Комплекс упражнений из программы тренинговых занятий для детей старшего школьного возраста
статья по психологии (9 класс)

в данной работе представлен комплекс упражнений из программы тренинговых занятий для детей старшего школьного возраста. Этот комплекс упражнений направлен на преодоление у детей страшего школьного возраста тревоги, связанной с подготовкой и самим процессом ГИА и ЕГЭ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Комплекс упражнений из программы тренинговых занятий для детей старшего школьного возраста.

Данные упражнения используются для снижения уровня тревожности при подготовке к ГИА и ЕГЭ.

 Упражнение «Расшифровка»  

Для работы потребуются плакаты с буквами Е, Г, Э (по одной букве на каждом плакате) или аналогично Г, И, А.

Детям предлагается следующее задание: «Перед вами три буквы. Они могут иметь хорошо известную нам расшифровку – единый государственный экзамен (государственная итоговая аттестация), а могут обозначать что-то совсем другое.

Давайте попробуем расшифровать каждую букву по-своему».

Сначала ученики вспоминают слова, начинающиеся на каждую из этих букв, и записывают эти слова на соответствующих плакатах, а затем педагог предлагает составить из получившихся слов словосочетания. В итоге получается что-то вроде «естественный громкий эксперимент».

Упражнение «Играем в ЕГЭ» 

Предложите каждой группе составить тест о правилах и процедуре ЕГЭ, состоящий из трех блоков: А, В и С (всего не менее 7 и не более 10 вопросов) и договориться, сколько баллов они начисляют за каждый вопрос. Структура вопросов должна повторять структуру КИМов, т.е. вопросы группы А должны включать 4 варианта ответов, вопросы группы В предполагают ответ одним словом, С – развернутый ответ.

Когда это задание выполнено, группы меняются этими тестами и отвечают на них, а затем тесты возвращаются к своим «разработчикам». «Разработчики» становятся «независимыми экспертами», проверяют результаты тестирования и начисляют баллы. Педагог в этом случае выступает в качестве эксперта, оценивая правильность ответов.

Упражнение «Шкала согласия» 

Возможны 2 варианта проведения упражнения.

Вариант 1. Ведущий обозначает в комнате два крайних полюса: согласия и несогласия. Например, крайнее согласие – у окна, крайнее несогласие – у двери. Затем он предлагает участникам различные утверждения и просит их занять позицию в пространстве, отражающую степень согласия или несогласия с данным утверждением. После этого ведущий просит желающих прокомментировать свою позицию.

Вариант 2. Шкалы рисуются на бумаге, и участников просят обозначить свою позицию в виде точки на линии. В остальном упражнение проводится аналогично.

Варианты утверждений для выражения степени согласия или несогласия:

  • я много знаю о процедуре экзамена;
  • экзамен предоставляет школьникам новые возможности;
  • сдать экзамен мне по силам;
  • думаю, что ЕГЭ (ГИА) имеет свои положительные стороны; - по-моему, введение ЕГЭ (ГИА) принесло нам только проблемы;
  • и т.п.

Упражнение «Сдаем экзамен» 

Материалы: конверты (по числу участников), в каждом из которых находятся: список заданий, регистрационный бланк и бланки ответов № 1 и № 2; бланки с ключами (правильными ответами) и шкалой оценок; список вузов, факультетов (с указанием необходимого для поступления количества баллов).

Упражнение-разминка «Что я знаю о ЕГЭ?» 

Школьники придумывают ассоциации на слово «ЕГЭ», отвечая на конкретные вопросы, например: «Если ЕГЭ – это цвет, то какой?», «Если, одежда – то, какая?». Затем по очереди придумывают свои ассоциации. Педагог записывает результаты на доске и обсуждает совместно с учащимися, по возможности преобразовывая негативные установки в более позитивные.

 

Упражнение «Мозговой штурм» 

Инструкция: Перед вами листы с вопросами (на каждом - по одному вопросу). Как только я хлопну в ладоши, вы отвечаете письменно на поставленный вопрос. По моему следующему хлопку вы передаёте лист соседу слева. Так лист передаётся до тех пор, пока не вернётся назад к хозяину.

Затем, в течение трёх минут вы обсуждаете в группах полученные ответы и вырабатываете собственные правила поведения на экзамене, которые затем спикер озвучивает всем.

Вопросы для «мозгового штурма»:

Плюсы в поведении во время экзамена.

Минусы в поведении во время экзамена.

Как сосредоточиться во время экзамена.

Как избежать неудачи во время экзамена.

Как расположить к себе преподавателя во время экзамена.

4.1 Упражнения для тренировки оптимального планирования времени 

 

Упражнение «Слоновая техника» 

Упражнение используется при решении больших и очень больших задач. В основе техники – деление большой задачи на маленькие, каждодневные задачи. Главную задачу следует вообразить в виде слона. Например, при подготовке к экзамену по литературе в виде слона можно вообразить все художественные произведения, содержание которых необходимо знать. Конкретные произведения А. С. Пушкина, Л.

Н. Толстого и т.п. представляются в виде ушей, хвоста, ног, хобота и других частей тела воображаемого слона. Решение маленьких задач, т.е. чтение и анализ отдельных произведений, поможет поглотить «слона» в целом.  

Инструкция: При выполнении упражнения «Слоновая техника» пользуйтесь следующими конкретными правилами:  

  • относитесь спокойно к большим «слонам»;  
  • воспринимайте всех «слонов» как захватывающие ваше сознание возможности;  
  • в своем воображении разрежьте «слона» на маленькие удобные кусочки;  
  • сосредоточьтесь на задачах дня и «заглатывайте» кусочки каждый день;  
  • позаботьтесь о том, чтобы съедать одного и того же «слона», пока от него ничего не останется, а затем принимаетесь за другого.

Упражнение «Вопросы к себе» 

Упражнение направлено на структурирование объема и этапов работы, на творческую организацию времени. Его целесообразно применять при появлении большого количества задач, которые надо решать в сжатые сроки.  

Инструкция: Непосредственно перед каждым важным этапам подготовки к экзамену задавайте себе следующие вопросы:  

  • Какова моя цель на этом этапе?  
  • Сколько времени в моем распоряжении?  
  • Как лучше использовать это время?  
  • Какие задачи нужно решить в первую очередь?  
  • В какой последовательности должны решиться эти задачи?  
  • Что нужно подготовить для решения каждой задачи?

 

4.2 Упражнения для тренировки внимания

 

Упражнение «Прогулка» 

Упражнение направлено на тренировку наблюдательности, объема внимания, зрительной памяти.  

Инструкция: Вспомните какую-либо другую знакомую улицу того города, в котором вы живете. Затем представить себе прогулку по какой-либо стороне этой улицы. Гуляя в своем воображении по левой или правой стороне улицы, вспомните и назовите вслух (или запишите в тетради) все стоящие на ней дома, театры, магазины, автобусной остановки. Вспоминать надо дом за домом, ничего не пропуская.  

При случае можно проверить себя, насколько хорошо вы помните эту часть города.  

Упражнение «Спички» 

Упражнение направлено на тренировку наблюдательности, объема внимания и зрительной памяти.  

Инструкция: Приготовьте коробок спичек и лист газеты (или платок). Возьмите из коробка несколько спичек, не пересчитывая. Бросьте их на стол перед собой. Сосчитайте до трех и накройте газетой.  

Спросите себя, сколько спичек Вы бросили? Восемь?  

Возьмите из коробки восемь спичек и на открытой части стола разложите их так, как те, что лежат под газетой (или платком).  

Проверьте себя: откройте на две секунды лист, исправьте ошибки и проверьте себя снова.  

Упражнение «Юлий Цезарь» 

Упражнение направлено на тренировку распределения внимания. В его основе одновременное выполнение нескольких действий.  

Инструкция: Перемножьте в уме 36 на 24. Одновременно записывайте на листе бумаги хорошо известное стихотворение.  

Наоборот: читайте вслух стихи и одновременно на листе бумаги умножайте 36 на 24.  

Читайте вслух незнакомый текст, одновременно выполняя в уме какие-либо вычисления.  

Переписывайте из книги текст, одновременно производя вычисления в уме.  

Делайте то же самое, но у громкоговорящего приемника, телевизора.  

Делайте то же самое, но попросите окружающих задавать Вам вопросы. Отвечайте на них, не прекращая переписывать текст из книги.

 

4.3 Упражнения для тренировки памяти

 

Упражнение «Утро» 

Упражнение направлено на тренировку эмоциональной памяти, способности контролировать эмоциональные реакции, спонтанное проявление чувств.  

Инструкция: Выберите утром 10 минут покоя. Продумайте порядок своих дел в течение дня. При этом отвечайте на такие задаваемые себе вопросы:  

  • Предполагаю, что наступающий день пройдет нормально. Смогу ли я выполнить все, что запланировано? Если нет, то, какие дела необходимо выполнить в первую очередь, какие дела наиболее важны, а что можно не делать?  
  • Какие неприятные ситуации ожидают меня? Неизбежны ли они? Если да, то, как я собираюсь вести себя в неприятной ситуации?  
  • Какие радости меня ожидают сегодня? Если никаких радостей не предвидятся, то, что я могу сделать с удовольствием, с охотой? Могу ли я это себе позволить сегодня?  
  • Обдумывание предстоящего дня заканчивается тем, что можно вспомнить несколько строк любимого стихотворения, любимой песенки, приятные переживания, комплименты в свой адрес и т.п.  

Главное в этом упражнении – убежденность в том, что все зависит от Вас, от Вашей воли и решительности».  

Упражнение «Вечерний взгляд назад» 

Упражнение направлено на тренировку долговременной памяти и обеспечение эмоционального равновесия.  

Инструкция: Вечером, перед сном вспомните весь прошедший день: от подъема до настоящей минуты. Этот обзор должен быть образным и протекать перед глазами, как фильм. Важно при этом оставаться наблюдателем дневных событий и самого себя. Вы видите себя читающим учебник, разговаривающим с друзьями по телефону, отвечающим на вопросы родителей и т.п. При этом воспоминания о событиях должны идти по порядку.  

Главная установка в этом упражнении – отделение самого себя от себя, а также от окружающих людей, вещей. Взгляд на себя как на постороннего участника событий.  

Упражнение «Экспресс-сочинение» 

Упражнение направлено на тренировку образной памяти.  

Инструкция: Возьмите наугад десять существительных, не связанных между собой. Добавляя любые другие слова, напишите логически связное сочинение. Разрешается изменять число и склонять выбранные существительные.  

Попробуйте за 3-5 минут написать короткое сочинение, состоящее из следующих слов: дверь, верфь, грач, босс, жгут, зонт, друг, лифт, марш, краб.  

Пример такого сочинения: «Босс встретился со своим другом по кличке «Краб». Намечалась серьезная операция по доставке японских зонтов. Они вошли в лифт новой высотной гостиницы «Грач» и прокрались в дверь своего номера. Раздались звуки марша. Затем по радио передавали, что загорелась верфь и что необходим жгут для оказания помощи».  

Постепенно задание усложняется. Пример усложненного задания – написать сочинение из десяти слов, начинающихся с одной буквы, например «п».

Упражнение "Снежный ком" Вариант 1. 

Упражнение направлено на знакомство учащихся, обсуждение правил группы, тренировка памяти.

Инструкция: один ведущий, сидя в кругу, читает инструкцию, другой записывает правила на листе ватмана. Ватман висит на доске.

Инструкция для учащихся: учащийся называет свое имя и говорит о том, чего, по его мнению, не должно происходить в группе. Сидящий справа от него участник повторяет сказанное и добавляет свое имя и пожелание. Например: "Меня зовут Антон, и я не хочу, чтобы меня перебивали".

Второй вариант (для группы более 10 чел.): учащиеся получают листы бумаги, дается инструкция: "Напишите, какие правила вы хотели бы принять для нашей группы". Затем учащимся предлагается пройти по классу, посмотреть, какие у кого записаны правила, объединиться в группы с теми, у кого записаны похожие. Далее в каждой мини-группе необходимо сформулировать обобщающее правило.

При обсуждении учащиеся отвечают на вопросы: "Все ли согласны с правилами?

Какие правила мы принимаем, а какие нет? Почему?"

Все правила обсуждаются группой и вывешиваются на стенде в классе на каждом тренинге.

Упражнение "Снежный ком" Вариант 2. 

Упражнение направлено на знакомство учащихся, тренировку памяти.

Инструкция: ведущий представляется по имени и говорит какую-нибудь фразу (связанную с экзаменом), например, «ЕГЭ – это легко». Следующий участник (по кругу) повторяет имя ведущего и ту фразу, которую он сказал, затем представляется сам и говорит свою фразу. Игра продолжается до тех пор, пока участники не начнут очень часто ошибаться или пока ведущий не прекратит упражнение.

Упражнение "Тренировка памяти" 

Ход упражнения: зачитываются слова. Испытуемые должны постараться запомнить их попарно. Затем читаются только первые слова каждой пары, а испытуемые записывают второе.

  1. вариант курица – яйцо ножницы – резать лошадь – сено книга – учить бабочка – муха щетка – зубы барабан – пионер снег – зима петух – кричать чернила – тетрадь корова – молоко паровоз – ехать груша – компот лампа – вечер

 

  1. вариант жук – кресло перо – вода очки – ошибка колокольчик – память голубь – отец лейка – трамвай гребенка – ветер сапоги – котел замок – мать спичка – овца терка – море салазки – завод рыба – пожар топор – кисель

 

4.4 Упражнения для тренировки эмоциональной устойчивости

 

Упражнение «Круговая кинолента» 

Упражнение направлено на тренировку навыка контроля чувств  

Инструкция: Мысленно создайте сценарий небольшого фильма. Желательно выбрать сначала 5-7 кадров. При этом мысленно «склейте» первый и последний кадры, чтобы получился круг кадров-событий.  

Начните «крутить» эту киноленту на внутреннем экране от первого до последнего кадра, затем еще раз, затем еще раз с большей скоростью. На любом кадре остановите «просмотр» и попробуйте прокрутить киноленту в обратном порядке с нарастающей скоростью.

Упражнение «Тренировка эмоциональной устойчивости» 

Инструкция: Участники разбиваются по парам и садятся лицом друг к другу, как можно ближе. Упражнение выполняется в три этапа: Участники закрывают глаза. Им дается ограничение: запрещаются любые движения телом и даже лицом.  

Ведущий: «Настройтесь на тишину и покой в вашей душе и в вашем теле». После того, как эмоциональная устойчивость на предыдущем этапе сформировалась, задание усложняется.

Ведущий: «Теперь вы будете неподвижно сидеть, но с открытыми глазами. При этом вы смотрите на глаза своего партнера и стараетесь сохранять свое спокойствие». После этих подготовительных упражнений в каждой паре один из участников выбирает себе роль тренера. Задача тренера – рассмешить или как-то еще поколебать эмоциональное равновесие. Если ему это удается, он замолкает и ждет, пока партнер не восстановит утраченное равновесие. Затем упражнение продолжается, при этом важно, чтобы тренер снова повторил то, что вывело его партнера из равновесия. Многократное повторение формирует устойчивость к этому раздражителю. Затем участники меняются ролями, и так – несколько раз.

Упражнение «Самоактуализация» 

Инструкция: Попытайтесь закончить предложения:

Откровенно говоря, когда я думаю о предстоящих экзаменах...  

Откровенно говоря, когда я готовлюсь к экзаменам...

Откровенно говоря, когда я волнуюсь...  

 Откровенно говоря, когда я не могу собраться с мыслями...

 Откровенно говоря, когда я слышу об экзаменах...

Откровенно говоря, когда я прихожу на консультации...  

Я хотел бы узнать, как в период подготовки к экзаменам...  

Я хотел бы узнать, как во время экзаменов...

 

4.5 Физические упражнения

 

     Учащиеся обязаны помнить о своем здоровье. Физическая активность обеспечивается нехитрыми упражнениями. Существует несколько видов физических упражнений, обладающих высоким оздоровительным потенциалом:  

Бег трусцой и простой (обычный) бег – Бег трусцой наиболее удобен, так как всегда можно найти подходящую улицу или дорогу за порогом дома. Бег улучшает обменные процессы, необходимые для здоровья.  

Езда на велосипеде – Этот вид упражнений укрепляет мышцы, предупреждает повреждения суставов.  

Ходьба – Основное преимущество ходьбы как физического упражнения заключается в возможности заниматься в любом месте и в любое время: на улице, в помещении, даже тогда, когда ожидаешь транспорт. Однако надо помнить, что ходьба требует в три раза больше времени для достижения того же эффекта, который дает бег.

 

4.6 Упражнения для снятия стресса

 

Упражнение 1. 

Этот комплекс очень прост и эффективен, для его выполнения вам не потребуется ничего, кроме стены.

  1. Нахмурьте лоб. Сильно напрягите лобные мышцы на 10 секунд; расслабьте их тоже на 10 секунд. Повторите упражнение быстрее, напрягая и расслабляя лобные мышцы с интервалом в 1 секунду. Фиксируйте свои ощущения в каждый момент времени.
  2. Крепко зажмурьтесь, напрягите веки на 10 секунд, затем расслабьте — тоже на 10 секунд. Повторите упражнение быстрее.
  3. Наморщите нос на 10 секунд. Расслабьте. Повторите быстрее.
  4. Крепко сожмите губы. Расслабьте. Повторите быстрее.
  5. Сильно упритесь затылком в стену, пол или кровать. Расслабьтесь. Повторите быстрее.
  6. Упритесь в стену левой лопаткой, пожмите плечами. Расслабьтесь. Повторите быстрее.
  7. Упритесь в стену правой лопаткой, пожмите плечами. Расслабьтесь. Повторите быстрее.

Упражнение 2. 

Это упражнение можно делать в любом месте. Нужно сесть поудобнее, сложить руки на коленях, поставить ноги на землю и найти глазами предмет, на котором можно сосредоточить свое внимание.

  1. Начните считать от 10 до 1, на каждом счете делая вдох и медленный выдох. (Выдох должен быть заметно длиннее вдоха.)
  2. Закройте глаза. Снова посчитайте от 10 до 1, задерживая дыхание на каждом счете. Медленно выдыхайте, представляя, как с каждым выдохом уменьшается и, наконец,  исчезает напряжение.
  3. Не раскрывая глаз, считайте от 10 до 1. На этот раз представьте, что выдыхаемый вами воздух окрашен в теплые пастельные тона. С каждым выдохом цветной туман сгущается, превращается в облака.
  4. Плывите по ласковым облакам до тех пор, пока глаза не откроются сами.

Чтобы найти нужный ритм счета, дышите медленно и спокойно, отгораживаясь от всевозможных волнений при помощи воображения. Этот метод очень хорошо ослабляет стресс. Через неделю начните считать от 20 до 1, еще через неделю — от 30 и так до 50.

Расслабление уменьшает внутреннее беспокойство, улучшает внимание и память. Для расслабления и снятия напряжения отлично подходят дыхательные упражнения и аутогенная тренировка.  

Упражнение «Ритмичное четырехфазное дыхание» 

Для выполнения этого упражнения достаточно удобно сесть, распрямиться и положить расслабленные руки на колени.

Первая фаза (4-6 секунд). Глубокий вдох через нос. Медленно поднимите руки вверх до уровня груди ладонями вперед. Сосредоточьте свое внимание в центре ладоней и почувствуйте сконцентрированное тепло (ощущение «горячей монетки»).

Вторая фаза. 2-3 секунды. Задержка дыхания.

Третья фаза (4—6 секунд). Сильный, глубокий выдох через рот. Выдыхая, нарисуйте перед собой в воздухе вертикальные волны прямыми руками (на экзамене лучше заменить это упражнение модификацией без размахивания руками).

Четвертая фаза (2-3 секунды). Задержка дыхания. Дышите таким образом не более 2-3 минут.

Упражнение «Аутогенная тренировка (3-5 минут)» 

Сядьте удобно, закройте глаза. Спина прямая, руки лежат на коленях. Сосредоточьтесь на формуле «Я спокоен». Мысли отгонять не стоит, так как это вызовет дополнительное напряжение, позвольте им проплывать подобно облакам в небе.

Мысленно повторите 5-6 раз: «Правая рука тяжелая».

Затем повторите исходную формулу: «Я спокоен».

Затем снова 5—6 раз произнесите формулу: «Левая рука тяжелая».

Снова повторите  мысленно: «Я спокоен. Я готов, я собран, я уверен в успехе!»

Для того чтобы привести тело в исходное состояние, сожмите кисти в кулаки и откройте глаза, сделав глубокий вдох и выдох.

                     5.  Советы выпускникам

 

При хорошей зрительной памяти: 

 Читая  материал учебника (конспекта), выделяйте специальными знаками ключевые (опорные) места текста (записей), фиксируйте их на маленьких листочках (карточках). Письменно составляйте план ответа. Используйте сокращённую запись материала. Составляйте тезисы, опорные схемы и таблицы.

 Выпишите на карточки (желательно крупным шрифтом, разными цветами) основные понятия и формулы, которые необходимо знать, разложите их на столе или развесьте на стенах, чтобы они постоянно были у вас перед глазами, пока вы готовитесь к экзамену.

Если ваш ведущий вид восприятия информации — звуковой: 

 Читайте запоминаемый текст вслух.

 Если у вас есть возможность, начитайте содержание вопроса на аудиокассету, а затем периодически прослушивайте.

 При чтении и записывании старайтесь проговаривать слова чётко, соблюдая интонацию, делая необходимые паузы в конце предложений, частей текста.

 Можно попытаться зарифмовать в небольшие стихотворения, песенки основные правила и теоремы, найти логическое соответствие исторических дат с событиями и явлениями современной или вашей личной жизни. Изучив содержание вопроса, перескажите его.

 Помните, количество запоминаемого тем больше, чем выше степень понимания. Лучше учить с перерывами, чем подряд, лучше понемногу, чем сразу.

При выраженной памяти на движения и ощущения: 

 Не пытайтесь учить всё наизусть. Уясните смысл вопроса, а затем, выделив наиболее яркие образы, детали, фон, попытайтесь представить мысленно или на бумаге в цветных рисунках, схемах основное содержание материала в виде мини-фильма, комикса, рекламного ролика или плаката.

 Попробуйте прочувствовать и разобраться, какие ощущения и эмоции (радость, огорчение, негодование и т.д.) вызывает у вас содержание данного материала.

 Зафиксируйте полученный результат в памяти. Перед подготовкой ответа на экзамене постарайтесь ненадолго закрыть глаза или посмотреть в окно, на стену и мысленно воспроизведите закрепившуюся в памяти картинку. Сознание поможет дорисовать её.

 Важно формировать умение видеть предмет или явление с разных сторон, замечать новое в привычном, сравнивать, искать нестандартные решения поставленных задач.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование упражнений с отягощениями при наиболее распространенных заболеваниях опорно-двигательного аппарата у детей старшего школьного возраста

Использование упражнений с отягощениями при наиболее распространенных заболеваниях опорно-двигательного аппарата у детей старшего школьного возраста...

МОДИФИЦИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «Курс на бизнес» для детей старшего школьного возраста

Модифицированная образовательная программа дополнительного образования детей «Курс на бизнес» разработанная педагогами   дополнительного образования МОУ ДОД «Центр детского творчества» г. На...

Программа "Уроки здоровья" (для детей старшего школьного возраста)

Данная программа нацелена на формирование у воспитанников основ здорового образа жизни....

Комплекс игр, направленный на развитие межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха.

Дети, имеющие нарушения слуха, имеют более низкий социометрический статус в сравнении с детьми, имеющими сохранный слух. В связи с этим учитывая ведущую деятельность детей дошкольного возраста, с...

Программа самообразования (на 2016-2019г.г.) «Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей у детей старшего школьного возраста»

laquo;Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей у детей старшего школьного возраста»...

Краткосрочная досуговая программа Интеллектуально-познавательная игра для детей старшего школьного возраста «ТУРНЕ ПО ДОРОГАМ ПДД»

Данная программа (интерактивные задания викторины «ТУРНЕ ПО ДОРОГАМ ПДД») может быть использована педагогами дополнительного образования объединений «Автошкола», «ЮИД&raq...