Программа "Уроки здоровья" (для детей старшего школьного возраста)
рабочая программа на тему
Данная программа нацелена на формирование у воспитанников основ здорового образа жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_uroki_zdorovya.doc | 133.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное казенное учреждение социального обслуживания РМ «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Радуга»
ПРОГРАММА
«УРОКИ ЗДОРОВЬЯ»
(ДЛЯ ГРУППЫ СТАРШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА)
Составитель:
Елена Валентиновна Харитонова
воспитатель государственного казенного учреждения социального обслуживания РМ
«Социально-реабилитационный
центр для несовершеннолетних «Радуга»
го Саранск, 2012г.
Информационная карта программы
1. | Вид программы | Профилактическая |
2. | Цель программы | Формирование у воспитанников основ здорового образа жизни. |
3. | Область применения | ГКУСО РМ «СРЦН «Радуга» |
4. | Целевая группа | Группа старшего возраста |
5. | Формы и методы | Групповые, индивидуальные; беседы, диспуты, агитбригады, практические занятия, уроки тренинги, КВН, викторины, походы, спортивно - валеологические игры. |
6. | Нормативно правовое обоснование | 1. Конвенция ООН «О правах ребенка». 2. Федеральный закон от 24 июля 1999г. № 120 «Об основах системы профилактики правонарушений несовершеннолетних». 3. Семейный кодекс РФ от 29 декабря 1995г. №223 – ФЗ |
7. | Срок реализации | В течение года |
Здоровье – это вершина,
на которую человек
должен подняться сам.
И. Брехман
Пояснительная записка
Здоровье людей относится к числу главных проблем, то есть тех, что имеют жизненно важное значение для всего человечества. Проблема снижения уровня здоровья населения в России в новом тысячелетии стоит чрезвычайно остро. Особую тревогу вызывает ухудшение здоровья подрастающего поколения.
Нельзя рассматривать здоровье как элементарное отсутствие физических дефектов или болезней у человека. Устав всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) трактует понятие «здоровье» как «состояние полного социального и духовного благополучия».
А что значит быть здоровым для ребенка? Это значит – развивать в гармонии свои физические и духовные силы, обладать выносливостью и уравновешенностью, уметь противостоять действию, как неблагоприятных факторов внешней среды, так и своего внутреннего мира.
Здоровье ребенка формируется под влиянием совокупности социальных, экономических, природных и генетических факторов. Но, к сожалению, семья для детей, попавших в учреждение социального обслуживания, не является местом формирования и укрепления здоровья. Поэтому одним из важных направлений в воспитательном процессе – совершенствование работы по укреплению здоровья, активизации мыслительной и двигательной деятельности и в целом по формированию культуры здоровья детей.
Исходя из вышесказанного, обучение детей бережному отношению к своему здоровью, начиная с раннего детства, - актуальная задача современного общества. Дети поступают в реабилитационный центр из социально неблагополучных семей и, не смотря на подростковый возраст, у многих из них отсутствуют элементарные знания о том, что такое здоровье человека, навыки гигиены, забота о своем здоровье. Поэтому предлагаемая программа «Уроки здоровья» нацелена на формирование у подростков основ здорового образа жизни. Достижение указанной цели осуществляется с помощью конкретных задач:
–формировать мотивацию здорового образа жизни, безопасного и гигиенически разумного поведения;
–актуализировать потребности детей в самопознании, саморазвитии, самосовершенствовании;
–обучать детей приемам самоконтроля, саморегуляции, коррекции своего здоровья и самооздоровления с помощью оздоровительных упражнений;
– развивать познавательные, творческие, двигательные способности детей.
Основные принципы программы:
– принцип гуманизации – высшей ценностью является ребенок и его здоровье (Конвенция о правах ребенка, 1998 год);
– принцип единства познания, переживания и действия позволяет обеспечить становление многогранных отношений ребенка с окружающей средой и ценностного отношения к здоровью;
– принцип диалогизации предполагает субъект – субъектный характер отношений между взрослым и ребенком, результатом которых является сотрудничество, сотворчество в направлении здоровьесбережения.
Программа «Уроки здоровья» рассчитана на 37 часов занятий с детьми от 11 до 17 лет. Занятия проводятся в течение учебного года один раз в неделю.
Структура программы состоит из четырех модульных блоков и может варьироваться с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Блок №1 «Я и мое тело» учит детей понимать себя и других людей, формирует представление об организме как о едином целом; знакомит с основными правилами личной гигиены; учит оказывать первую доврачебную помощь.
Блок №2 «Что внутри меня?» знакомит со строением организма человека.
Блок №3 «Буду здоровым» направлен на формирование у детей чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья.
Блок №4 «Вредной привычке скажем нет» направлен на овладении знаниями о правильном образе жизни, формирование здоровых установок и навыков ответственного поведения, снижающих вероятность приобщения к вредным привычкам (курение, употребление алкоголя, наркотиков).
Механизм реализации программы включает в себя проведение теоретических и практических занятий, диспутов, КВН, викторин, выступлений агитбригад, уроков – тренингов, участие в городских и республиканских конкурсах.
Состав детей реабилитационного центра постоянно меняется, поэтому необходимо осуществление индивидуального подхода в работе, построенного с учетом качества восприятия, психических особенностей детей, уровнем развития умений и навыков.
Программа обеспечена комплектом необходимого дидактического материала.
Программой «Уроки здоровья» предусмотрено проведение диагностической работы, которая позволяет оценивать эффективность формирования у воспитанников основ здорового образа жизни. Диагностика выявляет уровень первичных и итоговых знаний. До занятий подросткам предлагается ответить на ряд вопросов по каждому разделу программы. На основе этих вопросов заполняется таблица, и выставляются оценки по пятибалльной системе. В конце учебного года проставляются итоговые оценки и строится график показывающий уровень освоения правил здорового образа жизни и способность их реализации, заботы ребенка о своем здоровье после внедрения программы.
Результатом работы по программе «Уроки здоровья» является сформированность ответственного ценностного отношения к здоровью. Оно включает:
- отношение к здоровью как к ценности;
- формирование представления о себе как о здоровом человеке;
- способность использовать в повседневном поведении полученную информацию, которая служит сохранению и укреплению здоровья;
- конкретные привычки здорового образа жизни.
Результаты могут быть представлены в форме коллективных выставок работ детей, открытых мероприятий, итоговых занятий, участия в конкурсах, марафонах.
За достигнутые положительные результаты могут иметь место моральные (словесные одобрения) поощрения. По результатам учебного года лучшие воспитанники на итоговой обшецентровской линейке награждаются почетными грамотами, благодарностями.
Программа реализуется на основе источников, указанных в списке литературы.
Тематическое планирование
№ | Название тем | Кол-во часов | ||
теория | практика | всего | ||
Блок №1: «Я и мое тело» | ||||
1. | «Мы все похожие и разные» | 2 | 2 | |
2. | «Я познаю себя» | 2 | 2 | |
3. | «Как ухаживать за зубами?» | 1 | 1 | |
4. | «Как ухаживать за волосами?» | 1 | 1 | |
5. | «Наша кожа» | 1 | 1 | |
6. | Школа безопасности «Оказание первой доврачебной помощи» | 1 | 1 | |
Блок №2 «Что внутри меня?» | ||||
1. | «Удивительные превращения пищи внутри нас» | 2 | 2 | |
2. | «Энциклопедия витаминов» | 1 | 1 | |
3. | «Глазки мои глазки…профилактика близорукости» | 1 | 1 | |
4. | «Почему мы слышим и говорим» | 1 | 1 | |
5. | «Дыхательная, кровеносная и выделительная системы организма человека» | 1 | 1 | |
6. | «Мы и наше здоровье» | 1 | 1 | |
Блок №3 «Буду здоровым» | ||||
1. | «Здоровье и укрепляющие его факторы» | 1 | 1 | |
2. | «Сон лучшее лекарство» | 1 | 1 | |
3. | «Модно быть здоровым» | 1 | 1 | |
4. | «Осанка - стройная спина» | 1 | 1 | |
5. | «За здоровый образ жизни» | 1 | 1 | |
6. | «Здоровый час» | 1 | 1 | |
7. | «Ближе к природе» | 3 | 3 | |
8. | «Весёлые старты» | 1 | 1 | |
Блок №4 «Вредной привычке скажем, нет» | ||||
1. | «Привычки и здоровье» | 1 | 1 | |
2. | «Курение опасное увлечение» | 1 | 1 | |
3. | «Профилактика курения» | 1 | 1 | |
4. | «Алкоголь и его последствия» | 1 | 1 | |
5. | «Профилактика алкоголизма» | 1 | 1 | |
6. | «Это «белая смерть» | 1 | 1 | |
7. | «Курить выпивать себя убивать» | 1 | 1 | |
8. | «Правила жизни» | 1 | 1 | |
9. | «Здоровый образ жизни» | 1 | 1 | |
10. | «Умей сказать нет» | 1 | 1 | |
11. | «Курящая кукла» | 1 | 1 | |
12. | «Реклама – человек - здоровье» | 1 | 1 | |
Итого | 24 | 13 | 37 |
Содержание
Блок №1. Я и мое тело.
Тема 1. Мы все похожие и разные.(2 ч.)
Форма проведения: беседа
Цель: формирование понимания и принятия уникальности других людей. Учить видеть за внешними проявлениями внутренних качеств человека.
Основные понятия: индивидуальность, коллектив, инвалид, восприятие другого человека, черты характера и чувства
Тема 2. Я познаю себя. (2 ч.)
Возможности нашего организма. Черты характера и внешности. Реалистическая самооценка. Адекватная реакция на чужие эмоции. Изменение себя: что хочу приобрести, от чего хочу избавиться.
Форма проведения: беседа
Цель: формирование обобщенного образа телесного «Я». Вырабатывать представление об организме как о едином целом.
Тема 3.Как ухаживать за зубами? (1 ч.)
Строение зуба. Болезни зубов и причины их возникновения. Профилактика кариеса. Гигиенический уход за полостью рта.
Форма проведения: беседа, практическое занятие
Цель: познакомить детей с основными правилами гигиены полости рта.
Тема 4. Как ухаживать за волосами? (1 ч.)
Структура и типы волос. Средства ухода за волосами. Прически.
Форма проведения: беседа
Цель: учить детей правильному уходу за волосами.
Тема 5. Наша кожа. (1 ч.)
Строение кожи. Ее функции. Гигиенический уход за телом.
Форма проведения: беседа
Цель: расширить представление детей о важном органе человека - коже, как её защищать, ухаживать.
Тема 6. Школа безопасности «Оказание первой доврачебной помощи». (1 ч.) Повреждения кожи: порезы, ссадины, царапины, ожоги. Обработка ран, наложение повязок. Признаки отравлений. Медицинская аптечка.
Форма проведения: практическое занятие
Цель: учить детей оказывать первую помощь при отравлениях, травмах, ожогах.
Блок №2. Что внутри меня?
Тема 1. Удивительные превращения пищи внутри нас. (2 ч.)
Органы пищеварения: полость рта, пищевод, желудок кишечник. Переваривание пищи. Болезни грязных рук. Состав пищи: белки, жиры, углеводы, минеральные вещества, витамины и вода. Режим питания.
Форма проведения: беседа
Цель: расширить представление о пищеварительной системе и об её значении в формировании позитивного отношения к правильному рациональному питанию.
Тема 2. Энциклопедия витаминов. (1 ч.)
Витамины в пищевом рационе. Содержание витаминов в различных продуктах. Роль витаминов для человека.
Форма проведения: викторина
Цель: закрепление знаний детей о рациональном питании.
Тема 3. Глазки мои глазки … Профилактика близорукости. (1 ч.)
Глаз - орган зрения. Внешний вид глаза. Строение глаза. Защита глаз. Дальнозоркость. Близорукость. Профилактика нарушения зрения. Гимнастика для глаз.
Форма проведения: беседа, практические упражнения.
Цель: дать элементарные знания о строении глаза, профилактика близорукости
Тема 4. Почему мы слышим и говорим. (1 ч.)
Строение уха. Нарушения слуха. Строение органов речи. Профилактика лор-заболеваний.
Форма проведения: беседа
Цель: дать элементарные знания о строении органов слуха и речи. Роль и охрана слуха и речи человека.
Тема 5. Дыхательная, кровеносная и выделительная системы организма человека. (1 ч.)
Строение дыхательной системы. Движение крови по организму. Роль выделительной системы.
Форма проведения: беседа
Цель: систематизировать знания детей о роли и значении этих систем для организма человека.
Тема 6. Мы и наше здоровье. (1 ч.)
Форма проведения: КВН
Цель: закрепление знаний детей о строении внутренних органов человека, умении оказывать первую помощь при травмах, развивать память, внимание, мышление, воспитывать здоровое чувство соперничества
Блок №3. Буду здоровым.
Тема 1. Здоровье и укрепляющие его факторы. (1 ч.)
Форма проведения: беседа.
Цель: ввести понятие здоровья как фактор, определяющий благополучие и долголетие человека.
Основные понятия: здоровье, болезнь, группа здоровья, гиподинамия.
Тема 2. Сон - лучшее лекарство. (1ч.)
Значение сна. Место сна в суточном режиме. Гигиена сна. Оздоравливающий сон-релаксация.
Форма проведения: беседа.
Цель: сформировать представление о необходимости полноценного сна.
Тема 3. Модно быть здоровым. (1ч.)
Форма проведения: спортивно – валеологическая игра.
Цель: содействовать активному отдыху, укреплению здоровья и физическому развитию детей, ориентировать их на здоровый образ жизни.
Тема 4. Осанка - стройная спина. (1ч.)
Форма проведения: беседа.
Цель: привлечь внимание к формированию правильной осанки, углубить знание в данной области.
Основные понятия: сколиоз, здоровье, стройность, красивая фигура.
Тема 5. За здоровый образ жизни. (1ч.)
Форма проведения: выступление агитбригады.
Цель: формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни.
Тема 6. Здоровый час. (1ч.)
Здоровье и окружающая среда. Элементы закаливания. Режим дня. Зарядка. Самоанализ и коррекция своего поведения в направлении здоровьесбережения.
Форма проведения: беседа.
Цель: формирование у детей чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья.
Тема 7. Ближе к природе.(3ч.)
Форма проведения: поход.
Цель: формировать элементарные навыки туризма. Воспитывать бережное отношение к природе.
Тема 8. Весёлые старты.(1ч.)
Форма проведения: спортивная игра.
Цель: укрепление физического здоровья детей, повышение эмоционального настроя.
Блок №4. Вредной привычке скажем, нет.
Тема 1. Привычки и здоровье. (1ч.)
Форма проведения: беседа.
Цель: сформировать представление у ребенка о полезных и вредных привычках.
Основные понятия: здоровый образ жизни, зарядка, режим дня, наследственность, волевые качества
Тема 2. Курение опасное увлечение. (1ч.)
Форма проведения: беседа.
Цель: ознакомить с отрицательными последствиями курения, развивать умение вести дискуссию, пропагандируя здоровый образ жизни.
Основные понятия: никотин, туберкулёз, пассивный курильщик, рак легких.
Тема 3. Профилактика курения. (1ч.)
Проведение теста Люшера. Мозговой штурм. Создание отрицательного имиджа образа курящего.
Форма проведения: урок - тренинг.
Цель: формирование у детей стойкого неприятия курения, негативного имиджа курящего человека.
Тема 4. Алкоголь и его последствия. (1ч.)
Форма проведения: беседа.
Цель: познакомить с историей появления алкоголя осознать пагубность пристрастия к алкоголю, подвести к выводу об опасности употребления спиртных напитков.
Основные понятия: алкоголизм, алкогольное опьянение, цирроз печени, деградация личности.
Тема 5. Профилактика алкоголизма. (1ч.)
Проведение теста Люшера. Социальные последствия алкоголизма. Признаки формирования болезни.
Форма проведения: урок - тренинг.
Цель: формирование у детей стойкого неприятия алкоголя и потребности в здоровом образе жизни.
Тема 6. Это «белая смерть». (1ч.)
Форма проведения: беседа
Цель: познакомить детей с наркоманией как с антисоциальным и вредным для здоровья явлением, заострить внимание на опасных последствиях первого употребления наркотических средств.
Основные понятия: наркотики, зависимость, деградация.
Тема 7. Курить выпивать - себя убивать. (1ч.)
Форма проведения: выступление агитбригады.
Цель: пропаганда здорового образа жизни.
Тема 8. Правила жизни. (1ч.)
Форма проведения: диспут.
Цель: подвести детей к мысли о необходимости жить по определенным правилам, познакомить с конкретными примерами успешной жизни, с духовными потребностями человека. Продолжить развитие дискуссионных умений.
Основные понятия: цель в жизни, сознание, мечта, поступки, дружба.
Тема 9. Здоровый образ жизни. (1ч.)
Форма проведения: конкурс рисунков.
Цель: формирование позиции здорового образа жизни, развитие творческих способностей.
Тема 10. Умей сказать нет. (1ч.)
Форма проведения: занятие - упражнение.
Цель: развитие способности контролировать свое поведение, отработка поведения говорить «нет!»
Основные понятия: характер человека, сила воли, выдержка.
Тема 11. Курящая кукла. (1ч.)
Форма проведения: практическое занятие
Цель: развитие ценностного отношения к своему здоровью на основе знакомства воспитанников с вредным воздействием курения.
Тема 12. Реклама – человек – здоровье. (1ч.)
Форма проведения: беседа
Цель: познакомить с подростков с влиянием рекламы на принятие решений человека; учить выделению приемов рекламы и умению противостоять ложным потребностям; развитие самоконтроля.
Основные понятия: товар, деньги, конкуренция, антиреклама, ложные потребности.
Методическое обеспечение
Блок № 1 «Я и мое тело» включает в себя проведение бесед и практических занятий. Используется наглядный материал по темам: «Строение зуба», «Структура волос», «Строение кожи», а также медицинская аптечка.
Блок № 2 «Что внутри меня?» включает в себя проведение бесед, практических упражнений. Используется наглядный материал по темам: «Органы пищеварения», «Строение органов слуха и речи», «Дыхательная, кровеносная и выделительная системы организма».
Подведение итогов по данному блоку проводится в форме викторины «Энциклопедия витаминов» и КВН «Мы и наше здоровье».
Блок № 3 «Буду здоровым», включает проведение бесед, спортивных и спортивно - валеологической игр, выступление агитбригады.
Блок № 4 «Вредной привычке скажем, нет» включает в себя проведение бесед, уроков-тренингов, диспутов. Для более наглядного представления пагубного воздействия курения на организм человека подросткам предлагается практическое занятие с курящей куклой
Список литературы
1.Александров А.А., Александрова В.Ю. Профилактика курения: роль и место психолога //Вопросы психологии.- М., 1999. - № 4. – С. 35-42.
2. Бенюмов В. М., Костенко О. Р., Флоренсова К. М. Вред алкоголя, никотина и наркотиков: Пособие для учителя. – К., 1989.- 305 с.
3. Бойко А. Ф. Как бросить курить.- М., 2003. 270 с.
4. Влияние школьного обучения на состояние здоровья детей и подростков.- Нижний Новгород, 1991.- 203 с.
5. Дерекляева Н. И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья.- М.: ВАКО, 2004.- 186 с.
6. Деларю В. В. Губительная сигарета.- М., 2003.- 234 с.
7. Ильин Е. П. мотивация и мотивы.- СПб.. 2000.- 187 с.
8. Классный час играючи. Выпуск 4 // - М.: ТЦ Сфера,2004.- 88 с.
9. Классные часы в 5-7х классах. Под ред. Сибирцовой Г. Н. Изд. 4-е.- Ростов н/Д : Феникс,2005.- 164 с.
10. Колесов Д. В. Предупреждение вредных привычек у школьников.- Мн., 1987.- 345 с.
11. Курение и здоровье: Издание Международного агентства по изучению рака.- М., 1989.- 340 с.
12. Лалаянц К. Дорогое удовольствие (о курильщиках ) // Наука и жизнь.- 1996.- № 10. –с. 80-83.
13. Лебедева Н. Г. Школа и здоровье учащихся.- Мн.,1998.- 208 с.
14. Модно быть здоровым. Из опыта проведения Всероссийского урока здоровья.- Йошкар – Ола: Педаг.инициатива, 2004.- 63 с.
15. Матвеев В. Ф., Гройсман А. Л. Профилактика вредных привычек у школьников: Книга для учителя.- М., 1987.- 356 с.
16. Науманн Ф. Курение без вреда для здоровья / Пер. с нем. Н. А. Чупеева.- М., 2001. 296 с.
17. Обухова Л. Л., Лемяскина Н. А. Школа докторов природы или 135 уроков здоровья.- М.: ВАКО, 2005.- 208 с.
18. Педагогика здоровья / под ред. Касаткина В. Н.- М.: Линка- Пресс, 1998.- 332 с.
19. Предупреждение подростковой и юношеской наркомании / под ред. Березина С. В., Лисницкого К. С.- М.: Изд-во Института психотерапии,2003.- 182 с.
20. Профилактика и освобождение от табакокурения детей и подростков:Сборник авторских программ и практических рекомендаций для средних учебных заведений /Винда О. В. И др.- Харьков,2000.- 296 с.
21. Психология и лечение зависимого поведения. / под ред. Даулинга С./ пер. с англ. Муртазина Р. Р.- М., 2000.- 146 с.
22. Сизанов А. Н, Хриптович В. А. Модульный курс профилактики курения. Школа без табака. 5-11 классы, ПТУ. М.: ВАКО, 2006.- 272 с.
23. Сирота Н. А. и др. Профилактика наркомании у детей и подростков.- М., 2001.- 154 с.
24. Сирота Н. А., Ялтонский В. М., Хажилина И. И., Видерман Н. С. Профилактика наркомании у подростков: от теории к практике.- М.: Генезис,2001.- 175 с.
25. Сизанов А. Н. и др. Жизнь без табака. Мн. : Асобны Дах, 2001.- 350 с.
26. Ураков И. Г. Алкоголь : личность и здоровье. М.:Медицина, 1986.- 314 с.
27. Хриптович В. А. Психолого – педагогические основы обучения школьников здоровому образу жизни // Психолог года: Материалы, посвященные Первому республиканскому профессиональному конкурсу / Редкол.: Я. Л. Коломинский и др. – Мн., 2001.- 386 с.
28. Шапиро Б М и др Здоровый образ жизни : Пособие для учителя / Б. М. Шапиро, Л. Н. Башмакова, Г. Н. Курманова. – Бишкек, 1999. – 293 с.
29. Ягодинский В. Н. школьнику о вреде никотина и алкоголя. Кн. для учащихся. – 2-е изд., перераб. – М.,1986. 264 с.
Глоссарий
Алкоголизм - заболевание, разновидность токсикомании, характеризующееся болезненным пристрастием к алкоголю (этиловому спирту), с психической и физической зависимостью от него.
Болезнь - это состояние организма, выраженное в нарушении его нормальной жизнедеятельности, продолжительности жизни.
Валеология - общая теория здоровья, претендующая на интегральный подход к физическому, нравственному и духовному здоровью человека со стороны естественных, общественных и гуманитарных наук.
Гиподинамия - (пониженная подвижность) — нарушение функций организма (опорно-двигательного аппарата, кровообращения, дыхания, пищеварения) при ограничении двигательной активности, снижении силы сокращения мышц.
Деградация - постепенное ухудшение, упадок, снижение качества, разрушение личности вследствие внешнего воздействия.
Здоровье - состояние полного социального и духовного благополучия.
Инвалид - человек, у которого возможности его личной и жизнедеятельности в обществе ограничены из-за его физических, умственных, сенсорных или психических отклонений
Индивидуальность - совокупность характерных особенностей и свойств, отличающих одного индивида от другого; своеобразие психики и личности индивида, неповторимость, уникальность. Индивидуальность проявляется в чертах темперамента, характера, в специфике интересов.
Коллектив - группа, людей, работающих в одной организации, на одном предприятии, объединенных совместной деятельностью, общими идеями, интересами, потребностями.
Наркотики - вещества, воздействующие на нервную систему и изменяющие психику.
Самооценка - это представление человека о важности своей личной деятельности в обществе и оценивание себя и собственных качеств и чувств, достоинств и недостатков, выражение их открыто или закрыто.
Суицид, самоубийство - целенаправленное лишение себя жизни, как правило, добровольное и самостоятельное (хотя бывают и случаи вынужденного самоубийства).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование упражнений с отягощениями при наиболее распространенных заболеваниях опорно-двигательного аппарата у детей старшего школьного возраста
Использование упражнений с отягощениями при наиболее распространенных заболеваниях опорно-двигательного аппарата у детей старшего школьного возраста...
Рекомендации по формированию учебно-информационных умений слепых детей старшего школьного возраста на уроках информатики
Статья содержит методические рекомендации по организацииуроков информатики в специальных коррекционных образовательных учреждениях III-IV вида....
Психологические и физиологические особенности детей старшего школьного возраста
Краткое описание психологических и физиологических особенностей подростков старшего школьного возраста...
"Символы России" классный час для детей старшего школьного возраста с нарушением интеллекта
Цель: познакомить учащихся с историей государственных символов.Форма: беседаМетоды: рассказ с элементами игры....
Спортивный праздник «Здоровым - быть здорово»! для детей младшего школьного возраста
Место проведения: спортивный зал г. Брянск МБОУ СОШ №51Дата проведения: 25 ноября 2014 годаВремя проведения: 60 минутУчастники праздника: ученики 1-х классовСудьи: учителя МБОУ СОШ №51Руководств...
Дополнительная образовательная программа по валеологическому воспитанию и формированию здорового образа жизни «Ступени к здоровью» для детей среднего школьного возраста, попавших в сложную жизненную ситуацию
«Ступени здоровья» Дополнительная образовательная программа по валеологическому воспитанию и формированию здорового образа жизнидля детей среднего школьного возраста, попавших в ...