Конспект открытого коррекционно-развивающего занятия по развитию лексико-грамматических категорий в логопедической группе (Подготовительная группа) на тему «Осенняя пора»
план-конспект на тему

Федорова Снежана Борисовна

Конспект открытого коррекционно-развивающего занятия

по развитию лексико-грамматических категорий

в логопедической группе (Подготовительная группа)

 на тему «Осенняя пора»

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ  ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА - ДЕТСКИЙ САД №15 «ДЕЛЬФИН» г. ЯНАУЛ МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ЯНАУЛЬСКИЙ РАЙОН РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

Конспект открытого коррекционно-развивающего занятия

по развитию лексико-грамматических категорий  

в логопедической группе (Подготовительная группа)

 на тему «Осенняя пора»

                                                  Подготовила и провела

                                      учитель-логопед

                                   Федорова С.Б.

                                                           Дата проведения: 10.10.2017

                                                               

Янаул 2017 г.

Тема «Осенняя пора».

Цель: Активизация словаря и закрепление знаний детей по теме «Осень»,

Коррекционно-образовательные задачи: 

Расширение представлений об осенних изменениях в природе. Формирование представлений о периодах осени и их характерных особенностях. Формирование представления о переносном значении слова (золотая осень). Совершенствование грамматического строя речи (подбор однородных определений, согласование прилагательных с существительными в роде, падеже, числе). 

Закрепление умений подбирать однокоренные слова и подбирать к существительным подходящие по смыслу прилагательные.

Коррекционно-развивающие задачи:

Развитие всех органов чувств.

Совершенствование умения воспринимать предметы и явления окружающей действительности посредством всех органов чувств, связной речи, логического мышления, артикуляционной, тонкой и обшей моторики, координации движений.

Коррекционно-воспитательные задачи:

Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, самостоятельности, активности, инициативности, ответственности.

Воспитание любви и бережного отношения к природе.

Оборудование:

Корзинка с разноцветными листьями разных деревьев, мольберт,

репродукции картин И.А.Левитана, серия сюжетных картинок. 

Предварительная работа: 

Наблюдение за изменением окраски листьев деревьев на прогулке в парк и во время обзорной экскурсии по городу, подбор определений: золотой, золотистый, алый, багряный,

Заучивание названий осенних месяцев на занятии по ознакомлению с окружающим.

Повторение упражнений общей артикуляционной гимнастики.

Разучивание стихотворений об осени.

Работа над общими речевыми навыками.

 

1. Организационный момент. (Объявление темы занятия. Создание эмоционального фона. Пополнение активного словаря существительными с уменьшительными суффиксами.)

Логопед встречает детей в дверях группы с корзинкой в руках. Корзинка наполнена разноцветными листьями разных деревьев. Логопед просит детей выбрать каждому по одному листочку и пройти с ним к столу объяснить с какого дерева у них листочек.

Логопед: Я взяла лист дуба-дубовый лист.

Дети: Я взал лист рябины -рябиновый лист. Я взала лист березы-березовый лист….

Дети выполняют задание педагога .

Логопед: Молодцы. Вы справились с моим заданием. Положите свои листочки на стол. Расскажите, какие они на вид, на ощупь, как они пахнут. Подберите как можно больше слов, отвечающих на вопрос «Какие осенние листья?»

Дети: Осенние листья разноцветные, резные, гладкие, прохладные, душистые, осенние..

Логопед: Верно. Увядающие осенние листья очень вкусно пахнут. Сегодня мы с вами продолжим разговор об осени, о том, почему осень называют золотой, узнаем, какие периоды различают у осени, чем они отличаются друг от друга.

2. Артикуляционная гимнастика «Осень».

«Язычок в лесу»- язычок шагает по зубкам вперед-назад.

«Листья качаются на ветру»- отрый язычок от правого уголка рта к левому.

«Опадают листья с деревьев»- язычок вверх к носику –вниз к подбородку.

3. Беседа об осени с опорой на личный опыт детей.

Логопед: Какой первый месяц осени? (сентябрь) Какой месяц наступит после него? (октябрь). Какой месяц завершает осень? (Завершает осень ноябрь).

Логопед: Правильно. Сентябрь. Как еще можно назвать сентябрь?

Дети: Ранняя осень.

Логопед: Что происходит в природе ранней осенью?

Дети:  обычно называют ранней осенью. Начало октября, первые десять дней этого месяца, называют золотой осенью. А время со второй половины октября до конца осени называют поздней осенью. У этих периодов осени много отличий. Например, ранней осенью часто бывает тепло, как летом, особенно днем в солнечные дни. Хотя по вечерам и ночью уже достаточно холодно. Что за явление можно наблюдать ранней осенью?

Дети: Туман

Логопед: Расскажите, каким он бывает?

Дет: Туман бывает густым, белым, плотным, сырым.

Логопед: Правильно. Такие холодные густые туманы — одна из примет ранней осени, когда дни теплые, а ночи холодные. Ранней осенью еще много цветов, дозревают фрукты и овощи, листья на деревьях только начинают менять окраску. Еще не исчезают многие насекомые, перелетные птицы только начинают готовиться к отлету в теплые края.

1 ребенок рассказывает стихотворение  .

 Туманы, туманы, туманы
Приходят к нам утром так рано,
Скрывая дома, наши улицы,
Нам, кажется, будто день хмурится,
Но вот через два-три часа 
Они исчезают бесследно.(К.Горбачев)

Затем начинается самый красивый период осени, золотая осень. Посмотрите на листья, рассыпанные на столе, и подумайте, почему осень называют золотой.

Дети: Листья на деревьях становятся разноцветными: красными, желтыми, алыми, багряными. Когда смотришь на осенний лес или парк издалека, он кажется золотым. 

Логопед: Правильно. Мне очень понравилось объяснение, которое вы дали. Золотой осенью тоже бывают ясные солнечные и довольно теплые дни. Травы золотой осенью тоже меняют свою окраску, желтеют и начинают засыхать. Меньше становится цветов. Постепенно исчезают насекомые.

2 ребенок рассказывает стихотворение . 

 

Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора —
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера…
Пустеет воздух, птиц не слышно боле

Но далеко еще до первых зимних бурь. (Федор Тютчев)

Логопед: Перелетные птицы начинают отлет. А когда лес потеряет листву и деревья станут голыми, наступит поздняя осень, самая грустная пора, когда уже нет цветов, засохли травы, спрятались насекомые, улетели птицы. Этот период осени самый холодный, почти без солнечных дней, с частыми дождями и холодными ветрами.

3 ребенок рассказывает стихотворение .

Скучная картина!
Тучи без конца,
Дождик так и льется,
Лужи у крыльца...
Чахлая рябина
Мокнет под окном;
Смотрит деревушка
Сереньким пятном.
Что ты рано в гости,
Осень, к нам пришла?
Еще просит сердце
Света и тепла! ( Алексей Плещеев)

3.Логопед собирает листья в корзину и расставляет на доске репродукции картин Левитана

Логопед:Дети, посмотрите на экран, какой художник изображен?

Дети: Исаак Ильич Левитан

Логопед: Правильно, это художник Исаак Ильич Левитан. Что изображал художник на своих картинах? (природу). Как называют  картины с изображением природы? (пейзаж)

 Посмотрите на картины русского  художника  и определите, на которой из них изображена ранняя осень, на которой - золотая осень, на которой - поздняя осень. Можете посовещаться, а потом расставьте картины на мольберте именно в таком порядке (выполняют).

Логопед: Что ж, вы меня порадовали, отлично выполнив задание. Что помогло вам правильно выполнить задание? Расскажите.

1-й ребенок. На первой картине художник изобразил раннюю осень. Листья на деревьях еще зеленые, небо голубое, солнце светит….Поэтому я подумал, что это ранняя осень.

2-й ребенок. На картине «Осень» мы видим деревья, покрытые золотыми листьями. Кажется, что они горят на солнце. Эту картину можно было назвать «Золотая осень».

3-й ребенок. На третьей картине мы видим почти голые деревья, серые холмы, на которых засохла трава, серое небо. Художник изобразил самую грустную осеннюю пору — позднюю осень.

Логопед. Вы очень хорошо сумели объяснить свой выбор.

 5. Пальчиковая гимнастика «Ветер по лесу летал»

Ветер по лесу гулял,
Ветер листики считал   (Плавные, волнообразные движения ладонями)
Вот дубовый,

Вот кленовый,
Вот рябиновый резной,
Вот с березки - золотой.   (Загибать по одному пальчику на обеих руках)
Вот последний лист с осинки

Ветер бросил на тропинку.   (Плавно положить ладони на стол)

7. Игра «Семейка слов»        

Логопед:

- Сейчас мы поиграем в игру «Семейка слов» со словом  «ветер». Вам нужно будет подобрать родственные слова к слову «ветер» при помощи вопросов, которые я буду задавать.

Подул теплый, легкий…? (Ветерок).

Как можно назвать ласково ветер? (Ветерочек)

Как можно назвать сильный, порывистый ветер? (Ветрище)

Как называют погоду, когда дует ветер, погода какая? (Ветренная)

Что нужно сделать чтобы в группе был свежий воздух? (Проветрить)

Логопед: Молодцы, теперь перечислите все родственные слова к слову «ветер».

8. Гимнастика для глаз «Осенние листья»

9. Чтобы выполнить следующее задание мы должны преодолеть препятствие: пепепрыгивать по кочкам через болото (дети прыгают через обручи на двух ногах),  затем  пройти по мостику через речку (ходьба по массажной доске)

Логопед: Дети молодцы, вы преодолели препятствие. Теперь вас ждет задание- вам нужно собрать разрезные картинки .

Логопед: Посмотрите что получилось у вас?

Дети: Пейзаж, поздняя осень.

Логопед: Подойдите дети ко мне, скажите, чем вам нравится осень, что в ней есть сказочного, необычного, чего нет в других временах года? ( дети отвечают на вопрос и берут одну ленточку).

Дети: Осенью листья золотые, можно играть с листьями, собирать грибы, люди осенью собирают урожай овощей и фруктов….

Логопед: Посмотрите что у нас получилось?

Дети: Солнышко

Логопед: Солнышко какое?

Дети: Теплое, веселое, желтое, радостное, лучистое…

Логопед: Давайте улыбнемся друг другу и пожелаем хорошего настроения в этот осенний день.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим миром с элементами ТРИЗ в подготовительной группе. Тема: "Зима. Жизнь диких животных и птиц зимой".

Задачи:·        Образовательные: способствовать развитию у детей умение выделять существительные признаки зимнего периода, соотносить изменения в природе с жиз...

Конспект открытого коррекционно-развивающего занятия по развитию звуковой культуры речи в логопедической группе (Подготовительная группа) на тему «Дифференциация звуков « Ш-Ж »

Конспект открытого коррекционно-развивающего занятия по развитию звуковой культуры речив логопедической группе (Подготовительная группа) на тему «Дифференциация звуков « Ш-Ж  &ra...

Конспект открытого коррекционно-развивающего занятия по развитию звуковой культуры речи в логопедической группе (Подготовительная группа) на тему «Дифференциация звуков «К-Г».

Конспект открытого коррекционно-развивающего занятия по развитию звуковой культуры речив логопедической группе (Подготовительная группа) на тему «Дифференциация звуков «К-Г»....

Индивидуальное коррекционно-развивающее занятие по развитию речи у детей с сочетанными нарушениями в группе сложные дефекты. Лексическая тема «Домашние животные и их детёныши»

Вид занятия: Индивидуальное. Технологии: Игровая, беседа, показ иллюстраций, игрушек.Цель: «Развитие артикуляционного праксиса, произносительных способностей, развитие межполушарных связей...

Индивидуальное коррекционно- развивающее занятие по развитию речи у детей с сочетанными нарушениями в группе сложные дефекты. Лексическая тема «Домашние животные и их детёныши»

Вид занятия: Индивидуальное Технологии: Игровая, беседа, показ иллюстраций, игрушек.Цель: «Развитие артикуляционного праксиса, произносительных способностей, развитие межполушарных связей&r...

Конспект открытого коррекционно-развивающего занятия по формированию элементарных математических представлений у детей с ЗПР (группа№7) Тема «Приключения Царевны в стране Знаний»

Цель: cоздание  условий для развития логического мышления, сообразительности, внимания, демонстрация навыков применения математических представлений.Задачи: Коррекционно-образовательные:...

Конспект открытого коррекционно-развивающего занятия по формированию целостной картины мира у детей с ЗПР. (подготовительная группа)

Ход занятия  Организационный моментПроводится  игра  на  сосредоточение  внимания  и  формирование ориентировки во временах года «Сядет тот, к...