Программа "Уроки здоровья" (для детей старшего школьного возраста)
рабочая программа на тему

Харитонова Елена Валентиновна

Данная программа нацелена на формирование у воспитанников основ здорового образа жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_uroki_zdorovya.doc133.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное казенное учреждение социального обслуживания РМ «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Радуга»

        

ПРОГРАММА

«УРОКИ ЗДОРОВЬЯ»

(ДЛЯ ГРУППЫ СТАРШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА)

                                                                Составитель:  

Елена Валентиновна Харитонова  

воспитатель государственного казенного                 учреждения социального обслуживания РМ

                                     «Социально-реабилитационный

                                                     центр для несовершеннолетних «Радуга»

                 

         

го Саранск, 2012г.

Информационная карта программы

1.

Вид программы

Профилактическая

2.

Цель программы

Формирование у воспитанников основ здорового образа жизни.

3.

Область применения

ГКУСО РМ «СРЦН «Радуга»

4.

Целевая группа

Группа старшего возраста

5.

Формы и методы

Групповые, индивидуальные;

беседы, диспуты, агитбригады, практические занятия, уроки тренинги, КВН, викторины, походы, спортивно - валеологические игры.

6.

Нормативно правовое обоснование

1. Конвенция ООН «О правах ребенка».

2. Федеральный закон от 24 июля 1999г. № 120 «Об основах системы профилактики правонарушений несовершеннолетних».

3. Семейный кодекс РФ от 29 декабря 1995г. №223 – ФЗ

7.

Срок реализации

В течение года

   

Здоровье – это вершина,

                                                                               на которую человек

                                                                           должен подняться сам.

И. Брехман

Пояснительная записка

Здоровье людей относится к числу главных проблем, то есть тех, что имеют жизненно важное значение для всего человечества. Проблема снижения уровня здоровья населения в России в новом тысячелетии стоит чрезвычайно остро. Особую тревогу вызывает ухудшение здоровья подрастающего поколения.

Нельзя рассматривать здоровье как элементарное отсутствие физических дефектов или болезней у человека. Устав всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) трактует понятие «здоровье» как «состояние полного социального и духовного благополучия».

А что значит быть здоровым для ребенка? Это значит – развивать в гармонии свои физические и духовные силы, обладать выносливостью и уравновешенностью, уметь противостоять действию, как неблагоприятных факторов внешней среды, так и своего внутреннего мира.

Здоровье ребенка формируется под влиянием совокупности социальных, экономических, природных и генетических факторов. Но, к сожалению, семья для детей, попавших в учреждение социального обслуживания, не является местом формирования и укрепления здоровья. Поэтому одним из важных направлений в воспитательном процессе – совершенствование работы по укреплению здоровья, активизации мыслительной и двигательной деятельности и в целом по формированию культуры здоровья детей.

Исходя из вышесказанного, обучение детей бережному отношению к своему здоровью, начиная с раннего детства, - актуальная задача современного общества. Дети поступают в реабилитационный центр из социально неблагополучных семей и, не смотря на подростковый возраст, у многих из них отсутствуют элементарные знания о том, что такое здоровье человека, навыки гигиены, забота о своем здоровье. Поэтому предлагаемая программа «Уроки здоровья» нацелена на формирование у подростков основ здорового образа жизни. Достижение указанной цели осуществляется с помощью конкретных задач:

–формировать мотивацию здорового образа жизни, безопасного и гигиенически разумного поведения;

–актуализировать потребности детей в самопознании, саморазвитии, самосовершенствовании;

–обучать детей приемам самоконтроля, саморегуляции, коррекции своего здоровья и самооздоровления с помощью оздоровительных упражнений;

– развивать познавательные, творческие, двигательные способности детей.

Основные принципы программы:

– принцип гуманизации – высшей ценностью является ребенок и его здоровье (Конвенция о правах ребенка, 1998 год);

– принцип единства познания, переживания и действия позволяет обеспечить становление многогранных отношений ребенка с окружающей средой и ценностного отношения к здоровью;

– принцип диалогизации предполагает субъект – субъектный характер отношений между взрослым и ребенком, результатом которых является сотрудничество, сотворчество в направлении здоровьесбережения.

Программа  «Уроки здоровья» рассчитана на 37 часов занятий с детьми от 11 до 17 лет. Занятия проводятся в течение учебного года один раз в неделю.

Структура программы состоит из четырех модульных блоков и может варьироваться с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.

Блок №1 «Я и мое тело» учит детей понимать себя и других людей, формирует представление об организме как о едином целом; знакомит с основными правилами личной гигиены; учит оказывать первую доврачебную помощь.

Блок №2 «Что внутри меня?» знакомит со строением организма человека.

Блок №3 «Буду здоровым» направлен на формирование у детей чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья.

Блок №4 «Вредной привычке скажем нет» направлен на овладении знаниями о правильном образе жизни, формирование здоровых установок и навыков ответственного поведения, снижающих вероятность приобщения к вредным привычкам (курение, употребление алкоголя, наркотиков).

Механизм реализации программы включает в себя проведение теоретических и практических занятий, диспутов, КВН, викторин, выступлений агитбригад, уроков – тренингов, участие в городских и республиканских конкурсах.

Состав детей реабилитационного центра постоянно меняется, поэтому необходимо осуществление индивидуального подхода в работе, построенного с учетом качества восприятия, психических особенностей детей, уровнем развития умений и навыков.

Программа обеспечена комплектом необходимого дидактического материала.

Программой «Уроки здоровья» предусмотрено проведение диагностической работы, которая позволяет оценивать эффективность формирования у воспитанников основ здорового образа жизни. Диагностика выявляет уровень первичных и итоговых знаний. До занятий подросткам предлагается ответить на ряд вопросов по каждому разделу программы. На основе этих вопросов заполняется таблица, и выставляются оценки по пятибалльной системе. В конце учебного года проставляются итоговые оценки и строится график показывающий уровень освоения правил здорового образа жизни и способность их реализации, заботы ребенка о своем здоровье после внедрения программы.

Результатом работы по программе «Уроки здоровья» является сформированность ответственного ценностного отношения к здоровью. Оно включает:

- отношение к здоровью как к ценности;

- формирование представления о себе как о здоровом человеке;  

- способность использовать в повседневном поведении полученную информацию, которая служит сохранению и укреплению здоровья;

- конкретные привычки здорового образа жизни.

Результаты могут быть представлены в форме коллективных выставок работ детей, открытых мероприятий, итоговых занятий, участия в конкурсах, марафонах.

За достигнутые положительные результаты могут иметь место моральные (словесные одобрения)   поощрения. По результатам учебного года лучшие воспитанники на итоговой обшецентровской линейке награждаются почетными грамотами, благодарностями.

Программа реализуется на основе источников, указанных в списке литературы.

Тематическое планирование

Название тем

Кол-во часов

теория

практика

всего

Блок №1:

«Я и мое тело»

1.

«Мы все похожие и разные»

2

2

2.

«Я познаю себя»

2

2

3.

«Как ухаживать за зубами?»

1

1

4.

«Как ухаживать за волосами?»

1

1

5.

«Наша кожа»

1

1

6.

Школа безопасности «Оказание первой доврачебной помощи»

1

1

Блок №2

«Что внутри меня?»

1.

«Удивительные превращения пищи внутри нас»

2

2

2.

«Энциклопедия витаминов»

1

1

3.

«Глазки мои глазки…профилактика близорукости»

1

1

4.

«Почему мы слышим и говорим»

1

1

5.

«Дыхательная, кровеносная и выделительная системы организма человека»

1

1

6.

«Мы и наше здоровье»

1

1

Блок №3

«Буду здоровым»

1.

«Здоровье и укрепляющие его факторы»

1

1

2.

«Сон лучшее лекарство»

1

1

3.

«Модно быть здоровым»

1

1

4.

«Осанка - стройная спина»

1

1

5.

«За здоровый образ жизни»

1

1

6.

«Здоровый час»

1

1

7.

«Ближе к природе»

3

3

8.

«Весёлые старты»

1

1

Блок №4

«Вредной привычке скажем, нет»

1.

«Привычки и здоровье»

1

1

2.

«Курение опасное увлечение»

1

1

3.

«Профилактика курения»

1

1

4.

«Алкоголь и его последствия»

1

1

5.

«Профилактика алкоголизма»

1

1

6.

«Это «белая смерть»

1

1

7.

«Курить выпивать себя убивать»

1

1

8.

«Правила жизни»

1

1

9.

«Здоровый образ жизни»

1

1

10.

«Умей сказать нет»

1

1

11.

«Курящая кукла»

1

1

12.

«Реклама – человек - здоровье»

1

1

Итого

24

13

37

 

Содержание

Блок №1.  Я и мое тело.

Тема 1. Мы все похожие и разные.(2 ч.)

Форма проведения: беседа

Цель: формирование понимания и принятия уникальности других людей. Учить видеть за внешними проявлениями внутренних качеств человека.

Основные понятия: индивидуальность, коллектив, инвалид, восприятие другого человека, черты характера и чувства

Тема 2. Я познаю себя. (2 ч.)

Возможности нашего организма. Черты характера и внешности. Реалистическая самооценка. Адекватная реакция на чужие эмоции. Изменение себя: что хочу приобрести, от чего хочу  избавиться.

Форма проведения: беседа

Цель: формирование обобщенного образа телесного «Я». Вырабатывать представление об организме как о едином целом.

Тема 3.Как ухаживать за зубами? (1 ч.)

Строение зуба. Болезни зубов и причины их возникновения. Профилактика кариеса. Гигиенический уход за полостью рта.

Форма проведения: беседа, практическое занятие

Цель: познакомить детей с основными правилами гигиены полости рта.

Тема 4. Как ухаживать за волосами? (1 ч.)

Структура и типы волос. Средства ухода за волосами. Прически.

Форма проведения:  беседа

Цель: учить детей правильному уходу за волосами.

Тема 5. Наша кожа. (1 ч.)

Строение кожи. Ее функции. Гигиенический уход за телом.

Форма проведения: беседа

Цель: расширить представление детей о важном органе человека - коже, как её защищать, ухаживать.

Тема 6. Школа безопасности «Оказание первой доврачебной помощи». (1 ч.) Повреждения кожи: порезы, ссадины, царапины, ожоги. Обработка ран, наложение повязок. Признаки отравлений. Медицинская аптечка.    

Форма проведения: практическое занятие

Цель: учить детей оказывать первую помощь при отравлениях, травмах, ожогах.

Блок №2. Что внутри меня?

Тема 1. Удивительные превращения пищи внутри нас. (2 ч.)  

Органы пищеварения: полость рта, пищевод, желудок кишечник. Переваривание пищи. Болезни грязных рук. Состав пищи: белки, жиры, углеводы, минеральные вещества, витамины и вода. Режим питания.

Форма проведения: беседа

Цель: расширить представление о пищеварительной системе и об её значении в    формировании  позитивного отношения к правильному  рациональному питанию.

Тема 2. Энциклопедия витаминов. (1 ч.)

Витамины в пищевом рационе. Содержание витаминов в различных продуктах. Роль витаминов для человека.

Форма проведения: викторина

Цель:  закрепление знаний детей о рациональном питании.

Тема 3. Глазки мои глазки … Профилактика близорукости.  (1 ч.)

Глаз - орган зрения. Внешний вид глаза. Строение глаза. Защита глаз.          Дальнозоркость. Близорукость. Профилактика нарушения зрения. Гимнастика для глаз.

Форма проведения: беседа, практические упражнения.

Цель: дать элементарные знания о строении глаза, профилактика близорукости

Тема 4. Почему мы слышим и говорим. (1 ч.)  

Строение уха. Нарушения слуха. Строение органов речи. Профилактика лор-заболеваний.

Форма проведения: беседа

Цель:  дать элементарные знания о строении органов слуха и речи. Роль и охрана слуха и речи человека.

Тема 5. Дыхательная, кровеносная и выделительная системы организма человека. (1 ч.)  

Строение дыхательной системы. Движение крови по организму. Роль выделительной системы.

Форма проведения: беседа

Цель:  систематизировать знания детей о роли и значении этих систем для организма человека.

Тема 6. Мы и наше здоровье. (1 ч.)

Форма проведения: КВН

Цель: закрепление знаний детей о строении внутренних органов человека, умении оказывать первую помощь при травмах, развивать память, внимание, мышление, воспитывать здоровое чувство соперничества

Блок №3. Буду здоровым.

Тема 1. Здоровье и укрепляющие его факторы. (1 ч.)

Форма проведения: беседа.

Цель: ввести понятие здоровья как фактор, определяющий благополучие и долголетие человека.

Основные понятия: здоровье, болезнь, группа здоровья, гиподинамия.

Тема 2. Сон - лучшее лекарство. (1ч.)

Значение сна. Место сна в суточном режиме. Гигиена сна. Оздоравливающий сон-релаксация.

Форма проведения: беседа.

Цель: сформировать представление о необходимости полноценного сна.

Тема 3. Модно быть здоровым. (1ч.)

Форма проведения: спортивно – валеологическая игра.

Цель:  содействовать активному отдыху, укреплению здоровья и физическому развитию детей, ориентировать их на здоровый образ жизни.

Тема 4. Осанка - стройная спина. (1ч.)

Форма проведения: беседа.

Цель:  привлечь внимание к формированию правильной осанки,  углубить знание в данной области.

Основные понятия: сколиоз, здоровье, стройность, красивая фигура.

Тема 5. За здоровый образ жизни. (1ч.)

Форма проведения: выступление агитбригады.

Цель: формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни.

Тема 6. Здоровый час. (1ч.)

Здоровье и окружающая среда. Элементы закаливания. Режим дня. Зарядка. Самоанализ и коррекция своего поведения в направлении здоровьесбережения.

Форма проведения: беседа.

Цель: формирование у детей чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья.

Тема 7. Ближе к природе.(3ч.)

Форма проведения: поход.

Цель: формировать элементарные навыки туризма. Воспитывать бережное отношение к природе.

Тема 8. Весёлые старты.(1ч.)

Форма проведения: спортивная игра.

Цель: укрепление физического здоровья детей, повышение эмоционального настроя.

Блок №4. Вредной привычке скажем, нет.

Тема 1. Привычки и здоровье. (1ч.)

Форма проведения: беседа.

Цель: сформировать представление у ребенка о полезных и вредных привычках.

Основные понятия: здоровый образ жизни, зарядка, режим дня, наследственность, волевые качества

Тема 2. Курение опасное увлечение. (1ч.)

Форма проведения: беседа.

Цель: ознакомить с отрицательными последствиями курения, развивать умение вести дискуссию, пропагандируя здоровый образ жизни.

Основные понятия: никотин, туберкулёз, пассивный курильщик, рак легких.

Тема 3. Профилактика курения. (1ч.)

Проведение теста Люшера. Мозговой штурм. Создание отрицательного имиджа образа курящего.

Форма проведения: урок - тренинг.

Цель:  формирование у детей стойкого неприятия курения, негативного имиджа курящего человека.

Тема 4. Алкоголь и его последствия. (1ч.)

Форма проведения: беседа.

Цель:  познакомить с историей появления алкоголя осознать пагубность пристрастия к алкоголю, подвести к выводу об опасности употребления спиртных напитков.

Основные понятия: алкоголизм, алкогольное опьянение, цирроз печени, деградация личности.

Тема 5. Профилактика алкоголизма. (1ч.) 

Проведение теста Люшера. Социальные последствия алкоголизма. Признаки формирования болезни.

Форма проведения: урок - тренинг.

Цель: формирование у детей стойкого неприятия алкоголя и потребности в здоровом образе жизни.

Тема 6. Это «белая смерть». (1ч.)

Форма проведения: беседа

Цель: познакомить детей с наркоманией как с антисоциальным и вредным для здоровья явлением, заострить внимание на опасных последствиях первого употребления наркотических средств.

Основные понятия: наркотики, зависимость, деградация.

Тема 7. Курить выпивать - себя убивать. (1ч.)

Форма проведения: выступление агитбригады.

Цель: пропаганда здорового образа жизни.

Тема 8. Правила жизни. (1ч.)

Форма проведения: диспут.

Цель: подвести детей к мысли о необходимости жить по определенным правилам, познакомить с конкретными примерами успешной жизни, с духовными потребностями человека. Продолжить развитие дискуссионных умений.

Основные понятия: цель в жизни, сознание, мечта, поступки, дружба.

Тема 9. Здоровый образ жизни. (1ч.)

Форма проведения: конкурс рисунков.

Цель: формирование позиции здорового образа жизни, развитие творческих способностей.

Тема 10. Умей сказать нет. (1ч.)

Форма проведения: занятие - упражнение.

Цель: развитие способности контролировать свое поведение, отработка поведения говорить «нет!»

Основные понятия: характер человека, сила воли, выдержка.

Тема 11. Курящая кукла. (1ч.)

Форма проведения: практическое занятие

Цель:  развитие ценностного отношения к своему здоровью на основе знакомства воспитанников с вредным воздействием курения.

Тема 12. Реклама – человек – здоровье. (1ч.)

Форма проведения: беседа

Цель:  познакомить с подростков с влиянием рекламы на принятие решений человека; учить выделению приемов рекламы и умению противостоять ложным потребностям; развитие самоконтроля.

Основные понятия: товар, деньги, конкуренция, антиреклама, ложные потребности.

        

Методическое обеспечение

Блок № 1 «Я и мое тело» включает в себя проведение бесед и практических занятий. Используется наглядный материал по темам: «Строение зуба», «Структура волос», «Строение кожи», а также медицинская аптечка.

Блок № 2 «Что внутри меня?» включает в себя проведение бесед, практических упражнений. Используется наглядный материал по темам: «Органы пищеварения», «Строение органов слуха и речи», «Дыхательная, кровеносная и выделительная системы организма».

Подведение итогов по данному блоку проводится в форме викторины «Энциклопедия витаминов» и КВН «Мы и наше здоровье».

Блок № 3 «Буду здоровым»,  включает проведение бесед, спортивных и спортивно - валеологической игр, выступление агитбригады.

Блок № 4 «Вредной привычке скажем, нет» включает в себя проведение бесед, уроков-тренингов, диспутов. Для более наглядного  представления пагубного воздействия курения на организм человека подросткам предлагается практическое занятие с курящей куклой

        

Список литературы

        1.Александров А.А., Александрова В.Ю. Профилактика курения: роль и место психолога //Вопросы психологии.- М., 1999. - № 4. – С. 35-42.

        2. Бенюмов В. М., Костенко О. Р., Флоренсова К. М. Вред алкоголя, никотина и наркотиков: Пособие для учителя. – К., 1989.- 305 с.

        3. Бойко А. Ф. Как бросить курить.- М., 2003. 270 с.

        4. Влияние школьного обучения на состояние здоровья детей и подростков.- Нижний Новгород, 1991.- 203 с.

        5. Дерекляева Н. И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья.- М.: ВАКО, 2004.- 186 с.

        6. Деларю В. В. Губительная сигарета.- М., 2003.- 234 с.

        7. Ильин Е. П. мотивация и мотивы.- СПб.. 2000.- 187 с.

        8. Классный час играючи. Выпуск 4 // - М.: ТЦ Сфера,2004.- 88 с.

        9. Классные часы в 5-7х классах. Под ред. Сибирцовой  Г. Н. Изд. 4-е.- Ростов н/Д : Феникс,2005.- 164 с.

        10. Колесов Д. В. Предупреждение вредных привычек у школьников.- Мн., 1987.- 345 с.

        11. Курение и здоровье: Издание Международного агентства по изучению рака.- М., 1989.- 340 с.

        12. Лалаянц К. Дорогое удовольствие (о курильщиках ) // Наука и жизнь.- 1996.- № 10. –с. 80-83.

        13. Лебедева Н. Г. Школа и здоровье учащихся.- Мн.,1998.- 208 с.

        14. Модно быть здоровым. Из опыта проведения Всероссийского урока здоровья.- Йошкар – Ола: Педаг.инициатива, 2004.- 63 с.

        15. Матвеев В. Ф., Гройсман А. Л. Профилактика вредных привычек у школьников: Книга для учителя.- М., 1987.- 356 с.

        16.  Науманн Ф. Курение без вреда для здоровья / Пер. с нем. Н. А. Чупеева.- М., 2001. 296 с.

        17. Обухова Л. Л., Лемяскина Н. А. Школа докторов природы или 135 уроков здоровья.- М.: ВАКО, 2005.- 208 с.

        18. Педагогика здоровья / под ред. Касаткина В. Н.- М.: Линка- Пресс, 1998.- 332 с.

        19. Предупреждение подростковой и юношеской наркомании / под ред. Березина С. В., Лисницкого К. С.- М.: Изд-во Института психотерапии,2003.- 182 с.

        20. Профилактика и освобождение от табакокурения детей и подростков:Сборник авторских программ и практических рекомендаций для средних учебных заведений /Винда О. В. И др.- Харьков,2000.- 296 с.

        21. Психология и лечение зависимого поведения. / под ред. Даулинга С./ пер. с англ. Муртазина Р. Р.- М., 2000.- 146 с.

        22. Сизанов А. Н, Хриптович В. А. Модульный курс профилактики курения. Школа без табака. 5-11 классы, ПТУ. М.: ВАКО, 2006.- 272 с.

        23. Сирота Н. А. и др. Профилактика наркомании у детей и подростков.- М., 2001.- 154 с.

        24. Сирота Н. А., Ялтонский В. М., Хажилина  И. И., Видерман Н. С. Профилактика наркомании у подростков: от теории к практике.- М.: Генезис,2001.- 175 с.

        25. Сизанов А. Н. и др. Жизнь без табака. Мн. : Асобны Дах, 2001.- 350 с.

        26.  Ураков И. Г. Алкоголь : личность и здоровье. М.:Медицина, 1986.- 314 с.

        27. Хриптович В. А. Психолого – педагогические основы обучения школьников здоровому образу жизни // Психолог года: Материалы, посвященные Первому республиканскому профессиональному конкурсу / Редкол.: Я. Л. Коломинский и др. – Мн., 2001.- 386 с.

        28. Шапиро Б М и др  Здоровый  образ жизни : Пособие для  учителя / Б. М. Шапиро, Л. Н. Башмакова, Г. Н. Курманова. – Бишкек, 1999. – 293 с.

        29. Ягодинский В. Н. школьнику о вреде никотина и алкоголя. Кн. для учащихся. – 2-е изд., перераб. – М.,1986. 264 с.                                                                                          

Глоссарий

Алкоголизм - заболевание, разновидность токсикомании, характеризующееся болезненным пристрастием к алкоголю (этиловому спирту), с психической и физической зависимостью от него.

Болезнь - это состояние организма, выраженное в нарушении его нормальной жизнедеятельности, продолжительности жизни.

Валеология - общая теория здоровья, претендующая на интегральный подход к физическому, нравственному и духовному здоровью человека со стороны естественных, общественных и гуманитарных наук.

Гиподинамия - (пониженная подвижность) — нарушение функций организма (опорно-двигательного аппарата, кровообращения, дыхания, пищеварения) при ограничении двигательной активности, снижении силы сокращения мышц.

Деградация  - постепенное ухудшение, упадок, снижение качества, разрушение личности вследствие внешнего воздействия.

Здоровье - состояние полного социального и духовного благополучия.

Инвалид - человек, у которого возможности его личной и жизнедеятельности в обществе ограничены из-за его физических, умственных, сенсорных или психических отклонений

Индивидуальность - совокупность характерных особенностей и свойств, отличающих одного индивида от другого; своеобразие психики и личности индивида, неповторимость, уникальность. Индивидуальность проявляется в чертах темперамента, характера, в специфике интересов.

Коллектив - группа, людей, работающих в одной организации, на одном предприятии, объединенных совместной деятельностью, общими идеями, интересами, потребностями.

Наркотики - вещества, воздействующие на нервную систему и изменяющие психику.

Самооценка -  это представление человека о важности своей личной деятельности в обществе и оценивание себя и собственных качеств и чувств, достоинств и недостатков, выражение их открыто или закрыто.

Суицид, самоубийство - целенаправленное лишение себя жизни, как правило, добровольное  и самостоятельное (хотя бывают и случаи вынужденного самоубийства).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование упражнений с отягощениями при наиболее распространенных заболеваниях опорно-двигательного аппарата у детей старшего школьного возраста

Использование упражнений с отягощениями при наиболее распространенных заболеваниях опорно-двигательного аппарата у детей старшего школьного возраста...

Рекомендации по формированию учебно-информационных умений слепых детей старшего школьного возраста на уроках информатики

Статья содержит методические рекомендации по организацииуроков информатики в специальных коррекционных образовательных учреждениях III-IV вида....

Психологические и физиологические особенности детей старшего школьного возраста

Краткое описание психологических и физиологических особенностей подростков старшего школьного возраста...

"Символы России" классный час для детей старшего школьного возраста с нарушением интеллекта

Цель: познакомить учащихся с историей государственных символов.Форма: беседаМетоды: рассказ с элементами игры....

Спортивный праздник «Здоровым - быть здорово»! для детей младшего школьного возраста

Место проведения: спортивный зал г. Брянск МБОУ СОШ №51Дата проведения:  25 ноября 2014 годаВремя проведения: 60 минутУчастники праздника: ученики 1-х классовСудьи: учителя МБОУ СОШ №51Руководств...

Дополнительная образовательная программа по валеологическому воспитанию и формированию здорового образа жизни «Ступени к здоровью» для детей среднего школьного возраста, попавших в сложную жизненную ситуацию

«Ступени здоровья»  Дополнительная образовательная программа по валеологическому воспитанию и формированию здорового образа жизнидля детей  среднего школьного возраста, попавших в ...