Доклад на тему: «Раннее выявление семей, склонных к насилию и жестокому обращению с детьми».
методическая разработка

Филиппова Екатерина Ивановна

Доклад на тему: «Раннее выявление семей, склонных к насилию и жестокому обращению с детьми».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx43.16 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на РМО социальных педагогов 18.04.2019 Филиппова Екатерина Ивановна

Доклад на тему: «Раннее выявление семей, склонных к насилию и жестокому обращению с детьми».

Демонстрируется видеоролик «Нет насилию в семье».

Жестокость родителей в отношении  детей – широко распространенное явление. Около 14% всех детей периодически подвергаются жестокому обращению в семье со стороны своих родителей. По статистике 2 миллиона детей ежегодно страдают от избиения собственными родителями. Причем, в 1/3 всех случаев подобного физического насилия дети получают увечья. Ежегодно по всему миру тысячи детей гибнут от рук своих родителей.

Распознавание признаков жестокого обращения с детьми и пренебрежения родительским долгом является обязанностью органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Особую роль в выявлении жестокого обращения на ранних этапах играют специалисты образовательных учреждений, которые имеют возможность наблюдать несовершеннолетнего в течение длительного времени.

Специалисты образовательного учреждения должны владеть информацией о формах насилия, знать их признаки, а также поведенческие и психологические индикаторы для своевременного выявления случаев жестокого обращения с детьми

Не всегда эти признаки очевидны, и лишь внимательное общение с ребенком, его родителями, знание социальной ситуации развития ребенка может выявить жестокое обращение с детьми.

Законодательная база

  • Конституция РФ;
  • Декларация прав ребенка;
  • Конвенция о правах ребенка;
  • Федеральные законы от 24.06.1999 № 120 - ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»; от 24.07.1998 №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», от 24.04.2008 №48-ФЗ «Об опеке и попечительстве»;
  • Семейный  кодекс Российской  Федерации; Уголовный кодекс Российской Федерации», кодекс об административных правонарушениях.
  • Регламент межведомственного взаимодействия субъектов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних  и иных органов и организаций Нефтеюганского района  при выявлении, учете и организации индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении и иной трудной жизненной ситуации (с изменениями от 21.03.2019).

Понятие и формы жестокого обращения с детьми.

Жестокое обращение с ребенком – это все многообразие действий или бездействие со стороны окружающих лиц, которые наносят вред физическому и психическому здоровью несовершеннолетнего, его развитию и благополучию, а также ущемляют его права или свободу.

Особое внимание необходимо уделять выявлению признаков жестокого обращения в отношении:

  • несовершеннолетних, проживающих в семьях, нуждающихся в государственной поддержке, находящихся на сопровождении в управлении социальной защиты населения (неполные, многодетные, приемные семьи; семьи с социальными проблемами, бытовой неустроенностью (малообеспеченность, наличие безработных членов, отсутствие или стесненные квартирные условия и т. д.), а также в семьях, находящихся в социально опасном положении (в которых нарушены внутрисемейные отношения родителей; антисоциальный способ жизнедеятельности семьи, где имеет место алкоголизм родителей, употребление наркотиков, проституция и т. д.)
  • несовершеннолетних, поступивших с телесными повреждениями в Нефтеюганскую районную больницу, ФАПы или проживающих в семьях, состоящих на медико-социальном сопровождении;
  • несовершеннолетних, родители которых состоят на учете в ОМВД России по Нефтеюганскому району;
  • несовершеннолетних, посещающих образовательные организации, имеющих проблемы в обучении и поведении, пропускающих занятия по неуважительным причинам.

Формы жестокого обращения с детьми:

  1. Насилие в семье – это любые насильственные действия физического, психологического, сексуального характера, совершенные лицом или лицами, которые связаны с жертвой семейными отношениями.
  1. Эмоциональным (психологическим) насилием является однократное или хроническое  психическое  воздействие на ребенка или его отвержение со стороны  родителей  и  других  взрослых,  вследствие  чего  у  ребенка нарушаетсся эмоциональное   развитие,   поведение   и  способность  к социализации.

Примерами этой формы насилия являются:

  1. угрозы в  адрес  ребенка,  проявляющиеся в словесной форме без применения  физической  силы;  оскорбление и унижение его достоинства;
  2. открытое неприятие и постоянная критика;
  3. лишение ребенка  необходимой  стимуляции,  игнорирование  его основных нужд в безопасном окружении, родительской любви; предъявление к  ребенку  чрезмерных требований, не соответствующих его возрасту или возможностям;
  4. однократное грубое психическое воздействие, вызвавшее у ребенка психическую травму;
  5. преднамеренная изоляция   ребенка,   лишение  его  социальных контактов;
  6. вовлечение ребенка   или   поощрение  к  антисоциальному  или деструктивному поведению (алкоголизм, наркомания и др.).

  1. Сексуальное насилие – это вид жестокого обращения, который заключается в вовлечении несовершеннолетнего в действия сексуального характера с целью получения взрослыми сексуального удовлетворения или материальной выгоды (вовлечение ребенка в проституцию, порнобизнес).
  2. Физическое насилие – это вид жестокого обращения, когда несовершеннолетнему причиняют боль, применяют телесное наказание, наносят побои, причиняют травмы и повреждения, лишают жизни или не предотвращают возможность причинения страданий, наносят ущерб его здоровью или физическому развитию. Физическое насилие включает также вовлечение ребенка в употребление наркотиков, алкоголя, дачу ему отравляющих веществ или «медицинских препаратов, вызывающих одурманивание» (например, снотворных, не прописанных врачом). Необходимо сознавать, что физическое насилие – это действительно физическое нападение (истязание), оно почти всегда сопровождается словесными оскорблениями и психической травмой.

Физическое насилие в отношении детей чаще происходит в семьях, где:

  • убеждены, что физическое наказание является методом  воспитания детей;
  • родители (или один из них) являются алкоголиками, наркоманами, токсикоманами;
  • родители (или один из них) имеют психические заболевания;
  • нарушен эмоционально-психологический климат (частые ссоры, скандалы, отсутствие   уважения друг к другу);
  • родители находятся в состоянии стресса в связи со смертью близких, болезнью, потерей работы, экономическим кризисом и др.;
  • родители предъявляют чрезмерные требования к детям, не соответствующие их возрасту и уровню развития;
  • дети имеют особенности: соматические или психические заболевания, гиперактивны, неусидчивы,    родились недоношенными и др.

  1. Отсутствие заботы о детях (пренебрежение основными потребностями ребенка) характеризуется проявлением невнимания к основным нуждам ребенка в пище, одежде, медицинском обслуживании, присмотре.

Признаки отсутствия заботы о ребенке:

  • задержка в росте, не набирает подходящего веса или теряет вес;
  • ребенок брошен, находится без присмотра, не имеет подходящей одежды, жилища;
  • не соблюдается календарь профилактических прививок, нуждается в экстренных услугах зубного врача, плохая гигиена кожи, запущенное состояние детей (педикулез, дистрофия);
  • не ходит в школу, прогуливает занятия или приходит на них слишком рано и уходит из школы слишком поздно;
  • устает, апатичен, имеет отклонения в поведении.

Особенности поведения ребенка, подвергшегося жестокому обращению или насилию:

Сотрудники образовательных организаций должны обращать внимание на следующие особенности в поведении ребенка, которые могут свидетельствовать о жестоком обращении или насилии по отношению к нему:

  • не соответствие возрасту психическое и физическое развитие ребенка;
  • не ухоженность, не опрятность; апатичность или, наоборот, агрессивность         ребенка;
  • изменчивое поведение: переход от спокойного состояния к внезапному возбуждению (такое поведение часто является причиной нарушения контактов с другими детьми);
  • проблемы с обучением в связи с плохой концентрацией внимания;
  • отказ ребенка раздеться (возможно ребенок скрывает синяки и раны на теле);
  • повторяющиеся жалобы на недомогание (головную боль, боли в животе и др.);
  • враждебное отношение к отцу и (или) матери;
  • сильная реакция испуга или отвращения в связи с физической близостью   определенного взрослого;
  • судорожное реагирование на поднятую руку, вздрагивание при неожиданном приближении взрослого, резких движениях (ребенок сжимается, как бы боясь удара);
  • чрезмерное стремление к одобрению, ласке любого взрослого, гипертрофированная забота обо всем и обо всех;
  • демонстрация «взрослого» поведения, интерес к вопросам секса;
  • обвинение ребенком родителей или опекуна в нанесении повреждений;
  • повышенная драчливость ребенка, агрессивность в играх и по отношению к другим детям (при играх в куклы дети младшего возраста озвучивают и воспроизводят действия родителей в игре);
  • сокрытие в школе дневника, обманы, ложь, острые эмоциональные реакции при получении замечаний или плохих оценок, боязнь идти домой;
  • предпочтительное время препровождение ребенка в семьях знакомых, одноклассников, соседей.

Особенности поведения взрослых, которые, предположительно, могут проявлять жесткость по отношению к ребенку:

  1. проявляют настороженность или безразличие в беседе о ребенке;
  2. реагируют холодно либо очень бурно и эмоционально на жалобы по поводу поведения сына (дочери) в школе;
  3. часто меняют детского участкового врача, переводят ребенка из одного образовательного учреждения в другое;
  4. запрещают осмотр ребенка в образовательной организации;
  5. допускают необъяснимую отсрочку в обращении за медицинской помощью для ребенка;
  6. противоречат сами себе в беседе о ребенке, семье, увлечениях несовершеннолетнего, совместном время препровождении;
  7. не могут объяснить  состояние ребенка, или  объяснения  не совместимы с имеющимися проблемами, физическими травмами;
  8. обвиняют  в полученных  повреждениях самого ребенка;
  9. не знают  друзей ребенка

Особого внимания требуют семьи, в которых существует «установка на агрессию». Наказание ребенка, в том числе физическое, в данном случае является выражением привычного способа поведения.

Явные признаки жестокого обращения с детьми:

  • следы побоев, истязаний, другого физического воздействия;
  • следы сексуального насилия;
  • запущенное состояние детей (педикулез, дистрофия и т.д.);
  • отсутствие  нормальных условий существования ребенка: антисанитарное состояние жилья, несоблюдение элементарных правил гигиены, отсутствие в доме спальных мест, постельных принадлежностей, одежды, пищи и иных предметов, соответствующих возрастным потребностям детей и необходимых для ухода за ними;
  • систематическое пьянство родителей, драки в присутствии ребенка, лишение его сна, ребенка выгоняют из дома;
  • асоциальное поведение ребенка;
  • ребенок пропускает занятия или не посещает школу;
  • ребенок побирается;
  • ребенок грязно или не по сезону одет;
  • наличие какой- либо информации  о фактах   жестокого обращения с детьми;
  • наличие информации о фактах вовлечения несовершеннолетних в употребление спиртных напитков и наркотических веществ;
  • наличие информации о фактах вовлечения несовершеннолетних в преступную деятельность.

Таким образом, специалисты должны уметь распознавать признаки жестокого обращения и проводить оценку риска причинения вреда.

Целесообразно подразделять три  уровня жестокого обращения:

минимальный – опасность трагических последствий незначительна. Факты плохого обращения с ребенком носят единичный характер, но вероятность повторения  подобных фактов очевидна.

средний – серьезные последствия для здоровья, жизни, нормального развития не наступают немедленно, вследствие такого обращения с детьми, но могут проявиться в будущем.

критический – оставление ребенка в семье без неотложной помощи может привести к серьезным нарушениям физического или психического здоровья, смерти ребенка.

Раннее выявление случаев жестокого обращения в отношении несовершеннолетних и оказание детям комплексной помощи минимизирует вред их здоровью и развитию, способствует профилактике социального сиротства, суицидов среди несовершеннолетних. Очень важно как можно раньше выявить риск жестокого обращения с ребёнком. В данной работе первоочередное значение имеет ежедневное наблюдение классных руководителей за обучающимися класса.

Поводом для вмешательства специалистов, изучения ситуации в семье может быть:

- информация от ребенка;

- информация от родителей (законных представителей), других членов семьи;

- информация от специалистов;

- информация от сверстников и друзей, соседей, иных граждан;

- информация от представителей общественных объединений;

- результаты медицинского осмотра;

- дополнительная информация, собранная в ходе психологической диагностики, наблюдений за ребенком.

 Согласно Регламенту межведомственного взаимодействия субъектов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних  и иных органов и организаций Нефтеюганского района):

Действия сотрудника образовательной организации в случае получения оснований предполагать жестокое обращение с ребенком

  1. Наблюдать за поведением этого ребенка.
  2. Осуществить выход в семью ребенка с целью:  

- изучить условия проживания несовершеннолетнего,

- установить контакты с семьей,

- побеседовать с родителями (или законными представителями), близкими родственниками,

- высказать свою озабоченность поведением ребенка в образовательной организации.

  1. Организовать осмотр ребенка медицинским работником (при втором и третьем уровнях жестокого обращения), зафиксировать (запротоколировать) следы побоев и других форм физического насилия.
  2. Принять меры к оказанию медицинской помощи ребенку (при необходимости), обеспечить его безопасность в соответствии с законодательством (передача ребенка другому родителю, временное помещение ребенка в больницу и др.).
  3. Сделать вывод:

- предположение не подтверждается,

- предположение  подтверждается и  решение проблемы не терпит отлагательства и требует подключения специалистов.

Действия сотрудников образовательной организации в случае

подтверждения жестокого обращения с ребенком:

Сотрудник образовательной организации должен немедленно сообщить информацию руководителю образовательной организации о выявленном случае жестокого обращения с ребенком.

Руководитель образовательной организации незамедлительно информирует по телефону  о выявленном случае жестокого обращения с ребенком органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в соответствии с их компетенцией:

1. ОМВД России по Нефтеюганскому району (тел.: 256902)

2. отдел по опеке и попечительству администрации района (тел.: 254541);

3.муниципальную  комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав Нефтеюганского района (тел.: 250277).

Алгоритм работы социального педагога ОУ

по выявлению случаев жестокого обращения с детьми

  1. Подробное  изучение социально-педагогических характеристик классов и индивидуальных характеристик  учащихся  из  данных  классных  руководителей при  составлении социального паспорта  ОУ, а также из собеседований  с классными  руководителями.
  2. Составление списка учащихся, попадающих в «группу риска», и семей, с которыми необходима постоянная социально-педагогическая и психологическая работа.                                
  3. Использование различных форм работы с родителями в целях их информирования и просвещения (родительские собрания, консультирование, анкетирование и т. д.) на тему «жестокое обращение и насилие» с использованием законодательной базы об ответственности лиц, допускающих жестокое обращение.
  4. Ознакомление участников образовательного  процесса  с  признаками  факторов  риска  для раннего выявления фактов  жестокого  обращения с детьми, «внешние признаки реагирования», поведенческие признаки ребенка и родителей.
  5. При работе с семьями обращать внимание на «сигналы», характеризующие проявление какой-либо формы насилия в воспитании детей.
  6. Организовать социально-педагогическое и психологическое сопровождение  пострадавшего и оказание необходимой помощи (коррекция детско-родительских отношений, индивидуальная работа с каждым членом семьи, коррекция особенностей поведения и общения с участниками образовательного процесса, предотвращение агрессивного поведения и межличностных конфликтов и т. д.).
  7. В системе воспитательной работы ОУ со всеми участниками образовательного процесса вести просветительскую работу по предотвращению случаев жестокого обращения с детьми.
  8. Социальный педагог ОУ должен знать механизм взаимодействия по  оперативному обмену информацией о случаях жестокого обращения с детьми и оказанию им помощи.

             Своевременное выявление случаев жестокого обращения с детьми и оказание оперативной помощи детям и подросткам, пострадавшим от жестокого обращения позволит сохранить их жизнь и здоровье, обеспечить их защиту.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Профилактика насилия и жестокого обращения с детьми"

Презентация к занятию в рамках информационно-просветительской кампании по предупреждению насилия и жестокого обращения с детьми....

Домашнее насилие, профилактика жестокого обращения с детьми в семье

Материалы для родительского  собрания в школе на тему домашнего насилия и правовых последствиях жестокого обращения с детьми...

Программа профилактики насилия и жестокого обращения с детьми.

Программа профилактики насилия и жестокого обращения с детьми....

Профилактика насилия и жестокого обращения с детьми

Дети, являясь самой незащищенной, уязвимой социальной группой, часто оказываются в зонах стихийных и природных катастроф, военных действий, становятся жертвами физического, сексуального, эмоциональног...

«Профилактика насилия и жестокого обращения с детьми»

Сегодня на обсуждение вынесен очень важный вопрос, где в центре внимания – ребенок. Обеспечение прав и свобод несовершеннолетних и, в первую очередь, защита детей от преступных посягательств явл...

«Профилактика насилия и жестокого обращения с детьми»

Сегодня на обсуждение вынесен очень важный вопрос, где в центре внимания – ребенок. Обеспечение прав и свобод несовершеннолетних и, в первую очередь, защита детей от преступных посягательств явл...

НАСИЛИЕ И ЖЕСТОКОЕ ОБРАЩЕНИЕ С ДЕТЬМИ: методы психологической диагностики сексуального насилия несовершеннолетних

НАСИЛИЕ И ЖЕСТОКОЕ ОБРАЩЕНИЕ С ДЕТЬМИ: методы психологической диагностики сексуального насилия несовершеннолетних...