«Основные разделы АООП обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития».
презентация к уроку по теме
Краткое описание АООП по второму варианту (для обучающихся с умеренной, тяжёлой, глубокой УО и ТМНР)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osnovnye_razdely_aoop.ppt | 264 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель АООП по 2 варианту (для обучающихся с умеренной, тяжёлой, глубокой УО и с ТМНР). Развитии личности, формирование общей культуры, соответствующей общепринятым нравственным и социокультурным ценностям, формирование необходимых для самореализации и жизни в обществе практических представлений, умений и навыков, позволяющих достичь обучающемуся максимально возможной самостоятельности и независимости в повседневной жизни
Психолого – педагогическая характеристика детей с умеренной и тяжёлой УО. Дети с умеренной и тяжелой умственной отсталостью отличаются выраженным недоразвитием мыслительной деятельности, препятствующим освоению предметных учебных знаний. У детей с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости затруднено или невозможно формирование устной и письменной речи. Особенно затруднены у детей тонкие, дифференцированные движения рук и пальцев: они с трудом учатся шнуровать ботинки и завязывать шнурки, застегивать пуговицы, часто не соизмеряют усилий при действиях с предметами - либо роняют их, либо сильно сжимают, дергают. Для этих детей характерно поверхностное, глобальное восприятие предметов в целом. Они не анализируют воспринимаемый материал, не сравнивают и не сопоставляют.
Психолого – педагогическая характеристика глубокой умственной отсталости . Для всех детей – имбецилов помимо их позднего развития и значительного снижения интеллекта характерны грубые нарушения всех сторон психики: мышления, речи, памяти, внимания, моторики, эмоционально-волевой сферы. Они весьма ограничены в способностях к пониманию или выполнению требований или инструкций. Большинство таких больных неподвижны или резко ограничены. Значительная часть детей с тяжёлой и глубокой УО имеют и другие нарушения, что дает основание говорить о ТМНР.
УСЛОВНЫЕ ГРУППЫ (с точки зрения их потребности в специальных условиях) 1 Тяжёлые нарушения неврологического генеза – сложные формы ДЦП. Большинство детей этой группы не может самостоятельно удерживать тело в положении сидя. 2.С нарушениями поведения (чаще как следствие аутистических расстройств). 3. Отсутствуют выраженные нарушения движения и моторики, они могут передвигаться самостоятельно. В основном это с умеренной степенью УО.
Состав и наполняемость класса по 2 варианту АООП Наполняемость класса обучающихся по 2 варианту АООП должна быть до 5 человек. Рекомендуется следующее комплектование класса: I гр. – 2 обучающихся; II гр. - 1 обучающийся, III гр. - 2-3 обучающихся. Возможно объединение двух классов, но в этом случае увеличивается количество персонала (не менее 4-х педагогов на10 обучающихся).
«Аспекты реализации особых образовательных потребностей» Время начала образования(обеспечивающий преемственность между дошкольным и школьными этапами). Содержание образования(введении специальных учебных предметов и коррекционных курсов). Создание специальных методов и средств обучения (использовании специфических методов и средств обучения), Особая организация обучения(потребность в качественной индивидуализации обучения) , Расширение границ образовательного пространства, Продолжительность образования (с 1 дополнительного по 12 – 13 лет) Определение круга лиц, участвующих в образовательном процессе. совместной работе специалистов разных профессий: специальных психологов и педагогов, социальных работников, специалистов здравоохранения, а также родителей ребенка с ТМНР
Принципы и подходы к формированию адаптированной основной общеобразовательной программы и СИПР . Образование нацелено на максимальное развитие жизненной компетенции и определяется индивидуальными возможностями ребёнка. Накопление доступных навыков коммуникации, самообслуживания, бытовой и доступной трудовой деятельности, а также перенос сформированных представлений и умений в собственную деятельность(компонент«жизненной компетенции») готовят обучающегося к использованию приобретенных в процессе образования умений для активной жизни в семье и обществе. Итогом образования человека с умственной отсталостью, с ТМНР является нормализация его жизни. Особые образовательные потребности детей с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР диктуют необходимость разработки специальной индивидуальной программы развития.
Примерный учебный план организации реализующей 2 вариант АООП. I – обязательная часть, включает: · шесть образовательных областей, представленных десятью учебными предметами; · коррекционно-развивающие занятия, проводимые учителем-логопедом, учителем или учителем-дефектологом; II – часть, формируемая участниками образовательного процесса, включает: · коррекционные курсы, проводимые различными специалистами; · внеурочные мероприятия.
Предметные области Учебные предметы Количество часов в неделю. 1 доп. кл 1 кл. 2 кл. 3 кл. 4 кл. Всего 1. Язык и речевая практика 1.1 Речь и альтернативная коммуникация 3 3 3 2 2 13 2.Математика 2.1.Математические представления 2 2 2 2 2 10 3. Окружающий мир 3.1 Окружающий природный мир 2 2 2 2 2 10 3.2 Человек 3 3 3 2 2 13 3.3 Домоводство - - - 3 3 6 3.4. Окружающий социальный мир 1 1 1 2 2 7 4. Искусство 4.1 Музыка и движение 2 2 2 2 2 10 4.2Изобразительная деятельность 3 3 3 3 3 15 5. Физическая культура 5.1 Адаптивная физкультура 2 2 2 2 2 10 6. Технологии 6.1 Профильный труд . - - - - - - 7.Коррекционно-развивающие занятия 2 2 2 2 2 10 Итого 20 20 20 22 22 104 Максимально допустимая недельная нагрузка (при5-дневной учебной неделе) 20 20 20 22 22 104
II. Часть, формируемая участниками образовательных отношений. Коррекционные курсы 1 доп. 1 2 3 4 Всего 1. Сенсорное развитие 3 3 3 3 3 15 2. Предметно-практические действия 3 3 3 3 3 15 3. Двигательное развитие 2 2 2 2 2 10 4. Альтернативная коммуникация 2 2 2 2 2 10 Итого коррекционные курсы 10 10 10 10 10 50
Планируемые результаты освоения обучающимися АООП. 1. Язык и речевая практика 1.1. Речь и альтернативная коммуникация. 1) Развитие речи как средства общения в контексте познания окружающего мира и личного опыта ребенка. 2) Овладение доступными средствами коммуникации и общения –вербальными и невербальными. 3) Умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речи для решения соответствующих возрасту житейских задач. 4) Глобальное чтение в доступных ребенку пределах, понимание смысла узнаваемого слова.
Материально-техническое оснащение учебного предмета. графические средства для альтернативной коммуникации: таблицы букв, карточки с изображениями объектов, людей, действий (фотографии, пиктограммы, символы), с напечатанными словами, наборы букв, коммуникативные таблицы и тетради для общения; сюжетные картинки с различной тематикой для развития речи; · электронные устройства для альтернативной коммуникации: записывающие и воспроизводящие устройства, коммуникаторы (например, Language Master “Big Mac”, “Step by step”, “GoTalk”, “ MinTalker” и др.), компьютерные устройства, синтезирующие речь (например, планшетный компьютер и др.); · информационно-программное обеспечение: компьютерные программы для создания пиктограмм (например, “Boardmaker”, “Alladin” и др.), системы символов (например, “Bliss”); компьютерные программы для общения (например, «Общение» и др.), обучающие компьютерные программы и программы для коррекции различных нарушений речи; · аудио и видеоматериалы.
2. Математика. 2.1. Математические представления 1) Элементарные математические представления о форме, величине; количественные(дочисловые), пространственные, временные представления. 2) Представления о количестве, числе, знакомство с цифрами, составом числа в доступных ребенку пределах, счет, решение простых арифметических задач с опорой на наглядность. 3) Использование математических знаний при решении соответствующих возрасту житейских задач.
Материально-техническое оснащение предмета математические представления. Различные по форме , величине, цвету наборы материала (в т.ч. природного); наборы предметов для занятий(типа«Нумикон», Монтессори-материал и др.); Пазлы (из 2-х, 3-х, 4-х частей (до 10); мозаики; пиктограммы с изображениями занятий, режимных моментов и др. событий; карточки с изображением цифр, денежных знаков и монет; макеты циферблата часов; калькуляторы; весы; рабочие тетради с различными геометрическими фигурами, цифрами для раскрашивания, вырезания, наклеивания и другой материал; обучающие компьютерные программы, способствующие формированию у детей доступных математических представлений.
3. Окружающий мир 3.1. Окружающий природный мир. 1) Представления о явлениях и объектах неживой природы, смене времен года и соответствующих сезонных изменениях в природе, умение адаптироваться к конкретным природным и климатическим условиям. 2) Представления о животном и растительном мире, их значении в жизни человека. 3) Элементарные представления о течении времени.
3.2. Человек 1) Представление о себе как«Я», осознание общности и различий«Я» от других. 2) Умение решать каждодневные жизненные задачи, связанные с удовлетворением первоочередных потребностей. 3) Умение поддерживать образ жизни, соответствующий возрасту, потребностям и ограничениям здоровья; поддерживать режим дня с необходимыми оздоровительными процедурами. 4) Представления о своей семье, взаимоотношениях в семье.
3.3. Домоводство. 1) Овладение умением выполнять доступные бытовые поручения(обязанности), связанные с выполнением повседневных дел дома. ·Умение выполнять доступные бытовые виды работ: приготовление пищи, уборка, стирка, глажение, чистка одежды, обуви, сервировка стола, др. · Умение соблюдать технологические процессы в хозяйственно-бытовой деятельности: стирка, уборка, работа на кухне, др. · Умение соблюдать гигиенические и санитарные правила хранения домашних вещей, продуктов, химических средств бытового назначения.
3.4. Окружающий социальный мир 1) Представления о мире, созданном руками человека. 2) Представления об окружающих людях: овладение первоначальными представлениями о социальной жизни, о профессиональных и социальных ролях людей. 3) Развитие межличностных и групповых отношений 4) Накопление положительного опыта сотрудничества и участия в общественной жизни. 5) Представления об обязанностях и правах ребенка.
Материально-техническое обеспечение раздела окружающий мир . Обучающие компьютерные программы, способствующие формированию у детей доступных представлений о природе; аудио- и видеоматериалы; живой уголок, аквариум, скотный дворик, огород, теплица(по возможности); специально оборудованные санузлы для пользования ими обучающимися на инвалидных креслах-колясках; душевые кабины; тренажеры для обучения обращению с одеждой и обувью; насадки для столовых приборов, специальные кружки и другая посуда, облегчающая самостоятельный прием пищи детьми с нарушениями ОДА.
Оборудование: кухонная мебель, кухонная посуда (кастрюли, сковороды, чайники, тарелки, ложки, ножи, вилки, кружки и др.), таймер, предметы для украшения интерьера(ваза, подсвечник, скатерть и др.), стиральная машина, тазики, настенные и индивидуальные зеркала, гладильная доска, бытовая техника (чайник электрический, блендер, комбайн, утюг, фен, пылесос, электрическая плита, электрическая духовка, миксер, микроволновая печь), ковролиновая, грифельная и магнитная доски, уборочный инвентарь(тяпки, лопаты, грабли), тачки, лейки.
4. Искусство 4.1. Музыка и движение. 1) Развитие слуховых и двигательных восприятий, танцевальных, певческих, хоровых умений, освоение игре на доступных музыкальных инструментах, эмоциональное и практическое обогащение опыта в процессе музыкальных занятий, игр, музыкально-танцевальных, вокальных и инструментальных выступлений. 2) Готовность к участию в совместных музыкальных мероприятиях.
4.2. Изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация) 1) Освоение доступных средств изобразительной деятельности: лепка, аппликация, рисование; использование различных изобразительных технологий. 2) Способность к самостоятельной изобразительной деятельности.
5. Технологии 5.1. Профильный труд. 1) Овладение трудовыми умениями, необходимыми в разных жизненных сферах; овладение умением адекватно применять доступные технологические цепочки и освоенные трудовые навыки для социального и трудового взаимодействия. 2) Обогащение положительного опыта и установка на активное использование освоенных технологий и навыков для индивидуального жизнеобеспечения, социального развития и помощи близким.
Материально-техническое оснащение раздела окружающий мир . швейные машины, ткацкие станки (стационарные и настольные), муфельная печь, горшки, теплички; наборы инструментов для садоводства (грабли, ведра, лейки, лопаты и др.); оборудование для полиграфии: сканер, принтер, резак, ламинатор, брошюровщик, проектор, экран, компьютер, копировальный аппарат, носители электронной информации, цифровые фото и видеокамеры со штативом; расходные материалы для труда.
6. Физическая культура. 6.1. Адаптивная физкультура. 1) Восприятие собственного тела, осознание своих физических возможностей. 3) Освоение доступных видов физкультурно-спортивной деятельности: езда на велосипеде, ходьба на лыжах, спортивные игры, туризм, плавание.
Материально-техническое обеспечение раздела физическая культура. специальное адаптированное (ассистивное) оборудование для детей с различными нарушениями развития, включая тренажеры, специальные велосипеды (с ортопедическими средствами), технические средства реабилитации: кресла-коляски комнатные и прогулочные, опор для стояния (вертикализаторы, ходунки), опоры для ползания, тренажеры(мотомед и др.), кресла-стулья с санитарным оснащением (для туалета, ванные).
Коррекционные занятия. 1. Сенсорное развитие 2. Предметно-практические действия 3. Двигательное развитие 4. Альтернативная коммуникация Для реализации курсов необходимо специальное материально-техническое оснащение, включающее: оборудованную сенсорную комнату, сухой (шариковый) и водный бассейны, игрушки и предметы со световыми, звуковыми эффектами, образцы материалов, различных по фактуре, вязкости, температуре, плотности, сенсорные панели, наборы аромобаночек, вибромассажеры и т.д.
3.3.2.1. Кадровые условия реализации АООП 1) Образовательная организация должна быть укомплектована педагогическими и руководящими работниками с профессиональными компетенциями в области коррекционной педагогики по направлению «олигофренопедагогика». 2) Уровень квалификации работников образовательной организации, реализующей вариант 2 АООП для обучающихся с умственной отсталостью и СИПР, для каждой занимаемой должности должен соответствовать квалификационным характеристикам по соответствующей должности. 3) В образовательной организации должна обеспечиваться непрерывность профессионального развития педагогических работников.
Педагоги (учитель, учитель-логопед, учитель-дефектолог, педагог-психолог, социальный педагог) должны иметь квалификацию/степень не ниже бакалавра, предусматривающую получение высшего профессионального образования: а) по направлению специальное (коррекционно-педагогическое) образование; б) по направлению «Педагогика» [один из профилей подготовки в области специальной (коррекционной) педагогики; специальной (коррекционной) психологии]; в) по одной из специальностей: тифлопедагогика, сурдопедагогика, логопедия, олигофренопедагогика; г) по педагогическим специальностям или по направлениям («Педагогическое образование», «Психолого-педагогическое образование») с обязательным прохождением профессиональной переподготовки по направлению специальное (дефектологическое) образование(степень/квалификация бакалавр).
Для работы с обучающимися, осваивающими вариант 2 АООП, необходим тьютор (ассистент, помощник), имеющий уровень образования не ниже среднего профессионального с обязательным прохождением профессиональной переподготовки или повышением квалификации в области специальной педагогики: а) по направлению«Специальное(дефектологическое) образование»; б) по направлению «Педагогика» (один из профилей подготовки в области специальной (коррекционной) педагогики; специальной (коррекционной) психологии.
3.3.2.3. Материально-технические условия реализации АООП. 1) организации пространства; 2) организации временного режима обучения; 3) организации учебного места обучающихся; 4) техническим средствам обучения и обеспечения комфортного доступа обучающихся к образованию(ассистирующие средства и технологии); 5) специальным учебным и дидактическим материалам, отвечающим особым образовательным потребностям обучающихся; 6) условиям для организации обучения и взаимодействия специалистов, их сотрудничества с родителями (законными представителями) обучающихся; 7) информационно-методическому обеспечению образования.
Организация пространства. Важным условием реализации АООП является возможность беспрепятственного доступа к объектам инфраструктуры образовательной организации для тех обучающихся, у которых имеются нарушения опорно-двигательных функций, зрения. С этой целью территория и здание образовательной организации должны отвечать требованиям безбарьерной среды. Организация временного режима обучения. Учебный день включает себя уроки, индивидуальные занятия, а также перерывы, время прогулки и процесс выполнения повседневных ритуалов (одевание / раздевание, туалет, умывание, прием пищи). Обучение и воспитание происходит как в ходе уроков / занятий, так и во время другой (внеурочной) деятельности обучающегося в течение учебного дня . Организация учебного места обучающегося. Рабочее / учебное место обучающегося создается с учетом его индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей. среди обучающихся с ТМНР есть дети, которые себя не обслуживают и нуждаются в уходе, для осуществления таких гигиенических процедур, как: смена памперса, помывка тела и др. в санузлах или других помещениях предусматриваются оборудованные душевые, специальные кабинки и т.д.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальный учебный план для обучающегося с тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития
Индивидуальный учебный план для обучающегося с тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития...
Рабочая программа образования обучающихся с глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант 2) Математика. Математические представления
Цели образовательно-коррекционной работы с учетом специфики учебного предмета:Формирование элементарных математических представлений и умения применять их в повседневной жизни....
Рабочая программа образования обучающихся с глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант 2) Язык и речевая практика. Речь и альтернативная коммуникация учителя высшей квалифик
Цель обучения – формирование коммуникативных и речевых навыков с использованием средств вербальной и невербальной коммуникации, умения пользоваться ими в процессе социального взаимодействия....
«Сенсорное развитие» для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми множественными нарушениями развития (II вариант)
Особенности в развитии детей с ОВЗ требуют особого подхода к обучению и коррекционно-развивающей работе. Поэтому программа по "Сенсорному развитию" реализуемая в эрготерапевтическом зале поз...
Программа предназначена для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми множественными нарушениями развития (II вариант).
Пояснительная запискаДанная программа «Двигательное развитие» составлена на основании программы образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью под редакцией Л.Б.Баряевой...
Особые образовательные потребности обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития
Смысл термина «Образовательные потребности» - определить, в чем же именно нуждается ребенок в процессе образования.Особые образовательные потребности различаются у обучающихся разных катег...
Рабочая программа по чтению и альтернативному чтению для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой у.о(интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития. 11 класс.
Рабочая программа для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокойумственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми имножественными нарушениями развитияпо предмету: «Чтение и альтер...