Открытое коррекционно-развивающее занятие по русскому языку с использованием игровых технологий «Занимательная орфография». Правописание приставок.
методическая разработка (5 класс) по теме
Открытое коррекционно-развивающее занятие по русскому языку с использованием игровых технологий «Занимательная орфография». Правописание приставок.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok.doc | 56 КБ |
Предварительный просмотр:
ЦПМСС «Северо-Восток» г. Москва
Открытое коррекционно-развивающее занятие по русскому языку
с использованием игровых технологий
«Занимательная орфография»
Правописание приставок
Для учащихся 4 – 6 классов
Разработано
педагогом коррекционных занятий
по русскому языку Егоровой Е.И.
Цели занятия:
1. Закрепление и обобщение знаний о правописании приставок, других правил русского языка, используя игровые технологии.
2. Учить умению различать приставки ПРЕ- и ПРИ- по их значениям, формировать умения правильно записывать слова с другими приставками.
Коррекционно-развивающие задачи:
1. Формировать навык грамотного письма, развивать орфографическую зоркость.
2. Развивать зрительное и слуховое восприятие, память.
3. Закрепление временных понятий.
4. Обогащать словарный запас, развивать устную речь.
5. Учить работе в группе, привлекать учеников к подготовке и проведению занятий, развивать творческие способности.
Воспитывающие задачи:
1. Прививать интерес к предмету, родному языку.
2. Воспитание мотивации к обучению.
Время проведения занятия: конец учебного года.
Оборудование: магнитная доска, магнитные буквы, ИКТ,
иллюстрации на тему «Весна пришла»,
раздаточный материал в виде деформированного текста сказки «Весна и Веснянки»,
памятки «Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ-,
кроссворд.
I. Вступительное слово учителя. Сообщение темы и целей занятия.
- О каком времени года эти стихи?
Бушует талая вода,
Шумит и глухо и протяжно,
Грачей прилетные стада
Кричат и весело, и важно. - Да, о весне. И еще одно:
Полюбуйся, весна наступает.
Журавли караваном летят.
В ярком золоте день утопает,
И ручьи по оврагам шумят…
- А о каком месяце весны? Да, об апреле.
Сегодня на занятии мы будем закреплять полученные знания, вспомним правописание приставок, будем разгадывать загадки, решать кроссворды. Все задания будут связаны с этим временем года.
- Чем замечательна весна?
- Назовите предыдущий месяц апрелю, последующий?
II. Работа в тетрадях.
1. Словарная работа. Отгадайте загадку, запишите отгадку, объясните правописание слова.
Висит за окошком кулечек ледяной, он полон капели и пахнет весной.
(Сосулька.)
На шесте – дворец. Во дворце – певец. (Скворец.)
На ветках плотные комочки. В них дремлют клейкие листочки. (Почки.)
Четвертый месяц как шагнет, так с треском лопается лед. (Апрель.)
Жемчужный колокольчик пришел в леса весной. По лесу он разносит чудесный запах свой. (Ландыш.)
Всех прилетных птиц черней, чистит пашню от червей. Взад-вперед по пашне вскачь, а зовется птица … (Грач.)
По голубому блюдцу золотое яблоко катается. (Небо. Солнце.)
Из-под снега расцветает, раньше всех весну встречает. (Подснежник.)
Шагает красавица, легко земли касается. Идет на поле, на реку, и по снежку, и по цветку. (Весна.)
2. Словообразование. Составление цепочки однокоренных слов:
Весна – весенний, веснянка, веснушка.
- С помощью каких морфем образуются новые слова?
- Какое слово является проверочным, для этих слов?
3. Работа с пословицами. Объяснить значение. Записать.
Весна красна цветами, а осень – плодами.
Весенний день год кормит.
III. Правописание приставок.
1. Работа с деформированным текстом. Текст написан на доске.
Учитель: Перед корнем есть приставка, слитно пишется.
Ведь при помощи приставок образуются слова.
Где приставка? Где предлог? Кто бы мне решить помог?
… стучала (за) окошком звонкая капель. …теплел воздух, …темнел и
… сел снег.
…мчались зимние дни. Только легкий морозец все не соберется … бежать вслед (за) зимой, еще пытается (по) утрам весну …пугнуть. А она …шла. Все весной дышит.
(Ученики списывают текст с доски, добавляют нужные приставки, графически их обозначают. Разбирают предложения по членам предложения и частям речи. Делают вывод: у глаголов нет предлогов).
2. Задача-игра. Замени одним словом с приставкой:
Пропустить урок - прогулять.
Начать исполнять песню - запеть.
Сменить место проживания - переехать.
Отделить часть ткани ножницами - отрезать.
Удержать текст в памяти - запомнить.
Очень-очень быстро уйти без разрешения - сбежать.
- Как напишите слово сбежать? Почему с С?
Запишем слова с приставкой С: сбить, сдвинуть, сдернуть, сдержать, сговориться, сжалиться, сгребать, сборная.
3. Правописание приставок ПРЕ- ПРИ-.
Учитель: Как выбрать Е или И в приставке писать?
А просто, значение приставок нужно знать.
- Какие же значения имеет приставка ПРИ-?
а). Неполнота действия (приоткрыть, привстать).
б). Приближение (приехать, прискакать).
в). Присоединение (привинтить, пришпилить).
г). Близость к чему-либо (пришкольный, прибрежный).
- Какие значения имеет приставка ПРЕ-?
а). Высшая степень проявления качества или действия, равно значению очень (преспокойно, престарый).
б). Близко значению приставке ПЕРЕ- (преградить, преломить).
1. Игра « Е или И ?»
На доске записаны слова с пропущенной гласной в приставке ПРЕ- и ПРИ-. Ученики выходят к доске, вставляют нужную букву, объясняют свой выбор. (Используются магнитные буквы).
Ученик: Язык прикусил - не совсем откусил.
Пригорело - не значит горит.
Помни, что сделано, но не совсем,
Пишутся с приставкой ПРИ-.
Ученик: Преданный достанет до крыши рукой,
Прежадный не даст вам конфету.
Кто очень такой и очень сякой -
С ПРЕ- мы напишем об этом.
пр. лепить пр.града
пр.крутил пр.добрый
пр.крыть пр.остановить
пр.жадный пр.тормозил
пр.озерный пр.мудрый
пр.встал пр.ломление
2. Сказка «Весна и Веснянки».
- А теперь послушайте сказку, в которой достаточно много слов с приставками пре- и при-. (Учитель раздает каждому ученику распечатанные тексты сказки, в которых пропущена гласная в приставке, читает сказку. Затем ученики работают с текстом, вставляют нужную гласную, при проверке объясняет правописание слов с приставками).
Весна и Веснянки.
Пр.катила Весна, пр.смотрелась, пр.гляделась. Пр.крикнула на помощниц Веснянок, которые пр.спокойно рядом пр.плясывают, своему времени радуются. А сама пр.томилась от дороги дальней, пр.лечь хотела. Но не тут-то было. Только она к земле пр.коснулась - травка зазеленела. Веточки березки погладила - почки набухли, вот-вот лопнут, и листочки развернутся.
Солнце пр.гревает, день длинный- пр.длинный стал. Некогда отдыхать, будить природу надо, весенними цветами и красками украшать. Веснянки - помощницы пр.танцовывают, птичкам подпевают, Весне помогают. Пр.красно, пр.лестно вокруг становится.
3. Кроссворд. « РАЗ- ИЛИ РАС-?»
- Вспомним правило З и С на конце приставки.
1. Движение, с целью набрать скорость. (Разбег.)
2. Соленая вода для засолки овощей. (Рассол.)
3. Место раздвоения железнодорожного пути. (Развилка.)
4. Молодые растения, выращенные для пересадки. (Рассада.)
5. Сбор сведений о противнике. (Разведка.)
6. Словесное сообщение о чем-либо. (Рассказ.)
7. Полное поражение кого-либо. (Разгром.)
8. Время восхода солнца. (Рассвет.)
9. Расставание. (Разлука.)
IV. Подведение итогов занятия.
- Скажите, ребята, узнали ли вы сегодня что-либо нового на занятии?
- Что понравилось больше всего? Что запомнилось?
- Какое задание было самым трудным?
Приход весны вселяет в каждого новые силы и надежды. Все радуются пробуждению природы, поднимается настроение.
Успешной вам учебы, хороших оценок по родному русскому языку. Помните наши занятия и ошибок в письменных работах будет меньше.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект и презентация к уроку русского языка в 6-ом классе на тему "Правописание приставок на З, С"
Тип урока – изучение нового материала. В ходе урока учащиеся включаются в различные виды деятельности. Изучение нового материала осуществляется учениками самостоятельно на основе работы с материалом у...
Конспект урока русского языка в 6-ом классе по теме "Правописание приставок пре- и при-"
Предлагаю конспект урока в 6-ом классе с мультимедийным приложением "Правописание приставок при- и пре-", построенного по технологии проблемного обучения. Это первый урок по данной теме. На нём учащие...
Методическая разработка: «Формирование познавательного интереса учащихся на уроках русского языка через использование игровых и групповых технологий»
В работе представлен теоретический материал и опыт работы по теме «Формирование познавательного интереса учащихся на уроках русского языка через использование игровых и групповых технологий»....
Конспект урока русского языка с использованием игровой технологии "Неполные предложения"
Конспект урока русского языка с использованием игровой технологии "Неполные предложения"...
конспект урока по русскому языку с использованием игровых технологий
В разработке представлен урок русского языка на тему: "Три способа словообразования"...
Формирование орфографической зоркости на уроках русского языка с использованием игровых технологий
Выступление на ШМО учителей гуманитарного цикла...
Методическая разработка по русскому языку 5 класс для обучающихся с ОВЗ «Правописание приставок»
Данная методическая разработка поможет педагогу русского языка для обучающихся с ОВЗ закрепить знания детей по теме "Правописание приставок"Задачи:- коррекционно-образовательные: развивать у...