Домашнее насилие, профилактика жестокого обращения с детьми в семье
методическая разработка (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) на тему
Материалы для родительского собрания в школе на тему домашнего насилия и правовых последствиях жестокого обращения с детьми
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lektsiya_o_domashnem_nasilii.docx | 26.6 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ ЛЕКЦИИ
Ведущие: социальный педагог, классный руководитель.
Категория участников: родители
Цель: повышение правовой компетентности родителей (замещающих родителей) в отношении соблюдения прав своих детей.
Время: 30 мин
Ход родительского собрания:
Уважаемые, родители!
Домашнее насилие - это повторяющийся с увеличением частоты цикл физического, словесного, духовного и экономического оскорбления с целью контроля, запугивания, внушение чувства страха со стороны одного лица по отношению к другому, с которым лицо имеет или имело значимые отношения.
Внутри семейного насилия как обобщенной категории существует более специфические категории, определяемые природой отношений между обидчиком и жертвой, а также условиями их жизни:
· жестокое обращение с детьми;
· насилие, направленное против супруги(а), партнерши(а);
· насилие в отношении пожилых людей.
Основное отличие домашнего насилия от других видов насилия заключается в том, что оно происходит между людьми, состоящими в близких или родственных отношениях, которые рассматриваются как безопасные и даже считаются защитой и поддержкой.
Физическое насилие - это реальное или потенциальное применение физического вреда, под которым понимается нарушение анатомо-физической целостности человека. По характеру оно может выражаться в нанесении ударов, побоев, ранений и в ином воздействии на человека посредством применения физической силы, холодного или огнестрельного оружия либо иных предметов.
Сексуальное насилие - насильственное использование партнера или ребенка для получения сексуального удовольствия.
Психическое насилие - угроза применения насилия: устрашение, запугивание жертвы, причинение душевной или психологической травмы, ограничение свободы волеизъявления, изоляция от членов семьи, от друзей, унижение достоинства, пренебрежение.
Экономическое насилие - единоличный контроль за расходованием денег, принуждение к работе или запрещение работать.
Физическое, сексуальное насилие чаще совершают мужчины, однако психологическое насилие, пренебрежение и жестокое обращение в семье чаще принадлежит женщине или поддерживается ею.
Как правило, насилие в семье имеет следующие особенности:
· Если уже имело место физическое насилие, то обычно с каждым последующим разом возрастает частота его повторения и степень жестокости.
· Насилие и оскорбительное поведение чередуются с обещаниями измениться и извинениями, приносимыми обидчиком.
· При попытке порвать отношения наблюдается эскалация опасности для жертвы.
· Насилие в семье происходит в любых слоях и категориях населения, невзирая на классовые, расовые, культурные, религиозные, социально-экономические аспекты.
Домашнее насилие является сегодня одной из важнейших причин, которые способствуют социальному и психологическому нездоровью семьи, лишают ее стабильности и безопасности.
Существование в обществе проблемы домашнего насилия имеет серьезные последствия. Семьи, в которых отношения строятся на насилии, входят в группу риска, так как выросшие в такой атмосфере дети становятся жертвами насилия либо сами подвергают насилию своих близких. Если проанализировать историю жизни мужчины - насильника, то зачастую выясняется, что он принес в семью модель поведения своих родителей. Женщины нередко рассказывают, что мальчики проявляют агрессивность по отношению к своим младшим сестрам, копируя отношение отца к матери.
Рассматривая семью как один из основных источников сохранения культурных и духовных ценностей, необходимо осознавать, что традиции насилия могут передаваться следующим поколениям как часть негативного опыта. Рост насилия в обществе и его криминализация напрямую связаны с взаимоотношениями в семье.
Выделение насилия в семье в самостоятельную и значимую проблему - только первый шаг, направленный на ее разрешение. Но на этом пути возникает ряд препятствий: недостаток информации о степени распространения и причинах применения силы в семье, слабость законодательной базы. Для разрешения этой сложной ситуации необходимы совместные усилия государственных и общественных организаций, работников органов внутренних дел, социальных педагогов, социальных работников.
Насилие над детьми - сложная проблема, которая часто укореняется в предыдущих поколениях. Она охватывает проблемы самоуважения, близости, отчуждения, реальности в ожиданиях, в успехе, напряженности и другие проблемы.
Бесспорно, дети самая незащищенная, уязвимая социальная группа. По данным ООН от произвола родителей ежегодно страдают около 2 млн. детей до 14 лет. Каждый десятый из них умирает, а 2 000 кончают жизнь самоубийством.1
Под статьи Уголовного кодекса попадают действия с очевидным и ощутимым ущербом для здоровья - убийства, телесные повреждения, истязания. До сих пор не разработан федеральный закон о предотвращении насилия в семье. Официальные данные о детях, переживших насилие в семье, нигде не приводятся.
Есть несколько факторов, которые способствуют жестокому обращению с детьми и отсутствию родительской заботы о ребенке.
1. В семье, где принято жестокое отношение к детям, часто есть ребенок - мишень, на которого сыплются все шишки. Его считают особенным, отличающимся от других, либо слишком активным, либо чересчур пассивным и так далее, и он становится объектом агрессии членов семьи. Ребенок может напоминать о ненавистном родственнике, являться любимчиком одного из родителей, может иметь недостаток, который раздражает его мучителя, иметь физические и умственные недостатки.
2. Критическая ситуация или истечение обстоятельств часто вызывают вспышки жестокого поведения. К ним можно отнести: потерю работы, разлуку с любимым человеком, смерть, нежелательную беременность или другое событие принципиально важное для взрослого.
3. Очень часто причиной жестокого отношения к ребенку является недостаток элементарных знаний о детском развитии. Ожидание, что двухмесячный ребенок отреагирует на наказание, а в шесть месяцев сможет следить за своим мочевым пузырем или стулом, наивно, так как ребенок не может контролировать эти процессы ни физиологически, ни психически. Не зная этого, родители могут наказать ребенка.
4. Модель домашнего насилия, как правило, передается от одного поколения другому. Строгие наказания обычно не считают насилием по отношению к детям, а рассматриваются в качестве семейной традиции.
Таким образом, дети, подвергающиеся жестокому обращению со стороны своих родителей, имеют особые черты: физические недостатки, инвалидность или задержки в развитии, тяжелый характер, поведенческие трудности. Дети-инвалиды и отстающие в развитии дети, так же, как и дети с трудным поведением, составляют группу высокого риска подвергнуться жестокому обращению. Все это создает дополнительное напряжение в семье, укрепляет чувство собственной несостоятельности как родителя и вызывает реакцию со стороны родителей, выражающуюся в насилии над ребенком и пренебрежении по отношению к нему.
Причины, провоцирующие насилие над детьми в семье, пытаются объяснить многие существующие в настоящее время теории.
Социологический подход ссылается на влияние социокультурных факторов (стереотип семейных отношений, усвоенный в детстве), на жилищные и материальные условия, порождающие хронический психологический стресс и посттравматическое расстройство.
С психиатрической, медицинской точки зрения жестокое обращение и пренебрежение ребенком - следствие патологических изменений в психике родителей, деградации, алкоголизации.
Социально-психологический подход объясняет проявление насилия личным жизненным опытом родителей, их «травмированным» детством.
Психологическая теория основывается на том, что ребенок сам «участвует» в создании предпосылок для жестокого обращения, что автоматически выливается в концепцию плохого обращения как конечного результата деструктивных детско-родительских отношений.
Следовательно, насилие можно трактовать как многомерный фактор, порождаемый взаимодействием сразу нескольких элементов: личностными особенностями родителя и ребенка, внутрисемейными процессами, стрессами, вызываемыми социально-экономическими условиями, обстоятельствами общественного характера.
Накоплен достаточный материал для того, чтобы сделать некоторые общие выводы относительно родителей, плохо обращающихся с детьми.
Взрослые - жертвы насилия, пережитого в детстве, стремятся к одиночеству, они часто подозрительны, испытывают трудности в общении с другими. Многие из них имеют низкую самооценку, считают себя недостойными, неадекватными, нелюбимыми. Редко испытывавшие глубокие привязанности в детстве, они часто ищут любовь и понимание у тех, кто не может оправдать их ожиданий, вступая в супружеские или партнерские отношения с людьми, имеющими сходный опыт семейного насилия. Становясь родителями, они требуют от своих детей как отражение своей собственной компетентности и самоценности. Все это служит причиной для возникновения у них нереалистичных ожиданий в отношении поведения, успехов и развития своих собственных детей.
Предполагается, что 90% родителей, жестоко обращающихся с детьми, имеют шансы на излечение. Оставшиеся 10% родителей, имеющих серьезные эмоциональные расстройства, рассматриваются как группа, недоступная для лечения с точки зрения общих терапевтических подходов
Особенности поведения родителей или опекунов, если они избивают детей:
- противоречивые, путаные объяснения причин травм у детей;
- обвинение в травмах самого ребенка;
- позднее обращение или необращение за медицинской помощью;
- отсутствие эмоциональной поддержки и ласки в обращении с ребенком;
- неспровоцированная агрессия по отношению к педагогу, персоналу;
- больше рассказывают о своих проблемах, чем о повреждениях у ребенка.
Что можно сделать, чтобы помочь ребенку?
- Внимательно расспросите ребенка, уделите ему внимание.
- Поговорите с родителями.
- Обратитесь в травмпункт, другие медицинские учреждения, чтобы зафиксировать травмы в медицинской документации ребенка.
- Обратитесь в органы опеки и попечительства.
- Обратитесь в полицию или прокуратуру.
- Обратитесь в любой ближайший центр психологической помощи.
Об уголовной ответственности родителей за жестокое обращение с детьми
Действующее российское законодательство предусматривает различные виды ответственности родителей за неисполнение своих обязанностей по воспитанию детей: уголовную (ст. 156 Уголовного Кодекса РФ), гражданско-правовую (ч. 2 ст. 91 Жилищного Кодекса РФ), административно-правовую (ст. 5.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях), семейно-правовую (ст. 69, 73 Семейного Кодекса РФ).
Исходя из сложившейся практики применения ст. 156 Уголовного Кодекса РФ жестоким обращением с несовершеннолетним следует признавать:
а) само по себе невыполнение или ненадлежащее выполнение обязанностей по воспитанию ребенка, совершенное как путем действия, так и путем бездействия, которое по своему характеру и причиняемым последствиям носит жестокий характер: лишение питания, обуви и одежды, грубое нарушение режима дня, обусловленного психофизиологическими потребностями ребенка определенного возраста, лишение сна и отдыха, невыполнение элементарных гигиенических норм (влекущее за собой, например, педикулез, чесотку и пр.), невыполнение рекомендаций и предписаний врача по профилактике заболеваний и лечению ребенка, отказ или уклонение от оказания ребенку необходимой медицинской помощи и др.;
б) активные действия, грубо попирающие основные обязанности субъекта воспитательной деятельности, состоящие в применении к ребенку недопустимых (в правовом и нравственном смысле) методов воспитания и обращения и включающие все виды психического, физического и сексуального насилия над детьми.
Преступление, предусмотренное ст. 156 УК РФ выражается в действии или бездействии, т.е. в ненадлежащем исполнении или неисполнении обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего, возложенных на лицо законом, подзаконными, в том числе ведомственными, нормативными правовыми актами, а в организациях – и правилами внутреннего распорядка, соединенном с жестоким обращением. Ответственность за бездействие возможна при условии, если виновный должен был и мог выполнить возложенные на него обязанности.
Для оконченного состава преступления наступления каких-либо последствий не требуется.
Если имел место один случай причинения вреда здоровью, оскорбления и т.д., то может наступить уголовная ответственность только за иное, конкретно совершенное преступление – например, систематические побои либо длительное лишение питья, пищи и сна, сечение, удушение, вырывание волос, связывание конечностей и т.д. – п. "г" ч. 2 ст. 117 УК РФ; оставление в опасности: умышленное оставление тяжело больного или находящегося в опасном состоянии ребенка без помощи, отказ от оказания ему медицинской помощи – ст. 125 УК РФ; причинение вреда здоровью – ст. ст. 111, 112, 115 УК РФ; сексуальные посягательства – ст. ст. 131 – 135 и др. УК РФ), необходима квалификация по совокупности преступлений.
В то же время не образует совокупности преступлений убийство, совершенное с особой жестокостью, например путем оставления ребенка без воды и пищи, поскольку в таких случаях жестокое обращение охватывается п. "д" ч. 2 ст. 105УК РФ.
Преступление характеризуется прямым умыслом. Виновный осознает, что нарушает обязанность по воспитанию несовершеннолетнего, что обращается с ним жестоко; он желает совершать такие действия и целенаправленно не выполняет свои обязанности по воспитанию несовершеннолетнего.
К уголовной ответственности могут быть привлечены: 1) родители, усыновители, приемные родители, опекуны и попечители; 2) лица, обязанные воспитывать несовершеннолетнего в процессе осуществления надзора за последними в силу профессиональных обязанностей.
Законодателем, за совершение преступления квалифицированного по ст. 156 УК РФ предусмотрено пять альтернативных видов наказания: штраф в размере до ста тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо обязательные работы на срок до четырехсот сорока часов, либо исправительные работы на срок до двух лет, либо принудительные работы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового, либо лишение свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового.
Ответственность за невыполнение родителями или лицами, их заменяющими, обязанностей по воспитанию и обучению детей, не сопряженное с жестоким обращением с ними, предусмотрена ст. 5.35 КоАП РФ, влечет наложение административного штрафа в размере от ста до пятисот рублей либо предупреждение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Профилактика жестокого обращения с детьми в семье.
Рекомендации для педагогов и специалистов образовательных учреждений по профилактике жестокого обращения с детьми в семье....
Памятка родителям Профилактика жестокого обращения с детьми в семье
Памятка родителям Профилактика жестокого обращения с детьми в семье...
Рекомендации для педагогов и специалистов образовательных учреждений по профилактике жестокого обращения с детьми в семье
Дети и подростки являются наиболее уязвимой, незащищенной часть нашего общества. Жестокое обращение с ними, пренебрежение их интересами не только наносит непоправимый вред их здоровью, и физическому, ...
Родительское собрание «Профилактика жестокого обращения с детьми в семье»
Родительское собрание«Профилактика жестокого обращения с детьми в семье» Цель: дать родителям задуматься над проблемами воспитания детей, посмотреть по – новому на и...
Рекомендации для педагогов и специалистов образовательных учреждений по профилактике жестокого обращения с детьми в семье.
Дети и подростки являются наиболее уязвимой, незащищенной часть нашего общества. Жестокое обращение с ними, пренебрежение их интересами не только наносит непоправимый вред их здоровью, и физическому, ...
Профилактика жестокого обращения с детьми в семье
02 марта социальным педагогом с опекунами (замещающими родителями) в форме диалога проведен родительский всеобуч по профилактике жестокого обращения с детьми в семье и профилактике суицидального повед...