Психологические аспекты насилия и жестокого обращения с детьми.
консультация по психологии (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)
Психологические аспекты насилия и жестокого обращения с детьми
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Психологические аспекты насилия и жестокого обращения с детьми. | 101.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Психологические аспекты насилия и жестокого обращения с детьми.
Мы живем в XXI веке, в эпоху невиданных скоростей, сверхновых технологий, гуманитарного преобразования и глобализации мира. И одной из глобальных проблем человечества 21 века является жестокое обращение с детьми.
Проблема такого жестокого обращения, связанна с массой нерешенных социальных, экономически, культурных и медицинских проблем детского возраста.
Жестокое обращение с детьми – это действия (или бездействия) родителей, воспитателей и других лиц, наносящие ущерб физическому или психическому здоровью ребенка:
- осуществление родителями физического или психического насилия над детьми;
- покушение на их половую неприкосновенность;
- применение недопустимых способов воспитания (грубость, пренебрежительное, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбления);
- эксплуатация детей;
- плохое содержание детей
Актуальные проблемы сегодняшнего дня – жестокость и агрессивность несовершеннолетних, безнадзорность – являются следствиями проблемы насилия над детьми.
Термин «насилие» означает принуждение, осуществляемое субъектом или группой лиц для достижения и сохранения собственных целей. К насильственным действиям относят любые действия, которые причиняют или могут причинить физический, психологический или сексуальный ущерб и страдания.
Под домашним или семейным насилием понимают определенную систему поведения одного члена семьи по отношению к другому (другим), имеющую целью сохранение власти, контроля и внешнего чувства страха.
Насилие в семье может иметь различный вектор направленности:
- со стороны мужа по отношению к жене;
- со стороны жены по отношению к мужу;
- со стороны одного или обоих родителей по отношению к детям;
- со стороны старших детей по отношению к младшим;
- со стороны взрослых детей и внуков по отношению к родителям или к престарелым родственникам.
Факторы риска, увеличивающие вероятность насильственного поведения родителей.
Опыт насилия в детстве.
Наличие в детстве непосредственного опыта насильственного отношения со стороны собственных родителей или опыта свидетеля ненависти или насилия в отношениях между родителями.
Особенности личности взрослого.
Эмоциональная неустойчивость, привычная раздражительность (особенно в адрес ребёнка), импульсивность, низкий самоконтроль, склонность к доминированию, низкая самооценка, низкая толерантность к стрессу, агрессивность, замкнутость.
Особенности отношения к ребёнку.
В адрес ребёнка часто неадекватные социальные ожидания. В случае их невыполнения поведение ребёнка оценивается как сильный стрессор. Характер общения с ребёнком строится с позиции власти, отличается требовательностью и контролем. Доминирует культ силового метода решения проблем и убеждение в эффективности физических наказаний.
Низкий уровень развития социальных навыков.
Слабо развиты умения решать конфликты и проблемы, справляться со стрессом, просить помощи у других. При этом включаются механизмы психологической защиты: наличие проблемы отрицается, помощь не принимается. Насилие над детьми является семейным секретом, который тщательно скрывается и не обсуждается открыто.
Неразвитость родительских навыков и чувств.
Слабость, неразвитость родительских чувств проявляется чаще всего у молодых, умственно отсталых или психически больных родителей. Однако причиной дефицита родительских чувств может быть и наличие у родителя опыта отвержения в детстве.
Психическое здоровье.
Нервозность, депрессивность, низкий контроль поведения, возбудимость, эмоциональная холодность, выраженные психопатологические отклонения, склонность к суицидам, алкоголизм, наркомания, изменения личности.
Ситуативные факторы.
Длительные материальные проблемы, внезапная потеря работы, переживание острого или хронического стресса, изоляция родителей от привычного социального окружения.
Виды насилия в отношении детей.
- сексуальное насилие;
- пренебрежение основным нуждам ребёнка;
- физическое насилие;
- психологическое (эмоциональное) насилие. психологическое (эмоциональное) насилие;
1.Сексуальное насилие.
Сексуальное насилие – вовлечение ребёнка с его согласия или без такого в осознаваемые или неосознаваемые им, в силу функциональной незрелости, в сексуальные действия с взрослыми с целью получения последними сексуального удовлетворения или выгоды.
К сексуальному насилию или развращению относят, не только собственно половой акт, но и широкий спектр других сексуальных действий прямого и непрямого характера.
К сексуальным действиям без прямого физического контакта относят разговоры или телефонные звонки сексуального характера, демонстрацию эротической продукции, эксплуатацию ребёнка для порнографических целей.
Под сексуальными действиями с прямым физическим контактом понимают оральную, анальную стимуляцию, ласки эрогенных зон, принуждение к касанию половых органов взрослого человека, половой акт, изнасилование.
2. Пренебрежение основными нуждами ребёнка
Пренебрежение основными нуждами ребёнка - нежелание или неспособность родителей или лиц, их заменяющих, удовлетворить основные потребности ребёнка, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние, появляется угроза здоровью и развитию.
Под пренебрежением интересами и нуждами ребёнка понимается:
- отсутствие адекватного возрасту и потребностям ребёнка питания, одежды, гигиенического ухода, жилья, образования, медицинской помощи, включая отказ от лечения;
- оставление ребёнка без присмотра, что приводит к несчастным случаям, отравлениям и другим, опасным для жизни и здоровья последствиям;
- лишение ребёнка должного внимания и заботы, в результате чего для ребёнка повышается риск стать жертвой несчастного случая, быть вовлечённым в употребление алкоголя или наркотиков, а также совершение преступления.
3.Физическое насилие.
Физическое насилие - преднамеренное нанесение физических повреждений ребёнку родителями или лицами, их заменяющими.
Физическое насилие можно распознать по особенностям внешнего вида, характеру травм, особенностям психического состояния и поведения детей.
Психологические последствия физического насилия:
- тревога;
- страхи;
- расстройство сна, аппетита;
- различные тики.
Внешний вид:
- множественные повреждения, имеющие специфический характер (отпечатки пальцев, ремня, ожоги и пр.) и различную степень давности (свежие и заживающие);
- задержка физического развития, отставание в росте и весе;
- признаки плохого ухода (гигиеническая запущенность, неопрятный вид, сыпь).
4.Психологическое (эмоциональное) насилие.
Психологическое (эмоциональное) насилие - периодическое, длительное или постоянное воздействие родителей или лиц, их заменяющих, на ребёнка, приводящее к снижению самооценки, утрате веры в себя, вызывающее формировании патологических черт характера и нарушение социализации.
К формам психологического насилия относят:
Отвержение – вербальные и невербальные действия, демонстрирующие неприятие ребёнка, принижающие его достоинство:
- враждебное отношение к ребёнку, умаление его ценности, унижение, в том числе публичное;
- высмеивание ребёнка за проявление естественных эмоций (любви, горя, печали и т.п.);
- превращение ребёнка в «козла отпущения», постоянная критика в его адрес, частые наказания.
Терроризирование – угроза убить ребёнка, причинить ему физический вред, поместить в опасное или страшное место:
- помещение ребёнка в непредсказуемые или хаотичные обстоятельства;
- оставление его в опасной ситуации;
- нереалистичные ожидания от ребёнка, постановка перед ним сверхсложных задач с угрозой наказания за невыполнение;
- угроза совершения насилия над самим ребёнком;
- угроза совершения насилия над тем, кого ребёнок любит (включая домашних животных)
Изоляция – последовательные действия, направленные на лишение ребёнка возможности встречаться и общаться со сверстниками или взрослыми как дома, так и вне его:
- необоснованное ограничение или запрещение социальных контактов ребёнка со сверстниками или взрослыми в его среде.
Эксплуатация/развращение – действия в отношении ребёнка, способствующие развитию у него дезадаптивного поведения (саморазрушающего, антисоциального, криминального, девиантного и др.):
- побуждение ребёнка к антисоциальному поведению, занятию проституцией, порнографией, преступной деятельностью, употреблению наркотиков, жестокости по отношенью к другим;
Игнорирование – отсутствие эмоционального отклика на нужды ребёнка и лишение его эмоциональной стимуляции:
- нежелание или неспособность взрослого к взаимодействию с ребёнком;
- взаимодействие с ребёнком только в случае крайней необходимости;
Последствия насилия: кратковременные и длительные.
Насилие – один из самых травматичных опытов, который может пережить ребёнок. Оно нарушает процесс социализации ребёнка и оказывает влияние на психологическое развитие.
Выраженность отдаленных последствий насилия в развитии ребёнка зависит от сочетания ряда факторов.
Опыт насилия, приобретаемый ребёнком, имеет для него
ближайшие и отдаленные последствия.
Ближайщие последствия проявляют себя как симптомы ПТСР (посттравматического стрессового расстройства), проявляющиеся в виде острых реакций на травму.
Отдаленные последствия насилия проявляют себя в виде стойких нарушений на физиологическом, когнитивном, поведенческом и социальном уровне.
К отдаленным последствиям относятся:
Физические последствия – изменения в физическом здоровье и развитии ребёнка.
Когнитивные последствия - изменения в познавательной сфере и в системе представлений о мире и о себе.
Эмоциональные последствия – это негативные изменения в эмоциональной сфере и в самовосприятии.
Поведенческие последствия – устойчивые негативные изменения в поведении ребёнка.
Социальные последствия – изменения в способностях ребёнка строить эффективные социальные отношения.
Рекомендации эффективного и неэффективного реагирования на информацию о насилии.
Сказанное ребёнком или наблюдаемая ситуация | Неподходящая реакция | Подходящая реакция |
Целенаправленное раскрытие факта насилия: «Мама вчера рассердилась на меня и била меня щеткой» | - За что? - Что ты натворил, если даже мама была сердитой? - Я не думаю, что мама хотела сделать тебе больно. - Я понимаю тебя… | - Ты говоришь, что мама вчера била тебя… (повторение). - Расскажи, пожалуйста, что произошло вчера? (открытый вопрос) |
Целенаправленное раскрытие факта насилия – ребёнок может начать с совсем маленькой детали и наблюдать вашу реакцию: «У меня вчера был плохой день» | - Что ты делал в этот момент? - Наверное, папа услышал, что ты ссорился с сестрой? - Почему ты называешь день плохим? | - Да, я вижу, что ты грустный сегодня… - Расскажи, пожалуйста, что произошло вчера? (открытый вопрос). - Что именно было плохо? (уточнение) |
Целенаправленное раскрытие факта насилия – ребёнок может просить у вас о помощи: «Вы могли бы поговорить с моей мамой, чтобы она не кричала на меня так сильно?» | - Хорошо, я попробую поговорить с твоей мамой. - Наверное, мама переживает, что ты стал хуже учиться. - Почему мама кричит на тебя? | - Ты хотела бы, чтобы я поговорила с твоей мамой… - Я вижу, что ты встревожен… - Расскажи, пожалуйста, как это было? |
Случайное раскрытие факта насилия – слова ребёнка заставляют вас думать о возможном опыте насилия: «Меня проучат, если я не буду делать то, что говорит мне папа» | Слова ребёнка остаются незамеченными. - Папа бьёт тебя, если ты не делаешь то, что он говорит? - Что заставляет родителей так к тебе относиться? - Я думаю, ты преувеличиваешь. - Даже если дома тебя не понимают, в школе ты всегда можешь рассчитывать на своих друзей. | - Что с тобой происходит, если ты не делаешь то, что тебе говорят? - Правильно ли я поняла, что папе не нравится, когда ты его не слушаешь? Что происходит потом? - Я вижу, что ты беспокоишься, когда говоришь об этом. Что именно вызывает у тебя беспокойство? |
Случайное раскрытие факта насилия – у вас появляются подозрения о возможном насилии при наблюдении за игрой ребёнка. Ребёнок хихикает с другом, так двигается и произносит такие звуки, что это напоминает сексуальное поведение взрослых. | Говорить (сердитым или удивленным голосом): «Что ты делаешь?» Детализированно, тут же расспросить ребёнка, где, когда и как он научился таким вещам. | Если это наблюдают другие дети, переключить внимание ребёнка, отвлечь его каким – нибудь другим действием. Наедине с ребёнком спросить его, где он научился такими звуками и жестами. |
Случайное раскрытие факта насилия – на теле ребёнка вы видите раны, синяки. Например, на руках ребёнка видны следы от ожогов сигаретой. | Не замечать происходящего. - Покажи, что это? - Это сделал твой папа, потому что был сердит на тебя? | - Как ты получил такие ожоги? |
Случайное раскрытие факта насилия – ребёнок может вызвать у вас подозрение своими вопросами: «Всегда ли мне нужно идти в гости к дяде, если мне не нравится туда ходить?» | - Почему ты не хочешь туда идти? Дядя наверняка радуется, когда ты приходишь. - Может, тебе не нравится, что там не с кем играть? | - Что происходит когда ты приходишь в гости к дяде? - Я вижу, что ты тревожишься, когда говоришь об этом. Что именно тебя тревожит? |
Случайное раскрытие факта насилия – ребёнок задерживается после уроков, как можно дольше оттягивает время возвращения домой. «Мне не хочется идти домой, мне страшно, если мамы вечером долго нет дома» | - Ты уже слишком большой, чтобы бояться темноты… - Ты не пробовал зажечь везде свет?... - Что ты делаешь, когда остаешься один? | - Ты говоришь, что тебе страшно, когда мамы нет дома… - Чего ты боишься, когда мамы нет дома? - что именно тебя пугает? |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Профилактика насилия и жестокого обращения с детьми"
Презентация к занятию в рамках информационно-просветительской кампании по предупреждению насилия и жестокого обращения с детьми....
Домашнее насилие, профилактика жестокого обращения с детьми в семье
Материалы для родительского собрания в школе на тему домашнего насилия и правовых последствиях жестокого обращения с детьми...
Программа профилактики насилия и жестокого обращения с детьми.
Программа профилактики насилия и жестокого обращения с детьми....
Профилактика насилия и жестокого обращения с детьми
Дети, являясь самой незащищенной, уязвимой социальной группой, часто оказываются в зонах стихийных и природных катастроф, военных действий, становятся жертвами физического, сексуального, эмоциональног...
Доклад на тему: «Раннее выявление семей, склонных к насилию и жестокому обращению с детьми».
Доклад на тему: «Раннее выявление семей, склонных к насилию и жестокому обращению с детьми»....
«Профилактика насилия и жестокого обращения с детьми»
Сегодня на обсуждение вынесен очень важный вопрос, где в центре внимания – ребенок. Обеспечение прав и свобод несовершеннолетних и, в первую очередь, защита детей от преступных посягательств явл...
НАСИЛИЕ И ЖЕСТОКОЕ ОБРАЩЕНИЕ С ДЕТЬМИ: методы психологической диагностики сексуального насилия несовершеннолетних
НАСИЛИЕ И ЖЕСТОКОЕ ОБРАЩЕНИЕ С ДЕТЬМИ: методы психологической диагностики сексуального насилия несовершеннолетних...