Программа самообразования (на 2016-2019г.г.) «Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей у детей старшего школьного возраста»
материал по теме

Рычкова Ирина Антоновна

«Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей у детей старшего школьного возраста»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan_po_samoobrazovaniyu.doc89 КБ

Предварительный просмотр:

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ И СПОРТА АДМИНИСТРАЦИИ ПИЛЬНИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

 "ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА"

Утверждена

Приказом директора МОУДОД "Центр детского творчества"

Директор  ______________Л.С. Михайлина

Программа самообразования

(на 2016-2019г.г.)

«Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей у детей старшего школьного возраста»

Разработала: Рычкова Ирина Антоновна

Педагог дополнительного образования

        

п.Пильна

2016

Образование: среднее специальное, педагогический стаж  – 20 лет

Индивидуальная тема самообразования:

«Театральная деятельность как средство развития творческих способностей у детей старшего школьного возраста»

Цель программы:

Повышение профессиональной компетенции в работе с учащимися.

Формирование творческой личности учащегося средствами театральной деятельности

Задачи программы:

  • Создать условия для развития творческой активности учащегося в театрализованной деятельности (развивать творческое воображение ,проявление творческой активности);
  • Приобщить учащихся к театральной культуре(познакомить с обстановкой театра ,театральными жанрами);
  •  повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы по теме самообразования;
  • Обеспечить условия для взаимосвязи театрализованной деятельности с другими видами совместной деятельности ,свободной деятельности педагога и учащихся в едином педагогическом процессе;
  • Способствовать самореализации каждого учащегося через создание благоприятного микроклимата .уважения к личности каждого учащегося;
  • проанализировать литературу по данной теме;
  • изучить литературу по улучшению предметно – развивающей среды в старшей группе театрального объединения "Мечта";
  • подобрать, изучить по теме самообразования для организации самостоятельной деятельности учащихся;

Сроки программы:

Программа рассчитана на 3 учебных года (сентябрь 2016 г -  май 2019 г.)

Предполагаемые результаты:

  • В результате проведенной работы по развитию творческой личности средствами театрализованной деятельности у учащихся появится возможность проявить свои таланты ,выдумывать .фантазировать ,воплощать свои фантазии в реальные образы.
  • Будет развиваться связная речь, произойдет обогащение словаря, что способствует формированию и развитию коммуникативных навыков, раскрытию творческих способностей учащихся(интонационное проговаривание .эмоциональный настрой ,мимическую выразительность ,навыки имитации);
  • Развитию психологических процессов (мышление, память, речь, внимание, воображение, фантазия);
  • Развитию личностных качеств (дружеские, партнерские взаимоотношения, коммуникативные навыки).

Способ демонстрации результата проделанной работы

Презентация результатов работы перед пед. коллективом, выступления учащихся перед младшими школьниками и ровесниками, информация для родителей.

Форма отчета по проделанной работе

Показ спектаклей. Выступление на педсовете.

Введение.

Искусство театра представляет собой  органический  синтез музыки, танца, живописи, риторики, актерского мастерства, сосредотачивает в единое целое средства  выразительности, имеющиеся в арсенале отдельных искусств,  тем  самым,  создает  условия  для  воспитания целостной  творческой личности, способствует осуществлению цели современного образования.

 Театр – это воспитание чувства интернационализма у подростков. Только театр, его магия, его волшебство, увлекая наше воображение , позволит нам ощутить факт-сюжет неоднозначно, а во множестве его связей и ассоциаций, ощутить скрытый драматизм этих связей, ощутить, наконец, ассоциацию как начало драматическое.

Особое значение в дополнительных образовательных учреждениях можно и нужно уделять театрализованной деятельности, всем видам детского театра, потому что они помогают:

  • сформировать правильную модель поведения в современном мире;
  •  повысить общую культуру учащегося, приобщать к духовным   ценностям;
  •  познакомить его с литературой, музыкой, изобразительным искусством, правилами этикета, обрядами, традициями, привить устойчивый интерес;
  • совершенствовать навык воплощать в игре определенные переживания, побуждать к созданию новых образов, побуждать к мышлению. 

Кроме того, театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний учащегося, т.е. развивает эмоциональную сферу учащегося, заставляя сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения учащегося, снятие сжатости, обучения чувствованию и художественному  воображению – это путь через игру, фантазирование, сочинительство. «Театрализованная деятельность является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий учащегося, приобщает его к духовному богатству. Постановка спектакля заставляет волноваться, сопереживать персонажу и событиям, и в процессе этого сопереживания создаются определённые отношения и моральные оценки, просто сообщаемые и усваиваемые» (В. А. Сухомлинский).

С театрализованной деятельностью тесно связано и совершенствование речи, так как в процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь учащегося, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй.
Новая роль, особенно диалог персонажей, ставит учащегося перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй, он начинает активно пользоваться словарем, который, в свою очередь, тоже пополняется.  Участвуя в  театрализованной деятельности, учащиеся знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а правильно поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения, способствуют развитию умственных способностей. Любовь к театру становится ярким воспоминанием из детства, ощущением праздника, проведенного вместе со сверстниками, родителями и педагогами в необычном волшебном мире. Театрализованная деятельность создаёт условия для развития творческих способностей. Этот вид деятельности требует от учащихся: внимания, сообразительности, быстроты реакции, организованности, умения действовать, подчиняясь определённому образу, перевоплощаясь в него, живя его жизнью. Поэтому, наряду со словесным творчеством драматизация или театральная постановка, представляет самый частый и распространенный вид детского творчества
. Учащиеся сами сочиняют, импровизируют роли, инсценируют какой-нибудь готовый литературный материал.

 В театрализованной деятельности действия не даются в готовом виде. Литературное произведение лишь подсказывает эти действия, но их еще надо воссоздать с помощью движений, жестов, мимики. Учащиеся сами выбирают выразительные средства. Воспитательные возможности театрализованной деятельности усиливаются тем, что их тематика практически не ограничена. Она может удовлетворять разносторонние интересы учащихся.
Именно театрализованная деятельность является уникальным   средством развития художественно-творческих способностей учащихся. Решение задач, направленных на развитие художественно-творческих способностей, требует определения иной технологии, использования театральных методик и их комбинаций в целостном педагогическом процессе.Вместе с тем на практике мы наблюдаем, что развивающий потенциал   театрализованной деятельности используется недостаточно. Чем можно это объяснить?

  • Недостаток учебного времени.
  • Приобщение  к театру не носит массового характера и значит, часть учащихся остается вне этого вида деятельности.
  • Недопонимание значения театрализованной деятельности для развития учащегося.
  • У учащихся отсутствует опыт восприятия театрального искусства. Наблюдается бессистемность и поверхностное ознакомление с театром в школе и в семье, что формируется у учащихся представления о доступном восприятии сценического оформления произведений без специальных знаний.

Возникает противоречие: с одной стороны – признание искусствоведческой и педагогической наукой значение театра в эмоциональном и творческом развитии учащегося. С другой стороны дефицит театрального искусства в жизни учащихся.
Преодоление этого противоречия возможно только при обеспечении синтеза театрализованной деятельности путем ознакомления учащихся с театром, как с видом искусства.

Направления самообразования:

 

Основные направления

Действия и мероприятия

Сроки

реализации

Предполагаемые

результаты

Профессиональное

  • Изучить новые программы и книги
  • Знакомиться с новыми педагогическими технологиями через предметные издания и Интернет.

2016- 2019гг

Повышение собственного профессионализма

Психолого-педагогические

  • Совершенствовать свои знания в области классической и современной психологии и педагогики.

 

регулярно

Совершенствование свои знания в области подростковой психологии

Методические

  • подобрать методическую литературу по теме самообразования;
  • знакомиться с новыми формами, методами и приёмами развития учащихся;
  • изучить подобранную методическую литературу;
  • выступить с консультациями по теме на педсоветах и родительских собраниях;
  • помощь в проведении интегрированных и комплексных занятий по различным областям образовательной деятельности;
  • Периодически проводить самоанализ профессиональной деятельности.
  • Создать собственную базу сценариев и конспектов занятий.
  • Проводить открытые занятия для коллег по работе.

 

 2016-2019гг

 

регулярно

регулярно

2016 -2019гг.

Информационно технологические технологии

  • Изучать ИКТ и внедрять их в учебный процесс.
  • Создать электронную почту для контакта с единомышленниками.

регулярно

регулярно

Повышение интереса воспитанников к Театральному объединению "Мечта".

Охрана здоровья

  • Внедрять в образовательный процесс здоровье сберегающие технологии.
  • Вести здоровый образ жизни.

регулярно

 

 регулярно

Основные этапы работы по самообразованию:

Этапы работы

Задачи

Содержание работы

1-й этап-

Организационно-подготовительный

(сентябрь-ноябрь )

Подборка и изучение программно-методической литературы ,изучение опыта педагогов-практиков по развитию речи у учащихся через театрализованную деятельность

-постановка цели ,задач

-подбор методической ,художественной литературы ,иллюстрированных материалов ,атрибутов

2-й этап-

Диагностический

декабрь-февраль

Анализ педагогом резерва своих профессиональных возможностей.

Знакомство учащихся с разными видами театра.

Запланированная поездка в Нижегородский театр драмы и Нижегородский театр Комедия.

3-й этап-

Практический

(март-апрель)

Определение содержания работы по развитию речи у учащихся навыков по театрализованной деятельности.

-разработка игровых занятий

-выразительное чтение литературных произведений

-знакомство с инсценировкой(о чем она ,кто главные герои ,где живут ,как выглядят ,какова их внешность .одежда ,манера поведения)

-формирование у учащихся интереса ,желания участвовать в постановке ,приняв на себя определенную роль

-распределение ролей

-работа над ролью ,над выразительностью речи

-подготовка атрибутов ,бутафории ,кукол, костюмов ,масок для инсценировки

-работа над характером роли

-театрализация произведения

Список литературы:

  1. Артоболевский Г.В Художественное чтение. – М.: Просвящение, 1978г.
  2. Ершов П.Ш. технология актерского искусства. 2 – е Издание. – М.:,12992г.
  3. Кнебель М.О. Поэзия педагогики. – М., 1970г.
  4.  Свакозова З.В. Как сделать голос сценичности. 2 – е Издание. – М.: Искусство, 1975г.
  5. Станиславский К.С. Собрание сочинений в 9 томах. 1988г. Т.I – 4.
  6. Чеботаревекая Т.А. Путешествие по театральной программке. БМ: Просвящение, 1975г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей у детей младшего школьного возраста на занятии в мастерской "Сувенир"

В данной презентации представлена работа детского объединения "Сувенир"....

развитие координационных способностей у детей старшего школьного возраста

Школьной программой предусматриваются обеспечение широкого фонда новых двигательных умений и навыков и на этой основе развитие у учащихся координационных способностей, проявляющихся в циклически...

Психолого-педагогические основы развития творческих способностей у детей младшего школьного возраста.

Термин «способности» несмотря на его давнее и широкое использование в психологии, наличие в литературе достаточно точных его определений, весьма многозначен.Способности – индив...

Психолого-педагогические основы развития творческих способностей у детей младшего школьного возраста.

Материал раскрывает теоретическую сторону  творчества, творческих способностей....

Развитие творческих способностей у детей младшего школьного возраста в процессе занятий квиллингом в системе дополнительного образования.

Развитие творческих способносетй у детей младшего школьного возраста в процесее занятий квиллингом.Диагностика творческих способностей у детей младшего школьного возраста...

Научная публикация: "Современная хореография как средство развития творческого воображения у детей среднего школьного возраста"

В процессе социально-экономических преобразований общества возникают проблемы, требующие новых подходов к решению более сложных задач. Возрастает потребность в людях, имеющих не только прочные и глубо...