Рабочая программа внеурочной деятельности «На пороге взросления»
рабочая программа по психологии
Программа «На пороге взросления» разработана на основании возрастных потребностей обучающихся 15-17 лет. Выбор адресатов программы продиктован возрастными и личностными особенностями обучающихся: повышенным вниманием к своему внутреннему миру, возрастной интровертированностью, стремлением разобраться в себе, в своих отношениях с окружающими. Поскольку ведущим видом деятельности в юношеском возрасте является профессиональное и личностное самоопределение, старшеклассникам через внеурочную деятельность предоставлена возможность для развития самосознания, оценки своих профессиональных интересов, предпочтений.
Научно методологическими основаниями программы являются основные положения концепции личностноориентированного подхода в обучении и развитии учащихся Е.В.Бондаревской.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_na_puti_k_vzrosleniyu_10_klass.docx | 41.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 17»
имени Кугультинова Давида Никитича
«Согласовано» Заместитель директора по УВР МБОУ «СОШ № 17» им. Кугультинова Д.Н. ___________Тимашова Т.Г. «____»____________2022 г. | «Утверждаю» Директор МБОУ «СОШ № 17» им. КугультиноваД.Н.____________Эрднеева Р.Ш. «___»_________ 2022 г. |
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
Направление: социальное
«На пути к взрослению»
10 класс
Срок реализации: 1 год
Составила: педагог-психолог Эльдяева Юлия Анатольевна.
2022-2023 учебный год
Пояснительная записка
Актуальность и педагогическая целесообразность программы
Федеральные государственные образовательные стандарты среднего общего образования основаны на принципиально новом подходе к целям образования. На первый план выходит переход от парадигмы знаний к парадигме развития личности каждого ученика.
В связи с гуманизацией образования, перспективным направлением представляется целенаправленное создание условий для личностного развития в средней общеобразовательной школе. Эффективной формой такого развития в старшей школе является введение курса внеурочной деятельности психолого-педагогического направления.
Программа «На пороге взросления» разработана на основании возрастных потребностей обучающихся 15-17 лет. Выбор адресатов программы продиктован возрастными и личностными особенностями обучающихся: повышенным вниманием к своему внутреннему миру, возрастной интровертированностью, стремлением разобраться в себе, в своих отношениях с окружающими. Поскольку ведущим видом деятельности в юношеском возрасте является профессиональное и личностное самоопределение, старшеклассникам через внеурочную деятельность предоставлена возможность для развития самосознания, оценки своих профессиональных интересов, предпочтений.
Научно методологическими основаниями программы являются основные положения концепции личностноориентированного подхода в обучении и развитии учащихся Е.В.Бондаревской.
Цель программы:
Оказание помощи старшеклассникам в личностном и профессиональном самоопределении через повышение уровня самосознания и развитие компетентностей обучающихся (личностных, социальных, коммуникативных).
Задачи:
- Формировать психологическую установку на самопознание, самореализацию и на дальнейшее саморазвитие и самосовершенствование;
- Создать условия для познания и проверки своих личностных особенностей, способностей, профессиональных интересов и склонностей;
- Развивать коммуникативные и организаторские умения и навыки: умения выстраивать общение в различных ролевых ситуациях, организовывать продуктивное взаимодействие между людьми;
- Развивать творческие способности учеников;
- Формировать культуру межполового общения и взаимодействия;
- Обучить учеников способам саморегуляции психоэмоциональным состоянием;
- Формирование положительных ценностных ориентаций и установок в отношении профессиональной деятельности;
- Обучить старшеклассников приемам целеполагания и планирования
Объем программы составляет 34 часа (1 занятие в неделю). Программа рассчитана на 1 год обучения. Продолжительность занятия- 30-35мин.
Структура программы:
Программа имеет модульную структуру.
Использование самостоятельных модулей дает большие возможности для модернизации курса, его совершенствования. Внутри каждого модуля выделяется центральная идея, которая способствует включению личностного опыта учащихся в процесс обучения. Логика построения программы и выбора модулей строилась на основе этой центральной идеи по принципу «от частного - к общему», «от близкого - к далекому».
Поэтому первый модуль был направлен на познание себя, своего внутреннего мира («Я-реальное»), второй - на познание себя через общение с окружающими и развитие коммуникативных навыков «Я-зеркальное»), а последующие - на развитие способности к рефлексии, самоконтролю и саморегуляции, мотивации к самосовершенствованию «Я-идеальное»).
Такое построение программы обосновано основными положениями концепции гуманистической психологии, теоретическими подходами американских психологов К.Роджерса, А.Маслоу. Согласно их теории самоактуализированной личности, формирование «Я - концепции» зависит от степени согласованности идеального, реального и зеркального «образа - Я», а потребность в удовлетворении собственного «Я» должна реализоваться в самоутверждении и самовыражении человека, в его стремлении проявить себя, в его мотивации к самосовершенствованию.
Поэтому последние два модуля (4-й и 5-й) ориентированы на формирование и развитие потребности в саморазвитии и самовоспитании, в раскрытии в себе творческих ресурсов, на формирование у старшеклассников активной жизненной позиции.
- «Я - личность» (самопознание)
- «Я и окружающий мир» (общение)
- «Выбор профессии и особенности моего «Я» (профессиональное самоопределение)
- «Я - творец» (творчество)
- «Точка роста» (саморазвитие, самовоспитание)
На первых занятиях преобладает теоретическая информация, а последующие занятия практико-ориентированный характер, нацелены на закрепление полученных знаний и развитие умений и навыков.
Структура занятий:
- Вводная часть. Сообщение теоретических знаний
- Основная часть:
- Диагностика;
- Обсуждение и интерпретация результатов;
- Закрепление полученных знаний;
- Заключительная часть. Рефлексия занятия.
В содержание занятий введен краеведческий материал, включающий в себя элементы фольклора калмыцкого народа, традиционные представления о гендерном воспитании, использованы для обсуждения' буддийские притчи, биографический материал из жизни известных земляков.
Методы обучения:
Свободная дискуссия, эвристическая беседа, психологические игры и упражнения, ролевые ситуации, разбор кейсов, сочетание мини-лекций с элементами тренинга, творческие задания.
Формы и методы контроля усвоения знаний и развития умений:
Контрольные вопросы в конце каждого модуля, анкетирование, наблюдение, моделирование ситуаций, мини-,сочинение, ролевая игра, создание коллажей, КВН, защита проектов.
Основными педагогическими условиями реализации данной программы являются следующие:
- Соблюдение принципа добровольности участия;
- учет возрастных и личностных особенностей участников программы;
- создание ситуации успеха, поддержание высокого положительного эмоционального фона деятельности;
- Организация диалогического взаимодействия, применение активных форм обучения.
Материально-технические условия реализации программы:
Парты и стулья по количеству участников, компьютер, медиапроектор, экран, аудиоколонки, раздаточный материал (бланки, памятки, инструкции, стимульные материалы психодиагностических методик и т.д.), аудиозаписи музыки для релаксации, видеоматериалы, медиапрезентации к урокам, тетради, доска.
Ожидаемые образовательные результаты:
К концу обучения обучающиеся должны:
- Достичь уровня готовности к осознанному выбору профессии и получению профессионального образования;
- Знать свои индивидуальные личностные особенности, способы их совершенствования;
- Владеть навыками самодиагностики личностного развития;
- Знать основные теоретические понятия курса в рамках программы;
- уметь высказывать и аргументировать свою точку зрения, выслушивать мнение других товарищей, выступать перед группой, взаимодействовать со сверстниками;
- Владеть навыками психической и физической саморегуляции;
Ученики должны обладать следующими личностными качествами:
- проявлять доброжелательное отношение к окружающим, понимать и принимать
- индивидуальные личностные различия, иметь выраженную мотивацию достижений,
- потребность к самопознанию и саморазвитию.
II Учебно-тематический план
№ | Название темы | Количество часов | ||
Модуль 1. «Я - личность» - 7ч | ||||
Вводное «Давайте познакомимся» | 1 | |||
Кто Я? Моя самооценка | 1 | |||
Какой Я? | 1 | |||
Ценности | ||||
Моя индивидуальность. | 1 | |||
Я глазами других. | 1 | |||
Обобщающий урок. Коллаж «Мой психологический портрет» | ||||
Модуль 2. Я и окружающий мир - 8ч | ||||
Общение в жизни человека | 1 | |||
Средства невербального общения | 1 | |||
Конфликт. Стратегии поведения в конфликте | 1 | |||
Приемы эффективного общения | 1 | |||
Мои коммуникативные и лидерские способности. | 1 | |||
Мир мужчин и мир женщин | 1 | |||
Тренинг коммуникативных навыков | 2 | |||
Модуль 3. Выбор профессии и особенности моего «Я» - 8ч | ||||
15. | Мир профессий. Классификация профессий по Е.А.Климову | 1 | ||
Правила выбора профессии | 1 | |||
Мои профессиональные интересы и склонности | 1 | |||
Профессиональный тип личности | 1 | |||
Профориентационные игры | 1 | |||
Характер и профессия | 1 | |||
Темперамент и профессия | 1 | |||
Обобщающий урок. Контрольный тест | 1 | |||
Модуль 4. Точка роста - 7ч | ||||
Человек может многое, если захочет | 1 | |||
Что необходимо для достижения цели? | 1 | |||
Техника постановки цели «SMART» | 1 | |||
Таймменеджмент или искусство управления временем | 1 | |||
Будьте собой, но в лучшем виде | 1 | |||
Властелин или раб самому себе? | 1 | |||
Практикум «Приемы саморегуляции и релаксации» | 1 | |||
Модуль 5. Я-творец - 4ч | ||||
Творчество в жизни человека и общества | 1 | |||
Изменим себя и мир к лучшему | 1 | |||
Тренинг креативности | 1 | |||
Итоговая диагностика | 1 | |||
Итого- 34 часа |
Содержание программы изучаемого курса
Модуль 1. «Я - личность» - 7ч.: Вводное «Давайте познакомимся». Кто Я? Моя самооценка. Какой Я? Ценности Моя индивидуальность. Я глазами других. Обобщающий урок. Коллаж «Мой психологический портрет».
Модуль 2. Я и окружающий мир - 8ч.: Общение в жизни человека. Средства невербального общения. Конфликт. Стратегии поведения в конфликте. Приемы эффективного общения. Мои коммуникативные и лидерские способности. Мир мужчин и мир женщин. Тренинг коммуникативных навыков.
Модуль 3. Выбор профессии и особенности моего «Я» - 8ч.: Мир профессий. Классификация профессий по Е.А.Климову. Правила выбора профессии. Мои профессиональные интересы и склонности. Профессиональный тип личности. Профориентационные игры. Характер и профессия. Темперамент и профессия. Обобщающий урок. Контрольный тест
Модуль 4. Точка роста - 7ч.: Человек может многое, если захочет. Что необходимо для достижения цели? Техника постановки цели «SMART». Таймменеджмент или искусство управления временем. Будьте собой, но в лучшем виде. Властелин или раб самому себе? Практикум «Приемы саморегуляции и релаксации».
Модуль 5. Я-творец - 4ч.: Творчество в жизни человека и общества. Изменим себя и мир к лучшему. Тренинг креативности. Итоговая диагностика.
Список литературы для учителя
- Алиева, М.А., Я сам строю свою жизнь. / М.А.Алиева, Т.В.Гришанович, Л.В.Лобанова и др.: под ред. Е.Г.Трошихиной. - СПб.: Речь, 2001. - 216 с.
- Васильев, Н.Н. Тренинг преодоления конфликтов / Н.Н.Васильев. - СПб.: Речь, 2002. - 174с.
- Вачков, И.В. Групповые методы в работе школьного психолога: Учебно-методическое пособие / И.В.Вачков. - М.: «Ось-89», 2002. - 224с.
- Джонсон, Д.У. Тренинг общения и развития / Д.У.Джонсон. - М.: Издательская группа «Прогресс», 2000. - 248с.
- Колмогорова, Л.С. Диагностика психологической культуры школьников: практ. пособие для шк. психологов / Л.С.Колмогорова. - Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002. – 360с.
- Крейз, Р. Релаксация / Р.Крейз. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2002. – 256с.
- Лидерс, А.Г. Психологический тренинг с подростками: учеб. пособие для студ. высш.учеб. заведений / А.Г.Лидерс. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 256 с.
- Микляева, А.В. Я - подросток. Я среди людей. Программа уроков психологии (9 класс) / А.В.Микляева. - СПб.: Издательство «Речь», 2003. - 118 с.
- Панкратов, В.Н. Саморегуляция психического здоровья: практическое руководство / В.Н.Панкратов. - М., Изд-во Института Психотерапии, 2001. - 352 с.
- Петровский, А.В. Популярные беседы о психологии. 2-е изд., доп. и перераб. / А.В.Петровский. - М.: Педагогика, 1983. - 224с.
- Прощицкая, Е.Н. Выбирайте профессию: учебн. пособие для ст. кл. сред. шк. / Е.Н.Прощицкая. - М.: Просвещение, 1991. - 144с.
- Прутченков, А.С. Социально-психологический тренинг в школе. 2-е изд., дополн. и перераб. / А.С.Прутченков. - М:Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001.
- Пряжников, Н.С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения: учебно-методическое пособие / Н.С.Пряжников. - М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2002. - 400с.
- Пряжников, Н.С. Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники (8-11 классы) / Н.С.Пряжников. - М.: ВАКО, 2005. -288 с.
- Кухарчук, А.М. Психодиагностика в профессиональном самоопределении учащихся / А.М.Кухарчук, Е.Л.Седова, В.В.Лях. - Мн.: Бел. Наука. 2000. - 222с.
- Митина, Л.М. Психологическое сопровождение выбора профессии: научно-методическое пособие / Л.М.Митина, Л.В.Брендакова, И.В.Вачков и др.; Под ред. Л.М.Митиной. - 2-е изд., испр. - М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2003. – 184с.
- Савченко, М.Ю. Профориентация. Личностное развитие. Тренинг готовности к экзаменам (9-11 класс): Практическое руководство для классных руководителей и школьных психологов / Под науч. ред. Л.А.Обуховой. - М.: ВАКО, 2005. 240 с.
- Самоукина, Н.В. «Игры, в которые играют …». Психологический практикум / Н.В.Самоукина. - г. Дубна, «Феникс +», 2002, - 128 с.
- Самоукина, Н.В. Психология оптимизма / Н.В.Самоукина. - М.: Изд-во Института Психотерапии, 2001. - 240 с.
- Сизанов, А.Н. Познай себя: Тесты, задания, тренинги, консультации / А.Н.Сизанов. - Мн.: Полымя, 2001. - 592 с.
Список рекомендуемой литературы для учащихся
- Алиева М.А. и др. Я сам строю свою жизнь. - СПб., 2000.
- Аргайл М. Психология счастья. - М., 1990.
- Берн Э. Игры, в которые играют люди: психология человеческих взаимоотношений. Люди, которые играют в игры: психология человеческой судьбы. - М., 1997.
- Бернс Р. Развитие “Я-концепции” и воспитание, 1986.
- Бородкин Ф.М., Коряк Н.М. Внимание, конфликт. - Новосибирск, 1983.
- Время личности и время жизни / К.А. Абульханова, С.В.Березина. - СПб., 2001.
- Гозман Л.Я. Психология эмоциональных отношений. - М., 1987.
- Головаха Е.И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи. - Киев, 1988.
- Горчакова В.Г. Имидж: розыгрыш или код доступа? - М.: Эксмо, 2007.
- Грей Д. Женщины с Венеры, мужчины с Марса. - Киев, 2002.
- Григорьева Т.Г. Основы конструктивного общения. В 3 частях. - Новосибирск, 1997.
- Зиг. Зиглар Умение добиваться успеха “Вильямс”, 2000.
- Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины. - СПб., 2002.
- Леонтьев А.А. Психология общения. 1999.
- Петровская Л.А. Компетентность в общении. - М., 1989.
- Пиз А.,Гарнер А. Язык разговора, 2000.
- Почепцов Г.Г. Имиджелогия: теория и практика. Киев, 1998.
- Прихожан А.М. Психология неудачника. - М., 1996.
- Прутченков А.С. Свет мой зеркальце, скажи… М., 1996.
- Сатир В. Как строить себя и свою семью. - М., 1992.
- Сколько вам лет? Линии жизни глазами психолога/Под ред. А.А. Кронина. - М., 1993.
- Франкл В. Человек в поисках смысла. - М., 1990.
- Формирование личности старшеклассника/Под ред. И.В. Дубровиной. - М., 1989.
- Фромм Э. Искусство любви // Исследование природы любви. - М., 1991.
- Чудновский В.Э. Смысл жизни и судьба. - М., 1997.
- Шепель В.М. Имиджелогия, секреты личного обаяния. М., 1994.
- Шепель В.М. Имиджелогия. Как нравиться людям. 2002.
- Юзефович Г.Я. Отцы и дети в меняющемся мире / Г.Я. Юзефович, В.Н. Соколова. - М., 1991.
- Якобсон П.М. Психология чувств. - М., 1958.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Р
Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеу...
Рабочая программа внеурочной деятельности «Хочу все знать!» (2016-2017 учебный год) (программа направлена на развитие познавательной деятельности на период 1 год)
Данный курс имеет духовно-нравственную, познавательную, исследовательскую направленность, предлагает новые для воспитанников знания, не содержащиеся в образовательных базовых предметов.Программа рассч...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Туосчаана" (Внеурочная деятельность по изготовлению берестяных изделий в национальном стиле)
Рабочая программа составлена на основе авторской программы "Шитье из бересты"/Оконешниковой А.Ф./: Чурапча, 2000г. План рассчитан на 1 учебный год,...
Внеурочная деятельность. Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.
Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.Авторская программа «Золотое перо» для учащихся 5-9 классов. Курс составлен в соответствии с требованиями...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ тематическая, по конкретным видам внеурочной деятельности (тип программы) Занимательная математика 2021-2022 г. (срок реализации программы) 11-12 лет (возраст обучающихся)
Примерная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» разработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО, на основе примерной основной образовательной програ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по направлениям: общекультурное Курс внеурочной деятельности «Прекрасное в нашей жизни»
Программа курса внеурочной деятельности для 9 класса составлена на основе следующих документов:Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012г. N273-ФЗ "Об образовании в Российской Фед...
Рабочая программа внеурочной деятельности Рабочая программа внеурочной деятельности «Речь и культура общения»
для обучающихся стяжелыми и множественными нарушениями развития(вариант II)6 «А»,6 «Б», 7 «А» классов...