Взаимодействие семьи и школы в профилактике правонарушений обучающихся
рабочая программа по теме
В настоящее время одной из актуальных и социально значимых задач, стоящих перед современным обществом, является поиск путей решения социальных проблем современных детей, снижения роста правонарушений среди молодежи и повышения эффективности их профилактики.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma.docx | 36.12 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОГРАММА
Взаимодействие семьи и школы в профилактике правонарушений обучающихся
АВТОР: Чумак С.Л.
социальный педагог
Санкт-Петербург
2016
Пояснительная записка
В настоящее время одной из актуальных и социально значимых задач, стоящих перед современным обществом, является поиск путей решения социальных проблем современных детей, снижения роста правонарушений среди молодежи и повышения эффективности их профилактики.
Как показывают ряд исследований в Санкт-Петербурге и других городах России среди причин, способствующих правонарушениям детей и подростков, можно выделить следующие:
- отсутствие занятости подростков в свободное время;
- ограниченные материальные возможности семьи;
- желание обратить на себя внимание;
- проблемы детско-родительских отношений;
- желание завоевать авторитет среди сверстников
Известно, что в процессе формирования личности ребёнка, его самосознания главенствующую роль играет семья. В семье складываются нравственный облик и характер ребёнка, его отношение к людям и окружающей действительностью .
На основании опросов родителей, проведенных в образовательных организациях Санкт-Петербурга (исследование проведено кафедрой социально-педагогического образования СПб АППО) можно выделить следующие причины, порождающие проблемы социальной жизни ребенка, причины правонарушений подростков:
- влияние улицы,
- занятость родителей;
- неполный состав семьи;
- экономический кризис.
Ответы родителей показали, что многие дети предоставлены сами себе, родители не имеют информации об их занятиях; проблема девиантного поведения не находится в центре внимания родителей, или они не знают как решать эту проблему. Поэтому школа вынуждена сегодня брать на себя не только функции воспитания и обучения, но и функции социальной защиты и поддержки ребенка.
Именно социальный педагог, другие специалисты образовательного учреждения реализуют социальные и педагогические возможности оказания помощи подросткам и их семьям в трудной жизненной ситуации, профилактике правонарушений. Проведенные исследования и практический опыт показывает, что без организации сотрудничества педагогов, родителей и детей невозможно решить проблемы социальной жизни ребенка, осуществлять меры по профилактике девиантного поведения и правонарушений.
Таким образом, взаимодействие семьи и школы становится все более актуальным и является основой в решении проблем не только обучения ребенка, но и его социальной жизни. В связи с этим программа, направленная на развитие взаимодействие семьи и школы в профилактике правонарушений подростков, является актуальной для образовательного учреждения гимназии №148 имени Сервантеса.
Как показывает анализ документации школы наиболее распространенными формами девиаций среди подростков школы являются: прогулы, сквернословие, необоснованная агрессивность, не соблюдение расписания и правил ОУ.
В соответствии с Федеральным законом № 120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» в образовательном учреждении работа по профилактике правонарушений подростков включает:
1.Выявление несовершеннолетних, склонных к девиантному поведению, находящихся в трудной жизненной ситуации, содействие в их воспитании и получении ими основного общего образования;
2. Оказание социально-психологической и педагогической помощи несовершеннолетним, склонным к девиантному поведению и, имеющим проблемы в обучении;
3. Организация комплексного сопровождения учащихся, склонных к девиантному поведению и совершению правонарушений;
4. Организации в школе общедоступных спортивных секций и кружков и привлечение в них несовершеннолетних;
5. Привлечение учащихся к участию в мероприятиях, организация досуга несовершеннолетних, склонных к правонарушениям.
В ГБОУ гимназии №№148 накоплен достаточный опыт работы по профилактике девиантного поведения подростков: мероприятия по пропаганде здорового образа жизни — спортивные соревнования, организация здорового питания, участие подростков в объединениях по интересам, творческих студиях; реализация социальных проектов: «Культурной столице-культуру мира» (городской), «Старший младшему» (районный), школьных проектов, посвященных патриотическому воспитанию; экскурсии, посещение выставок. беседы по профессиональному самоопределению подростков.
По данным социального паспорта ОУ - детей, нуждающихся в регулярной социальной поддержке - 64 человека (1-11 класс), из них: опекаемых - 8, из многодетных семей -24, дети из неполных семей -3 3, дети из семей, где доход ниже прожиточного минимума -169. На внутришкольном контроле состоят 5 человек (все из числа опекаемых).
Законодательная база
- Конвенция о правах ребенка
- Семейный кодекс Российской Федерации
- Конституция Российской Федерации
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»
- Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»
- Закон Санкт-Петербурга от 20 февраля 1998 г., № 28-6 «О молодёжи и молодежной политике Санкт-Петербурга.
- Концепция семейной политики Санкт-Петербурга
- Закон Санкт-Петербурга №170-20 «О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Санкт-Петербурге»
- Закон Санкт-Петербурга «О целевой программе Санкт-Петербурга «Профилактика правонарушений несовершеннолетних и молодёжи в Санкт-Петербурге» на период
Концептуальные подходы
Под профилактикой понимается «совокупность государственных, общественных, социально-медицинских и организационно-воспитательных мероприятий, направленных на предупреждение, устранение или нейтрализацию основных причин и условий, вызывающих различного рода социальные отклонения в поведении подростков» (А.М. Галагузова, М.В. Шакурова).
Девиантное поведение – это устойчивое поведение личности, проявляющееся в поступках человека, отклоняющееся от каких-либо норм, причиняющее реальный вред личности или обществу.
Девиантное поведение может быть разделено на три группы:
- саморазрушительное поведение – отклоняющееся от медицинских и психологических норм, угрожающее здоровью и развитию личности. Может проявляться в следующих формах: физические и психические нарушения, агрессивное поведение, зависимое или аддиктивное (химическая зависимость, наркозависимость, лекарственная, алкогольная; пищевая зависимость, суицидальное поведение).
- асоциальное поведение – отклоняющееся от морально-нравственных норм, непосредственно угрожающее благополучию межличностных отношений. Может проявляться в следующих формах: педагогически запущенный ребенок, социально-запущенный ребенок, социальный сирота, дети «группы риска», трудновоспитуемые дети, беспризорники, уличные дети, дети с проявлениями школьной дезадаптации.
- антисоциальное или преступное - отклоняющееся от правовых норм, угрожающее социальному порядку и благополучию окружающих людей. Может проявляться в следующих формах: делинквентное поведение, правонарушение, агрессивно-насильственное, корыстное поведение.
Социально-педагогическая профилактика правонарушений - это научно-обоснованные и своевременно предпринятые действия, направленные на :
- предотвращение возможных физических, психологических или социально-культурных обстоятельств, составляющих угрозу для жизни и здоровья у отдельного ребенка или несовершеннолетних;
- сохранение, поддержание и защиту нормального уровня жизни и здоровья ребенка; содействие ребенку в достижении социально-значимых жизненно – важных целей и раскрытие его внутреннего потенциала.
В современных условиях на практике реализуются три направления профилактической работы:
Первичная профилактика – это система действий, направленная на формирование позитивных стрессоустойчивых форм поведения с одновременным изменением уже сформированных дезадаптивных, нарушенных форм поведения. К данному подходу можно отнести воспитательную систему школы в целом, систему дополнительного образования.
Вторичная профилактика – рассчитана на обеспечение мер безопасности, воздействия на «группу риска», устранение обстоятельств, способствующих совершению преступления или иных правонарушений. Она включает в себя как социально-психологические, так и медицинские мероприятия неспецифического характера. Ее контингентом являются дети и подростки «группы риска». В данном подходе непосредственно осуществляются мероприятия: работа Совета по профилактике, учет посещаемости уроков подростками, состоящими на внутришкольном контроле, система бесед о нормативных документах, регламентирующих нормы и правила поведения в школе и общественных местах, работа по профессиональному самоопределению подростков.
Третичная предполагает превентивные меры, ориентированные на индивидов, которые уже совершили преступление, правонарушение и имеет своей целью предупреждение рецидивов.
Взаимодействие семьи и школы - непрерывный, целостный процесс согласования, взаимного влияния и интеграции ценностей, смыслов, опыта семейного и школьного воспитания (Щекина О.А.).
Цель программы: создание условий для развития взаимодействия семьи и школы в профилактике правонарушений обучающихся
Задачи:
- Выявить причины возникновения девиантного поведения и правонарушений обучающихся;
- Определить состояние, проблемы и направления развития взаимодействия педагогов и родителей в профилактике правонарушений обучающихся;
- Разработать систему психолого-педагогического сопровождения семей обучающихся, склонных к правонарушениям;
- Разработать цикл консультаций и тематических родительских собраний на основе запросов родителей;
- Организовать совместную работу с родителями по профессиональному самоопределению подростков (консультации, беседы, родительские собрания, классные и школьные мероприятия);
- Расширить возможности включения подростков в систему работы по формированию здорового образа жизни (спорт, активный и творческий досуг, здоровое питание и т. д.).
Этапы реализации:
1.Диагностический.
- выявление подростков, склонных к правонарушениям и причины их возникновения;
- определение семей, находящихся в трудной жизненной ситуации;
- определение состояния и проблем взаимодействия семьи и конкретной образовательной организации.
Методы диагностики: наблюдение, индивидуальные беседы с детьми и родителями, проведение анкетирования. Анализ результатов анкетирования, представление полученных данных на педсовете, методических совещаниях специалистов.
Предоставление информации на основе анализа анкетирования о причинах возникновения социальных и педагогических проблем у учащихся на родительском собрании.
Беседы с классными руководителями по вопросу проведения индивидуальной работы с учащимися, склонных к правонарушениям (информирование о причинах их правонарушений).
3. Проектировочно - деятельностый этап:
- организация психолого-педагогического просвещения родителей;
- организация и реализация совместных форм деятельности детей и взрослых (спортивные соревнования, тематические праздники, экскурсии, дискуссии, социальные проекты и т. д.);
- индивидуальное консультирование детей и родителей специалистами ОУ;
- профессиональная ориентация обучающихся: психологическое обследование учащихся с целью исследования их профессиональных интересов и запросов, осуществление посещение учебных заведений с целью знакомства с условиями учебы и поступления в профессиональные училища, лицеи и колледжи, создание портфолио выпускников, консультации родителей.
3.Аналитико — прогностический
В ходе выявления эффективности программы:
- используются методы вторичной диагностики (анкетирование, педагогическое наблюдение, анализ информационных материалов).
- отслеживается совместно с родителями, специалистами ОУ результаты участия детей и их семей в совместной деятельности, занятость несовершеннолетнего в свободное время (посещаемость учащихся в школьных кружках и секций).
- выявляются изменения в поведении учащихся, склонных к правонарушениям, динамику учащихся, которые стоят на внутришкольном учёте или учёте в ОДН.
- анализируется эффективность психолого-педагогического сопровождения семейного воспитания, степень заинтересованности родителей в воспитании ребенка, решении его проблем, воспитательный и культурный потенциал семьи;
- разрабатываются рекомендации для педагогов и памятки для родителей по вопросам профилактики правонарушений подростков.
Функции социального педагога:
1.Проведение индивидуальных бесед с учащимися склонным к правонарушениям и с их родителями;
2.Изучение потребностей и желаний учащихся, склонных к правонарушениям, по проведению досуга, занятиям спортом и т.д.
- Предоставление информационных материалов обучающимся и родителям о работе спортивных кружков и секций, их расписание, наличие спортинвентаря, возможностях проведения досуга в учреждениях культуры, подростковых клубах микрорайона, ЦВР и тд;
- Организация работы по формированию здорового образа жизни;
- Социально-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения подростков.
Предполагаемый результат
Реализация программы позволит:
1.Эффективно проводить социально-педагогическую работу по профилактике правонарушений несовершеннолетних;
2.Увеличить число обучающихся и их родителей, участвующих в совместной деятельности (проектах, праздничных событиях, конкурсах и т. д.);
3.Формировать потребность у подростков и их семей в здоровом образе жизни;
4.Повысить информационную и педагогическую культуру семьи;
5.Корректировать стили и методы семейного воспитания с учетом возрастных особенностей развития и психолого-социальных проблем подростков.
Точки риска:
- Снижение количества учащихся групп риска может не произойти из-за того, что прием в ОУ осуществляется исходя из поданных в МФЦ заявлений от родителей, которые зачастую ориентируются лишь на территориальную близость гимназии к дому, и не задумываются о трудностях обучения детей в ОУ с углубленным изучением иностранных языков и способностях ребенка. Что в последствии приводит у некоторой категории детей к развитию психолого-социальных проблем.
- Проблема с привлечением и кадровым обеспечением педагогов дополнительного образования.
- Сокращение количества кружков и секций из-за изменений в штатном расписании, невозможность финансирования за счет бюджета школы
- Снижение интереса у детей к занятиям в кружках и секциях.
Тематическое планирование
Родительский лекторий «Здоровая семья - здоровый ребенок»
Цель: - формирование необходимых знаний, умений и навыков по воспитанию ценностного отношения к здоровью, здоровому образу жизни.
Формирование у родителей учащихся ответственного отношения к здоровью как жизненной ценности, здоровому образу жизни, сохранение и укрепление здоровья ребёнка, воспитание полезных привычек и пропаганда физической культуры, спорта, туризма в семье является важнейшей составляющей профилактической работы семьи и школы по вопросам девиантного, зависимого поведения подростков.
В основу программы родительского лектория по вопросам формирования культуры здорового образа жизни положены следующие принципы:
- Актуальности. Отражает современные проблемы, связанные со здоровьем детей, культурными, социальными нормами и ценностями;
- Доступности. Для усвоения информации предполагается сочетание изложения материала теоретического характера и практических занятий с примерами, разбором конкретных педагогических ситуаций, презентациями и обсуждением практического опыта и рекомендаций специалистов. что улучшает восприятие материала;
- Позитивного ориентирования. В соответствии с этим принципом уделяется значительное внимание позитивным, с точки зрения здоровья, стилям жизни и семейного воспитания, их благотворному влиянию на здоровье.
- Системности. Определяет постоянный, регулярный характер осуществления встреч в рамках родительского лектория, что позволяет усвоить знания, имеющие отношения к формированию ЗОЖ в семье и школе в виде целостной системы.
- Активности. Направлен на повышение активности родителей в вопросах здоровья, ЗОЖ, их участие в совместной деятельности с ребенком и педагогами школы, что способствует осознанию ответственности за свое здоровье и здоровье окружающих.
ТЕМЫ | ВРЕМЯ ПРОВЕДЕНИЯ | ОТВЕТСТВЕННЫЕ |
1. Здоровье как важная жизненная ценность
2. Как сохранить здоровье ребёнка. | Сентябрь октябрь | Классный руководитель, Психолог медицинский работник |
3. Психолого-педагогические проблемы подросткового возраста. 4. .Положительные эмоции и их значение в жизни человека. | Ноябрь | Классный руководитель, Психолог |
5. .Агрессия, её причины и последствия. 6. Права и обязанности субъектов образовательного процесса | декабрь | классный руководитель психолог, инспектор ОДН социальный педагог инспектор ОДН |
7. Как уберечь подростка от насилия. 8. Как подростку приобрести уверенность в себе. | Январь | Классный руководитель, социальный педагог инспектор ОДН Психолог |
11.Проблемы и успехи семейного воспитания. 12.Конфликты с собственным ребёнком и пути их разрешения. 13. Об этом с тревогой говорят родители: зависимое поведение - что о нем нужно знать? | апрель | классный руководитель, соц. педагог психолог медицинский работник, врач, инспектор ОДН |
14.Профессии, которые выбирают наши дети.
| май | Классный руководитель, Социальный педагог Психолог |
Список литературы
1.Безрукова О.Н., Курганова Г.С. Развитие семейной политики Санкт-Петербурга на основе оценки эффективности системы работы с семьями и детьми социального риска// Социальная политика и социология, 2009.- №6.- С.398-413.
2. Боброва Л.В. Социально-педагогические аспекты воспитательной работы: «стратегия взаимодействия семьи и школы» / Л.В. Боброва / http://apatity.fio.ruhttp://apatity.fio.ruhttp://apatity.fio.ruhttp://apatity.fio.ruhttp://apatity.fio.ruhttp://apatity.fio.ruhttp://apatity.fio.ruhttp://apatity.fio.ruhttp://apatity.fio.ruhttp://apatity.fio.ruhttp://apatity.fio.ruhttp://apatity.fio.ruhttp://apatity.fio.ruhttp://apatity.fio.ruhttp://apatity.fio.ru /projects/pr279 /index. Htm
3.Галагузова Ю.Н. Организация профессиональной подготовки социальных педагогов: проблемы и противоречия. В кн.: Образование и наука. Будущее в ретроспективе: научно-методический сб./Екатеринбург: Изд-во Ур О РАО, 2005. - С. 44-58.
4.Гуров В.Н. Социальная работа школы с семьей /В.Н. Гуров.- М.: Педагогическое о-во России, 2002.- 190 с.- Библиография: С. 169-181,182-189
5.Данилюк А.Я., Кондаков А.М. и др. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. - М.: «Просвещение»., 2010. - 23с.
6.Загладина Х.Т. Семья и школа в третьем тысячелетии: запад и восток //Образовательная политика. -2010. -№10. - С.63-69.
7.Карцева Л.В. Модель семьи в условиях трансформации российского общества / Л.В. Карцева //Социологические исследования. - 2003.- №7.- С. 92-100.
8.Косабуцкая С.А. Педагогическая реабилитация детей с девиантным поведением. Диссертация на соискание канд. педагогических наук - , СПб . -2004.
9.Мудрик А.В. Социальная педагогика: учебное пособие / А.В. Мудрик. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. -184 с.
10.Недвецкая М. Н. Основы педагогического взаимодействия школы и семьи. Учебно-методическое пособие. – М.: АПК и ППРО, 2006. – 148 с.
11.Семья и школа: информационное пространство взаимодействия проблемы и пути взаимодействия: монография /под ред. О.А. Щекиной. - СПб.: СПб АППО, 2010.- 151 с.
12.Семья и школа: взаимодействие в условиях реализации новых стандартов / учебно-методическое пособие под общ. ред. О.А. Щекиной. – СПб.: СПб АППО, 2013. - 90 с.
13.Социология образования: учеб. пособие / отв. ред. и авт. отдел. глав А.М. Осипов, В.В. Тумалев. - Ростов н/Д: Феникс, 2005.- 319 с.
14.Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / М-во образования и науки Росс. Федерации. – М.: Просвещение, 2011.
15.Шептенко П.А., Воронина Г.А. Методика и технология работы социального педагога: учебное пособие / П.А. Шептенко, Г.А. Воронина; под ред. В.А. Сластенина. - М.: Академия, 2001.- 208с.
16. Щипицына Л.М. Дети социального риска и их воспитание - СПб, «Речь», 2003.
17.Щекина О.А. Показатели развития взаимодействия семьи и школы / Качество воспитательного процесса в образовательном учреждении: учебно-методическое пособие / под ред. И.Е. Кузьминой. - СПб: СПб АППО,2012. - С.39-46.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психологические особенности детей, воспитывающихся в неблагополучных семьях. Взаимодействие семьи и школы.
Семья занимает одно из ведущих мест среди общечеловеческих ценностей. Полноценное и благоприятное формирование психики ребенка - главная роль семьи. Однако не все родители стремятся оказать должное вн...
Педсовет . Взаимодействие семьи и школы. Роль классного родительского собрания во взаимодействии семьи и школы.
Педсовет на тему "Взаимодействие семьи и школы. Роль классного родительского собрания во взаимодействии семьи и школы"...
"Эффективное взаимодействие семьи и школы по развитию мотивации обучающихся и повышению их качества знаний"
Выступление на педагогическом совете ГБОУ СОШ №1056...
Выступление на ШМО классных руководителей Тема выступления: «Влияние семьи на становление личности. Проблемы семейного воспитания и взаимодействия семьи и школы»
Стили семейного воспитания, их плюсы и минусы. Педагогическое взаимодействие школы и семьи, главное условие. Направления работы педагога с родителями....
Выступление «Формирование у обучающихся семейных духовно-нравственных ценностей в условиях взаимодействия семьи и школы»
Выступление...
Взаимодействие семьи и школы в самоопределении обучающихся
взаимодействие в проектной деятельности...
«Взаимодействие семьи и школы – основа успешной социализации обучающихся»
laquo;Взаимодействие семьи и школы – основа успешной социализации обучающихся» доклад на заседание педагогического совета...