Открытое коррекционно - развивающее занятие "Поведение в конфликтах".
план-конспект занятия по психологии (7 класс)

Влазнева Наталья Алексеевна

Открытое коррекционно - развивающее занятие с элементами тренинга, направленное на профилактику девиантного поведения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_22-23.docx307.65 КБ

Предварительный просмотр:

МКОУ

«Белоомутская школа – интернат для обучающихся с ОВЗ»


ТЕМА «ПОВЕДЕНИЕ В КОНФЛИКТАХ»

ЗАНЯТИЕ С ЭЛЕМЕНТАМИ ТРЕНИНГА ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЛЯ ПОДРОСТКОВ.

Подготовила и провела:

 педагог – психолог Влазнева Н.А.

Март, 2023 г.

Цель: обучение младших подростков стратегии выхода из конфликтных ситуаций.

Задачи: 

  • познакомить обучающихся с понятием конфликта и способами его преодоления;
  • содействовать осознанию подростками собственных стратегий поведения в конфликтных ситуациях и формированию навыков конструктивного общения в среде сверстников;
  • научить обучающихся договариваться, учитывать не только свои, но и чужие интересы.

Форма проведения: игровое занятие с элементами тренинга; обучающиеся работают в кругу.

Возраст учащихся:

7 класс (13-15 лет)

Оборудование:

  • компьютерный стол;
  • презентация;
  • текст для разыгрывания ситуации;
  • воздушные шары;
  • листы (бумажные полотенце);
  • цветные кружочки;
  • пазлы – разрезные картинки;
  • ножницы;
  • клубок нити.

I этап. Организационный момент.

Упражнение «Оцени настроение».

Психолог:

- Здравствуйте ребята. Рада снова с вами встретиться. Прежде чем определить тему нашего сегодняшнего общения, оцените свое настроение. Обратите внимание, у меня в корзине лежат красные и синие шарики. Я вам предлагаю выбрать шарик того цвета, какое настроение у вас сейчас.

-с прекрасным настроением возьмите красный шар, а у кого плохое -  синий.

Ритуал-приветствие.

Психолог:

- Вам предлагается поздороваться друг с другом, используя ритуалы приветствия, принятые в разных культурах. Создайте два круга – внутренний и внешний так, чтобы образовались друг к другу пары. По моему сигналу – хлопку нужно «поздороваться» друг с другом таким способом, который буду вам называть. Затем пары меняются: участники внешнего круга делают шаг вправо, внутреннего – не перемещаются. Продолжается поочередное приветствие всех участников группы. Каждый раз дети здороваются новым жестом.

Варианты приветствия:

  • легкий поклон, руки и ладони вытянуты по бокам (Япония);
  • объятие (Россия);
  • легкий поклон со скрещенными на груди руками (Китай);
  • рукопожатие (Франция);
  • легкий поклон, ладони сложены перед лбом (Индия);
  • простое рукопожатие и взгляд в глаза (Германия);
  • мягкое рукопожатие обеими руками, касание только кончиками пальцев (Малайзия).

Психолог:

- Молодцы, ребята! По вашему эмоциональному состоянию видно, что вы зарядились позитивной энергией!

Правило общения.

Психолог:

- Вспомним правило общения в группе.

Участники: «Нельзя грубить, кричать, перебивать»

II этап. Целевая установка и определение темы. СЛАЙД 2

Тренировочная игра «Построить фигуру». Слайд 2

Психолог:

- Предлагается тренировочная игра на построение фигуры.

Нельзя: разговаривать, договариваться, касаться руками друг друга, использовать какие-либо средства общения.

Нужно построить «геометрическую фигуру» из всех участников группы (круг, прямоугольник, квадрат, треугольник, ромб, два круга, встать в ряд по росту, две колоны, круг).

Вопросы для обсуждения:

- Ваши впечатления от игры?

- Что было легко, а что было трудно в этой игре?

- Чему эта игра может научить?

- А вы уже поняли, о чем мы с вами будем говорить?

Дети садятся в круг.

Психолог:

Вывод: всегда есть то, что объединяет людей, и то, что приводит к разногласиям. Вы правильно сказали – разговор пойдет о конфликтах и о том, как их нужно правильно разрешать, как научиться вести себя так, чтобы конфликтов в жизни стало поменьше.

- На протяжении всего занятия, мы с вами будем закрашивать волшебный сосуд выхода из конфликтных ситуаций разными цветами. СЛАЙД 3

- Начали мы с вами с «Построения фигур» и сделали вывод:

1.«Старайся жить так, чтобы людям рядом с тобой было хорошо!» СЛАЙД 4,5

(Один из участников наполняет волшебный сосуд красными камешками). 

ТЕМА: «ПОВЕДЕНИЕ В КОНФЛИКТАХ» СЛАЙД 6

Психолог:

- А как вы думаете, что обозначает слово «конфликт»? Назовите ассоциации, которые возникают у вас на слово «конфликт»?

(Возможные ответы: спор, обида, страх, потеря, боль, драка).

- Послушайте, что же говорится об этом в толковом словаре. В переводе с латинского конфликт – означает «столкновение». С точки зрения психологии  конфликт - это результат столкновения интересов, взглядов, мнений двух и более людей. И сейчас мы убедимся в этом при выполнении разных заданий.

III этап. Ознакомление со стратегиями поведения в конфликтной ситуации

Задание «Мы все разные». СЛАЙД 7

Психолог:

  1. Возьмите листок.
  2. Сложите его пополам.
  3. Оторвите правый верхний угол.
  4. Сложите еще раз пополам.
  5. Еще раз оторвите правый верхний угол.
  6. Еще раз сложите пополам.
  7. И еще раз оторвите верхний правый угол.
  8. Разверните листок и покажите свое произведение участникам группы.

(Дети выполняют задание)

Психолог:

- Обратите внимание, какие разные у вас получились узоры, хотя у Вас был одинаковый материал, был дан четкий алгоритм действий. Почему это произошло?

(Предположительные ответы детей: потому что мы все разные…)

- Правильно, мы все очень разные, каждый из нас неповторим, мы слышим, чувствуем, воспринимаем, запоминаем каждый по-своему и если бы все были одинаковыми, мир стал бы скучным и неизменным. Именно поэтому конфликты естественны и неизбежны, они играют важнейшую роль в жизни отдельного человека, развитии семьи, жизнедеятельности школы, любой организации, государства, общества и человечества в целом. В жизни существуют различные способы выхода из конфликтной ситуации, стратегии поведения: с самыми актуальными я вас познакомлю:

СЛАЙД 8

Сотрудничество – самая эффективная стратегия поведения. Позиции сторон приравниваются к позициям союзников и партнеров, поэтому возможно конструктивное разрешение конфликта. Выбор сотрудничества обусловливается высокой значимостью разрешаемой проблемы для всех сторон конфликта, а также их взаимозависимостью. СЛАЙД 9

(«Чтобы я выиграл, ты должен тоже выиграть»)

Компромисс предпочтителен, когда субъекты конфликта обладают равными статусами и ресурсными возможностями или существует опасность их потери при любом другом выборе действия. Компромисс – самая распространенная стратегия в реальной жизни, так как позволяет достаточно быстро урегулировать конфликт. При компромиссе партнеры по общению сходятся на “золотой середине”, то есть на частичном удовлетворении интересов каждого из партнеров.

(«Чтобы каждый из нас что-то выиграл, каждый из нас должен что-то проиграть»)

Приспособление – это вынужденная стратегия действия, обусловленная потерей сил, пониманием невозможности альтернативного исхода или другими субъективными причинами. При этом человек действует совместно с партнером по общению и не пытается отстоять свои интересы.

(«Чтобы ты выиграл, я должен проиграть») СЛАЙД 10

Соперничество оценивается практиками двояко, так как иногда приносит мгновенные позитивные последствия, но может также наносить значительный ущерб одной из сторон конфликта. При соперничестве человек активно участвует в разрешении конфликта и устанавливает свои интересы, но при этом учитывает и интересы партнера.

(«Чтобы я победил, ты должен проиграть»).

Теперь мы знаем, существует несколько путей выхода из конфликта.

2.(Участник закрашивает сосуд зеленым цветом).

СЛАЙД 11

Упражнение «Яблоко и червячок».

Психолог: (мягко и спокойно)

- Сядьте удобнее, закройте глаза и представьте на минуту, будто вы - яблоко. Спелое, сочное, красивое, ароматное, наливное яблоко, которое живописно висит на веточке. Все любуются вами, восхищаются. Вдруг, откуда ни возьмись, подползает к вам червяк и говорит: «Сейчас я тебя буду есть!».

- Что бы вы ответили червяку? ...

- Откройте глаза и назовите свой ответ, используя стратегии выхода из конфликтной ситуации.

Примеры ответов участников:

  • Соперничество: «Сейчас, как упаду на тебя и раздавлю!»
  • Компромисс: «Ну, хорошо, откуси половинку, остальное оставь моим любимым хозяевам!»
  • Приспособление: «Такая, видимо, у меня доля тяжкая!»
  • Сотрудничество: «Посмотри, на земле есть уже упавшие яблоки, ты их ешь, они тоже вкусные!»

Психолог:

- Как бы нам не хотелось, но порой сложно избежать конфликта. Поэтому в конфликтной ситуации важно грамотно выбрать стратегию поведения и привести стороны к конструктивному соглашению. «В споре будь сдержан и тактичен»

Надо понимать - только переговоры, приводят к установлению сотрудничества обеих сторон.

3. (Участник закрашивают сосуд желтым цветом).

Физминутка. СЛАЙД 12

 Еще один важный аспект, который мы сегодня затронем на занятии – способы снятия напряжения в конфликтной ситуации.

Если вы чувствуете, что отрицательные эмоции переполняют вас, то можно использовать следующие упражнения: СЛАЙД 13

  1. Сожмите пальцы в кулак с загнутым внутрь большим пальцем. Делая выдох спокойно, не торопясь, сжимайте с усилием кулак. Затем, ослабляя сжатие кулака, сделайте вдох. Повторите 5 раз. Теперь попробуйте выполнить это упражнение с закрытыми глазами, что удваивает эффект.
  2. Дыхание уступами: три-четыре коротких выдоха подряд, а затем такое же количество коротких вдохов. Благодаря этому разбивается поток импульсов, идущих в мозг при глубоком вдохе, что очень важно при стрессе.
  3. Представьте, что перед вашим носом на расстоянии 10-15 см висит пушинка. Дышите только носом и так плавно, чтобы пушинка не колыхалась.
  4. Поскольку в ситуации раздражения, гнева мы забываем делать нормальный выдох: глубоко выдохните; задержите дыхание так долго, как сможете; сделайте несколько глубоких вдохов; снова задержите дыхание.
  5. Медленно сосчитайте до десяти, представляя перед собой каждую цифру.
  6. Помассируйте виски указательными пальцами, резко зажмурьте глаза, встаньте и потянитесь.

СЛАЙД 14

Упражнение “Рисунок вдвоем”.

Класс делится на пары. Каждая пара получает лист бумагиС этого момента и до окончания упражнения разговаривать нельзя.

Необходимо взять одну ручку вдвоем и так, чтобы оба партнера держали ее, нарисовать рисунок на свободную тему.

Готовые рисунки обсуждаются по принципу, “почему нарисовали именно это”, “кто что рисовал”, “как вам рисовалось” и т. д. Выясняется, что школьники вели себя в этой ситуации совершенно по-разному: кто-то “рвался в бой” и рисовал сам, игнорируя партнера; кто-то пытался угадать намерения другого и предложить свои идеи, кто-то равнодушно рисовал “по очереди”, а кто-то вообще отдал рисунок на откуп напарнику.

Почему это так? Оказывается: в тех ситуациях, в которых наши интересы не совпадают с интересами другого человека (а именно так возникает конфликт!), можно вести себя совершенно по-разному.

Обсуждение:

- Сложно ли было выполнять это упражнение вместе? Почему? Что мешало?

- Что помогало выполнению задания?

- Чему необходимо вам всем научиться, чтобы вместе успешно преодолевать препятствия?
(терпимее относиться друг к другу, быть доброжелательнее, уметь уступать друг другу, договариваться).

«Избегай конфликтов, не совершай необдуманных поступков»

4.(Участник закрашивает волшебный сосуд синим цветом).

Правовая информация. СЛАЙД 15

Психолог:

- Когда между подростками происходят конфликты с применением физической силы, могут возникнуть тяжелые последствия для виновных. В Уголовном кодексе есть "особенная часть", в которую входят разделы "Преступления против личности" и "Преступления против жизни и здоровья"». СЛАЙД 16

Статья 105. Убийство
Статья 110. Доведение до самоубийства
Статья 111. Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью
Статья 112. Умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью
Статья 175. Умышленное причинение легкого вреда здоровью
Статья 116. Побои
Статья 117. Истязание
Статья 119. Угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью
Статья 130. Оскорбление
Статья 113. Причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью в состоянии аффекта
Статья 114. Причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью при превышении пределов необходимой обороны либо при превышении мер, необходимых для задержания лица, совершившего преступление.

Психолог:

Безобидная, на ваш взгляд, драка при конфликтной ситуации, которую вы сейчас разыграли, может привести к печальным последствиям и отравить жизнь вам и вашим близким надолго, даже в том случае, если вы защищали себя. Лучше

«Разрешать конфликты без применения физической силы». СЛАЙД 17

5.(Участник закрашивает сосуд розовым цветом).

IV этап. Закрепление полученных знаний.

Ролевая игра «Анализ ситуации» (коллективная работа)

Психолог:

- Принимают участие двое. Предлагается прочитать задание на карточке, проанализировать конфликтную ситуацию, определить причины ее возникновения.

- Петя, я сломал твою ручку, - тихо и робко сказал Сережа.

- Что ты наделал?! И вообще, ты мне больше не друг! – закричал Петя и убежал. А Сережа даже не успел ему сказать, что взамен сломанной ручке, он купил новую и хотел отдать ее другу.

Проанализируйте и определите, по какой причине возникла конфликтная ситуация между мальчиками?

Главное,  чего не смогли сделать мальчики? 

(Ответы детей)

Вывод: После совместного разбора  ситуации  учащимися    определяются основные причины возникновения конфликтов:

  • неумение слушать;
  • непонимание;
  • неумение договориться;
  • несдержанность.

Психолог: «Научись слышать, слушать, принимать, понимать, взаимодействовать!» СЛАЙД 18. (Участники закрашивают волшебный сосуд голубым цветом).

Психолог:

- Конечно же, последствия конфликтов зависят от поведения каждого из нас, от нашего умения общаться друг с другом.

- А что значит - уметь общаться? 

(Ответы детей: Соблюдать правила доброты, честности и вежливости).  

СЛАЙД 11

Психолог:

- Надо вам сказать - использование конструктивных путей решения конфликта поможет вам сохранить друзей и не обрести врагов. Жизнь не прожить без конфликтов, но разумный, культурный человек всегда сможет эффективно уладить споры и разногласия, гибко используя различные стратегии: в одних случаях жестко настоит на своем, в других – уступит, в третьих – найдет компромисс. А чтобы не ошибиться в выборе стратегии поведения, нужен жизненный опыт, мудрость и знания. Надеюсь, этих знаний вы получили в ходе сегодняшнего нашего общения. Знайте что самое главное, чтобы обе стороны желали разрешения конфликта.

V этап. Итог занятия.

СЛАЙД 13

Упражнение «Сортер»

Ребятам предлагается выбрать фигуру из мешочка.

-Посмотрите, какие у вас фигуры, какие они?

Итоговый круг «Связующая нить».

Психолог держит в руках клубок ниток и предлагает по очереди передать нить друг другу, при этом говоря:

- Что нового и полезного вы сегодня узнали для себя?

- Изменилось ли ваше мнение о конфликте?

- Было ли интересно?

- Чему научились? 

Психолог:

- Ребята, я думаю, вы обратили внимание на состояние нашей нити, она свободна, не натянута. Мы еще раз вместе убедились в том, что можно строить свое общение без конфликтов, просто надо находить адекватное решение.

«Научись сотрудничать, уступать, договариваться, находить компромисс!»

СЛАЙД 20

Упражнение «Оцени настроение».

Психолог:

- Давайте, еще раз подойдем к шарам и оценим свое настроение.

Психолог держит в руках «Волшебный сосуд»:

- Посмотрите, какой яркий, необычный получился у нас сосуд. В случае малейшего конфликта, вспоминайте его, и знайте - всегда можно найти правильный выход. 

Спасибо за активную работу, сотрудничество!!!

Похлопаем, вы молодцы!!!

Используемая литература:

  1. Козлов Н.И. Лучшие психологические игры и упражнения. Екатеринбург, 1997.
  2. Обозов Н.Н. Психология конфликта. СПБ., 1999.
  3. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. М., 1995.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое коррекционно-развивающее занятие по русскому языку с использованием игровых технологий «Занимательная орфография». Правописание приставок.

Открытое  коррекционно-развивающее занятие по русскому языку с использованием игровых технологий «Занимательная орфография». Правописание приставок....

План-конспект открытого коррекционно-развивающего занятия во 2-ом классе компенсирующего обучения

План-конспект открытого коррекционно-развивающего занятия во 2-ом классе компенсирующего обучения...

Конспект открытого коррекционно-развивающего занятия для учащихся 6-7 классов "Земля - наш дом""

Игра-путешествие  «Земля - наш дом».  Цели:  ― воспитывать бережное отношение к природе, любовь к родному краю;― расширять представления детей об окружающем мире, активизировать по...

Открытое коррекционно-развивающее занятие. "Единицы времени. Часы из Лего" (2008 год)

Открытое коррекционно-развивающее занятие с использованием Лего-конструктора....

Конспект открытого коррекционно-развивающего занятия по развитию лексико-грамматических категорий в логопедической группе (Подготовительная группа) на тему «Осенняя пора»

Конспект открытого коррекционно-развивающего занятия по развитию лексико-грамматических категорий в логопедической группе (Подготовительная группа) на тему «Осенняя пора»...

Конспект открытого коррекционно-развивающего занятия по развитию звуковой культуры речи в логопедической группе (Подготовительная группа) на тему «Дифференциация звуков « Ш-Ж »

Конспект открытого коррекционно-развивающего занятия по развитию звуковой культуры речив логопедической группе (Подготовительная группа) на тему «Дифференциация звуков « Ш-Ж  &ra...