Программа коррекционно-развивающей работы с обучающимися девиантного поведения.
методическая разработка на тему
Актуальность и необходимость предложенной программы заключается в том, что дети с отклоняющимся поведением нуждаются в особой поддержке со стороны образовательного учреждения. Учителем отобраны методики, которые направлены на формирование социальных качеств, составляющих основу просоциального поведения подростков и молодежи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma.doc | 122.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Краевое государственное бюджетное общеобразовательное учреждение, реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы
«Школа-интернат №12»
г. Вяземского
Вяземского муниципального района Хабаровского края
Программа коррекционно-развивающей работы с обучающимися девиантного поведения.
Составитель:
Н.А. Антонова,
учитель высшей категории
Вяземский
2016
Рецензия
на Программу коррекционно-развивающей работы с обучающимися девиантного поведения
Актуальность и необходимость предложенной программы заключается в том, что дети с отклоняющимся поведением нуждаются в особой поддержке со стороны образовательного учреждения. Учителем отобраны методики, которые направлены на формирование социальных качеств, составляющих основу просоциального поведения подростков и молодежи.
Программа состоит из введения, основной части, списка литературы и приложения и содержит конкретные мероприятия, реализуемые педагогом. Количество занятий: 5 и более. Форма проведения занятий достаточно разнообразна: дискуссии, анкетирование, опросы, тесты, беседы, различные методики. Отдельно выделено занятие «Я и конфликт» с видеоматериалом.
Эта программа поможет педагогу эффективно организовать целенаправленную работу со школьниками заявленной категории по формированию адекватных форм поведения.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Проблема «трудных учащихся» − одна из центральных психолого-педагогических проблем.
Сложное экономическое положение страны, крушение прежнего мировоззрения и несформированность нового, отсутствие должных знаний и умений как жить и работать в условиях конкурентного и высокопроизводительного производства – все это привело наше общество к серьезным трудностям и внутренним конфликтам. Особенно трудно в этот период оказалось подрастающему поколению. Среди молодежи усилился нигилизм, демонстративное и вызывающее поведение по отношению к взрослым, чаще и в крайних формах стали проявляться жестокость и агрессивность.
В последнее время о школьниках с осложненным поведением говорится и пишется немало. К этой категории мы относим неуспевающих, недисциплинированных школьников, педагогически и социально запущенных.
Особое внимание в предлагаемой программе уделено преодолению трудности жизни этих детей, трудности их взаимоотношений с родителями, учителями, товарищами, сверстниками, взрослыми.
Программа коррекционно-развивающей работы с учащимися составлена на основе методического пособия под общей редакцией доктора педагогических наук, профессора Попова В.А. «Формирование социального поведения детей и подростков». Мной отобраны методики, которые направлены на формирование социальных качеств, составляющих основу просоциального поведения подростков и молодежи: ответственность, умение контролировать свое поведение, уважение к другим людям и самоуважение.
Эта программа поможет социальному педагогу организовать целенаправленную работу со школьниками среднего и старшего возраста по формированию адекватных форм поведения.
ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ:
- Формирование адекватных форм поведения;
- Развитие коммуникативных навыков
ПРИНЦИПЫ ПРОГРАММЫ:
- Следование за естественным развитием ребёнка на разных возрастных этапах его жизни.
- Принцип социально-психологической поддержки. Это процесс совместного определения с ребёнком его собственных интересов, возможностей, целей и путей преодоления – препятствий, мешающих ему сохранить его человеческое достоинство и самостоятельно достигать желаемых результатов в обучении, самовоспитании, общении, образе жизни.
ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:
- Формирование позитивного отношения к своим возможностям;
- Развитие навыков регуляции своего поведения;
- Снижение уровня эмоционального дискомфорта.
Программа коррекционно-развивающей работы с учащимися девиантного поведения.
Время проведения занятия: 30-40 минут
Количество занятий: 5 и более
Форма проведения занятий: анкетирование, опросы, тесты, беседы, различные методики (неоконченных предложений, «Пословицы», «Ситуация выбора», «Недописанный тезис» и другие), ассоциативный эксперимент, ранжирование понятий, викторины.
№ п/п | Тема занятия | Цель занятия | Содержание и форма проведения |
1. | Я в настоящем и мое будущее | Развитие самосознания | 1.Беседа «Я и мое будущее» 2.Упражнение «Уважение» 3.Автобиографический опросник 4.Упражнение «Я люблю» 5.Упражнение «Мои одноклассники» 6.Упражнение «Линия жизни» |
2. | Я и ответственность (может быть 2 – 3 занятия) | Развитие чувства ответственности | 1.Беседа «Что такое ответственность» 2.Правила поведения в школе (дискуссия) 3.Анкета «Могу ли я нести ответственность?» 4.Упражнение «Права и обязанности» 5.Административная и уголов-ная ответственность |
3. | Я и контроль | Развитие навыков контроля собственного поведения, умения принимать обдуманные решения | 1.Упражнение «Что такое контроль?» 2.Анкета «Могу ли я себя контролировать?» 3.Упражнение «Что меня отвлекает?» 4. Упражнение «Могу ли я принимать решения?» |
4. | Я и конфликты | Развитие коммуникативных навыков, навыков конструктивного выхода из конфликта | 1.Упражнение «Конфликт – это…» 2.Упражнение «Конфликты бывают разными» 3.Упражнение «Я и мои эмоции» 4.Упражнение «Скажи кон-фликту: «Нет!» 5.Советы при конфликтах 6.Просмотр видеоролика «Социальный конфликт» |
5. | Моя будущая профессия | Развитие самосознания, профессиональное самоопределение | 1.Упражнение «Могу. Хочу. Надо.» 2.Упражнение «Ассоциации» |
СОДЕРЖАНИЕ организационно-методической РАБОТЫ с учащимися девиантного поведения в течение учебного года
№ | содержание работы | срок | ответственные |
Организационно-методическая работа | |||
1. | Посещение уроков в классах, где обучаются дети данной категории | в течение года | Кл. руководит. |
2 | Индивидуальная работа с педагогами и одноклассниками по созданию положительного психологического микроклимата вокруг учащихся | в течение года | Кл. руковод. |
3 | Активное привлечение учеников к разнообразным школьным мероприятиям (в соответствии с художественными интересами и способностями детей) | в течение года | Кл. руковод. |
4 | Оказание правовой, социальной помощи | в течение года | Социальный педагог |
5 | Проведение профилактической работы с неблагополучными семьями | в течение года | Социальный педагог Кл.руковод. |
6 | Обследование условий жизни и воспитания учащихся | декабрь, июнь и в течение года | Кл.рук. |
7 | Повышение правовой компетентности родителей через, беседы, консультации | в течение года | Социальный педагог Кл.рук. |
8 | Организация летнего отдыха учащихся | май, июнь | Социальный педагог Кл.рук |
9 | Ведение документации (журналов, дневников наблюдений и др.) | в течение года | Кл.рук |
10 | Вызов на Совет Профилактики правонарушений, малый педсовет | По мере необходимости | Социальный педагог |
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате использования программы коррекционно-развивающей работы с обучающимися девиантного поведения предполагается формирование адекватных форм поведения и развитие коммуникативных навыков, а также формирование позитивного отношения к своим возможностям, развитие навыков регуляции своего поведения, снижение уровня эмоционального дискомфорта.
Исходя из принципа социально-педагогической поддержки, который является основополагающим принципом данной программы, предполагается создание ситуации успеха, что позволит достичь желаемых результатов в обучении, самовоспитании, общении, образе жизни.
ЛИТЕРАТУРА:
- Жутикова Н.В. Учителю о практике психологической помощи. − М.: Просвещение, 1988.
- Зарецкий В.К., Смирнова Н.С. и др. Три главные проблемы подростка с девиантным поведением. – М.: Форум, 2011.
- Игры: обучение, тренинг, досуг / Под ред. В.В. Петрусинского. − М.: Новая школа, 1994.
- Клейберг Ю.А. Практикум по девиантологии. – М: Речь, 2007.
- Ковальчук М.А., Тарханова И.Ю. Девиантное поведение. Профилактика, коррекция, реабилитация. – М.: Владос, 2010.
- Колосов Д.В. Предупреждение вредных привычек у школьников. − М., 1984.
- Конвенция ООН о правах ребёнка. − Официальные отчеты Генеральной Ассамблеи, сорок четвертая сессия, Дополнение №49 (А/44/49), стр. 230-239.
- Кулагина И.Ю. Личность школьника. От задержки психического развития до одарённости. − М.: ТЦ Сфера, 1999.
- Лизинский В.М. Практическое воспитание в школе. Часть 1. − М.: Центр «Педагогический поиск», 2002.
- Никитин А.Ф. Что такое правовая культура. − М.: Просвещение, 1988.
- Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога. − М.: ТЦ Сфера, 2004.
- Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. − М.: Просвещение, 1996.
- Орлов Ю.М. Самопознание и самовоспитание характера. − М.: Просвещение, 1987.
- Павленок П.Д., Руднева М.Я. Социальная работа с лицами и группами девиантного поведения. – М.: Инфра-М, 2011.
- Петрова А.Б. Психологическая коррекция и профилактика агрессивных форм поведения несовершеннолетних с девиантным поведением. – М.: Флинта, 2008.
- Попов В.А. Формирование социального поведения детей и подростков. − Владимир, 1998.
- Пятницкая И.Н., Шаталов А.И. Трудные дети – трудные взрослые. – М.: КноРус, 2011.
- Рожков М.И. Воспитание трудного ребенка. Дети с девиантным поведением. – М.: Владос, 2006.
- Шнейдер Л.Б. Девиантное поведение детей и подростков. – М.: Академический проект, 2007.
- Russell Jesse, Cohn R. Девиантное поведение. – М.: Bookvika publishing, 2012.
Приложение№1
Примерно тематический план мероприятий направленных на развитие у воспитанников нравственных качеств, обучение детей навыкам социально поддерживающего и развивающего поведения в обществе ,формирование представлений об общечеловеческих ценностях.
1-Кто я, какой я.
Формирование понятийного аппарата, формирование и развитие навыков самопознания; самопознание личностных качеств.
-Введение.
- Упражнение «Иван Сусанин».
-Что же такое личность?
-Четыре составляющих личности (познавательная сфера, эмоционально волевая, мотивационная, ценностная сферы)
- Тест «Личность».
-Рефлексия.
2-Определим темперамент.
Расширение знания учащихся о типах темперамента, развитие рефлексии, диагностика темперамента подростков, развитие системного мышления.
- Введение.
- Тест Айзенка.
- игра сломанный телефон.
- Рефлексия.
3-Моё лучшее Я (изучаем характер и характеристику человека).
Обсуждение с подростками проблемы связанные с особенностями формирования их характера; научить подростков понимать особенности собственного характера. Развитие рефлексии, развитие навыков групповой оценки.
- Введение.
- Упражнение «Карниз».
- Упражнение «Характер».
- Тест «Объективность».
- Игра «Расскажи о человеке».
- Подведение итогов.
4-Мои способности (память, внимание, мышление и т.д.).
Развитие представлений о способности к запоминанию. Представления о памяти, ее процессах, видах. Приемы рационального запоминания. Изучение продуктивности запоминания. Способность быть внимательным. Определение, виды, свойства, способы организации внимания. Индивидуальные стили переработки информации. Индивидуальные различия в способах восприятия и понимания.
- Введение.
- Упражнение «Ощущение и восприятие».
- Познавательные психические способности (память, внимание, мышление, воображение).
- Тест «Непроизвольная память».
- Способы тренировки памяти.
- Опыт «Осмысленность восприятия и запоминания».
- Упражнение «Обобщение».
-- Упражнение «Вообажение»
5- Чувства, эмоции, мимика.
Цель: Расширить знания подростков по вопросам общения; дать возможность подросткам разобраться в себе в своих чувствах и эмоциях с целью коррекции своего поведения в процессе общения; развитие речи учащихся и их творческих способностей. Развитие навыков понимания окружающих.
- Физиогномика как наука.
- Упражнение «Монета».
- Информация о жестах.
- Игра «Таможня»
-Упражнение «Общение без слов».
- Игра «Мафия».
6-Быть уверенным это здорово.
Цель: Познакомить подростка с признаками агрессивного, уверенного,, и не уверенного в себе человека; сформировать чувство уверенности, отработать навыки поведения уверенного человека.
- Психогимнастика «Я люблю себя за то, что…».
-Тест «Насколько вы уверенны в себе»
- Ролевая игра «Я могу быть разным»
7- Самопрезентация учащихся:
Развитие речи воспитанников, и развитие творческих способностей. Отработать навыки уверенного поведения подростков, повышение самооценки .
-Упражнение «Мои сильные стороны».
- Самопрезентация подростков.
8.Тренинг «Самопознание»:
Развитие навыков самоанализа, помочь воспитанникам осознать взаимосвязь различных жизненных этапов и событий. Показать возможность и необходимость планирования своего будущего. Формирование позитивного отношения к жизни, основы жизненного целепологания.
9-Давай поговорим или методы и формы общения.
Расширение знаний детей по вопросам общения; дать возможность подросткам разобраться в себе с целью коррекции своего поведения в процессе общения; развитие речи учащихся и их творческих способностей.
- Потребность в общении.
- Методы и формы общения.
- Тест «Приятно ли с вами общаться».
- Сленг – нужен ли он людям.
- Психологическая игра «За что мне нравятся люди».
10- Мир глазами агрессивного человека
Обучение подростков навыкам распознавания и контроля агрессивного поведения.
- Что такое агрессия?
-Критерии агрессивности подростка.
- Психологическая игра «Противостояние»
-Обучение подростков навыкам распознавания и контроля агрессивного поведения.
-Психологическая игра «камушек в ботинке».
11- Подросток и конфликты.
Развивать представления о сущности конфликтов, понимания естественности их возникновения в повседневной жизни; показать возможность разрешения большинства разногласий при стремлении находить конструктивные способы их преодоления; отработать стратегии решения повседневных конфликтов.
- Аукцион идей по теме – «Конфликт».
-Конфликтные ситуации – «В споре рождается истина».
- Компромисс.
- Психологическая игра «Беспроигрышный метод решения конфликтов».
- Рефлексия, обратная связь.
12- Отцы и дети или конфликт поколений – можно ли его избежать.
Помочь подросткам научится избежать конфликтных ситуаций в общении со старшими.
- Введение.
- Тренинг «Трудности общения».
- Деловая игра «Отцы и дети», разыгрывание и обсуждение конфликтных ситуаций
- Рефлексия ( Что нового я сегодня узнал, чем мне помог сегодняшний разговор).
13- Умение жить среди людей.
Цель: Способствовать осознанию неизбежности подчинения моральным и правовым нормам в обществе.
- Разминка.
-разыгрывание и обсуждение конфликтных сетуаций.
- Игра триада.
- Толерантность в современном обществе.
- Игра «сломанные квадраты».
14- Как обратится к собеседнику.
Формирование культурных ценностей и культуры речи подростков. Развитие речивоспитанников, и развитие творческих способностей.
- Круглый стол «Как обратится к собеседнику»
15- Борьба с конфликтами.
Необходимость научить подростков оценивать конфликты и своё участие в них, вымышленное или реальное.
- Тест «Оценка собственного поведения в конфликтной ситуации».
- Психологическая игра «Конфликт и способы его преодоления»
- Упражнения «Комплемент».
16-Берегите друзей.
Раскрыть явление дружбы; обсудить роль дружбы в жизни человека , ознакомить с факторами которые влияют на зарождение дружбы. Развивать творческие и дискуссионные навыки.
- Введение.
- Дискуссия «Живешь не с тем , с кем хочешь, а с тем с кем сдружишься».
- Тест «Настоящий друг».
- Психологическая игра «Телефон доверия».
17-Игра – Невероятное путешествие.
Цель: Создать условия для организации и сплочения детского коллектива, развитие навыка конструктивного группового взаимодействия (умение выслушать и понять другого, налаживать сотрудничество), независимо от многообразия проявлений их индивидуальности; развитие навыка принятия коллективного решения; снизить уровень тревожности, эмоционального напряжения.
- Введение в игру
-. Непредвиденная катастрофа.
-“Презентация индивидуальности”.
-“Как жить на острове”.
-“Совместные действия”.
-“Сколько меня”.
-“Обратно домой”. Обсуждение.
18- да здравствует вежливость.
Помочь воспитанникам вспомнить о пользе вежливых слов, учить быть вежливыми в различных ситуациях. Воспитывать вежливость, уважительное отношение к людям.
19-Мир вокруг меня моё богатство:
Дать возможность подросткам осознать богатство, которым они владеют в следующих вариантах.
Мое богатство – это я сам, мои качества, моя индивидуальность.
Мое богатство – это мои родные и друзья, те кто меня любит..
Мое богатство – это окружающий мир.
20- Беседа о дружбе.
Раскрыть личностную и социальную значимость дружбы и товарищества как высших человеческих чувств; формировать умение различать дружбу и товарищества; воспитывать культуру чувств.
21- Я, ТЫ, ОН, ОНА вместе дружная семья, или нужно ли быть толерантными.
Познакомить учащихся с понятием «толерантность», выявить основные черты толерантности. Воспитывать чувство уважения друг к другу, к обычаям, традициям и культуре разных народов. Развивать терпимость к различиям между людьми. Сформировать правильное представление о толерантности.
-Что такое толерантность.
-религия и толерантность
- игра волшебная рука.
22-Зажги звезду добра.
Обогащение духовного мира и мотивационного обеспечения жизни через поселения в подростке светлых образов и мыслей. Развивать потребности в нравственном самосовершенствовании, сориентировать детей на ценности человеческой личности;
Что такое доброта.
Сказкотерапия «звёздная страна»
23- Беседа на тему «Дружба»
Углубить представление подростков о дружбе, формировать положительную нравственную оценку таких человеческих качеств, как надёжность, верность, обязательность, взаимовыручка. Способствовать развитию критического отношения к себе, побуждать воспитанников к анализу собственных поступков, прививать навыки терпимости и корректного отношения с друзьями.
24-тренинг «Формула успеха».
Создать условия для саморазвития, самоутверждения в процессе совместной деятельности подростков. Формирование эмоционально положительной Я-концепции: Я могу, способен, значу; Формирование способностей к активному самопроявлению и самовыражению сообразно своим личностным особенностям; Развивать невербальные способы взаимодействия и общения; умение давать и принимать информацию , формировать терпимость к чужому мнению, сплоченность группы
-Упражнение «Ожидание»
-Игра «Корзинка»
- Упражнение «Имена»
- Упражнение “Копилка”
- Формула успеха.
25-Мат не наш формат, или поговорим о сквернословие.
формирование языковой культуры личности- вырабатывать этикет общения у подростков, прививать любовь к родному языку в условиях детского дома;
Анкета «Моё отношение к сквернословию»
Лекция «Мат – не наш формат, или правда о сквернословии»
26-Хитрости общения или как просить чтобы не отказали.
Развитее у воспитанников умения правильно выражать свои мысли, улучшение контакта общения.
Приложение №2
Мероприятия направленные на воспитание правовой культуры, формирование гражданской позиции подростков, профилактика правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних.
1Конвенция о правах ребенка и реальности детства в России.
Ознакомить подростков с Конвенцией о правах ребенка; содействовать воспитанию нравственно-правовых норм, основанных на уважении к правам и свободам человека, правам ребёнка. На основе положительной мотивации усвоения знаний о Конвенции содействовать воспитанию убеждения, что обладание правами и свободой неразрывно связано с ответственностью за свои поступки и поведение; содействовать воспитанию культуры прав человека; расширение правового кругозора воспитанников.
2-Свобода личности и её границы.
Способствовать формированию знаний и убеждений о необходимости подчинения регуляторам личных (гражданских свобод) – конституционным обязанностям. Формирование навыков законопослушного поведения.
- Вводная беседа.
- Игра «меню».
- Игра «Пирамида правовой активности»
3-Наш - адрес Россия.
Воспитание патриотизма и гражданственности, чувства гордости за свою Родину;
- Вступление
- Что мы Родиной зовём.
- Игра «Наш адрес Россия».
- Подведение итогов.
4-Честь и достоинство.
Раскрытие моральной сущность чести и достоинства человека; воспитание чувства ответственности за свои поступки; подвести подростков к мысли о необходимости жить, следуя нравственным правилам жизни, сохраняя свою честь и достоинство.
- Круглый стол. Вопросы: а) какой смысл вы вкладываете в понятия «честь» и «достоинство» человека. б) честность, в) скромность, ответственность, е) самоуважение, ё) гордость ит.д.
- Литературно – правовая викторина.
5-Мой взгляд
Проанализировать типичные правонарушения среди несовершеннолетних; выяснить их причину, указать способы поведения в критических ситуациях.
- Вступление.
- Правовая психологическая игра «Мой взгляд2.
6-Моя жизнь. Мои права.
Формирование гражданской позиции, развитие гражданской инициативы и гражданской ответственности воспитанников.
- Вступление.
- Анализ мультипликационных фрагментов.
- Экспресс - опрос.
Подведение итогов.
7-Школьная жизнь и закон.
Формирование у учащихся способности соотнести правовые нормы с реальными межличностными отношениями, способствовать развитию морально – правовой рефлексии.
- Мозговой штурм.
- Упражнение «Сотрудничество».
- Работа с дилеммой.
- Упражнение «Займи позицию - защита или обвинение».
8- Самовоспитание и проблема выбора.
Подвести подростков к мысли о необходимости самовоспитания; заострить внимание на выборе положительного идеала на пути к самосовершенствованию; оказать помощь в выборе положительных жизненных целей .
- Дискуссия «Знай, выбор сделать в жизни придёт и твой черёд».
9-Сказка лож да в ней намёк.
Цель: научить подростков применять в жизни основные права и свободу Декларации прав человека.
- Игра «Сказка лож да в ней намёк».
- Подведение итогов.
I0 - Административная и уголовная ответственность несовершеннолетних. Понятие и особенности уголовной ответственности несовершеннолетних. Нормы уголовной ответственности несовершеннолетних в УК РФ. Законодательные нормы административных правонарушений. Законодательные нормы производства по уголовным делам в отношении несовершеннолетних.
11.права и обязанности школьника .
Обсудить с воспитанниками общие правила поведения в школе,поведение на занятиях. Поведение учащихся до начала, в перерывах и после окончания занятий. Поведение учащихся в столовой, правила пользования библиотекой. Рекомендации к внешнему виду учащихся.
Ответственность учащихся.
12Мир детей в пространстве мира взрослых.
Данное занятие является итоговым по темам «Конституция» и «Конвенция о правах ребенка», проходит в форме викторины и дает возможность закрепить пройденный ранее материал и проверить уровень знаний учащихся по изученным вопросам.
13Что в имени тебе моем?
На основе Конвенции о правах ребенка и Семейного кодекса. Почему законодательство защищает наше право на имя. Расшифровка имен по словарю Даля. Психологическая характеристика носителя имени.
14Насилие и закон.
Формы насилия. Жертва и свидетель насилия. К кому обращаться за помощью, если вы стали жертвой насилия. Законы, защищающие жертву насилия.
15 От безответственности до преступления один шаг.
Круглый стол с привлечением специалистов: инспектор ПДН ОВД, социальный педагог. Учащимся предлагаются примерные ситуации из жизни подростков, а в процессе дискуссии они выясняют, какую ответственность люди несут друг перед другом
16Турнир знатоков права.
Правовая игра. В процессе игры, дети закрепляют полученные знания, , через решение практических задач, повторение основных определений и терминов. Формирование интересов к истории своей страны, формирование и развитие навыков работы в коллективе, развитие навыков творческого мышления
17.Хулиганство как особый вид преступления несовершеннолетних.
Юридическая квалификация хулиганства.
Виды наказаний несовершеннолетним за хулиганство.
Обсуждение ситуаций о преступлениях несовершеннолетних.
18.Суд над хулиганством. Правовая игра. Воспитанникам предоставляется возможность в процессе игры побывать участником судебного заседания: судья, присяжные заседатели, прокурор, адвокат, свидетели со стороны обвинения и со стороны защиты, секретарь. На рассмотрение суда поступило 3 заявления от лиц, оказавшихся свидетелями следующих ситуаций: дело № 1 «Хулиганское поведение в автобусе», дело № 2 «Об обрывании цветов с клумбы», № 3 «Хулиганство на дискотеке». Учащиеся должны обсудить поступки оступившихся подростков и правильно, с помощью УК РФ и КоАП РФ инкриминировать им данное деяние и назначить наказание.
19. Мои социальные роли,.
Беседа по правовому воспитанию ориентирован на достижение конкретных практических результатов по социализации личности, помогая ей осмыслить свои социальные роли, овладеть необходимыми знаниями, умениями и опытом исполнения этих ролей в соответствии с нормами гуманистической этики и действующего права. В ходе проведения беседы вырабатываются практические рекомендации для подростков по действиям в случаях нарушения их прав.
20.Диспут «Труд- право или обязанность»
Расширение правовых знаний воспитанников в области трудовых отношений, ознакомление с разнообразием законов РФ, регулирующих отношения в области труда. Разъяснение понятий: трудоустройство, трудовой договор, трудовая книжка, испытательный срок, время отдыха, увольнение и т. д.. Особенности регулирования труда работников в возрасте до восемнадцати лет. Ограничение видов работ и оплата труда несовершеннолетних
21.Ответственность и свобода.
Дать возможность подросткам пережить взаимосвязь понятий
«ответственность» и «свобода» в следующих вариантах :1. Свобода – это особое внутреннее состояние, необходимое человеку для проявления его индивидуальности. 2. Только мы несем ответственность за свою жизнь. Это возможно потому, что в жизни всегда существует свобода выбора; следовательно, мир не виноват во всех наших бедах. 3. Часто наш выбор осложнен тем, что мы несем ответственность за других людей.
Приложение № 3
Анкетирование учащихся с целью изучения их отношения к вредным привычкам (курение, алкоголизм, наркотики, токсические вещества) и девиантного поведения.
- Индивидуальная психологическая карта трудновоспитуемого подростка.
-Тест К. Томаса «Стратегии поведения в конфликтных ситуациях»
-Диагностика уровня сформированности толерантности у подростков.
-Анкета по выявлению трудновоспитуемых в группе.
-Методика определения некоторых специфических личностных особенностей трудновоспитуемых подростков.
-Тест на самооценку.
-Методика для изучения социалезированности личности подростка.
-Анкета (изучения мнения подростков по проблемам зависимости).
-Методика определения «Уровень воспитанности учащихся».
-Анкета «Подросток группы риска в социуме».
-Анкета способностей подростка.
-Диагностика нравственной воспитанности.
-Направленность личности (ориентационная анкета).
-Опросник Айзенка.
-Тест Люшера.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа коррекционно-развивающей работы с подростками с девиантным поведением с использованием возможностей сенсорной комнаты
Психологически здоровый человек — это человек, жизнь которого полна смысла. Он не тревожный, лишен комплексов, не боится неудач, не агрессивный, оптимистичный.Психическое здоровье детей и подростков —...
Программа коррекционно-развивающей работы с учащимися девиантного поведения.
Актуальность и необходимость предложенной программы заключается в том, дети с отклоняющимся поведением нуждаются в особой поддержке со стороны образовательного учреждения. Социальным педагогом отобран...
Рабочая программа коррекционно-развивающих (логопедических) занятий для обучающегося с тяжелой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) во 2 классе
Рабочая программа коррекционно-развивающих (логопедических) занятий для обучающегося с тяжелой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) во 2 классе разработана в соотве...
КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА «МОЯ УНИКАЛЬНОСТЬ», ДЛЯ ПОДРОСТКОВ С ДЕВИАНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ, НАПРАВЛЕННАЯ НА ИЗМЕНЕНИЕ ИХ «ОБРАЗА Я»
Программа “Моя уникальность” разработана для обучающихся с девиантным поведением с учетом возрастных особенностей старших подростков и способствует позитивной социализации учащихся. ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ С ОВЗ (ИТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ НАРУШЕНИЯ) ДЛЯ 5-9 КЛАССОВ
Данная рабочая программа коррекционного курса "Логопедические занятия" для обучающихся 5-9 классов с ОВЗ (интеллектуальные нарушения) создана с учётом применения высокотехнологичного оборудо...
Программа индивидуальной работы с обучающимися девиантного поведения
Программа предоставляет детям и подросткам возможность попробовать себя (в качестве участника и организатора) в различных видах деятельности (участие в играх-викторинах, проектной деятельности, в круг...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Коррекционно-развивающих занятий (КРЗ) для обучающегося 6в класса с ОВЗ (умственная отсталость) (СИПР)
Рабочая программа учебного предмета «Коррекционно-развивающие занятия» разработана на основе:- Адаптированной основной образовательной программы обучающихся, воспитанников с умеренной, тяж...