Статья "Организация коррекционно-развивающей работы с обучающимися с ОВЗ на уроках черчения и изобразительного искусства"
статья

Оненко Лариса Алексеевна

Предварительный просмотр:

ГБОУ школа №432

Колпинского района Санкт-Петербурга

Учитель высшей категории  Оненко Лариса Алексеевна

Организация коррекционно-развивающей работы

 с обучающимися  с ОВЗ на уроках черчения

и изобразительного искусства

Дети с ограниченными возможностями здоровья могут реализовать свой потенциал социального развития лишь при условии вовремя начатого и адекватно организованного обучения и воспитания – образования, обеспечивающего удовлетворение как общих с нормально развивающимися детьми, так и особых образовательных потребностей.

Под особыми образовательными потребностями понимают – потребности, возникшие в связи с нарушением психофизического развития и ограничением возможностей освоения собственно образовательных (общеобразовательных) программ, формирования и развития навыков жизненной компетенции (социального адаптирования). Это потребности в специальных условиях обучения, включая технические средства, особое содержание и методы обучения, а также медицинские, социальные и другие услуги.

Задачей педагогического коллектива на данном этапе является развитие способности учащихся к мобилизации жизненного восприятия, воспитание волевых качеств, способности к самооценке, формированию познавательной и социальной активности.

Курс черчения и изобразительного искусства в коррекционной школе – помогает лучше усваивать программный материал на уроках технологии, математики и других предметах общеобразовательного цикла обучения, в значительной степени эти уроки содействуют коррекции недостатков умственного развития учащихся

Для выполнения поставленной задачи необходимо сформировать положительное отношение к изучаемому предмету. Это можно рассматривать как фундамент, на котором строится коррекционное обучение.

На уроках ИЗО особенно важно развитие пространственного, творческого воображения, моделирование, расположение различных объектов по отношению друг к другу в ближнем и дальнем пространстве (при выполнении натюрмортов, пейзажа). Самостоятельное моделирование пространственных ситуаций. Выявление закономерности и продолжение орнамента по образцу.

Практические задания на уроках черчения направлены на коррекцию и развитие пространственных отношений, развитие общей и мелкой моторики рук, конструктивный праксис, развитие абстрактного и объёмного воображения, развитие мыслительных операций: анализ и синтез (расчленение запоминаемых объектов на части, выделение в них различных свойств; использование для запоминания вспомогательных средств, в том числе знаков-символов), развитие зрительного и слухового восприятия, внимания, кратковременной и долговременной памяти, обогащает пассивный и активный словарь.

В зависимости от уровня знаний и психофизических особенностей осуществляется индивидуальный подход к каждому учащемуся. Сильным учащимся предлагается выполнить всю работу целиком, соблюдая все этапы, средним ученикам предлагается выполнить отдельные этапы, слабым ученикам оказывается постоянная помощь со стороны учителя. В процессе выполнения практического задания на всех этапах выполнения работы на уроках черчения и ИЗО оказывается помощь (использование наглядного материала, работа на доске, индивидуальная помощь при выполнении работы учеником).

Важным психолого-дидактическим условием организации учебной деятельности школьников, позволяющим обеспечить её коррекционный эффект, является изменение подхода к оценке. Она является не как карательное орудие за недостаточные способности и усердие, а как вознаграждение за трудолюбие, прилежание, продвижение.

Главным объектом оценивания становится процесс деятельности. Оценка результатов учебной работы даётся в виде оценочных суждений учителя и самих учеников при оценке друг друга и самого себя (на доске вывешиваются работы учеников), что в значительной степени способствует формированию рефлексии. Основанием оценки при этом становится критерий относительной успешности.

Всё это формирует у ребят адекватную внутреннюю позицию, которая способствует успешному усвоению материала и нормальному психическому развитию. Коррекционная работа должна создавать оптимальные возможности для индивидуализации развития.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Развитие творческих способностей и научно-технического потенциала обучающихся на уроках технологии и изобразительного искусства»

Развитие творческого начала, творческих способностей человека всегда волнует как ученых-исследователей, так и педагогов, непосредственно занимающихся практической работой с детьми. В этом деле большую...

« Развитие творческих способностей и научно-технического потенциала обучающихся на уроках технологии и изобразительного искусства»

Развитие творческого начала, творческих способностей человека всегда волнует как ученых-исследователей, так и педагогов, непосредственно занимающихся практической работой с детьми. В этом деле большую...

Конспект урока музыки и изобразительного искусства в 6 классе . учителя музыки Шевченко Светланы Николаевны, учителя изобразительного искусства Поляковой Альмиды Салляховны. Тема урока: «Космос в музыке и в живописи"

Конспект урока  музыки и изобразительного искусства в 6 классепо программе  Г.П.Сергеевой, Критской Е.Д, Неменского Б.М.учителя музыки Шевченко Светланы Николаевны,...

«Особенности коррекционно-развивающего обучения и воспитания обучающихся с нарушением слуха в условиях перехода на ФГОС на уроках истории»

В докладе раскрываются особенности коррекционно-развивающего обучения и воспитания обучающихся с нарушением слуха....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ С ОВЗ (ИТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ НАРУШЕНИЯ) ДЛЯ 5-9 КЛАССОВ

Данная рабочая программа коррекционного курса "Логопедические занятия" для обучающихся 5-9 классов с ОВЗ (интеллектуальные нарушения) создана с учётом применения высокотехнологичного оборудо...