Доклад на тему: «Раннее выявление семей, склонных к насилию и жестокому обращению с детьми».
методическая разработка
Доклад на тему: «Раннее выявление семей, склонных к насилию и жестокому обращению с детьми».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad.docx | 43.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление на РМО социальных педагогов 18.04.2019 Филиппова Екатерина Ивановна
Доклад на тему: «Раннее выявление семей, склонных к насилию и жестокому обращению с детьми».
Демонстрируется видеоролик «Нет насилию в семье».
Жестокость родителей в отношении детей – широко распространенное явление. Около 14% всех детей периодически подвергаются жестокому обращению в семье со стороны своих родителей. По статистике 2 миллиона детей ежегодно страдают от избиения собственными родителями. Причем, в 1/3 всех случаев подобного физического насилия дети получают увечья. Ежегодно по всему миру тысячи детей гибнут от рук своих родителей.
Распознавание признаков жестокого обращения с детьми и пренебрежения родительским долгом является обязанностью органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Особую роль в выявлении жестокого обращения на ранних этапах играют специалисты образовательных учреждений, которые имеют возможность наблюдать несовершеннолетнего в течение длительного времени.
Специалисты образовательного учреждения должны владеть информацией о формах насилия, знать их признаки, а также поведенческие и психологические индикаторы для своевременного выявления случаев жестокого обращения с детьми
Не всегда эти признаки очевидны, и лишь внимательное общение с ребенком, его родителями, знание социальной ситуации развития ребенка может выявить жестокое обращение с детьми.
Законодательная база
- Конституция РФ;
- Декларация прав ребенка;
- Конвенция о правах ребенка;
- Федеральные законы от 24.06.1999 № 120 - ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»; от 24.07.1998 №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», от 24.04.2008 №48-ФЗ «Об опеке и попечительстве»;
- Семейный кодекс Российской Федерации; Уголовный кодекс Российской Федерации», кодекс об административных правонарушениях.
- Регламент межведомственного взаимодействия субъектов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и иных органов и организаций Нефтеюганского района при выявлении, учете и организации индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении и иной трудной жизненной ситуации (с изменениями от 21.03.2019).
Понятие и формы жестокого обращения с детьми.
Жестокое обращение с ребенком – это все многообразие действий или бездействие со стороны окружающих лиц, которые наносят вред физическому и психическому здоровью несовершеннолетнего, его развитию и благополучию, а также ущемляют его права или свободу.
Особое внимание необходимо уделять выявлению признаков жестокого обращения в отношении:
- несовершеннолетних, проживающих в семьях, нуждающихся в государственной поддержке, находящихся на сопровождении в управлении социальной защиты населения (неполные, многодетные, приемные семьи; семьи с социальными проблемами, бытовой неустроенностью (малообеспеченность, наличие безработных членов, отсутствие или стесненные квартирные условия и т. д.), а также в семьях, находящихся в социально опасном положении (в которых нарушены внутрисемейные отношения родителей; антисоциальный способ жизнедеятельности семьи, где имеет место алкоголизм родителей, употребление наркотиков, проституция и т. д.)
- несовершеннолетних, поступивших с телесными повреждениями в Нефтеюганскую районную больницу, ФАПы или проживающих в семьях, состоящих на медико-социальном сопровождении;
- несовершеннолетних, родители которых состоят на учете в ОМВД России по Нефтеюганскому району;
- несовершеннолетних, посещающих образовательные организации, имеющих проблемы в обучении и поведении, пропускающих занятия по неуважительным причинам.
Формы жестокого обращения с детьми:
- Насилие в семье – это любые насильственные действия физического, психологического, сексуального характера, совершенные лицом или лицами, которые связаны с жертвой семейными отношениями.
- Эмоциональным (психологическим) насилием является однократное или хроническое психическое воздействие на ребенка или его отвержение со стороны родителей и других взрослых, вследствие чего у ребенка нарушаетсся эмоциональное развитие, поведение и способность к социализации.
Примерами этой формы насилия являются:
- угрозы в адрес ребенка, проявляющиеся в словесной форме без применения физической силы; оскорбление и унижение его достоинства;
- открытое неприятие и постоянная критика;
- лишение ребенка необходимой стимуляции, игнорирование его основных нужд в безопасном окружении, родительской любви; предъявление к ребенку чрезмерных требований, не соответствующих его возрасту или возможностям;
- однократное грубое психическое воздействие, вызвавшее у ребенка психическую травму;
- преднамеренная изоляция ребенка, лишение его социальных контактов;
- вовлечение ребенка или поощрение к антисоциальному или деструктивному поведению (алкоголизм, наркомания и др.).
- Сексуальное насилие – это вид жестокого обращения, который заключается в вовлечении несовершеннолетнего в действия сексуального характера с целью получения взрослыми сексуального удовлетворения или материальной выгоды (вовлечение ребенка в проституцию, порнобизнес).
- Физическое насилие – это вид жестокого обращения, когда несовершеннолетнему причиняют боль, применяют телесное наказание, наносят побои, причиняют травмы и повреждения, лишают жизни или не предотвращают возможность причинения страданий, наносят ущерб его здоровью или физическому развитию. Физическое насилие включает также вовлечение ребенка в употребление наркотиков, алкоголя, дачу ему отравляющих веществ или «медицинских препаратов, вызывающих одурманивание» (например, снотворных, не прописанных врачом). Необходимо сознавать, что физическое насилие – это действительно физическое нападение (истязание), оно почти всегда сопровождается словесными оскорблениями и психической травмой.
Физическое насилие в отношении детей чаще происходит в семьях, где:
- убеждены, что физическое наказание является методом воспитания детей;
- родители (или один из них) являются алкоголиками, наркоманами, токсикоманами;
- родители (или один из них) имеют психические заболевания;
- нарушен эмоционально-психологический климат (частые ссоры, скандалы, отсутствие уважения друг к другу);
- родители находятся в состоянии стресса в связи со смертью близких, болезнью, потерей работы, экономическим кризисом и др.;
- родители предъявляют чрезмерные требования к детям, не соответствующие их возрасту и уровню развития;
- дети имеют особенности: соматические или психические заболевания, гиперактивны, неусидчивы, родились недоношенными и др.
- Отсутствие заботы о детях (пренебрежение основными потребностями ребенка) характеризуется проявлением невнимания к основным нуждам ребенка в пище, одежде, медицинском обслуживании, присмотре.
Признаки отсутствия заботы о ребенке:
- задержка в росте, не набирает подходящего веса или теряет вес;
- ребенок брошен, находится без присмотра, не имеет подходящей одежды, жилища;
- не соблюдается календарь профилактических прививок, нуждается в экстренных услугах зубного врача, плохая гигиена кожи, запущенное состояние детей (педикулез, дистрофия);
- не ходит в школу, прогуливает занятия или приходит на них слишком рано и уходит из школы слишком поздно;
- устает, апатичен, имеет отклонения в поведении.
Особенности поведения ребенка, подвергшегося жестокому обращению или насилию:
Сотрудники образовательных организаций должны обращать внимание на следующие особенности в поведении ребенка, которые могут свидетельствовать о жестоком обращении или насилии по отношению к нему:
- не соответствие возрасту психическое и физическое развитие ребенка;
- не ухоженность, не опрятность; апатичность или, наоборот, агрессивность ребенка;
- изменчивое поведение: переход от спокойного состояния к внезапному возбуждению (такое поведение часто является причиной нарушения контактов с другими детьми);
- проблемы с обучением в связи с плохой концентрацией внимания;
- отказ ребенка раздеться (возможно ребенок скрывает синяки и раны на теле);
- повторяющиеся жалобы на недомогание (головную боль, боли в животе и др.);
- враждебное отношение к отцу и (или) матери;
- сильная реакция испуга или отвращения в связи с физической близостью определенного взрослого;
- судорожное реагирование на поднятую руку, вздрагивание при неожиданном приближении взрослого, резких движениях (ребенок сжимается, как бы боясь удара);
- чрезмерное стремление к одобрению, ласке любого взрослого, гипертрофированная забота обо всем и обо всех;
- демонстрация «взрослого» поведения, интерес к вопросам секса;
- обвинение ребенком родителей или опекуна в нанесении повреждений;
- повышенная драчливость ребенка, агрессивность в играх и по отношению к другим детям (при играх в куклы дети младшего возраста озвучивают и воспроизводят действия родителей в игре);
- сокрытие в школе дневника, обманы, ложь, острые эмоциональные реакции при получении замечаний или плохих оценок, боязнь идти домой;
- предпочтительное время препровождение ребенка в семьях знакомых, одноклассников, соседей.
Особенности поведения взрослых, которые, предположительно, могут проявлять жесткость по отношению к ребенку:
- проявляют настороженность или безразличие в беседе о ребенке;
- реагируют холодно либо очень бурно и эмоционально на жалобы по поводу поведения сына (дочери) в школе;
- часто меняют детского участкового врача, переводят ребенка из одного образовательного учреждения в другое;
- запрещают осмотр ребенка в образовательной организации;
- допускают необъяснимую отсрочку в обращении за медицинской помощью для ребенка;
- противоречат сами себе в беседе о ребенке, семье, увлечениях несовершеннолетнего, совместном время препровождении;
- не могут объяснить состояние ребенка, или объяснения не совместимы с имеющимися проблемами, физическими травмами;
- обвиняют в полученных повреждениях самого ребенка;
- не знают друзей ребенка
Особого внимания требуют семьи, в которых существует «установка на агрессию». Наказание ребенка, в том числе физическое, в данном случае является выражением привычного способа поведения.
Явные признаки жестокого обращения с детьми:
- следы побоев, истязаний, другого физического воздействия;
- следы сексуального насилия;
- запущенное состояние детей (педикулез, дистрофия и т.д.);
- отсутствие нормальных условий существования ребенка: антисанитарное состояние жилья, несоблюдение элементарных правил гигиены, отсутствие в доме спальных мест, постельных принадлежностей, одежды, пищи и иных предметов, соответствующих возрастным потребностям детей и необходимых для ухода за ними;
- систематическое пьянство родителей, драки в присутствии ребенка, лишение его сна, ребенка выгоняют из дома;
- асоциальное поведение ребенка;
- ребенок пропускает занятия или не посещает школу;
- ребенок побирается;
- ребенок грязно или не по сезону одет;
- наличие какой- либо информации о фактах жестокого обращения с детьми;
- наличие информации о фактах вовлечения несовершеннолетних в употребление спиртных напитков и наркотических веществ;
- наличие информации о фактах вовлечения несовершеннолетних в преступную деятельность.
Таким образом, специалисты должны уметь распознавать признаки жестокого обращения и проводить оценку риска причинения вреда.
Целесообразно подразделять три уровня жестокого обращения:
минимальный – опасность трагических последствий незначительна. Факты плохого обращения с ребенком носят единичный характер, но вероятность повторения подобных фактов очевидна.
средний – серьезные последствия для здоровья, жизни, нормального развития не наступают немедленно, вследствие такого обращения с детьми, но могут проявиться в будущем.
критический – оставление ребенка в семье без неотложной помощи может привести к серьезным нарушениям физического или психического здоровья, смерти ребенка.
Раннее выявление случаев жестокого обращения в отношении несовершеннолетних и оказание детям комплексной помощи минимизирует вред их здоровью и развитию, способствует профилактике социального сиротства, суицидов среди несовершеннолетних. Очень важно как можно раньше выявить риск жестокого обращения с ребёнком. В данной работе первоочередное значение имеет ежедневное наблюдение классных руководителей за обучающимися класса.
Поводом для вмешательства специалистов, изучения ситуации в семье может быть:
- информация от ребенка;
- информация от родителей (законных представителей), других членов семьи;
- информация от специалистов;
- информация от сверстников и друзей, соседей, иных граждан;
- информация от представителей общественных объединений;
- результаты медицинского осмотра;
- дополнительная информация, собранная в ходе психологической диагностики, наблюдений за ребенком.
Согласно Регламенту межведомственного взаимодействия субъектов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и иных органов и организаций Нефтеюганского района):
Действия сотрудника образовательной организации в случае получения оснований предполагать жестокое обращение с ребенком
- Наблюдать за поведением этого ребенка.
- Осуществить выход в семью ребенка с целью:
- изучить условия проживания несовершеннолетнего,
- установить контакты с семьей,
- побеседовать с родителями (или законными представителями), близкими родственниками,
- высказать свою озабоченность поведением ребенка в образовательной организации.
- Организовать осмотр ребенка медицинским работником (при втором и третьем уровнях жестокого обращения), зафиксировать (запротоколировать) следы побоев и других форм физического насилия.
- Принять меры к оказанию медицинской помощи ребенку (при необходимости), обеспечить его безопасность в соответствии с законодательством (передача ребенка другому родителю, временное помещение ребенка в больницу и др.).
- Сделать вывод:
- предположение не подтверждается,
- предположение подтверждается и решение проблемы не терпит отлагательства и требует подключения специалистов.
Действия сотрудников образовательной организации в случае
подтверждения жестокого обращения с ребенком:
Сотрудник образовательной организации должен немедленно сообщить информацию руководителю образовательной организации о выявленном случае жестокого обращения с ребенком.
Руководитель образовательной организации незамедлительно информирует по телефону о выявленном случае жестокого обращения с ребенком органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в соответствии с их компетенцией:
1. ОМВД России по Нефтеюганскому району (тел.: 256902)
2. отдел по опеке и попечительству администрации района (тел.: 254541);
3.муниципальную комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав Нефтеюганского района (тел.: 250277).
Алгоритм работы социального педагога ОУ
по выявлению случаев жестокого обращения с детьми
- Подробное изучение социально-педагогических характеристик классов и индивидуальных характеристик учащихся из данных классных руководителей при составлении социального паспорта ОУ, а также из собеседований с классными руководителями.
- Составление списка учащихся, попадающих в «группу риска», и семей, с которыми необходима постоянная социально-педагогическая и психологическая работа.
- Использование различных форм работы с родителями в целях их информирования и просвещения (родительские собрания, консультирование, анкетирование и т. д.) на тему «жестокое обращение и насилие» с использованием законодательной базы об ответственности лиц, допускающих жестокое обращение.
- Ознакомление участников образовательного процесса с признаками факторов риска для раннего выявления фактов жестокого обращения с детьми, «внешние признаки реагирования», поведенческие признаки ребенка и родителей.
- При работе с семьями обращать внимание на «сигналы», характеризующие проявление какой-либо формы насилия в воспитании детей.
- Организовать социально-педагогическое и психологическое сопровождение пострадавшего и оказание необходимой помощи (коррекция детско-родительских отношений, индивидуальная работа с каждым членом семьи, коррекция особенностей поведения и общения с участниками образовательного процесса, предотвращение агрессивного поведения и межличностных конфликтов и т. д.).
- В системе воспитательной работы ОУ со всеми участниками образовательного процесса вести просветительскую работу по предотвращению случаев жестокого обращения с детьми.
- Социальный педагог ОУ должен знать механизм взаимодействия по оперативному обмену информацией о случаях жестокого обращения с детьми и оказанию им помощи.
Своевременное выявление случаев жестокого обращения с детьми и оказание оперативной помощи детям и подросткам, пострадавшим от жестокого обращения позволит сохранить их жизнь и здоровье, обеспечить их защиту.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Профилактика насилия и жестокого обращения с детьми"
Презентация к занятию в рамках информационно-просветительской кампании по предупреждению насилия и жестокого обращения с детьми....
Домашнее насилие, профилактика жестокого обращения с детьми в семье
Материалы для родительского собрания в школе на тему домашнего насилия и правовых последствиях жестокого обращения с детьми...
Программа профилактики насилия и жестокого обращения с детьми.
Программа профилактики насилия и жестокого обращения с детьми....
Профилактика насилия и жестокого обращения с детьми
Дети, являясь самой незащищенной, уязвимой социальной группой, часто оказываются в зонах стихийных и природных катастроф, военных действий, становятся жертвами физического, сексуального, эмоциональног...
«Профилактика насилия и жестокого обращения с детьми»
Сегодня на обсуждение вынесен очень важный вопрос, где в центре внимания – ребенок. Обеспечение прав и свобод несовершеннолетних и, в первую очередь, защита детей от преступных посягательств явл...
«Профилактика насилия и жестокого обращения с детьми»
Сегодня на обсуждение вынесен очень важный вопрос, где в центре внимания – ребенок. Обеспечение прав и свобод несовершеннолетних и, в первую очередь, защита детей от преступных посягательств явл...
НАСИЛИЕ И ЖЕСТОКОЕ ОБРАЩЕНИЕ С ДЕТЬМИ: методы психологической диагностики сексуального насилия несовершеннолетних
НАСИЛИЕ И ЖЕСТОКОЕ ОБРАЩЕНИЕ С ДЕТЬМИ: методы психологической диагностики сексуального насилия несовершеннолетних...