Рабочая программа образования обучающихся с глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант 2) Окружающий мир
рабочая программа (7 класс)

Цель обучения – формирование представлений о живой и неживой природе, о взаимодействии человека с природой, бережного отношения к природе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okruzhayushchiy_mir.docx91.92 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

        «Средняя общеобразовательная школа № 18»        

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор школы

_______________

С. И. Евдокимова

Приказ №______

от _________2017

Рабочая программа

образования обучающихся с глубокой умственной отсталостью

 (интеллектуальными нарушениями),

тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант 2)

Окружающий мир

учителя высшей квалификационной категории

Недоимкиной Аллы Леонидовны

СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по УВР

 __________Е.В. Корниенко

__________2017

РАССМОТРЕНО

Руководитель МО

___________Н.И.Макарова

__________2017

        2017 - 2018 учебный год

        

Пояснительная записка 

Важным аспектом обучения детей с глубокой умственной отсталостью и с ТМНР является расширение представлений об окружающем природном мире. Подобранный программный материал по предмету «Окружающий мир» рассчитан на формирование у обучающихся представлений о природе, её многообразии, о взаимосвязи живой, неживой природы и человека.

Цель обучения – формирование представлений о живой и неживой природе, о взаимодействии человека с природой, бережного отношения к природе.

 Основными задачами программы являются: формирование представлений об объектах и явлениях неживой природы, формирование временных представлений, формирование представлений о растительном и животном мире. Программа представлена следующими разделами: «Растительный мир», «Животный мир», «Временные представления», «Объекты неживой природы».

В процессе формирования представлений о неживой природе ребенок получает знания о явлениях природы (снег, дождь, туман и др.), о цикличности в природе – сезонных изменениях (лето, осень, весна, зима), суточных изменениях (утро, день, вечер, ночь), учится устанавливать общие закономерности природных явлений. Ребенок знакомится с разнообразием растительного и животного мира, получает представления о среде обитания животных и растений, учится выделять характерные признаки, объединять в группы по этим признакам, устанавливать связи между ними. Внимание ребенка обращается на связь живой и неживой природы: растения и животные приспосабливаются к изменяющимся условиям среды, ветер переносит семена растений и др. Наблюдая за трудом взрослых по уходу за домашними животными и растениями, ребенок учится выполнять доступные действия: посадка, полив, уход за растениями, кормление аквариумных рыбок, животных и др. Особое внимание уделяется воспитанию любви к природе, бережному и гуманному отношению к ней.

В соответствии с учебным планом школы обучение в год составляет 35 недель. Таким образом, программа рассчитана на достижение учащимся владения языком и речевой практикой  составляет 35 учебных часов в год, что соответствует  1  часу в неделю. Сроки реализации рабочей программы 2017-2018 учебный год.

Материально-техническое обеспечение предмета включает: объекты природы: камни, почва, семена, комнатные растения и другие образцы природного материала, наглядный изобразительный материал (видео, фотографии, рисунки для демонстрации обучающимся); муляжи овощей, фруктов; пиктограммы с изображениями действий, операций по уходу за растениями, животными; различные календари; изображения сезонных изменений в природе.

2. Содержание тем

2.1.Окружающий и природный мир

Растительный мир 

Узнавание (различение) растений (дерево, куст, трава). Узнавание (различение) частей растений (корень, ствол/ стебель, ветка, лист, цветок). Знание значения частей растения.

Знание значения растений в природе и жизни человека. Узнавание (различение) деревьев (берѐза, дуб, клѐн, ель, сосна,). Знание строения дерева (ствол, корень, ветки, листья). Узнавание (различение) плодовых деревьев (вишня, яблоня, груша, слива). Узнавание (различение) лиственных и хвойных деревьев. Знание значения деревьев в природе и жизни человека. Узнавание (различение) кустарников (орешник, шиповник, крыжовник, смородина, бузина, боярышник). Знание особенностей внешнего строения кустарника.

Узнавание (различение) лесных и садовых кустарников. Знание значения кустарников в природе и жизни человека. Узнавание (различение) фруктов (яблоко, банан, лимон, апельсин, груша, мандарин, персик, абрикос, киви) по внешнему виду (вкусу, запаху). Различение съедобных и несъедобных частей фрукта. Знание значения фруктов в жизни человека. Знание способов переработки фруктов. Узнавание (различение) овощей (лук, картофель, морковь, свекла, репа, редис, тыква, кабачок, перец) по внешнему виду (вкусу, запаху). Различение съедобных и несъедобных частей овоща. Знание значения овощей в жизни человека. Знание способов переработки овощей. Узнавание (различение) ягод (смородина, клубника, малина, крыжовник, земляника, черника, ежевика, голубика, брусника, клюква) по внешнему виду (вкусу, запаху). Узнавание/различение садовых цветочно-декоративных растений (астра, гладиолус, георгин, тюльпан, нарцисс, роза, лилия, пион, гвоздика).

Узнавание (различение) дикорастущих цветочно-декоративных растений (ромашка, фиалка, колокольчик, лютик, василек, подснежник, ландыш); знание строения цветов (корень, стебель, листья, цветок). Узнавание (различение) культурных и дикорастущих травянистых растений (петрушка, укроп, базилик, кориандр, мята, одуванчик, подорожник, крапива). Знание значения трав в жизни человека. Узнавание (различение) комнатных растений (герань, кактус, фиалка, фикус). Знание строения растения. Знание особенностей ухода за комнатными растениями. Знание значения комнатных растений в жизни человека.

Животный мир 

Знание строения домашнего (дикого) животного (голова, туловище, шерсть, лапы, хвост, ноги, копыта, рога, грива, пятачок, вымя, уши). Знание основных признаков животного. Установление связи строения тела животного с его образом жизни. Узнавание (различение) домашних животных (корова, свинья, лошадь, коза, овца (баран), кот, собака). Знание питания домашних животных. Знание способов передвижения домашних животных.

 Объединение животных в группу «домашние животные». Знание значения домашних животных в жизни человека. Уход за домашними животными. Узнавание (различение) детенышей домашних животных (теленок, поросенок, жеребенок, козленок, ягненок, котенок, щенок).

Узнавание (различение) диких животных (лиса, заяц, волк, медведь, лось, белка, еж, кабан, тигр). Знание питания диких животных. Знание способов передвижения диких животных. Объединение диких животных в группу «дикие животные». Знание значения диких животных в жизни человека. Узнавание (различение) детенышей диких животных (волчонок, лисенок, медвежонок, зайчонок, бельчонок, ежонок).. Знание питания животных. Знание способов передвижения животных. Узнавание (различение) животных, обитающих в природных зонах жаркого пояса (верблюд, лев, слон, жираф, зебра, черепаха, носорог, обезьяна, бегемот, крокодил). Узнавание (различение) домашних птиц (курица (петух), утка, гусь, индюк). Знание особенностей внешнего вида птиц. Знание питания птиц. Объединение домашних птиц в группу «домашние птицы». Знание значения домашних птиц в жизни человека. Узнавание (различение) детенышей домашних птиц (цыпленок, утенок, гусенок, индюшонок). Узнавание (различение) зимующих птиц (голубь, ворона, воробей, дятел, синица, снегирь, сова). Узнавание (различение) перелетных птиц (аист, ласточка, дикая утка, дикий гусь, грач, журавль). Знание питания птиц. Объединение перелетных птиц в группу «перелетные птицы». Знание строения рыбы (голова, туловище, хвост, плавники, жабры). Установление связи строения тела рыбы с ее образом жизни. Знание питания рыб. Узнавание (различение) речных рыб (сом, окунь, щука). Знание  значения речных рыб в жизни человека, в природе. Знание строения насекомого. Установление связи строения тела насекомого с его образом жизни. Знание питания насекомых. Узнавание (различение) речных насекомых (жук, бабочка, стрекоза, муравей, кузнечик, муха, комар, пчела, таракан). Знание способов передвижения насекомых. Знание значения насекомых в жизни человека, в природе. Узнавание (различение) морских обитателей (кит, дельфин, морская звезда, медуза, морской конек, осьминог, креветка). Знание строения морских обитателей. Установление связи строения тела морского обитателя с его образом жизни. Знание питания морских обитателей. Знание значения морских обитателей в жизни человека, в природе. Узнавание (различение) животных, живущих в квартире (кошка, собака, декоративные птицы, аквариумные рыбки, черепахи, хомяки). Знание особенностей ухода (питание, содержание и др.).

Временные представления 

Узнавание (различение) частей суток (утро, день, вечер, ночь). Представление о сутках как о последовательности (утро, день, вечер, ночь). Соотнесение частей суток с видами деятельности. Определение частей суток по расположению солнца. Узнавание (различение) дней недели. Представление о неделе как о последовательности 7 дней. Узнавание (различение) месяцев. Представление о годе как о последовательности 12 месяцев. Соотнесение месяцев с временами года. Узнавание (различение) времен года (весна, лето, осень, зима) по характерным признакам. Представление о годе как о последовательности сезонов. Знание изменений, происходящих в жизни человека в разное время года. Знание изменений, происходящих в жизни животных в разное время года. Знание изменений, происходящих в жизни растений в разное время года. Узнавание (различение) явлений природы (дождь, снегопад, листопад, гроза, радуга, туман, гром, ветер). Соотнесение явлений природы с временем года. Рассказ о погоде текущего дня.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Рабочая программа для 1-1 класса рассчитана на учебный год, общая трудоемкость 68 часов, количество занятий в классе в неделю – 2.

Учитель: Кочнева Евгения Алексеевна Предмет: Окружающий природный мир

Наименование разделов, тем программы

Кол-во часов по разделу

1 модуль

1

Золотая осень

Человек и природа

1

«Осень, в гости просим!»

Беседа, рассмотрение картин

1

«Что нам осень принесла?»

  • Овощи.
  • Фрукты.
  • Ягоды.
  • Грибы.

2

2

1

1

Всего часов за модуль:

10

2 модуль

Природа осенью

Какие бывают растения? Части дерева (лист)

(рисование, аппликации)

2

Явления природы: дождь, листопад. (Составление гербария)

2

А кто такие птички? (домашние и дикие)

Перелетные и неперелетные птицы.

2

Занятия и труд людей осенью

1

Обобщающий урок "В гости к осени"

1

Лес. Правила поведения в лесу.

1

В мире животных

1

Всего за модуль:

10

Зимушка-зима

Сравнение зверей и птиц

1

"Здравствуй, зимушка-зима!"

2

Одежда и обувь человека зимой

1

Зимние явления природы (снег, метель, лед)

1

Зимние забавы

2

Что делают растения зимой? Елка

1

Новый год.

Изготовление украшений на елку.

2

Всего часов за модуль:

10

4 модуль

Животные и птицы зимой

1

Дикие животные. Заяц, волк.

2

Домашние животные. Кошка и собака. Уход.

2

Комнатные растения. Уход.

1

Обобщающий урок "Зима"

Что бывает зимой?

1

Природа и человек

Природа и рукотворный мир

2

Из чего что сделано?

Дерево

Ткань

Резина

3

Воздух и вода. Значение для человека и животных.

2

Всего часов за модуль:

14

5 модуль

Весна, пришла!

Явления природы: солнце, ветер

2

Оживает все кругом! (весна)

1

Одежда и обувь весной

1

Растения весной. Части растений (лист, ветки)

1

Жизнь птиц весной

2

Животные весной

1

Насекомые

2

Труд людей весной

1

В саду и в огороде

1

Всего часов за модуль:

12

6 модуль

Повторение

Обобщающий урок "Весна пришла!"

1

Части суток. День-ночь

1

Закрепление по теме "Животные"

2

Закрепление по теме "Птицы"

2

Закрепление по теме "Растения"

2

Закрепление по теме "Явления природы"

2

Скоро лето!

1

Викторина "Когда это бывает?"

1

Всего часов за модуль

12

Всего часов за год

68

№п/п

Тема урока

Количество часов в неделю

Человек и природа

«Осень, в гости просим!»

Беседа, рассмотрение картин

«Что нам осень принесла?»

  • Овощи.
  • Фрукты.
  • Ягоды.
  • Грибы.

Всего часов за модуль:

2 модуль

Природа осенью

Какие бывают растения? Части дерева (лист)

(рисование, аппликации)

Явления природы: дождь, листопад. (Составление гербария)

А кто такие птички? (домашние и дикие)

Перелетные и неперелетные птицы.

Занятия и труд людей осенью

Обобщающий урок "В гости к осени"

Лес. Правила поведения в лесу.

В мире животных

Всего за модуль:

Зимушка-зима

Сравнение зверей и птиц

"Здравствуй, зимушка-зима!"

Одежда и обувь человека зимой

Зимние явления природы (снег, метель, лед)

Зимние забавы

Что делают растения зимой? Елка

Новый год.

Изготовление украшений на елку.

Всего часов за модуль:

4 модуль

Животные и птицы зимой

Дикие животные. Заяц, волк.

Домашние животные. Кошка и собака. Уход.

Комнатные растения. Уход.

Обобщающий урок "Зима"

Что бывает зимой?

Природа и человек

Природа и рукотворный мир

Из чего что сделано?

Дерево

Ткань

Резина

Воздух и вода. Значение для человека и животных.

Всего часов за модуль:

5 модуль

Весна, пришла!

Явления природы: солнце, ветер

Оживает все кругом! (весна)

Одежда и обувь весной

Растения весной. Части растений (лист, ветки)

Жизнь птиц весной

Животные весной

Насекомые

Труд людей весной

В саду и в огороде

Всего часов за модуль:

6 модуль

Повторение

Обобщающий урок "Весна пришла!"

Части суток. День-ночь

Закрепление по теме "Животные"

Закрепление по теме "Птицы"

Закрепление по теме "Растения"

Закрепление по теме "Явления природы"

Скоро лето!

Викторина "Когда это бывает?"

Всего часов за модуль

Всего часов за год







СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ


п/п

Тема урока

Кол-во часов

Планируемые результаты обучения

личностные

коррекционные (предметные)

базовые учебные действия

1

Человек и природа

1

Чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с природой.

Экологическая культура: ценностное отношение к природе, следование нормам природоохранного поведения

Проявляет интерес к окружающим предметам

Элементарные представления об объектах и явлениях окружающей природы

Развитие зрительного и слухового восприятия -

Развитие зрительного восприятия (фиксирует взгляд)

следовать инструкции педагога, отвечать на вопросы, используя различные языковые средства

Понимать словесную (жестовую) инструкцию

2

«Осень, в гости просим!»

Беседа, рассмотрение картин

1

внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе; - способность к самооценке

Принятие и освоение социальной роли обучающегося

замечать осенние изменения в природе и рассказывать о них; работать с иллюстрациями

Развитие зрительного восприятия (фиксирует взгляд)

последовательно выполняет отдельные операции действия по образцу педагога; проводить несложные наблюдения в окружающей среде

выполняет действие способом рука-в-руке

3

Одежда и обувь человека осенью.

2

Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

проявляет собственные чувства

Развитие памяти при назывании предметов одежды или обуви, способствовать развитию мышления при выборе нужной(лишней) картинки или предмета

Развитие общей моторики при одевании куклы

Учитывать климатические условия для выполнения отдельных действий

Выполняет действие по инструкции совместно с учителем Выбор нужного предмета, картинки из представленных (одеть куклу или себя на прогулку)

4

«Что нам осень принесла?»

- Овощи

- Фрукты

- Ягоды

- Грибы

2

2

1

1

пользуется речевыми и жестовыми формами взаимодействия для установления контактов

Готовность к сотрудничеству

Расширить представления о растительном мире; выделять существенные признаки.

Умение наблюдать за действиями педагога

Отвечать на вопросы, удерживать учебную задачу;

выполняет стереотипную инструкцию

Всего

10 ч

2 модуль

1

Какие бывают растения? Части дерева (лист)

(рисование, аппликации)

2

учебно- познавательный интерес к новому учебному материалу; -способность к самооценке

интерес к совместной деятельности

Расширение представлений о растениях; учить находить и показывать части растений (лист) .

Умение работать совместно с педагогом

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - адекватно воспринимать оценку педагога

Фиксировать взгляд на объекте, использовать предметы по назначению

2

Явления природы: дождь, листопад. (Составление гербария)

2

Проявляет положительное отношение к учебе, трудолюбие

Проявляет интерес к совместной деятельности

наблюдать за изменениями в природе и устанавливать взаимосвязь; осознавать необходимость бережного отношения к природе.

наблюдать изменения в природе

задавать вопросы; контролировать свои действия и партнёра

Фиксировать взгляд на объекте, использовать предметы по назначению

3

А кто такие птички? (домашние и дикие)

Перелетные и неперелетные птицы.

2

Формирование личностных качеств: трудолюбие, усидчивость Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками

Готовность к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками

Представление о птицах, их значении. Овладение доступными средствами коммуникации и общения – вербальными и невербальными

Умение рассматривать иллюстрации

умение работать по предложенному образцу

выполняет стереотипную инструкцию

Занятия и труд людей осенью

1

формирование уважительного отношения к иному мнению; наличие мотивации к труду, работе на результат

Формирование личностных качеств: трудолюбие, усидчивость

Представления о труде людей в зависимости от времени года; развитие мышления и воображения при использовании имитационных действий

Умение рассматривать иллюстрации, развитие зрительного восприятия

проводить несложные наблюдения в окружающей среде

выполняет стереотипную инструкцию по подражанию

Обобщающий урок "В гости к осени"

1

способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности

Произвольно воспринимает информацию

Научатся по своим наблюдениям приводить примеры осенних явлений в природе, узнавать изученные природные объекты.

Проводить наблюдения

Понимать учебную задачу; выполнить учебную задачу, действия с опорой на картинный план с помощью педагога

выполняет стереотипную инструкцию

Лес. Правила поведения в лесу.

1

Экологическая культура: ценностное отношение к природе, следование нормам природоохранного поведения.

ценностное отношение к природе

Представление о лесе; о правилах поведения в лесу

Развитие восприятия при рассматривании иллюстраций, внимания

Формулировать и удерживать учебную задачу,

Переключать взгляд с

В мире животных

1

Ценностное отношение к миру.

Принятие и освоение социальной роли обучающегося

Узнавать и выделять объект (елка) среди 2-3х совместно с учителем. Умение устанавливать аналогии

Развитие восприятия при рассматривании иллюстраций

планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

выполняет стереотипную инструкцию

Всего

10 ч

Сравнение зверей и птиц

1

формирование уважительного отношения к иному мнению;

Формирование личностных качеств: трудолюбие, усидчивость

Умение сравнивать по характерным признакам, развитие мыслительных процессов: обобщение, анализ, сравнение

Умение рассматривать картинки в книге, на мониторе

планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

выполняет стереотипную инструкцию

"Здравствуй, зимушка-зима!"

1

Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности

замечать зимние изменения в природе и рассказывать о них; научиться работать с иллюстрациями

Умение рассматривать картинки в книге, на мониторе

проводить несложные наблюдения в окружающей среде

проводить несложные наблюдения в окружающей среде

Одежда и обувь человека зимой

2

Формирование бережного отношения к материальным ценностям.

Формирование бережного отношения к материальным ценностям.

Представления о зимней одежде, ее назначении

Умение рассматривать картинки, изображения на мониторе

Поиск и выделение необходимой информации, передача её устным путём

Фиксировать взгляд на объекте, использовать предметы по назначению

Зимние явления природы (снег, метель, лед)

1

формирование уважительного отношения к иному мнению;

Формирование адекватной оценки своих достижений. 

наблюдать за изменениями в природе и устанавливать взаимосвязь;

узнавать изученные природные объекты.

проводить несложные наблюдения в окружающей среде

проводить несложные наблюдения в окружающей среде

Зимние забавы

2

Проявляет самостоятельность

Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу .

умение узнавать действия и занятия людей на картинках и схемах; имитировать действия людей

Умение рассматривать картинки, изображения на мониторе

Произвольное восприятие информации

Подражает действиям

Что делают растения зимой?

Елка

1

Ценностное отношение к миру.

Мотивация учебной деятельности.

Уточнить представления о растениях; умение осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков (лист-иголка).

Узнавать и выделять объект (елка) среди 2-3х совместно с учителем

умение осуществлять взаимный контроль, оказывать посильную помощь.

Принимать помощь

Новый год

Изготовление украшений на елку.

2

Привитие уважения к сложившимся традициям, их соблюдение

Готовность к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками

Знания о праздниках и традициях

Умение рассматривать иллюстрации, развитие зрительного восприятия

Последовательно выполняет отдельные операции действия по образцу педагога

Фиксировать взгляд на объекте, использовать предметы по назначению

Всего

10ч

Животные и птицы зимой

1

осознавать необходимость бережного отношения к природе.

Адекватная мотивация учебной деятельности

представление о животных и птицах, их умении приспосабливаться к климатическим условиям; умение осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.

узнавать изученные объекты.

поиск и выделение необходимой информации , передача её устным путём

Принимать помощь, выполнять действие способом "рука в руке"

Дикие животные. Заяц, волк.

2

Ценностное отношение к миру.

Формирование адекватной оценки своих достижений. 

Узнавать, называть и определять объекты окружающей действительности

узнавать изученных животных

использовать речь для регуляции своего действия.

выполняет стереотипную инструкцию по подражанию

Домашние животные. Кошка и собака. Уход.

2

осознавать необходимость бережного отношения к природе.

Узнавать, называть и определять объекты окружающей действительности безопасного поведения с ними.

Узнавать и определять объекты окружающей действительности

использовать речь для регуляции своего действия.

выполняет стереотипную инструкцию по подражанию

Комнатные растения. Уход.

1

Проявляет эстетические чувства

Мотивация учебной деятельности.

Научатся распознавать комнатные растения. Практически научатся правильно за ними  ухаживать.

Контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение.

Фиксировать взгляд на объекте, использовать предметы по назначению

Обобщающий урок "Зима"

Что бывает зимой?

1

способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности

Упражнять в изображении погодных явлений по подражанию с помощью имитационных действий:

выделение существенных признаков объекта Использовать знаково-символические средства.

Работать в паре, просить помощь у взрослых.

выполняет стереотипную инструкцию по подражанию

Природа и рукотворный мир

2

осознавать необходимость бережного отношения к природе и результатам труда человека

Мотивация учебной деятельности.

проводить сравнение и классификацию; использовать знаково- символические средств (пиктограммы)

различать объекты природы и рукотворного мира;

Умение вести диалог

Умение вступать в контакт

Из чего что сделано?

Дерево

Ткань

Резина

3

осознавать необходимость бережного отношения к природе и результатам труда человека

Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.

классифицировать предметы по характеру материала; бережно относиться к вещам

Развитие восприятия при рассматривании иллюстраций

 Принимать и удерживать учебную задачу. Применять имеющиеся знания  

Фиксировать взгляд на объекте, использовать предметы по назначению

Воздух и вода. Значение для человека и животных.

2

Экологическая культура: ценностное отношение к природе, следование нормам природоохранного поведения.

Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.

Усвоить , что чистый воздух и вода – одно из главных богатств Земли, которые необходимо охранять.

Узнавать и называть явления окружающей природы.

Узнавать объекты окружающей природы.

Всего

14ч

Явления природы: солнце, ветер

1

Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.

наблюдать за изменениями в природе и устанавливать взаимосвязь; изображать имитационно

узнавать изученные природные объекты.

проводить несложные наблюдения в окружающей среде;

Узнавать объекты окружающей природы.

Оживает все кругом! (весна)

1

Ценностное отношение к миру.

замечать весенние изменения в природе и рассказывать о них; научиться работать с иллюстрациями

Наблюдать за природой

проводить несложные наблюдения в окружающей среде

выполнять стереотипную инструкцию с помощью педагога

Одежда и обувь весной

1

Формирование бережного отношения к материальным ценностям.

Формирование бережного отношения к материальным ценностям.

Узнавать и выделять предметы одежды среди 2-3х совместно с учителем

Поиск и выделение необходимой информации, передача её устным путём

Фиксировать взгляд на объекте, использовать предметы по назначению

Растения весной. Части растений

(лист, ветки)

1

Экологическая культура: ценностное отношение к природе, следование нормам природоохранного поведения.

Проявлять собственные чувства, желания, познавательную активность

Расширение представлений о растениях; учить находить и показывать части растений (лист, ветки)

Умение работать с пиктограммами по теме «растения»

последовательно выполняет отдельные операции действия по образцу педагога

Узнавать объекты окружающей природы.

Жизнь птиц весной

2

Ценностное отношение к миру.

Наблюдать за действиями одноклассников, учителя

Представления о птицах, их образе жизни и повадках весной

различать живые объекты природы (птиц) на пиктограммах

Слушает, отвечает на вопросы

Узнавать объекты окружающей природы.

Животные весной

2

Ценностное отношение к миру.

Проявлять интерес к природе

Представления о животных, их образе жизни и повадках весной

различать живые объекты природы (звери) на пиктограммах

умение строить понятные для партнёра высказывания

Узнавать объекты окружающей природы.

В гостях у Мухи- Цокотухи (насекомые)

2

Ценностное отношение к миру. пользуется речевыми и жестовыми формами взаимодействия для установления контактов

Проявлять интерес к природе

Представления о насекомых, их образе жизни; выделение существенных признаков, сравнение с другими живыми существами.

Умение отличать насекомых от животных (узнавание)

выделение существенных признаков объекта Использовать знаково-символические средства.

Просить помощь у взрослых.

выполняет действие способом рука-в-руке

Труд людей весной

1

формирование уважительного отношения к иному мнению; наличие мотивации к труду, работе на результат

Формирование личностных качеств: трудолюбие, усидчивость

Представление о занятиях людей весной; установление взаимосвязей

Умение рассматривать иллюстрации, развитие зрительного восприятия

последовательно выполняет отдельные операции действия по образцу педагога

выполняет стереотипную инструкцию по подражанию

В саду и в огороде

1

формирование уважительного отношения к иному мнению;

Проявлять интерес к природе

представлять что и как растет в саду и в огороде

Умение слушать и подражать

Узнавать и называть объекты окружающей природы.

Узнавать знакомые объекты окружающей природы.

Всего

12ч

Обобщающий урок "Весна пришла!"

1

Проявлять самостоятельность Формирование адекватной оценки своих достижений.

Проявлять интерес к природе

Обобщить знания по теме

Умение рассматривать иллюстрации, развитие зрительного восприятия

выделение существенных признаков объекта Использовать знаково-символические средства.

Работать в паре, просить помощь у взрослых.

выполняет действие способом рука-в-руке

Части суток. День-ночь

1

Доброжелательность и эмоционально – нравственная отзывчивость.

Элементарные представления о частях суток

Умение рассматривать иллюстрации, развитие зрительного восприятия при выделении изучаемого объекта/явления

Строить высказывания сопряженно с учителем

выполнять стереотипную инструкцию с помощью педагога

Закрепление по теме "Животные"

2

Ценностное отношение к миру.

Закрепить знания по теме, применяя умение использовать ранее полученную информацию; рассказывать об объекте с помощью картинного плана

Умение рассматривать иллюстрации, развитие зрительного восприятия

Понимать учебную задачу, работать с картинным планом совместно с педагогом

выполняет действие способом рука-в-руке

Закрепление по теме "Птицы"

2

Ценностное отношение к миру.

Закрепить знания по теме, применяя умение использовать ранее полученную информацию; рассказывать об объекте с помощью картинного плана

Умение рассматривать иллюстрации, развитие зрительного восприятия

Понимать учебную задачу, работать с картинным планом,

выполняет действие способом рука-в-руке

Закрепление по теме "Растения"

2

Ценностное отношение к миру.

Закрепить знания по теме, применяя умение использовать ранее полученную информацию; рассказывать об объекте с помощью картинного плана

Умение рассматривать иллюстрации, развитие зрительного восприятия

Понимать учебную задачу, работать с картинным планом,

выполняет действие способом рука-в-руке

Закрепление по теме "Явления природы"

2

Ценностное отношение к миру.

.

Закрепить знания по теме, применяя умение использовать ранее полученную информацию; рассказывать об объекте с помощью картинного плана

Умение рассматривать иллюстрации, развитие зрительного восприятия

Понимать учебную задачу, работать с картинным планом,

выполняет действие способом рука-в-руке

Скоро лето!

1

Ценностное отношение к миру.

замечать весенние изменения в природе и рассказывать о них; научиться работать с иллюстрациями

Умение наблюдать за природой

проводить несложные наблюдения в окружающей среде

выполнять стереотипную инструкцию с помощью педагога

Викторина "Когда это бывает?"

1

формирование уважительного отношения к иному мнению; Формирование адекватной оценки своих достижений.

Мотивация учебной деятельности.

Обобщить и закрепить знания и представления учащихся о смене времен года; умение устанавливать взаимосвязи

Умение рассматривать иллюстрации, развитие зрительного восприятия

Проявлять активность во взаимодействии для решения познавательных задач.

выполняет действие способом рука-в-руке

Всего

12ч





















Система контрольно-измерительных материалов


Паспорт развития учащихся класса в приложении № 1 к программе.

Контрольные работы в данном классе не предусматриваются.

Этапы мониторинга:

1. Стартовая диагностика: проводится в начале учебного года, для выявления уровня актуального развития ребёнка, его потенциальные возможности.

2. Текущая диагностика: проводится в середине учебного года, позволяет оценить эффективность применяемых методов и приёмов содержания коррекционно-развивающей работы, наблюдать динамику развития ребёнка.

3. Итоговая диагностика: проводится в конце учебного года, определяет характер динамики развития и позволяет составить дальнейший образовательный маршрут ребёнка или класса.


2.2.Человек.

 Представления о себе 

Идентификация себя как мальчика (девочки), юноши (девушки). Узнавание (различение) частей тела (голова (волосы, уши, шея, лицо), туловище (спина, живот), руки (локоть, ладонь, пальцы), ноги (колено, ступня, пальцы, пятка). Знание назначения частей тела. Узнавание (различение) частей лица человека (глаза, брови, нос, лоб, рот (губы, язык, зубы). Знание назначения частей лица. Знание строения человека (скелет, мышцы, кожа). Узнавание (различение) внутренних органов человека (на схеме тела) (сердце, легкие, печень, почки, желудок). Знание назначения внутренних органов. Называние своего имени и фамилии. Называние своего возраста (даты рождения). Знание видов деятельности для организации своего свободного времени. Сообщение сведений о себе. Рассказ о себе. Знание возрастных изменений человека.

Гигиена тела. 

Различение вентилей с горячей и холодной водой. Регулирование напора струи воды. Смешивание воды до комфортной температуры. Вытирание рук полотенцем. Сушка рук с помощью автоматической сушилки. Соблюдение последовательности действий при мытье и вытирании рук: открывание крана, регулирование напора струи и температуры воды, намачивание рук, намыливание рук, смывание мыла с рук, закрывание крана, вытирание рук. Нанесение крема на руки.

Подстригание ногтей ножницами. Подпиливание ногтей пилочкой. Нанесение покрытия на ногтевую поверхность. Удаление декоративного покрытия с ногтей. Вытирание лица. Соблюдение последовательности действий при мытье и вытирании лица: открывание крана, регулирование напора струи и температуры воды, набирание воды в руки, выливание воды на лицо, протирание лица, закрывание крана, вытирание лица.

Чистка зубов. Полоскание полости рта. Соблюдение последовательности действий при чистке зубов и полоскании полости рта: открывание тюбика с зубной пастой, намачивание щетки, выдавливание зубной пасты на зубную щетку, чистка зубов, полоскание рта, мытье щетки, закрывание тюбика с зубной пастой.

Очищение носового хода. Нанесение косметического средства на лицо. Соблюдение последовательности действий при бритье электробритвой, безопасным станком.

Расчесывание волос. Соблюдение последовательности действий при мытье и вытирании волос: намачивание волос, намыливание волос, смывание шампуня с волос, вытирание волос. Соблюдение последовательности действий при сушке волос феном: включение фена (розетка, переключатель), направление струи воздуха на разные участки головы, выключение фена,  расчесывание волос.

Мытье ушей. Чистка ушей. Вытирание ног. Соблюдение последовательности действий при мытье и вытирании ног: намачивание ног, намыливание ног, смывание мыла, вытирание ног. Соблюдение последовательности действий при мытье и вытирании тела: ополаскивание тела водой, намыливание частей тела, смывание мыла, вытирание тела. Гигиена интимной зоны. Пользование гигиеническими прокладками. Пользование косметическими средствами (дезодорантом, туалетной водой, гигиенической помадой, духами).

Обращение с одеждой и обувью 

Узнавание (различение) предметов одежды: пальто (куртка, шуба, плащ), шапка, шарф, варежки (перчатки), свитер (джемпер, кофта), рубашка (блузка, футболка), майка, трусы, юбка (платье), брюки (джинсы, шорты), носки (колготки). Знание назначения предметов одежды. Узнавание (различение) деталей предметов одежды: пуговицы (молнии, заклепки), рукав (воротник, манжеты). Знание назначения деталей предметов одежды. Узнавание (различение) предметов обуви: сапоги (валенки), ботинки, кроссовки, туфли, сандалии, тапки. Знание назначения видов обуви (спортивная, домашняя, выходная, рабочая). Различение сезонной обуви (зимняя, летняя, демисезонная). Узнавание (различение) головных уборов (шапка, шляпа, кепка, панама, платок). Знание назначения головных уборов. Различение сезонных головных уборов. Различение по сезонам предметов одежды (предметов обуви, головных уборов). Выбор одежды для прогулки в зависимости от погодных условий. Различение видов одежды (повседневная, праздничная, рабочая, домашняя, спортивная). Выбор одежды в зависимости от предстоящего мероприятия. Различение сезонной одежды (зимняя, летняя, демисезонная).

Расстегивание (развязывание) липучки (молнии, пуговицы, ремня, кнопки, шнурка). Снятие предмета одежды (например, кофты: захват кофты за край правого рукава, стягивание правого рукава кофты, захват кофты за край левого рукава, стягивание левого рукава кофты). Снятие обуви (например, ботинок: захват рукой задней части правого ботинка, стягивание правого ботинка, захват рукой задней части левого ботинка, стягивание левого ботинка). Соблюдение последовательности действий при раздевании (например, верхней одежды: снятие варежек, снятие шапки, расстегивание куртки, снятие куртки, расстегивание сапог, снятие сапог). Застегивание (завязывание) липучки (молнии, пуговицы, кнопки, ремня, шнурка). Надевание предмета одежды (например, брюк: захват брюк за пояс, вставление ноги в одну брючину, вставление ноги в другую брючину, натягивание брюк). Обувание обуви (например, сапог: захват двумя руками голенища правого сапога, вставление ноги в сапог, захват двумя руками голенища левого сапога, вставление ноги в сапог). Соблюдение последовательности действий при одевании комплекта одежды (например: надевание колготок, надевание футболки, надевание юбки, надевание кофты). Контроль своего внешнего вида. Различение лицевой (изнаночной), передней (задней) стороны одежды, верха (низа) одежды. Различение правого (левого) ботинка (сапога, тапка). Выворачивание одежды.

Туалет Сообщение о желании сходить в туалет. Сидение на унитазе и оправление малой/большой нужды. Пользование туалетной бумагой. оправление малой/большой нужды. Пользование туалетной бумагой. Соблюдение последовательности действий в туалете (поднимание крышки (опускание сидения), спускание одежды (брюк, колготок, трусов), сидение на унитазе/горшке, оправление нужды в унитаз, пользование туалетной бумагой, одевание одежды (трусов, колготок, брюк), нажимание кнопки слива воды, мытье рук.

Прием пищи 

Сообщение о желании пить. Питье через соломинку. Питье из кружки (стакана): захват кружки (стакана), поднесение кружки (стакана) ко рту, наклон кружки (стакана), втягивание (вливание) жидкости в рот, опускание кружки (стакана) на стол. Наливание жидкости в кружку. Сообщение о желании есть. Еда руками. Еда ложкой: захват ложки, зачерпывание ложкой пищи из тарелки, поднесение ложки с пищей ко рту, снятие с ложки пищи губами, опускание ложки в тарелку. Еда вилкой: захват вилки, накалывание кусочка пищи, поднесение вилки ко рту, снятие губами с вилки кусочка пищи, опускание вилки в тарелку. Использование ножа и вилки во время приема пищи: отрезание ножом кусочка пищи от целого куска, наполнение вилки гарниром с помощью ножа. Использование салфетки во время приема пищи. Накладывание пищи в тарелку.

Семья 

Узнавание (различение) членов семьи. Узнавание (различение) детей и взрослых.

Учебно – тематический план


Раздел

Кол-во часов

1.

Представления о себе.

4

2.

Гигиена тела.

8

3.

Обращение с одеждой и обувью.

8

4.

Приём пищи

4

5.

Туалет

4

6

Семья.

6

Итого:


Календарно-тематическое планирование

урока

Тема

Кол-во часов

Представления и знания ребёнка о себе

Лицо человека. Показать части лица

Лицо человека. Показать части лица.

Части тела человека. Показать части тела.

Кожа человека. Её функции. Гигиена кожи.

Гигиена тела.

Различение вентилей, смешивание воды.

Мытьё с мылом, ополаскивание и вытирание рук.

Умывание лица. Мытьё шеи.

Подстригание ногтей.

Чистка зубов. Значение. Правила.

Мытьё, вытирание и чистка ушей.

Расчёсывание волос.

Беседа по закреплению темы «Гигиена тела»

Обращение с одеждой, обувью.

Одежда по сезонам. Виды верхней зимней одежды.

Одежда по сезонам. Весна/осень.

Летняя одежда.

Специальная одежда.

Последовательность раздевания/одевания на прогулку.

Обувь по сезонам.

Детали застёжек, завязок одежды, обуви.

Закрепление темы: «Обращение с одеждой, обувью»

Приём пищи

Питьё напитка из кружки; питьё через соломинку.

Завтрак. Еда руками.

Обед. Еда ложкой первых блюд.

Второе блюдо. Еда вилкой.

Использование салфетки.

Закрепление знаний темы: «Приём пищи»

Пользование туалетом.

Сообщение о желании сходить в туалет.

Сидение на унитазе и оправление малой/большой нужды.

Пользование туалетной бумагой

Соблюдение последовательности действий в туалете (поднимание крышки (опускание сидения), спускание одежды (брюк, трусов), сидение на унитазе, оправление нужды в унитаз, пользование туалетной бумагой, одевание одежды (трусов, брюк), нажимание кнопки слива воды, мытье рук.

Моя семья и я.

Узнавание (различение) членов семьи.

Узнавание (различение) членов семьи

Называние родителей мама, папа

Называние родителей мама, папа

Называние имен  родителей

Называние имен  родителей

Узнавание (различение) детей и взрослых.

Итого:


2.3.Окружающий социальный мир

Квартира, дом

 Узнавание (различение) частей дома (стена, крыша, окно, дверь, потолок, пол). Узнавание (различение) помещений квартиры (комната (спальная, детская, гостиная), прихожая, кухня, ванная комната, санузел, балкон). Знание функционального назначения помещений квартиры. Знакомство с коммунальными удобствами в квартире: отопление (батарея, вентиль, вода), канализация (вода, унитаз, сливной бачок, трубы), водоснабжение (вода, кран, трубы (водопровод), вентиль, раковина), электроснабжение (розетка, свет, электричество). Узнавание (различение) предметов посуды: тарелка, стакан, кружка, ложка, вилка, нож, кастрюля, сковорода, чайник, половник. Знание строения часов (циферблат, стрелки (часовая, минутная)). Узнавание (различение) аудио, видеотехники и средствах связи (телефон, компьютер, планшет, магнитофон, плеер, видеоплеер). Знание назначения технического устройства (сотовый телефон, планшет, видеоплеер и др.). Соблюдение последовательности действий при пользовании телефоном (плеером, планшетом и др.): включение, использование (связь, игра и т.п.), выключение.

Предметы быта 

Узнавание (различение) электробытовых приборов (телевизор, утюг, лампа, вентилятор, обогреватель, микроволновая печь, тостер, блендер, электрический чайник, фен, кондиционер). Знание назначения электроприборов. Знание правил техники безопасности при пользовании электробытовым прибором.

Узнавание (различение) предметов мебели (стол, стул, диван, шкаф, полка, кресло, кровать, табурет, комод). Знание назначения предметов мебели. Различение видов мебели (кухонная, спальная, кабинетная и др.).

Узнавание (различение) предметов посуды (тарелка, стакан, кружка, ложка, вилка, нож, кастрюля, сковорода, чайник, половник, нож). Знание назначение предметов посуды. Узнавание (различение) кухонного инвентаря (терка, овощечистка, разделочная доска, дуршлаг, половник, открывалка). Знание назначение кухонного инвентаря.

 Узнавание (различении) предметов интерьера (светильник, зеркало, штора, скатерть, ваза, статуэтки, свечи). Знание назначения предметов интерьера. Узнавание (различение) светильников (люстра, бра, настольная лампа).

Узнавание (различение) часов (наручные, настенные, механические, электронные часы). Узнавание (различение) частей часов: стрелки, циферблат. Знание назначения часов (частей часов).

Продукты питания 

Узнавание (различение) напитков (вода, чай, сок, какао, лимонад, компот, квас, кофе) по внешнему виду, на вкус. Узнавание упаковок с напитком. Узнавание (различение) молочных продуктов (молоко, йогурт, творог, сметана, кефир, масло, морожено) по внешнему виду, на вкус. Узнавание упаковок с молочным продуктом. Знание правил хранения молочных продуктов. Узнавание (различение) мясных продуктов: готовых к употреблению (колбаса, ветчина), требующих обработки (приготовления) (мясо (свинина, говядина, баранина, птица), сосиска, сарделька, котлета, фарш). Узнавание (различение) рыбных продуктов: готовых к употреблению (крабовые палочки, консервы, рыба (копченая, соленая, вяленая), требующих обработки (приготовления) мясо (филе рыбы, краб, креветка), рыбная котлета, рыбный фарш. Узнавание (различение) муки и мучных изделий: готовых к употреблению (хлеб, батон, пирожок, булочка, сушки, баранки, сухари), требующих обработки (приготовления) (макаронные изделия (макароны, вермишель, рожки). Узнавание (различение) круп и бобовых: готовых к употреблению (консервированная фасоль, кукуруза, горошек, свежий горох), требующих обработки (приготовления) (греча, рис, пшено и др. крупы, бобовые). Знакомство со способами обработки (приготовления) круп и бобовых. Знание правил хранения круп и бобовых. Узнавание (различение) кондитерских изделий (торт, печенье, пирожное, конфета, шоколад). Знание правил хранения кондитерских изделий.

Предметы и материалы, изготовленные человеком 

Узнавание свойств бумаги (рвется, мнется, намокает). Узнавание (различение) видов бумаги по плотности (альбомный лист, папиросная бумага, картон и др.), по фактуре (глянцевая, бархатная и др.). Узнавание предметов, изготовленных из бумаги (салфетка, коробка, газета, книга и др.). Узнавание (различение) инструментов, с помощью которых работают с бумагой (ножницы, шило для бумаги, фигурный дырокол). Узнавание предметов, изготовленных из стекла (ваза, стакан, оконное стекло, очки и др.). Соблюдение правил безопасности при обращении с предметами, изготовленными из стекла. Знание свойств резины (эластичность, непрозрачность, водонепроницаемость). Узнавание предметов, изготовленных из резины (резиновые перчатки, сапоги, игрушки и др.). Узнавание предметов, изготовленных из металла (ведро, игла, кастрюля и др.). Знание свойств ткани (мягкая, мнется, намокает, рвѐтся). Узнавание предметов, изготовленных из ткани (одежда, скатерть, штора, покрывала, постельное бельѐ, обивка мебели и др.). Узнавание (различение) инструментов, с помощью которых работают с тканью (ножницы, игла). Знание свойств пластмассы (лѐгкость, хрупкость). Узнавание предметов, изготовленных из пластмассы (бытовые приборы, предметы посуды, игрушки, фломастеры, контейнеры и т.д.).

Транспорт 

Узнавание (различение) наземного транспорта (рельсовый, безрельсовый). Знание назначения наземного транспорта. Узнавание (различение) составных частей наземного транспортного средства. Узнавание (различение) воздушного транспорта. Знание назначения воздушного транспорта. Узнавание (различение) составных частей воздушного транспортного средства. Узнавание (различение) водного транспорта. Знание назначения водного транспорта. Узнавание (различение) составных частей водного транспортного средства. Узнавание (различение) специального транспорта (пожарная машина, скорая помощь, полицейская машина). Знание назначения специального транспорта. Знание профессий людей, работающих на специальном транспорте. Соотнесение деятельности с профессией. Знание места посадки и высадки из автобуса. Пользование общественным транспортом (посадка в автобус, покупка билета и др.). Традиции, обычаи 

Знание традиций и атрибутов праздников (Новый Год, День Победы, 8 марта, Масленица, 23 февраля, Пасха). Знание школьных традиций. Знание символики и атрибутов православной церкви (храм, икона, крест, Библия, свеча, ангел). Знание нравственных традиций, принятых в православии.

 Учебно-тематический план

№ п/п

Тема

Количество часов

1

Квартира, дом, двор

2

Предметы быта

3

Продукты питания

4

Предметы и материалы, изготовленные человеком

5

Транспорт

Примерное тематическое планирование

№ п/п

Наименование разделов

Количество часов

1

Части дома

2

Места общего пользования в доме

3

Помещения квартиры

4

Назначение помещений квартиры

5

Коммунальные удобства в квартире

6

Посуда

7

Технические устройства

8

Напитки

9

Молочные продукты

10

Мясные продукты готовые к употреблению

11

Рыбные продукты готовые к употреблению

12

Мучные изделия готовые к употреблению

13

Крупы и бобовые готовые к употреблению

14

Кондитерские изделия

15

Электробытовые приборы

16

Мебель

17

Посуда

18

Кухонный инвентарь

19

Предметы интерьера

20

Часы

21

Бумага и предметы из бумаги

22

Дерево и предметы из дерева

23

Стекло и предметы из стекла

24

Металл и предметы из металла

25

Ткань и предметы из ткани

26

Пластмасса и предметы из пластмассы

5. Методическое обеспечение программы

  1. Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
  2. АООП ГБОУ школы № 565;
  3. Бгажнокова И. М. программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 1-4 классы. М: Просвещение,
    2013 г.;
  4. Программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, под редакцией Л.Б.Баряевой и Н.Н.Яковлевой;
  5. Федеральный Государственный Основной Образовательный стандарт;
  6. Интернет-ресурсы (по выбору учителя).

 2.4.Домоводство 

Обращение с кухонным инвентарем

Основные задачи раздела: формирование умений обращения с кухонным инвентарем.

Обращение с посудой. Различение предметов посуды для сервировки стола (тарелка, стакан, кружка, ложка, вилка, нож), для приготовления пищи (кастрюля, сковорода, чайник, половник, нож). Различение чистой и грязной посуды. Очищение остатков пищи с посуды. Протирание посуды губкой. Ополаскивание посуды. Сушка посуды.

Накрывание на стол. Выбор посуды и столовых приборов. Раскладывание столовых приборов и посуды при сервировке стола.

Приготовление пищи

Основные задачи раздела: освоение простейших действий по приготовлению пищи.

Подготовка к приготовлению блюда. Знание (соблюдение) правил гигиены при приготовлении пищи. Выбор продуктов, необходимых для приготовления блюда. Выбор инвентаря, необходимого для приготовления блюда. Обработка продуктов. Мытье продуктов. Раскатывание теста. Перемешивание продуктов ложкой. Соблюдение последовательности действий при приготовлении бутерброда (без нарезания): выбор продуктов в нарезке (хлеб, колбаса, сыр), выбор кухонного инвентаря (тарелка), сборка бутерброда (хлеб сыр, хлеб колбаса).

Уход за вещами

Основные задачи раздела: формирование умений по уходу за вещами.

Складывание белья и одежды. Чистка одежды. Уход за обувью. Соблюдение последовательности действий при мытье обуви (протирание обуви влажной тряпкой, протирание обуви сухой тряпкой).  Просушивание обуви.

Уборка помещения

Основные задачи раздела: формирование умений по уборке помещения и обращения с уборочным инвентарем.

Уборка мебели. Уборка с поверхности стола остатков еды и мусора. Вытирание поверхности мебели.

Уборка пола. Сметание мусора на полу в определенное место. Заметание мусора на совок.

компьютер и дидактические материалы, соблюдать охранительный режим. Необходим замедленный темп обучения.

При изучении разделов Домоводства рекомендуется использовать:

  • дидактический материал: изображения (картинки, фото, пиктограммы) предметов посуды, кухонной мебели, продуктов питания, уборочного инвентаря; альбомы с демонстрационным материалом, составленным в соответствии с изучаемыми темами учебной программы; изображения алгоритмов рецептуры и приготовления блюд, стирки белья и др.;
  • оборудование: кухонная мебель, кухонная посуда (кастрюли, тарелки, ложки, ножи, вилки, кружки и др.), тазики, уборочный инвентарь (тяпки, грабли), лейки и др.

3. Учебно-тематический план

№ п/п

Тема

1

Обращение с кухонным инвентарем

2

Приготовление пищи

3

Уход за вещами

4

Уборка помещения


5. Методическое обеспечение программы

  1. Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
  2. Бгажнокова И. М. программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 1-4 классы. М: Просвещение, 
    2013 г.
  3. Программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, под редакцией Л.Б.Баряевой и Н.Н.Яковлевой;
  4. Федеральный Государственный Основной Образовательный стандарт

ПРИЛОЖЕНИЕ

Календарно – тематический план

Наименование разделов

Количество часов

1

Обращение с посудой.

2

Различение предметов посуды для сервировки стола (тарелка, стакан, кружка, ложка, вилка, нож).

3

Различение посуды для приготовления пищи (кастрюля, сковорода, чайник, половник, нож).

4

Различение чистой и грязной посуды.

5

Очищение остатков пищи с посуды.

6

Протирание посуды губкой.

7

Ополаскивание посуды.

8

Сушка посуды.

9

Накрывание на стол.

10

Выбор посуды и столовых приборов.

11

Раскладывание столовых приборов и посуды при сервировке стола.

1

Подготовка к приготовлению блюда.

2

Знание (соблюдение) правил гигиены при приготовлении пищи.

3

Выбор продуктов, необходимых для приготовления блюда.

4

Выбор инвентаря, необходимого для приготовления блюда.

5

Обработка продуктов.

6

Мытье продуктов.

7

Раскатывание теста.

8

Перемешивание продуктов ложкой.

9

Соблюдение последовательности действий при приготовлении бутерброда (без нарезания): выбор продуктов в нарезке (хлеб, колбаса, сыр).

10

Соблюдение последовательности действий при приготовлении бутерброда (без нарезания): выбор кухонного инвентаря (тарелка.

11

Соблюдение последовательности действий при приготовлении бутерброда (без нарезания): сборка бутерброда (хлеб сыр, хлеб колбаса).

1

Ручная стирка. Наполнение емкости водой.

2

Ручная стирка. Замачивание белья.

3

Ручная стирка. Полоскание белья.

4

Ручная стирка. Отжим белья.

5

Ручная стирка. Вывешивание белья на просушку.

6

Ручная стирка. Соблюдение последовательности действий при ручной стирке: наполнение емкости водой, замачивание белья, полоскание белья, выжимание белья, вывешивание белья на просушку.

7

Складывание белья и одежды.

8

Чистка одежды.

9

Уход за обувью.

10

Соблюдение последовательности действий при мытье обуви (протирание обуви влажной тряпкой).

11

Соблюдение последовательности действий при мытье обуви (протирание обуви сухой тряпкой)

12

Просушивание обуви.

1

Уборка мебели. Уборка с поверхности стола остатков еды и мусора.

2

Уборка мебели. Вытирание поверхности мебели.

3

Уборка пола. Сметание мусора на полу в определенное место.

4

Уборка пола. Заметание мусора на совок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный учебный план для обучающегося с тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития

Индивидуальный учебный план для обучающегося с  тяжелой и глубокой умственной отсталостью   (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития...

Рабочая программа образования обучающихся с глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант 2) Математика. Математические представления

Цели образовательно-коррекционной работы с учетом специфики учебного предмета:Формирование элементарных математических представлений и умения применять их в повседневной жизни....

Рабочая программа образования обучающихся с глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант 2) Язык и речевая практика. Речь и альтернативная коммуникация учителя высшей квалифик

Цель обучения – формирование коммуникативных и речевых навыков с использованием средств вербальной и невербальной коммуникации, умения пользоваться ими в процессе социального взаимодействия....

Программа «Музыка и движение» для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития 7 класс.

Программа «Музыка и движение» составлена на основе «Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной...

Особые образовательные потребности обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития

Смысл термина «Образовательные потребности» - определить, в чем же именно нуждается ребенок в процессе образования.Особые образовательные потребности различаются у обучающихся разных катег...

Технологическая карта занятия На тему «Наша Таня громко плачет…» для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития.

Цель:  формировать элементарную познавательно-исследовательскую активность детей в процессе экспериментирования.Коррекционно-обучающие:1) Закреплять у детей представления о себе (строении собстве...