Рабочая программа образования обучающихся с глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант 2) Язык и речевая практика. Речь и альтернативная коммуникация учителя высшей квалифик
рабочая программа (7 класс)
Цель обучения – формирование коммуникативных и речевых навыков с использованием средств вербальной и невербальной коммуникации, умения пользоваться ими в процессе социального взаимодействия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moya_programma_mzhelskiy.docx | 37.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 18»
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор школы
_______________
С. И. Евдокимова
Приказ №______
от _________2017
Рабочая программа
образования обучающихся с глубокой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями),
тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант 2)
Язык и речевая практика. Речь и альтернативная коммуникация
учителя высшей квалификационной категории
Недоимкиной Аллы Леонидовны
СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УВР
__________Е.В. Корниенко
__________2017
РАССМОТРЕНО
Руководитель МО
___________Н.И.Макарова
__________2017
2017 - 2018 учебный год
ЯЗЫК И РЕЧЕВАЯ ПРАКТИКА
РЕЧЬ И АЛЬТЕРНАТИВНАЯ КОММУНИКАЦИЯ 1.Пояснительная записка
Коммуникация и общение – неотъемлемые составляющие социальной жизни человека. Специфические нарушения развития ребенка значительно препятствуют и ограничивают его полноценное общение с окружающими. Физические ограничения при ДЦП затрудняют формирование экспрессивных движений (мимика, указательные жесты и др.), работу артикуляционного аппарата, дети с трудом произносят отдельные звуки и слоги. У многих детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития устная (звучащая) речь отсутствует, что понимание ее окружающими значительно затруднено, либо невозможно.
В связи с этим, обучение детей речи и коммуникации включает целенаправленную педагогическую работу по формированию у них потребности в общении, на развитие сохранных речевых механизмов, а также на обучение использованию альтернативных средств коммуникации и социального общения.
Цель обучения – формирование коммуникативных и речевых навыков с использованием средств вербальной и невербальной коммуникации, умения пользоваться ими в процессе социального взаимодействия.
Смыслом обучения социальному взаимодействию с окружающими является индивидуальное поэтапное планомерное расширение жизненного опыта и повседневных социальных контактов в доступных для ребенка пределах. Для этого организуется специальная работа по введению ребёнка в более сложную предметную и социальную среду, что предполагает планомерную, дозированную, заранее программируемую интеграцию в среду сверстников в доступных ребенку пределах, организованное включение в общение.
В соответствии с учебным планом школы обучение в год составляет 35 недель. Таким образом, программа рассчитана на достижение учащимся владения языком и речевой практикой составляет 70 учебных часов в год, что соответствует 2 часам в неделю. Сроки реализации рабочей программы 2017-2018 учебный год.
Содержание предмета «Речь и альтернативная коммуникация» представлено следующими разделами: «Коммуникация», «Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации», «Общение».
Образовательные задачи по коммуникации направлены на формирование навыков установления, поддержания и завершения контакта. При составлении специальной индивидуальной программы развития выбираются обучающие задачи и, в зависимости от возможностей ребенка, подбирается средство коммуникации для реализации поставленных задач. Если ребенок не владеет устной речью, ему подбирается альтернативное средство коммуникации, например, жест, пиктограмма или др. К альтернативным средствам коммуникации относятся: взгляд, жест, мимика, предмет, графические изображения (фотография, цветная картинка, черно- белая картинка, пиктограмма, напечатанное слово), электронные устройства (коммуникативные кнопки, коммуникаторы, планшетные компьютеры, компьютеры).
Раздел «Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации» включает импрессивную и экспрессивную речь. Задачи по развитию импрессивной речи направлены на формирование умения понимать обращенную речь. Задачи по развитию экспрессивной речи направлены на формирование умения употреблять в ходе общения слоги, слова, строить предложения, связные высказывания. Ребенок, не владеющий устной речью, учится общаться, пользуясь альтернативными средствами. Обучение импрессивной речи и экспрессивной проводится параллельно.
Материально-техническое оснащение учебного предмета «Общение» включает:
- графические средства для альтернативной коммуникации:
- таблицы букв, карточки с изображениями объектов, людей, действий (фотографии, пиктограммы, символы), с напечатанными словами, наборы букв, коммуникативные таблицы и тетради для общения;
- сюжетные картинки с различной тематикой для развития речи;
- электронные устройства для альтернативной коммуникации: записывающие и воспроизводящие устройства, коммуникаторы, компьютерные устройства, синтезирующие речь (например, планшетный компьютер и др.);
- аудио и видеоматериалы.
2. Содержание предмета
Коммуникация
Коммуникация с использованием вербальных средств Установление контакта с собеседником: установление зрительного контакта с собеседником, учет эмоционального состояния собеседника. Реагирование на собственное имя. Приветствие собеседника звуком (словом, предложением). Привлечение к себе внимания звуком (словом, предложением). Выражение своих желаний звуком (словом, предложением). Обращение с просьбой о помощи, выражая еѐ звуком (словом, предложением). Выражение согласия (несогласия) звуком (словом, 21 предложением). Выражение благодарности звуком (словом, предложением)
Выражение благодарности звуком (словом, предложением). Ответы на вопросы словом (предложением). Задавание вопросов предложением. Поддержание диалога на заданную тему: поддержание зрительного контакта с собеседником, соблюдение дистанции (очередности) в разговоре. Прощание с собеседником звуком (словом, предложением).
Коммуникация с использованием невербальных средств.
Указание взглядом на объект при выражении своих желаний, ответе на вопрос. Выражение мимикой согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия); приветствие (прощание) с использованием мимики. Выражение жестом согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний; приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы с использованием жеста. Привлечение внимания звучащим предметом; выражение удовольствия (неудовольствия), благодарности звучащим предметом; обращение за помощью, ответы на вопросы, предполагающие согласие (несогласие) с использованием звучащего предмета. Выражение своих желаний, благодарности, обращение за помощью, приветствие (прощание), ответы на вопросы с предъявлением предметного символа. Выражение согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов с использованием графического изображения (фотография, цветная картинка, черно-белая картинка, пиктограмма).
Выражение согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов с использованием карточек с напечатанными словами. Выражение согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов с использованием таблицы букв. Выражение согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы. Привлечение внимания, выражение согласия (несогласия), благодарности, своих желаний, обращение за помощью. Выражение согласия (несогласия), благодарности, своих желаний, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов, рассказ о себе, прошедших событиях и т.д. Выражение своих желаний, согласия (несогласия), благодарности, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов, рассказывание. Выражение своих желаний, согласия (несогласия), благодарности, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов, рассказывание с использованием компьютера (планшетного компьютера).
Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации
Импрессивная речь
Понимание простых по звуковому составу слов (мама, папа, дядя и др.). Реагирование на собственное имя. Узнавание (различение) имѐн членов семьи, учащихся класса, педагогов. Понимание слов, обозначающих предмет (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.). Понимание обобщающих понятий (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.). Понимание слов, обозначающих действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять и др.). Понимание слов, обозначающих признак предмета (цвет, величина, форма и др.). Понимание слов, обозначающих признак действия, состояние (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно и др.). Понимание слов, указывающих на предмет, его признак (я, он, мой, твой и др.). Понимание слов, обозначающих число, количество предметов (пять, второй и др.). Понимание слов, обозначающих взаимосвязь слов в предложении (в, на, под, из, из-за и др.). Понимание простых предложений. Понимание сложных предложений. Понимание содержания текста.
Экспрессивная речь
Называние (употребление) отдельных звуков, звукоподражаний, звуковых комплексов. Называние (употребление) простых по звуковому составу слов (мама, папа, дядя и др.). Называние собственного имени. Называние имѐн членов семьи (учащихся класса, педагогов класса). Называние (употребление) слов, обозначающих предмет (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.). Называние (употребление) обобщающих понятий (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.). Называние (употребление) слов, обозначающих действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять и др.). Называние (употребление) слов, обозначающих признак предмета (цвет, величина, форма и др.). Называние (употребление) слов, обозначающих признак действия, состояние (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно и др.). Называние (употребление) слов, указывающих на предмет, его признак (я, он, мой, твой и др.). Называние (употребление) слов, обозначающих число, количество предметов (пять, второй и др.). Называние (употребление) слов, обозначающих взаимосвязь слов в предложении (в, на, под, из, из-за и др.). Называние (употребление) простых предложений. Называние (употребление) сложных предложений. Ответы на вопросы по содержанию текста. Составление рассказа по последовательно продемонстрированным действиям. Составление рассказа по одной сюжетной картинке. Составление рассказа по серии сюжетных картинок. Составление рассказа о прошедших, планируемых событиях. Составление рассказа о себе. Пересказ текста по плану, представленному графическими изображениями (фотографии, рисунки, пиктограммы).
Экспрессия с использованием средств невербальной коммуникации
Сообщение собственного имени посредством напечатанного слова (электронного устройства). Сообщение имѐн членов семьи посредством напечатанного слова (электронного устройства). Использование графического изображения (электронного устройства) для обозначения предметов и объектов (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.). Использование графического изображения (электронного устройства) для обозначения действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять и др.). Использование графического изображения (электронного устройства) для обозначения признака предмета (цвет, величина, форма и др.). Использование графического изображения (электронного устройства) для обозначения обобщающих понятий (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.).
Использование графического изображения (электронного устройства) для обозначения признака действия, состояния (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно и др.).
3. Учебно – тематический план
№п/п | Тема | Количество часов |
1 | Коммуникация с использованием вербальных средств. | 24 |
2 | Коммуникация с использованием невербальных средств | 16 |
3 | Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации. Импрессивная речь | 15 |
4 | Экспрессивная речь. | 15 |
Итого | 70 |
Приложение
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ПРЕДМЕТУ «РЕЧЬ И АЛЬТЕРНАТИВНАЯ КОММУНИКАЦИЯ» ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ПРЕДМЕТУ «РЕЧЬ И АЛЬТЕРНАТИВНАЯ КОММУНИКАЦИЯ»
Тема | Кол-во часов | Формируемые представления | Материалы и оборудование | Содержание, виды деятельности | |
Коммуникация с использованием вербальных средств. | |||||
Установление контакта с собеседником: установление зрительного контакта с собеседником, учет эмоционального состояния собеседника. | 1 | «Здравствуй, привет!» «Доброе утро» | |||
Реагирование на собственное имя. | 1 | Своё имя | |||
Реагирование на собственное имя. | 1 | ||||
Реагирование на собственное имя. | 1 | ||||
Приветствие собеседника звуком (словом, предложением). | 1 | «Ку-ку!» | |||
Приветствие собеседника звуком (словом, предложением). | 1 | ||||
Приветствие собеседника звуком (словом, предложением). | 1 | ||||
Привлечение к себе внимания звуком (словом, предложением). | 1 | «Привет! Здравствуй!» | |||
Привлечение к себе внимания звуком (словом, предложением). | 1 | ||||
Привлечение к себе внимания звуком (словом, предложением). | 1 | ||||
Выражение своих желаний звуком (словом, предложением). | 1 | «Скажи - чего ты хочешь?» | |||
Выражение своих желаний звуком (словом, предложением). | 1 | ||||
Выражение своих желаний звуком (словом, предложением). | 1 | ||||
Обращение с просьбой о помощи, выражая её звуком (словом, предложением). | 1 | «Скажи - чего ты хочешь?» | |||
Обращение с просьбой о помощи, выражая её звуком (словом, предложением). | 1 | ||||
Выражение согласия (несогласия) звуком (словом, предложением) | 1 | «Да. Нет.» «Ты любишь это?» «Тебе нравится?» | |||
Выражение согласия (несогласия) звуком (словом, предложением) | 1 | ||||
Выражение согласия (несогласия) звуком (словом, предложением) | 1 | ||||
Обращение с просьбой о помощи, выражая её звуком (словом, предложением). | 1 | ||||
Выражение благодарности звуком (словом, предложением). | 1 | «Спасибо» | |||
Ответы на вопросы словом (предложением). | 1 | ||||
Ответы на вопросы словом (предложением). | 1 | «Да. Нет» «Буду – не буду» «Ещё будешь?» | |||
Задавание вопросов предложением. | 1 | «Пойдём гулять?» | |||
Поддержание диалога на заданную тему: поддержание зрительного контакта с собеседником, соблюдение дистанции (очередности) в разговоре. | 1 | «Ответь мне. А теперь говори ты.» | |||
Прощание с собеседником звуком (словом, предложением). | 1 | «Пока-пока. Будь здоров. До свидания» | |||
Коммуникация с использованием невербальных средств | |||||
Указание взглядом на объект при выражении своих желаний, ответом на вопрос. | 1 | Согласие (несогласие), удовольствие (неудовольствие); приветствие (прощание) благодарность, выражение своих желаний; приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы | картинки презентации, игрушки, | Знакомство Кормление Одевание. Слушание | |
Указание взглядом на объект при выражении своих желаний, ответом на вопрос. | 1 | Согласие (несогласие), удовольствие (неудовольствие); приветствие (прощание) благодарность, выражение своих желаний; приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы | картинки презентации, игрушки, | Знакомство Кормление Одевание. Слушание | |
Выражение мимикой согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия); приветствие (прощание) с использованием мимики. | 1 | ||||
Выражение мимикой согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия); приветствие (прощание) с использованием мимики. | 1 | ||||
Выражение мимикой согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия); приветствие (прощание) с использованием мимики. | 1 | ||||
Выражение жестом согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний; приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы с использованием жеста. | 1 | ||||
Выражение жестом согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний; приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы с использованием жеста. | 1 | ||||
Привлечение внимания звучащим предметом; выражение удовольствия (неудовольствия), благодарности звучащим предметом; обращение за помощью, ответы на вопросы, предполагающие согласие (несогласие) с использованием звучащего предмета. | 1 | ||||
Выражение своих желаний, благодарности, обращение за помощью, приветствие (прощание), ответы на вопросы с предъявлением предметного символа. | 1 | ||||
Выражение своих желаний, благодарности, обращение за помощью, приветствие (прощание), ответы на вопросы с предъявлением предметного символа. | 1 | ||||
Выражение согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов с использованием графического изображения (фотография, цветная картинка, черно-белая картинка, пиктограмма). | 1 | ||||
Выражение согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов с использованием графического изображения (фотография, цветная картинка, черно-белая картинка, пиктограмма). | 1 | ||||
Выражение согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов с использованием графического изображения (фотография, цветная картинка, черно-белая картинка, пиктограмма). | 1 | ||||
Выражение согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов с использованием карточек с напечатанными словами. | 1 | ||||
Выражение согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов с использованием таблицы букв. | 1 | ||||
Выражение согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов с использованием таблицы букв. | 1 | ||||
Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации | |||||
Импрессивная речь | |||||
Понимание простых по звуковому составу слов | 1 | (мама, папа, дядя и др.). | |||
Реагирование на собственное имя. | 1 | Собственное имя | |||
Узнавание (различение) имён членов семьи, учащихся класса, педагогов. | 1 | имена членов семьи, учащихся класса, педагогов. | |||
Понимание слов, обозначающих предмет | 1 | посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.). Перечень см. в разделах: Окружающий природный мир. Окружающий социальный мир. | |||
Понимание обобщающих понятий | 1 | посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы, лесные , садовые ягоды, цветы, плодовые, лиственные , хвойные деревья, зимующие, перелётные, водоплавающие птицы, насекомые… | |||
Понимание слов, обозначающих действия предмета | 1 | пьёт, ест, сидит, стоит, бежит, спит, рисует, играет, гуляет, считает, поливает, открывает, закрывает, вытирает, накрывает, подметает, убирает, чистит, стирает, гладит, готовит, варит, жарит, покупает …. | |||
Понимание слов, обозначающих признак предмета | 1 | (цвет, величина, форма и др.). Деревянный, стеклянный, пластмассовый, круглый, квадратный, треугольный.. | |||
Понимание слов, обозначающих признак действия, состояние | 1 | громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно, справа, слева, сверху, снизу, спереди, сзади и др. | |||
Понимание слов, указывающих на предмет, его признак | 1 | я, он, мой, твой, его, её, их … | |||
Понимание слов, обозначающих число, количество предметов | 1 | пять, второй… | |||
Понимание слов, обозначающих взаимосвязь слов в предложении | 1 | в, на, под, из, из-за, над, под, перед, между, за…. | |||
Понимание простых предложений (нераспространённых и распространённых) Понимание простых предложений (нераспространённых и распространённых) | 1 | ||||
Понимание сложных предложений ( с союзом и, а, если) | 1 | ||||
Понимание содержания текста. | 1 | ||||
Экспрессивная речь. | |||||
Называние (употребление) отдельных звуков, звукоподражаний, звуковых комплексов. | 1 | О, ау, не,… | |||
Называние (употребление) отдельных звуков, звукоподражаний, звуковых комплексов. | 1 | ||||
Называние (употребление) простых по звуковому составу слов | 1 | мама, папа, дядя и др. | |||
Называние (употребление) простых по звуковому составу слов | 1 | мама, папа, дядя и др. | |||
Называние собственного имени. | 1 | Своё имя | |||
Называние собственного имени. | 1 | Своё имя | |||
Называние имён членов семьи (учащихся класса, педагогов ). | 1 | имена членов семьи учащихся класса, педагогов класса | |||
Называние имён членов семьи (учащихся класса, педагогов ). | 1 | имена членов семьи учащихся класса, педагогов класса | |||
Называние (употребление) слов, обозначающих предмет | 1 | посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.. | |||
Называние (употребление) слов, обозначающих предмет | 1 | посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.. | |||
Называние (употребление) обобщающих понятий | 1 | посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др. | |||
Называние (употребление) обобщающих понятий | 1 | посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др. | |||
Называние (употребление) слов, обозначающих действия предмета | 1 | пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять и др. | |||
Называние (употребление) слов, обозначающих признак предмета | 1 | цвет, величина, форма и др. | |||
Называние (употребление) слов, указывающих на предмет, его признак | 1 | я, он, мой, твой и др. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Основные разделы АООП обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития».
Краткое описание АООП по второму варианту (для обучающихся с умеренной, тяжёлой, глубокой УО и ТМНР)...
Индивидуальный учебный план для обучающегося с тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития
Индивидуальный учебный план для обучающегося с тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития...
Рабочая программа образования обучающихся с глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант 2) Математика. Математические представления
Цели образовательно-коррекционной работы с учетом специфики учебного предмета:Формирование элементарных математических представлений и умения применять их в повседневной жизни....
Рабочая программа образования обучающихся с глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант 2) Окружающий мир
Цель обучения – формирование представлений о живой и неживой природе, о взаимодействии человека с природой, бережного отношения к природе...
Программа «Музыка и движение» для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития 7 класс.
Программа «Музыка и движение» составлена на основе «Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной...
Особые образовательные потребности обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития
Смысл термина «Образовательные потребности» - определить, в чем же именно нуждается ребенок в процессе образования.Особые образовательные потребности различаются у обучающихся разных катег...
Технологическая карта занятия На тему «Наша Таня громко плачет…» для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития.
Цель: формировать элементарную познавательно-исследовательскую активность детей в процессе экспериментирования.Коррекционно-обучающие:1) Закреплять у детей представления о себе (строении собстве...