная часть
- Упражнение «Отправь сигнал «SOS» (приложение 1)
На 4 партах прикреплены названия групп «сигналы суицидального риска»: когнитивные, поведенческие, коммуникативные, ситуационные.
В корзинке листочки с вариантами ситуаций (в 1 фразу-слово), каждый вытягивает по 1 и должны распределиться на группы по варианту сигнала.
Как вы себя чувствовали? Что заметили в желаниях?
- Упражнение «Оценка риска самоубийства» (видео, снятое при помощи обучающихся школы -кейсы: когнитивный, поведенческий, коммуникативный, ситуационный).
Алгоритм профессиональных действий в работе с ребенком- суицидентом
1 стадия - помощь в овладении ситуацией.
1.Установление отношений.
2. Структура ситуации.
3. Включение в контекст жизненного пути.
4. Преодоление исключительности.
5. Снятие остроты. 6. Антисуицидальный контракт.
7. Формулировка ситуации.
8. Планирование действий.
9. Завершение беседы.
10. Последующие беседы.
2 стадия - коррекция суицидальных установок
1. Установление отношений
2. Принятие ситуации
3. Эмпатийное слушание
4. Открытые вопросы
5. Структурирование ситуации
6. Вентиляция чувств
7. Восстановление последовательности событий
Снятие формата «ТУНЕЛЬНОГО ВИДЕНИЯ»
Упражнение «Линия жизни. Моя вселенная. Я-реальное, Я-идеальное»
Инструкция: взять лист бумаги и провести линию через весь лист, «линию жизни». Крайняя левая точка-начало жизненного пути, крайняя правая-сегодняшний день.
Нанести на линию основные события своей жизни (первая любовь, переезд, получение образования, смена работы, принятие важного решения и тд). У каждого будет своё. Также уместно добавить на линию года, свой возраст. Не стоит делать равные промежутки для каждого года жизни, так как количество важных событий в каждом году вряд ли будет одинаковым.
Добавить свои эмоциональные реакции на каждое событие. Можно просто подписать (первая любовь-счастье, переезд-неопределенность и тоска и тд). Можно обозначать эмоциональные реакции разными цветами, символами, узорами, добавлять метафоры.
Посмотреть на получившуюся картину со стороны, посмотреть какие циклы, паттерны проявляются.
Стоит понимать, что упражнение может занять определённое время. Возможно, захочется перерисовывать линию, добавить события.
Также, это упражнение может выполняться для определенной сферы жизни. Например, для сферы отношений наносится начало новых отношений, расставание, влюблённость. Для сферы работы уместно добавлять увольнение и переход в новое место, смену профессии, рост дохода. Концентрация на одной сфере позволяет еще более точно отследить сценарии, причинно следственные связи.
Упражнение "МОЯ ВСЕЛЕННАЯ" - можно выполнять с 7 и до ... лет.
Периодичность "на вкус и цвет":
1 раз в год (помогает проанализировать, составить стратегический и тактический планы на предстоящий год).
1 раз в месяц (помогает при корректировке текущих целей).
при смене работы, социального статуса (помогает расставить приоритеты)
1 раз в неделю (как элемент самовоспитания и самоорганизации)
МАТЕРИАЛЫ:
Лист а4 (можно тетрадный разворот), ручка, по желанию фломастеры.
Инструкция:
Лист кладем перед собой, в альбомном расположении, делим пополам, можно разделить как 1/3 и 2/3 (для тех, кто любит порисовать).
На левой части листа проставляем сверху вниз цифры от 1 до 12.
Потом цифры делим на 4 категории (по 3 в каждой):
Подписываем категории: Роли (1,2,3), Убеждения (4,5,6), Материальные Ценности (7,8,9), Достижения (10,11,12).
Записываем соответственно в каждую категрию по 3 своих самых важных на наш взгляд характеристики, например, (чтобы никого не сбивать, приведу пример только в категории материальные ценности) яхта, дача, велосипед...
Справа посередине - рисуем большой круг — это Солнце, в середине круга пишем большую букву: "Я".
Около "солнышка" рисуем наши 12 "планет" (категории), на том отдалении от нашего "Я", как нам кажется, в нашей жизни оно и существует на данный момент, рисуем просто небольшой кружочек, меньше, чем солнышко, и ставим в середине цифру от 1 до 12...
И последнее задание: обводим в некую область то, что на данный момент в нашей жизни, нам кажется, с нами срослось и без этого мы прожить ну никак не можем — всё это заключаем в такую "амёбообразную фигуру"...
Может получится, что у кого-то войдут все 12 планет, у кого-то 10, у кого-то 6, а у кого-то 2 и т.д... Прикрепите, пожалуйста временно свои вселенные на плакат «Жизнь». Как Вам такая насыщенность?
Упражнение Реальное Я и Идеальное Я
Инструкция: разделите лист на 4 колонки.
Упражнение Реальное Я и Идеальное Я
В первой колонке описываете себя начиная с внешности и черт характера. Далее заполняете колонку "Идеальное «Я». Смысла не будет в этом упражнении, если Вы не заполните 3 и 4 колонку, прописываете и там.
Для примера приведу:
Данную таблицу заполните по всем сферам жизни: внешность, черты характера, здоровье, спорт, взаимоотношения с людьми, личная жизнь, семья, финансовое благополучие, деньги, работа, карьера, образование, обучение, личностный рост, саморазвитие, отдых, досуг, хобби.
Вы получите 2 образа «Я». Хорошо, если они совпадают.
Заключение
Цели поставили, инсайты встретили, устали. 3 минуты осталось. Сядьте поудобнее, вдохните, выдохните, закройте глаза, напрягите всё тело сильно-сильно, начиная с головы и до самых пяток, а теперь на каждый выдох отпускайте напряжение как бы уплывающее на речных волнах.
Вдох, выдох, голова расслабилась, лицо почувствовало покой и мир. Вдох, выдох: расслабились плечи и руки, даже немного подрагиваю пальчики от тёплого покалывания покоя. Вдох-выдох грудь и спина сняли с себя напряжение, им легче. Вдох-выдох: живот и попа тоже вышли из напряжения, вдох-выдох ноги до самых кончиков пальцев расслабились и чувствуют лёгкость. Вдох и выдох со звуком хаааааа…
Рефлексия тренинга:
Вам предложены три волны:
Нижняя фиолетовая (ещё много вопросов, мне не хватило).
Средняя синяя (ответы на вопросы получены, но практика настораживает)
Верхняя голубовато-зелёная (стало легче, есть план!)
Приложение 1
1. Ситуационные
Любая ситуация, воспринимаемая человеком как кризис: смерть одного из родителей, сиблинга, друга, сексуальное насилие, долги, раскаяние за совершенное преступление, предательство, угроза тюремного заключения, физической расправы, арест, получение тяжелой инвалидности, неизлечимая болезнь и ожидание смерти, развод родителей, конфликты в семье, постоянные переезды, переход в другую школу, систематические избиения, публичное унижение, возложение ответственности по уходу за тяжелобольным взрослым, за маленькими детьми, коллективная травля, одиночество, тоска, усталость, религиозные мотивы, подражание кумиру т.д.
2. Поведенческие
- Злоупотребление ПАВ;
- Эскейп-реакции (ухода из дома);
- Резкое снижение повседневной активности;
- Изолирование себя от семьи и любимых людей;
- Вялость и безразличие. Замкнутость, отказ посещать школу, ОУ;
- Потеря интереса к увлечениям, спорту, работе и школе;
- Несоблюдение правил личной гигиены и ухода за внешностью;
- Чувство вины, упреки в свой адрес, ощущение бесполезности и низкая самооценка;
- Стремление к тому, чтобы все «оставили в покое»;
- Неспособность принимать решения;
- Изменение привычек;
- Частое прослушивание грустной, траурной музыки;
- Приведение дел в порядок;
- Внезапные изменения в поведении, отдаляющие от людей;
- Склонность к рискованным поступкам;
- Посещение врача без причины;
- Нарушение дисциплины;
- Расставание с дорогими вещами;
- Приобретение средств для суицида.
3. Коммуникативные
- Прямые сообщения о суицидальных намерениях «Хочу умереть», «Скоро все закончится» «Я подумываю о самоубийстве», «Было бы лучше умереть», или «Я не хочу больше жить!»;
- Косвенные высказывания, например «Вам не придется, больше обо мне беспокоится» или «Мне все надоело», или «Они пожалеют, когда я уйду», «Может, кода меня не станет, тогда они будут любить меня?!»;
- Шутки, иронические высказывания о желании умереть, о бессмысленности жизни;
- Неоднократное обращение к теме смерти в литературе и живописи;
- Уверения о беспомощности и зависимости от других;
- Сообщение о конкретном плане суицида;
- Самообвинения;
- Двойная оценка значимых событий;
- Медленная маловыразительная речь.
4. Когнитивные
- Разрешающие установки относительно суицидального поведения;
- Негативные оценки своей личности, окружающего мира и будущего;
- Представление о собственной личности, как о ничтожной, не имеющей права жить;
- Представление о будущем как бесперспективном, безнадежном;
- Отсутствие планов на будущее;
- Представление о мире как месте потерь и разочарований;
- «Туннельное видение»;
- Наличие суицидальных мыслей, намерений, планов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педсовет "Профилактика неуспеваемости обучающихся"
Данная проблема рано или поздно встает в каждой школе. Данный педагогический совет проводился в нашей школе в марте 2007 года. Решением было разработать программу "Успешный ученик", которая впоследств...
«Домашнее задание как средство формирования ЗУН. Профилактика переутомления обучающихся»
В данном методическом материале показана работа по организации и проведению самоподготовки в школе-интернатеVIIIвида....
Методы профилактики утомляемости обучающихся на уроках географии
Данная статья посвящена одной из основных проблем современной школы - умственному утомлению. Здоровьесберегающие методики используются ...
Анализ работы по профилактике правонарушений Обучающимися 7-г класса 2014-15учебныйгод
Работа по профилактике правонарушений несовершеннолетних учащихся была направлена на выполнение цели- создание условий для воспитания образованной личности,владеющей жизненно необходимым запасом...
Программа окружного семинара по профилактике антивитальных настроений среди обучающихся
Семинар был проведен в рамках работы в ЦПМСС "Ново-Переделкино" окружной стажировочной площадки по профилактике суицидального поведения среди обучающихся...
Взаимодействие семьи и школы в профилактике правонарушений обучающихся
В настоящее время одной из актуальных и социально значимых задач, стоящих перед современным обществом, является поиск путей решения социальных проблем современных детей, снижения роста пра...
Разработка мероприятий, направленных на профилактику дезадаптации обучающихся, находящихся в трудной жизненной ситуации
Разработка мероприятий, направленных на профилактику дезадаптации обучающихся ГБОУ СОШ №3 г.о. Чапаевск СП "ДЮСШ 2», находящихся в трудной жизненной ситуации...