«Профилактика насилия и жестокого обращения с детьми»
методическая разработка
Сегодня на обсуждение вынесен очень важный вопрос, где в центре внимания – ребенок. Обеспечение прав и свобод несовершеннолетних и, в первую очередь, защита детей от преступных посягательств являются одним из наиболее приоритетных направлений внутренней политики ЛНР. От её реализации зависит самое главное – будущее республики, её выживаемость, экономическое и социальное благополучие и процветание
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
segodnya_na_obsuzhdenie_vynesen_ochen_vazhnyy_vopros.docx | 33.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад
«Профилактика насилия и жестокого обращения с детьми»
Сегодня на обсуждение вынесен очень важный вопрос, где в центре внимания – ребенок. Обеспечение прав и свобод несовершеннолетних и, в первую очередь, защита детей от преступных посягательств являются одним из наиболее приоритетных направлений внутренней политики ЛНР. От её реализации зависит самое главное – будущее республики, её выживаемость, экономическое и социальное благополучие и процветание.
Проблема жестокого обращения с детьми в большей степени проблема социальная, которая может быть решена совместными усилиями структур на государственном, в том числе законодательном уровне с привлечением различных высококвалифицированных специалистов.
Жестокое обращение с детьми – действия (или бездействие) родителей, воспитателей и других лиц, наносящие ущерб физическому или психическому здоровью ребенка.
Согласно девятому принципу Декларации прав ребенка от 1959 года, “ребенок должен быть защищен от всех форм небрежного отношения, жестокости и эксплуатации”.
Основным международным документом, регламентирующим вопросы защиты прав детей, является Конвенция о правах ребенка, принятая 20 ноября 1989 года Генеральной Ассамблеей ООН. Конвенция о правах ребенка, ратифицированная в нашей стране 2 сентября 1990 г., предусматривает обязательство государства защитить детей от жестокого обращения:
АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ. Кодексом об административных правонарушениях Луганской Народной Республики предусмотрена
- ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних – в виде предупреждения или наложения административного штрафа в размере от ста до пятисот рублей (ч. 1 ст. 5.35 КоАП ЛНР). Совершение насилия в семье, то есть умышленное совершение любых действий физического, психологического или экономического характера (в том числе применение физического насилия, причинившего физическую боль и не повлекшего телесных повреждений, угрозы, оскорбление или преследование, лишение жилья, еды, одежды, другого имущества или средств, на которые потерпевший имеет предусмотренное законом право), вследствие чего мог быть или был нанесен вред физическому или психическому здоровью потерпевшего, – влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до трех тысяч российских рублей, или обязательные работы от 20 до 40 часов, или административный арест на срок до пяти суток (ч. 1 ст. 20.34 КоАП ЛНР).
УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ. Уголовное законодательство Луганской Народной Республики предусматривает ответственность за все виды жестокого обращения, совершение насильственных действий над детьми, оставление в опасности, неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего.
Основные причины жестокого обращения с детьми носят социальный характер. Особенно это касается физического и сексуального видов насилия, которые чаще всего практикуются в семьях, где не принято считаться с нормами этики и морали.
Вот примерный перечень факторов, которыми в большинстве случаев бывает обусловлено жестокое обращение:
- неполные, малообеспеченные семьи;
- семьи, в которых один из родителей не приходится ребенку кровным родственником (отчим, мачеха);
- отсутствие у родителей постоянного места работы;
- криминальное прошлое родителей или других взрослых членов семьи;
- наличие у одного или обоих родителей алкогольной или наркотической зависимости;
- низкий уровень образования и культуры внутри семьи;
- наличие у ребенка психических, умственных или физических отклонений и пр.
В группу повышенного риска попадают семьи, в которых присутствует сразу несколько факторов, причем на практике именно так и происходит: трудно найти семью алкоголиков или наркоманов, обладающих стабильным заработком и высокими моральными устоями.
Но, к сожалению, внешнее благополучие далеко не всегда является гарантией уважительного отношения к ребенку внутри семьи — нередко насилие, особенно психологическое, применяют к своим детям и вполне образованные люди и, что прискорбнее всего, не видят в этом ничего плохого или противоестественного.
Насилие над детьми в семье: виды
Под категорию «жестокое обращение с детьми» подпадает любое насилие по отношению к ребенку со стороны родителей или тех, на кого их функции возложены законом (например, опекунов или попечителей, воспитателей детских домов и пр.), а также других более взрослых членов семьи. При этом оно необязательно должно выражаться в применении телесных наказаний или в виде сексуального домогательства — психологическое насилие ничуть не менее опасно.
Недопустимость жестокого обращения с детьми юридически закреплена на международном уровне: статья 19 «Конвенции о правах ребенка» обязывает все участвующие в ней государства принимать все возможные меры по защите детей от любых форм насилия.
В законодательстве ответственность за подобные действия предусмотрена множеством отраслей права: уголовным, семейным, административным и пр.
Физическое насилие
Побои (как однократные, так и систематические), нанесение телесных повреждений, любое другое физическое воздействие на ребенка, а также намеренное лишение его пищи, воды и возможности отправлять естественные надобности, прочие издевательства и истязания — все это квалифицируется как насилие, независимо от тяжести последствий, которая влияет лишь на меру ответственности.
Сексуальное насилие
Под ним понимаются домогательства, имеющие сексуальную подоплеку, вовлечение ребенка в совершение действий соответствующего характера, демонстрация половых органов или любых произведений порнографического содержания (иллюстраций, книг, фильмов, видеороликов и пр.).
Важно: ребенок, не достигший 16 лет, обладает тотальной половой неприкосновенностью. Поэтому его согласие на участие в подобных действиях не означает отсутствие в них насильственной составляющей. В силу возраста и особенностей психики, дети и подростки не способны осознать недопустимость подобного поведения по отношению к ним, а также степень причиняемого вреда.
Эмоциональное (психическое) насилие
Это самый сложно доказуемый вид жестокого обращения с детьми, но в то же время самый часто применяющихся в семьях. Особенно это касается ячеек общества с пониженным культурным уровнем. Психическое насилие может принимать следующие формы:
- высказывание в адрес ребенка угроз (в том числе в виде шантажа — например, угроза причинения побоев в случае невыполнения требований родителей, непослушания, низкой успеваемости и пр.);
- оскорбление, унижение достоинства (обзывательства, грубая критика и пр.);
- демонстрация пренебрежения как к самому ребенку, так и к его нуждам и интересам (в том числе ограничение без объективной мотивации общения ребенка со сверстниками, отказ в обеспечении условий для развития и пр.).
Несмотря на кажущуюся незначительность последствий эмоционального насилия по сравнению с физическим или сексуальным, результатом психологического воздействия нередко становится формирование у ребенка патологических и прочих негативных черт характера, смещение системы ценностей, возникновение сложностей в социализации.
Психологическое насилие над детьми
Опасность жестокого обращения с детьми, выраженного в применении психологического насилия, нередко вызывает сомнения. Однако последствия его могут принимать глобальный и порой необратимый характер:
- формирование у ребенка негативных жизненных установок;
- задержка умственного, психического или речевого развития;
- возникновение сложностей при адаптации в обществе и снижение коммуникативных навыков;
- снижение способности к обучению;
- утрата уважительного отношения к родителям;
- патологические изменения психики, трудно поддающиеся коррекции.
Все это практически неизменно приводит к полной или частичной асоциализации, признаки которой все сильнее проявляются по мере взросления ребенка. Впоследствии попытки самоутвердиться нередко приводят к плачевным результатам — криминализации, алкоголизму, наркомании и пр.
Кроме того, ребенок, выросший в атмосфере непрерывного давления и насилия (это относится к любому его виду), воспринимает такую модель поведения родителей как норму и впоследствии реализовывает ее в собственной семье.
Профилактика жестокого обращения с детьми в семье.
Задачи по профилактике жестокого обращения с детьми в семье:
- Создание системы работы по профилактике жестокого обращения с детьми;
- Выявление проблем взаимодействия учащихся в семье;
-Отслеживание состояния физического, психологического, социального здоровья учащихся;
- Осуществление регулярного контроля за реализацией планов профилактической работы педагогическим коллективом.
Формы работы с семьей:
1. Родительские собрания по актуальным проблемам, возрастным особенностям детей (например: “Агрессивное поведение подростков”, “Конфликты семейного воспитания”).
2. Анкетирование родителей.
3. Размещение информационных материалов на сайте “Как формировать произвольность”, стенде “Эмоции и чувства”, в папке “В помощь родителям”, в буклетах, памятках “Насилие в семье”.
4. Круглый стол с приглашением специалистов города
5. Пропаганда успешных родителей,
цель которой (презентации, вечера встреч) - психологическая коррекция конфликтных взаимоотношений родителей с детьми, неадекватных родительских установок и стереотипов воспитания ребенка;
6. Тренинг для родителей и детей “Навстречу друг другу” (на классных часах)
7. Индивидуальные и групповые консультации психолога, социального педагога.
Формы работы с педагогами:
1. Беседы психолога, социального педагога, с классными руководителями по вопросам:
- Как вести себя в случае раскрытия насилия;
- Как уменьшить изоляцию ребенка;
- Насилие в семье и его последствия.
2. Консультирование педагогов по итогам диагностики;
3. Лектории “Как общаться с подростком”, “Правовые основы семьи”, “Конфликт – структура и сущность”; “Домашнее насилие. Как не попасть в такие отношения”
4. Деловая игра “Опасные ситуации”.
Формы работы с детьми:
1. Классные часы, беседы: “Детки и предки” “Как вызвать симпатию к себе” и др.;
2. Тренинговые занятия “Позаботься о себе сам”, “Моя семья”, “Что делать, если...”, “Как выжить, если вы в опасности”
3. Консультирование (совместная работа психолога, социального педагога.)
4. Размещение информационных материалов на сайте, информационном стенде. Темы: “Любовь”, “Дружба”, “Толерантность”;
5. Анкетирование учащихся: “Жизненные ценности”, “Здоровый образ жизни”, “Психоэмоциональное состояние детей в семейной ситуации”;
6. Встречи со специалистами города: юрисконсульт, врач;
7. Коррекционно-развивающие занятия “Коррекция расстройств поведения и эмоций”;
8. Психологическая игра “Город эмоций”.
Работа классного руководителя по профилактике фактов жестокого обращения
1. Выявление учащихся группы риска:
2. Изучение личных дел учащихся;
3. Составление социальной карты ученика, класса;
4. Определение детей “группы риска”;
5. Изучение психолого-педагогической особенности детей;
6. Наблюдение в урочной и внеурочной деятельности через посещение уроков, кружковых занятий;
7. Педагогическая характеристика учащихся.
8. Проведение анкетирования учащихся класса с целью сбора информации о имеющихся случаях жестокого обращения с детьми в семьях.
9. Оказание консультационной помощи ребенку в семье
10. Индивидуально-консультативная помощь родителям;
11. Организация и проведение классных и тематических родительских собраний.
12. Обращение к специалистам сопровождения социально-психологической службы.
13.Взаимодействие с администрацией школы.
Действия в случае выявления жестокого обращения
Классный руководитель:
1. Сообщение специалистам службы и администрации ГОУ о выявленном случае жестокого обращения.
2. Предоставление всей информации, касающейся ребенка и его семьи, которая может помочь при планировании дальнейших действий.
3. Оказание моральной поддержки ребенку.
Социальный педагог:
1. Уведомление КДН, орган опеки и попечительства о выявленном факте.
2. Составление социально-педагогической характеристики семьи.
3. Составление индивидуального плана работы с ребенком и/или с семьей.
4. Отчет о проведенной работе по выявленному факту жестокого обращения.
Педагог-психолог:
1. Составление психологической характеристики на ребенка, подвергшегося жестокому обращению.
2. Рекомендации учителям-предметникам и классным руководителям по организации индивидуального подхода в работе с ребенком
3. Оказывает экстренную помощь (индивидуальное консультирование ребенка).
4. Длительное сопровождение (арт- терапия, песочная терапия, и др.).
.Рекомендации по выявлению жертв насилия, оказанию им помощи и профилактике жестокого обращения с детьми.
Поскольку сталкивающиеся с жестоким обращением дети редко обращаются за помощью, а факт насилия становится очевидным, когда пострадавшие попадают в больницы или совершают правонарушения, то поведение и состояние детей должно быть постоянным объектом внимания, а порой и сигналом тревоги для специалистов.
При сборе информации следует обращать внимания на ряд признаков, в том числе на внешний вид детей, особенности поведения самих ребят и их родителей.
Специалисты утверждают, что часто сталкивающиеся с жестокостью дети позже начинают ходить, говорить, реже смеются, отстают от сверстников в весе и росте, значительно хуже успевают в школе. Ребенка, страдающего от домашнего насилия, можно определить даже по внешнему виду. У него, как правило, припухлые, "заспанные" глаза, бледное лицо, всклокоченные волосы, дурные привычки (сосание пальцев, кусание ногтей, раскачивание и др.), неопрятная одежда и другие признаки запущенности, общей неухоженности. На теле могут быть синяки, переломы, ожоги и другие травмы, происхождение которых он не может объяснить. Из-за этого ребенок во время переодевания, например, для занятий физкультурой, прячется, в жаркую погоду отказывается снять лишнюю одежду и т.д.
Что касается поведения пострадавших детей, то они обычно подвержены неожиданной смене настроения. Такой ребенок способен также демонстрировать повышенную агрессивность: легко ввязываться в драки, может выбрать малыша слабее себя, чтобы издеваться над ним. Педагога должно насторожить, если в отношениях со взрослыми ребенок постоянно ищет одобрения или внимания, даже отрицательного.
Наконец, для находящихся в условиях подавления детей характерны такие проявления, как:
а) повышенная сексуальность, внешне выражающаяся в стремлении ласкать самого себя;
б) хвастливость, постоянное упоминание о том, какой он хороший, что он умеет делать, или же наоборот;
в) чрезмерная самокритичность, убежденность, что он ничего не умеет делать, вплоть до аутоагрессии, демонстративного причинения вреда самому себе и угроз суицида. Нередки также попытки побега из дома, бродяжничество.
Относительно поведения склонных к жестокости родителей или иных законных представителей можно утверждать, что на возможность семейного насилия указывают следующие признаки:
- противоречивые, путаные объяснения причин возникновения травмы у ребенка, обвинение в случившемся самого пострадавшего;
- отсутствие обеспокоенности за судьбу и здоровье ребенка, бездействие или позднее обращение за медицинской помощью, зачастую – лишь по инициативе посторонних лиц;
- неадекватная оценка тяжести травмы, стремление ее преувеличить или преуменьшить;
- эмоциональная холодность в обращении с ребенком, отсутствие ласковых слов и жестов;
- обеспокоенность собственными проблемами, рассказы о том, как их наказывали в детстве;
- негативная характеристика ребенка, возложение на него ответственности за собственные неудачи, отождествление с нелюбимым родственником;
- алкогольная или наркотическая зависимость, признаки психических расстройств или проявление патологических черт характера (агрессивность, возбуждение и т. п.).
При возникновении подозрений о возможности насилия над ребенком и первичном контакте с потерпевшим педагогу необходимо, не делая поспешных выводов, предпринять следующие действия. Во-первых, при отсутствии непосредственной угрозы жизни и безопасности ребенка незамедлительно и тщательно проверить достоверность предположений. Для этого используются беседы с самим ребенком, его братьями, сестрами и друзьями, соседями, родителями (опекунами, близкими родственниками), наблюдения за внешним видом и поведением несовершеннолетнего, знакомство с условиями проживания несовершеннолетнего дома и т.д. Полученные данные можно заносить в специальный дневник. Во-вторых, подключить к работе специалиста-психолога, будучи готовым к тому, что виновники насилия, родители или работники образовательного (лечебного, а также любого иного учреждения), не желая выносить "сор из избы", станут всячески отрицать произошедшее. Предпринятые социальным педагогом действия должны привести к подтверждению или опровержению факта насилия.
Если факт жестокого обращения подтвердился и ребенок идет на контакт, то главная цель в беседе с жертвой насилия – это поддержать ребенка, выслушать его и дать выговориться. Нельзя перебивать вопросами, мешать рассказывать о случившемся своими словами, чтобы не создать ощущение давления. Полностью предоставив себя в распоряжение ребенка, взрослый показывает потерпевшему, насколько правильно он поступил, обратившись за помощью. Для получения результата обязательным условием проводимой беседы является сохранение спокойствия, чтобы не напугать ребенка гневом или недоверием, особенно если насильник – близкий родственник или педагог.
Наиболее сложной является ситуация в случае сексуального насилия. Практика свидетельствует, что дети редко лгут, если речь идет о нарушении половой неприкосновенности, ибо зачастую им угрожает расплата за несоблюдение тайны. Поэтому следует не только защитить ребенка от насильника, но и убедить жертву в ее невиновности. Обеспечивая безопасность пострадавшему, ему надо объяснить, что он имеет право, например, переехать жить на некоторое время в приют, перевестись в другой класс для уменьшения времени общения с определенным педагогом и др.
Итак, условиями оказания эффективной помощи детям и подросткам, пострадавшим от насилия, являются:
- Безоговорочное и полное признание основных прав детей и подростков на жизнь, личную неприкосновенность, защиту, достойное существование.
- Доверие к детям и подросткам.
- При необходимости анонимность или конфиденциальность полученной информации.
- Формирование чувства безопасности у жертв насилия.
Основная работа по устранению причин и условий, способствующих насилию над несовершеннолетним, поручается работникам образовательного учреждения, действия которых должны быть направлены на сохранение семьи, предотвращение аддитивных поступков ребенка. В рамках утвержденного межведомственного плана могут предприниматься меры по оказанию социальной, материальной, педагогической, психологической, коррекционной, медицинской, правовой или иной помощи как ребенку, так и его семье. И только в том случае, если поведение родителей или иных лиц, осуществлявших насилие над ребенком, остается без изменений, невзирая на совместные усилия сотрудников органов внутренних дел, опеки и попечительства, врачей, педагогов, родственников и соседей, тогда применяются репрессивно-карательные меры в виде:
- привлечения виновных к административной или даже уголовной ответственности;
- лишения прав на ребенка;
- помещения ребенка в приют, опекунскую, приемную семью.
Что касается детей – жертв насилия, то в настоящее время в нашей республике, как и во многих странах мира, создаются реабилитационные центры для пострадавших от жестокого обращения, разрабатываются специальные программы по их реабилитации.
Однако тяжелее, чем жестокость родителей, дети переживают насилие, в том числе эмоциональное, со стороны педагогов (учителей, воспитателей) в школе. При выявлении подобных фактов и для предотвращения необратимых последствий социальный педагог должен проводить определенную работу со всеми субъектами процесса: с родителями, с учащимися – жертвами насилия и с педагогами, которые к этому причастны.
Так, родителям следует пояснить, что им следует с пониманием отнестись к сыну или дочери при обнаружении у них явного нежелания идти в школу, сопровождаемого страхом и даже ужасом перед учебным заведением. В противном случае у ребенка возникнет чувство беспомощности, незащищенности и отторжения. Очень важно не терять с детьми психологического контакта, не оставлять маленького человека один на один с “взрослыми” школьными проблемами. Ребенку следует постоянно давать понять, что есть место – семья, дом – где его любят, всегда примут и поймут. И что школа, в том числе работающие там люди, не идеальны и тоже могут совершать ошибки. Вместе с тем оставлять без последствий подобные действия педагогов (равно как и давление со стороны одноклассников) нельзя.
Однако прежде чем обращаться к представителям органов власти, родителям необходимо прояснить ситуацию в беседе с тем же самым социальным педагогом, классным руководителем, другими учителями, друзьями школьника и администрацией школы. Постоянный контакт законных представителей учеников с социальным педагогом как ответственным за защиту прав ребенка, со всем педагогическим коллективом, налаженное взаимопонимание, как правило, исключает любые формы давления на ребенка. И это социальный педагог должен обязательно довести до сведения родителей.
Однако бывает и так, что факт жестокости по отношению к ученику подтвержден, а усилия родителей и социального педагога пропадают даром, учитель упорствует в своем заблуждении и настаивает на собственном праве обращаться с ребенком так, как считает нужным вплоть до применения эмоционального давления (не говоря уже о рукоприкладстве). В этом случае законным представителям при поддержке социального педагога необходимо обращаться в администрацию учебного заведения, затем в органы (отделы, управления) образования.
Что же касается жертвы насилия и его окружения, то для пресечения жестокого обращения с детьми социальный педагог должен тесно сотрудничать с различными структурами, а также официальными и неофициальными лицами. В их число входят представители КДН, отделов внутренних дел, участковые инспекторы милиции, члены неправительственных организаций и др. Прежде всего социальному педагогу необходимо совместно с участковым обследовать жилищно-бытовые и материальные условия проживания семей, чтобы выявить те, в которых детям не обеспечены необходимые условия воспитания. Кроме того, достаточно действенной мерой по обеспечению безопасности несовершеннолетних в общественных местах является проведение специализированных рейдов "Семья", "Подросток" и др.
Заключение
Дети, которые подвергаются жестокому обращению и насилию, в какой бы форме оно ни происходило, «выпадают» из нормального процесса социализации и лишены необходимых для нормального роста и развития ощущения безопасности, безусловного принятия, поддержки и помощи со стороны родителей.
Они часто оказываются не способны защитить себя и проявляют в отношениях с окружающими либо повышенную уступчивость и неуверенность, либо агрессивность. Это приводит к трудностям в отношениях с собой и окружающими, к нарушениям адаптации.
Негативный опыт жестокости в детстве часто воспроизводится в последующих поколениях, поэтому так важно выявление неправильного обращения с ребенком на ранних этапах и оказание помощи этим детям и их семьям.
Один социальный педагог, вне зависимости от его квалификации в своей области, не может осуществить выполнение всего комплекса диагностических и реабилитационных мероприятий, необходимых для помощи детям, пострадавшим от насилия. Для осуществления этих мероприятий необходима междисциплинарная команда специалистов, придерживающаяся единого подхода в работе. Она может работать в организациях разного профиля и ведомственной принадлежности, но должна включать в себя представителей следующих специальностей: педиатра, психиатра, психологов, социальных работников, педагогов и юриста.
Первостепенными задачами такой команды специалистов являются обеспечение безопасности ребенка, поддержка или создание нормального для развития ребенка окружения, нормализация внутрисемейных отношений и предотвращение рецидивов жестокого обращения.
Жестокое обращение с детьми – это проблема
воспроизводства жестокости в обществе.
Она не привносится извне , она произрастает из нутрии
Давайте решим : пройдем мимо ,или сделаем все ,
что в наших силах, что соответствует нашей совести .
Описание методик исследования
Для того чтобы оказать квалифицированную психологическую помощь детям, пережившим некое психотравмирующее событие либо имеющим определенные трудности адаптации вследствие нарушений личностного развития и поведения, необходима разработка программы, включающей по крайней мере два блока: психодиагностический и психокоррекционный. Первый необходим для того, чтобы определить симптомокомплексы нарушений и наметить «цели» для психологического вмешательства, второй - для изменения негативных переживаний и состояний, а также неадаптивных моделей поведения.
Для диагностики дезадаптации ребенка можно использовать «Карту наблюдений» Д. Стотта. В ее основу положена фиксация различных форм поведения ребенка по результатам длительного наблюдения. Специальный план записи или фиксации результатов наблюдений составляют до начала сбора информации.
Карта наблюдений включает фрагменты фиксированных форм поведения, за наличием или отсутствием которых у ребенка должен следить наблюдатель, заполняющий карту. Эти фрагменты сгруппированы в 16 синдромов.
В регистрационном бланке наблюдатель зачеркивает те цифры которые соответствуют формам поведения (фрагментам), наиболее характерным для данного ребенка. Центральная вертикальная черта отделяет более тяжелые нарушения (справа) от менее тяжелых (слева). Номера симптомов не всегда идут по порядку, их расположение зависит от значимости того или иного симптома в общем описании синдрома. При оценке симптома фрагмент, находящийся слева от вертикальной черты, оценивается одним баллом, справа - двумя. Подсчитывают сумму баллов по каждому синдрому и общий коэффициент дезадаптированности по сумме баллов всех синдромов. Большее число зачеркнутых фрагментов поведения у ребенка (по сравнению с другими детьми) дает возможность сделать вывод о серьезных нарушениях в развитии его личности и поведения.
Безусловно, при оценке агрессивности ребенка особое внимание следует уделять синдромам, описывающим враждебность по отношению ко взрослым, к детям и недостаток социальной нормативности.
Карту наблюдений может заполнять как психолог, так и педагог. Однако в последнем случае не всегда удается получить объективную картину поведения ребенка из-за нередкого субъективизма в представлении педагога о данном ребенке или из-за предвзятого отношения к нему. Когда полученная информация вызывает сомнение психолога или у него есть неуверенность правильности оценки тех или иных нарушений поведения ребенка, психологу следует провести самостоятельное наблюдение, особенно за группой дезадаптированных детей.
Эту методику лучше всего использовать при работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. Использование других методов существенно затруднено по ряду причин, связанных с уровнем психического развития детей этих возрастов. Нужно стремиться наблюдать за ребенком в различных ситуациях, однако наблюдение за игровой деятельностью является наиболее информативным .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Профилактика насилия и жестокого обращения с детьми"
Презентация к занятию в рамках информационно-просветительской кампании по предупреждению насилия и жестокого обращения с детьми....
Программа профилактики насилия и жестокого обращения с детьми.
Программа профилактики насилия и жестокого обращения с детьми....
Профилактика насилия и жестокого обращения с детьми
Дети, являясь самой незащищенной, уязвимой социальной группой, часто оказываются в зонах стихийных и природных катастроф, военных действий, становятся жертвами физического, сексуального, эмоциональног...
Доклад на тему: «Раннее выявление семей, склонных к насилию и жестокому обращению с детьми».
Доклад на тему: «Раннее выявление семей, склонных к насилию и жестокому обращению с детьми»....
Навигатор методических ресурсов по профилактике насилия и жестокого обращения с обучающимися в образовательной среде
Представленные пособия, методические рекомендации носят практический характер. Содержание материалов раскрывает феномен насилия в образовательной среде (классификацию, виды и формы насилия, характерис...
«Профилактика насилия и жестокого обращения с детьми»
Сегодня на обсуждение вынесен очень важный вопрос, где в центре внимания – ребенок. Обеспечение прав и свобод несовершеннолетних и, в первую очередь, защита детей от преступных посягательств явл...
НАСИЛИЕ И ЖЕСТОКОЕ ОБРАЩЕНИЕ С ДЕТЬМИ: методы психологической диагностики сексуального насилия несовершеннолетних
НАСИЛИЕ И ЖЕСТОКОЕ ОБРАЩЕНИЕ С ДЕТЬМИ: методы психологической диагностики сексуального насилия несовершеннолетних...