Развивающая работа с обучающимися в старших классах.
статья по психологии (11 класс)
Актуальные проблемы старшеклассников – принятие себя как ценности, укрепление веры в себя и свои силы, ощущение своей уникальности и неповторимости, появление представлений о глубине своего «я», о своем жизненном пути и роли своего «я» на этом пути, профессиональное самоопределение. Изучение, познание себя, определение своей направленности, способностей несомненно помогает старшекласснику в выборе профессии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvivayushchaya_rabota_s_obuchayushchimisya_v_starshih_klassah.docx | 17.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Развивающая работа с обучающимися в старших классах.
Одними из способностей подросткового возраста являются способность оперировать гипотезами при решении интеллектуальных задач и способность анализировать абстрактные идеи, искать ошибки и логические противоречия в абстрактных суждениях. Однако данные способности могут формироваться и развиваться в процессе школьного обучения, при овладении знаковыми системами. К старшему школьному возрасту дети должны характеризоваться сформированностью теоретического или словесно-логического мышления.
Таким образом, в процессе обучения ребенка важно активизировать его психический потенциал, развить заинтересованность в освоении сложного учебного материала.
Актуальные проблемы старшеклассников – принятие себя как ценности, укрепление веры в себя и свои силы, ощущение своей уникальности и неповторимости, появление представлений о глубине своего «я», о своем жизненном пути и роли своего «я» на этом пути, профессиональное самоопределение. Изучение, познание себя, определение своей направленности, способностей несомненно помогает старшекласснику в выборе профессии.
В основе личностного развития лежит саморазвитие как динамический и непрерывный процесс самопроектирования личности. Под саморазвитием в психологии понимается активное качественное преобразование человеком своего внутреннего мира. Личностное развитие человека в возможно лишь в том случае, если меняется восприятие и осознание им себя самого, происходит формирование ценностей, присущих самоактуализирующейся личности. Чем раньше начнется личностное и профессиональное развитие, тем в большей степени можно прогнозировать психологическое благополучие, удовлетворенность жизнью и личностный рост каждого человека в современном мире. Создание условий для активного личностного развития – наиболее актуально для учащихся старших классов, стоящих на пороге профессионального самоопределения и взрослой жизни.
Для стимуляции личностного развития учащихся нужно помнить, что они завершили прохождение подросткового кризиса и находятся в периоде, когда им необходимы образцы идентификации в лице личностно зрелых значимых взрослых. На них они ориентируются, выстраивая свои взрослые модели поведения. Чаще в качестве образцов идентификации учащиеся ориентируются на родителей. Но это происходит не всегда, кроме того, не все родители могут представить подросткам модели зрелого поведения. Следовательно, для создания условий оптимального развития учащихся в старшей школе должны работать личностно зрелые педагоги. Понятно, что это не всегда возможно. Но проговаривать с педагогами степень их ответственности за личностное развитие учащихся необходимо. А также предлагать им как можно более открыто проявлять на уроках свои ценностные приоритеты («какой я учитель», «что для меня важно», «что для меня неприемлемо», «что я ценю в работе и поведении учащихся»).
Поскольку речь идет о развивающихся личностях, необходимо поднимать вопрос о значимости и формах поддержки педагогами учащихся. От педагогов требуется умение проявить интерес к личности учащегося, продемонстрировать веру в его силу и возможности («Ты мне интересен», «Мне не все равно», «У нас общие цели», «У нас общие интересы», «Я внимательно выслушаю тебя», «Я понимаю твои чувства»). Не менее важно, помня, что подростки воспринимают педагогов как образцы идентификации, демонстрировать уверенность в своих силах и позитивное отношение к себе, а также конструктивность в решении учебных проблем.
Важнейшим аспектом реализации партнерского взаимодействия является владение педагогами методами убеждения, которые основываются на обязательной аргументации собственной позиции, а также использовании позитивной лексики, побуждающей подростка к изменениям: «свобода», «ответственность», «право», «уважение границ», «последовательность», «конструктивность» и др. При убеждении можно также апеллировать к новой взрослой позиции подростка, обращаться к разговору о будущем или использовать примеры — рассказы о похожих случаях.
Для стимуляции познавательного развития необходимо, чтобы на уроках педагогами осуществлялась оптимизация индивидуального стиля учебной деятельности учащегося. Это включает в себя анализ сильных и слабых его сторон, предложения конкретных способов совершенствования, в том числе раскрытие сути процессов, оказывающих отрицательное воздействие на успеваемость.
Также полезно, чтобы педагоги оказывали учащимся помощь в овладении умением анализировать свое эмоционально-психологическое состояние, а также справляться со стрессовыми ситуациями, вызванными собственной психологической напряженностью учащегося или объективными обстоятельствами. Важными аспектами в деятельности педагогов являются стимулирование самостоятельности учащихся, преодоление привычки полагаться во всем на учителей и родителей, а также формирование у них умения рационально планировать свою деятельность.
Помимо работы с педагогами в старшей школе сохраняется значимость взаимодействия с учащимися. Однако в отличие от основной школы оно становится более камерным, индивидуальным. Яркие групповые формы теряют свою значимость. Кроме того, на них обычно не остается времени. Индивидуальные консультации чаще бывают направлены на поддержку учащихся и помощь в поиске ресурсов в обучении: как суметь договориться с преподавателями, как организовать свое время, как расставить приоритеты. Эти и похожие вопросы приводят учащихся к психологу. Но для некоторых остаются значимыми вопросы выбора жизненного пути, наполнения его конкретным содержанием. Другие продолжают решать различные личностные проблемы: окончательное разрешение подросткового кризиса, трудности во взаимодействиях с родителями и т. п.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа коррекционно-развивающей работы с обучающимися девиантного поведения.
Актуальность и необходимость предложенной программы заключается в том, что дети с отклоняющимся поведением нуждаются в особой поддержке со стороны образовательного учреждения. Учител...
Коррекционно-развивающая работа для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальные нарушения)
Доклад. Коррекционно-развивающая работа для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальные нарушения)...
Статья "Взаимодействие учителя-дефектолога и учителя-логопеда в коррекционно-развивающей работе с обучающимися, имеющими ментальные нарушения и РАС"
Статья раскрывает принципы и направления взаимодействия учителя-дефектолога и учителя-логопеда в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими ментальные нарушения и РАС...
Коррекционно-развивающая работа с обучающимися на уроках трудового обучения
Одним из главных условий, без которых невозможно успешное овладение адаптированными основными общеобразовательными программами для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)-...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ АРТ-ТЕРАПИИ В КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЕ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ С ОВЗ
В общеобразовательной школе, где реализуются АООП (адаптированные основные общеобразовательные программы) обучаются и воспитываются дети с интеллектуальной недостаточностью и ограниченными возможностя...
Статья "Организация коррекционно-развивающей работы с обучающимися с ОВЗ на уроках черчения и изобразительного искусства"
Коррекционная педагогика...
Программа коррекционно-развивающей работы для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи в 1 классе
Программа коррекционно-развивающей работы для обучающихся с тяжелыми нарушениями речив 1 классе...