Педсовет "Профилактика неуспеваемости обучающихся"
материал на тему
Данная проблема рано или поздно встает в каждой школе. Данный педагогический совет проводился в нашей школе в марте 2007 года. Решением было разработать программу "Успешный ученик", которая впоследствии в течении трех лет реализовывалась в школе. Сегодня мы можем говорить, что данная работа дала свои результаты. Об этом свидетельствует повышение качества успеваемости обучающихся, отсутствие второгодников, все выпускники своевременно получают аттестаты, достаточно высокий рейтинг школы участия в муниципальном этапе Всесоюзной олимпиады шкрольников, по многи предметам средний балл на ЕГЭ у наших выпускников выше среднегородского
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
materialy_pedagogicheskogo_soveta.doc | 125.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 27»
г. Дзержинска Нижегородской области
Материалы педагогического совета
«Профилактика неуспеваемости обучающихся»
(подготовлено заместителем
директора по УВР Негановой О.В.)
Дата проведения педсовета – 29 марта 2007г.
При проведении педагогического совета использовалась технология критического мышления.
Вызов Осмысление Рефлексия.
Весь состав педагогического совета разбит на 6 групп.
Образование сегодня призвано обеспечить социальную мобильность личности в обществе, формирование сознательного гражданина, эффективно участвующего в демократическом процессе, способного к самоорганизации, умеющего отстаивать свои права, терпимого к чужому мнению, ответственного за собственное благосостояние и состояние общества.
Поэтому проблема профилактики неуспеваемости и повышения качества образовательной деятельности волнует каждый педагогический коллектив. В течение 4 последних лет в школе нет обучающихся, выбывших из образовательного учреждения без получения основного общего образования, уменьшается количество обучающихся, оставленных на повторное обучение. В 2005 – 2006 учебном году все обучающиеся 2 ступени обучения по итогам учебного года были переведены в следующий класс. Работа педагогического коллектива направлена на достижение всеми обучающимися базового уровня образовательного стандарта, на повышение качества образования, повышение результативности образовательной деятельности обучающихся. Вместе с тем, более половины обучающихся школы имеют по итогам учебных четвертей оценку «3», снижается качество образовательной деятельности обучающихся при переходе в следующий класс возрастной нормы, по итогам каждой учебной четверти имеются обучающиеся, которые не успевают по различным причинам. Поэтому данная тема является актуальной для нашего педагогического коллектива и выбрана в качестве обсуждения на педагогическом совете.
План проведения обсуждения заявленной темы:
1.Анализ результативности учебной деятельности обучающихся по учебным четвертям 2006 – 2007 учебного года (используя формальные показатели результативности учебной деятельности обучающихся). Докладчик: Неганова Ольга Викторовна, заместитель директора по УВР.
Проведем сравнительный анализ результатов учебной деятельности обучающихся по формальным показателям по итогам учебных четвертей:
учебная четверть | 5 классы | 6 классы | 7 классы | 8 классы | 9 классы | по 2 ступени |
1 четверть | 57,50% | 44,10% | 36% | 18,20% | 19,60% | 32,80% |
2 четверть | 58,70% | 43,80% | 46% | 22,70% | 17,00% | 34,70% |
3 четверть | 59,50% | 43% | 36,70% | 20% | 16,10% | 27,70% |
Данные результаты показывают, что достаточно стабильным качество обученности остается в параллели 6-х классов, но при этом все равно отмечается незначительное снижение качества. Качество обученности повышается в параллели 5-х классов, в параллели 7-х и 8-х классов качество обученности колеблется по учебным четвертям, а вот в параллели 9-х классов мы наблюдаем стабильное снижение качества обучености. Если сравнить результаты качества обученности в 8-х и 9-х классах со средним показателем по 2 ступени, то заметим, что качество в параллели этих классов значительно ниже среднего показателя качества обученности обучающихся по второй ступени обучения.
Таким образом, можно говорить о необходимости повышения качества образовательной деятельности.
Каковы же в этом году результаты по результативности образовательной деятельности обучающихся 5 – 9 классов?
учебная четверть | 5 классы | 6 классы | 7 классы | 8 классы | 9 классы | по 2 ступени |
1 четверть | 100% | 98,9% | 96% | 93,6% | 93,7% | 96,2% |
2 четверть | 100% | 98,9% | 100% | 90,9% | 98,2% | 97,1% |
3 четверть | 100% | 97,7% | 90,9% | 88,2% | 92% | 93,8% |
Необходимо отметить, что в параллели 8 классов количество неуспевающих увеличивается от четверти к четверти (7, 10, 13), что позволяет говорить о недостаточной работе учителей – предметников, работающих в этих классах, классных руководителей по предупреждению неуспеваемости и второгодничества.
Постановка проблемы:
Результаты успеваемости обучающихся по итогам учебных четвертей, исходя из формальных показателей результативности учебной деятельности обучающихся, являются тревожным сигналом.
Многие дети с самого начала обучения попадают в разряд неуспевающих и на протяжении многих школьных лет несут на себе ярлык отстающих. То, что дети не усваивают материал полностью само по себе не так страшно. Вместе с тем, негативные последствия сказываются на формировании личности ребенка:
снижают его самооценку,
смиряют ребенка с неуспехом, неспособностью,
делают его пассивным, равнодушным к учебе, либо негативно настроенным на любое обучение.
Школа, как и большинство родителей заинтересована, чтобы ребенок вырос благополучным, успешным, счастливым человеком. И фундамент такого благополучия закладывается именно в школьные годы. Поэтому очень важно разобраться в причинах неуспеваемости ребенка и сделать все возможное, чтобы школа со своими жесткими требованиями и мерками не закладывала подводные камни в его будущей взрослой жизни.
Попробуем вскрыть причины неуспеваемости
Построение Кластера «Причины неуспеваемости обучающихся»
2.Обсуждение предложенных группами кластеров
Выступили представители каждой группы, представив свои кластеры. При этом отмечается, что кластеры не являются одноступенчатыми. Часто одна причина является порождением следующей, выстраивается цепочка взаимосвязанных причин.
Журнал «Завуч» № 5 – 1999г. предлагает анкету для вскрытия основных причин неуспеваемости. Авторы называют 175 различных причин неуспеваемости обучающихся, отмечая, что перечень является примерным и не исчерпывает все возможные причины, вызывающие отставание обучающихся в учебе.
При обсуждении кластеров было отмечено, что построение урока учителем тоже может влиять на результат учебной деятельности обучающихся. И это очень важное замечание.
В.А. Сухомлинский говорил «УРОК – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора и эрудиции». Мы уже неоднократно поднимали с вами вопрос об изменении традиционной формы урока. Давайте, посмотрим, насколько активно мы внедряем в практику своей деятельности активные формы обучения.
3. Чтение текста с пометками
отметить на полях использование:
редко,
часто,
не используется.
Активные формы обучения
Формы обучения | Функции активной формы обучения | Формы реализации |
Практическая | 1. Закрепление теоретического материала, полученного в ходе занятий и самостоятельной работы 2. Вооружение основными знаниями и умениями, необходимыми для владения данной темой по программе 3. Формирование навыков исследовательской работы | 1. Упражнения по образцу 2. Упражнения в практическом применении формируемых умений и навыков. 3. Самостоятельное выполнение упражнений |
Семинар | 1. Углубление знаний по отдельным вопросам теории и практики предмета 2.Развитие интереса к знаниям и практике предмета | 1. Доклады обучающихся и их последующее обсуждение, обмен мнениями по проблемам, выявленным на семинаре. 2. Выступление ученого или специалиста в той или иной области, ответы на вопросы обучающихся и обмен мнениями по вопросам, затронутым в выступлении |
Лекция | 1. Вооружение обучающихся информационно-познавательными и методическими знаниями, умениями и навыками. 2. Вооружение умениями отбирать содержание материала в соответствии с логикой предмета или научного открытия. 3. Формирование потребности расширения всех знаний и превращение их в способы практической деятельности | 1. Четкая формулировка главной проблемы и раскрытие путей ее решения 2. Раскрытие плана и перечня литературы по данной теме лекции. 3. Четко сконструированное содержание лекции в соответствии с ее целями и планом. 4. Обязательность обобщения по вопросам, группы вопросов, по содержанию всех лекций. 5. Включение в содержание лекции контрольных заданий-миниатюр. 6. Запись тезисов, сообщений, составление плана прослушивания лекции, конспектирование. |
Зачет | 1.Получение информации об уровне знаний, умений и навыков каждого обучающегося по изучаемому материалу. 2. Систематизация знаний по теме (темам) 3. Вычисление опорных знаний и ведущих понятий темы. | 1. Беседы на уроке (или после уроков) с группой обучающихся с одинаковым уровнем знаний. 2. Фронтальная беседа на уроке по ранее предложенной программе. 3. Письменная работа по теории с ответом на качественные вопросы. |
Консультация | 1. Выявление и предупреждение индивидуальных затруднений обучающихся в ходе изучения материала (диагностика затруднений) 2. Оказание помощи в преодолении затруднений и углубление в суть изучаемой проблемы | 1. Индивидуальные и групповые занятия (на уроке и во внеурочное время) 2. Фронтальная беседа на уроке по общеклассным затруднениям. |
Учебная конференция | 1. Обобщение материала по какому – либо разделу или большой теме. 2. Подведение итогов творческой работы коллектива увлеченных единомышленников. 3.Формирование навыков исследовательской работы | 1. Доклады, выступления. 2.Защита рефератов, действующих макетов. 3. Оценка результатов опытов, наблюдений, экскурсий, работы с литературными и другими источниками. |
При обсуждении результатов прочтения отмечается, что, имея определенную теоретическую базу, учителя школы тем не менее в большинстве своем применяют традиционные формы: беседы, иллюстративное объяснение, решение упражнений по образцу. Задания носят в основном репродуктивный характер. Редко используются такие формы деятельности как семинары, творческие мастерские, организация исследовательской деятельности обучающихся.
Выясним, какая работа проводится учителями по предупреждению неуспеваемости, используя классную форму работы и внеурочную деятельность обучающихся.
4. Организация работы со слабоуспевающими и неуспевающими обучающимися на уроке и во внеурочное время.
Выступили представители методических кафедр.
Выступление представителей методических кафедр показало, что работа учителями – предметниками ведется большая, но при этом часто она не приносит желаемый результат, так как неправильно ставятся цели и задачи для решения поставленной проблемы
5. Как изменить ситуацию? (Превратим неудачи в успех)
Решение многих проблем может быть достигнуто через проектную деятельность. Правильно определить цель и поставить задачи и, исходя из этого, спланировать мероприятия помогает методика «Зеркало»
Знакомство с методикой «Зеркало» (зам. директора по УВР Неганова О.В.)
Методика «Зеркало инновационных преобразований в практике»
1.Постановка проблемы:
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2.Причины
(формулировки с «не» и «нет»)
Ситуация минус
Ситуация плюс
3.Цель ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4.Задачи:
5.Мероприятия,
ответственные
6.Ресурс ___________________________________________________________
7.Продукт __________________________________________________________________
8.Критерии эффективности: _______________________________________
Можно ли изменить ситуацию, которая складывается на сегодняшний день?
Из всех выступлений четко прослеживаются следующие линии, направленные на предупреждение неуспеваемости и повышение качества знаний обучающихся:
- необходимость диагностики причин неуспеваемости,
- необходимость дать возможность ученику поверить в свои силы,
- профилактическая работа по предупреждению неуспеваемости должна быть систематической,
- решение проблемы неуспеваемости и повышение качества знаний обучающихся возможно при заинтересованности всех участников образовательного процесса.
Основной вывод: нужна хорошо спланированная, ежедневная кропотливая работа всего педагогического коллектива.
Предлагается создать проект с условным названием «Успешный ученик».
Решение педагогического совета:
1.Сформировать творческую группу для разработки проекта «Успешный ученик» в составе:
2. Представить разработанный проект для утверждения на педагогическом совете в ноябре 2007 года.
Примечание: Три года школа работала над реализацией проекта «Успешный ученик». В ходе реализации проекта педагоги школы осваивали новые педагогические технологии, выстраивали систему работы с одаренными обучающимися и обучающимися, имеющимися трудности в обучении. В настоящее время на протяжении последних трех лет в школе нет обучающихся не освоивших образовательные программы соответствующего уровня, заметно повысилось качество учебной деятельности как за год, так и по учебным четвертям. Все выпускники 9 и 11-х классов своевременно получают аттестат об окончании соответствующего уровня обучения.
В школе было создано научное общество обучающихся «Мудрая сова». По результативности участия в муниципальном этапе Всесоюзной олимпиады школьников на протяжении последних пяти лет (2008 – 2012гг) школа стабильно входит в десятку сильнейших школ города. Выпускники 11-х классов успешно продолжают обучение в ВУЗах.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пути устранения перегрузки обучающихся и предупреждение неуспеваемости по химии.
Рационально использовать время на уроке и как можно больше выполнять заданий не закрепление знаний после параграфа - вот основа снижения домашней нагрузки и возможность слабым обучающимся предупредить...
Педсовет "Работа по преодолению неуспеваемости обучающихся"
Презентация к педсовету на тему "Работа по преодолению неуспеваемости обучающихся" (роль классного руководителя, качество уроков, применение передовых технологий, подготовка к ЕГЭ)В презентации и...
Вебинар "Неуспеваемость обучающихся: причины и предупреждение" Автор: Михеева Людмила Глебовна
" Я участвовала в вебинаре "Неуспеваемость обучающихся: причины и предупреждение "Автор: Михеева Людмила Глебовна, стаж работы в УО 42 года (из них 21 год административной работы в должности зам. дир...
Неуспеваемость обучающихся: причины и предупреждение.
Неуспеваемость обучающихся: причины и предупреждение....
Неуспеваемость обучающихся: причины и средства её преодоления
В выступлении классного руководителя рассматриваются причины и средства преодоления неуспеваемости обучающихся....
Неуспеваемость обучающихся и способы её преодоления
Неуспеваемость обучающихся и способы её преодоления...
Причины неуспеваемости обучающихся по физике и средства ее преодоления
Несомненно, одним из основных показателей, как отдельной школы, так и всего образования в целом является качество знаний обучающихся. Для контроля качества знаний обучающихся в последние годы проводят...